ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 334
СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ КООПЕРАЦИИ
© В. А. КАНАКИНА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра экономической теории e-mail: kan-vala@mail.ru
Канакина В. А. - Современные виды кооперации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 275-278. - Проведено исследование основных характеристик наиболее распространенных видов кооперации. Выявлены их преимущества и риски, связанные с реализацией хозяйственной деятельности кооперативов данных видов. Показаны направления и проблемы распространения аутсорсинга, субконтрактинга, франчайзинга в Пензенской области.
Ключевые слова: кооперация, аутсорсинг, субконтрактинг, франчайзинг.
Kanakina V. A. - Modern types of the cooperation // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 275-278. - The article deals with the most important features of cooperative system. The recent study has shown its advantages and disadvantages in connection with the present activity of cooperative societies of different types. The article is also devoted to the problem of outsourcing, subcontracting and franchising in Penza region.
Keywords: cooperation, outsourcing, subcontracting, franchising.
Кооперация возникла в эпоху развития капиталистических отношений. Первые кооперативы появлялись в тех областях деятельности, где крупному капиталу существовать было не выгодно. Они заняли свою нишу в хозяйственной деятельности и нашли свой рынок сбыта. Современная кооперация отличается от кооперативных форм Х1Х-ХХ вв. Основанная на разделении труда (специализации) кооперация подразумевает совместную предпринимательскую деятельность нескольких субъектов хозяйствования, как в сфере крупного, так и мелкого бизнеса, которая способствует снижению издержек производства и позволяет повышать конкурентоспособность участников кооперации. В настоящее время в экономике развитых стран действует более 120 видов и разновидностей кооперативов: аутсорсинг, субконтрактинг, франчайзинг, промышленные кластеры, совместное производство, поставка комплектующих и оборудования для предприятий и др. [2].
Наиболее распространенными видами кооперации являются аутсорсинг, субконтрактинг, франчайзинг.
Аутсорсинг - это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническим оборудованием. Работа компаний в системе аутсорсинга носит длительный характер и обеспечивает бесперебойную работу отдельных систем и инфра-
структуры. В зависимости от целей и задач компании, от сферы ее деятельности процессы, которые передаются сторонним организациям, отличаются друг от друга. К наиболее востребованным отраслям, в которых распространена работа аутсорсеров, относятся: оказание рекламных услуг; бухгалтерский учет и расчет налогов; юридическое обеспечение деятельности; управление персоналом; информационные системы и управление базами данных; управление транспортом, его техническое обслуживание и ремонт и др. Данный вид кооперации подразумевает не только процесс передачи на сторону работ и услуг, но и ответственность за их выполнение. Компания-заказчик не имеет никакого отношения к организации труда в компании-исполнителе.
Практика хозяйствования кооперативов данного вида продемонстрировала его реальные преимущества:
- сокращение издержек компании за счет делегирования непрофильных функций;
- освобождение денежных средств в связи с прекращением их вложения во второстепенные функции;
- фокусирование внимания на основных целях бизнеса;
- возможность привлечения высококвалифицированных специалистов в узкой области и получения доступа к новейшим технологиям;
- наличие должной ответственности компании-исполнителя за качество выполнения работ.
Вместе с тем, компании, использующие в работе принцип аутсорсинга, подвергаются риску в связи с:
- вероятностью передачи излишнего числа функций сторонним фирмам (поставщикам услуг);
- лишением части собственных ресурсов и возможностей;
- возможностью утечки информации и появлению нового конкурента, использующего опыт и знания компании.
Для сокращения негативных эффектов предприятию необходимо постоянно совершенствовать свое производство, отслеживать производственные операции аутсорсеров и немедленно принимать меры при возникновении проблем.
Первооткрывателями аутсорсинга в России стали частные охранные предприятия (ЧОПы), позволившие сотням предприятий качественнее и профессиональнее защищать объекты собственности по сравнению с деятельностью нескольких малопрофессиональных штатных охранников.[4]
В настоящее время аутсорсинг получил широкое распространение и применяется практически во всех сферах хозяйственной деятельности. Так, Министерство сельского хозяйства Пермского края в 2009 г. инициировало проект «В2В^га», или «Бизнес для агробизнеса», целью которого является совершенствование бизнес-процессов в АПК посредством аутсорсинга. Реализация проекта направлена на привлечение в АПК специалистов новой формации, которые будут работать на условиях аутсорсинга; формирование спроса на аутсорсинговые услуги; создание механизма взаимодействия участников системы обеспечения сельскохозяйственных организаций кадровыми ресурсами на принципах аутсорсинга [5]. Реализация данного проекта способствует созданию специализированных фирм, которые на договорных началах могут оказывать сельхозпроизводителям помощь в различных сферах деятельности. При этом сельскохозяйственные организации могут получить субсидии на возмещение части затрат на оплату по договорам оказания аутсорсинговых услуг в области растениеводства, животноводства, бухгалтерии, юриспруденции и экономики. Обязательным условием для получения субсидии является заключение договора между сельхозтоваропризводителем и фирмой (поставщиком услуг) на оказание аутсорсинговых услуг. В ходе реализации проекта в 2009 г. 15 сельскохозяйственных организаций Пермского края получили субсидии [5]. Заключенные договора показывают, что на сегодняшний день самыми востребованными профессиями на рынке агроаутсорсинга являются ветеринар, бухгалтер и агроном.
В настоящее время в Пензенской области активизировался процесс создания сельскохозяйственных кооперативов. Отсутствие кооперационных связей субъектов, занятых в сфере сельскохозяйственного производства, значительно снижает эффективность их деятельности. Долговременное сотрудничество на принципах аутсорсинга с индивидуальными предпринимателями либо с организациями, которые выступают в качестве аутсорсеров, может существен-
но облегчить работу по ремонту техники, сократить транспортные расходы, способствовать быстрому продвижению товара на рынок, а также это возможность закрыть вакантные должности ветеринара, агронома, бухгалтера, юриста. В помощь сельскохозяйственным объединениям в 2009 г. в Пензенской области был создан Центр развития сельской кооперации. Данный центр предоставляет услуги сельхозпроизводителям по ведению бухгалтерского и налогового учета. В настоящее время по договору аутсорсинга центр работает с СССПК «Саад Плюс» (п.г.т. Шемышейка), СПСК «Лукоморье» (с. Засечное), СКПК «Харвест-Финанс» (с. Васильевка) [6].
Применение данного вида кооперации позволит товаропроизводителям сконцентрировать свою деятельность в сфере непосредственного производства сельхозпродукции.
К наиболее распространенному виду кооперации можно отнести субконтрактинг. Его можно охарактеризовать как начальный вид кооперации, в ходе которого одно предприятие (контрактор) поручает другому (субконтрактору) осуществить изготовление некоторой продукции (деталей, комплектующих, НИОКР) в соответствии с предъявленными требованиями. Такое сотрудничество позволяет обеспечить высокую эффективность производства благодаря рациональному использованию имеющихся ресурсов.
Данный вид кооперации получил широкое распространение в промышленности в таких секторах как машиностроение, металлообработка, электротехника, электроника, производство компонентов, деталей, узлов производственного назначения. В основе субкон-трактной системы организации производства должна лежать работа по заказу. Нельзя назвать субконтракт-ными отношениями закупку одним производителем у другого партии комплектующих для дальнейшей сборки. Но если эти же комплектующие одна фирма закажет у другой, и фирма-поставщик специально изготовит партию деталей для фирмы-заказчика, то в этом случае можно говорить о субконтрактных отношениях между двумя предприятиями [3].
В качестве контрактора (заказчика), как правило, выступают головные сборочные предприятия. Субконтракторами (поставщиками) являются специализированные предприятия малого и среднего бизнеса.
Анализ предприятий, работающих в рамках данного вида кооперации, позволяет выделить ряд преимуществ для обоих партнеров. Для заказчика это:
- оптимальное использование имеющихся ресурсов;
- сокращение себестоимости конечной продукции за счет снижения себестоимости поставляемых комплектующих;
- концентрирование внимания на выпуске конечной и разработке новой продукции.
Поставщику работа на принципах субконтрак-тинга дает преимущества в виде:
- расширения рынка сбыта;
- увеличения уровня загрузки производственных мощностей;
- гарантии занятости рабочих предприятия;
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
- возможности работать с несколькими заказчиками одновременно;
- стимула к совершенствованию выпускаемой продукции из-за растущей конкуренции.
Вместе с тем компании, использующие в своей работе данный вид кооперации, могут столкнуться с такими проблемами как:
- недобросовестное выполнение партнерами своих обязательств: (несвоевременная поставка или поставка некачественной продукции; манипулирование ценой после выполнения заказа; несвоевременная оплата готовой продукции);
- отказ от исполнения принятого заказа;
- отсутствие согласованного порядка приема продукции и др.
Подобные негативные явления могут быть устранены с помощью грамотного оформления договора, в котором четко определены права и обязанности сторон.
Для стимулирования работы малых и средних предприятий на условиях субконтрактинга могут использоваться государственные заказы. Так, например, в Ульяновской области основными отраслями промышленности, работающими в рамках субконтрак-тинга, являются машиностроение и металлообработка. В области машиностроения из 4200 комплектующих, необходимых для изготовления автомобиля УАЗ, на предприятиях Ульяновска делается 712 изделий (17%) [7]. Разнообразие сырья и особенности конструкции машин способствуют кооперации между машиностроительными заводами, такими как «Ди-митровградский автоагрегатный завод», «Автодеталь-Сервис» и др., а также предприятиями смежных отраслей промышленности, производящими металл, пластмассу, резину, ткани, стекло, краску, лаки, кожу. Большую часть конструкционных материалов и изделий Ульяновская область получает из других экономических районов, а также из республик и областей Поволжья [7].
Чтобы облегчить поиск крупным предприятиям субконтракторов, стремящихся обеспечить себя заказами, были созданы региональные центры субконтрактации. В их работе можно выделить следующие функции: 1) привлечение и размещение кооперационных заказов; 2) поиск и квалификационный отбор партнеров по кооперации; 3) повышение конкурентоспособности на рынке субконтрактных поставок (маркетинг, формирование баз данных, конкурентный анализ, проведение организационных мероприятий по совершенствованию деятельности субконтрактного предприятия); 4) разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента; 5) консультирование по формам и механизмам государственной поддержки малых и средних производственных предприятий.
В списке областей, в которых созданы подобные центры, Пензенская область отсутствует. Это существенно осложняет поиск информации о том, какие малые предприятия осуществляют свою деятельность в Пензенской области и в какой сфере они заняты. Малый бизнес недостаточно информирован о производ-
ственных возможностях промышленных предприятий и степени их готовности работать в сотрудничестве. Поэтому кооперационные связи промышленных предприятий в рамках региона осложнены. Некоторые представители малого, среднего и крупного бизнеса Пензенской области принимают участие в работе «Бирж субконтрактации», которые проводят региональные Центры промышленной субконтрактации и партнерства других регионов. Данное партнерство способствует развитию межрегиональной кооперации в рамках субконтрактинга, но кооперационные связи на региональном уровне затруднены.
Еще одним распространенным видом кооперации является франчайзинг. В существующем российском законодательстве понятие «франчайзинг» отсутствует, вместо него используется термин «коммерческая концессия». Он представляет собой договор, который предполагает долгосрочное сотрудничество между франчайзором (правообладателем) и франчайзи (пользователем). Франчайзор по договору обязуется продать или передать в пользование за вознаграждение на срок или без указания срока франчайзи лицензии (франшизы), разрешающие использовать в предпринимательской деятельности торговую марку, фирменную услугу, идею, процесс, патент или оборудование, а также имидж и ноу-хау, принадлежащих франчайзору. В договор также включается право франчайзора на регулирование определенных аспектов деятельности франчайзи и контроль за его работой, таким образом, франчайзор может следить за качеством товара (услуги), производимого (оказываемого) франчайзи. При этом франчайзи имеет юридическую и экономическую самостоятельность.
Работа в рамках такого вида кооперации предъявляет повышенные требования в отношении качества производимой продукции (оказания услуг), в связи с этим франчайзор должен оказывать франчайзи постоянное техническое и консультативное содействие, проводить обучение и повышение квалификаций работников. Это позволяет пользователю производить товары (оказывать услуги), качество которых соответствует качеству товаров (услуг), производимых (оказываемых) непосредственно правообладателем, оказывать покупателям дополнительные услуги, на которое они могли бы рассчитывать, приобретая товары (услуги) у франчайзора. Главным отличием франчайзинга от других способов распространения товаров или оказания услуг с использованием единого товарного знака или знака обслуживания является передача ноу-хау, техническое и консультативное содействие франчайзи со стороны франчайзора [1].
Выбор франчайзинга, как вида партнерства, демонстрирует ряд преимуществ для франчайзи (представителя малого бизнеса):
- альтернатива созданию своего независимого предприятия, требующего большего стартового капитала и сопровождающегося большей степенью риска;
- пользование услугами и получение поддержки со стороны головного предприятия, позволяющей снизить риски;
- гарантирование рынка сбыта за счет использования имени и репутации франчайзора;
- использование результата рекламных мероприятий, проводимых крупным предприятием;
- облегчение поиска партнеров в области закупок;
- возможность использования результатов научных разработок крупных компаний.
К выгодам, которые получает франчайзор (крупное предприятие) от данного сотрудничества, можно отнести:
- увеличение финансовой прибыли (как разовых, так и периодических платежей) от продажи или передачи в пользование франшиз;
- увеличение доли рынка;
- расширение масштаба хозяйственной деятельности за счет разработки и внедрения региональной сети;
- сокращение собственных капиталовложений и расходов на персонал.
Таким образом, франчайзинг представляет собой взаимовыгодную форму кооперации представителей малого бизнеса с крупными предприятиями.
Но вместе с тем необходимо сказать о рисках, которым подвергаются крупные компании при применении франчайзинга как вида партнерства. Практика показывает, что в основном они связаны с:
- поставкой франчайзи несоответствующего качества товара (услуги), что негативно сказывается на репутации всей франчайзинговой сети;
- утечкой конфиденциальной информации, которую пользователь получает в рамках концессионного договора;
- появлением конкурентного бизнеса на основе знаний, полученных от франчайзора;
- трудностями контроля сделок, поскольку франчайзи является независимым владельцем бизнеса.
Для того чтобы избежать этих проблем, правообладатели должны тщательно отбирать предпринимателей, с которыми они хотят заключить договор концессии. В контракте важным условие является обязательство пользователя не конкурировать с франчайзором на данном рынке в течение определенного времени после расторжения соглашения. Это дает возможность разделить потенциально честного и недобросовестного партнера, и позволяет обеспечить самовыполняемость договора коммерческой концессии [1]. После того, как франчайзи становиться частью системы, франчайзор должен следить за тем, как ведутся его дела. Правооб-
ладатель должен уметь быстро определять назревающие проблемы и немедленно принимать решения.
В Пензенской области франчайзинговые сети широко распространены в секторах продажи товаров потребления, в сфере развлечений, туризма. Например, туристическая фирма «Натали турс», центральный офис которой находится в г. Москве, активно работает в сфере франчайзинга и к концу 2011 г. планирует довести число своих представительских пунктов до 300 [8]. Пензенским партнером является туристической компании «Деполь-Пенза», которой «Натали турс» дала разрешение вести субагентскую деятельность. С 2001 г. управляющая компания «ТАКОС», головной офис которой расположен в г. Казани, начала развивать сеть парфюмерно-косметических магазинов «BON JOLI» в Поволжско - Уральском регионе. В настоящее время франчайзинговая сеть BON JOLI насчитывает 38 магазинов в 11 регионах России в Москве, Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Марий Эл, Удмуртии, Ульяновской, Пензенской, Оренбургской, Самарской, Саратовской областях [9]. Для распространения данного вида кооперации создан каталог франшиз по различным сферам деятельности, что способствует дальнейшему продвижению франчайзинга в регионе и появлению новых фирм с новыми рабочими местами.
В заключении следует отметить, что работа на основе кооперации позволяет предприятиям максимально использовать имеющиеся ресурсы и иметь дополнительную выгоду от осуществления совместных операций на разных стадиях процесса производства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Обыденов А. Франчайзинг как особая форма институциональных соглашений // Вопросы экономики. 2001. № 6. С. 115.
2. Рассказова Н. В. Теоретические аспекты малого предпринимательства в контексте устойчивого развития. М., 2010. С. 198-199.
3. Соболева Ю. П. Управление производственной кооперацией в интегрированных объединениях // Проблемы современной экономики. № 3 (23).
4. Шеянов А. Н. Сущность аутсорсинга и его классификация // Экономика и финансы. 2006. С. 21.
5. http://agro.perm.ru
6. http://poskpk.ru
7. http://www.subcontractings.ultpp.ru
8. http://www.bizpenza.ru
9. http://www.bonjoli.ru