Научная статья на тему 'Современным архитектурным образ в образовательном процессе. К вопросу о стиле'

Современным архитектурным образ в образовательном процессе. К вопросу о стиле Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
251
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА "КОСМИЗМА" / НАПРАВЛЕНИЕ / СТИЛЕВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ / ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИИ / НОВАЯ ЭПОХА / КОНСТРУКТИВИЗМ / РАЦИОНАЛИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ ОБЩЕСТВО / ARCHITECTURE "COSMISM" / DIRECTION / STYLE OF EXPRESSION / NATURAL ENVIRONMENT / TECHNOLOGY / NEW ERA / CONSTRUCTIVISM / RATIONALISM / ECOLOGICAL THINKING / POST-MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Портнова И.В.

В современной архитектуре XX начала XXI века важной для обсуждения выступает тема стилевого многообразия, которой посвящена статья. Это время обозначено разными художественными тенденциями, ярко отражающими характер эпохи. Авангард в живописи и постмодернизм в архитектуре явили некую философию взгляда художника на бытие искусства в разных формах его выражения, потребность человека-творца во всем новом, что необходимо учитывать в образовательном процессе студента-архитектора. Многостилевые выражения, как явление Новой эпохи, отразились в архитектуре «космизма», создав концепцию нового мироздания. В ней по-новому воплощается архитектура больших макроскопических пространств, формируя необходимую сферу жизнедеятельности. Здесь высвечивается значимость природного экологического аспекта вместе с всеобщей эстетической потребностью человека во всем красивом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ARCHITECTURAL IMAGE IN THE EDUCATIONAL PROCESS. TO THE QUESTION OF STYLE

In the modern architecture of the XX beginning of XXI century, an important discussion theme favors stylistic diversity, which is the subject of the article. This time designated a number of different artistic trends, clearly reflecting the character of the epoch. Avant-garde in painting and postmodernism in architecture showed a certain philosophy of the artist on the Genesis of art in different forms of expression, the need of man in these. Mnogoletie expression, as a phenomenon of a New era, reflected in the architecture of "cos-mism", forming the concept of the new universe. It embodies a new architecture for building large macroscopic spaces, forming the necessary sphere of life. Here shows the importance of the natural environmental dimension, together with the universal aesthetic human need in all things beautiful.

Текст научной работы на тему «Современным архитектурным образ в образовательном процессе. К вопросу о стиле»

2017, том 19 [9]

—--—

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2017-19-9-9-14

УДК 72.036

СОВРЕМЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ. К ВОПРОСУ О СТИЛЕ Портнова И. В.

Российский Университет Дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В современной архитектуре XX - начала XXI века важной для обсуждения выступает тема стилевого многообразия, которой посвящена статья. Это время обозначено разными художественными тенденциями, ярко отражающими характер эпохи. Авангард в живописи и постмодернизм в архитектуре явили некую философию взгляда художника на бытие искусства в разных формах его выражения, потребность человека-творца во всем новом, что необходимо учитывать в образовательном процессе студента-архитектора. Многостилевые выражения, как явление Новой эпохи, отразились в архитектуре «космизма», создав концепцию нового мироздания. В ней по-новому воплощается архитектура больших макроскопических пространств, формируя необходимую сферу жизнедеятельности. Здесь высвечивается значимость природного экологического аспекта вместе с всеобщей эстетической потребностью человека во всем красивом.

Ключевые слова: архитектура «космизма», направление, стилевые выражения, природная среда, технологии, Новая эпоха, конструктивизм, рационализм, экологическое мышление, постмодернистское общество.

Введение. Эпоха XX - начала XXI века обозначена большим разнообразием стилевых направлений в изобразительном искусстве и в архитектуре. Модерн, как известно, явился реальным стимулом для новых поисков. Стилевое многообразие стало осмысляться как выражение общей закономерности развития новой эпохи. То, что мы называем стилевым подъемом, явилось выражением более глубокого понимания действительности, более серьезного анализа современности и истории.

В изобразительном искусстве и в архитектуре любого исторически определенного периода стили образуют внутреннее единство, систему и в ней они могут быть поняты и изучены не изолированно, а во взаимодействии. Такое изучение связано с установлением общих закономерностей их развития. Они выстраиваются в определенные типологические ряды по признакам сходства, что позволяет обнаружить содержательную область произведений разных стилей. Эта стилевая близость оказывается выражением более общих

—--—

... 9 .

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Вестник представлен в научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

закономерностей развития архитектурной культуры. Таким образом, историко-типоло-гический анализ стилевых преобразований в современной архитектуре может пролить свет на ее внутренние общественно-эстетические механизмы в целом, неизбежно связанные с ключевыми проблемами эпохи. Это актуальная проблематика, значимая в образовательном процессе будущего архитектора, определяет значимость статьи. Ее новизна состоит в том, что вопросы художественного языка, стилистики современной архитектуры, не так часто подвергались анализу. А ведь они дают представление о социальной сущности рассматриваемых памятников в контексте времени, что важно в постановке вопросов социально-гуманитарного плана. Стиль - не только важная составляющая часть архитектурной формы, но во многом ее содержательная. Архитектурный стиль в исторической перспективе дает ясное представление об обществе, его интересах, запросах, потребностях.

Основная часть. Результаты. Архитектуру XX века можно рассматривать как итоговую и одновременно открывающую новый период ее развития. Цель статьи - выявить основные тенденции стилистики современной архитектуры в представлении студента-архитектора, как целостный культурологический образ общественного мироустройства.

Зарубежные и отечественные авторы посвящали свои труды современной архитектуре. Viccent Joseph Scully, Karel Teige, Eric Uhlfelder [1], сосредотачивались на стилевых периодах кубизма, конструктивизма, с их точки зрения ставшие основополагающими в общем эволюционном процессе архитектуры XX века. Эволюционный процесс смены исторических стилей отражен в книге итальянского историка архитектуры Leonardo Benevolo [2]. Одним общим понятием «модернизм» автор определяет стилистику современной архитектуры и общества. Двигателем

европейского модернизма, начавшегося со «второго века машин» Mardges Bacon [3]. справедливо называет Л. Корбюзье. Даже традиционно считавшиеся неизменными сакральные пространства культовой архитектуры претерпели существенные изменения. Символика храмовой постройки как «образа мира» теперь мыслится в новом стилевом архитектурном виде. Mark A. Torgerson [4]. говорит о инновациях современной культовой архитектуры, проводя связь «Божественной транседентности» старой и новой эпохи. В авторских рассуждениях сакральные пространства старых церковных памятников ассоциируются с идеями больших космических сфер, нашедших выражение в конструкции современной архитектуры «космизма». О смене традиций инновационными решениями в архитектуре писал Matias del Campo [5]. Liane Lefaivre, Alexander Tzonis [6]. отмечали, что новая архитектурная философия «космизма» отвечает необходимой функциональности. А.И. Некрасов в свою очередь указывал на взаимосвязь человека и формируемой им архитектурной среды [7]. О социальном характере архитектуры также говорил А.И. Иконников [8], видя за измененной социальной реальностью новый облик архитектурного пространства.

«Космизм» можно назвать универсальным принципом бытия архитектуры, начиная с древних монументальных культовых построек и до современных небоскребов, телебашен, спортивных арен и пр. В них прослеживается триумф архитектурной мысли, самых смелых дизайнерских решений. Идеи «космизма» находили широкое воплощение в разных видах изобразительного искусства, в частности в живописи. Место человека в мироздании и его отношение к нему, роль природы как всеобщего универсального принципа жизнедеятельности всего живого - эти философские измерения находили яркое во-

—---

плющение в произведениях европейских художников XVII-XIX веков. Можно указать на композиционную и колористическую смелость больших полотен фламандских мастеров XVII века: П. Рубенса, Снейдерса. На них фигуры человека, животных, самой природы, заключающие в себе всю силу и энергию земли, словно выходят за пределы земного бытия в иные сферы физического измерения. В произведениях немецкого художника-романтика XIX века Г.Д. Фридриха общечеловеческие идеи мироздания представлены в отображении величия возвышенной природы, на фоне которой человек выглядит маленькой частицей вселенной. Космогония духовного и физического бытия отражена в метафорических скульптурных образах человека, переживающего несовершенство мира и свою греховную сущность в знаменитых «Вратах ада» О. Родена (1880, бронза). Намного раньше Микеланджело в сценах «Страшного суда» на потолке Сикстинской капеллы отразил незыблемую идею Вселенной-Бога. В ее атмосфере мощные титанические фигуры пророков, сивилл, грешников, как бы нависая над синевой мироздания, словно торжествуют в ней.

Архитектурная концепция «космизма» по сути своей та же. Неизменный интерес человека к ней связан с поиском ответа на извечные формы бытия. Архитектура по выражению Д О. Швидковского «овеществленная история» [9, с.391] Вильковского «окаменевшее общество» [10, с.220] в своей абсолютной идеи триумфа мысли, увековеченной на века, отражает концепцию мироустройства в абстрактных символах, складывающихся в систему знаков. Стилевые направления современной архитектуры выступают красноречивым подтверждением этому.

Обратимся к примерам. В первой половине XX века получила расцвет архитектура рационализма, отвечающая запросам промыш-ленно-технического развития нового индустриального общества, которая слагалась из простых геометрических объемов в контрастных сопоставлениях и тяготела к общей пространственной композиционной развернутости. Таковы: здание Баухауза в Дессау В. Гро-пиуса (1925), проект Дворца Нации в Женеве Ле Корбюзье (1927), здание ООН в Нью-Йорке Уоллес К. Гаррисона (1948-52). Реформаторские решения, которые применялись в архитектуре рационализма разных стран, отражая единство архитектурной формы и логику конструкции, свидетельствуют о том, что этой архитектуре отвечала некая всеобщая абсолютистская идея. Архитектура виделась идеальной и была исполнена символического значения, что привело к сложению некого единого интернационального стиля. В древних культурах этой идее отвечал образ-символ, образ-идеал, образ-знак, поднимающийся над повседневностью. А.В. Иконников полагал, что архитектура в целом представляет собой систему знаков, слагаясь в текст, который содержит в себе всю необходимую информацию (утилитарно-практическую, социологическую и пр.) [11, с.28]. Т. Булев говорит о функционировании архитектурного объекта как многогранной, многопластовой знаковой системы [12. с.56].

Эпичен и всеобщ художественный строй древних восточных зиккуратов, египетских пирамид, базиликальных христианских святынь, отражающих идеи космогонии. Г.И. Ре-взин отмечал, что для традиционных архаических культур свойственна стройная система ценностей и смыслов, отождествлений, то есть ясный порядок Космоса [13, с.24]. Здесь

~ 11 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

проявление незыблемости архитектурной идеи, нашедшей отражение в конструктивно-стилевой системе, закрепленное каноном, принятыми и узнаваемыми принципами архитектурной иконографии. Например, в христианских памятниках морфологическая устойчивость Космоса обеспечивается посредством выражения символической сущности свода, купола как образа неба, целостной вселенной, заключающей в себе Божественное начало. Этой же идеи отвечала осевая композиция, пронизывающая подкупольное пространство и объединяющая землю и небо.

Давно ушли в прошлое определенные композиционно-стилевые стереотипы. В современной архитектуре нет обязательных свойств знаковости. А.В. Иконников говорит о перерождении языка архитектуры в «семантически нейтральную орнаментику»[14, с.16]. С переосмыслением «картины мира» кажется, утрачивается символическое содержание архитектурных форм, но тенденция к эпичности в современной архитектуре как некой стилевой всеобщности, продолжает доминировать.

Заключение. Таким образом, идея «макрокосма» в архитектуре и изобразительном искусстве как одна из самых древних, вечных и универсальных проблем продолжает будоражить умы творцов. Понимание «макрокосма» как модели целостного мироздания, его целесообразности и необходимости, закономерно привело к поискам новых возможностей. Будущий архитектор видит концепцию современной формы, тяготеющей к большим масштабам, неожиданным конструктивным решениям. Инновационные дизайнерские приемы, которым принадлежит будущее, словно возводят ее на пьедестал возвышенного. Это архитектура триумфа современной мысли.

Будущий архитектор, проникаясь идеей «макрокосма», стремлением ко всему эпическому, при этом не должен забывать главное

требование современной архитектуры - создание комфортной жизненной среды, что достигается за счет реализации его важных потребностей, решения вопросов экологии.

В итоге, архитектура современного мира, разнообразная в стилевом отношении, которая представляет интересные композиционно-художественные варианты, в основе своей стремится к единству мысли, представляя сложный пространственный комплекс архитектурных форм, сопоставимый по выражению Т. Булева с литературным романом или музыкальной симфонией [15, с.59]. Архитектура новых технологий активно встала на путь реализации этой идеи.

В общем процессе этого сближения и взаимодействия следует рассматривать специфику этого стилевого многообразия, столь важных для будущего архитектора, понимания им перспектив развития современной архитектуры в целом.

Андрей Чернихов говорил: «Наше время -время неопределенности, перехода к непредсказуемому и неизвестному будущему. Лидер метаболизма - фантастического и пророческого явления в архитектуре XX века Фуми-хико Маки. откровенно признавался: «Когда-то у нас было ощущение, что все мы находимся в одной большой лодке, которая плывет в общее будущее, сейчас мы разъединились и множество одиноких лодок хаотично плавают в открытом море». [16, с.4]. И все же движение архитектурной мысли всякий раз в нашей деятельности призвано обрести форму. Иначе нам нечего будет сказать будущему.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Viccent Joseph Scully. Modem Architecture and Other Essays. Princeton University Press, 2003, 399 p, Karel Teige. Modern Architecture in Czechoslovakia and Other Writings, Getty Publications, 2000, 367 p, Eric Uhlfelder. The Origins of Modern Architecture: Selected Essays

—---

from "architectural Record, Courier Corporation, 1998, 299 p.

[2] Leonardo Benevolo. History of Modern Architecture, т.2. MIT Press, 1977, 868 p.

[3] Mardges Bacon. Le Corbusier in America: Travels in the Land of the Timid. MIT Press, 2001, 406 p.

[4] Mark A. Torgerson. An Architecture of Immanence: Architecture for Worship and Ministry Today. Wm. B. Eerdmans Publishing, 2007, 313 p.

[5] Matias del Campo. Evoking Through Design: Contemporary Moods in Architecture, John Wiley & Sons, 2017, 136 p.

[6] Liane Lefaivre, Alexander Tzonis. The Emergence of Modern Architecture: A Documentary History from 1000 to 1810, Psychology Press, 2004, 533 p.

[7] Некрасов А. И. Теория архитектуры / А. И. Некрасов. М.: Стройиздат. 1994. 477 с.

[8] Иконников А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. / А. В. Иконников М.: Ком-Книга. 2006. 352 с.

[9] Швидковский Д. О. От мегалита до мегаполиса: очерки по истории архитектуры и градостроительства. М.: «Архитектура-С». 2009. С.231.

[10] Вильковский М. Б. Социология архитектуры. М.: Изд-во Фонд «Русский Авангард», 2010. С.220.

[11] Иконников А. В. Историзм в архитектуре. М.: Стройиздат. 1997, с.28.

[12] Булев Т. Язык архитектуры //Советское искусствознание № 22. М.: Советский художник. 1987, с.56.

[13] Ревзин Г. И. Картина мира в архитектуре. «Космос и история» // Очерки по философии архитектурной формы. М.: ОГИ, 2002. с.24.

[14] Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и Реальность. М. : Прогресс-Традиция. -2001. Том I. с. 16.

[15] Булев Т.Язык архитектуры //Советское искусствознание № 22. М.: Советский художник. 1987, с. 59.

[16] Вызов времен 12. Редакц. коллегия: Андрей Чернихов, Елена Мартынова, Анастасия Рез-ниченко. Изд. Форт Диалог- Екатеринбург 2014. с.4

MODERN ARCHITECTURAL IMAGE IN THE EDUCATIONAL PROCESS.

TO THE QUESTION OF STYLE

Portnova I.V.

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation

Annotation. In the modern architecture of the XX - beginning of XXI century, an important discussion theme favors stylistic diversity, which is the subject of the article. This time designated a number of different artistic trends, clearly reflecting the character of the epoch. Avant-garde in painting and postmodernism in architecture showed a certain philosophy of the artist on the Genesis of art in different forms of expression, the need of man in these. Mnogoletie expression, as a phenomenon of a New era, reflected in the architecture of "cos-mism", forming the concept of the new universe. It embodies a new architecture for building large macroscopic spaces, forming the necessary sphere of life. Here shows the importance of the natural environmental dimension, together with the universal aesthetic human need in all things beautiful.

Key words: architecture "cosmism", direction, style of expression, natural environment, technology, New era, constructivism, rationalism, ecological thinking, post-modern society.

—-эъэ+ы-3-—

~ 13 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

REFERENCES

[1 ] Viccent Joseph Scully. Modern Architecture and Other Essays. Princeton University Press, 2003, 399 p, Karel Teige. Modern Architecture in Czechoslovakia and Other Writings, Getty Publications, 2000, 367 s, Eric Uhlfelder. The Origins of Modern Architecture: Selected Essays from "architectural Record, Courier Corporation, 1998, 299 p.

[2] Leonardo Benevolo. History of Modern Architecture, t.2. MIT Press, 1977, 868 p.

[3] Mardges Bacon. Le Corbusier in America: Travels in the Land of the Timid. MIT Press, 2001, 406 p.

[4] Mark A. Torgerson. An Architecture of Immanence: Architecture for Worship and Ministry Today. Wm. B. Eerdmans Publishing, 2007, 313 p.

[5] Matias del Campo. Evoking Through Design: Contemporary Moods in Architecture, John Wiley & Sons, 2017, 136 p.

[6] Liane Lefaivre, Alexander Tzonis. The Emergence of Modern Architecture: A Documentary History from 1000 to 1810, Psychology Press, 2004, 533 p.

[7] Nekrasov, A. I., Theory of architecture / by A. I. Nekrasov. M.: Stroyizdat. 1994.

[8] Ikonnikov A.V. Space and form in architecture and urban planning. / A. V. Ikonnikov, Moscow: Kom-Book. 2006.

[9] Shvidkovsky D. O. From megalith to metropolis: essays on the history of architecture and urban planning. M.: "Architecture." 2009. p. 231.

[10] Wilkowski M. B. the Sociology of architecture. M.: publishing house of the Foundation "Russian avant-garde", 2010. p. 220.

[11] Ikonnikov A. V. Historicism in architecture. M.: Stroyizdat. 1997, p. 28.

[12] Boolean T. the Language of architecture //Soviet art history No. 22. Moscow: Soviet artist. 1987, p. 56.

[13] Revzin G. I. picture of the world in architecture. "Space and history" // Essays on philosophy of architectural form. M.: OGI, 2002. 144 p. p.24.

[14] Ikonnikov A.V. Architecture of the XX century. Utopia and Reality. M. : Progress-Tradition. -2001. Volume I. p. 16.

[15] Boolean T. the Language of architecture //Soviet art history No. 22. Moscow: Soviet artist. 1987, p. 59.

[16] Challenge of the time 12. Editors Andrey Cher-nikovv. Elena Martynova, Anastasia Rez-nichenko. p. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.