Современные уголовно-правовые способы борьбы с компьютерными преступлениями
Е. З. СИДОРОВА,
преподаватель кафедры уголовного права и криминологии,
кандидат юридических наук (Восточно-Сибирский институт МВД России) E-mail: [email protected]
М. Д. ИВАНОВА,
курсант факультета подготовки следователей и судебных экспертов (Восточно-Сибирский институт МВД России)
Modern Criminal Legal Ways to Combat Computer Crimes
E. Z. SIDOROVA,
Candidate of Law Sciences, Lecturer of Department of Criminal Law and Criminology (East Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation)
M. D. IVANOVA,
Student of the faculty of Training Investigators and Forensic Experts (East Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation)
В настоящее время достаточно актуальным направлением государственной политики выступает борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации. Обусловлено такое положение возрастающим значением в жизни общества и государства информационных технологий. Предметом исследования выступают общественные отношения, связанные с использованием уголовно-правовых способов борьбы с компьютерными преступлениями. Цель исследования заключается в изучении современных уголовно-правовых способов борьбы с компьютерными преступлениями. На основании всестороннего анализа сделаны выводы о перспективах развития данного института.
Компьютерные преступления; уголовно-правовое регулирование; борьба с преступностью; компьютерные технологии; преступления, интернет-технологии.
УДК 343.34
At present, the fight against crimes in the field of computer information is a fairly topical area of state policy. This situation is caused by the increasing importance of information technologies in the life of society and the state. The subject of the research is public relations related to the use of criminal law methods to combat computer crimes. The purpose of the research is to study modern criminal-legal ways to combat computer crimes. Based on a comprehensive analysis, conclusions are made about the prospects for the development of this Institute.
Computer crimes; criminal law regulation; crime control; computer technologies; crimes; Internet technologies.
Современное общественное развитие показывает, что интеллектуальная сфера жизнедеятельности представляет одно из центральных направлений, а также важнейший государственный ресурс. В этой связи оче-
видна необходимость надлежащего правового регулирования данной сферы. Общество очень подвержено информатизации на современном этапе развития, все более на различные уровни распространяются глобальные сети коммуни-
кации, что, в частности, порождает новые взаимоотношения, формы взаимодействия. Различные информационные технологии активно применяются в самых разных сферах (финансовой, торгово-промышленной, банковской и пр.). Технический прогресс и бурное развитие различных направлений, в том числе в сфере информации и компьютерных технологий, повсеместно наблюдается и требует особых мер защиты, среди оторых меры уголовно-правового характера.
На сегодняшний день в структуре Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту— УК РФ) преступления в сфере компьютерной информации входят в состав главы 28 и включают в себя следующие составы преступлений :
— ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации»;
— ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ»;
— ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей»;
— ст. 274.1 «Неправомерное воздействие на кри-тическуюинформационнуюинфраструктуруРос-сийской Федерации».
Имеют место различные вопросы применения составов преступлений, отраженных в гл. 28 УК РФ, а также присутствуют спорные вопросы квалификации, которым будет уделено внимание в рамках данной работы. Тем не менее необходимо отметить важную проблему, которая должна решаться в тесном взаимодействии с применением мер уголовно-правового воздействия всфере компьютерных преступлений.
С целью снижения как уровня преступности в целом, так и преступлений исследуемой категории, возрастает потребность контроля действий пользователей в сети Интернет. Действительно, в последниедесятилетиявопросыборьбыскомпью-тернымипреступлениямисвязанывомногомсин-формационнымиресурсами,распространяемыми именно в сети Интернет.
ГосударственноерегулированиесетиИнтернет во взаимосвязи с мерами по борьбе с преступностью является весьма обычным явлением в целом ряде стран. При этом в течение последних десятилетий происходит становление и развитие таких мер. Хотелось бы отметить некоторые из них. В США с 2001 г. действует Закон «Об объединении и укреплении Америки», закрепляющий обя-занностьпровайдераосуществитьпредоставление необходимой информации о пользователях при наличии требования ФБР [1]. Практикуется введение в общественных местах (образовательных
организациях, библиотеках и др.), где используется Интернет, специальных фильтров. Последние ограничивают доступ к сайтам, где расположена недопустимаядлянесовершеннолетнихинформа-ция, в частности, содержащая порнографические материалы.
Обобщая существующие подходы, можно отметить, что национальная политика США в от-ношениикиберпреступностидостаточноактивна. Наряду с противодействием порнографии, имеет место борьба с терроризмом и экстремизмом во Всемирной сети. В странах Европейского союза действуетКонвенцияокиберпреступности2001г., которая значительное внимание уделяет взаимодействию правоохранительных органов в борьбе с подобными явлениями, а также иным важным аспектам взаимодействия различных субъектов в борьбе с преступностью, в т. ч. затрагивающим проблемы борьбы с детской порнографией. В уголовном законодательстве Германии действует большое количество статей, связанных с преступлениями, совершаемыми с использованием Интернета и компьютерных технологий. Кроме этого, в 2007 г. в МВД Германии была создана спе-циальнаягруппа,занимающаясямониторингоми анализомсайтов,черезкоторыеможетраспростра-няться противоправная информация.
Заслуживает внимания опыт Китая, где осуществляется комплексный подход к контролю за сферойИнтернета.Китайскиевластиосуществля-ют фильтрацию контента сайтов. При этом имеет-сятехническаявозможностьблокировкисайтовсо стороны правительства, еслиинформация, расположенная на сайтах, вступает в противоречие с законодательством страны.
К числу существенных достижений в части регулирования деятельности в сети Интернет необходимо отметить:
— обязательную регистрацию пользователей в интернет-кафе;
— обязательную регистрацию веб-сайтов и новостных сайтов и контроль за их деятельностью со стороны соответствующих государственных органов;
— создание специальной интернет-полиции, к компетенциикоторой относитсявыявление материалов и публикаций, нарушающих законы КНР;
— на интернет-провайдеров возложена ответ-ственностьзасодержаниесайтов,ониподвергают-ся цензуре;
— регистрация телефонных пользователей действует только под настоящими именами;
— существует установка на все компьютеры вну-тристраныинтернет-фильтров (ещеназаводе), их цель—блокировать сайты, на которых размещена порнография,материалыонасилии(даннаямерав данный момент в полной мере не реализуется).
В Республике Казахстан установлено полно-мочиезасудебнымиорганамитребованиеудалить материалы,противоречащиезаконодательствуот владельцевсайтов1.Следуетотметить,приэтомоб-ращение в суд может осуществляться вне зависимости от расположения владельца сайта с юридической позиции.
Очевидно, что на сегодняшний день, многие страны осуществляют борьбу с преступностью, в частности, в сфере компьютерных преступлений, посредствомусиленияконтроля за интернет-пространством. Представляется, что такое активное усиления контроля данной сферы не является слу-чайнымизаслуживаетвниманиясучетомположи-тельного опыта зарубежных государств.
В качестве объекта преступлений в сфере компьютерной информации выступают общественные отношения в сфере обеспечения конфиден-циальностикомпьютернойинформации,защиты информации и ее передачи в соответствии с установленными законом требованиями. Предметом преступления выступает та или иная компьютерная информация.
Всвоюочередьвнешнеепроявлениепреступле-ний, то есть объективная сторона этих деяний, может выражатьсяи вформедействий (ст.ст. 272,273 УК РФ), и в форме бездействия (ст.ст. 274, 274.1 УК РФ). Большинство составов (за исключением ч. 1 ст. 273, ч. 1 ст. 274.1 УК РФ) материальны.
Как правило, с субъективной стороны имеет место либо только умышленная форма вины (части 1, 2 статьи 274.1 УК РФ), либо как умышленная или неосторожнаяформа вины(остальныесо-ставы главы 28 УК РФ). Субъектом преступления может стать как лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (по ст.ст. 272, 273 УК РФ), такилицо, обладающеепризнакамиспециального субъекта(ст. 274УК РФ), чтосвидетельствует опо-вышеннойсоциальнойопасностисовершенияпо-добного преступления.
Помимо использования собственного служебного поведения в качестве квалифицированных и особо квалифицированныхсоставов выступаюти иные основания, такие как предварительный сговор, нанесение тяжких последствий и др.
Нельзя не отметить те проблемы, которые су-ществуютввопросахпримененияуголовно-право-вых мер борьбы с компьютерной преступностью. Важностьприобретаетдляотечественногозаконо-дательстварасширениетерминологическогоаппа-рата в части применения многих важных понятий в сфере компьютерной преступности. Так, повышенным значениемобладаетзакрепление наофи-
1 Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (ETS № 185): заключена в г. Будапеште от 23 нояб. 2001 г.: в ред. от 28 янв. 2003 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
циальном уровне таких понятий, как киберпро-странство, виртуальное пространство, фишинг и иныетермины,которыенепосредственносвязаны с преступлениями в исследуемой сфере.
Несомненно, в последние годы в гл. 28 УК РФ вносились изменения. Так, в примечании к ст. 272 УК РФ отражается понятие компьютерной информации. Тем не менее учеными выделяются и проблемы в связи с этим. Так, А. И. Коробе-ев, Р. И. Дремлюга, Я. О. Кучина отмечают, что данное нововведение породило ряд новых правовых проблем. Причина их заключается в том, что любые сигналы напрямую связаны с носителями информации и средствами их хранения. В зависимости от этого они могут быть электрическими, электромагнитными, оптическими и так далее. В УК РФ, однако, речь идет исключительно об электрических сигналах. Междутем информация преобразуется в электрический сигнал лишь в момент обработки и ее конечной передачи. В этой связи в теории уголовного права существует пред-ложениеуточнитьформулировку,назвавэлектри-ческий сигнал конечным, т. е. уже поступившим в вычислительное устройство [2].
Действительно, проблема эффективного при-менениятерминологии,равнокакииспользование высокотехнологическихрешенийврасследовании преступлений данной категории при проведении следственныхдействий—важнаязадача.Приэтом эффективноеправоприменениеположенийгл.28 УК РФ в отсутствии закрепления многих понятий становится затруднительным. Ученымипредлага-лись различные подходы к решению данной проблемы. Так, И. И. Сухих предлагает все принципи-альноважныенормыотносительноинформации,в том числе, компьютерной, закрепить в Информационном кодексе [3].
Приквалификациипреступленийпосоставам, закрепленным в рамках главы 28 УК РФ, возникает достаточно большое количество вопросов. Следует отметить некоторые из них: выступает ли в качествепризнакауничтожениятакомпьютерная информация, которая далее была восстановлена; какимобразомквалифицироватьуничтожениеин-формации, если сам носитель уничтожен не был; как установить пределы незаконного копирования; каким образом квалифицировать несанкционированное ознакомление с компьютерной информацией, если копирование отсутствовало, но далее информация была использована в противоправных целях, и др. Очевидно, что спектр дей-ствий,связанныхснеправомернымиспользовани-ем компьютерной информации, очень велик, что диктуетнеобходимостьразработкиэффективных уголовно-правовых мер воздействия.
Подводя итоги данного исследования, необходимо сделать ряд выводов.
1. Преступность в сфере компьютерной информации представляет повышенную опасность для нормальной жизнедеятельности как отдельных граждан и юридических лиц, так и государства в целом. Объяснить такое положение можно повышенным уровнем информатизации, развития технологий, внедрения компьютерного оборудования практически во все сферы жизни общества.
2. На основании существующей обстановки возникает потребность в реализации государственной политики в плане поддержания определенных стандартов и защиты информации, в т. ч. полученной в связи с применением компьютерных технологий. На примере отдельных зарубежных стран были рассмотрены вопросы усиления контроля пользования сетью Интернет. Представляется, что Российская Федерация может использовать подобный зарубежный опыт в рамках своей страны.
3. Необходим пересмотр положений главы 28 УК РФ в части возможности закрепления новых составов преступлений. Так, интерес вызывает отражение состава, когда имеет место незаконное завладение компьютерной информацией для дальнейшего неправомерного доступа к охраняемой информации.
Современные уголовно-правовые способы борьбы с компьютерными преступлениями нуждаются в дальнейшем исследовании, которое позволит выявитьнаиболее важныеправоприме-нительные проблемы и пути их решения. Представляется, что значение закрепления в структуре УК РФ преступлений в сфере компьютерной информацииобладаетповышеннойзначимостью, посколькукомпьютерныетехнологииположены в основу работы многих важных систем, обеспе-чивающихнормальнуюжизнедеятельностьобще -ства и государства.
Список литературы:
1. The «Uniting and Strengthening America by ProvidingAppropriateToolsRequiredtoIntercept and Obstruct Terrorism (USA PATRIOT ACT): Act of 2001. URL: https://www.congress.gov/ bill/107th-congress/house-bill/3162/text/enr (дата обращения: 12.04.2020 г.).
2. Коробеев А. И.,Дремлюга Р.И., Кучина Я.О. Киберпреступность в РФ: криминологический и уголовно-правовой анализ ситуации // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. № 3.
3. Сухих И. И. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации // Вестник УРФО. Безопасность в информационной сфере. 2011. № 2.