Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / СФЕРНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL SPHERE / PROFESSIONAL ACTIVITY / SPECIALISTS IN THE SOCIAL SPHERE / ENVIRONMENTAL APPROACH / SPHERE APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куриленко Людмила Васильевна

Статья посвящена проблеме создания условий для успешной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Выявляется специфика социальной сферы, ее особенности, обосновываются стоящие перед специалистами социальной сферы задачи. Доказывается, что в роли современных условий могут выступить средовой и сферный подходы как методологические подходы к успешной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT CONDITIONS OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITIES OF SOCIAL SPECIALISTS

The article is devoted to the problem of creating conditions for successful professional activities of social specialists. The specifics of the social sphere, its features are revealed, the tasks facing the specialists of the social sphere are substantiated. It is proved that environmental and sphere approaches as methodological approaches to successful professional detail of social specialists can play the role of modern conditions.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

УДК 378.014.15

DOI 10.34823/SGZ.2020.5.51466

Л.В. КУРИЛЕНКО доктор педагогических наук, профессор,

зав.кафедрой теории и технологии социальной работы ФГАОУ ВО Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева*

Современные условия успешной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы

Статья посвящена проблеме создания условий для успешной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Выявляется специфика социальной сферы, ее особенности, обосновываются стоящие перед специалистами социальной сферы задачи. Доказывается, что в роли современных условий могут выступить средовой и сферный подходы как методологические подходы к успешной профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.

Ключевые слова: социальная сфера, профессиональная деятельность специалистов социальной сферы, средовой подход, сферный подход.

L.V. KURILENKO

Doctor of Education, Professor, Head of the Department of Theory and Technology of Social Work Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Samara National Research University named after academician S.P. Korolev "

Current conditions of successful professional activities of social specialists

The article is devoted to the problem of creating conditions for successful professional activities of social specialists. The specifics of

* Куриленко Людмила Васильевна, e-mail: srludmila@mail.ru

the social sphere, its features are revealed, the tasks facing the specialists of the social sphere are substantiated. It is proved that environmental and sphere approaches as methodological approaches to successful professional detail of social specialists can play the role of modern conditions.

Keywords: social sphere, professional activity, specialists in the social sphere, environmental approach, sphere approach.

Социальная сфера, являясь одной из основных сфер общества (ее дополняют экономическая, политическая, духовная сферы), представляет собой сложный конструкт, сущность которого ученые понимают неоднозначно. Анализируя различные точки зрения на толкование сущности понятия «социальная сфера» (В.В. Миронов, В.Н. Лавриненко, Г.И. Осадчая, М.М. Хохлова и др.), приходим к выводу о том, что социальная сфера - это сложное многоаспектное явление, в котором основные функции направлены на эффективную реализацию потенциала каждого человека (адаптивная функция), удовлетворение всех потребностей людей (продуктивная функция), повышение уровня и качества жизни (динамическая функция), обеспечение самоисцеления социальной сферы за счет способности общества выживать долгие годы при условии нормального функционирования всех остальных сфер (защитная функция), что в результате находит свое отражение в степени социальной защищенности населения, его безопасности, в минимизации социальной напряженности.

Многоаспектностью содержания функций социальной сферы, сложностью их реализации объясняется наличие особенностей социальной сферы, которые порождаются еще и тесной взаимосвязью состояния социальной сферы и состояния общества, востребующих необходимость позитивных изменений как в социальной сфере, так и в обществе. Кроме того, поскольку главными исполнителями перечисленных выше функций являются специалисты социальной сферы, задачи, решаемые ими в процессе профессиональной деятельности, определяются особенностями самой социальной сферы. Так, первая особенность связана с зависимостью благополучия социальной сферы от уровня развития определенных качеств членов общества. Отсюда вытекает необходимость развития у членов общества важных социальных компетенций, связанных с укреплением семейных родственных связей, культурных особенностей, присущих данному

обществу (знание языка, норм поведения, обычаев и традиций), получением образования и выполнением важных социальных функций. Вторая особенность определяется эффективностью развития социальной сферы, что недостижимо без удовлетворения индивидуальных потребностей членов общества, поэтому специалисты социальной сферы должны создавать условия для удовлетворения этих потребностей. Третья особенность содержится в коммуникационной составляющей социальной сферы, влекущей за собой обязательное регулирование процессов взаимодействия в обществе, причем его выстраивают таким образом, чтобы не возникло причин для конфликта ни между обществом и личностью, ни между существующими в обществе социальными группами, классами, этносами. Четвертая особенность вытекает из сложной структуры социальной сферы, демонстрирующей прогрессивный характер развития общества, что требует от профессиональной деятельности специалистов решения задачи по усложнению структуры социальной сферы путем выявления тех социальных отношений, регулирование которых еще не предусмотрено.

Таким образом, выявленные особенности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы предъявляют требования к их уровню подготовки, в частности, к степени овладения специалистами социальной сферы: обширным запасом знаний о различных категориях клиентов и трудных жизненных ситуациях, в которые могут попасть клиенты, о правилах применения индивидуального подхода с целью поиска решения, оптимального именно для данной категории клиентов; умений, направленных на оценку степени тяжести жизненной ситуации клиента, применение методик восстановления социального благополучия клиента, адаптацию к быстро изменяющимся ситуациям в обществе, построение долгосрочных перспектив, результат которых проявляется не сразу и характер результата сложно спрогнозировать с какой-либо степенью точности. Эти требования актуализируют умения организовывать свою деятельность, управлять ею, контролировать и оценивать ее, что накладывает отпечаток на моральную, этическую, духовную стороны профессиональной деятельности специалиста социальной сферы.

Анализ выявленных особенностей, обусловленных тесной взаимосвязью состояния социальной сферы и состояния

общества, и задач, стоящих перед специалистами социальной сферы, позволяет говорить о специфике их профессиональной деятельности, успешность которой может быть обеспечена за счет создания определенных условий.

В качестве таких условий могут выступить методологические подходы к профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, среди которых в последнее время выделяют, как правило, ценностный, индивидуально-деятельностный, личностно-творческий, системный, компе-тентностный подходы. Следование им означает демонстрацию знаний, умений, навыков, способностей, которые востребует та или иная профессиональная ситуация, придавая деятельности свойство универсальности. В частности, ценностный подход направлен на воспитание актуальной на нынешний день системы ценностей; компетентностный подход - на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и т.д. Однако данные подходы к профессиональной деятельности специалистов социальной сферы не учитывают ситуаций, требующих нестандартных действий. Следовательно, необходима разработка новых подходов с учетом, во-первых, нестандартности ситуаций, а во-вторых, их многоаспектности.

С этих позиций интерес представляют два методологических подхода к профессиональной деятельности специалистов социальной сферы - это средовой и сферный.

По мнению ряда ученых (Ю.В. Карпова, И.И. Сулима, В.А. Ясвин и др.), именно средовой подход определяет методологию профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Например, Ю.В. Карпова подчеркивает, что средовой подход к деятельности специалиста социальной сферы призван разрешить противоречие между тенденцией полнее использовать возможности среды в процессе взаимодействия с клиентом и отсутствием соответствующих технологий (способов) организации среды, оптимизации ее влияния на личность клиента (В.Н. Лавриненко). Следовательно, средовой подход выступает одним из основных условий успешной профессиональной деятельности, он способствует выявлению недоработок или отсутствия необходимых способов деятельности, а значит, в свою очередь, позволяет создавать условия для разработок новейших техник и технологий, отвечающих современной ситуации.

Вместе с тем у средового подхода есть ряд недостатков, связанных с узким характером воздействия, так как он направлен только на организацию нового пространства и упускает другие элементы социального благополучия. Кроме того, средовой подход действенен только в случае непосредственной работы со средой, что нивелирует личность клиента.

С целью выявления оптимального подхода к профессиональной деятельности специалиста социальной сферы обратимся к идеям В.И. Вернадского о ноосферном подходе в гуманитарных науках.

Отталкиваясь в своих рассуждениях от структуры биосферы, которая, на его взгляд, включает три компонента -биологию, геологию и химию, ученый задался целью найти взаимосвязь между этими компонентами, в результате чего пришел к выводу о том, что объединяющим звеном выступает «царство разума». По мнению В.И. Вернадского, «царство разума» - это та ноосфера, которая должна глубочайшим образом соприкасаться с науками не только о жизни, но и о человеке»1, тем самым ученый пришел к мысли о ноосферном подходе в гуманитарных науках. Сущность ноосферного подхода лучше всего раскрывается через постижение принципов этого подхода, среди которых можно выделить принцип самоорганизации, согласно которому человечество и биосфера находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, и только благодаря человеческой деятельности биосфера самоорганизуется в ноосферу, что подчеркивает целостность и единство всех элементов реальной действительности; принцип разумности основывается на рациональности всего сущего; принцип целенаправленного развития человека утверждает невозможность хаотичного развития человека, которое может привести к необратимым последствиям, к деградации; принципом отказа от идеи господства человека над природой В.И. Вернадский провозглашает идею коэволюции, совместного развития человека и биосферы, тем самым подчеркивая ложность идеи господства человечества над природой.

1 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. // Биогеохимические очерки. 1922-1932 гг. М,-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1940, с. 174.

Таким образом, ноосферный подход позволяет сохранить целостность действительности, учитывать интересы человека как социального существа и природы, которая так или иначе оказывает на нас влияние.

Концепция В.И. Вернадского была положительно воспринята научным сообществом и ее идеи достаточно быстро нашли понимание в различных областях науки и практики, в том числе и в практике профессиональной подготовки специалистов в различных сферах деятельности. Более того, А.И. Субетто, подтверждая это мнение, приходит в своих размышлениях к тому, что профессиональная подготовка как система становится важнейшим механизмом ноосферо-генеза и выживания человечества на рубеже ХХ и XXI вв.

Учитывая революционность открытия В.И. Вернадского, а также мнение ученых о профессиональной подготовке как мощном рычаге качественного перехода научной мысли в XXI в., приходим к выводу о том, что сферный подход к профессиональной деятельности специалистов социальной сферы является одним из актуальных.

В подтверждение данного тезиса обратимся к идеям Л.М. Семашко, который характеризовал сферный подход как плюралистическую систему, опирающуюся на выделение четырех сфер бытия и общества - политической (организационной), экономической (материальной), духовной (информационной) и социальной (гуманитарной). Очевидно, что в данной трактовке сферный подход приемлем именно в социальной действительности: он позволяет преобразовывать не только среду клиента, но и всю социальную среду вокруг него. Более того, по словам С.А. Шавеля, «ценность его будет заключаться как раз в том, что сферный подход большое значение придает социальным институтам - семье, образованию, СМИ, государству»1. Таким образом, применение сферного подхода к профессиональной деятельности специалистов социальной сферы позволит, исходя из непосредственного поля их деятельности - социальной сферы, гарантировать долгосрочность результатов, направленных не только и не столько на преобразование среды клиента, сколько на наделение его свойствами, полезными для поддержания важных ему социальных институтов: института

1 Шавель С.А. Сферный подход в социологической методологии // Социология: науч. Журнал, 2014, № 1, с. 29-41.

семьи, института профессиональной деятельности, институтов производства, института культуры и др.

Следовательно, учитывая, что профессиональная деятельность специалистов социальной сферы является стратегически важной в формировании социально развитого государства, приходим к выводу о необходимости создания специфических условий для ее успешности. В роли таких условий могут выступить средовой и сферный подходы, которые в полной мере отражают специфику и особенности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.