Научная статья на тему 'Современные зарубежные исследования поведения толпы в экстремальных ситуациях'

Современные зарубежные исследования поведения толпы в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2159
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / EMERGENCY / ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТОЛПЫ / PSYCHOLOGY OF CROWD BEHAVIOR / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOCIAL IDENTITY / ВЗАИМОПОМОЩЬ / MUTUAL AID / САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ / SELF-SACRIFICE / СТРЕСС / STRESS / ПАНИКА / PANIC / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / DECISION MAKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касьяник Павел Моисеевич

В статье обсуждаются изменения в понимании психологии поведения толпы в чрезвычайных ситуациях (ЧC) на примере зарубежных исследований от «массовой паники» до использования современных социально-психологических теорий. Эмпирическая проблема «панического» подхода состоит в том, что он далек от типичной реакции на бедствие. Систематические исследования современных крупнейших катастроф свидетельствуют: паника достаточно редкое явление, а люди хорошо справляются во время ЧС со своими обязанностями, если силы спасателей направлены не на преодоление паники, а на организацию помощи. Обобщение эмпирических данных показывает, что массовое поведение при ЧС не является случайным, инстинктивным и индивидуалистичным. Чаще всего оно социально структурировано, характеризуется осознанностью и коллективизмом. Теории коллективного поведения определяют не только аварийные процедуры, но и планировочные решения. От того, как специалисты понимают и объясняют поведение людей в ЧС, зависит и безопасная эвакуация, и экономическая эффективность планировочных решений при строительстве зданий. Физические факторы (например, ширина запасных выходов) часто переоцениваются, и недооценивается значимость коммуникации и информирования «иррациональной толпы». Для объяснения поведения людей в экстремальных ситуациях применяют три основные модели: теорию нормативного поведения; модель социальной привязанности; теорию социальной идентичности. Преимущество теории социальной идентичности состоит в том, что она помогает понять отношения, складывающиеся в толпе во время происшествия, а не только на основе существовавших до этого связей, понять коллективное поведение незнакомых до этого людей. В статье приведены данные, позволяющие отказаться от мифологизации массовой паники и перейти к рациональному объяснению осознанного поведения больших групп людей в чрезвычайных ситуациях. Это дает возможность определить специальные требования к представителям власти, работникам аварийных служб и спасателям, связанные с их лидерскими и организаторскими навыками, необходимыми для точного и полного инструктирования людей, вызывающего доверие и желание выполнять требования безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Касьяник Павел Моисеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern foreign researches of emergency crowd behavior

The article explores changes in understanding of emergency crowd behavior in foreign researches from «mass panic» to the use of modern social-psychological theories. The empirical problem of «panic» approach is that it is far from typical reaction to disaster. Systematic researches of modern largest accidents testify: panic rather unusual occurrence, and people well cope during an emergency with the duties if actions of rescuers are directed not to panic overcoming, but to organizational issues. Synthesis of empirical data shows that the mass behavior at an emergency isn’t casual, instinctive and individualistic. Most often it is socially structured, characterized by sensibleness and collectivism. Theories of collective behavior define not only emergency procedures, but also planning decisions. Not only safe evacuation depends on how experts understand and explain emergency crowd behavior, but also economic efficiency of planning decisions at buildings construction. Physical factors (for example, width of emergency exits) are often overestimated, and the importance of communication and informing of so-called «irrational crowd» is underestimated... The article explores changes in understanding of emergency crowd behavior in foreign researches from «mass panic» to the use of modern social-psychological theories. The empirical problem of «panic» approach is that it is far from typical reaction to disaster. Systematic researches of modern largest accidents testify: panic rather unusual occurrence, and people well cope during an emergency with the duties if actions of rescuers are directed not to panic overcoming, but to organizational issues. Synthesis of empirical data shows that the mass behavior at an emergency isn’t casual, instinctive and individualistic. Most often it is socially structured, characterized by sensibleness and collectivism. Theories of collective behavior define not only emergency procedures, but also planning decisions. Not only safe evacuation depends on how experts understand and explain emergency crowd behavior, but also economic efficiency of planning decisions at buildings construction. Physical factors (for example, width of emergency exits) are often overestimated, and the importance of communication and informing of so-called «irrational crowd» is underestimated. Three main models are used to explain emergency people’s behavior: normative behavior approach; affiliation model; theory of social identity. Advantage of social identity theory is that it helps to understand the interactions developing in crowd during incident and collective behavior of people who were unfamiliar before. Presented data allows to move from mythologization of a mass panic to a rational explanation of conscious behavior of people in emergency situations. It allows to define special requirements to authorities, emergency officers and the rescuers, emphasizing their leader’s and organizing skills necessary for proper instructing of people and causing trust and desire to fulfill safety requirements. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Современные зарубежные исследования поведения толпы в экстремальных ситуациях»

14. Савченко Т.Н. Методология исследования субъективного качества жизни // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 23-35.

15. Серкин В.П. Методы психосемантики. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.

16. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара : Изд. дом Бахрах-М, 2001. 128 с.

17. Hobfoll S.E. Conservation of resource caravans and engaged settings // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2011. № 84. P. 116-122.

18. Hoff E-H. Psychology of leisure // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. Oxford : Pergamon, 2001. Vol. 13. P. 8714-8717.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ТОЛПЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация: в статье обсуждаются изменения в понимании психологии поведения толпы в чрезвычайных ситуациях (ЧС) на примере зарубежных исследований — от «массовой паники» до использования современных социально-психологических теорий. Эмпирическая проблема «панического» подхода состоит в том, что он далек от типичной реакции на бедствие. Систематические исследования современных крупнейших катастроф свидетельствуют: паника — достаточно редкое явление, а люди хорошо справляются во время ЧС со своими обязанностями, если силы спасателей направлены не на преодоление паники, а на организацию помощи. Обобщение эмпирических данных показывает, что массовое поведение при ЧС не является случайным, инстинктивным и индивидуалистичным. Чаще всего оно социально структурировано, характеризуется осознанностью и коллективизмом.

Теории коллективного поведения определяют не только аварийные процедуры, но и планировочные решения. От того, как специалисты понимают и объясняют поведение людей в ЧС, за-

П. М. Касьяник

висит и безопасная эвакуация, и экономическая эффективность планировочных решений при строительстве зданий. Физические факторы (например, ширина запасных выходов) часто переоцениваются, и недооценивается значимость коммуникации и информирования «иррациональной толпы». Для объяснения поведения людей в экстремальных ситуациях применяют три основные модели: теорию нормативного поведения; модель социальной привязанности; теорию социальной идентичности. Преимущество теории социальной идентичности состоит в том, что она помогает понять отношения, складывающиеся в толпе во время происшествия, а не только на основе существовавших до этого связей, понять коллективное поведение незнакомых до этого людей.

В статье приведены данные, позволяющие отказаться от мифологизации массовой паники и перейти к рациональному объяснению осознанного поведения больших групп людей в чрезвычайных ситуациях. Это дает возможность определить специальные требования к представителям власти, работникам

аварийных служб и спасателям, связанные с их лидерскими и организаторскими навыками, необходимыми для точного и полного инструктирования людей, вызывающего доверие и желание выполнять требования безопасности.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, психология поведения толпы, социальная идентичность, взаимопомощь, самопожертвование, стресс, паника, принятие решения, социальная идентичность.

Рост актуальности психологии экстремально-кризисных ситуаций не случаен. Для этого существует ряд факторов, как специфических только для нашей страны, так и общечеловеческих. К последним можно отнести увеличение числа природных и антропогенных катастроф, горячих точек, преступлений против личности, многообразие видов насилия и жестокости. Обращает на себя внимание множество точек зрения специалистов в области экстремальной и кризисной психологии, ее теоретико-методологических и прикладных аспектов, а также наличие стереотипов, мифов и предрассудков, затрудняющих эффективное преодоление катастрофических и просто кризисных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации определяются как события с обязательным присутствием трех факторов: 1) они вовлекают массу людей; 2) включают фактическую или воспринимаемую угрозу смерти; 3) в них все еще есть субъективная возможность спасения, хотя и ограниченная по времени [15]. Сюда относятся пожары в переполненных зданиях, транспортные катастрофы, террористические атаки (как фактические взрывы, так и их угрозы), стихийные бедствия.

Человеческие факторы безопасности включают в себя не только эффективность и уместность чрезвычайных мер специального персонала, но и поведение толпы (например, при эвакуации), которую часто обвиняют в панике, дезорганизованности, излишней эмоциональности, иррациональном и неэффективном поведении. Другие человеческие факторы, которые могут играть роль в такой ситуации, включают в себя принятие решений, интерпретацию событий, лидерство и социальное влияние в ЧС, а также меры по реабилитации и уходу за жертвами подобных событий.

Поведение в катастрофической ситуации зависит от процессов принятия решения конкретным человеком, содержащего три основных компонента: обнаружение опасности, оценку риска и снижение риска [2, 14].

Обнаружение опасности включает в себя признание того, что угроза существует. Если человек не видит риска, тогда корректирующие или защитные действия невозможны. Исследования указывают на то, что доверие к источникам информации и очевидные природные изменения являются важными факторами идентификации риска. Кроме того, недооценка риска может быть вызвана уверенностью в том, что другие люди должны тоже чувствовать опасность. Это приводит человека к иллюзии: если другие не так напуганы, то и опасность может быть меньше, чем показалось вначале [4, 12].

Оценка риска включает в себя измерение вероятности наступления и тяжести последствий. Три фактора напрямую определяют способность оценить величину риска: доверие к власти, само экстренное сообщение с информацией

о возможных рисках и прошлый опыт в похожих обстоятельствах. Последний фактор может препятствовать принятию адекватных решений, если предыдущий опыт был связан с похожей, но меньшей по масштабам угрозой.

Выбор действий по снижению риска определяет уверенность, что это снижение возможно и что действия доступны при данных обстоятельствах (например, уверенность в эффективности технических средств спасения и посильности действий с ними). При выборе действий по снижению риска люди чаще всего руководствуются предыдущим опытом и тренировками, здравым смыслом и действиями других участников событий, особенно близких людей [14].

При понимании поведения толпы в бедствиях и при аварийных эвакуациях чаще всего используются два принципиальных направления: теории «паники» и социально-нормативные подходы.

Понятие массовой паники, введенное Le Bon еще в XIX веке, предполагает следующее: так как толпа менее умна и более эмоциональна, чем люди, действующие в одиночку, то реакция толпы на чрезвычайную ситуацию будет непропорциональна фактической опасности [7, 15]. В этой ситуации инстинкты подавляют социализированные навыки, а коллективные связи или социальные нормы ломаются, поскольку личное выживание становится наиважнейшей целью [2, 6, 7, 12]. В результате проявляется эгоистичное и агрессивное паническое поведение, такое как подталкивание и растаптывание других, чтобы достигнуть собственной безопасности [3, 15]. Эти действия также могут быстро распространяться через всю толпу в процессе, известном

как «инфекция», ибо люди некритически копируют антиобщественное поведение других, не рассматривая возможные последствия.

Основная проблема с паническим мифом заключается в том, что он заставляет руководителей операций при чрезвычайных ситуациях направлять свои усилия на преодоление паники. Однако исследования показывают, что люди хорошо справляются во время бедствий и чрезвычайных сценариев со своими обязанностями, если силы спасателей направлены на организацию помощи, а не на преодоление паники [4, 15].

Многочисленные исследования подтверждают, что паника встречается достаточно редко, тем не менее она возможна. Исследователи определили ключевые экологические и ситуационные обстоятельства, которые могут вызывать и усиливать панические настроения: 1) восприятие неожиданной и непосредственной большой угрозы самому человеку и/или его близким; 2) убеждение в том, что избежать угрозы возможно, но пути отступления быстро закрываются; 3) чувство беспомощности в преодолении угрозы, особенно когда другие воспринимаются как неспособные оказать содействие [7, 8].

Современные исследователи отмечают, что главная эмпирическая проблема для «панического» подхода состоит в том, что он далек от типичной реакции на бедствие. Паника — редкое явление [7]. Систематические исследования множества различных чрезвычайных ситуаций и бедствий подчеркнули частое отсутствие паники толпы — например, при пожарах в Лондонском метрополитене в 1987 г. и в развлекательном комплексе Саммерлен-

да в 1973 г. Анализ поведения эвакуируемых из Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 г. показал, что «классические панические действия или люди, ведущие себя иррационально, были отмечены лишь в одном из 124 случаев (0,8 %)» [8].

Фактическое поведение в ходе массовых эвакуаций имеет тенденцию находиться в противоречии с предсказаниями панической модели: 1) антиобщественные или эгоистичные действия редки и не имеют попыток распространяться на других; 2) эвакуации часто проходят организованно, даже несмотря на явную угрозу смерти; 3) распространены помощь другим и сотрудничество (а не индивидуализированное, конкурентное и эгоистичное поведение).

От того, как ответственные за планирование действий при ЧС понимают и объясняют реакции людей в таких ситуациях, зависят безопасная и эффективная эвакуация и управление рисками. Теории коллективного поведения, которыми руководствуются специалисты, определяют не только процедуры, но и планировочные решения. Например, предположение о том, что люди в толпе будут обязательно паниковать, то есть вести себя агрессивно и неосмотрительно и просто бросаться в бегство к самому близкому выходу, проявляется в проектировании общественных мест и планировании процедур эвакуации. Таким образом, переоцениваются физические факторы (например, ширина запасных выходов) и недооценивается значимость коммуникации и информирования «иррациональной толпы» [14].

Кроме того, отказ в необходимой информации (потому что толпа воспринимается излишне эмоциональной и не-

способной действовать рационально) означает, что те, кто пережил чрезвычайные ситуации, а следовательно, и более широкая общественность, могут чувствовать недоверие к властям. В свою очередь, это может привести к тому, что действительная информация будет игнорироваться или не восприниматься общественностью в подобных ситуациях в будущем [8].

Для более обоснованных рекомендаций предпринимается критический анализ существующих теорий и их экспериментальные проверки, включая лабораторные эксперименты и специальное интервьюирование участников событий, виртуальное моделирование и наблюдение непосредственно во время экстремальных происшествий.

Современные исследования поведения при эвакуации при ЧС могут быть разделены на три области: 1) принятие решения и время эвакуации; 2) клинические проблемы; 3) поведение толпы.

Существует несколько проблем, касающихся принятия решения о запасном выходе. На скорость его приятия влияют серьезность угрозы и экстренность ситуации, которые в большей степени определяются способом информирования. Люди чаще используют для эвакуации привычные пути, а не специальные выходы. Несмотря на распространенное мнение о панической реакции толпы во время пожара в здании, исследования показывают, что люди часто не воспринимают тревожные сигналы и действуют недостаточно быстро. Даже когда они слышат сигналы пожарной тревоги, то иногда полагают, что оборудование проверяется или это технический сбой, просто тренировка. Например, один из обзоров транспортных про-

исшествий привел к заключению о том, что одним из основных факторов, определяющих, выживает ли пассажир, является точность восприятия им источников и уровня угрозы [11].

Одна из потенциальных клинических проблем,связанных с чрезвычайными ситуациями, заключается в реакции «замораживания», которое опасно, поскольку это может стать препятствием немедленному бегству из зоны бедствия. Другое клиническое явление, которое аналогично может отсрочить необходимую эвакуацию, — механизмы ко-пингов [1, 3, 15, 16], позволяющие человеку продолжать привычно действовать перед лицом угрозы жизни или вести себя более спокойно, чем следует. В таких случаях люди при нависшей угрозе и приказах немедленно оставить офисное здание напрасно тратят время, неуместно приводя в порядок свои столы, тщательно выключая компьютеры и так далее [11].

Для объяснения поведения людей в экстремальных ситуациях применяют три основные модели: теорию нормативного поведения [10], модель социальной привязанности [11], теорию социальной идентичности [12, 16].

Нормативный подход стал доминирующим в исследовании бедствий начиная с 1980-х годов. Он подчеркивает, что поведение в чрезвычайных ситуациях структурировано по тем же самым социальным правилам и ролям, которые работают в повседневной жизни. Так, исследуя крупные пожары в США, Johnson, Feinberg & Johnson отметили: когда люди пытаются эвакуироваться, они имеют тенденцию помогать самым нуждающимся (таким как пожилые люди], а мужчины помогают женщинам

больше, чем женщины мужчинам. Это говорит о том, что традиционные ген-дерные и социальные роли продолжают действовать и при трагических обстоятельствах [9].

Модель социальной привязанности (присоединения) опирается на многочисленные доказательства того, что если в катастрофу попадают близкие (или знакомые) люди, то они больше заботятся о других и спасаются или погибают вместе. Вместо того, чтобы думать только о себе, люди не желают бросать близких в беде. Многочисленные наблюдения привели к развитию модели поведения социальной привязанности (присоединения) при эвакуации, ключевые идеи которой состоят в следующем: 1) при угрозе жизни люди больше мотивированы искать близких, а не просто спасаться; 2) присутствие знакомых (близких) людей имеет успокаивающий эффект, работающий против инстинктивных реакций на опасность — «драться или бежать» [11].

У этих двух подходов есть общее предположение о том, что эвакуируемые толпы сохраняют свои связи и поэтому их поведение, как правило, структурировано в социальном отношении, а не является безудержным. Эти модели имеют больше эмпирических подтверждений, чем «панические» модели, они более широко применяются в социологических исследованиях катастроф, а не в психологии, поскольку не учитывают недавних достижений в социальной психологии поведения групп.

В социальной психологии поведения толпы при катастрофах все чаще используется подход социальной идентичности, предложенный в социальной психологии Тэджфелом и Тернером [16]. Он

помогает понять отношения, складывающиеся в толпе во время происшествия, а не только на основе существовавших до этого социальных и иных связей.

Основная предпосылка теории социальной идентичности и самокатегоризации состоит в том, что общая социальная идентичность определяет социальное поведение, а преимущество этого подхода — предоставление возможности понять коллективное поведение в ситуациях, где люди не знают всех членов своей группы [8, 10, 16].

Подход социальной идентичности предлагает ряд новых гипотез о массовой чрезвычайной ситуации и поведении при эвакуации. Во время ЧС, когда люди идентифицируют себя как часть «психологической толпы» (по сравнению со случайным сборищем), им более свойственны: 1) беспокойство за других в толпе (включая незнакомцев); 2) координация и помощь, включая самопожертвование; 3) ожидание поддержки. К тому же при таких обстоятельствах будет меньше проявляться личное эгоистичное или конкурентное поведение.

Современные исследования позволили выявить факторы и условия, при которых в толпе люди сотрудничают с недавними незнакомцами во время ЧС, даже когда сталкиваются с чрезвычайной личной опасностью. В исследованиях использовалось экспериментальное моделирование экстренных эвакуа-ций, интервьюирование участников различных ЧС, архивные данные, специальные опросники для уцелевших участников событий, виртуальное компьютерное моделирование ЧС. Изучались следующие чрезвычайные события в США и

Великобритании: затопление судов, бедствия на футбольных стадионах, офисные эвакуации при террористической угрозе, взрывы и пожары в крупных торговых центрах и гостиницах, крушения поездов. В каждом случае люди были в толпе, сталкиваясь с нависшей угрозой и с ограниченными возможностями для безопасного спасения.

Эти исследования поддерживают представление о том, что массовая паника — миф и поведение толпы в бедствиях и чрезвычайных ситуациях может быть осмысленным, а не иррациональным, такое поведение характеризуется сотрудничеством, а не беспорядочным индивидуализмом [8].

В экспериментах было показано, что чем выше уровень общей социальной идентичности у незнакомых людей, тем больше помощи оказывалось в условиях стресса. Сравнительные интервью не выявили случаев массовой паники. Наиболее частой формой поведения были взаимопомощь, кооперация, упорядоченные действия. Возникавшее паническое поведение было связано с отдельными участниками, не распространялось на других и чаще всего купировалось окружающими. Основой общей идентичности в толпе становилось ощущение общей судьбы в условиях возникшей опасности, несмотря на то что многие не знали друг друга до этого.

В общем, исследования показали, что массовое поведение при катастрофах и ЧС не является случайным, инстинктивным и индивидуалистичным. Более того, оно социально структурировано, характеризуется осознанностью и коллективизмом. Универсальность этих процессов подтверждается тем, что подобное поведение наблюдалось

при разных сценариях бедствий и катастроф при различных составах участников этих событий. Это позволило авторам сформулировать рекомендации для практической работы. Поскольку массовое поведение при ЧС является осознанным, требуется более полное и точное информирование участников событий о характеристиках угрозы и сопутствующих рисках. Отмечено, что к большим потерям приводили не чрезмерные панические реакции, а наоборот — недостаточное информирование о том, что опасность должна была принята всерьез. Определены специальные требования к представителям власти и работникам аварийных служб, спасателям, связанные с их лидерскими и организаторскими навыками, необходимыми для точного и полного инструктирования людей, вызывающего доверие и желание выполнять требования безопасности.

Требования к лидерским качества, проявляемым в ЧС, вызваны также тем, что в этих условиях формируются новые нормативные структуры и социальные связи между ранее незнакомыми людьми. Лидерами при бедствиях и катастрофах часто становятся те, кто может предложить новые решения проблем, с которыми сталкивается группа, и кто вызывает доверие группы. Люди, готовящиеся выполнять лидерские функции при ЧС, должны быть хорошо тренированы, владеть стратегиями и тактиками поведения при различных сценариях развития событий, а также знать психологию экстремальных состояний и поведения групп людей при грозящей опасности.

Таким образом, современный уровень зарубежных исследований психо-

логии поведения в экстремальных ситуациях свидетельствует о смене парадигмы панического поведения толпы на более осознанные формы взаимодействия между участниками и группами в сложных условиях бедствий и катастроф, что предъявляет новые требования к профессиональным работникам в этой сфере.

Литература

1. Александрова Н.П, Богданов Е.Н. Эмоциональная саморегуляция и личностные факторы стрессо-устойчивости // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 22-30.

2. Комлев В.А. Прогнозирование поведенческих феноменов. Базовые подходы // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 15-22.

3. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 158-163.

4. Секач М.Ф. Комплексный подход к обеспечению психологической безопасности в экстремальных ситуациях // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 112-117.

5. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.

6. Aguirre B. Emergency evacuations, panic and social psychology: Commentary on «Understanding mass panic and other collective responses to threat and disaster» // Psychiatry: Interpersonal and Biological Processes. 2005. Vol. 68 (2). P. 121-129.

7. Drabek T.E. The Human Side of Disaster. CRC Press. 2nd ed. 2013.

8. Drury J., Cocking C. & Reicher S. Everyone for themselves? A comparative study of crowd solidarity among emergency survivors // British Journal of Social Psychology. 2009, Sept. Vol. 48 (3). P. 487-506.

9. Johnson N.R., Feinberg W.E. & Johnson D.M. Microstructure and panic: The impact of social bonds on individual action in collective flight from the Beverly Hills Supper Club Fire // In R. R. Dynes & K. J. Tierney (Eds.), Disasters, collective behaviour and social organization. Newark : University of Delaware Press, 1994. P. 168-189.

10. Levine M, Prosser A,, Evans D. & Reicher S. Identity and emergency intervention. How social group membership and inclusiveness of group boundaries shape helping behavior // Personality and Social Psychology Bulletin. 2005. V. 31. P. 443-453.

164

npHK^aAHasi opMAMHecKasi ncuxonorusi № 3 2014 r.

11. Mawson A.R. Understanding mass panic and other collective responses to threat and disaster // Psychiatry. 2005. V. 68(2) . P. 95-113.

12. Myers D. Social psychology (9th ed.). New York. NY : McGraw-Hill, 2008.

13. Okaya M. and T. Takahash. Effect of guidance information and human relations among agents on crowd evacuation behavior // In U. K. U. Weidmann and M. Schreckenberg, editors, Pedestrian and Evacuation Dynamics. 2012. Springer. P. 336-343.

14. Perry, R. S Lindell, M. Understanding citizen response to disasters // Journal of Contingencies and Crisis Management. -2003a. — V.11(2). — P. 49-60.

15. Quarantelli, EL. Statistical and conceptual problems in the study of disasters // Disaster Prevention and Management. 2001. V.10. P. 325-338.

16. Turner J.C. Towards a cognitive redefinition of the social group // In H. Tajfel (Ed.), Social identity and intergroup relations. Cambridge, UK : Cambridge University Press. 1982. P. 15-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.