Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВИДЕОПЛАТФОРМ)'

СОВРЕМЕННЫЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВИДЕОПЛАТФОРМ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
209
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТ "ОБЩЕДОСТУПНОСТИ" / ВИРТУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / ИНТЕРНЕТ / CONSUMER SOCIETY / GLOBALIZATION / TEENAGERS / CULT OF "ACCESSIBILITY" / VIRTUAL LIFE / INTERNET

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Киселева Юлианна Владиславовна

Статья посвящена изучению виртуальных коммуникаций как социального феномена и его воздействия на жизнь современной молодежи, определены не только положительные, но и негативные стороны виртуального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Virtual Communications (with Examples of Video Platforms)

The article devoted to the investigation of virtual communications as a social phenomenon and its impact on the lives of today's teenagers, the advantages and disadvantages of social sides of virtual communication.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВИДЕОПЛАТФОРМ)»

3. Global Competitiveness Index 2017-2018 edition, Armenia // World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-in-dex-2017-2018/countryeconomy-profiles/#economy=ARM (дата обращения: 04.04.2019).

4. Global Internet Freelance Market Overview for 2018. [Электронный ресурс]. URL: https:// analyticshelp.io/blog/global-internet-freelance-market-overview-2018/ (дата обращения: 13.04.2019).

5. The Payoneer Freelancer Income Survey: Global Benchmark Report for Hourly Rates 2018. Payoneer Inc., 2018. 18 p.

УДК 316.77

Ю. В. Киселева

Современные виртуальные коммуникации (на примере видеоплатформ)

Yu. V. Kiseleva. Modern Virtual Communications (with Examples of Video platforms)

Статья посвящена изучению виртуальных коммуникаций как социального феномена и его воздействия на жизнь современной молодежи, определены не только положительные, но и негативные стороны виртуального общения.

ключевые слова: общество потребления; глобализация; молодежь; культ «общедоступности»; виртуальная жизнь; Интернет.

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А.

The article devoted to the investigation of virtual communications as a social phenomenon and its impact on the lives of today's teenagers, the advantages and disadvantages of social sides of virtual communication.

Keywords: consumer society; globalization; teenagers; cult of "accessibility"; virtual life; Internet.

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103.

Еще 20 лет назад человечество получило доступ у мощному, безграничному, всепоглощающему пространство, где возможно любое действие и открыто множество закодированных файлов, несущих в себе терабайты информации. Вседоступ-ность — решающий фактор такого феномена как Интернет, сети, где миллиарды людей, культур, субкультур, наций сталкиваются друг с другом 24 часа в сутки. Они могут спорить, соглашаться, обсуждать и обмениваться информацией изо дня в день, не видя друг друга (если это первая «встреча»), не слыша, но при этом ощущая присутствие строчкой: "user is typing..." Реальность больше не кажется такой заманчивой и интересной, как та, что находится за границей экранов наших смартфонов и мониторов компьютеров. К тому же появилось непосредственное «перенесение» человека в лабиринты виртуальной реальности (пока ограниченные программным кодом), такая технология называется VR (Virtual Reality). Это специальные очки и пульты, при надевании и взятии которых создаются те условия, какие были заложены создателями программы: например, необитаемый

Юлианна Владиславовна Киселева — студент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. © Киселева Ю. В., 2019

остров с возможностью постройки собственного плота (как выхода из «игры») и неограниченными действиями (от расколки кокоса и лазания по пальмам до охоты на диких зверей или поиска сокровищ). Все эти действия вы можете выполнять со своими друзьями или же совершенно незнакомыми людьми, момент коммуникации будет проходить через голосовое сопровождение, которое могут использовать все члены группы. Такой подход к общению является одним из способов взаимодействия пользователей в сугубо игровой форме, где мы не видим ни лиц, ни жестикуляций партнеров по игре.

Поэтому стоит обозначить «виртуальную реальность» как реальность, отличающуюся от действительности физического мира, состоящую из нематериальных структур и объектов, заключенных в границах программного кода. Это одна из многих граней виртуального пространства, но в данной работе нас больше интересуют виртуальные коммуникации как отношения между отправителем и получателем.

Виртуальная коммуникация — это процесс общения с удаленным партнером или группой лиц, ограниченный смартфоном или же компьютером, закованный в рамки графического интерактивного общения (зачастую визуализации мыслей) [1].

М. Б. Бергельсон выделяет такие характеристики виртуальной коммуникации, как интерактивность; доступность; мировой, обхватывающий характер; анонимность членов беседы; широкий спектр возможностей создания вымышленной личности; размытость социальной иерархии и отсутствие нравственных и духовных ограничений [2, с. 61].

Все эти характеристики выливаются в обособленные виртуальные коммуникационные технологии, которые несут в себе несколько очень важных функций (возможностей). В первую очередь, это функция удовлетворения потребности в информации, они могут складываться из простейшего поиска материала для работ или собственных интересов до нелегального и запрещенного «контента» под названием "Dark Net". Следующие две оказываются наиболее важными; это представительная (репрезентивная) и коммуникативная функция. Еще одна — показательно-демонстративная, служащая для поднятия собственной самооценки или самоутверждения (саморепрезентативная функция). Они выливаются в виде фотографии, статей («постов») и сопровождающих их комментариев пользователей Сети. Последняя функция, не менее важная, это аффективная функция, которая выявляется в обобщении по средствам удаленной коммуникации, с эмоциональной окраской, влияющей на психологический фон коммуникантов [3, с. 132].

С процессом глобализации к обществу пришла необходимость межкультурного общения. Путем взаимодействия представителей разных этносов и народов произошло создание новых форм и элементов культуры, которые не отрицают прежнее разнообразие укладов жизни людей, а только преобразуют, становясь их постоянным элементом.

Во всех сферах человеческой жизни, от политики, искусства до экономики и туризма, отчетливо видны элементы единой глобальной культуры. В мире средств массовой информации идет активное транслирование культур и их ценностей путем воздействия на аудиторию в виде блогов (как через письменный текст, так и через видеосредства; например, платформа Youtube), интернет-порталов, аудио-подкастов и трансляций (Twicth). Здесь стоит остановиться на всем известной платформе — Youtube. На данный момент она ярчайшим образом представляет культуры и общество в целом через призму видеоблогерства, выступающего не только в качестве культа общедоступности, но и культа личности. Весь механизм коммуникации строится там на общении между «ютьюбером» и его аудиторией

путем передачи информации через видео и комментарии, оставляемые зрителями. «Ведущий» может воздействовать на своих зрителей всеми доступными средствами, чтобы вызвать ту реакцию и отдачу, которая позволяет вызвать интерес смотрящего.

Это может выражаться в активной или несвойственной для той или иной ситуации жестикуляции, тембре голоса и соотносящемся с ним внешнем облике говорящего (девушка с низким голосом или миловидный парень с хрипотцой или заиканием), любом внешнем дефекте, броском оформлении видео и музыкального сопровождения. Чтобы создать видимость четвертой стены, ведущий ролика спрашивает зрителей о мнении или провоцирует на дополнительные действия в Сети, такие как комментарии, подписка и поддержка, распространение «образа личности» на другие платформы.

Здесь же проявляется эффект общедоступности. Он представляет собой иллюзию погружения в жизнь другого человека, представление себя на его месте и принятие его стиля жизни. Поклонники того или иного блогера представляют собой новейшую субкультуру XXI в., в центре их мыслей — личность кумира. Они общаются с помощью цитирования или шуток, отсылающих к творчеству автора, это порой агрессивное общение в узком кругу поклонников. Проблема эффекта общедоступности заключается в его небезопасности и простоте. Для полноценной коммуникации нам необходимо постоянное обновление наших персональных данных, в целях привлечения внимания друзей или посторонних посетителей «страницы». Тем самым мы можем вызывать на контакт совершенно незнакомых людей, которые могут причинить вред самому распространителю информации.

Говоря об интернет-пользователях, важно затронуть сам механизм отправления и получения сообщений коммуникаторами. Согласно анализу А. Б. Баранова, модель виртуального коммуникационного общения состоит из таких частей, как ядро, круг первого, второго порядка и виртуальное пространство сети. Начнем с ядра; это посетители Сети, полностью погруженные в виртуальное пространство, состоящее из других пользователей, чьи действия (общение между собой) поддерживают и развивают функциональные данные сети. Ядро окружает самый ближайший к нему круг — круг первого порядка. На этой волне располагаются те пользователи, отношения которых имеют интимно-доверительный характер (близкие друзья и родственники). После близкого круга первого порядка идет второй и самый дальний от ядра. Здесь уже находятся те пользователи, общение которых сводится только к социально-деловым (преподаватели или коллеги по работе). Само ядро и все его уровни входят в единое виртуальное пространство Сети, представляющее собой кибер-пространство, наполненное многочисленными пользователями Интернета, которые создают, обогащают и сохраняют функционирование Сети [4, с. 74-76].

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что виртуальные коммуникации не возможны без двух собеседников, обменивающихся информацией в форме письменного диалога или диалога через призму камеры, подчеркивая тем самым виртуальность процесса. За мониторами коммуникаторы ощущают себя в безопасности, что вызывает агрессивность и провокационность части их информации. Подача такой информации может происходить в разных формах. Одной из самых распространенных являются комментарии, либо быстрые сообщения в диалогом окне. Из-за отсутствия грамматических и лексических фильтров они чаще всего пишутся с ошибками или же с допущением стилистических упрощений. Речь коммуникаторов становится более сухой и краткой, а все эмоциональные обороты представляются в виде смайликов, emoji- или ^/-картинок.

Неотвратимость влияния массовой культуры на молодежную создает такую неотделимую часть современной культуры подростков, как ориентация на досуг. По мнению В. А. Бобахо, досуг является своего рода «площадкой» для реализации самостоятельной деятельности, руководства и организации чужой деятельности в молодежной культуре. В виртуальной коммуникации досуг выступает не только как сфера для общения, но и как социальная игра [5, с. 58]. В досуге происходит основная сфера жизнедеятельности, и от степени удовлетворенности им повышается и удовлетворенность собственной жизнью подростка. Если мы начнем рассуждать о пути распространении индустрии досуга, то придем к выводу, что досуг обретает непривлекательную форму. В условиях постиндустриального общества главной целью жизни многих подростков становится демонстрация своего социального статуса и дохода, а также предметов роскоши, покупка которых стимулируется через масс-медиа-пространство. Характеристика культуры «поколения V» невозможна без осознания того влияния, которое оказывают повсеместная компьютеризация и распространение техники. Именно переход от простых телефонов к смартфонам является отправной точкой к формированию того виртуального общения, в котором сосуществует нынешний социум.

Подчеркивая сказанное, можно представить молодежный (и не только) досуг как своеобразную форму, состоящую из свободы от ответственности и обязанностей перед обществом и институтом семьи, связанную с избеганием семейно-бытовых задач и социальной реализации, как площадку для самореализации и самоидентификации. Если поколение конца ХХ в. относится с опасением к приобщению к глобальной культуре, то более молодое поколение уже влилось в волну глобализации, а последние поколения впитывают элементы глобальной культуры с младенчества.

В любом виде коммуникации есть как положительные, так и негативные стороны, влияющие на развитие социума. К положительным сторонам виртуального общения относится важная психологическая роль «адресата информации». В некоторых ситуациях он может сыграть роль психолога, выслушав проблему и дав совет неопытному или стеснительному пользователю Сети. Такой обмен информацией способствует снятию негатива и стресса, образует дополнительный круг собеседников («наблюдателей») со своим мировоззрением и восприятием реальности. Порой, принимая ту или иную роль участия в виртуальном пространстве, мы незаметно сами становимся теми, кем нас представляют наши оппоненты по разговору, примеряя на себя разные образы. Это может развить внутреннее Я индивида или раскрыть в нем творческий и профессиональный потенциал. Анонимность действий «зрителей» позволяет получить объективную оценку деятельности.

Виртуальные коммуникации также обеспечивают прямой контакт с любыми частями света, что позволяет общаться с реальными друзьями на больших расстояниях. А постоянное хранение информации в глобальной Сети позволяет найти данные давно потерянных контактов. Еще одним немаловажным плюсом возможностей виртуальной реальности является успешная социализация подрастающей молодежи как в виртуальном общественном пространстве, так и в реальном — путем предварительного «обыгрывания» конкретной социальной роли в виртуальной реальности. На данный момент одной из самых популярных социальных ролей является «блогерство», в котором тот или иной индивид может попробовать реализовать себя как фотограф, журналист, модель, певец, комик и т. д. В основном, возможные «образы» ограничиваются сферой развлечения или политики.

Активное использование виртуальной коммуникации особенно характерно для молодых людей, в чьей реальной жизни присутствуют личностный кризис, разлады в семейных, личных отношениях или же недостаток межличностного общения. Такие пользователи используют Интернет как альтернативу существующей реальности, которая их чем-то не устраивает, и окружению, которое они хотят заменить. Виртуальный мир прекрасен для доверительных, товарищеских отношений. Стоит отметить, что любой постоянный разлад в реальности приводит к пристрастию виртуального общения, а потом к прямой зависимости. Зависимость, в свою очередь, почти невозможно устранить без психологического воздействия.

Одно из важнейших достоинств виртуальной коммуникации — это возможность «быть услышанным и выслушанным». Поэтому можно утверждать, что виртуальная коммуникация дает определенный старт для развития личности каждого индивида, участвующего в этих отношениях.

Несомненно, Интернет XXI в. перерос из способа получения информации (ведь изначально он предполагался как электронное хранилище книг и документов со всемирным доступом) в способ самореализации путем манипуляции менее активной, подавляемой, легко поддающейся воздействию публики.

Интернет больше становится сценой, а новейшие технологии позволяют не только «быть услышанным», но и «увиденным» (камеры с захватом изображения, с прямой передачей в онлайн-трансляцию). Взаимодействие в виртуальном пространстве становится главным способом общения молодежи, заменив собой привычные звонки по телефону или же живые встречи, тем самым приводя к тем негативным последствиям, которые мы наблюдаем уже несколько лет [6, с. 85].

Сокращение живого общения ведет к обострению проблемы взаимодействия с другими социальными слоями и близким окружением, что негативно сказывается на психологическом развитии подростка и его отношение к окружающему миру. Восприятие существующей реальности становится невыносимым без применения социальных сетей и транслирования жизни через возможности приложений и смартфонов. Это приводит к отсутствию познавательной деятельности, самопознания, развития и осмысления без возможности наглядного демонстрирования их результатов в виртуальной реальности. Общение на экране становится интереснее и важнее чем то, что требует прямого и тактильного взаимодействия.

Отсутствие социальной (вербальной) коммуникации приводит к изоляции, депрессии, неадекватной социальной ассимиляции и виртуальной зависимости. Полное погружение в виртуальные коммуникации без «разбавления» их живым общением приводит к депривации — уменьшению или полной утрате способности удовлетворять основные потребности. Прямым результатом депривации является агрессия, невозможность удовлетворения главных социальных потребностей, ограничение круга общения молодой личности [Там же, с. 87].

Социальная депривация в ходе виртуального общения ставит ограничения для личностного развития молодежи, что приводит к его общественной дезадаптации [Там же, с. 87].

При наличии таких существенных недостатков нельзя не усомниться в ценности тех достоинствах, которые можно признать за виртуальной коммуникацией. При правильном разграничении времени и необходимом контроле со стороны семьи можно не только предупредить зависимость от чрезмерного виртуального общения, но и задать ему нужное направление, обеспечив подрастающему поколению не только площадку для личностного развития, но и способ реализации его возможных планов на жизнь.

Литература

1. John C. Rigdon Dictionary of Computer and Internet terms. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2016. 590 p.

2. Бергельсон M. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник МГУ. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 1. С. 55-67.

3. Габдрахманова Г. Р., Шемякина Е. В. Межкультурная коммуникация: виртуальная реальность. Караганда: Изд-во КарГУ, 2004. 382 с.

4. Баранов А. Б. Виртуальная коммуникация в социальной сети: основные понятия и модель взаимодействия // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 5. C. 74-76.

5. Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? (По материалам социологических исследований) // Общественные науки и современность. 2002. № 3. C. 56-65.

6. Шакурова Г. Р. Самопрезентация уфимских ICQ-пользователей в виртуальном пространстве // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VIII Всерос. объединенной конф. (Санкт-Петербург, 8-11 ноября 2005 г.). СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2005. С. 84-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.