Научная статья на тему 'Современные угрозы экономической безопасности страны'

Современные угрозы экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
640
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / КОРРУПЦИЯ / НАЛОГОВАЯ МИНИМИЗАЦИЯ / НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / НАЛОГОВОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL ECONOMIC SAFETY / SHADOW ECONOMY / CORRUPTION / TAX MINIMISATION / TAX OPTIMISATION / TAX CRIME / TAX CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасов В. Н., Писарева А. С.

В статье проведен анализ понятия «национальная экономическая безопасность», рассмотрены проблемы количественного измерения пороговых значений экономической безопасности. Разграничены понятия налоговой минимизации и оптимизации. Дан обзор самых громких налоговых преступлений, а также статистических данных МВД РФ по налоговым преступлениям за 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary threats to the economic security of the country

In this article was analyzed «national economic safety», the quantitative measurement problems of economic safety threshold value was considered. Concepts of tax minimization and optimization are differentiated. The review of the loudest tax crimes, and the statistical information of the Ministry of Home Affairs of the Russian Federation of tax crimes for 2009 г. is given.

Текст научной работы на тему «Современные угрозы экономической безопасности страны»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 338.2

Некрасов В.Н.

Профессор Северо-Кавказской академии государственной службы, д.э.н., Писарева А.С.

Аспирант Северо-Кавказской академии государственной службы

СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

В статье проведен анализ понятия «национальная экономическая безопасность», рассмотрены проблемы количественного измерения пороговых значений экономической безопасности. Разграничены понятия налоговой минимизации и оптимизации. Дан обзор самых громких налоговых преступлений, а также статистических данных МВД РФ по налоговым преступлениям за 2009 г.

In this article was analyzed «national economic safety», the quantitative measurement problems of economic safety threshold value was considered. Concepts of tax minimization and optimization are differentiated. The review of the loudest tax crimes, and the statistical information of the Ministry of Home Affairs of the Russian Federation of tax crimes for 2009 г. is given.

Ключевые слова: Национальная экономическая безопасность, теневая экономика, коррупция, налоговая минимизация, налоговая оптимизация, налоговое преступление, налоговая культура.

Keywords: National economic safety, shadow economy, corruption, tax minimisation, tax optimisation, tax crime, tax culture.

С распадом системы государственной безопасности СССР была утрачена концептуальная, стратегическая и институционально-организационная основа защиты национально-государственных интересов России как наследницы Советского Союза. Старая парадигма государственной безопасности с ее идеологией, особым пониманием национально-государственных интересов и системой стратегических приоритетов уже не могла соответствовать новым представлениям о структуре национальной безопасности.

При этом наиболее значимой в структуре национальной безопасности является экономическая безопасность, так как именно от её состояния зависит степень безопасности государства в целом, его независимости и возможностей поддержания и гарантии безопасности граждан.

Национальная экономическая безопасность -часть общей системы безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства.

Экономическая безопасность гарантирует уровень самодостаточности на мировых рынках, защиту национальных интересов государства, социальную направленность политики при любых, даже неблагоприятных, условиях развития микро- и макро- процессов. Потребности обеспечения экономической безопасности формируются под влиянием целого ряда факторов. В концентрированном виде они могут выступать как деструктивные, оказывающие негативное влияние на национальную экономическую безопасность. В современной науке выделяют несколько степеней деструктивных факторов:

- появление зоны риска - вероятность возникновения обстановки, способной породить опасность;

- вызов - провокационные действия или средство давления;

- опасность - реальная возможность причинить зло, нанести ущерб;

- угроза - намерение нанести ущерб.

Основу организации, планирования и осуществления практических действий всей системы обеспечения экономической безопасности составляют

анализ концепции угрозы, оценка характера реальных и потенциальных внутренних и внешних опасностей и угроз, кризисных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов. Система угроз не является постоянной, поскольку такие угрозы могут возникать и исчезать, возрастать и уменьшаться, при этом, соответственно, будет изменяться и их влияние на экономическую безопасность.

При исследовании работ отечественных авторов стало очевидным, что анализ уровня экономической безопасности очень сложен. Иногда для этого можно использовать математические методы, но при наличии конкретных числовых данных. Но для экономической безопасности невозможно все показатели ее состояния выразить количественно, так как нет альтернативы проверке их эмпирически. Эти показатели отражают непроверяемые свойства исследуемого объекта. В анализе уровня экономической безопасности большое значение имеют критические или пороговые значения, поскольку их превышение влечет за собой формирование и развитие негативных для экономики тенденций.

Переход общества в стадию потенциальных социальных конфликтов и повышенная социальная напряженность являются следствием приближения количественных показателей экономической безопасности к их пороговым значениям или их превышения.

В настоящий момент некоторые индикаторы, характеризующие экономическую безопасность в России, находятся в пределах нормы, другие достигают пороговых значений, а некоторые их превысили.

Анализ литературы, посвященной данной проблематике, показывает, что в общей системе угроз авторы выделяют, как правило, два аспекта - внутренний и внешний. Так подразделяют угрозы В.И. Ярочкин [1] и А.Г. Шаваев [2]. Аналогичный классификационный признак используется также в основных официальных документах: «Концепция национальной безопасности», «Государственная стратегия экономической безопасности РФ» и др. Более широкий подход к классификации угроз предлагает С.А. Кузнецов [3], классифицируя угрозы экономической безопасности по вероятности наступления, возможности прогнозирования, величине ущерба, объекту посягательства, природе и месту возникновения.

Внутренние угрозы определяются как неспособность к самосохранению и саморазвитию государства. Они в большей мере являются послед-

ствием перехода экономики от административной системы к рыночной, стихийного приспособления к новым условиям функционирования, а также непродуманной денежно-кредитной политики государства.

Среди внутренних угроз экономической безопасности выделяются:

1. Нестабильность банковской системы, обусловленная в основном слабостью отечественных банков - низким уровнем их капитализации, неспособностью привлечь средства населения из-за устоявшегося к ним недоверия, банкротством банков, фиктивным характером уставных капиталов, рискованной кредитной политикой.

2. Низкая эффективность бюджетной системы, которая к настоящему времени сформировалась преимущественно как перераспределительная система, строящаяся на краткосрочной основе, что не позволяет осуществлять долгосрочные проекты экономического развития.

3. Нестабильность фондового рынка, что выражается в низкой капитализации, незначительных объемах торгов, узком выборе финансовых инструментов, неэффективности перераспределения капитала.

4. Слабость национальной денежной единицы, подрывающая доверие экономических субъектов к национальной финансовой системе и позволяющая существовать «долларизации» экономики.

5. Утечка капитала, обусловленная неуверенностью его владельцев в политическом курсе государства, незаконностью приобретения денежных средств многими предприятиями и физическими лицами, сокрытием доходов от налогов и страхом перед возможной экспроприацией капитала.

6. Отрыв финансового сектора экономики от реального, что проявляется в отсутствии долгосрочных финансовых вливаний в промышленность и сельское хозяйство, преобладании вложения капиталов в посредническую и спекулятивную деятельность.

7. Криминализация экономики, коррупция, коалиция некоторых государственных служащих с организованной преступностью, возможность управления частью производства криминальными группами и их проникновение в различные властные институты.

Внешние угрозы - это агрессивное поведение других государств, реализующих свои национальные интересы в сфере экономики и финансов на национальной территории. Чем большей экономиче-

ской мощью обладает то или иное государство, тем большая угроза исходит от него экономике нашей страны. Кроме того, внешние угрозы экономической безопасности России обусловлены как объективными процессами, происходящими в мировой экономике (стремительное развитие процесса глобализации, нарастание взаимопроникновения

национальных экономик, неустойчивость мировой финансовой системы и т.д.), так и проблемами непосредственно российской политики.

Система показателей угроз в исследованиях на основе различных классификаций уточнена и дополнена еще одним показателем - уровнем «теневой» экономики (рисунок 1).

- уход от налогов

- получение льгот

- спекулятивные сделки

Легальная 35-50 %

Рис. 1.Структурированиетеневойэкономики по уровню криминализации.

Существенное влияние на уровень теневой экономики оказывает так называемая легальная теневая экономика, уровень которой по оценкам составляет 35-50 %. Легальная теневая экономика включает в себя уклонение от налогообложения путем минимизации и оптимизации. Разграничение двух понятий состоит в том, что налоговая оптимизация - это выбор оптимального сочетания построения правовых форм отношений в рамках действующего законодательства, т.е. осуществление налоговой оптимизации [4]. Основой налоговой оптимизации является полноценное и квалифицированное применение всех разрешенных законодательными актами льгот, знание и грамотное использование недостатков, существующих в налоговом и гражданском законодательствах, принимая во внимание позиции налогового администрирования, а также финансовой и инвестиционной политики государства с целью организовать систему налогообложения таким образом, чтобы достичь максимального финансового результата при минимальных затратах. Налоговая минимизация включает в себя стремление субъек-

тов оптимизировать налоговые платежи не всегда законным способом (налоговая минимизация). Это прямое уклонение от налогообложения любыми доступными способами.

Налоговая минимизация характеризуется совершаемыми при этом налоговыми преступлениями, которые включают в себя две группы преступных деяний: уклонение от уплаты налогов физического лица, уклонение от уплаты налогов предприятия. Как свидетельствует статистика, приведенная на сайте МВД РФ, львиная доля всех схем по уклонению от уплаты налогов организациями связана с осуществлением расчетов с подставными фирмами: учредитель и директор фактически отношения к деятельности этих организаций не имеют (предприятия оформлены по подложным документам), юридический адрес - фиктивный. То есть используется минимизация налогообложения любыми способами, при этом статистика хотя и говорит о снижении налоговых преступлений в 2009 г. по сравнению с 2008 г., однако потери государственного бюджета при этом существенны (см. таблицу).

Месяц Количество выяв- Удельный вес в Материальный Изменение по

ленных налоговых общем количестве ущерб, сравнению с ана-

преступлений, тыс. экономических пре- млн. руб. логичным перио-

преступлений ступлений, % дом 2008 года, % («+» - рост, «-» - снижение)

Январь 50,6 20,6 83,3 +5,8

Февраль 48,0 19,8 84,7 +2,3

Март 58,1 19,8 119,3 +3,0

Апрель 38,1 18,6 99,7 +1,2

Май 40,4 18,1 142,8 +1,0

Июнь 48,7 18,0 271,0 -0,7

Июль 28,0 17,1 155,5 -0,7

Август 26,3 16,4 139,0 -1,7

Сентябрь 35,3 16,1 68,0 -1,8

Октябрь 22,1 15,4 207,0 -2,3

Ноябрь 18,2 14,9 132,0 -3,7

Декабрь 15,0 14,3 250,0 -4,5

Итого за 428,8 17,43 1752,3 -2,1

2009 год

Статистика показывает, что в 2009 г. было совершено 428 тыс. налоговых преступлений, что составляет в среднем 17,43 % «чисто налоговых» преступлений в общем количестве праводеяний в экономической сфере. При этом они наносят наибольший ущерб: казна потеряла 1,75 млрд. руб. Доля же возвращенных в бюджет денежных средств за 2009 г. составила 264 млн. руб., т.е. на каждое раскрытое налоговое преступление доля по возврату денежных средств в бюджеты составили всего 15,06 %.

300

250

200

150

100

50

Количество выявленных налоговых преступлений, тыс. преступлений

I Материальный ущерб, млрд. руб.

0

Рис. 2. Динамика соотношения количества выявленных преступлений и материального ущерба в 2009 году.

Как свидетельствуют данные статистики, основными способами совершения налоговых правонарушений являются: занижение объема реализованной продукции (41,3 %), сокрытие выручки от реализации продукции (13,7 %), завышение себестоимости (10,5 %), на них приходится почти 66 % всех выявленных правонарушений. Другие способы совершения налоговых нарушений встречаются значительно реже: осуществление коммерческой деятельности без лицензии (4 %), превышение предельно допустимой суммы при расчете наличными (3 %), осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности (1,8 %), ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговой инспекции (1,9 %) и др.

Наибольшее количество нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размерах выявляется в промышленности (23,3 %), торговле (17,4 %), строительстве (17 %), сельском хозяйстве (11,6 %). Среди отраслей промышленности следует выделить пищевую (4,3 %), машиностроение и металлообработку (3 %), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную (2,5 %). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила 4,7 %, в кредитно-финансовой сфере - 2% от всех выявленных нарушений.

Наиболее криминогенными отраслями народного хозяйства по доле предприятий с выявленными нарушениями налогового законодательства в крупном и особо крупном размерах от общего количества предприятий являются: промышленность (0,8 % от общего числа предприятий отрасли), транспорт (0,7 %), строительство (0,6%), кредитно-финансовая сфера (0,4 %), сельское хозяйство (0,3 %), торговля (0,2 %). Более детальный анализ промышленной сферы свидетельствует о высоком уровне криминализации в топливно-энергетическом комплексе (14,7 % от общего числа предприятий ТЭК), в том числе добыча и переработка газа (27,1 %), нефтедобывающая промышленность (22,2 %), нефтеперерабатывающая промышленность (14,7 %), электроэнергетика (12,3 %), угольная промышленность (12,2 %). Уровень криминализации в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составил 6,1 %, черной металлургии - 4,2 %, цветной металлургии - 2 % (включая добычу и обогащение сырья) [6].

В череде налоговых преступлений 2009 г. есть ряд уголовных дел, возбужденных в отношении «народных избранников», которые подозреваются

в неуплате налогов. Так, во Владимирской области осужден депутат, не уплативший налоги, в Воронежской области предъявлено обвинение депутату, задолжавшему государству 314 тысяч рублей. И это далеко не полный перечень уголовных дел по налоговым преступлениям возбужденных в отношении тех, кто, наоборот, должен показывать пример соблюдения всех требований законодательства и способствовать положительному восприятию налогообложения.

В марте 2009 г. было возбуждено уголовное дело в отношении жителя Ставрополья по обвинению в неуплате налогов на сумму 20 млн. руб. Проведенной в ходе расследования проверкой было установлено, что в 2006 г., являясь председателем ТСЖ «Зодиак», он уклонился от уплаты налога путем внесения в налоговые декларации заведомо ложных сведений, а именно - умышленно не отразил в документах бухгалтерского учета и не включил в налоговую базу по налогу на прибыль с ТСЖ «Зодиак» доход, извлеченный в результате предъявления к оплате простых векселей Сбербанка России на сумму свыше 100 млн. рублей. В результате бюджет недосчитался налога на прибыль от организаций в сумме свыше 20 млн. рублей. В августе 2009 г. в Омске был обвинен в совершении налогового преступления почетный гражданин этого города, сумма неуплаченных налогов составляла свыше 20 млн. руб. В ходе расследования уголовного дела установлено, что он, будучи руководителем организации, в 2004 году при строительстве мостовых переходов в Омске уклонился от уплаты налога на добавленную стоимость в сумме свыше 20 млн. рублей.

Рост налоговых преступлений порождает и рост коррупционных действий со стороны чиновников, о чем говорит значительное количество «громких дел с серыми кардиналами». В числе выявленных в 2009 г. предполагаемых коррупционеров - 13 работников прокуратуры, восемь сотрудников судебного корпуса России, 27 сотрудников органов наркоконтроля, 100 - таможенных органов и почти 1,5 тысячи - сотрудников ОВД. Кроме того, к уголовной ответственности в прошлом году привлечено свыше двух тысяч работников органов исполнительной власти различного уровня, а также 67 представителей законодательных органов власти [7].

Таким образом, коррупция приводит к росту налоговых и экономических преступлений в стране, увеличению масштабов теневой экономики, поскольку когда гражданин руководствуется правилом «если что, договорюсь», на которое его подталки-

вают действия некоторых «серых кардиналов» то нельзя рассматривать государство как правоправ-ное, демократическое с развитой системой национальной безопасности.

В своем видеоблоге Президент РФ назвал коррупцию в России вековой традицией. Однако указал при этом, что коррупция свойственна государствам, которые вступили в переходную фазу экономического развития. Получается, что Россия постоянно находится в переходной экономической фазе. Возникает вопрос о необходимости завершения указанной фазы и перехода в фазу продвинутых демократических государств, в которых создана современная свободная экономика, достигнут высокий уровень жизни и, конечно, - что не менее важно, - очень развито правосознание. Для этого требуются радикальные перемены социально-политической структуры, действующей в РФ, повышение не только налоговой культуры граждан, но и правовой культуры в целом, совершенствование мер по противодействию легализации преступных доходов путем выявления всех путей легализации, оптимизация налоговой системы и налоговой политики государства с целью минимизации налогового бремени физических и юридических лиц, государственное регулирование социально значимых про-

ектов, государственное регулирование экономических отраслей, формирующих в значительной мере доходность федерального и регионального бюдже-

Указанные рекомендации позволят повысить социально-экономическую активность в стране и, как следствие, экономическую безопасность государства.

Литература

1. Ярочкин В. И. Информационная безопасность. М., 2006.

2. Шаваев А.Г. Безопасность корпораций. Криминологические, уголовно-правовые и организационные проблемы. М., 1998.

3. Кузнецов С.А. Стратегия национальной безопасности, М., 2008.

4. Гусева Т.А. Концепция налогового планирования // Налоги (газета). 2007. № 10.

5. Статистика сайта МВД РФ [Электронный каталог http://www.mvd.ru]

6. Статистика сайта ФНС РФ [Электронный каталог http://www.nalog.ru/]

7. Сайт «Налоги и налогообложение [Электронный каталог http://nalogi.name/index_a_0.html]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.