УДК 796. 071:004.45 (045) 001 10.24411/2500-0365-2020-15109
ББК75.7
СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «СПОРТИВНЫЙ СУДЬЯ»
П. К. Петров, Э. Р. Ахмедзянов
Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
В современных условиях развития информационного общества важным направлением государственной политики выступает цифровнзацня всех сфер человеческой деятельности. Особенно актуальным в этом плане является пифровнзапня образовательного пространства, характеризующаяся стремительным внедрением в сферу образования цифровых технологий, являющихся новыми источниками информации и способом ее получения, а также педагогическим инструментарием, позволяющим достигать определенных результатов в обучении.
Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, спортивный судья, бакалавриат, образовательный стандарт, профессиональный стандарт.
Антуальность
В 2017—2018 гг. в Российской Федерации по большинству направлений подготовки будущих специалистов (бакалавриат, магистратура, спе-циалитет) утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) под шифром 3++. Основной особенностью данных стандартов является учет профессиональных стандартов, регламентирующих основные требования к профессиональной подготовленности выпускников, связанных с выполнением ими трудовых функций в соответствующих областях деятельности. 19 сентября 2017 г. приказом Минобрнауки России под номером 940 был утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 — Физическая культура (бакалавриат) [7].
Согласно данному стандарту, образовательная организация высшего образования самостоятельно определяет области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять свою профессиональную деятельность, — это: «Образование и наука» и «Физическая культура и спорт». Что же касается перечня профессиональных стандартов, связанных с профессиональной деятельностью выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 — Физическая культура, то на сегодня приняты следующие стандарты: «Тренер», «Инструктор-методист», «Спортивный судья», «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющий деятельность в области физической культуры и спорта», «Специалист по
антидопинговому обеспечению». В перспективе, согласно Федеральному закону от 2 августа 2019 г. №303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ в части совершенствования деятельности фитнес-центров» появится и профессиональный стандарт для тренеров фишес-центров.
Определенный интерес с точки зрения подготовки будущих бакалавров по физической культуре представляет профессиональный стандарт «Спортивный судья», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2019 года № 193и [8]. Это связано с тем, что в ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 49.03.01 — Физическая культура одной из общепрофессиональных компетенций (ОПК). связанных с профессиональным стандартом «Спортивный судья», является необходимость формирования в процессе подготовки будущих бакалавров ОПК-13 (способность осуществлять организацию и судейство соревнований по избранному виду спорта). «Под судейской компетентностью, будем понимать профессиональную компетентность судьи по спорту, обладающего системой знаний правил соревнований по отдельным видам спорта, умеющего оценивать результаты спортсменов на соревнованиях, способного принимать адекватные и быстрые решения в различных ситуациях спортивного соревнования» [3].
От уровня сформированности судейской компетентности: знания ими правил соревнований и качества судейства — во многом зависят результаты соревнований. В то же время следует отметить, что судейство соревнований отличается видом
спорта, в которых в качестве результатов могут выступить либо количественные стороны измерений (килограммы, метры, сы. время преодоления дистанции, очки, и др.), где для определения результатов чаще всего используются соответствующие измерительные средства, либо преобладает субъективная качественная оценка результатов соревнований в основе которой лежит экспертный подход, что значительно усложняет судейство в этих видах спорта и требует использования современных подходов, средств и методов в процессе подготовки судей.
Одним из таких подходов сегодня является «цифровизация» всех сфер человеческой деятельности. которая закреплена Указом Президента РФ № 203 от 9 мая 2017 года «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017— 2030 годы» [9], в которой определенное значение отводится цифровизации системы образования, предусматривающей развитие информационной инфраструктуры, и совершенствование системы образования, подготовку соответствующих кадров. владеющих современными информационными и цифровыми технологиями при решении профессиональных задач.
В последние годы информационные и цифровые технологии начали активно разрабатываться и внедряться и в сфере физической культуры и спорта [1; 2; 4; 5]. В этом плане цифровые технологии вызывают определенный интерес и в реализации ФГОС ВО 3++ в целом, в том числе и в подготовке спортивных судей как одной из областей профессиональной деятельности выпускников. осваивающих программу бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 — Физическая культура.
Цель исследования
Цель — показать структуру, педагогические и функциональные возможности цифровых образовательных технологий в реализации ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 49.03.01 — физическая культура в области профессиональной деятельности «Спортивный судья».
Материалы и методы исследования
Одним из сложно-координационных видов спорта, получившим определенную популярность среди студенческой молодежи, является аэробная гимнастика, которую также можно отнести к видам спорта, отличающимся субъективным качественным характером оценки результатов соревнований. В развитии аэробной гимнастики
важную роль играют правила соревнований, знание которых необходимо спортсменам, тренерам и особенно судьям, которые участвуют в организации и проведении соревнований.
В этой связи представляет интерес разработанная на базе учебной научно-исследовательской лаборатории «Технологии использования современных информационных и коммуникационных технологий в физической культуре и спорте» кафедры «Теория и методика физической культуры, гимнастики и безопасности жизнедеятельности» Института физической культуры и спорта Удмуртского государственного университета цифровая мультимедийная обучающая программа по правилам и судейству соревнований по аэробной гимнастике. В основу обучающей программы положены «Правила соревновании по аэробной гимнастике». обновленные в январе 2017 г. международной федерацией гимнастики (ФИЖ) и принятые на 2017—2020 гг. [6]. Для создания обучающей программы использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, компьютерное моделирование, программирование, экспертные оценки, методы видеообработки.
Результаты и их обсуждение
В правилах соревнований представлены основные разделы, такие как судейство артистичности. судейство исполнения и сложности, таблицы сложности/группы элементов и их ценность. В таблицах сложности предусмотрены четыре группы упражнений: А (Динамическая сила); В (Статическая сила); С (Прыжки); О (Равновесие и Гибкость).
Описание упражнений каждой группы сопровождается его рисунком и символьной записью, необходимой при судействе соревнований для краткой записи (стенографии) выполненной комбинации. номер упражнения, его стоимость и терминологическое описание.
Каждая группа упражнений сложности включает достаточно большое число элементов, отличающихся техникой исполнения, сложностью, стоимостью. методикой стенографического описания на соревнованиях, знание которых необходимо для обеспечения гарантии наиболее объективной оценки упражнений на соревнованиях по аэробной гимнастике. Поэтому знание правил соревнований. формирование судейской компетентности очень важно для студентов, специализирующихся в аэробной гимнастике.
Формирование судейской компетентности в условиях цифровизации образования сегодня
может быть успешно решено за счет создания и использования в системе подготовки будущих бакалавров физической культуры цифровых образовательных ресурсов, позволяющих за счет мультимедийно сти. более наглядно представлять информацию о каждом элементе групп сложности. моделировать соревновательную деятельность. организовать процесс самооценки и оценки уровня сформированности знаний правил соревнований и практических навыков судейства.
Это прежде всего достигается за счет появления в разработанном цифровом образовательном ресурсе таких функциональных возможностей как адаптивность (возможность приспосабливаться к индивидуальным особенностям обучающегося, возможность выбора индивидуальной траектории обучения), мультимедийность (использование в одном дидактическом средстве различных материалов, таких как текст, графика, видео, аудио), интерактивность в диалоге (возможность в зависимости от успехов произвольно осуществлять по гиперссылке переход от одного раздела к другому, выполнять самопроверку и проверку успешности обучения, реализовать компьютерное моделирование соревновательной деятельности, осуществлять анализ техники выполнения упражнений, используя видеосюжеты и т. д.).
Важное значение в созданном цифровом образовательном ресурсе для формирования судейской компетенции приобретают педагогические возможности, к которым можно отнести повышение наглядности, осуществление дифференцированного и индивидуального подходов, контроля и самоконтроля успешности усвоения учебного материала и многоцелевая возможность его использования: в учебном процессе на занятиях со
студентами, в самостоятельной работе, в проведении судейских семинаров и аттестации судей, в использовании в качестве справочного материала и тренажера.
Покажем эти возможности с точки зрения реализации ФГОС ВО 3++ по физической культуре по направлению подготовки 49.03.01, связанного с областью профессиональной деятельности «Спортивный судья». Образовательный цифровой ресурс открывается с представления его структуры (рис. 1), где размещены основные разделы, связанные с правилами соревнований по аэробной гимнастике.
В разделе «Правила соревнований» представлены сами правила, но в отличие от бумажного или электронного текстового варианта отличаются тем. что здесь появляется возможность осуществлять экспертные комментарии и пояснения по отдельным пунктам правил в текстовом, графическом аудио- и видеоформатах. Навигация в программе осуществляется на основе использования гиперссылок по щелчку левой клавишей мыши по интересующему разделу, подчеркнутому снизу, что является характерной особенностью интерактивной структуры цифрового ресурса.
В овладении правилами соревнований большое внимание уделяется знаниям упражнений, отнесенных к различным группам сложности без чего практически невозможно осуществить судейство выполняемых комбинаций на соревнованиях, так как в комбинациях, согласно правилам соревнований, должно быть соответствующее количество элементов из различных групп сложности.
Для решения этой задачи в программе есть все необходимые условия: возможность демонстрации всех упражнений как в графическом формате.
У Глмнм.НЛ! - Те* ЭЭЭ
{ш Орлои Параметры 2
о у =( -X и и
АЭРОБНАЯ ГИМНАСТИКА ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ 2017 - 2(120
приложение [. Руководство по стгжйспу артистичности приложение II. р™>водсгво по стдейству исполнения л сложности ■ ^ Н
Группа В. Статическая сила Группа С. II. :».: --г . толчком шумя :)::нгГ: ногой Группа 1). Равновесие и гнОкосгь
анализ комбинаций проверка знаний руководс тво пользователя
Строи: 1 Поз: 1
Рис. 1. Структура цифрового ресурса
так и видео, при этом показ может быть осуществлен как в профиль, так и в фас. Кроме этого, в процессе показа можно увидеть и запоминать номер каждого упражнения в группе сложности, варианг стенографической записи, необходимой в процессе судейства упражнений на соревнованиях. Перейти к соответствующей группе сложности можно с экрана, на котором представлена структура программы (см. рис.1), для чего необходимо щелкнуть по названию той или иной группы сложности после чего появится экран с соответствующими названиями упражнений в группе (рис. 2).
Знакомство с конкретным упражнением начинается сразу после щелчка левой клавишей мыши по его названию, когда на экране появляется
видеосюжет. При этом демонстрация упражнения осуществляется в разных ракурсах, что позволяет более детально провести анализ техники исполнения. На данном экране кроме видео можно увидеть номер упражнения в группе, его название, графическую форму стенографической записи. С помощью разных кнопок проигрывателя здесь можно многократно просматривать изучаемое упражнение, выполнять просмотр медленно и при необходимости останавливать в нужных позициях (кадрах) (рис. 3).
Кроме воспроизведения видеосюжета исполняемого упражнения на этом же экране можно раскрыть и ознакомиться с графическим описанием каждого упражнения в группах сложности. Для открытия изучаемого упражнения в графическом
Q Группа A.hrtf-Test
Ja«/i Правка Пода метры I
DgjQdl DD
ГРУППА Л. ДИНАМИЧЕСКАЯ СИЛА Г"
ПОДГРУППА ОТЖИМАНИЙ (ОТЖИМАНИЯ В УПОРЕ И УПОРЕ ВЕВСОЩ
- ОТЖИМАНИЯ В УПОРЕ ЛЁЖА {PI SH UP) А 101- ОТЖИМАНИЕ В УПОРЕ ЛЕЖА (PUSH UP) А 102: ОТЖИМАНИЯ В УПОРЕ ЛЕЖА НА 1 НОГЕ (Г LEG PUSHUP) А 103: ОТЖИМАНИЯ В УПОРЕ ЛЕЖА НА [ Р¥КЕ<1 АЛЫ PUSH UP) А 104: ОТЖИМАНИЯВ УПОРЕ ЛЕНА НА 1 РУКЕ 11 1 НОГЕ (1 ARM 1 LEG PUSH UP) A 111 ЛАТЕРАЛЬНОЕ ОТЖИМАНИЕ В УПОРЕ ЛЕЖА НОГИ ВРОЗЬ fSTRADDLE LATERAL PUSH UP) А 114: ЛАТЕРАЛЬНОЕ ОТЖИМАНИЕ Б УПОРЕ ЛЕЖА НОГИ ВРОЗЬ НА 1 РУЫЕП ARM STRADDLE LATERAL PUSHUP)
A 12: ЛАТЕРАЛЬНОЕ ОТЖИМАНИЕ Б vnOPE ЛЕЖА (LATERAL PUSH UP) A 12?. ЛАТЕРАЛЬНОЕ ОТЖИМАНИЕ В УПОРЕ ЛЕЖА НА 1 HOI Е fl LEG LATERAL PUSH UP) A 125. ЛАТЕРАЛЬНОЕ ОТЖИМАНИЕ В УПОРЕ ЛЕЖА НА 1 РУКЕ И 1 НОГЕ fl ARM 1 L^G LATERAL PUSH UP) A 1 ХИНЧ ОТЖИМАНИЕ (HINGE PUSHUP) A 133: ХИНЧ ОТЖИМАНИЕ HA 1 КОГ^ '1 LEG HINGE PUSH UP) A 13-1- ХИНЧ ОТЖИМАНИЕ HA 1 НОГЕ '1 ARM HINGE PUSH UP) A 135: ХИНЧ ОТЖИМАНИЕ HA [ РУКЕ И 1 НОГЕ fl ARM 1 LEG HINGE PUSH UF)
Строка: 1 Псе; 1
Рис. 2. Экран программы с упражнениями группы трудности «А»
Группа Aihrtf - Ten она
файл Праака Параметры 7 jiBiJ г □ Ll
► II ■ Н FM 1» В ifc.
Slmddle Puih Up or ftjili Up 1
^^^ | A £-1
Строга: 1 По* 1 ....
Рис. 3. Пример исполнения упражнения в профиль
формате необходимо щелкнуть по названию «Рис» в окошке с правой стороны инструментов проигрывателя (см. рис. 3). после чего появится экран программы на котором можно увидеть изображение конкретного упражнения, включая его название, группу и номер, последовательность исполнения, форму стенографической записи (рис. 4).
Таким образом, изучение этих разделов позволяет освоить основные требования правил соревнований: требования по судейству артистичности, требования по судейству исполнения и сложности. а самое главное ознакомиться с элементами групп сложности А. В. С, Б для чего созданы все условия (представление элементов в виде рисунка и видеосюжета в профиль и в фас, описание техники исполнения, их ценность в комбинации и форма стенографического описания каждого элемента) без знания которых практически не-
возможно осуществлять судейство упражнений на соревнованиях.
Весьма существенным в плане обучения в цифровом образовательном ресурсе является раздел «Анализ комбинаций». Основной задачей данного раздела является обучение методике судейства, для чего в программу заложено определенное количество различных комбинаций, выполненных разными спортсменами и на различных соревнованиях и приведением по каждой комбинации заблаговременно подготовленных экспертных оценок, в которых приводится полный их разбор: на соответствие групп сложности в демонстрируемой комбинации требованиям правил соревнований: оценка артистичности, качества исполнения и сложности с выведением окончательной оценки (рис. 5).
Так, например, в правой части экрана (см. рис. 5) демонстрируется комбинация, которую
Группа A,hrtf - Test за®
Файл Правка Параметры ?
D si Н # QET
^ i II ■ 1 и И "И™ - tJ
А 101: ОТЖИМАНИЯ В УПОРЕ ЛЕЖА (PUSH UP)
Ценность 0.1
1. Упор лежа 2 Выполнить отжимание с фазами сгибания (вниз) и разгибания рук (вверх). 3. Упор лежа ^^ ^^^^^
Строка: 1 Поз: 1 Ш
Рис. 4. Графическое представление упражнения
}j Англии комбпиации!.hrtf - Test □013
Файл Правка Параметры Т
□ сз ы m ei ^ ч. □ в
Титкова Виктория соло (Чемпионат Мнра)
возрастная группа 15-17 лет Поэлементный разбор I, Последовательность элементов суказавнеч названия н группы трудности: 1. С поворотом на 560° прыжок согнувшись в шпагат- С. СТОИМОСТЬ - 0,6 2. Упор углом с поворотам на 720° - В. стоимость - 0.6 3. Отжимание в упоре ■<венсон> - А, стоимость - 0.2 4. Прыжок согнувшись ноги врозь - С . стоимость - 0.3 5. Либело с опорой руками о пол в вертикальный шпагат - О. v W Уш
Строи: 1 Ппк 1
Рис. 5. Экран раздача программы «Анализ комбинаций»
необходимо оценить и сопоставить свои оценки с оценками экспертов, которые представлены в левой части экрана. Для этого комбинацию можно просмотреть сразу полностью как на соревнованиях. сопровождая стенографической записью, в которой отмечать наличие соответствующих групп сложности, их стоимость, далее определить оценку за артистичность и исполнение и выставить окончательную оценку за комбинацию. При меньшем уровне подготовленности можно использовать вариант замедленного просмотра или с остановками. Сопоставление своих оценок с оценками экспертов позволяет выявить пробелы в знаниях правил и методике судейства и обращаться к соответствующим разделам программы, чтобы устранить недостатки в подготовленности. Также на этом экране есть возможность увидеть оценки экспертов демонстрируемой комбинации в виде таблицы, для чего необходимо нажать на кнопку в окошке с названием «Таблица» в части экрана с видеопроигрывателем, когда появится компактная таблица со всеми экспертными оценками.
Для формирования навыков судейства в программе есть дополнительная возможность анализировать демонстрируемую комбинацию поэлементно, переходя от одного упражнения к другому, изучая их стоимость и качество исполнения (рис. 6).
Поэлементный разбор комбинации позволяет каждому обучающемуся более детально изучить упражнения соответствующих групп сложности, включенных в комбинацию, закреплять знания по их стоимости, умению выявлять ошибки исполнения и определять сбавки за это.
Ам ал из комбин э ций1. h rtf - Test
Раздел программы «Проверка знаний» является одним из наиболее важных с точки зрения оценки успешности освоения правил соревнований и методики судейства упражнений по аэробной гимнастике на соревнованиях. Для этой цели в этом разделе есть два режима проверки: 1} оценка успешности освоения самих правил соревнований: 2) оценка уровня сформированности навыков практического судейства с использованием компьютерного моделирования соревнований с привлечением достаточно большой базы различных комбинаций, появляющихся на экране на основе метода случайных чисел, приближая судейство к естественным условиям соревновательной деятельности.
Для оценки знаний правил соревнований даются различные задания с использованием текстового. графического и видео формата, а в качестве вариантов ответов возможность выбора одного ответа из наиболее вероятных вариантов или сочетания нескольких вариантов из списка предложенных.
Что же касается подраздела «Проверка практических умений», то он прежде всего направлен на оценку умения осуществлять практическое судейство (рис. 7).
Задания, приводимые в этой части программы, отличаются проблемным характером, приближая их к решению ситуаций, аналогичных судейству соревнований в естественных условиях, когда судье требуется быстро находить ответы на следующие вопросы: определить количество элементов той или иной группы сложности, включенных в демонстрируемой комбинации, какая сложность
диа
Файл Дрвоьсз Параметры ?
ПЙЕ§=! О И
Ляряп - группа (Чемпионат Мира) возрастная группа 18 лет и старше
Круг деласал в упор вене он или из упора Бен сон круг пеласял в венсон - А. стоимость - 0.б Соалкн: рас слабленные ноги - 0.2
Пр&дыдупии
Рис. 6. Экран для поэлементного разбора комбинации
Проверка практических умений, И г^ - |_]'п]1х]
файл Оравка Параметры I
с m в в ¡х с 0
Рис. 7. Экран программы «Оценка практических умений»
элементов, какую сбавку необходимо произвести за исполнение, какую надбавку следует осуществить. какую поставить окончательную оценку за исполнение комбинации и т. д. При этом можно переходить от одного вопроса к следующему произвольно. т. е. переходить вперед через несколько вопросов или возвращаться назад, чтобы ответить на пропущенные вопросы. Когда же будут получены ответы на все вопросы (10 вопросов), необходимо щелкнуть по кнопке «Сдать билет» и появится окно с результатами тестирования (рис. 8).
Полученные результаты тестирования автоматически фиксируются в самой программе, что позволяет осуществить анализ успешности освоения правил соревнований и навыков судейства, совершенствовать процесс обучения и корректировать сам цифровой образовательный ресурс. Для работы с программой разработано «Руководство пользователя», в котором достаточно подробно описаны основные возможности программы и порядок ее использования.
Выводы
Анализ структуры и функциональных возможностей созданного цифрового образовательного ресурса по правилам и судейству соревнований по аэробной гимнастике позволяет отметить наличие существенных различий по сравнению с традиционными формами и методами формирования судейской компетенции: это прежде всего такие функциональные возможности, как адаптивность, мультимедийность и интерактивность, и такие педагогические возможности, как повышение наглядности. осуществление дифференцированного и индивидуального подходов, контроля и самоконтроля успешности усвоения учебного материала, многоцелевая возможность его использования: в учебном процессе на занятиях с группой студентов, в самостоятельной работе, в проведении судейских семинаров и аттестации судей, в использовании в качестве справочного материала и тренажера.
Таким образом, разработка и использование цифровых образовательных технологий в учеб-
Иванов Николай Петрович
Задано вопросов: 10
Правильных ответов: 4
Сделано ошибок: Б
Результат: 40%
Начать новый тест
Вернуться назад
Просмотреть ошибки
Рис. S. Экран с итогами результатов оценки умений
ноы процессе студентов бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 — Физическая культура может значительно повысить уровень их профессиональной подготовленности и способность качественно выполнять трудовые функции, предусмотренные профессиональным стандартом «Спортивный судья».
Список литературы
1. Ахмедзянов, Э. Р. Подготовка судей по восточному боевому единоборству кобудо на основе информационных технологий / Э. Р Ахмедзянов. О. Б. Дмитриев. П. К. Петров // Теория и практика физической культуры. — 2018. — № 12. — С. 85—87.
2. Петров. П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / П. К. Петров. — М. : Академия. 2014. — 288 с.
3. Петров. П. К. Формирование судейской компетентности по спорту у студентов физкультурных вузов с использованием мультимедийных обучающих программ / П. К. Петров // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1. — URL: https://www.science-education.ni/ni/ article/view?id=l 1877.
4. Петров. П. К. Информатизация физкультурного образования: опыт и проблемы / П. К. Петров // Теория и практика физической культуры. — 2017. — № 1. — С. 6—8.
5. Петров. П. К. Особенности создания и использования дистанционных курсов по споргивно-педа-гогическим дисциплинам в системе электронного обучения / П. К. Петров // Теория и практика физической культуры. — 2018. —№ 12. — С. 12—14.
6. Правила соревнований по аэробной гимнастике на 2017—2020 // Federation international de gynmas-tique. — URL: http://www,fig-gymnastics.coin/pub-licdir/niles/files/m_AER%20CoP%202017-2020.pdf.
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура : приказ Минобрна-уки России от 19 сентября 2017 г. № 940 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. — URL: http://fgosvo.rn/iiploadfiles/FGOS%20VO%203-i-i7 Bak/490301_ B_3_30102017.pdf.
8. Об утверждении профессионального стандарта «Спортивный судья» : приказ Минтруда России от 28 марта 2019 г. № 193н // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. — URL: http:// fgosvo.ni/uploadfiles/profetandart/05.007.pdf.
9. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017— 2030 годы : Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // Гарант. Информационно-правовой портал. — URL: http://www. garant ш/products/ ipo/prime/doc/71570570.
Поступила в редакцию 03 сентября 2019 г.
Для цитирования: Петров. П. К. Современные цифровые образовательные технологии в реализации профессионального стандарта «Спортивный судья» /П.К. Петров. Э. Р. Ахмедзянов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2020. — Т. 5, № 1. — С. 58—67.
Сведения об авторах
Петров Павел Карпович — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, гимнастики и безопасности жизнедеятельности Удмуртского государственного университета. Ижевск. Россия, [email protected]
Ахмедзянов Эдуард Роннсович — кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры, гимнастики и безопасности жизнедеятельности Удмуртского государственного университета. Ижевск. Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2020, vol. 5, no. 1, pp. 58—67.
Modern digital educational technologies in the implementation of the professional standard «Sports judge»
Petrov P.K.1, Ahmedzyanov E.R.2
1 Udmurt State University, Izhevsk, Russia, [email protected]
2 Udmurt State University, Izhevsk, Russia, [email protected]
In modem conditions of development of the information society, ail important area of state policy is the "digitalization" of all spheres of human activity. Particularly relevant in this regard is the digitalization of the educational space, characterized by the integrated implementation of digital teclmologies in the field of education, which act as new sources and as new ways of obtaining information, as pedagogical tools that allow you to achieve certain learning outcomes. The aim of the study is to demonstrate the structure, functional and pedagogical capabilities of digital educational teclmologies in the implementation ofFSESHE 3 ++ in the direction of training 03/49/01 —physical education in the field of professional activity ''Sports Judge". Materials and research methods. The digital multimedia training program on aerobic gymnastics, developed on the basis of the rules of competitions of the International Gymnastics Federation (FIG) for 2017—2020 using methods such as the analysis of scientific and methodological literature, computer modeling, programming, was taken as a demonstration of the structure, functional, and pedagogical capabilities. , expert evaluation, video processing methods. Results and its discussion. The structure of the developed digital educational resource contains the following sections: competition rules (a guide forjudging artistry, a guide forjudging performance and complexity for groups A, B. C, D). ''Analysis of Combinations", and "Testing of Knowledge", which consists of two sections: "Testing theoretical knowledge" and "Testing the practical skills of refereeing", section "User Guide". The program is characterized by such features as adaptability, multimedia, interactivity. Pedagogical opportunities are comiected with visualization, with the implementation of differentiated and individual approaches, control and self-control of success, multi-purpose use: independent wrork. at judicial seminars and certification of judges, as a reference and a simulator.
Keywords: digital educational technologies, sports judge, undergraduate, educational standard, professional standard.
References
1. Ahmedzyanov E.R., Dmitriev O.B.. Petrov P.K. Podgotovka sudey po vostochnornu boevoniu ed-inoborstvu kobudo 11a osnove informatsionnyih tehnologiy [Training of judges in the Eastern martial arts Kobudo based on information technology]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and practice of physical culture], 2018, no. 12, pp. 85— 87. (In Russ.).
2. Petrov P.K. Inform a ts ion nyie tehnoiogii v fizicheskoy kulture i sporte: ucheb. dlya stud, uchrezhdeniy vyissh. prof, obrazovaniya [Information technologies in physical culture and sport: studies, for students, institutions of the state. Professor of education]. Moscow, 2014. 288 p. (In Russ.).
3. Petrov P.K. Fonnirovanie sudey skoy kompetent-nosti po spoitii u studentov fizkulniruyih vuzov s ispol-zovaniem multimediynyih obuchayuschih programm [Formation of judicial competence in sports among students of physical culmre universities using multimedia training programs]. Sovremeimyie problemyi nauki i obrazovaniya [Modem problems of science and education], 2014, no. 1. Available at: https://www.science-education.ru/rn/article/view?id= 11877 (In Russ.).
4. Petrov P.K. Informatizatsiya fizkultumogo obrazovaniya: opyit i problemyi [Informatization of phys-
ical education: experience and problems]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and practice of physical culture], 2017, no. I, pp. 6—8. (In Russ.).
5. Petrov P.K. Osobennosti sozdaniya i ispolzo-vaniya distantsionnyih kursov po sportivno-peda-gogicheskim distsiplinam v sisteme elektronnogo obucheniya [Features of creation and use of distance courses on sports and pedagogical disciplines in the e-leaming system]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and practice of physical culture], 2018, no. 12, pp. 12—14. (In Russ.).
6. Pravila sorevnovaniy po aerobnoy gimnastike na 2017—2020 [Rules of aerobic gymnastics competitions for 2017—2020]. Federation international de gymnastique [Federation international de gymnastique]. Available at: http://www.fig-gymnastics.com/ publicdir/rules/files/ru AER CoP 2017-2020.pdf (In Russ.).
7. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstven-nogo obrazovatelnogo standarta vyisshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgo-tovki 49.03.01 Fizicheskaya kultura [On approval of the Federal state educational standard of higher education-bachelor's degree in the direction of training 49.03.01 Physical culture]. Portal Feder-alnyih gosudarstvennyih obrazovatelnyih standar-
tor vyisshego obrazovaniya [Portal of Federal state educational standards of higher education]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS VO 3 / Bak/490301 B 3 30102017.pdf (In Russ.).
8. Ob utverzhdenii professionalnogo standarta «Sportivnyiy sudya» [On approval of the professional standard "Sports judge"]. Portal Federalnyih gosuda rs tvennyih obrazovatelnyih stau dar tor vyisshego obrazovaniya [Portal of Federal state educational standards of higher education]. Available at:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.007.pdf (In Russ.).
9. O Strategii razvitiya informatsioimogo obschest-va v Rossiyskoy Federatsii na 2017—2030 godyi» [On The strategy for the development of information society in the Russian Federation for 2017—2030]. Garant. Inform a ts iomw-pravovoy portal [Garant. Information and legal portal]. Available at: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570. (In Russ.).