Научная статья на тему 'Современные условия информационной среды и процесс формирования духовно-нравственных качеств личности'

Современные условия информационной среды и процесс формирования духовно-нравственных качеств личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ермилова Неля Александровна

The author respects on formation of spiritual and moral personal quality in the modern infomedia conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные условия информационной среды и процесс формирования духовно-нравственных качеств личности»

Н.А. Ермилова

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

The author respects on formation of spiritual and moral personal quality in the modern infomedia conditions.

В начале XXI в. остро встала проблема выживаемости землян в условиях обострившегося экологического кризиса. По мере развития цивилизации нарастало несоответствие деятельности человека как биологического вида тем общим законам, которые управляют развитием биосферы. Русский математик и эколог Н. Моисеев утверждал, что потеря устойчивости происходит со скоростью, возрастающей по экспоненте. Иными словами, катастрофа может разразиться так внезапно и стремительно, что никакие наши действия уже ничего не смогут изменить. Сегодня проблема изучения стабильности биосферы - одно из основных направлений фундаментальных исследований. Ее решение связано с высоким профессионализмом, творчеством, энергией, волей, а в первую очередь - с нравственностью людей, что предъявляет особые требования к качеству образования, которое мы пытаемся реформировать.

Нас ожидает не только экологический, но и еще более близкий цивилизационный кризис, в основе которого лежит проблема Человека, его духовного мира как определяющего начала мироздания. Особенность современной среды как фактора воспитания составляет структура «новой реальности», состоящая из техносферы и информационной среды; эта особенность связана с взаимообусловленными явлениями информатизации и глобализации современного мира. Глобализация, по мнению специалистов, вызывает в системе ценностей информационного общества процессы, ведущие к их универсализации и к индивидуализации. Человек обречен на монопольное положение в живом мире как единственный носитель разума. Тенденция роста индивидуализма во всех сферах духовной жизни связана с усилением творческого начала не только в науке и искусстве, но и в бизнесе и технологии. Знание, информация, образование выступают в информационном обществе как системообразующие ценности, без которых невозможно само существование этого общества...

Бесспорной является истина, что «владеющий информацией владеет миром». Однако, с другой стороны, свободный доступ к информации сегодня - сложная проблема. Человеческий дух находится под воздействием чрезвычайно агрессивной и несбалансированной информационной среды. Наличие формально огромного выбора лишает человека возможности сделать такой выбор взвешенным и свободным, зачастую толкая его к отказу от всякого выбора. Сегодня очень трудно найти необходимую информацию из-за ее избыточности. Снижение поисковой активности личности - один из самых опасных источников социальной деградации. На фоне ускоренного научно-технического прогресса происходит отчетливый социальный регресс и моральная деформация человеческого общества. Как заметил профессор А.Н. Леонтьев, «избыток информации ведет к оскудению души».

Загрязнение информационного пространства может стать причиной кризиса экологии духа. Человек, как личность и активный социальный субъект, подвержен непосредственному действию информационных факторов, которые, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывают дисфункциональное влияние на социальные субъекты разного уровня общности. Информация активно используется для воздействия на психику людей, модификацию их поведения, для манипуляции личностью.

Как показывает мировой и отечественный опыт, информационные технологии оказывают все более активное воздействие на формирование психических процессов. Одним из негативных примеров является такое изменение личности как компьютерная «игровая наркомания» и так называемое хакерство. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, - возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости личностной и морально-правовой сферы свидетельствуют их запретные и прямо криминальные действия (разработка и распространение компьютерных вирусов, взлом электронных систем защиты информационных источников, хищение денежных средств из банков). Требует детального анализа и «синдром зависимости от Интернета». Возникая в результате длительного блуждания в информационном компьютерном лабиринте, он характеризуется сильной зависимостью человека от этой деятельности и потерей контроля над своими действиями. Психологические последствия такого явления -социальная изоляция (частичный или полный отказ от общения с другими людьми, разрыв дружеских связей, ослабление эмоциональных реакций, существенное сужение сферы интересов и т. п.), потеря работы, серьезные семейные проблемы. Неудивительно, что признаки этого синдрома часто сравнивают с симптоматикой алкогольной или наркотической зависимости.

В сложившейся социальной практике в качестве критерия ценности информации может выступать сохранение или разрушение личности как целого: ценность информации тем больше, чем больше она способствует сохранению личности, актуализирует ее стремление к саморазвитию, самопознанию и т. п. И наоборот: она тем ниже, чем более отрицательно ее воздействие на личность.

Способы самореализации молодого человека в информационном обществе, вытекающие из возможных подходов, - это самореализация посредством творческой деятельности; самореализация через создание своего образа; самореализация в мире симулякров (виртуальной реальности).

Современная социокультурная среда, оказывающая воспитательное действие на личность, отличается насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний; многообразие и полярность транслируемых ценностей создают как богатые возможности, так и проблемы с ориентацией растущего человека, опасность выбора им «не того» пути. Эти данные, очевидно, формируют пространство цели современного воспитания: предотвратить выбор и следование личности по второму и третьему пути, создать условия для реализации первого. Необходимым условием в информационном обществе является для этого целенаправленное развитие информационной культуры личности, способной обеспечить как условия для ее креативного развития в сложившейся среде, так и защиту от информационного манипулирования.

Развитие духовного мира связано с монополизацией информации и ее возможностями воздействия на массовое сознание. Информационная лавина особенно опасна для молодых, морально неокрепших, с еще неустоявшейся психикой, подверженных внушению людей. Самый мощный рупор идеологической пропаганды в руках ТУ и других СМИ. Воздействие телевидения состоит в том, что с помощью мелькающих в телевизоре картинок человеку навязывают готовые образы. А как известно, все мышление человека - образное. Причем, как отмечал выдающийся русский ученый Алексей Ухтомский, образы создаются всем организмом, включая душу человека. Таким образом, тот, кто владеет телевидением, владеет и человеческой душой.

Мораль рынка - «спрос рождает предложение». Но темы убийств и насилия всегда будут потрясать людей, всегда будут находить зрителей, особенно среди неокрепших морально и психически, а поэтому особенно внушаемых. Приемы такого воздействия на детей были на вооружении фашистов, а теперь террористов. В погоне за рейтингом и прибылью каналы ТУ изощряются в подготовке шокирующих сюжетов, срывая все покровы, не щадя ничего и никого, лишь бы привлечь зрителя... Взращивая убийц и насильников, почему мы обольщаемся, будто результаты этого нас не коснутся? Что наша дочь не станет объектом насилия?.. Когда-то было справедливо сказано: «Что бы вы ни делали, количество добра в мире должно увеличиваться». Этого нельзя сказать о новых русских сериалах с их криминальными разборками.

Известно, что мир не без добрых людей и их немало. Их большинство. Гуманизм - свойство человека разумного, но одновременно поднимает голову и зло, будто природа следит за их равновесием. Зло не только в виде убийств и терроризма - умирают духовность и нравственность, а с ними идея, определяющая смысл жизни. Непреходящие ценности подвергаются ревизии. Стиль жизни, образцы для подражания диктует, к сожалению, не творческо-интеллектуальная элита. Молодежь склонна поклоняться людям на сцене, с сомнительным образованием, репутацией и моралью. На пустыре идеологического воспитания в постсоветское время пышным цветом расцвели паранаука, оккультизм, общество все более уповает на религию в качестве панацеи от таких социальных зол как пьянство, наркомания, сиротство при живых родителях, насилие над детьми. Однако, как писал журнал «Наука и жизнь», приводя выдержку из резолюции международного симпозиума «Наука, антинаука и паранормальные верования»: «Идеологическое возрождение религий - это мина замедленного действия, грозящая расколоть общество по принципу верующий - неверующий, правоверный - неверный. Дело дошло до того, что церковь повела наступление на государственные учреждения, армию, систему школьного образования.»

Мы пережили эпоху «правильного и единственно верного мировоззрения». На самом-то деле у каждого человека оно свое. Мы можем говорить лишь о некоторых его общих чертах. Мировоззрение современного молодого человека формируется в бесконечно расширяющейся информационной среде. В ней меняется характер миропредставления, деформируются традиции, само понятие об истине. Глобализация экономики, стремительное развитие технологий, особенно информационных, продолжающееся ухудшение состояния окружающей среды привели к необходимости модернизации систем образования во всем мире. Кризис российского образования следует рассматривать в контексте глобального кризиса образования, поскольку эта проблема является актуальной не только для России, но и для всех развитых стран, в которых наиболее ярко расцвели прагматизм и бездуховность.

Происходят процессы реформирования образования, широкого внедрения в него новых технологий дистанционного обучения, интернет- и мультимедиатехнологий. Стало возможным создание универсальной информационной среды в аудиториях института, на домашних компьютерах студентов и преподавателей; обеспечение студентов современной учебной литературой, в том числе электронными учебниками; преподаватели могут проводить некоторые практические занятия и контрольные мероприятия в компьютерных классах, повышать свою квалификацию в удобной для них форме, в том числе и дистанционной, заниматься научной работой, создавать учебные пособия (печатные и электронные), подготавливать на домашнем компьютере статьи и книги. Повышение уровня информатизации общества реально влияет на развитие всех институтов образования.

Однако далеко не все прогнозы об отмирании различных форм и видов традиционной образовательной деятельности реализуются в действительности. Можно отметить, что прогнозировавшегося отмирания библиотек и утраты интереса к использованию печатных справочников, которые в отличие от их электронных версий содержат устаревшую информацию, не происходит. Такая информация не только не приводит к сужению сферы общения, а напротив, способствует развитию связей между людьми за счет расширения круга

потенциальных коммуникативных партнеров, развитию опыта социальных контактов (деловых и личностных), нахождению новых оснований и причин для вступления в общение и т. п.

К сожалению, технологизация, компьютеризация образования отдаляют друг от друга участников образовательного процесса. Ослабевает воспитательное воздействие преподавателя. Выпускники школ и вузов имеют все меньший социокультурный опыт. Бесконтактное дистанционное обучение, снижение роли преподавателя, сокращение их числа с целью получить экономическую выгоду - все это не приведет к «судьбоносному взрыву» в нашем образовании. Широко известный доклад Комиссии Гленна свидетельствует о бедственном состоянии преподавания математики и естественнонаучных дисциплин в США в начале XXI в. Полная и всеобщая компьютеризация общества, внедрение новейших технологий не привели, как видим, к скачку. В докладе говорится, что один из путей решения проблемы - повышение качества подготовки преподавателей математики, их полная сертификация и специализация.

К слову, мы должны трезво оценить ту систему образования, которую утрачиваем. Мы не имеем права отказываться от корней, которые питали наше российское образование. Наш путь - его улучшение, с учетом новых технологий, но по-своему. Функции преподавателя при этом не сокращаются, напротив, а его творческий потенциал обогащается. Ему стала доступной скрытая прежде информация крупных библиотек, раздвинулись стены крупнейших вузов и научных лабораторий. Но, как и прежде, именно он «зажигает звезды». Учитель, вызывавший восхищение ученика, следящего за гончарным кругом, в принципе мало отличается от современного преподавателя, чья основная задача - заинтересовать, увлечь, повести за собой. И здесь мы внедряемся в гуманитарную область процесса. А гуманизм определяется ментальностью народа. И подражание кому бы то ни было вообще, без учета своей ментальности, чревато выхолащиванием самой сути человека, в частности российского.

Главным действующим лицом в образовательно-воспитательной деятельности по-прежнему остается педагог. И основополагающим фактором его воздействия на обучаемых является живое слово, которое невозможно вложить в душу ученика заочно. А без него невозможны духовная культура и полноценное образование. Преподаватель не только несет знания, информацию, он формирует отношение к действительности. Речь преподавателя приводит к размышлению, сомнению, пониманию, к рождению нового знания. Научный курс оживает, видится в красках, сравнении, в историческом контексте. Энтузиазм преподавателя, его любовь к науке, умение находить контакт с аудиторией создают мощную мотивацию в достижении целей, настойчивость позволяет преодолевать препятствия, сохранять спокойствие в случае неудачи и, что не менее важно, успеха.

Мировая практика свидетельствует, что интеллектуальная элита - важнейшая политическая и общественная сила в любой демократической стране. И никуда не денется спрос на главные ценности, с которыми мы связываем понятие интеллигентности, - честность, порядочность, доверие разуму, бережное отношение к природе и культуре.

Заслоном против информационной катастрофы может стать творчески развитое личностное начало. Ну и, конечно, гражданское общество, способное поставить заслон монополизму информации.

1. Г имтельсон Владимир. Язык, компьютер и много чего еще // Знание - сила. - 2004. - № 5.

2. Богомолов Федор, Магаршак Юрий. Интеллектуальный ренессанс - утопия или реальность? // Знание - сила. - 2004. - № 8.

3. Г рамолин А. Я пытаюсь приблизить науку к людям // Наука и жизнь. - 2005. - № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.