Современные цифровые инструменты продвижения товаров и услуг Modern digital tools for promoting goods and services
Бровкина Анна Федоровна
студентка магистратуры Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
Санкт- Петербург, Россия e-mail: anyabrovkina@mail. ru
Brovkina Anna Fedorovna
Master student St. Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье мы рассмотрим современные цифровые инструменты продвижения товаров и услуг компаний в различных отраслях. Автором приведены примеры использования конкретного инструмента цифрового маркетинга в практической деятельности крупных компаний, таких как «Lamoda», «Ikea», «Clinique». Также в статье рассмотрен феномен digital- маркетинг и приведена его актуальность и необходимость использования, выделены наиболее эффективные цифровые инструменты продвижения товаров, услуг или самого бренда компании.
Annotation.
In this article, we will consider modern digital tools for promoting goods and services of companies in various industries. The author gives examples of the use of digital marketing tools by large companies, such as "Lamoda", "Ikea", "Clinique". The article also examines the phenomenon of digital marketing and shows its relevance and the need to use it, highlights the most effective digital tools for promoting goods, services or the company's brand itself.
Ключевые слова: цифровой - маркетинг, digital, маркетинг, компании, цифровые инструменты, потребители, товары, услуги, эффективность, конкурентоспособность.
Ключевые слова: digital-marketing, digital, marketing, companies, digital tools, consumers, goods, services, efficiency, competitiveness.
В настоящее время существует большое количество способов воздействия на потенциальную аудиторию компании, но наиболее востребованным и эффективным является digital-маркетинг или в переводе на русский язык цифровой маркетинг. Digital -маркетинг обладает возможностью собирать точную информацию о целевой аудитории определенного товара или услуги, а также отслеживать эффективность продвижения продукта, услуги или непосредственно самого бренда компании. Эффективные каналы продвижения позволяют компании быть конкурентоспособной на рынке. Одной из основных задач бизнеса является создание маркетинг-стратегии. Необходимо тщательно проработать этапы вывода товара или услуги на рынок. За счет использования digital-маркетинга в рекламной деятельности компании, возможно существенно сократить финансовые затраты на продвижение товара/услуги [4]. Цифровые инструменты продвижения товаров или услуг в современном мире являются актуальными и эффективными, так как на данным момент мы переживаем активную цифровизацию всех бизнес-процессов и уже многие компании переходят полностью в онлайн, особенно сфера услуг, онлайн можно получить образование, посмотреть новинки кино, не ходя при этом в кинотеатр, прочитать только что вышедшею книгу, также при этом не ходя непосредственно в библиотеку и т.д. Основной проблемой является то, что многие компании не используют цифровые инструменты продвижения или используют совершенно неэффективные. Далее в статье будут приведены наиболее эффективные цифровые инструменты продвижения товаров и услуг.
Необходимо определить, что представляет из себя цифровой маркетинг. Цифровой маркетинг — это направления маркетинга, при котором используются современные цифровые технологии. Данное ответвление маркетинга используется на всех этапах взаимодействия с потребителями в определённых сегментах, например в сегментах b2c и в b2b. Digital-маркетинг (цифровой маркетинг) - является направлением маркетинга, которое непосредственно ориентировано на продвижение товаров и услуг при помощи определённых цифровых технологий, применяемых на всех этапах взаимодействия с потенциальным покупателем. Далее в статье рассмотрим подробно основные инструменты цифрового маркетинга. К цифровым инструментам продвижения следует отнести комплекс мер, который позволяет оповестить большое количество людей, а также привлечь внимание потенциальных клиентов к компании, бренду, продукту или услуге. Набор цифровых инструментов зависит от сформированных целей маркетинговой кампании, стадии проведения маркетинговой кампании, особенностей целевой аудитории, а также от особенностей продвигаемого продукта и т. п. [5]. В настоящее время существует достаточно больное количество цифровых инструментов продвижения товаров/услуг и для разных индустрий будут эффективны различные инструменты продвижения, так, например для fashion-брендов наиболее полезными будут технологии дополненной и виртуальной реальности, но, например для B2B -кампаний более эффективны будут прямые эфиры в LinkedIn. TikTok отлично подходит для креативной индустрии и индустрии развлечений. Выделим наиболее эффективные цифровые инструменты продвижения:
1. Разработка сайта. Компании необходимо создать качественный сайт, так как он является лицом компании. Для положительных отзывов потребителей необходимо создать адаптивный сайт, он будет визуально хорошо смотреть на различных устройствах, начиная от компьютера и заканчивая смартфоном. Ориентируясь на современные тренды необходимо создать для начала мобильную версию сайта, так как большинство потребителей больше времени проводит в смартфонах, а потом уже версию для компьютера.
2. Дополненная и виртуальная реальность. На сегодняшний день самыми известными платформами, которые используют дополненную реальность, являются Snapchat и Instagram, также fashion-индустрия используют инструмент дополненной реальности для примерки обуви или одежды онлайн, например онлайн-магазин «Lamoda», компания создала онлайн приложение для смартфонов, в котором можно заказать понравившиеся товары и добавили в данное приложение возможность примерки онлайн, перечень товаров, которые можно примерить, онлайн постоянно пополняется. Для того, чтобы клиент мог примерить обувь онлайн ему нужно будет выбрать AR- примерку и навести камеру на ногу.
Также виртуальная реальность часто используется в beauty-индустрии, чтобы показать потребителям, как будет смотреться на них тот или иной косметический продукт (помада, тени и т. д.), так компания «Clinique» в своем корнере в магазине «Золотое яблоко» расположили зеркало с дополненной реальность, которое определяет тип кожи потребителя и подбирает подходящий уход за кожей.
Компания «Икеа», также использует инструмент виртуальной реальности, чтобы у людей была возможность посмотреть, как например будет выглядеть определенный диван или шкаф в их гостиной комнате. Компания «Икеа» создали приложение при помощи, которого покупатели могут размещать товары в собственном доме, используя дополненную реальность. Клиенту необходимо ввести параметры комнаты и навести камеру телефона, планшета и выбрать интересующий товар, далее, если потенциальный покупатель определился с выбором, то он может заказать понравившиеся товары через данное приложение.
Данный цифровой инструмент можно отнести к гемификации, что является очень привлекательным для современного потребителя.
Согласно отчету аналитической компании App Annie, рынок мобильных приложений отражает, что в 2020 году россияне потратили за год 1, 2 миллиарда долларов на мобильные приложения, а также скачали более
5 миллиардов приложений. Большая часть расходов — это расходы рекламодателей и разработчиков приложений на продвижение.
К концу 2020 года смартфонами пользовались 69,5% всех жителей России. Средняя продолжительность вебсерфинга за сутки в 2020 году выросла до 142 минут. Объем рынка мобильной рекламы по итогам 2017 года достиг 253 млрд руб., увеличившись на 4% по сравнению с 2019 годом.
3. E-mail-рассылки — автоматизированная рассылка сообщений на e-mail по заранее составленным сценариям. Основным недостатком e-mail рассылок является навязчивость и засорение почтового ящика, поэтому компании необходимо грамотно сформировать календарь рассылок и фильтровать содержание писем, чтобы они не были бессмысленными, как многочисленные e-mail рассылки. Привлечь потребителя для того, чтобы ему приходила почтовая рассылка можно за счет предоставления скидки на первый заказ, промокод на первую покупку приходит в электронном письме.
4. Контекстная реклама. К контекстной рекламе можно отнести различного рода объявления, которые могут быть в совершенно разном формате, которые будут выходить, когда пользователь введет определенный вопрос по интересующей его теме. Контекстная реклама может быть показана в разнообразных поисковых системах, таких как Яндекс, Гугл, Маил, Yahoo и т. д. Контекстная реклама приумножает капитал организации. Данная реклама является навязчивой, но при этом достаточно эффективный. Плюсами контекстной рекламы является относительно не большие финансовые затраты на ее реализацию, а также возможность отслеживать бюджет на каждом этапе рекламной кампании.
5. YouTube SEO. При поиске в Google следом за блоком быстрых ответов в результатах поиска выводятся YouTube-видео. Если компания не занимается продвижением своих товаров или услуг на YouTube, то все равно стоит попробовать снимать видео ролики хотя бы для того, чтобы попасть в топ-результаты. Совсем не обязательно ставить перед собой цель обзавестись аудиторией на платформе - главное, чтобы ваши видео отображались на странице [2]. В первую очередь необходимо найти те ключевые слова, которые интересуют аудиторию конкретного продукта или услуги, далее нужно выбранные слова использовать в названии видео и в описании к нему. Чем больше компания будет использовать ключевые слова, тем больше вероятность того, что алгоритм выберет ваш контент как наиболее релевантный.
6. Вирусная реклама. Подразумевает под собой создание контента, который пользователи будут распространять в социальных сетях. Чаще всего вирусную рекламу можно встретить в Тик - Ток или Instagram. Примером вирусной рекламы является реклама по телевидению компании «Билайн» - Гиги за шаги. Вирусная реклама зачастую представлена аудитории в виде коротких роликов, которые являются провокационными, тем самым еще более сильно привлекает потенциальных потребителей к услугам и продукции компании. Вирусная реклама должна вызывать эмоции у аудитории, они могут быть совершенно разные от сопереживания до веселья.
7. Челленджи в TikTok. Один из способов использовать TikTok в маркетинговых целях - запустить хэштег челлендж. Например, компания снимает короткий ролик под известную музыкальную композицию и предалагает своим потребителям снять такой же ролик и тем самым запустить челлендж. Следовательно это дает возможность компании эффективно прорекламировать себя. А мотивацией для потребителей будет служить: скидка на товар, бесплатный продукт компании. По анализу показателей компании PureVPN, один такой челлендж позволил на 44% увеличить количество запросов о бренде и добиться почти 25%-й вовлеченности аудитории [3].
8. Нативная реклама. Суть данной рекламы заключается в выкладке на сторонних ресурсах положительных отзывов, экспертных мнений и др., подталкивающих потенциальных покупателей к покупке товара/услуги.
9. SMM продвижение. Социальные сети являются одним из наиболее эффективных маркетинговых каналов, которые компании используют для непосредственного общения с аудиторией. Осознавая важность социальных сетей, компании создают страницы в социальных сетях, таких как Instagram, Facebook, для эффективного продвижения товаров/ услуг, а также для взаимодействия с потребителями. Страницы в социальных сетях оформлены в корпоративном стиле компаний, каждая станица имеет свой, индивидуальный дизайн [6]. На страницах в социальных сетях необходимо делиться интересных и креативным контентом.
10. СМС-рассылки. Абонентам сотовых операторов рассылаются рекламные сообщения с предложением рекламодателя. У смс- рассылок, как и у e-mail рассылок есть большой минус - это навязчивость и зачастую потребители могут отменить подписку на рассылку, удалять сообщения, поэтому необходимо составлять эффективные, привлекательные тексты для потребителей, смс должны быть короткие, лаконичные, но при этом информативные.
Проведя анализ использования цифровых инструментов продвижения товаров и услуг Российскими компания в различных отраслях, мы пришли выводы, что компании используют сразу несколько инструментов для эффективной рекламной деятельности. Обобщенные результаты представлены на рисунке 1.
Процент использования цифровых инстументов продвижения товаров и услуг, компаниями различных сфер
■ Сайт
■ Дополненная и вирутальная реальность в мобильных приложениях
■ E-mail рассылки
■ Контекстная реклама
■ YouTube SEO
■ Вирусная реклама
■ Челленджи в TikTok
■ Нативная реклама
■ SMM
■ CМС - рассылки
Рисунок 1. Процент использования цифровых инструментов продвижения Российскими компаниями различных
сфер
Подводя итоги, можно сделать вывод, что digital - маркетинг является актуальным в настоящее время, так как он дает много преимуществ компании. Для успешной реализации цифрового маркетинга необходимо
использовать его цифровые инструменты. Например, цифровой - маркетинг позволяет в лучшем виде преподнести продукт или услугу потенциальным потребителям. Цифровой - маркетинг в современных реалиях позволяет компаниям эффективно продвигать свои товары/услуги, а также получать обратную связь от потребителей, в кратчайшие сроки обрабатывать входящие запросы и т. д., для этого необходимо определить необходимый набор цифровых инструментов, которые сделают компанию конкурентоспособной и выведут ее на лидирующие позиции на рынке, на котором она функционирует. Основным выводом статьи является то, что проведя анализ цифровых инструментов продвижения товаров и услуг, мы пришли к тому, что для эффективного продвижения необходимо использовать комплекс инструментов, потому что использование одного инстумента точно не даст хороших, больших результатов. В данной статье мы определили наиболее эффективные цифровые инструменты продвижения товаров, услуг или самого бренда компании, которые окажут положительное влияние на рекламную деятельность организации, повысят уровень лояльности потребителей к бренду, также улучшат финансовые показатели компании, так как увеличатся продажи компании. Можно сделать вывод, что в настоящее время использование цифровых инструментов для продвижения продукта или услуги эффективно, потому что происходит активная цифровизация всех бизнес-процессов, многие сферы предпринимательской деятельности полностью уходят в онлайн.
Список используемой литературы:
1. Бровкина, А. Ф. Каналы и инструменты digital-маркетинга / А. Ф. Бровкина // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 253-255.
2. Данько Т. П., Китова О. В. Вопросы развития цифрового маркетинга //Проблемы современной экономики. - 2013. - №. 3 (47).
3. Иванов А. С. Digital-маркетинг //Управление качеством продукции и конкурентоспособностью организаций реального сектора экономики в условиях цифровизации. - 2019. - С. 65-70.
4. Кузьмина, Е. Е. Маркетинг : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 383 с.
5. Маркетинг. Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения. / под ред. В.А. Зайцева - М.: ГИНФО, 2001. - 183 с.
6. Селиверстов А. С. и др. Digital-маркетинг: что это такое? //Молодой ученый. - 2017. - №. 6. - С. 289291.