УДК 792.7:004.9
С. Е. Парфенов Современные цифровые технологии в эстраде
Появление цифровых технологий повлияло на многие сферы деятельности современного человека. В этой статье рассматриваются изменения, произошедшие с эстрадой в конце двадцатого века под влиянием цифровых технологий, и к чему это привело в начале двадцать первого века. Сегодня мы видим, что развитие цифровой среды выдвигает новые требования к зрелищному искусству, поместив эстраду в новое пространство цифрового свойства; происходят слишком большие изменения, чтобы оставить их без изучения.
Ключевые слова: эстрада, зрелищное искусство, зритель, цифровые технологии, цифровое пространство, интернет
Stanislav E. Parfenov Modern digital technologies on the entertainment art
The advent of digital technologies has influenced many areas of modern human activity. This article examines the changes that took place in the stage at the end of the twentieth century under the influence of digital technology, and what changes this led to at the beginning of the twenty-first century. Today we see that the development of the digital environment puts forward new requirements for the performing arts, placing the stage in a new digital space; there are too many changes to leave without study.
Key words: variety art, entertainment art, spectator, digital technology, digital space, internet
Режиссеры эстрадного искусства, осознавшие ценность цифровых технологий, стали интегрировать их в сценическое пространство. Это связано с тем, что цифровые технологии способны воздействовать на зрителя совершенно в новом виде. Современный зритель уже не удивляется наличию голограмм и дополненной реальности на сцене. Сегодня цифровое пространство превратилось из декоративного элемента в сценического партнера эстрадного артиста. В первую очередь, нужно осознать, что эстрада и цифровые технологии - это не объединение сценического пространства и компьютерных технологий, а новое восприятие мира, присущее зрелищному искусству будущего. Развитие цифровых технологий повлияло на многие сферы деятельности современного человека и зрелищное искусство не осталось в стороне. Искусство эстрады, всегда отвечающее актуальным и современным потребностям зрителя, не смогло законсервироваться, и в начале XXI в. ему пришлось принять новые правила игры для дальнейшего развития. Сегодня мы наблюдаем, что цифровые технологии становятся
основообразующими выразительными средствами в создании эстрадного номера, что доказывает перемещение эстрады в новое пространство цифрового свойства.
Что стало основным толчком для развития эстрадного искусства в цифровом направлении? Появление экрана на сцене. То есть не помещение развлекательного искусства в цифровое пространство, а цифровые технологии, использованные на эстраде. Когда и где появились первые видеоэкраны? Первооткрывателями использования коротких видео эпизодов в спектаклях были постановщики ревю и эстрадных обозрений. Известно, что «в 1904 году в парижском мюзик-холле «Фоли-Бержер» режиссером Виктором де Коттеном было поставлено обозрение, частью которого был специально снятый Жоржем Мельесом фильм «Рейс Париж - Монте-Карло за два часа»1. Это была настоящая короткая киносатира на бельгийского короля Леопольда II, который был известен всем своей любовью к автомобилям. Эти кадры положили начало новому сценическому приему не только в эстрадном театре, но во всех сценических искусствах.
Фильм «Фауст», продолжительность которого составляет 15 минут, будет снят Мельесом в 1905 г., для другой феерии Виктора де Коттена («Пилюли дьявола», шла в театре «Шатле»). И уже после этого начнется новая эра сценического пространства. Режиссеры, осознав ценность синтеза экрана и сценического действия, начнут демонстрировать зрителю новые визуальные решения, и уже к концу 1920-х гг. в большинстве немецких театров будет проекционное оборудование. Обозрение 1911 г. в Гамбургской оперетте, «Прогулка по озеру Альстер», открывалась кинохроникой, где по тем временам очень реалистично прибывала подводная лодка, которая сама по себе уже являлась достоянием всей Германии. Далее зритель знакомился с главными персонажами ревю, которые радостно прогуливались по городу и неожиданно встречали бандитов, с которыми они решили не связываться, а убежать. Неожиданно их дорога приводит к театру, в который они не задумываясь забегают, и уже через несколько секунд артисты появляются на сцене. В этом ревю впервые режиссер показал исходное событие на экране и показал всему миру возможности видеопроекции.
Но настоящая революция цифрового искусства на эстраде произошла с появлением светодиодного экрана. Мы привыкли думать, что это произошло не более 20 лет назад и случиться исключительно где-нибудь в Америке или Японии. Между тем, это событие произошло «в Москве в 1972 году, когда была введена в эксплуатацию система ЭЛИН, разработанная и изготовленная специалистами Централь-
Современные цифровые технологии в эстраде ного конструкторского бюро информационной техники (ЦКБИТ) г. Винницы»2. Экран ЭЛИН позволил транслировать не только текстовую информацию, но и полноценно показывать цветные видеофрагменты. Родоначальник светодиодного экрана, был сконструирован из 102 900 автомобильных ламп накаливания, закрытых красными, синими и зелеными светофильтрами. Этот экран позволял транслировать кинофильмы, плакаты, иллюстрации, текстовые материалы и передачи. Это было настолько удивительно, что в праздничные дни на проспекте Калинина собиралось много желающих увидеть чудо техники.
Сегодня светодиодные экраны стали неотъемлемой частью нашей жизни и трудно представить, чтобы современный человек пошел смотреть экран на проспекте как телевизор и тем более чтобы собирался народ для совместного просмотра. А ведь эта технология очень молода. Да и сами экраны со сменной информацией - достаточно новое историческое явление. Художники и режиссеры всего мира, увидев яркую картинку на улице, захотели перенести это новое цифровое пространство на сцену, что привело к появлению новых форм, таких как искусство цифровых инсталляций_и виртуальная реальность, которые стали признанными художественными практиками. Современные эстрадные представления уже не удивляют наличием светодиодного экрана, но их появление повлекло появление новой цифровой художественной реальности. Взаимодействие эстрады с цифровыми технологиями вышло на новый уровень и положило начало новой эпохи режиссуры - режиссуре развлекательного искусства. Отправной точкой для этого послужило осознание того, что современные технологии могут заменять живого артиста на сцене, если раньше мы наблюдали за тем, как Барбара Стрейзенд общается через экран со своими партнерами, которые ушли из жизни, то при появлении видеоголограмм, осязаемые кумиры прошлого стали появляться на сцене. «Первую голограмму создал Деннис Габор в 1947 г. в ходе эксперимента по повышению разрешающей способности электронного микроскопа. То есть, его способности давать раздельные изображения двух близких друг к другу точек объекта. Также Деннис Габор придумал сам термин «голография», где holos от греческого означает «весь, полностью». Таким названием он хотел обратить особое внимание на полную запись оптических свойств объекта»3. В 1971 г. за достижения в области голографии Деннис Габор был удостоен Нобелевской премии по физике.
В 2006 г. состоялась вручение ежегодной премии «Грэмми» на котором в первые были представлены новые возможности голограммы.
Во время исполнения песни «Fell Good» участники виртуальной группы Gorillaz ожили на глазах у зрителя, рисованные персонажи мультипликационного клипа, стали исполнять номер, а под финал номера к ним присоединилась Мадонна со своим хитом «Hung Up», так получился го-лографический дуэт с живым исполнителем.
23 февраля 2019 г. состоялось совсем невероятное событие для зрелищного искусства, оно произошло в китайском городе Шанхай - это был концерт персонажа мультфильма в стиле аниме Луо Тяньи. Голо-графической артистке аккомпанировал пианист-виртуоз Лан Лан, который является одним из самых известных музыкантов в Китае, что показывает уровень популярности аниме культуры в этой стране. «Уникальное шоу готовилось полгода командой из 200 человек. Концерт длился два с половиной часа, билеты на него были раскуплены еще в конце 2018 года. Движения и выражение лица „артистки" создавалось с помощью технологий трехмерного моделирования и захвата движения. Виртуальная певица не только пела и танцевала, но и общалась с залом. Для этого за кулисами работала актриса озвучания и танцовщица. Внешний вид и поведение певицы созданы на основе популярного анимационного жанра аниме»4. Мультипликационный персонаж существовал на сцене так же, как и на экране телевизора. Это заинтересовало многих поклонников жанра аниме, которые захотели своими глазами увидеть выступление вокалоида ЛуоТяньи. Vocaloid - это программное обеспечение для создания музыки, разработанное Yamaha в 2004 г. На данный момент разработана пятая версия и стоит она 225 долларов. Если вы являетесь автором текстов, теперь у вас есть возможность продемонстрировать свое творчество не через живого артиста, а в цифровом виде. Автор сам загружает все нужные параметры, цифровой синтезатор привязывает их к программе и выдает готовый результат. Например, ЛуоТяньи была разработана Shanghai HENIAN InformationTechnologyCo. Ltd. и получила ее голос от актрисы озвучивания и певицы Шань Синь. Помимо голоса вокалоид обычно получает готовый эстрадный виртуальный образ, который может стать довольно популярным, как показал Шанхайский концерт ЛуоТяньи.
Цирк Ронкалли в немецком Гамбурге с 1976 г. славился своими шоу с участием животных. И вот, в начале XXI в. владельцы принимают решение заменить живых зверей голограммами. Такой шаг обоснован в первую очередь массовой борьбой с жестокостью, которой животных подвергают в цирках. На следующий день после премьеры, о цирке Ронкалли заговорили по всему миру и прозвали цирком из будущего. За один год шоу с участием 3D слонов, коней и даже гигантской золотой
Современные цифровые технологии в эстраде рыбки посетило более 600 000 человек. При помощи 11 лазерных проекторов удалось создать трехмерные голографические изображения, которые заполняли собой всю арену шириной 32 метра, что позволило продемонстрировать изображение в 360 градусов, и зритель мог видеть действие из любого места в зрительном зале. Весь манеж был обтянут проекционным тюлем, по которому перед зрителем проплывали рыбы, а внутри манежа по мгновению волшебной палочки возникал слон, который мог взлететь, а мог спеть любую песню. В результате реализации нового проекта, Цирк Ронкалли действительно получил второе дыхание, а количество желающих посетить новое 3D-шоу побило все рекорды. Биргер Вундерлих считает, что такому успеху они во многом обязаны компании Optoma: «Проекторы не просто позволили реализовать все наши задумки, но и стабильно работали на протяжении всего периода, пока длился проект. Выбрав оборудование от Optoma мы совсем не переживали, что что-то может пойти не так»5. Среди посетителей представления была известная немецкая актриса Жаннин Кунце, которая с радостью поделилась своими впечатлениями: «Голограммы были такие реалистичные и живые! Конечно, все мы помним старый цирк Roncalli с живыми лошадьми и слонами, однако их проекции также отлично вписываются в формат нового шоу. Старая история была представлена совершенно по-новому, и это здорово!»6
Идея о замене эстрадных исполнителей их виртуальными двойниками навсегда закрепилась в головах режиссеров, стало понятно, что заменить главную звезду шоу невозможно, потому что зритель приходит на концерт именно на нее, но появилась возможно заменить партнеров, например танцоров. В 2011 г. американская певица Бейонсе выступила на Billboard Awards, исполнив песню «Runtheworld», этот номер стал предвестником изменений, которые начнут происходить с эстрадой. Вместе с артисткой на сцене было четыре танцора, но певица вместо своих партнеров взаимодействовала с видеоконтентом на протяжении всего номера. Она уворачивалась от летящих в нее нарисованных предметов, одним взмахом руки меняла место действия. Кульминацией номера стало размножение артистки на экране, перед зрителем предстала большая армия из одной певицы, которая повторяла все движения за Бейонсе. Нужно отметить мастерство видеохудожников, которые с помощью перспективы создали ощущение нескончаемой сцены. Этот номер настолько удивил всех зрителей, что стал одним из родоначальников нового жанра «mappingvideoperformance». Основой этого жанра является взаимодействие артиста с видеоконтентом на сцене. Художники тщательно прорисовывают видеоконтент, а
артистка на репетициях добивается максимальной синхронизации с видео. Этот симбиоз порождает новую художественную реальность. По всему миру начали создавать номера, в которых артисты взаимодействуют с экранами, первопроходцами стали хореографы. Они воплощали все свои фантазии с помощью цифровых технологий, которые были недоступны ранее. Нужно отметить, что через видеоконтент режиссеры стали раскрывать драматургию номера. Танцевальный дуэт мог танцевать на сцене обычный танец, а их тени на экране показывали зрителю их настоящие взаимоотношения. Хореография стала взаимодействовать с геометрическими фигурами, различными текстурами. Постепенно в видео стали добавлять трюки, встроенные в цифровые технологии, например, артистов стали подвешивать на трос, чтобы можно было менять плоскость сцены, тем самым разорвав классический закон (глубина, высота, ширина). Демонстрируя зрителю вид сверху или сцену вверх ногами, режиссеры стали уделять внимание динамической составляющей номера, музыка встала во главе угла при постановке эстрадного номера потому, что именно она позволяет ориентироваться артисту в пространстве. Не прошло и пары лет, как взаимодействие с экраном стало неотъемлемой частью всех жанров искусства эстрады. Сегодня можно встреть цифровую клоунаду, где артист вытаскивает из экрана различные предметы или бросает мячи в экран, которые пропадают в нем. При этом все законы жанра сохраняются, меняются только средства выразительности.
В сентябре 2019 г., в Государственном музее заповеднике «Петергоф» на большом каскаде, проходило мультимедийное шоу «#ИМПЕ-РАТРИЦА 2019», подготовленное студией «Шоу Консалтинг» (режиссер-постановщик Станислав Парфенов). Мероприятие было приурочено к ежегодному осеннему празднику фонтанов, который был посвящен 290-летнему юбилею Екатерины Великой. Структура этого шоу напоминала эстрадный концерт, в основе каждого эпизода лежал эстрадный номер. В этом спектакле были продемонстрированы возможности взаимодействия артиста с цифровым пространством. Помимо фасада Большого дворца, видео транслировалось на панорамные светодиодные экраны, расположенные по всей длине террасы Нижнего парка протяженностью 50 м в длину и 3 м в высоту. «Специально для этих экранов были сняты видеоклипы, которые обогатили номера с участием живых артистов. Вместе с артистами на сцене, в полном синхроне с ними, на экранах танцевали десятки виртуальных двойников»7. Все массовые номера исполняли восемь человек, которые размножались на экранах, и у зрителя создавалось впечатление, что на сцене
Современные цифровые технологии в эстраде неисчислимое количество артистов. Этот прием не смог заменить живого артиста, но помог раскрыть драматургию номеров. Например, в номере «Фавориты», создатели шоу хотели показать, как менялось отношение Екатерины Великой к мужчинам. Если в начале номера это был дуэт мужчины и женщины, где женщина меняла партнеров, то в финале номера перед зрителями предстал настоящий конвейер из мужчин. На экране появлялся механизм, который перемещал артистов, и механические детали этого конвейера издавали свой ритм, что помогло передать нужную атмосферу. Как видно из описания номера, визуальный видеоряд являлся партнером артиста и помогал ему в исполнении номера. Структура шоу перемешивала номера в исполнении живых артистов и видеомэппинг на фасаде Большого Дворца.
Видеомэппинг стал занимать особое место на эстраде, и его нужно рассматривать как отдельное выразительное средство. «Видеомэп-пинг (3D mapping) (англ. video - видео и англ. mapping - отражение, проецирование) - направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и местоположения в пространстве»8. Видеомэппинг - современная цифровая технология, изменяющее пространство вокруг артиста и превращая сценические объекты в динамические фоны. Для данной техники нужны геометрические объекты, поверхность которых сможет принимать на себя видеопроекцию, для создания эффекта 3D используется большее количество видеопроекторов, что бы обеспечить заливку пространства с разных сторон объекта.
В 1969 г. Диснейленд на открытии аттракциона «Призрачное поместье» дал старт новым цифровым технологиям под названием ви-деомэппинг. Инсталляционный художник Майкл Наймарк пригласил гостей к себе домой и снял на видео, как обычные люди существуют в его доме, после чего воссоздал это изображение в пустой комнате. Этот эксперимент перевернул все видеопроизводство в мире. После этого события стало ясно, что видеомэппинг станет основой для создания любой художественной реальности. Сегодня видеомэппинг используется во всех направлениях искусства, создаются целые фестивали, посвященные этой цифровой технологии.
Единственной проблемой для режиссеров оставалось преодоление плоской картинки, был необходим объем. Решением этой проблемы стал проекционный тюль, который опускается перед артистом и на него проецируется специально созданное видео, создавая эффект многогранности и объема происходящего. Проекционный тюль, это современный и достаточно инновационный материал, он имеет мало
общего с декоративной составляющей традиционного занавеса. Это часть проекционной системы, позволяющей взглянуть на сцену и постановку под другим углом. Такие видео экраны не причиняют никакого эстетического вреда оформительскому наполнению, в отличие от стандартных белых экранов для видеопроэкторов. Даже при обычном освещении проекционный тюль малозаметен и его присутствие на сцене не является чем-то инородным и лишним, современная световая аппаратура позволяет с легкостью визуально убрать проекционный тюль и сделать его практически невидимым для зрителя. Если опустить проекционный тюль перед артистом, а за ним расположить светодиодный экран, то это позволит создать объем на сцене с помощью видео, именно этот эффект привел к революции цифрового пространства.
Какими же возможностями обладает проекционный тюль? Перечислим несколько самых известных:
1. Смена прозрачности. В зависимости от сценического света, тюль становится темным как занавес, скрывая то, что расположено за ним, либо полностью прозрачным. Изменения насыщенности света пропорционально меняет степень прозрачности.
2. Голографический объект. Этот эффект достигается при синтезе света и видео эффектов. При соблюдении правильного баланса, у зрителя возникает ощущение парящих в воздухе объектов.
3. Видимые лучи света. Тюль отражает свет, а значит, любое преломление лучей будет заметно на нем. Если в классических эстрадных представлениях используют сценический дым для усиления световой партитуры, то при решении новых художественных задач, возможно использование тюля.
4. Для смягчения картинки от видеоэкрана или циклорамы, современные лазерные проекторы выдают очень яркую картинку, которая не всегда комфортна для обычного зрителя, чтобы снизить нагрузку на глаза можно использовать проекционный тюль, который будет расположен между видеоэкраном и зрительным залом.
Показав новые выразительные средства - цифровые технологии, эстрада стала выдвигать новые требования к артистам, если раньше формула артист - зрительный зал работала беспроигрышно, то сейчас появилась новая вводная. Цифровые технологии стали полноценным партнером артиста и теперь без осознания этого не возможно профессионально работать на сцене.
Появление новых принципов постановки эстрадных номеров привело к переосмыслению художественной составляющей эстрадных театров. В Санкт-Петербургском театре эстрады им. А. Райкина, 12 ноября
Современные цифровые технологии в эстраде прошла премьера спектакля по рассказам В. Сорокина «Дураки-Дороги» (режиссер-постановщик С. Парфенов), основным художественным ходом спектакля стал глитч арт. «Glitch по-английски - «сбой», поэтому глитч-арт еще называют искусством ошибок. В отличие от цифровых сбоев, эти искажения намеренные и управляемые. Их разновидности ограничены только фантазией художника. Это могут быть композиции из пикселей, раздвоение картинки или надписи, эффект засвеченной пленки, сжатие или растягивание изображения, неоновые цвета»9. Видеоряд помогал донести идею спектакля, даже техническая составляющая спектакля играла на художественную идею. Видеопроектор, проецировавший видеоконтент на сцену, был установлен перед артистами, такое расположение видеопроектора позволило любому человеку, находящемуся на сцене отбрасывать тень на видео, которое показывалось за их спиной, тем самым наличие артистов на сцене тоже становилось ошибкой, которая портила картинку. В этом спектакле многие эстрадные номера строились на синтезе актерского мастерства и современных технологий.
Рассмотрим номер «Обращение губернатора нашего края» (исполнитель - Ю. Гальцев). Номер начинается с того, что Губернатор готовится к обращению перед народом, ему приносят текст, который он видит в первый раз, номер решен через песню, когда губернатор начинает петь, то оказывается, что его текст расходится с тем, что зритель видит на экране. Этот прием стал основой всего номера, к финалу видеоконтент был настолько абсурдным, что превратился в иллюстрацию караоке и губернатор вместе со всем залом допевал свою песню.
Развитие цифровых технологий дало новый вектор направления искусства эстрады, самое значимое развитие произошло в направлениях связанных с видео. В начале XXI в. появился термин «Медиаискус-ство». «Медиаискусство - вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных (или медиа) технологий. Новое медиаискусство относится к произведениям искусства, созданным с использованием новых медиа-технологий, включая: цифровое искусство, компьютерную графику, компьютерную анимацию, виртуальное искусство, интернет-искусство, интерактивное искусство, видеоигры, компьютерную робототехнику, 3D-печать и искусство и биотехнологию»10.
Выявить научный источник определения «медиаискусство» не удается. Однако этот термин настолько широко используется в журналистике, публицистике, критике, что приобрел значение само собой разумеющегося понятия. Игровые, зрелищные виды искусства в цифровом пространстве, в том числе и эстрада, безусловно, являются частью
всего современного массива медийного искусства. Искусство эстрады в цифровом пространстве следует отделить от огромного пласта телевизионной эстрады. Сегодня оно тоже является частью медийного искусства, хотя в строгом смысле, его появление и первоначальное существование никак не связаны с цифровым пространством и цифровыми технологиями, так как последних в период становления телевидения еще просто не существовало, даже сигнал был аналоговым. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на диалектику взаимного сосуществования искусства эстрады в цифровом пространстве и эстрадного телевизионного искусства. Здесь присутствуют как точки их притяжения, так и обстоятельства, которые не позволяют классифицировать их как нечто до конца единое. Сегодня мы видим, что развитие цифровой среды выдвигает новые требования к зрелищному искусству, поместив эстраду в новое пространство цифрового свойства; происходят слишком большие изменения, чтобы оставить их без изучения. В этой статье мы рассмотрели лишь несколько новых технологий, но даже этот краткий обзор позволяет сделать вывод, что сегодня искусство эстрады в целом и эстрадный театр активно перемещается в цифровое пространство, где уже оно само начинает формировать новые качества выразительности эстрадного искусства.
Примечания
1 Кино в театре: от «Фоли-Бержер» до Всеволода Мейерхольда// информационное агентство COLTA: официальный сайт. URL: https://www.colta.ru/articles/theatre/434-kino-v-teatre-ot-foli-berzher-do-vsevoloda-meyerholda (дата обращения: 23.03.2021).
2 Первый в мире наружный видеоэкран - советский. «Как мы делали «ЭЛИН». URL: http://communist-ml.ru/archives/20798 (дата обращения: 01.04.2019).
3 Искусство голограммы и голограммы в искусстве // информационное агентство Системный Блокъ - издание о цифровых технологиях: официальный сайт. URL: https://sysblok.ru/arts/iskusstvo-gologrammy-i-gologrammy-v-iskusstve/ (дата обращения: 22.08.2020).
4 В Китае мультяшная певица-голограмма дала стадионный концерт // информационное агентство Вести: официальный сайт. URL: https://www.vesti.ru/article/1300588 (дата обращения: 04.03.2019).
5 Цирк Roncalli: голографические животные поразили своей реалистичностью // STEPline: официальный сайт. URL: https://stepline.kz/articles/tsirk_roncalli_ golograficheskie_givotnie_porazili_svoey_realistichnostyu/ (дата обращения: 07.10.2020).
6 Цирк Roncalli: голографические животные поразили своей реалистичностью // STEPline: официальный сайт. URL: https://stepline.kz/articles/tsirk_roncalli_ golograficheskie_givotnie_porazili_svoey_realistichnostyu/ (дата обращения: 07.10.2020).
7 Мультимедийное шоу «#ИМПЕРАТРИЦА2019» // Студия «Шоу Консалтинг»: официальный сайт. URL: https://showconsulting.ru/portfolio/2022/imperatnca2019-multimedijnoe-shou/ (дата обращения: 16.11.2019).
8 3D mapping что это такое // сайт о компьютерных технологиях Dudot: официальный сайт. URL: https://dudom.ru/kompjutery/3d-mapping-chto-jeto-takoe/ (дата обращения: 11.08.2020).
9 Глитч-арт: что это за стиль и как он пригодится // Logaster научный портал: официальный сайт. URL: https://www.logaster.ru/blog/glitch-art-in-branding/ (дата обращения: 11.03.2021).
10 Новое медиа-искусство // HiSoUR история культуры: официальный сайт. URL: https://www.hisour.com/ru/new-media-art-21613/ (дата обращения: 17.02.2020).