Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ЦВЕТНИКИ НА СЕЛЬСКИХ ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКАХ'

СОВРЕМЕННЫЕ ЦВЕТНИКИ НА СЕЛЬСКИХ ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКАХ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ / ОВОЩНЫЕ КУЛЬТУРЫ / ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК / ЦВЕТОЧНЫЙ ОГOРОД / FLOWER AND DECORATIVE CROPS / VEGETABLE CROPS / SCHOOL TRAINING AND EXPERIMENTAL AREA / FLOWER GARDEN

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Чувашева Е.С., Федотова И.Э.

В статье говориться об использовании цветочно-декоративных и овощных культур в оформлении пришкольного участка. Предложен проект создания клумбы для пришкольного участка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Чувашева Е.С., Федотова И.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FLOWER BEDS ON RURAL SCHOOL GROUNDS

The article deals with the use of flower-decorative and vegetable crops in the design of school grounds. The project of creating a flowerbed for the school site is proposed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ЦВЕТНИКИ НА СЕЛЬСКИХ ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКАХ»

УДК 373.5.091.6:635.9

СОВРЕМЕННЫЕ ЦВЕТНИКИ НА СЕЛЬСКИХ ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКАХ

Е.С. Чувашева, кандидат биологических наук, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: univ-orel-soil@mail.ru И.Э. Федотова, кандидат сельскохозяйственных наук, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» E-mail: fedotovaie@mail.ru

Аннотация: В статье говориться об использовании цветочно-декоративных и овощных культур в оформлении пришкольного участка. Предложен проект создания клумбы для пришкольного участка.

Ключевые слова: цветочно-декоративные культуры, овощные культуры, школьный учебно-опытный участок, цветочный огород

MODERN FLOWER BEDS ON RURAL SCHOOL GROUNDS E.S. Chuvashova, Candidate of Biological Sciences, Oryol State University I.E. Fedotova, Candidate of Agricultural Sciences, Orel State University

Abstract: the article deals with the use of flower-decorative and vegetable crops in the design of school grounds. The project of creating a flowerbed for the school site is proposed.

Keywords: flower and decorative crops, vegetable crops, school training and experimental area, flower garden

Озеленение и благоустройство городов, а также территорий школ и детских садов, домов творчества является важной задачей «зеленого» строительства. Декоративные растения помогают поддерживать чистоту воздуха, оздоравливают окружающую среду.

Большое разнообразие ассортимента цветов позволяет широко применять их в озеленении. В каждом конкретном случае подбирают растения, соответствующие форме и типу посадок. Цветы можно располагать по регулярному принципу (партеры, клумбы, рабатки, миксбордеры) и ландшафтному (одиночные посадки, группы, массивы, альпинарии, водоемы).Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект. Поэтому возникает необходимость применения современных рациональных приемов цветочного оформления. Они должны быть экономичными, доступными для исполнения, отличаться функциональной целесообразностью, способствовать сохранению декоративности [3].

Интерес к использованию современных видов цветочного оформления особенно возрос в последние годы. Их становится больше в общественных местах, на приусадебных и пришкольных участках. Они служат для украшения территории и помогают развитию творческих способностей человека, учат понимать прекрасное. Посадка цветочно-декоративных культур, уход ними дают возможность работающему человеку отвлечься и отдохнуть после напряженного труда, а школьнику - заняться интересным полезным делом [6].

Пришкольный участок — это место для экспериментов. Тут можно покопаться в земле, своими руками посадить что-либо необычное и полезное, а потом накормить плодами своего труда друзей и родителей. Работа на пришкольном участке должна быть для ребенка не нудной обязанностью, а интересным и что важно посильным занятием. Пусть он не боится что-то испортить. Чтобы заинтересовать ребенка, чтобы он не уставал от однообразной работы, нужно проявить немного выдумки и обратить огородничество в увлекательную игру. По краям грядки (10/ 0,9 м) высадить две-три строчки бобов, а между ними декоративную тыкву, кустовую и вьющуюся фасоль, для которых установить опору. Или вместо бобов посадить картофель, затем рядок декоративного подсолнуха и группами по 3 -5 кустов штамбовые томаты. Между ними листовую разноцветную капусту. Впереди можно посадить низкорослые бархатцы, сзади- высокий амарант.

Кроме того, посаженные растения используют как наглядный материал для занятий на уроках естествознания, ботаники, общей биологии и агротехнологии [4].

Одним изсовременных видов цветочно-декоративного оформления участка является цветочный огород. Цветочный огород — это размещение цветов и овощей на одном участке. Такое сочетание само по себе является уникальным, но, кроме этого, такое оформление цветника пришкольного участка выполняет некоторые важные функции. Во-первых, школьники, таким образом, приобщаются к труду. Во-вторых, отмечая особенности растений на практике, ученики более полно закрепляют пройденный материал по естествознанию, ботанике, общей биологии и агротехнологии. В-третьих, дети подходят к изучению данной темы творчески, они осуществляют подбор растений, проектируют эскизы, применяют свою фантазию. Кроме того, работы учащихся являются индивидуальными и это способствует развитию мышления, а также развивает интерес к природе в целом [5].

Главное при создании цветочного огорода - подбор культур. Нужно четко следовать определенным правилам, которые позволят сделать огород наиболее красочным. При выборе овощей и цветов для совместного

выращивания в цветочном огороде отбираются растения разной высоты для создания многоярусных посадок. Высокие растения в небольшом количестве, чтобы не утяжелять пространства, высаживаются в центре каждого модуля (из овощей - кукуруза, из трав - девясил высокий, ревень, любисток). Из многолетников -монада, качим метельчатый, лаватера, спаржа и т.п. Из однолетников - душистый горошек, кохия, табак лесной.

Растения средней высоты (30-40 см) составляют основную часть посадок - все корнеплоды: сельдерей, свекла, морковь, петрушка корневая. У них красивая, ярко окрашенная листва, особенно у свеклы, сохраняющая декоративность до поздней осени. Декоративны сферические кустики спаржевой фасоли. В середине лета они увешаны темно-зелеными бобами [1].

Из цветов чаще всего — это однолетники- ноготки и бархатцы, которые не только цветут все лето, но и неприхотливы, а главное выделяют специфические эфирные масла и препятствуют развитию болезней и вредителей. Яркие, сочные цветки этих растений - лучшее украшение цветочных огородов. Из низкорослых овощей особенно интересны разнообразные салаты с листьями всех оттенков - от светло-зеленого у салата майского до темно-розового у сорта «Лалла Росса» и слегка желтоватыми у сорта «Берлинского желтый». Сорт «Одесский кучерявец» имеет красивые светло- зеленые листья, гофрированные с мелкокурчавым краем. Украшают грядки и источают пряный аромат базилики - зеленый и фиолетовый. Особое внимание следует обращать на цвет и форму листьев. Так, например, эффектно контрастное сочетание полыни и лаванды с их серебристыми листьями и пурпурных листьев свеклы и базилика. При подборе цветочных культур учитывают длительность их цветения и влияния на вредителей. Так, настурция отпугивает тлю, полынь - фруктовую моль, слизней и даже кротов, лук и чеснок - нематоду, ноготки и бархатцы препятствуют развитию вредных грибов и микроорганизмов [2].

Нами разработан проект клумбы ^ = 12м2) для пришкольного участка, составлена схема клумбы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема клумбы

Для данной клумбы был подобран ассортимент цветочных культур с учетом цветения в течении всего вегетационного периода и овощных растений с декоративной листвой и плодами

1.Клеома колючая (Cleomespinosa)

2. Бархатцы отклоненные (Tagetespatula)

3.Сцилла (Scilla sibirica)

4.Морковь (Daucussativus )

5.Иссоп (Hyssopusofficinälis)

6. Свеклакрасная(Bëtavulgäris)

7. Спаржафасолевая(Phaseolus vulgaris)

При проектировании клумбы также рассчитана потребность в посадочном материале, таблица 1.

Таблица 1. Расчет посадочного материала

Название растения Схема посадки, см2 Занимаемая площадь, м2 Период цветения Необходимое кол-во растений, шт.

Бархатцы отклоненные 20х30 4 С июня до 66

заморозков

Иссоп 25х30 1 Июнь-октябрь 13

Клеома колючая 50x50 2 Июнь-сентябрь 8

Морковь 20х20 1 25

Сцилла 10х10 2 Апрель-май 200

Свекла красная 20х20 1 25

Фасоль спаржевая 20х30 1 25

Одними из первых порадуют своим цветением на данной клумбе сциллы или пролески- многолетние луковичные растения, зацветающие уже в апреле небесно -голубыми цветками и остающиеся с зеленой листвой до июля. В июле листья отмирают. На смену сциллам набирает силу и зацветает клеома колючая эффектными множественными розово-пурпурными цветками, образующими многоцветковую кисть. Растение занимает центральное место на клумбе, так как высота достигает 1-1,5м. У корнеплодов (морковь, свекла) декоративность листвы сохраняется до поздней осени. Необычайно красиво выглядят кустики спаржевой фасоли с узкими темно-зелеными бобами. На клумбе присутствует лекарственное и эфиромасличное растение, имеющее высокую декоративность собильным и длительным цветением - иссоп. И, наконец, самым неприхотливым, цветущим все лето растением, являются бархатцы. Они не только красивы, но и являются настоящими лекарями выделяющими специфические эфирные масла, препятствующие развитию болезней и вредителей растений.

Но необходимо помнить, что декоративные растения требуют хорошей удобренной почвы и ухода. Только при этих условиях развиваются пышные, обильноцветущие растения с крупными цветками.

Литература

1. Карписонова Р.А. Цветочный огород // Ландшафтный дизайн. 2004. С. 7882.

2. Карписонова Р.А., Плотникова Л.С. Ваш красивый сад.-М.:Рольф, 2000.-384с.

3. Федотова И.Э., Чувашева Е.С. Средооздоравливающее зеленое строительство селитебных территорий. Международная научно-практическая конференция «Трансляционная медицина».- Орел, 2017.-С. 677-687.

4. Чувашева Е.С. Декоративные кустарники на пришкольном участке сельской малокомплектной школы. Вестник сельского развития и социальной политики. 2019 № 4 (24). С. 36-38.

5. Чувашева Е.С., Алымова К.А. Цветочно-декоративные культуры в оформлении пришкольного участка. Естественные и гуманитарные науки в современном мире /материалы Международной научно-практической конференции (13-15 мая 2020 г., г. Орёл). - Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020 - С. 103-108

6. Чувашева Е.С., Щербаков А.В., Щербакова В.Н. Роль тенелюбивых и теневыносливых растений в цветочном оформлении пришкольного участка. В сборнике: Современные аспекты структурно-функциональной биологии растений: от молекул до экосистем Всероссийская научная конференция с международным участием. IV чтения, посвященные памяти профессора Ефремова Степана Ивановича . - Орел, 2017.- С. 568-574.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.