Современные вопросы организации и управления качеством медицинской помощи в психиатрии
Бурыгина Лариса Андреевна
главный врач ГБУЗ "Психиатрическая клиническая больница №4 им. П.Б. Ганнушкина ДЗМ".
Чораев Владимир Владимирович
врач-психиатр ОМОиКЭ ГБУЗ "Психиатрическая клиническая больница №4 им. П.Б. Ганнушкина ДЗМ". Давидов Давид Рудольфович
Аннотация: В статье проанализированы нормативные документы по вопросам организации и управления качеством медицинской помощи в области психического здоровья, перечислены рекомендации по созданию международных и национальных критериев оценки качества психиатрической помощи и стандартизации измерения качества оказания медицинской помощи в области психического здоровья.
Ключевые слова: качество медицинской помощи, безопасность медицинской деятельности, психиатрия, организация здравоохранения.
Цель: провести обзор литературы по вопросам организации и управления качеством медицинской помощи в психиатрии.
Материалы и методы: за период с 2001 по 2018 годы по базам Medline и Elibrary проведен отбор и анализ 31 литературного источника отечественных и иностранных авторов по проблеме организации и управления качеством медицинской помощи в психиатрии.
Обзор литературы.
Проблема организации и обеспечения качественной медицинской помощи, в том числе психиатрической помощи, является одним из приоритетных направлений развития как мировой, так и отечественной психиатрии [1; 2; 4; 16; 19; 21; 258].
Согласно информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в настоящее время психические расстройства широко распространены в популяции и вносят весомый вклад в бремя болезней во всем мире [31]. За рубежом деятельность медицинских организаций, ответственных за психиатрическую помощь населению, сосредоточена на разработке теоретических положений с последующим внедрением конкретных практических мер по обеспечению качества психиатрической помощи [189; 20; 21; 214; 25; 27; 31], рекомендаций по созданию международных критериев оценки качества психиатрической помощи и стандартизации измерения качества оказания медицинской помощи в области психического здоровья [22; 203; 236; 269; 30].
Так, американский институт медицины (United States Institute of Medicine, ЮМ) подчеркнул важность инфраструктуры измерения качества и подотчетности в улучшении качества службы охраны психического здоровья в отчетах: ЮМ «Пересечение качественной пропасти» (2001) и «Улучшение качества медицинского обслуживания для лиц с психическими заболеваниями и страдающих употреблением психоактивных веществ», чем определили рамки вокруг шести ключевых характеристик высококачественной психиатрической помощи: безопасности, эффективности, продуктивности, персонализированного подхода, своевременности и справедливости и конкретные характеристики к проблемам улучшения качества и подотчетности в области психического здоровья, включая широкое использование принудительного лечения, сложную систему оказания помощи
и недостаточно развитую инфраструктуру измерения качества (2006) [269; 30].
Международной организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) в рамках проекта «Показатели качества медицинской помощи (Health Care Quality Indicators, HCQI)» привлечена группа экспертов для создания консенсуса по двенадцати показателям качества психического здоровья в области лечения, непрерывности оказания помощи, координации оказания помощи и результатов лечения пациентов [22; 203].
Национальный институт здравоохранения и социального обеспечения в Финляндии (National Institute for Health and Welfare in Finland, STAKES) сосредоточился изучении опыта Европейских стран, где выявлены 32 показателя, отражающих демографические и социально-экономические факторы, детерминанты здоровья и организацию систем здравоохранения [236; 27].
ВОЗ учредила «Инструмент оценки систем психического здоровья» (Assessment Instrument for Mental Health Systems, AIMS) для оценки систем психического здоровья в странах с низким и средним уровнем дохода [279; 30].
«Международная инициатива по лидерству в области психического здоровья» (Clinical Leaders Group, International Initiative for Mental Health Leadership, IIMHL), в которую вошли представители 12 стран (Австралия, Канада, Англия, Германия, Ирландия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Шотландия, Тайвань и США), разработала международный трехэтапный проект с использованием показателей эффективности охраны психического здоровья, которые позволяют оценивать и проводить международные сопоставления качества услуг по охране психического здоровья в странах-участницах [247].
В России последние десятилетия качество оказания психиатрической помощи изучалось в исследованиях психиатров и организаторов здравоохранения [1; 3; 7; 11; 13; 147]. Авторами проводился анализ статистических показателей деятельности служб психического здоровья на различных административных уровнях [7; 10; 15; 158], предлагались системы критериев оценки качества психиатрической помощи [5; 9; 102], уделялось внимание и безопасности пациентов [4; 6; 8; 9; 16].
В сфере законодательного регулирования Минздравом России разработан приказ от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», в котором утверждены новые критерии для применения в амбулаторных условиях, дневных и круглосуточных стационарах, позволяющие оценить качество медицинской помощи по следующим параметрам: своевременность оказания помощи, адекватность выбора профилактических мероприятий, методов диагностики, лечения и реабилитации, результаты лечения [13].
Росздравнадзором для медицинских организаций разработаны Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации [8; 12].
Согласно вышеуказанным документам, контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации должен осуществляться с соблюдением следующих подходов: подход, ориентированный на пациента, и риск-ориентированный подход. Выделены основные направления для обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности: безопасность пациента, качество медицинской помощи, управление качеством медицинской помощи и другие. По направлениям разработаны показатели, являющиеся целевыми ориентирами деятельности медицинских организаций. Для контроля медицинской деятельности предлагается использовать данные документации, экспертные мнения, мнения пациентов и их родственников.
Заключение.
Проанализированные научные источники диктуют необходимость дальнейших исследований в области изучения вопросов организации и обеспечения качественной психиатрической помощи.
Сегодня в российской психиатрической практике качества оказания психиатрической помощи и эффективной организации и управления качеством
Литература
отсутствуют критерии оценки эффективности безопасности пациентов, не решены задачи медицинской помощи в психиатрической практике.
1. Аргунова Ю. Права граждан при оказании психиатрической помощи. — Litres, 2017.— С. 123-147.
2. Бакланова Т.Н., Попович В.К., Шикина И.Б. Научно-организационные аспекты обеспечения качества оказания медицинской помощи в многопрофильной больнице. // Социальные аспекты здоровья населения. — 2012. — № 6(28). — С. 3.
3. Былим И.А., Любов Е.Б. Пациенты и их близкие: оценка качества психиатрической помощи. // Психическое здоровье. — 2010. — Т. 8. — №. 8. — С. 56-71.
4. Вардосанидзе С.Л., Шикина И.Б. Управление качеством и стандартизация медицинской помощи — основа обеспечения безопасности пациентов в стационарных лечебно-профилактических учреждениях. // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2006. — № 12.
— С. 3-7.
5. Гурович И .Я. Реформирование психиатрической помощи: организационно-методический аспект. // Социальная и клиническая психиатрия. — 2005. — Т. 15. — №. 4.
6. Гуткевич Е.В., Семке В.Я., Семке A.B. Семья психически больного в системе социальных координат (российские исследования). Семейно-генетический кризис //Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2011. — №. 1. — С. 71-76.
7. Жукова O.A., Кром И.Л., Барыльник Ю.Б. Современные подходы к оценке качества жизни больных шизофренией //Саратовский научно-медицинский журнал. — 2011. — Т. 7. — №. 3.
8. Иванов И.В., Шарикадзе Д.Т., Боброва C.B. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в поликлинике. // Вестник РЗН 4-2017. — С. 79-82.
9. Кирьянова Е.М., Сальникова Л.И. Социальное функционирование и качество жизни психически больных важнейший показатель эффективности психиатрической помощи. //Социальная и клиническая психиатрия. — 2010. — Т. 20. — №. 3. — С. 25-49.
10. Лиманкин О.В. Оценка пользователей—вневедомственный регулятор качества психиатрической помощи. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2013. — №. 4. — С. 113-121.
11. Масякин A.B., Костюк Г.П. Возможные пути повышения эффективности психиатрической помощи. // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. — 2018. — Т. 10. — №. 2. — С. 109-113.
12. Предложения по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре). // Вестник РЗН 4-2016 - С. 7-12.
13. Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации http://publication. pravo, gov. ru.
14. Солохина TA. Управление качеством психиатрической помощи (результаты социологического исследования). // Психиатрия. — 2003. — №. 4 (4). — С.58-65.
15. Уткин A.A. Новые формы оказания психиатрической помощи как часть системы комплексной психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации. //Автореф. дисс.... канд. мед. наук.
— М.,2009 —22 с.
16. Шикина И.Б. Обеспечение безопасности пациентов в многопрофильном стационаре. // Международный журнал медицинской практики. — 2005. — № 6. — С.39.
17. Brown Р, Pirkis J. Mental health quality and outcome measurement and improvement in Australia. / /Curr Opin Psychiatry. — 2009. — T. 22. — № 6. — C.610-618.
18. Gaebel W., Janssen В., Zielasek J. Mental health quality, outcome measurement, and improvement in Germany. // Curr Opin Psychiatry. — 2009. — T. 22. — № 6. — C. 636-42.
19. Hermann R.C., Mattke S. OECD Health Technical Papers No. 17: Selecting Indicators for the Quality of Mental Health Care at the Health Systems Level in OECD Countries. — 2008.
http://www.oecd.org/els/health-systems/33865630.pdf (дата обращения 14.01.2019).
20. Hermann R.C., Mattke S., Somekh D., Silfverhielm H., Goldner E., Glover G. et al. Quality Indicators for international benchmarking of mental health care //International Journal for Quality in Health Care.
— 2006, —T. 18 (Suppl 1). — C.31— 38.
21. Ito H. Quality and performance improvement for mental healthcare in Japan //Curr Opin Psychiatry.
— 2009. — T. 22. — № 6. — C.619-622.
22. Kilbourne A. M. et al. Измерение и улучшение качества оказания помощи в области психического здоровья: глобальная перспектива. //Официальный журнал всемирной психиатрической ассоциации (ВПА). — 2018. — Т. 17, —№. 1, —С. 30-38.
23. National Institute for Health and Welfare. Establishment of the indicators for mental health monitoring in Europe. — 2002. http://ec.europa.eu/. (дата обращения 14.01.19).
24. Parameswaran SG, Spaeth-Rublee B, Pincus HA. Measuring the quality of mental health care: consensus perspectives from selected industrialized countries //Adm Policy Ment Health. — 2015. — T. 42, —№3. — C. 288-295.
25. Pincus H.A., Spaeth-Rublee В., Sara G., Goldner E.M., Prince P.N., Ramanuj P., Gaebel W, Zielasek J., Groftimlinghaus I., Wrigley M., van Weeghel J., Smith M., Ruud Т., Mitchell J.R., Patton L. A review of mental health recovery programs in selected industrialized countries //Int J Ment Health Syst.
— 2016, —№ 1, —C.10:73.
26. Saxena S., Lora A., Morris J., Berrino A., Esparza P., Barrett T. et al. Mental health services in 42 low-and middleincome countries: a WHO-AIMS cross-national analysis //Psychiatric Services. — 2011. — T. 62, —№2, —C.123—125.
27. Saxena S., Lora A., van Ommeren M., Barrett Т., Morris J., Saraceno B. WHO's assessment instrument for mental health systems: collecting essential information for policy and service delivery//Psychiatric Services. — 2007. — T. 58. — № 6. — C. 816-821.
28. Schoen C., Osborn R., Squires D., Doty M.M. Access, affordability, and insurance complexity are often worse in the United States compared to ten other countries //Health Affairs. — 2013. — T. 32.
— № 12, —C. 2205-2215.
29. U.S. Institute of Medicine. Crossing the quality chasm: a new health system for the 21st century.
— 2001, Washington, DC: National Academies Press.
30. U.S. Institute of Medicine. Improving the quality of health care for mental and substance-use conditions. — 2006, Washington, DC: National Academies Press.
31. WHO, 2018. http://www.who.int/qho/mental health/en/ (дата обращения 14.01.19).