Научная статья на тему 'Современные возможности повышения эффективности противодействия обороту фальсифицированной потребительской продукции'

Современные возможности повышения эффективности противодействия обороту фальсифицированной потребительской продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫЙ ТОВАР / ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ РЕСУРС / ПОТРЕБИТЕЛИ / ПРОИЗВОДИТЕЛИ / ЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА / COUNTERFEIT GOODS / INFORMATION AND REFERENCE RESOURCE / CONSUMERS / PRODUCERS / PROTECTIVE TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дронова О. Б.

Показана актуальность противодействия реализации потребителям фальсифицированных товаров. Ежегодный ущерб, причиняемый производством и распространением фальсифицированной продукции, достигает нескольких миллиардов долларов. Несмотря на внедрение производителями продукции новых способов и защитных элементов, угроза приобрести недоброкачественный, контрафактный или фальсифицированный товар сохраняется. Меры, предпринимаемые правоохранительными органами, государственными структурами, общественными правозащитными организациями, пока не приводят к систематическому пресечению производства и реализации такой продукции. Повышению информированности населения, а также обеспечению правоохранительных органов необходимыми сведениями может способствовать создание информационно-справочного ресурса, который будет содержать как блоки сведений о защитных средствах на упаковках и самом продукте, так и иллюстративный материал с образцами выявленных фальсифицированных товаров. Реализацию создания, размещения и функционирования информационно-справочной системы в сети Интернет могут взять на себя структуры, осуществляющие государственную и общественную защиту прав потребителей и предпринимателей, совместно с производителями, представителями правообладателей и правоохранительными органами. Такой уровень взаимодействия всех заинтересованных структур позволит существенно повысить эффективность мер по противодействию реализации товаров с нарушенными потребительскими свойствами. Необходимо организовать функционирование информационно-справочного ресурса, предназначенного для широкого круга пользователей. Формирование и функционирование такого ресурса должно соответствовать основным принципам формирования любого информационного массива: полномасштабность, достоверность и актуальность информации. Автором предлагается алгоритм создания такой системы, предусматривающий активный процесс взаимодействия правоохранительных органов с производителями и потребителями продукции в целях профилактики оборота некачественной продукции и расследования совершенных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT MEANS FOR RAISING EFFICIENCY OF COUNTERACTION TO COUNTERFEIT GOODS TRAFFICKING

The urgency of counteraction to counterfeit goods trafficking is shown. Annual loss due to counterfeit goods producing and trafficking reaches several billion dollars. There remains a danger of buying low-quality and counterfeit goods despite implementing new producing techniques and protective elements. Measures, taken by law enforcement agencies, state authorities and public human rights organizations have not led to systematic suppression of producing and trafficking of such goods. Creation of new information and reference resource, containing information blocks of protective symbols on goods and packages and illustrated materials comprising patterns of discovered counterfeit goods, can assist to increase public awareness and to give necessary information to law enforcement agencies. Organizations, realizing state and social protection of consumers and entrepreneurs, along with producers, rightholders' representatives and law enforcement bodies can accept the responsibility of creating and functioning this information and reference system in the Internet. Such level of cooperation of all interested organizations will allow to raise efficiency of measures for counteraction to trafficking goods with violated consumer properties. The author proves the necessity to organize functioning of information and reference resource for a wide range of users. Operation of such resource should comply with main principles of generating any information resource, notably full scale, authenticity and relevance of information. The author proposes the algorithm of creating such system which provides cooperation of law enforcement agencies, producers and consumers for the purpose of preventing counterfeit goods trafficking and investigating committed crimes.

Текст научной работы на тему «Современные возможности повышения эффективности противодействия обороту фальсифицированной потребительской продукции»

Раздел 8. Совершенствование правоохранительной практики

ДРоноВА о.Б., кандидат юридических наук, nio-va@rambler.ru Научно-исследовательский отдел;

Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 400089, г. Волгоград, Историческая, 130

dronova o.b.,

candidate of Legal Sciences, nio-va@rambler.ru Scientific Research Department; volgograd Academy of the MIA of the Russian Federation, Istoricheskaya St. 130, volgograd, 400089, Russian Federation

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

противодействия обороту фальсифицированной потребительской продукции

Реферат. Показана актуальность противодействия реализации потребителям фальсифицированных товаров. Ежегодный ущерб, причиняемый производством и распространением фальсифицированной продукции, достигает нескольких миллиардов долларов. Несмотря на внедрение производителями продукции новых способов и защитных элементов, угроза приобрести недоброкачественный, контрафактный или фальсифицированный товар сохраняется. Меры, предпринимаемые правоохранительными органами, государственными структурами, общественными правозащитными организациями, пока не приводят к систематическому пресечению производства и реализации такой продукции. Повышению информированности населения, а также обеспечению правоохранительных органов необходимыми сведениями может способствовать создание информационно-справочного ресурса, который будет содержать как блоки сведений о защитных средствах на упаковках и самом продукте, так и иллюстративный материал с образцами выявленных фальсифицированных товаров. Реализацию создания, размещения и функционирования информационно-справочной системы в сети Интернет могут взять на себя структуры, осуществляющие государственную и общественную защиту прав потребителей и предпринимателей, совместно с производителями, представителями правообладателей и правоохранительными органами. Такой уровень взаимодействия всех заинтересованных структур позволит существенно повысить эффективность мер по противодействию реализации товаров с нарушенными потребительскими свойствами. Необходимо организовать функционирование информационно-справочного ресурса, предназначенного для широкого круга пользователей. Формирование и функционирование такого ресурса должно соответствовать основным принципам формирования любого информационного массива: полномасштабность, достоверность и актуальность информации. Автором предлагается алгоритм создания такой системы, предусматривающий активный процесс взаимодействия правоохранительных органов с производителями и потребителями продукции в целях профилактики оборота некачественной продукции и расследования совершенных преступлений.

Ключевые слова: фальсифицированный товар, информационно-справочный ресурс, потребители, производители, защитные средства.

CURRENT MEANS FOR RAISING EFFICIENCY OF COUNTERACTION TO COUNTERFEIT GOODS TRAFFICKING

Abstract. The urgency of counteraction to counterfeit goods trafficking is shown. Annual loss due to counterfeit goods producing and trafficking reaches several billion dollars. There remains a danger of buying low-quality and counterfeit goods despite implementing new producing techniques and protective elements. Measures, taken by law enforcement agencies, state authorities and public human rights organizations have not led to systematic suppression of producing and trafficking of such goods. creation of new information and reference resource, containing information blocks of protective symbols on goods and packages and illustrated materials comprising patterns of discovered counterfeit goods, can assist to increase public awareness and to give necessary information to law enforcement agencies. organizations, realizing state and social protection of consumers and entrepreneurs, along with producers, rightholders' representatives and law enforcement bodies can accept the responsibility of creating and functioning this information and reference system in the Internet. Such level of cooperation of all interested organizations will allow to raise efficiency of measures for counteraction to trafficking goods with violated consumer properties. The author proves the necessity to organize

functioning of information and reference resource for a wide range of users. operation of such resource should comply with main principles of generating any information resource, notably full scale, authenticity and relevance of information. The author proposes the algorithm of creating such system which provides cooperation of law enforcement agencies, producers and consumers for the purpose of preventing counterfeit goods trafficking and investigating committed crimes.

Keywords: counterfeit goods, information and reference resource, consumers, producers, protective techniques.

Проблема обмана потребителя, равно как и процесс противодействия распространению фальсифицированной продукции, существует с момента возникновения рыночных отношений. она характерна как для экономически благополучных стран, так и для стран с низким уровнем дохода населения. современные высокотехнологичные средства подделки и значительные возможности виртуальных средств реализации товаров через сеть Интернет усугубляют опасность для потребителя приобрести фальсифицированную продукцию. сегодня ни высокая цена, ни фирменные салоны продаж не могут полностью гарантировать приобретение оригинальной вещи.

система обеспечения безопасности продукции, процессов ее производства предполагает ответственное поведение не только предпринимателя, но и потребителя (о чем обычно люди забывают в повседневной жизни), активную роль общественных объединений и, конечно, эффективную, слаженную работу правоохранительных органов и надзорных структур. Формирование рациональной модели потребления требует от граждан любой страны понимания того, что, приобретая товары сомнительного происхождения, они не только рискуют своим здоровьем и поддерживают нелегальных производителей, но и, по сути, ставят под удар всю систему создания качественных изделий, в которые вложен значительный физический и интеллектуальный труд. Все это ведет к недобросовестной конкуренции и падению объемов инвестиций и в конечном счете снижает уровень жизни в стране. Необходим достаточно длительный процесс трансформации общественного сознания, направленный на повышение информационной грамотности населения как ответственного потребителя и изменение отношения производителей к репутации собственной продукции и марки продукта [1, с. 13-14].

Многочисленные семинары-совещания, конференции и конгрессы по вопросам борьбы с фальсифицированной про-

дукцией традиционно рекомендуют пересмотр законодательства в сторону ужесточения наказания и введения дополнительных статей, регламентирующих ответственность за фальсификацию конкретного продукта, критикуют правоохранительные органы и толерантность населения нашей страны в вопросах приобретения подделок. однако конкретных мер, направленных на ликвидацию процесса производства и реализации подделок, пока практически не предпринимается. следует признать, что правоохранительным органам в одиночку с данной проблемой не справиться, равно как нельзя избавиться сразу от всего нелегитимного товара.

В настоящее время существуют общественные организации и некоммерческие партнерства, которые выделяют лучших производителей продукции различного вида, награждая их марками «лучший производитель года», в рамках добровольной сертификации существуют проекты «Марка года», «Товар года» и т.д.

Данные формы поощрения призваны выделить лучших производителей, однако наряду с этим необходимо вести деятельность по искоренению недоброкачественной продукции, раскрывая уловки и технологии, к которым прибегают недобросовестные предприниматели. В качестве примера этой формы противодействия можно привести создание телевизионных программ «среда обитания», «контрольная закупка», транслируемых на наиболее популярных каналах, в которых изучаются потребительские свойства пищевых продуктов массового потребления, приводятся результаты экспертиз пищевых продуктов, физико-химических и товароведческих. Периодически создаются документальные передачи, рассказывающие об уловках недобросовестных производителей, заменяющих дорогой продукт дешевым составляющим с добавлением к нему пищевых добавок. однако такие формы противодействия распространению фальсифицированной продукции не дают

существенных результатов по причине их эпизодичности и охвата незначительного объема потребителей.

В борьбе за качественный рынок товаров народного потребления используются и современные технические средства, к которым можно отнести технологию «DataDot», заключающуюся в нанесении на дорогостоящие товары (например, узлы автомобилей) множества микродотов, с которых с помощью портативного оборудования считывается персональный идентификационный номер. На ряде потребительских товаров нашей страны можно увидеть код под скретч-слоем, который регистрируется в центральной базе данных, а проверка кода осуществляется через SMS или на сервере, при этом после некоторого количества проверок (настраивается производителем) в ответ приходит сообщение «товар продан». Российские разработчики для защиты товаров предлагают технологию QRGL (QRGL-этикетка - защитный элемент, изготавливаемый из бумаги, пластика, или любого другого подходящего материала и наклеиваемый непосредственно на товар или его упаковку). QRGL-этикетка содержит QR-код, который предназначен для проверки товара до покупки в магазине посредством смартфона. Аналогична вышеуказанной системе технология RFID (на тонкую этикетку нанесены антенна и чип, что обеспечивает возможность бесконтактного чтения и записи информации). Данная метка может быть спрятана внутрь товара или в упаковку.

Указанные средства отождествления продаваемой продукции, несомненно, должны способствовать повышению внимательности населения при выборе товаров. Однако на практике покупатели в нашей стране считают, что ответственность за доброкачественность потребительского рынка должна лежать на представителях контролирующих и проверяющих структур.

У большинства невиктимизированных граждан складывается представление о деятельности правоохранительных органов на основе сведений, получаемых ими из средств массовой информации [2, с. 64], и в случае, когда они сталкиваются с приобретением фальсифицированной продукции, начинают чувствовать себя незащищенными. В дальнейшем они будут опасаться возможности стать жертвой недобросовестных

производителей и реализаторов, виня в этом недостаточно эффективную деятельность правоохранительных органов.

одним из вариантов решения проблемы может быть создание информационно-справочной системы по наиболее востребованным видам товаров, которые чаще всего становятся объектами фальсификации. Ранее необходимость и возможность создания таких систем и сопровождающих их натурных коллекций неоднократно рассматривались и частично реализовывались на базах экспертно-кри-миналистических подразделений органов внутренних дел [3, с. 94]. Однако они были предназначены для узкого круга пользователей, в основном лиц, осуществляющих проведение исследований и экспертиз аудиовизуальной продукции.

Принципы организации информационных ресурсов требуют совместимости различных автоматизированных поисковых систем на программном уровне или на уровне логических маркеров; использования современных средств связи для интеграции информационных ресурсов и передачи информации по запросам; решения организационных вопросов функционирования автоматизированных информационных ресурсов правоохранительных органов, государственных организаций и служб [4, с. 139].

Предлагаемый вариант информационно-справочной системы должен быть предназначен для всех участников рынка (производителей, реализаторов, потребителей) и правоохранительных органов. Создание и использование данной системы подразумевает системное и логическое решение задачи интеграции информационных ресурсов, предоставленных производителями продукции или ее экспортерами, с натурными образцами фальсифицированных товаров и сведениями о них, поступающими в правоохранительные органы в рамках расследования уголовных дел.

создание, размещение и функционирование информационно-справочной системы в сети Интернет могут взять на себя структуры в рамках государственной и общественной защиты прав потребителей и предпринимателей совместно с производителями, представителями правообладателей и правоохранительными органами.

В связи с тем, что в информационно-справочной системе будет содержаться разнородная информация, помещенная в общий ресурс, необходимо выдержать принцип унификации и типизации применительно ко всему объему массива.

Типизация предусматривает единство подходов к построению разнородных информационных массивов, предполагающее создание единых аппаратно-программных платформ. Для решения большого объема задач необходимо использование архитектуры с распределенными вычислительными ресурсами и едиными банками и базами данных, что позволит сосредоточить информацию в одном хранилище и обеспечит возможность ее конвертирования при изменении программных оболочек и интерфейсов, распределенный одновременный доступ к этой информации [5, с. 220].

Процесс формирования массивов может быть представлен в виде следующего алгоритма:

1. Анализ информации о наиболее часто встречающихся товарах-фальсификатах на потребительском рынке, которая может быть взята из статистических сведений информационных центров, управлений экономической безопасности и экспер-тно-криминалистических подразделений. В ходе анализа фиксируются наиболее часто встречаемые объекты, например такие, как конкретные виды (марки) алкогольной, аудиовизуальной, фармацевтической, косметической и табачной продукции. При этом необходимо обратить особое внимание на проблемные объекты, которые, несмотря на наличие косвенных признаков нелегального производства, не получают однозначной оценки как фальсифицированной продукции ни в рамках экспертизы (определение технического контрафак-та), ни в рамках проведения следственных действий. Именно по таким объектам целесообразно в первую очередь создавать информационные массивы.

В данном случае действия правоохранительных органов могут выполнять и функцию профилактики рассматриваемого вида преступления, так как массивом смогут воспользоваться потребители перед приобретением необходимого товара, а кроме того, производитель, видя, что его товар часто подделывается недобросовестными

«конкурентами», сможет снабдить его дополнительными защитными средствами.

2. Результаты вышеописанного анализа в виде справки направляются правообладателю или производителю продукции с предложением передать пакет информации об элементах защиты товара с подробным описанием и иллюстративным материалом согласно шаблонному перечню, включающему этикетки, голограммы, особенности упаковочного материала продукта и т.д. Наиболее эффективным в данном взаимодействии могло бы стать предоставление самого оригинального образца продукции, однако это связано со значительными финансовыми затратами и различными особенностями сроков производства и годности потребительского товара.

3. Получив искомые материалы, организатор формирования информационно-справочной системы размещает ее в массиве на отдельной странице в информационной папке. Все сведения могут быть систематизированы по папкам в нескольких вариантах, объединены либо по производителю (торговой марке), либо по виду товара (алкогольная продукция, косметическая, парфюмерная и т.д.). Страница товара может содержать иллюстративное изображение продукта в разных ракурсах, его дополнительной упаковки (при наличии) с описанием особенностей ее изготовления (материал, элементы крепления, защитные элементы изготовления и печати или литья). Рядом с изображением необходимо размещать информацию о производителе, стране изготовления, сроке начала (снятия с) производства продукции, индивидуальных особенностях продукта (в зависимости от вида это может быть объем, размерный ряд, цветовые гаммы, количество единиц продукции в комплекте и др.). отдельно может быть размещена информация о дополнительных технических средствах защиты товара (наличие кодов под скретч-слоем, использование технологии QRGL и т.д.) с отдельной ссылкой на правила самостоятельной проверки информации по данным системам.

4. Правоохранительные органы могут использовать данный информационный массив в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению фальсифицированной и контрафактной продукции, использовать ее в процессе

расследования уголовных дел. При проведении исследований и экспертиз данный массив может быть использован в качестве дополнительного информационно-справочного материала. В свою очередь, правоохранительные органы смогут разместить через организаторов информационно-справочной системы сведения с иллюстративным материалом о способах подделки основных элементов защиты продукции, а также варианты товаров-имитаторов основной марки.

5. Необходимо предусмотреть возможность потребителей оставлять отзывы на страницах с информацией о потребительском товаре, без права внесения изменений в основную страницу. Такая обратная связь позволит не только оценить востребованность системы простыми потребителями, но и дополнительно выявить места реализации фальсифицированных или контрафактных товаров.

существенный резерв повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений заключается в системном использовании имеющихся информационных технологий, включенных в единое информационное пространство [6, с. 103]. организация информационно-справочной системы должна быть основана на совокупности принципов, основным из которых должен стать охват максимально возможного спектра продукции, подвергающейся фальсификации. Особое внимание следует уделить объектам, которые могут быть опасны для жизни и здоровья потребителей (лекарственные средства, продук-

ты питания, алкоголь). Данный принцип тесно взаимосвязан с необходимостью использования достоверных сведений, предоставленных производителем или импортером продукции. В противном случае будет отсутствовать необходимый комплекс информационных признаков, позволяющий получить полное представление о легальности происхождения товаров. кроме того, необходимо контролировать актуальность нахождения информации в массиве, так как производители периодически осуществляют ребрендинг и рес-тайлинг своей продукции, поступающей в торговые точки. В связи с этим требуется контроль за систематическим обновлением информационно-справочной системы.

Необходимость создания информационно-справочной системы по потребительским товарам, наиболее часто подвергающимся фальсификации, продиктована насущными проблемами, с которыми сталкиваются как рядовые потребители, так и правоохранительные органы. Знание особенностей признаков защиты, устанавливаемой производителями для предотвращения подделки своих товаров недобросовестными «конкурентами», а также наглядная информация о наиболее часто встречающихся образцах фальсифицированной продукции должны способствовать развитию потребительской грамотности простого покупателя и улучшению информационного обеспечения правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Список литературы

1. Медведев Д.А. Защита интеллектуальной собственности как фактор инновационного развития России [Электронный ресурс] // I Международный форум «АНТИКОНТРАФАКТ-2012». URL: www.antikontrafakt.com (дата обращения: 18 марта 2014 г.).

2. Алексеева А.П. Деятельность российской полиции в оценках общественности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. Вып. 4 (19). С. 62-65.

3. Доможиров В.В., Дронова О.Б. Направление взаимодействий государственных, общественных и частных организаций с правоохранительными органами в целях борьбы с рынком нелицензионной продукции // Использование достижений иных наук в криминалистике: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, 18-19 апреля 2008 г. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2008. С. 94-98.

4. Курин А.А. Обоснование телекоммуникационной системы криминалистической регистрации // Судебная экспертиза. 2013. N 4 (36). С. 135-140.

5. Курин А.А., Дронова О.Б. Экспертно-криминалистические учеты МВД России: учебник. Волгоград,

2013.

6. Курин А.А. Систематика криминалистической регистрации на современном этапе // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. N 4 (26). С. 98-111.

References

1. Medvedev D.A. Zashchita intellektual'noy sobstvennosti kak faktor innovatsionnogo razvitiya Rossii [Protection of intellectual property as a factor of innovative development of Russia.]. IMezhdunarodnyy forum «ANTIKON-TRAFAKT-2012» [I International Forum "ANTIKONTRAFAKT 2012"]. Available at: http://www.antikontrafakt.com (Accessed 18 March 2014).

2. Alekseeva A.P. Deyatel'nost'rossiyskoypolitsii votsenkakh obshchestvennosti [Russian police activity in public assessments]. Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii - Herald of the Volgograd Academy of Internal Affairs of Russia, 2011, edition 4 (19), pp. 62-65.

3. Domozhirov V.V., Dronova O.B. Napravlenie vzaimodeystviy gosudarstvennykh, obshchestvennykh ichastnykh organizatsiy s pravookhranitel'nymi organami v tselyakh bor'by s rynkom nelitsenzionnoy produktsii [Areas of cooperation of state, public and private organizations with law enforcement agencies to combat market unlicensed products]. Ispol'zovanie dostizheniy inykh nauk vkriminalistike [Using the achievements of other sciences in criminology]. Krasnodar, Kuban State Agrarian University, 2008. Pp. 94-98.

4. Kurin A.A. Obosnovanie telekommunikatsionnoy sistemy kriminalisticheskoy registratsii [Justification of the telecommunication system of forensic registration]. Sudebnaya ekspertiza - Forensic examination, 2013, no. 4 (36), pp. 135-140.

5. Kurin A.A., Dronova O.B. Ekspertno-kriminalisticheskie uchety MVD Rossii [Forensic counts of the Russian Interior Ministry]. Volgograd, 2013.

6. Kurin A.A. Sistematika kriminalisticheskoy registratsii na sovremennom etape [Systematics of forensic registration at the present stage]. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika - Legal science and law enforcement practice. 2013, no. 4 (26), pp. 98-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.