СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ КОМПЛЕКТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ЛАТВИИ
MODERN LITERATURE STUDY AID SETS IN LATVIA
Кальке Б.
Доцент факультета педагогики, психологии и искусства Латвийского университета E-mail: [email protected]
Baiba Kajke
Ass. Prof., Deptof Education, Psychologyand Arts.Universityof Latvia E-mail: [email protected]
Стикуте Э.
Доцент факультета педагогики, психологии и искусства Латвийского университета E-mail: [email protected]
Elita Stikute
Ass. Prof., Dept of Education, Psychologyand Arts.Universityof Latvia E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье охарактеризован процесс разработки и издания современных комплектов учебных пособий в Латвии, проанализированы новейшие учебные комплекты по литературе для 4 класса (их содержание, структура), а также предлагаемые методики. Исследованы источники (государственные нормативные документы, регламентирующие разработку и издание учебных пособий по литературе, учебные комплекты по литературе для 4 класса), и научная литература по рассматриваемой теме.
Ключевые слова: стандарт по литературе, образец программы учебного предмета «Литература», учебные пособия по литературе для 4 класса.
Annotation. The article explores the process of creation and publication of modern study aid sets in Latvia and presents the analysis of already published sets of literature study aids for grade 4 in terms of their content, structure and methodology. The research methods used in the article are based on the analysis of various sources (normative state documents that regulate the creation and publication of teaching aids for literature and literature study aid sets for grade 4) and scientific literature.
Keywords: teachingstandard in literature, model of the school Literature curriculum, set of literature study aids for grade 4.
Введение
В 2003-2009 гг. в Латвии произошел постепенный переход к новым Стандартам государственного основного образования и учебным программам. Изменилось деление на области учебных предметов: литература как учебный предмет была включена в область искусства. В соответствии с государственными стандартами и стандартом учебного предмета были разработаны учебные комплекты по литературе, включающие учебную программу конкретного издательства, учебник, книгу для учителя, рабочие тетради и листы проверочных работ.
Учебные пособия по литературе издаются в Латвии во многих издательствах (Zvaigzne ABC, RaKa, Petergailis). В каждом из них предлагаются разные подходы к освоению учебного содержания.
Литература как отдельный учебный предмет в школьном учебном содержании и планировании появляется только в 4 классе, то есть в последний год обучения в начальной школе. Учебный комплект создается в соответствии с программой, предлагаемой Государственным центром содержания образования, или авторской учебной программой. В программе сформулированы цели и задачи, учебное содержание, порядок и время его освоения, формы и методические приемы оценивания учебных достижений школьников, учебные пособия и методы обучения. Современная учебная литература помогает школьникам учиться самим, без помощи взрослых, быть самостоятельными в работе и своих мыслях, ответственными по отношению к себе и своей деятельности, формировать индивидуальную культуру и выстраивать партнерские отношения, развивать учебные умения. И в итоге - направляет школьников на дальнейшее самообразование.
Нормативные документы, регламентирующие освоение литературы в 4 классе
В Латвийской Республике установлены следующие ступени образования: 1) дошкольное; 2) основное; 3) среднее; 4) высшее. Каждый имеет право получать образование на каждой следующей ступени, последовательно переходя с одной ступени образования на другую [6]. Процесс образования в основной школе делится на два этапа: 1) начальная школа (с 1 по 6 классы); 2) полная основная школа (с 7 по 9 классы) [23]. Встречается и другое деление, когда этап начальной школы включает в себя только первые 4 класса, где основные предметы ведет один учитель (чаще всего классный руководитель) и только музыку, визуальное искусство и спорт преподают учителя, имеющие соответствующую квалификацию. В 5 классе система меняется: все предметы ведут учителя-предметники.
В регламентирующих документах период основной школы делится на три этапа: 1) 1-3 классы; 2) 4-6 классы; 3) 7-9 классы. В конце каждого из этих этапов организуются государственные проверочные работы:
1) в 3 классе - диагностирующая работа с комплексным содержанием и диагностирующая работа по латышскому языку для школ, в которых реализуются программы образования на языках национальных меньшинств;
2) в 6 классе - диагностирующая работа по языку национального меньшинства и диагностирующая работа по латышскому языку для школ, в которых реализуются программы образования на языках национальных меньшинств, диагностирующая работа по математике, природоведению;
3) в 9 классе - экзамен по латышскому языку в школах с обучением на латышском языке, централизированный экзамен по латышскому языку для школ, реализующих программы образования на языках национальных меньшинств, экзамен по математике, по истории Латвии, экзамен по языку национального меньшинства в школах, реализующих программы образования национальных меньшинств, и экзамен по иностранному языку [14].
В организационном плане самый сложный этап второй. Ученик, заканчивая 4 класс, должен приспособиться к смене учителей на всех изучаемых предметах, при этом требования к нему сохраняются прежние. В ситуации, когда один учитель ведет предмет на начальном этапе, а другой - на заключительном, не всегда сохраняется та преемственность, которая нужна для обеспечения полноценного учебного процесса. Что касается процесса освоения литературы, то существует ещё одна проблема - она связана с выбором учебной программы.
Если заглянуть в историю преподавания литературы, мы увидим, что в СССР литература как отдельный учебный предмет была выделена только 1941/42 учебном году, когда был осуществлен переход на систему предметного обучения уже в 5, 6 и 7 классах [12]. С 1941 г., когда начался постепенный переход к системе учебных предметов, латышский язык и литература в учебном планировании стали двумя самостоятельными дисциплинами. После Второй мировой войны эта же система была внедрена и в Латвии. В 1950х гг. латвийские учителя-методисты (Мирдза Гайле, Хелга Грасе, Валия Ниедра) создали первое пособие по методике литературы как учебного предмета, которое было издано в 1959 г. [4].
В этом пособии описаны все этапы преподавания литературы в школе и проанализированы их особенности. Авторы использовали как опыт латвийских педагогов, так и теории, разработанные русскими методистами. Книга по методике преподавания латышской литературы (Latviesu literaturas metodika) состоит из введения и трех разделов: методика литературного чтения (Literaturas lasisanas metodika), методика изучения истории литературы (Literaturas vestures metodika), методика внеклассной и внешкольной работы по литературе (Arpusklases un arpusskolas darbs literatura). Оригинальным является деление методики изучения национальной словесности: разъясняющее чтение (1-4 классы), литературное чтение (5-7 классы) и изучение истории литературы в средней школе.
Авторы рассматриваемой книги были уверены, что литературное чтение, то есть анализ литературного произведения нужно вводить в 5 классе, в связи с чем выделили методику литературного чтения и методику изучения истории литературы. Хотя в этой методике отмечалось, что полноценный анализ литературного произведения может быть включен с 5-го класса, в 1990-х гг. в государственных нормативных документах [14] было указано, что учебное заведение имеет право выбрать один из предлагаемых вариантов учебных программ и планов для 4 класса: латышский язык (с интегрированным литературным чтением) 6 часов в неделю или латышский язык 5 часов в неделю и литература
1 час в неделю. Во второй версии уже в 4 классе литература выделена как самостоятельный предмет. Эту форму организации учебного процесса можно считать оптимальной, так как ученики 4 класса, на наш взгляд, уже вполне способны, знакомясь с произведениями выдающихся писателей, готовиться к серьезному чтению, восприятию и интерпретации литературного произведения на дальнейших этапах образования.
Такой подход сохранен и в недавно изданных учебных комплектах для 4 класса. Их авторы, обращаясь к ученикам, пишут: «Литература, которую ты в этом году освоишь как отдельный предмет, - это новый мир. Он откроется для тебя, в нем ты встретишь многих литературных героев и, может быть, найдешь новых друзей» [9, с. 5].
На основании разных вариантов программ и планировки преподавания учебных предметов, в 4 классе литературу можно изучать, используя две концептуально различные учебные линейки - книги для чтения или книги по литературе. Для полноценного анализа концепций разных учебников нужно уточнить, какие требования выдвигаются к современным учебным комплектам. В данной статье при оценке учебных комплектов по литературе для 4 класса использован опыт авторов статьи, которые являются не только научными рецензентами и методистами, но и имеют опыт работы учителями-практиками.
Порядок разработки и рецензирования новых учебных пособий
В настоящее время в Латвии принята установка, что учебная литература должна быть представлена в виде единого учебного комплекта. Этот комплект должен быть разработан в соответствии с программой учебного предмета таким образом, чтобы его использование обеспечивало освоение обязательного содержания стандарта по данному предмету. В комплекте должен быть:
• учебник для учащихся, в котором методически обоснованы и раскрыты теоретические и практические вопросы учебного предмета и включены задания для освоения учебного содержания и проверки учебных достижений учащихся;
• методическое пособие для педагога, в котором имеется разъяснение теоретических установок содержания учебника, даны рекомендации по его практическому использованию и основные принципы изложения учебного содержания, а также описаны методы и методические приемы, которые педагог может использовать, работая с данным учебным пособием [11, URL];
• рабочая тетрадь или тетради, другие учебные пособия (сборники упражнений, хрестоматии, словари, картографические издания, аудиоприложения к учебникам). Включение в комплект перечисленных материалов, в том числе и рабочей тетради, не является обязательным требованием [11, URL].
Разработчиков учебных пособий призывают помнить, что учебник должен быть совокупным комплексом, при помощи которого ученик не только получает знания, но и воспитывается, имеет возможность выработать те навыки, которые будут нужны ему в дальнейшем. Эти требования включены в учебный стандарт данного предмета.
Учебный комплект, как мы уже отмечали, создается в соответствии с образцовой программой, предлагаемой Государственным центром содержания всеобщего образования, или авторской учебной программой, в которой сформулированы цели и задачи, учебное содержание, порядок и время его освоения, формы и методические приемы оценки учебных достижений школьников, учебные пособия и методы обучения.
В Латвии ведущая роль в разработке учебников отведена издательствам, это их бизнес, который не связан с государственным заказом. Учебники по латышской литературе издаются в издательствах Zvaigzne ABC, RaKa и Petergailis. Эти издательства разрабатывают концепции учебных комплектов, приглашают авторов (часто это опытные учителя, методисты, авторы многих методических разработок, иногда даже учёные). Авторы учебного комплекта могут предложить свою программу по предмету или использовать образцовую программу [16, URL]. Когда учебное пособие уже разработано, издательство в соответствии с нормативными актами представляет его на рецензирование в Центр содержания всеобщего образования (ЦСВО). Каждый издатель, представляя свой учебник, указывает, в какой школе этот материал апробирован.
Комплект читают два рецензента, подготовленных и сертифицированных ЦСВО. Один из них является научным рецензентом, второй - учитель-практик. На основе этих рецензий принимается решение утвердить или отказать в утверждении данного пособия. Если учебный комплект утверждается, рецензент становится помощником, хотя издательство имеет право не прислушиваться к его замечаниям.
Школы имеют право выбирать тот учебный комплект, который соответствует специфике учебного процесса и учеников, их способностям и интересам. В настоящее время в Латвии имеются два учебных комплекта по литературе для 4 класса. Эти комплекты разработаны в издательствах Zvaigzne ABC и Petergailis. Оба комплекта созданы на основе стандарта, в котором предусмотрено, что изучение литературы начинается в 4 классе, но их авторы выбрали различные приемы освоения учебного содержания.
Авторы учебного комплекта по литературе для 4 класса (представляет собой часть единого комплекса учебников для основной школы с 4 по 9-й класс), изданного издательством Petergailis, - Илзе Стикане, доктор филологических наук, профессор Латвийского университета, президент Латвийского отдела Международного совета по детской и юношеской литературе (IBBY, International Board on Books for Young People) (c 2003 г.); Айя Калве, магистр педагогики, доцент Рижской академии педагогики и управления образованием, и Сильвия Третьякова, руководитель Центра детской литературы Латвийской национальной библиотеки.
Учебный комплект по литературе для 4 класса, разработанный в издательстве Pëtergailis
Авторы данного учебного комплекта исходили из того, что ученики 4 класса ещё только вступают в контакт с литературой и знакомятся с художественными произведениями на новом уровне, поэтому в учебнике сделан акцент на то, как происходит
встреча с литературными героями. Создатели учебника взяли за основу высказывания знаменитого французского писателя и педагога Даниэля Пеннака (Реппас) по поводу роли заинтересованности ученика в мотивированном чтении. Они разработали учебный комплект, который помогает ученикам во время чтения не терять радости от чтения, интереса к литературе и развивать как образное мышление, так и стремление к творческому самовыражению [9, с. 4].
Концепция учебного комплекта базируется на подходе латышского дидакта Яниса Рудзитиса к освоению литературы. Он уверен, что, хотя учеников с литературными текстами нужно знакомить как с художественным произведением, уроки литературы не должны быть только уроками, на которых изучают теорию и историю литературы, - в центре внимания должно быть литературное произведение как искусство и тот художественный потенциал, который с ним связан [17]. Основой методологии отбора учебного содержания по литературе является мысль, заимствованная у философов культуры: жизнь человека, его прошлое и будущее, определены культурой; культура, в том числе искусство, является оценочной установкой для мышления человека, отношения его к миру и к себе самому; человек создает культуру, а культура при некоторых условиях влияет на развитие личности человека. Знакомство с литературой в широком смысле слова - это приобщение личности к культуре, особенно к эстетической культуре, в которой важны не столько знания и навыки, сколько открытия ценностей жизни и искусства.
Комплект учебных пособий по литературе для 4 класса создан на базе гуманистической парадигмы педагогики (Абрахам Маслоу [13], Карл Роджерс [26] и др.) и дидактической модели, орентированной на когнитивные теории личности (Жан Пиаже, Лев Выготский [25] и др.), в основе которых - уважение к интересам и нуждам ученика, помощь развитию его воображения и интуиции, творческого отношения к учебному процессу.
Дискуссия о содержании учебных пособий по литературе не теряет своей актуальности уже лет десять. Время от времени в обществе складывается различие во мнениях о том, каким должно быть учебное содержание образования [22, URL]. Намечаются дискуссии относительно того, какие литературные произведения следует выбрать для изучения, чтобы тексты соответствовали уровню восприятия и интересам учащихся. Доминирует мнение, что те произведения, которые включены в школьные пограммы (речь идет о классической литературе), учеников не интересуют, что они тоскливы и не соответствуют запросам мышления и восприятия современного подростка и юноши.
Эти возражения учтены авторами шести учебных комплектов по литературе с 4 по 9 класс, созданных в издательстве Petergailis. Авторы этих учебников старались создать такие учебные комплекты, в которых были бы учтены литературные интересы учащихся. В каждом учебнике доминирует своя основная тема: в 4 классе - тема дружбы, в 7 классе - тема дороги, а в 9 классе - тема игры. Важно отметить, что в новые учебники включены литературные произведения тех авторов, которые детское жюри признало интересными. Например, это произведения чилийского писателя, журналиста и кинорежисёра Луиса Сепульведы (1949) [21], французского писателя и художника-карикатуриста Жан-Жака Сампе (1932), писателя Рене Госини (1926-1977) [19], немецкой писательницы Кирстен Бойе (1950) [1], а также латышских писателей и поэтов: Маргиты Гутмане (1943) [5], Мариса Рунгулиса (1950) [18],
Юриса Звиргздиньша (1954) [24], Мары Циелены (1954) [2]. Художественные произведения этих авторов развивают интерес к литературе, пробуждают радость чтения.
Мотив учебника литературы для 4 класса - дружба. В первом разделе «Книга - верный друг» раскрыты разные аспекты дружбы. О разных проступках школьников можно узнать в разделе «Неожиданные происшествия в школе». На страницах третьего раздела «Тайные дела» можно прочесть тексты о тайных чувствах и переживаниях, которые доверяют только страницам дневника или не доверяют никому. В разделах «Друзья в радости и в беде», «Сказка рассказывает», «Верные друзья - животные» можно узнать много интересного о личных качествах друзей. В последнем разделе «Страна-Литература и река-Фольклор» дано обобщение важнейших аспектов учебного содержания предмета и теории.
В данном учебном комплекте предпринята попытка учесть интересы и нужды всех учащихся. Как свидетельствует опыт научных рецензентов, учебники по литературе чаще всего ориентированы на девочек и менее интересны мальчикам. В учебник издательства Pëtergailis включены фрагменты произведения Кристины Нестлингер «Тайный дневник Кристы» и «Тайный дневник Пауля», в котором описаны переживания, чаяния и надежды молодых людей обоих полов - девушки и парня.
В наши дни, когда у учеников больше прав чем обязанностей, очень важно при помощи учебной литературы воспитывать в них ответственность. Анализируя поступки литературных героев, учащиеся переосмысливают их. При изучении рассказов М. Гутмане о котенке Минкане ученикам дается задание: «Обменяйтесь мнениями и ответьте на вопрос, отчего животные могут плакать?» [9, с. 137]. Писательница учит детей быть ответственными.
Литература - учебный предмет из раздела искусства. Одна из важнейших целей преподавания литературы - поощрять творческое отношение к учебе. Примерно 80 процентов объема учебника и рабочих листов по литературе издательства Рё1е^аШз способствуют развитию творчества. Ученики имеют возможность сочинять разные тексты (рассказы, сказки, стихи, загадки), отвечать на вопросы, используя свой личный опыт, творчески использовать художественные средства выражения, визуализировать то, о чем читают, что видели и пережили. Развивается образное мышление и умение выражать себя не только при интерпретации литературного произведения, но и при создании собственных текстов.
Содержание учебника основано на тематически-жанровом принципе. В нем представлены произведения фольклора, латышской классической и современной литературы, тексты зарубежных авторов, которые, как мы сказали, выбраны в соответствии с особенностями восприятия мира и спецификой эмоций, литературными интересами и потребностями учеников 4 класса. Содержание учебника подобрано с учетом трёхфазовой модели критического мышления: вызов - осмысление содержания - рефлексия. Освоение каждой темы осуществляется организовано. Сначала акцентируется личный опыт и знания ученика, затем происходит его знакомство с исторической эпохой, изображаемой в художественном произведении.
Например, читая фрагменты книги В. Белшевицы «Вилле» о Латвии 1930-х гг., ученики имеют возможность сравнить события и поступки героев книги с тем, что в свободное время делают они сами. Вопросы и задания так ориентированы на работу с текстом, чтобы школьники учились понимать связь между содержанием и художественными средствами выражения этого содержания, осознавали свое отношение к произведению.
В конце каждой темы запланирована групповая работа: обобщая мысли, идеи, информацию, вслушиваясь в разные мнения и выполняя творческое задание, ученики более основательно усваивают изучаемую тему. Учебный комплект ориентирован на применение современных методов преподавания, методические приемы (дискуссия, прогнозирование, свободное письмо, мозговой штурм, диаграмма Венна, визуализация, таксономия Б. Блума, теория разнообразного использования вопросов, решение кроссвордов и др.), которые стимулируют ученика, учат его думать и действовать, помогают актуализировать проблемы, которые решаются в художественном произведении, и высказывать свое отношение к ним. С учетом возрастных особенностей учеников 4 класса в заданиях использованы элементы игры (например, среди букв нужно найти «спрятавшиеся» слова).
В учебном комплекте использованы межпредметные связи, например, в задании: «Раскрась реку Устный фольклор и напиши названия устьев рек» - проявляется связь с природоведением. Это способствует развитию образного мышления и нацеливает на разные способы восприятия мира.
Задания, напечатанные на фоне другого цвета, требуют особых условий выполнения, которые обозначены в виде пиктограмм.
Рис. 1. Элементы игры [9, с. 161].
Рис. 2. Литературная земля и фольклорная река [9, с. 159].
В конце каждого раздела в рубрике Справочное бюро имеется информация о тех понятиях, с которыми ученики познакомились в разделе, а также материал, связанный с учебным содержанием по литературе. Учащиеся совершенствуют свою учебную компетенцию, используя информацию из Справочного бюро, а потом индивидуально, в парах или в группах выполняют задания и самостоятельную работу, которая запланирована в каждом разделе учебника. Из сведений об авторах ученики получают ту информацию, при помощи которой они могут учиться самостоятельно. Так школьники получают возможность пополнять свой читательский багаж и расширять жизненный опыт.
В учебнике предусмотрены задания, которые школьник должен выполнить в рабочей тетради: так он учится систематизировать изучаемый материал и давать оценку прочитанному. В рабочей тетради собраны задания, которые помогают понять содержание художественного произведения, а также вопросы по теории литературы, стимулирующие развитие творческих способностей и умение формулировать и аргументировать свое мнение. В конце каждого раздела помещен кроссворд, который способствует самоконтролю учеников.
В книге учителя предлагается планирование рекомендуемого учебного содержания, цель и задачи каждой отдельной темы, обзор используемых методов и приемов, в том
Рис. 3. Пиктограммы [9, с. 134].
Рис. 4. Справочное бюро [9, с. 133].
Рис. 5. учебный комплект издательства Petergailis по литературе для 4 класса (учебник [9], книга учителя [10], рабочая тетрадь [8]).
числе методические указания по оцениванию работы учащихся и содержанию критериев оценивания. Для освоения учебного содержания по литературе в 4 классе запланировано 35 учебных часов. Эта установка имеет рекомендательный характер: учитель может менять количество учебных часов по указанным темам, выбирать как авторов, так и произведения в зависимости от уровня читательской компетенции учеников. Указаны и произведения других видов искусства, с которыми, в соответствии с выбором и возможностями учителя, можно познакомить учеников в процессе освоения литературы.
В комплект учебных пособий включены фрагменты художественных произведений. Перед учителями ставится задача увлечь учеников, подтолкнуть их к тому, чтобы они прочли произведение целиком, будь то сборник стихов, роман, рассказ или пьеса.
Итак, в данном комплекте реализуется концепция, в основе которой лежат идеи о литературе как искусстве слова и составной части культуры. Эта концепция направлена на то, чтобы развить читательский вкус ученика и расширить его литературный кругозор.
Учебный комплект по литературе для 4 класса, разработанный в издательстве Zvaigzne ABC
Издательство Zvaigzne ABC предлагает изданный в 2002 г. и утвержденный Министерством образования Латвийской Республики в 2007 г. учебный комплект по литературе для 4 класса. В конце 2013 г. это издательство выпустило совсем новый учебный комплект по литературе. Он предназначен для учеников 4 класса, которые начинают осваивать
литературу как отдельный учебный предмет. По традиции издательства Zvaigzne ABC учебный комплект для каждого класса разрабатывает своя группа авторов. Как и другие издательства, Zvaigzne ABC приглашает опытных преподавателей латышского языка и литературы. Учебник по литературе для 4 класса создали педагоги с богатым опытом работы Гунта Салиюма из Рижской средней школы в Тейке и Вия Валтере, учительница Рижской государственной гимназии № 2.
В новом учебном комплекте (2013) литература представлена как специфический вид искусства. У школьников формируют представление о литературном произведении как об особой модели воспроизведения окружающего мира. Ученикам предлагают приобщиться к радостной игре, в процессе которой они смогут познакомиться с видами и жанрами литературы. Учебное содержание строится на сравнении фольклора и литературы, литературы и жизненного опыта учащихся. Школьники становятся участниками читательских семинаров. Авторы учебного комплекта ищут ответ на вопрос, как воспитать из современного школьника заинтересованного читателя, как способствовать тому, чтобы ученики читали с радостью и стремились к творческому самовыражению. В основе учебного комплекта - характерный для латышского фольклора образ поднимающегося к небу бобового стебля, который помогает ученикам стремиться к литературным высотам [20, с. 3].
В учебном комплекте по литературе издательства Zvaigzne ABC использован принцип литературных форм и жанров, а также принцип знакомства с творчеством автора детально рассматриваемого текста. В учебники включены произведения латышских авторов (детские стихи Яниса Райниса и Юриса Кронберга, поэма Вилиса Плудониса «Шубка ёжика», литературные сказки Иманта Зиедониса, Иевы Самауской, рассказы Юриса Звиргзди-ня) и писателей других стран (рассказы Елвин Брукс Уайт, Астриды Линдгрен, Оле Лунна Киркегора). Это произведения современных писателей, которые помогают читателю познать себя и мир вокруг. Тексты, отобранные для учеников, заявлены как соответствующие их восприятияю, своеобразию рассуждений и мышления.
В отличие от учебного комплекта издательства Pétergailis, к комплекту Zvaigzne ABC прилагается компакт-диск с рабочими листами и текстами для прослушивания, которые могут использоваться как для самостоятельных домашних работ учеников, так и для работы в классе. Рабочие листы содержат разные литературные тексты и дополнительную информацию по изучаемой теме. Они разработаны в формате Microsoft Word Document, что позволяет учителю внести в общие формы свои поправки или дополнения с учетом интересов и нужд учеников. Книга учителя и CD предлагает программу по литературе, тематический план, методические указания, примеры форм оценивания учебных достижений и критерии оценивания знаний по литературе учеников 4 класса, а также примерные задания для освоения изучаемой темы и проверочные работы, критерии оценивания письменных работ школьников и самооценочные карты учеников [7, URL].
Поскольку для освоения учебного содержания учениками 4 класса важен иллюстративный материал, учебный комплект красочно оформлен (богатство красок подтверждает его главную мысль: «я и разноцветный мир»), В комплекте много визуальной информации (в учебнике размещены карты, где отмечены места рождения авторов, с произведениями которых знакомит учебник, а также портреты писателей, фото их книг, иллюстрации к изданиям,
изображения малознакомых предметов, которые связаны с содержанием литературных текстов, стоп-кадры из кинофильмов и театральных пьес, фрагменты из справочников, таблицы, схемы и др.). Чтобы стимулировать радость от чтения, учебник предлагает ученикам стать участниками читательских семинаров, во время которых у них будет возможность самостоятельно выбрать, прочитать и обсудить интересующие их литературные произведения.
Так же, как в методической концепции учебного комплекта издательства Petergailis, в концепции учебного комплекта издательства Zvaigne ABC приоритетом заявлена возможность для каждого ученика стать интеллектуальной, эмоционально богатой, интеллигентной и творческой личностью. Это подтверждается вынесенным в название девизом (мотто) учебника «Мир вокруг меня».
Стоит особо отметить, что авторы-составители комплекта задумывались и о том, как повлиять на разных читателей: робкий читатель - привлеченный читатель - заинтригованный читатель - знающий читатель - самостоятельный читатель - творческий читатель и т.д. [20, с. 4]. В основу учебного комплекта положено изучение литературных текстов разных жанров и разных авторов; исследование необычных проявлений культуры; выявление точки зрения ученика; формирование умения выражать своё мнение и подтверждать свою оригинальность и неповторимость.
Что касается методики, то в этом учебном комплекте, как и в учебных пособиях издательства Petergailis, доминирует трёхфазовая модель формирования критического
Рис. 6. учебный комплект издательства Zvaigzne ABC по литературе ядля 4 класса (учебник [27], книга учителя [20]).
мышления, в которой на стадии вызова ученикам предлагается мобилизоваться к работе. На стадии осмысления ученики под руководством учителя ищут и изучают новую информацию и в результате этих действий осваивают новый учебный материал, который уже творчески использован в новых ситуациях. На стадии рефлексии учащиеся закрепляют полученые знания, адаптируют к ним свои прежние представления, чтобы освободить место для новых. В учебном комплекте использован подход критического мышления, а также разнообразные интерактивные и кооперативные методы и методические приёмы, которые направлены на сотрудничество между учениками и учителем.
Заключение
Современные учебные комплекты, в том числе по литературе, в Латвии разрабатываются ведущими издательствами Zvaigzne ABC и Pétergailis. Издатели вырабатывают концепцию учебного комплекта, приглашают авторов или группу авторов (опытных учителей, методистов, авторов методических пособий, учёных). Создатели учебного комплекта предлагают свою или используют примерную программу учебного предмета, которая сформирована Государственным центром содержания образования на основе Государственного стандарта основного образования по искусству и стандарта основного образования по литературе.
Подготовленный комплект учебных пособий должен соответствовать Государственному стандарту основного образования от 19.12.2006 и правилам Кабинета министров № 1027 [15], поэтому рецензенты при оценке учебных пособий используют выданный заказчиком формуляр, где должно быть отражено соответствие учебной литературы стандарту.
Учебник (издание учебной литературы для учащихся) должен отвечать следующим требованиям:
• в учебнике методически изложено содержание учебного предмета;
• содержание учебника обеспечивает учебный процесс и систематическое развитие учебных навыков, если этот процесс организован ответственно и с применением основных принципов сотрудничества;
• в учебнике даны разнообразные задания для освоения учебного содержания и оценки учебных достижений;
• учебник соответствует развитию возрастных особенностей учащихся, интересам, опыту и потребностям;
• учебник един по своей структуре и соответствует программе учебного предмета.
При разработке содержания учебной литературы авторам нужно основываться
на этических и дидактических аспектах. В содержании учебной литературы должны быть отражены темы, которые представлены во всех программах учебных предметов соответственно специфике учебного предмета. В программах основного образования это темы среды, безопасности и здоровья.
Особые требования в отношении латышского языка и литературы, таковы: содержание учебной литературы (тексты и формулировка учебных заданий), должно способствовать освоению литературного языка; включать в себя задания и образцы работ, используемых для оценки достижений учащихся по всем видам деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо).
Можно сделать вывод о том, что оба проанализированных в статье учебных комплекта по литературе для 4 класса в основном соответствуют упомянутым требованиям. Они дают возможность ученикам изучать литературу как один из предметов области искусства во взаимосвязи с другими учебными предметами. Критерии отбора учебного содержания стремятся соответствовать возрастным особенностям, интересам, восприятию, картине мира учеников; художественные произведения, использованные в учебниках, имеют цель стимулировать интерес к чтению. Учебные комплекты помогают набирать опыт самообразования, прививают жажду к познанию, побуждают познавать и целесообразно использовать для изучения литературы ресурсы Интернета (например, электронный словарь [3], сайты писателей и музеев и др.). Мотто (девиз) учебного комплекта и принцип разработки учебного материала действительно помогают ученикам «по стремящимся к небу стеблям боба стремиться к небесам литературы».
В процессе рецензирования учебных комплектов были сделаны следующие выводы. Несомненна польза от дискутирования по поводу критериев отбора отдельных фрагментов литературного произведения, тематической планировки и оценки достижений при изучении отдельных тем, а также о целесообразности некоторых заданий. Желательно было бы дополнить книги для учителя некоторыми методическими обработками, ведь для того, чтобы между учителем и учениками в классе возник полноценный учебный диалог, нужна методическая направленность, рекомендации, помогающие полноценно обсуждать и такие художественные произведения, где затронуты важные, но часто очень болезненные для современного человека проблемы, изображена жизнь представителей разных слоев общества, действия которых не всегда этичны (например, в рассказе Оле Лун-на Киркегора (1940-1979) «Глотатель»), Этот аспект должен стать поводом для размышлений для будущих создателей новых учебных комплектов по литературе.
Список литературы:
1. Boije, К. Skolascücina Kingkongs / К. Boije. - Riga, 2000.
2. Cielena, M. Pasakas / M. Cielena. - Riga, 2003.
3. E-pupa : Elektroniska latviesu valodas vardnica [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://epupa.valoda.lv/.
4. Latviesu literatüras metodika / M. Gaile, H. Grase, V. Niedra. - Riga, 1959.
5. Gütmane, M. Minkäns / M. Gütmane. - Riga, 2004.
6. Izglitibas likums // Latvijas Vestnesis. - 17.11.1998. - 343/344 (1404/1405). - Grozijumi Latvijas Vestnesis. - 24.03.2010 - 47 (4239).
7. Iznäcis mäcibu komplekts «Literatüra 4. klasei» [Электронный ресурс] : [новость издательства «Zvaigzne»] // Сайт издательства «Zvaigzne». - Режим доступа: http:// www.zvaigzne.lv/lv/.
8. Literatûra 4. klasei. Darba burtnïca / A. Kalve, I. Stikâne, S. Tretjakova. - Rïga: Pètergailis, 2006.
9. Literatûra 4. klasei. Mâcïbu grâmata / A. Kalve, I. Stikâne, S. Tretjakova. - Rïga, 2006.
10. Literatûra 4. klasei. Skolotàja grâmata. Darba burtnïca / A. Kalve, I. Stikâne, S. Tretjakova. - Rïga: Pètergailis, 2006.
11. Kà valstï notiek mâcïbu lïdzeklu izstràde // Закон и государство [Электронный ресурс] : латвийский интернет-журнал. - Режим доступа: http://www.lvportals.lv.
12. Latvijas Valsts arhïvs. - 1941 g. februàris-jûnijs. - 700.f., 1. apr., 463.1., 23.1pp.
13. Maslow, A. H. The Farther Reaches of Human Nature / A. H. Maslow. - Harmond-sworth, 1971.
14. Noteikumi par valsts pamatizglïtïbas standartu, pamatizglïtïbas mâcïbu prieksmetu standartiem un pamatizglïtïbas programmu paraugiem // Latvijas Vestnesis. -2013. - 21 авг. - 162 (4968).
15. Noteikumi par valsts standartu pamatizglïtïbâ un pamatizglïtïbas mâcïbu prieksmetu standartiem // Latvijas Vestnesis. - 2006. - 22 дек. - 204 (3572).
16. Programmas paraugs // VISC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://visc. gov.lv.
17. Rudzïtis, J. Literatûras mâcïbas skolâ / J. Rudzïtis. - Riga: RaKa, 2000.
18. Rungulis, M. Gliemezvàks / M. Rungulis. - Rïga, 2005.
19. Sampë, Z. Z. Mazais Nikolà / Z. Z. Sampë, R. Gosïni. - Rïga, 2012.
20. Salïjuma, G. Literatûra 4. klasei. Skolotàja grâmata / G. Sàlïjuma, V. Valtere. - Zvaig-zne ABC, 2013.
21. Sepùlveda, L. Stàsts par kaiju un par kaki, kurs tai iemàcïja lidot / L. Sepûlveda. -Rïga: Jana Rozes apg., 2002.
22. Stikâne, I. Ka tik kas nenotiek! jeb cenzûra bërnu gràmatas. 2013. gada 6. februàrï / I. Stikâne II Satori [Электронный ресурс] : интернет-журнал. - Режим доступа: http://satori.lv.
23. Vispàrëjàs izglïtïbas likums // Latvijas Vestnesis. - 1999. - 30 июн. - 213/215 (1673/1675).
24. Zvirgzdins, J. Pëdëjais Pûkis un Artûrs Uû! / J. Zvirgzdins. - Rïga, 2006.
25. Выготский, Л. С. Искусство как катарсис // Выготский, Л. С. Психология исску-ства. - М„ 2001.
26. Роджерс, К. Становление человека / К. Роджерс. - М., 1996.
27. Salïjuma, G. Literatûra 4. klasei. Mâcïbu grâmata / G. Sàlïjuma, V. Valtere. - Zvaigzne ABC, 2013.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ 4