Научная статья на тему 'Современные целительницы: статус, функции в социуме'

Современные целительницы: статус, функции в социуме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
908
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОМЕДИЦИНА / ЦЕЛИТЕЛИ / САКРАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ETHNOMEDICINE / HEALERS / SACRAL KNOWLEDGE / SOCIAL STATUS / SOCIAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мазалова Наталия Евгеньевна

В статье рассматривается ритуальная деятельность целительниц из Выборгского района Ленинградской области. Автор исследует функции и статус современных целительниц в современном обществе, делается вывод, что социальные функции современных целительниц заключаются в том, что их деятельность направлена на помощь членам общества в адаптации к условиям динамически изменяющейся социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern healers: the status, functions in society

In article ritual activity of healers from the Vyborg region of the Leningrad region is considered. The sacral knowledge of these specialists is connected with representations of bio-energetics and other modern theories. The author investigates functions and the status of modern healers in modern society. The author draws a conclusion that social functions of modern healers are that their activity is directed on the help to members of society in adaptation to conditions of dynamically changing social environment.

Текст научной работы на тему «Современные целительницы: статус, функции в социуме»

ЭТНОГРАФИЯ

УДК 39:61:316

Н. Е. Мазалова

Современные целительницы: статус, функции в социуме*

В статье рассматривается ритуальная деятельность целительниц из Выборгского района Ленинградской области. Автор исследует функции и статус современных целительниц в современном обществе, делается вывод, что социальные функции современных целительниц заключаются в том, что их деятельность направлена на помощь членам общества в адаптации к условиям динамически изменяющейся социальной среды.

In article ritual activity of healers from the Vyborg region of the Leningrad region is considered. The sacral knowledge of these specialists is connected with representations of bio-energetics and other modern theories. The author investigates functions and the status of modern healers in modern society. The author draws a conclusion that social functions of modern healers are that their activity is directed on the help to members of society in adaptation to conditions of dynamically changing social environment.

Ключевые слова: этномедицина, целители, сакральное знание, социальный статус, социальные функции.

Key words: ethnomedicine, healers, sacral knowledge, social status, social functions.

В настоящее время в России функционируют целители, обладающие традиционным «тайным знанием» и способами лечения, и целители, знание которых основано на представлениях о биоэнергетике и других современных теориях. В последние годы в отечественной науке исследователи обратились к проблемам, связанным с изучением различных аспектов деятельности современных ритуальных специалистов [2; 4]. Вместе с тем недостаточно исследованными остаются некоторые вопросы, например, статус и новые функции целителей.

n w w

В процессах изменений социальной среды, которые характерны для современной России, целители начинают выполнять либо не

© Мазалова Н. Е., 2012

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» (раздел 3 "Традиция, обычай, ритуал в истории и культуре", проект 3.19 "Гендер, возраст и родство в контексте ритуала").

21

свойственные им функции, либо функции, которые находились в латентном состоянии. Это в значительной степени относится к новым специалистам и в меньшей - к традиционным. В наши дни абсолютное большинство целителей в деревнях и маленьких городах -женщины. Несмотря на демократические процессы в современном российском обществе, статус женщины в социуме по-прежнему ниже статуса мужчины. Но овладев «особым» знанием, женщины повышают свой статус.

Несколько лет я наблюдаю за тем, как формируется ритуальный специалист в пос. Луговое Выборгского района Ленинградской области Вера Александровна Воронина (1938 г. р.). Она относится к числу «приобщенных» - людям, не обладающим даром, но отправляющим магические практики и развивающим свои экстрасенсорные способности на основе соответствующей литературы. Вера Александровна усваивает знания из различных книг по целительской практике, биоэнергетике, нумерологии, восточным техникам и пр.

Она была младшей в семье, в детстве мать обучила ее проведению некоторых обрядов; так, например, на Егория она совершала магический обход дома и скотины, чтобы обеспечить благополучие и здоровье своих домочадцев и животных, также от матери она усвоила приговор на мытье детей, которым пользовалась, чтобы сохранить здоровье собственных детей.

У Веры Александровны среднетехническое образование, она долгие годы работала на Выборгском судостроительном заводе, на вредном производстве, тяжело заболела (эмфизема легких), многие из ее коллег умерли, не дожив до пенсии. Женщина ушла на пенсию в 49 лет, когда врачи оставляли ей несколько месяцев жизни, уехала из города в деревню, занялась там огородом, разводила кур и коз. Она поправилась, но через несколько лет у нее обнаружили онкологическое заболевание. В Выборге очень мало специалистов-онкологов, чтобы попасть к ним на прием, нужно ждать долгие месяцы. Вера Александровна обратилась за помощью к петербургскому экстрасенсу, который «лечит святыми»: «ему святые показывают все органы». Как уверяет В.А. Воронина, томографическое обследование показало, что она полностью излечилась. После лечения у экстрасенса она сама обратилась к изучению специальной литературы и через некоторое время начала отправлять магические практики.

В начале сеанса Вера Александровна определяет возможность излечения пациента с помощью книг по нумерологии. Отметим, что использование оккультных приемов - достаточно редкий случай в практике современных целителей. Она определяет сущностные черты человека с помощью расчетов, основанных на числе и годе его рождения. Так, например, дата ее рождения 28.10.1938. По ее

расчетам, у нее три двойки - это свидетельствует о наличии «энергетики», экстрасенсорных способностей белого мага, кроме того, в книгах уточняется, что человек с такой датой рождения более успешно лечит травмы. Это на примерах подтвердила и сама «знающая».

В случае если «знающая» берется за излечение «несоответствующих ее сущности» пациентов, лечение не будет успешным. В.А. Воронина привела следующий пример: к ней на лечение родители привезли двух наркоманов. Она провела математические расчеты их даты рождения и выяснила, что один из них обладает способностями черного мага и что он значительно «сильнее» ее. Его родители уговорили ее взяться за лечение. Вскоре после начала проведения сеанса он уснул, наклонившись в ее сторону. Вера Александровна во время проведения сеанса почувствовала себя очень плохо: по ее словам, наркоман-вампир забрал ее энергию. Разумеется, лечение не привело к излечению, а свою неудачу «знающая» определила особенностями личности больного.

Просчитав дату рождения сына другого больного, с рожистым воспалением, она определила, что он обладает экстрасенсорными способностями и может вылечить отца сам. Вера Александровна дала ему переписать заговор на рожу из книги сибирской целительницы Степановой, которой сама не пользуется. Через три дня сын пациента позвонил ей и сообщил о том, что он заговором вылечил отца: больной, который до этого с трудом передвигался, «побежал» в лес за грибами. Таким образом, «знающая» моделирует нужное ей поведение пациентов и их родственников и конструирует свой статус «знающей».

В.А. Воронина пытается магическими способами влиять на выбор пациентов: она придумала собственную молитву, в которой обращается к Богу с просьбой присылать ей пациентов, которых она может вылечить и которые ей не навредят: «Господи, я не могу отказать, но приводи людей, кому я могу помочь и не во вред себе» [3. Л. 14].

После диагностики В.А. Воронина проводит сеанс лечения. Основной прием «знающей» - биоэнергетическое воздействие. По ее словам, «она не лечит, а корректирует биоэнергетическое поле», а это приводит к излечению. Некоторые из ее пациентов уверяют, что чувствуют, как из ее рук исходит энергия, а также свет, кто-то видит прямые лучи, кто-то - рассеянные. По словам целительницы, «когда фиолетовый тон, тогда можно прекращать», т. е. сеанс лечения прошел успешно. Так, она подержала руки над раной на ноге внука, и рана затянулась. Лечение биотоками «знающая» сочетает с рациональными приемами: массажем, обмазыванием голубой глиной и др.

Воронина считает, что обладает способностью проникать в параллельный мир, в этот момент она испытывает состояние измененного сознания: «Это раскрепощение, когда идет соединение с параллельным миром», «такое раскрепощенное состояние, не уныние, не восторг» [5. Л. 44]. Мужчина, случайно попавший к ней, когда она, по его мнению, отправляла магический обряд, испытал ощущение страха и на время утратил способность передвигаться.

Вера Александровна постоянно читает новую литературу по эзотерике, меняет методы лечения и определения сущности человека; так, в последнее время она активно использует даосский гороскоп, изучает книгу: «Святые, в каких случаях они помогают». Сама женщина сожалеет о том, что не закончила полного курса экстрасенсов, а только курсы йоги, и сетует на то, что в становлении ее как целительницы помешала семья.

В жизни она занимает активную позицию, всегда старалась влиять на поведение ближних, стремилась занять руководящие посты, например, в дачном поселке - пост председателя дачного кооператива, правда, неудачно, вероятно, поэтому она выбрала другой вид деятельности, позволяющий ей делать людей зависимыми от нее.

Проведение магических практик способствует тому, что о

В.А. Ворониной создается множество мифологических рассказов -быличек. Например, в одном из них Вера Александровна наделяется провидческими способностями: нам рассказал один из ее пациентов, как после лечения у нее он привез на лечение своего приятеля; «знающая», не видя больного (он сидел в машине), с порога дома выразила сомнение, сможет ли вылечить этого человека, поскольку он некрещеный. Рассказчик выяснил, что так в действительности и было. Сама Вера Александровна охотно рассказывает о случаях излечения, что, несомненно, способствует упрочению ее статуса. Распространяемые ею и вылечившимися у нее пациентами рассказы об успешных эпизодах ее практики способствуют созданию образа «знающей».

С каждым годом за помощью к В.А. Ворониной обращается все больше людей. В числе ее пациентов соседи по поселку и жители близлежащих деревень, рабочие Выборгского судостроительного завода, один из ее пациентов - офицер, заместитель начальника ближайшей погранзаставы. Вера Александровна «просчитала его сущность» и выяснила, что он может помочь себе сам, поскольку наделен экстрасенсорными способностями. Статус целительницы постепенно упрочивается, молодящуюся даму начинают называть «бабой (бабкой) Верой» и говорить, что она «много знает», т. е. она переходит в разряд «знающих».

Вместе с тем в ближайшем социуме создаются нарративы о том, что Вера - колдунья: «Вера может испортить». Как многих обладателей «тайного» знания, ее начинают подозревать в колдовстве. Соседи ее побаиваются и стараются избегать с ней отношений, а тем более конфликтов.

Хотя в мировоззрении целительниц органично сочетаются христианские элементы и мифологические, а также современные -биоэнергетические, сами они считают, что следуют исключительно христианским заветам. По словам Веры Александровны, «Я под защитой у Бога». Христианские элементы в ее поведении проявляются в чтении христианских молитв, в обращении к священнику, вместе с тем в определенных критических ситуациях она легко прибегает к магическим средствам, к помощи «знающих». Любое действие «знающие» начинают с молитвы. Она считает, что благополучная семейная жизнь ее сына, долгое время складывающаяся неудачно, изменилась потому, что она постоянно молилась за него. Сама целительница выделяет веру, религиозность как основу своих личностных качеств.

В русских деревнях далеко не всегда принимают новых целителей. Так, в начале перестройки в Выборгском районе Ленинградской области была широко известна экстрасенс Светлана Александровна Тюнева (1948 г. р.). Она закончила сельскохозяйственный техникум и работала в местном совхозе бригадиром (пос. Кондратьево). Отметим, что в советское время нередко в колдовстве подозревали людей, занимающих руководящие посты, например, председателей колхоза. Начальство характеризовало ее как серьезного, знающего специалиста [3. Л. 56-78].

В начале 90-х гг. совхоз практически прекратил свое существование. В это же время С. Тюнева обнаружила целительские способности. Она получила дар во сне от умершей бабушки-знахарки, а затем закончила курсы экстрасенсов в Петербурге. Там она освоила приемы биоэнергетики. Она заряжала энергией, которую, по ее словам, получала из космоса, воду, еду, кремы и лечила нервные, кожные болезни, алкоголизм. По мнению односельчан, особенно успешно она лечила аллергию. У С. Тюневой было много пациентов, особенно горожан, приезжавших из Выборга. Ей выделили помещение в сельсовете, где она принимала больных. Многие из ее пациентов находились в сильной зависимости от нее. Так, например, она лечила женщину, которую бросил муж, и пациентка постоянно обращалась к ней за помощью в решении различных житейских проблем.

Пациенты у нее были разные: большая часть женщины с низким уровнем образования, но были женщины и с высшим образованием.

К целительнице также обращались представители власти. Отметим, что такие случаи способствуют упрочению статуса целителя.

Отправление магических практик - серьезный источник доходов целительниц. Обычно оплата в денежном эквиваленте, строго фиксированная. Следует отметить, что это не соотносится с традиционной оплатой лечения знахарок: обычно платят продуктами

натурального хозяйства, едой и т. п., но не деньгами и не определенную таксу, а кто сколько может.

В современном российском социуме происходит ослабление некоторых связей - производственных, семейных. Большинство пациентов целительниц - одинокие люди, некоторые - не работающие. Они нуждаются не только в лечении, но и в дружеской, социальной поддержке. В этих условиях целители начинают выполнять не только лечебные функции, но и властные. Постепенно целительница и ее пациенты формируют структуру взаимоотношений с определенной иерархией. Целительница является лидером этой структуры. Она реализует властные функции, в том числе через делегирование полномочий от верхних уровней иерархии вниз. Пациентам, находящимся на верхнем уровне иерархии, целительница уделяет больше внимания во время лечения. С некоторых пациентов она берет меньше денег за лечебный сеанс или лечит их бесплатно. Пациенты соперничают за более высокое место в иерархии.

Для этой структуры характерен патерналистский стиль управления, обычно характерный для лидера-мужчины. Выполнение распоряжений целительницы строго контролируется. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки. Сама она играет роль матери, а ее пациенты выступают в роли детей. Предметом ее заботы являются не только здоровье пациентов, но и их личная жизнь.

Отметим, что многие из больных находятся в значительной психологической зависимости от целительницы. Здесь, вероятно, следует говорить о личной власти целительницы, которую Дж. Миллер определяет «как способность вызвать изменения, то есть взять что-нибудь от "А" и передать "Б", что может включать в себя даже передачу чувств и эмоций, являясь очень сильным воздействием» [5, р. 38]. И.В. Грошев называет такую функцию власти амотивной [1, с. 35].

На наш взгляд, взаимоотношения целительницы и пациентов в рамках иерархической структуры обладают некоторым сходством с отношениями внутри сект. Однако имеются существенные отличия. Как правило, религиозная секта возникает как оппозиционное течение по отношению официальным религиозным направлениям с ха-

рактерными установками на исключительность своей роли и доктрины. В случае с целителями и их пациентами идея избранничества и изоляционизм являются следствием динамических изменений, происходящих в социальной среде, и не носит оппозиционного характера по отношению к православию и обществу.

Кроме того, в отличие от структур, сформированных другими целительницами, данная структура была менее однородной, с более слабыми внутренними связями, поэтому она легко разрушилась. Основная причина заключалась в недостаточно высоком статусе целительницы в сельском сообществе.

С. Тюнева - деятельный властный человек. В период успешной деятельности она начала действовать в режиме агрессивного менеджмента. Так, она лечила местную девочку, у которой были сильные головные боли. Целительница настоятельно потребовала от матери не обращаться к врачам: «только не к врачам». У девочки оказалась опухоль головного мозга, время было упущено, и она умерла. В одной из выборгских газет появилась разгромная статья, в которой была описана деятельность С. Тюневой, которая якобы лечила с помощью некого существа из космоса.

В случае неэффективной деятельности (смерти пациентов) сельское сообщество отторгает целителей. Тем более многие местные жители относилось к Тюневой достаточно настороженно. Например, по словам одной из местных жительниц, «надо ведь верить, а я не могла пить ее воду» (заряженную), она только умывалась и кропила ею помещения.

Двери квартиры целительницы мазали черной краской, на ней писали оскорбления. С. Тюнева была вынуждена уехать из Конд-ратьево. Она сменила фамилию на девичью. Некоторое время целительница работала в Выборге в медицинском кооперативе. Когда целительница заболела раком, мнение односельчан было единодушным: «ей наносили болей пациенты»: это совпадает с традиционными народными представлениями о том, что знахарь воспринимает болезнь пациента, и после этого должен лечить себя самого. Кроме того, причину болезни видели в смерти девочки: «это ей за девочку». С. Тюнева излечилась, но оставила целительскую практику.

В наши дни, когда в маленьких городах и деревнях зачастую очень слабая официальная медицина, возрастает статус целителей. Социальные функции ритуальных специалистов нового толка заключаются в том, что их деятельность направлена на помощь членам общества в адаптации к условиям динамически изменяющейся среды, в переломные моменты исторического развития люди испытывают потребность в дополнительных знаниях, в качестве которых

нередко выступают специализированные знания этих специалистов, обретающих именно в такие моменты особый социальный статус с присущими ему активными властными функциями.

Список литературы

1. Грошев И.В. Гендерные представления власти // Социс. 2000. № 12.

2. Ермакова Е.Е. Сибирская заговорная традиция (конец ХХ - начало XXI в.). - Тюмень, 2005. Т. 1-2.

3. Полевые материалы автора // Архив музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. Ф. К-1. Оп. 2. № 1889. Ленингр. обл., Выборг. р-н, пос. Луговое, Кондратьево.

4. Харитонова В.И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян. Проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований. - М., 1999.

5. Miller J.B. Women and power: Reflection ten years later // Women and power: Perspectives for family terapy/ Ed. T/J.Goodrich. - New York Norton, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.