Научная статья на тему 'Современные условия создания комфортного архитектурного средового пространства'

Современные условия создания комфортного архитектурного средового пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / КОМФОРТНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черныш Н.Д., Тарасенко В.Н.

В статье рассмотрены проблемы формирования в современных условиях архитектурной среды как предметно-пространственного окружения, представленной в качестве объекта профессиональной деятельности. Ведущее место в формировании среды, удовлетворяющей современным требованиям, отведено проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные условия создания комфортного архитектурного средового пространства»

DOI: 10.12737/23737

Черныш Н.Д., доц., Тарасенко В.Н., канд. техн. наук, доц.

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОГО АРХИТЕКТУРНОГО СРЕДОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Ronstrarh@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы формирования в современных условиях архитектурной среды как предметно-пространственного окружения, представленной в качестве объекта профессиональной деятельности. Ведущее место в формировании среды, удовлетворяющей современным требованиям, отведено проектной деятельности.

Ключевые слова: архитектурная среда, предметно-пространственное окружение человека, комфортность пребывания, квалификационный уровень, профессионализм, проектная культура.

Современную архитектуру можно характеризовать как творческую интерпретацию образа жизни современного общества. При этом нельзя отрицать, что, несмотря на отдельные перерывы в развитии, существуют признаки становления традиций создания современного организованного пространства с учетом требований, предъявляемых к архитектурной среде. Проблем, связанных с формированием комфортного архитектурного пространства немало: начиная с многозначности понятия «среда», «архитектурная среда» до субъективности оценки качества архитектурных объектов, представляющих собой продукт архитектурно-строительной деятельности. Особое место в этом ряду занимает подготовка специалиста, его квалификационный уровень и профессионализм. В этой проблеме вопрос подготовки проектировщиков как специалистов весьма актуален: чтобы стать проектировщиком, который самостоятельно без особых проверок и надзора может работать, требуется как минимум, 5 - 10 лет.

Таким образом, перефразировав определение В.Л. Глазычева можно сказать, что архитектурная среда есть пространство возможностей, место обитания, система деятельностей. Современную архитектурную среду характеризует как минимум три важнейших качества: комфортность, которую определяет согласование материальных потребностей человека с природными условиями; трансцендентность (в смысле, не основано на опыте); системность, предполагающая связанность гуманитарных и физических функций организованного пространства. В данной статье под средой определено предметно-пространственное окружение человека: городская (урбанизированная), жилищная, производственная и рекреационная среды.

Вопрос о создании комфортных условий является следствием сложившейся в течение последних двух десятилетий ситуации. Достаточно часто результатом сопоставления «совре-

менного» организованного пространства (населенный пункт - город или село, или здание любого назначения) с давно известным, чаще всего предпочтение отдают некоторому обобщенному образу «старого» по сути. Например, современные жилые комплексы сложных композиционных решений, построенные по новейшим технологиям (с монолитным каркасом, вентилируемыми фасадами и т.п.), в интуитивном выборе потребителя уступают жилым домам аналогичного уровня, построенным более полувека назад, несмотря на то, что рациональный анализ среды определяет преимущества новой среды по многим техническим параметрам. Это можно объяснить существованием определенного свода качеств организованного пространства, таких как: своеобразность и человечность, неоднородность и сложность. В технической формулировке это функциональная целесообразность или польза, определенная не только с учетом потребностей человека, но и с учетом эргономических особенностей человека; а также прочность и комфортность, определяющие технические характеристики объекта, созданного с учетом современного развития и техники. При этом архитектурная среда, многообразная по содержанию и формам, должна способствовать созданию положительного эмоционального заряда.

Ведущее место в формировании среды, удовлетворяющей современным требованиям, следует отвести проектной деятельности. Основная цель деятельности проектировщика предполагает разработку проектных документов, содержащих технически грамотное обоснование архитектурных идей и позволяющих осуществить «материализацию архитектурного образа». При этом существенной задачей в настоящее время является преодоление противоречия между ролью проектирования в системе воспроизводства и реально занимаемым местом.

Проектная деятельность с давних времен позволяет рационально организовать строитель-

ство (или реконструкцию), ввод в действие и эксплуатацию зданий и сооружений производственного и гражданского назначения, объектов инфраструктуры и т.п. Однако, в последние годы качество проектов, применение научно-технических достижений, ресурсо- и энергосберегающих технологий, экономичных объемно-планировочных и конструктивных решений в значительной мере не соответствуют современным требованиям, а порой содержит «псевдо» эффективные решения. Следует конечно отметить, что сложившаяся ситуация обусловлена отчасти причинами социального характера, а также специфическими условиями образовательного процесса архитектора и конструктора, которые изначально по-разному оценивают требования конструктивной логики и образное мышление. В решении этих разногласий может помочь воспитание у архитекторов понимания общих принципов работы конструкций, а у конструкторов - понимания гармонии при создании искусственных пространств.

Поиск взаимопонимания может быть результатом компромисса. В связи с этим многогранный и сложный современный учебный процесс с непрерывно развивающимися методами, формами, средствами должен быть направлен на конечный результат - подготовку специалиста, архитектора или конструктора, мыслящего, обладающего разносторонними профессиональными знаниями и навыками, способного самостоятельно добывать знания, готового к применению их на практике.

Независимо от направления деятельности человека профессионализм актуален. Однако, без профессионального мировоззрения, профессиональных идеалов, профессионального достоинства, уважения к своим коллегам сложно или невозможно стать профессионалом (в высшем смысле этого слова).

Архитектурное образование в подготовке конструктора позволяет развивать потенциал, направленный на дальнейшую разработку концепции и воплощение задуманного. Еще в середине XX века было отмечено, что «архитектура - искусство не изобразительное, а созидательное. Оно не изображает предметы, а создает их. Изображать можно что угодно, из любого материала и любыми методами. Строить же можно только то, что оправдывает себя в практике, т.е. наилучшее для своего времени из тех материалов и в тех технических художественно осознанных формах и теми методами, которые заняли свое место в процессе развития архитектуры и в результате технического прогресса» Частые, кардинальные изменения в архитектурной подготовке неизбежно приводят к утрате тради-

ций и культуры проектирования. Из этих соображений архитектурно-строительную подготовку конструкторов в образовательном процессе целесообразно отнести к фундаментальным знаниям. В связи с этим следует обратить внимание на роль и место в учебном процессе подготовки выпускников профиля «Промышленное и гражданское строительство» дисциплин «Основы архитектуры и строительных конструкций» (включающей вопросы строительной физики) и «Архитектура зданий». При изучении данных курсов студент привыкает слушать, слышать, понимать и использовать техническую терминологию, способствующую развитию логического и конструктивного мышления, учится читать информацию, представленную в форме проекта, а также предоставлять информацию в чертежах, используя установленные правила. Для принятия решений задач, которые потребует профессиональная деятельность проектировщика, необходима информация (знания). Всю информацию иметь в памяти невозможно. Есть вероятность, что информация, оказавшаяся в памяти, мала или устарела. А также велика вероятность, что, не имея фундаментальных знаний, за новые решения могут быть приняты устаревшие решения с новыми названиями (срабатывает правило «новое - это хорошо забытое старое»). Например, следует обратить внимание на тенденцию использования ставших в последнее время «модными» слова: «нано», «эко», «композит».

В мире при создании инноваций в строительстве главной целью определяют повышение архитектурной эстетики, стандартов жизни и комфортности проживания совместно с повышенной функциональностью и ресурсосбережением. Экологические решения начинают с целесообразности размещения здания на территории, планировки с учетом экологической ситуации местности и заканчивая выбором экологически чистых материалов.

К сожалению, в России в большей степени находят спрос инновации, которые позволяют экономить средства и сокращают сроки производства работ.

При этом истоки подобных решений часто связаны с отсутствием фундаментальных знаний. Овладение учебным материалом предполагает, что выпускник способен, руководствуясь знаниями, проанализировать ситуацию, дать ее оценку с позиций теории, наметить правильный путь решения профессиональной задачи. В процессе обучения архитектурно-конструктивное учебное проектирование дает возможность овладеть подходоми к организации материально-пространственной среды, методами типоло-

гического, функционального, визуального анализа.

Строительной отрасли принадлежит главная роль в стратегии развития страны, поскольку она обеспечивает создание основных фондов для промышленности в виде производственных зданий и сооружений, для развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Строительство - многоступенчатый и поступательный процесс. Усовершенствование методов проектирования напрямую зависит от уровня предметной квалификации и образования. При этом с древнейших времен мастер строительства зданий и сооружений сочетал в себе технические и художественные знания. В настоящее время особенно актуальна проектная культура, охватывающая деятельность всех создающих искусственную среду.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Черныш Н.Д., Тарасенко В.Н. Многокри-териальность задачи формирования компетенций в сфере создания безбарьерной архитектурной среды // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. № 12. С. 76-80.

2. Сулейманова Л.А., Ерохина И.А., Сулей-манов А.Г. Ресурсосберегающие материалы в строительстве // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2007. № 7. С. 113-116.

3. Jones J. Christopher Design Methods. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М:. Мир, 1986. 326 с.

4. Сулейманова Л.А. Роль творческих заданий в формировании универсальных учебных действий // Ямальский вестник. 2016. № 2 (7). С. 74-76.

5. Тарасенко В.Н., Черныш Н.Д. Особенности архитектурного автоматизированного проектирования / Достижения и перспективы развития науки: сб. статей // Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 154-155.

6. Черныш Н.Д., Тарасенко В.Н. Микроклимат селитебной территории как многокомпонентная среда архитектурно-строительного проектирования // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2015. № 6. С. 57-61.

7. Черныш Н.Д., Коренькова Г.В., Митяки-на Н.А. К вопросу об управлении качеством образовательного процесса подготовки проектировщика в строительной отрасли // Путь науки: Междунар. научный журнал, № 3(3). 2014. С. 29-30.

8. Черныш Н.Д., Коренькова Г.В., Митякина Н.А. О фундаментальности архитектурных дисциплин в подготовке бакалавров по направлению «Строительство» // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материа-

лам Международной научно-практической конференции 31 октября 2014: в 17 частях. Ч. 14 / М-во обр. и науки РФ. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 152-153.

9. Сулейманова Л.А., Малюкова М.В., По-горелова И.А., Корякина А.А. Формирование пространственной среды с учетом колористики // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 10. С. 62-66.

10. Андреев М.И. Взаимосвязь структуры самоорганизации с успеваемостью студентов технического ВУЗа // В сборнике: Научно-техническая конференция по итогам научно-исследовательских работ МГСУ за 2013-2014 учебный год сборник трудов. Московский государственный строительный университет. 2014. С.105-107.

11. Топчий И.В. Интеграция российского архитектурного образования в мировое образовательное пространство. Результаты социологического исследования и перспективы развития архитектурных школ России // Архитектура и строительство России. 2012. № 11. С. 16-23.

12. Глаголев С.Н., Михайличенко С.А., Ло-маченко С.Н. Востребованные выпускники для современной экономики // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. Сб. материалов VI Международной заочной научно-практической конференции, посвящённой 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгородский государственный технологический университет им.В.Г. Шухова. 2014. С. 149155.

13. Тарасенко В.Н., Черныш Н.Д. О выборе форм и методов организации познавательной деятельности дистанционно обучающихся студентов // Сб. статей по материалам II Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова. БГТУ им. В.Г. Шухова. 2014. С. 154161.

14. Крижановская Н.Я., Гордиенко Ю.С., Дегтев И.А. Приемы формирования природоин-тегрированной архитектуры в городской среде: монография. Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. 144 с.

15. Савченко Е.С., Гридчин А.М., Лесовик В.С., Смоляго Г.А. 06.11-20Т.83. Концептуальные подходы решения жилищной проблемы в Российской Федерации на примере Белгородской области: Виртуальная выставка энергосбережения. РЖ 20Т. Экономика строительства. 2006. № 11. С. 83.

16. Смирнова С.Н. Принципы формирования архитектурных решений энергоэффектив-

ных жилых зданий. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. арх., 2009, 17 с.

17. Глаголев С.Н. Востребованность инженеров - инноваторов // Социология образования.

2015. № 6. С. 4-8.

Chernysh N.D., Tarasenko V.N.

MODERN CREATION ENVIRONMENT A COMFORTABLE BUILT ENVIRONMENTAL SPACE

The article considers problems offormation in modern conditions of architectural environment as the subject-spatial environment, represented as the object of professional activity. A leading role in shaping the environment, satisfying the modern requirements, the allotted project activities.

Key words: architectural environment, object-spatial environment, comfort, level of qualification, professionalism, design culture.

Черныш Надежда Дмитриевна, доцент кафедры архитектурных конструкций. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Адрес: Россия, 308012, Белгород, ул. Костюкова, д. 46. E-mail: ко^й"аЛ@таП.т

Тарасенко Виктория Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры архитектурных конструкций. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Адрес: Россия, 308012, Белгород, ул. Костюкова, д. 46. E-mail: vell.30@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.