УДК 373.5.091.6:635.9
СОВРЕМЕННЫЕ ЦВЕТНИКИ НА СЕЛЬСКИХ ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКАХ
Е.С. Чувашева, кандидат биологических наук, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: univ-orel-soil@mail.ru И.Э. Федотова, кандидат сельскохозяйственных наук, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» E-mail: fedotovaie@mail.ru
Аннотация: В статье говориться об использовании цветочно-декоративных и овощных культур в оформлении пришкольного участка. Предложен проект создания клумбы для пришкольного участка.
Ключевые слова: цветочно-декоративные культуры, овощные культуры, школьный учебно-опытный участок, цветочный огород
MODERN FLOWER BEDS ON RURAL SCHOOL GROUNDS E.S. Chuvashova, Candidate of Biological Sciences, Oryol State University I.E. Fedotova, Candidate of Agricultural Sciences, Orel State University
Abstract: the article deals with the use of flower-decorative and vegetable crops in the design of school grounds. The project of creating a flowerbed for the school site is proposed.
Keywords: flower and decorative crops, vegetable crops, school training and experimental area, flower garden
Озеленение и благоустройство городов, а также территорий школ и детских садов, домов творчества является важной задачей «зеленого» строительства. Декоративные растения помогают поддерживать чистоту воздуха, оздоравливают окружающую среду.
Большое разнообразие ассортимента цветов позволяет широко применять их в озеленении. В каждом конкретном случае подбирают растения, соответствующие форме и типу посадок. Цветы можно располагать по регулярному принципу (партеры, клумбы, рабатки, миксбордеры) и ландшафтному (одиночные посадки, группы, массивы, альпинарии, водоемы).Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект. Поэтому возникает необходимость применения современных рациональных приемов цветочного оформления. Они должны быть экономичными, доступными для исполнения, отличаться функциональной целесообразностью, способствовать сохранению декоративности [3].
Интерес к использованию современных видов цветочного оформления особенно возрос в последние годы. Их становится больше в общественных местах, на приусадебных и пришкольных участках. Они служат для украшения территории и помогают развитию творческих способностей человека, учат понимать прекрасное. Посадка цветочно-декоративных культур, уход ними дают возможность работающему человеку отвлечься и отдохнуть после напряженного труда, а школьнику - заняться интересным полезным делом [6].
Пришкольный участок — это место для экспериментов. Тут можно покопаться в земле, своими руками посадить что-либо необычное и полезное, а потом накормить плодами своего труда друзей и родителей. Работа на пришкольном участке должна быть для ребенка не нудной обязанностью, а интересным и что важно посильным занятием. Пусть он не боится что-то испортить. Чтобы заинтересовать ребенка, чтобы он не уставал от однообразной работы, нужно проявить немного выдумки и обратить огородничество в увлекательную игру. По краям грядки (10/ 0,9 м) высадить две-три строчки бобов, а между ними декоративную тыкву, кустовую и вьющуюся фасоль, для которых установить опору. Или вместо бобов посадить картофель, затем рядок декоративного подсолнуха и группами по 3 -5 кустов штамбовые томаты. Между ними листовую разноцветную капусту. Впереди можно посадить низкорослые бархатцы, сзади- высокий амарант.
Кроме того, посаженные растения используют как наглядный материал для занятий на уроках естествознания, ботаники, общей биологии и агротехнологии [4].
Одним изсовременных видов цветочно-декоративного оформления участка является цветочный огород. Цветочный огород — это размещение цветов и овощей на одном участке. Такое сочетание само по себе является уникальным, но, кроме этого, такое оформление цветника пришкольного участка выполняет некоторые важные функции. Во-первых, школьники, таким образом, приобщаются к труду. Во-вторых, отмечая особенности растений на практике, ученики более полно закрепляют пройденный материал по естествознанию, ботанике, общей биологии и агротехнологии. В-третьих, дети подходят к изучению данной темы творчески, они осуществляют подбор растений, проектируют эскизы, применяют свою фантазию. Кроме того, работы учащихся являются индивидуальными и это способствует развитию мышления, а также развивает интерес к природе в целом [5].
Главное при создании цветочного огорода - подбор культур. Нужно четко следовать определенным правилам, которые позволят сделать огород наиболее красочным. При выборе овощей и цветов для совместного
выращивания в цветочном огороде отбираются растения разной высоты для создания многоярусных посадок. Высокие растения в небольшом количестве, чтобы не утяжелять пространства, высаживаются в центре каждого модуля (из овощей - кукуруза, из трав - девясил высокий, ревень, любисток). Из многолетников -монада, качим метельчатый, лаватера, спаржа и т.п. Из однолетников - душистый горошек, кохия, табак лесной.
Растения средней высоты (30-40 см) составляют основную часть посадок - все корнеплоды: сельдерей, свекла, морковь, петрушка корневая. У них красивая, ярко окрашенная листва, особенно у свеклы, сохраняющая декоративность до поздней осени. Декоративны сферические кустики спаржевой фасоли. В середине лета они увешаны темно-зелеными бобами [1].
Из цветов чаще всего — это однолетники- ноготки и бархатцы, которые не только цветут все лето, но и неприхотливы, а главное выделяют специфические эфирные масла и препятствуют развитию болезней и вредителей. Яркие, сочные цветки этих растений - лучшее украшение цветочных огородов. Из низкорослых овощей особенно интересны разнообразные салаты с листьями всех оттенков - от светло-зеленого у салата майского до темно-розового у сорта «Лалла Росса» и слегка желтоватыми у сорта «Берлинского желтый». Сорт «Одесский кучерявец» имеет красивые светло- зеленые листья, гофрированные с мелкокурчавым краем. Украшают грядки и источают пряный аромат базилики - зеленый и фиолетовый. Особое внимание следует обращать на цвет и форму листьев. Так, например, эффектно контрастное сочетание полыни и лаванды с их серебристыми листьями и пурпурных листьев свеклы и базилика. При подборе цветочных культур учитывают длительность их цветения и влияния на вредителей. Так, настурция отпугивает тлю, полынь - фруктовую моль, слизней и даже кротов, лук и чеснок - нематоду, ноготки и бархатцы препятствуют развитию вредных грибов и микроорганизмов [2].
Нами разработан проект клумбы ^ = 12м2) для пришкольного участка, составлена схема клумбы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема клумбы
Для данной клумбы был подобран ассортимент цветочных культур с учетом цветения в течении всего вегетационного периода и овощных растений с декоративной листвой и плодами
1.Клеома колючая (Cleomespinosa)
2. Бархатцы отклоненные (Tagetespatula)
3.Сцилла (Scilla sibirica)
4.Морковь (Daucussativus )
5.Иссоп (Hyssopusofficinälis)
6. Свеклакрасная(Bëtavulgäris)
7. Спаржафасолевая(Phaseolus vulgaris)
При проектировании клумбы также рассчитана потребность в посадочном материале, таблица 1.
Таблица 1. Расчет посадочного материала
Название растения Схема посадки, см2 Занимаемая площадь, м2 Период цветения Необходимое кол-во растений, шт.
Бархатцы отклоненные 20х30 4 С июня до 66
заморозков
Иссоп 25х30 1 Июнь-октябрь 13
Клеома колючая 50x50 2 Июнь-сентябрь 8
Морковь 20х20 1 25
Сцилла 10х10 2 Апрель-май 200
Свекла красная 20х20 1 25
Фасоль спаржевая 20х30 1 25
Одними из первых порадуют своим цветением на данной клумбе сциллы или пролески- многолетние луковичные растения, зацветающие уже в апреле небесно -голубыми цветками и остающиеся с зеленой листвой до июля. В июле листья отмирают. На смену сциллам набирает силу и зацветает клеома колючая эффектными множественными розово-пурпурными цветками, образующими многоцветковую кисть. Растение занимает центральное место на клумбе, так как высота достигает 1-1,5м. У корнеплодов (морковь, свекла) декоративность листвы сохраняется до поздней осени. Необычайно красиво выглядят кустики спаржевой фасоли с узкими темно-зелеными бобами. На клумбе присутствует лекарственное и эфиромасличное растение, имеющее высокую декоративность собильным и длительным цветением - иссоп. И, наконец, самым неприхотливым, цветущим все лето растением, являются бархатцы. Они не только красивы, но и являются настоящими лекарями выделяющими специфические эфирные масла, препятствующие развитию болезней и вредителей растений.
Но необходимо помнить, что декоративные растения требуют хорошей удобренной почвы и ухода. Только при этих условиях развиваются пышные, обильноцветущие растения с крупными цветками.
Литература
1. Карписонова Р.А. Цветочный огород // Ландшафтный дизайн. 2004. С. 7882.
2. Карписонова Р.А., Плотникова Л.С. Ваш красивый сад.-М.:Рольф, 2000.-384с.
3. Федотова И.Э., Чувашева Е.С. Средооздоравливающее зеленое строительство селитебных территорий. Международная научно-практическая конференция «Трансляционная медицина».- Орел, 2017.-С. 677-687.
4. Чувашева Е.С. Декоративные кустарники на пришкольном участке сельской малокомплектной школы. Вестник сельского развития и социальной политики. 2019 № 4 (24). С. 36-38.
5. Чувашева Е.С., Алымова К.А. Цветочно-декоративные культуры в оформлении пришкольного участка. Естественные и гуманитарные науки в современном мире /материалы Международной научно-практической конференции (13-15 мая 2020 г., г. Орёл). - Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020 - С. 103-108
6. Чувашева Е.С., Щербаков А.В., Щербакова В.Н. Роль тенелюбивых и теневыносливых растений в цветочном оформлении пришкольного участка. В сборнике: Современные аспекты структурно-функциональной биологии растений: от молекул до экосистем Всероссийская научная конференция с международным участием. IV чтения, посвященные памяти профессора Ефремова Степана Ивановича . - Орел, 2017.- С. 568-574.