Научная статья на тему 'Современные тренды в подготовке кадров для экономики впечатлений'

Современные тренды в подготовке кадров для экономики впечатлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тренды в образовании / форсайт-технология / компетенции / экономика впечатлений / услуги / trends in education / technology foresight / expertise / experience economy / services

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Наталия Александровна

В статье рассмотрены современные требования, предъявляемые к системе подготовки кадров, отражающие изменения в глобальной и российской экономике. Автор выделяет десять трендов в подготовке кадров. Обосновывается, как потребительское поведение влияет на изменение в требованиях к компетенциям сотрудников, вовлеченных в экономику впечатлений. На основе использования форсайт-технология RapidForesight, при помощи которой подготовлено несколько версий Атласа профессий, автором обосновывается прогноз потребности в подготовке кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the modern requirements to training, reflecting changes in the global and Russian economy. The author identifies ten trends in training. Substantiates how consumer behavior influences the change in requirements for the competence of personnel involved in the experience economy. On the basis of the use of foresight technology RapidForesight, which several versions of Atlas of professions were prepared with, the author substantiates the forecast of needs in stuff training.

Текст научной работы на тему «Современные тренды в подготовке кадров для экономики впечатлений»

Современные тренды в подготовке кадров для экономики впечатлений

Зайцева Н.А.

В статье рассмотрены современные требования, предъявляемые к системе подготовки кадров, отражающие изменения в глобальной и российской экономике. Автор выделяет десять трендов в подготовке кадров. Обосновывается, как потребительское поведение влияет на изменение в требованиях к компетенциям сотрудников, вовлеченных в экономику впечатлений. На основе использования форсайт-технология RapidForesight, при помощи которой подготовлено несколько версий Атласа профессий, автором обосновывается прогноз потребности в подготовке кадров.

The article deals with the modern requirements to training, reflecting changes in the global and Russian economy. The author identifies ten trends in training. Substantiates how consumer behavior influences the change in requirements for the competence of personnel involved in the experience economy. On the basis of the use of foresight technology RapidForesight, which several versions of Atlas of professions were prepared with, the author substantiates the forecast of needs in stuff training.

Ключевые слова:тренды в образовании, форсайт-технология,

компетенции, экономика впечатлений, услуги.

Keywords: trends in education, technology foresight, expertise, experience economy, services.

Перспективные формы образования детей и взрослых.

В условиях изменения глобальной экономики, формирования общества потребления все актуальнее становиться вопрос о том, как должна измениться система подготовки кадров для экономики будущего. Рассмотрим два подхода к описанию «образов будущего» образования и соответствующих ему форм образования. По мнению Александра Лазло -президента Международного общества системных наук, новые стандарты

образования должны раскрывать потенциал обучающегося, должны быть действительно от латинского «educare», что значит выявлять, а не наполнять. Образование должно быть актуальным для полноценной жизни, а также для самореализации в контексте жизни конкретного ученика. Современное образование, по мнению А. Лазло, скучное. Поэтому надо проводить обучение путем передачи большей части информации через символы и изображения. Главный вызов для системы образования сегодня — найти способ формирования не только навыков, но и образа мышления, и устремлений ученика: в каком мире вы хотите жить? Как вы можете участвовать в переменах? [8]

В России вопросы определения стратегии развития и самоидентификации в современных условиях важны, как никогда прежде [5]. Конечно же, и государство не может быть в стороне от разработки стратегии обучения молодого поколения, способного формировать мир и участвовать в переменах. Так Министерство образования и науки в настоящее время разрабатывает проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. В этой Концепции предлагается развивать три формы образования взрослых (к этой категории в Концепции отнесено население в возрасте от 15 до 72 лет)[9]:

- «формальное образование», получаемое в результате обучения в образовательных организациях (определение образовательных организаций дано в законе «Об образовании в Российской Федерации» [1]);

- «неформальное образование», получаемое вне образовательных организаций, т.е. обучение на рабочих местах (наставничество, инструктажи, корпоративные тренинги и т.д.), на открытых программах и тренингах компаний-провайдеров, тренеров-фрилансеров, программы обмена опытом и другие формы повышения квалификации;

- «неформальное или спонтанное образование», к которому

относится самообразование взрослого человека, как в области

профессиональной деятельности, так и других интересных для него областях.

Необходимость разработки этой концепции вызвана множеством причин и прежде всего тем, что увеличивается разрыв между тем образованием, которое получает выпускник колледжа или вуза, и требованиями работодателей, особенно в части практических навыков [10].

В действительности проблема лежит еще глубже -на уровне средней школы, которая выпускает школьников с низким общекультурным уровнем. Из-за этого Министерство образования и науки даже пошло в 2014 году на снижение минимального уровня ЕГЭ с 36 до 24 баллов, а по математике с 24 до 20 баллов, чтобы отстающие школьники тоже могли получить аттестат и поступить в вуз.

При этом средний балл по ЕГЭ включен в перечень показателей мониторинга вузов. В 2015 году по этому показателю установлен уровень не ниже 70 баллов. Многие, но не все, государственные вузы устанавливают собственные планки минимального уровня баллов ЕГЭ, в том числе и выше 70 баллов, однако негосударственные вузы берут всех, кто смог преодолеть минимально допустимое значение, установленное Минобром.

После завершения обучения в образовательной организации большинство взрослого населения не испытывает потребности в

дополнительном обучении и перестает учиться. Так результаты пилотного исследования участия населения Российской Федерации в непрерывном образовании показали, что лишь 7,44 % граждан в возрасте от 15 до 72 лет желают пройти обучение в течение ближайших двенадцати месяцев для получения образования, повышения квалификации или иного обучения, причем в группе респондентов «безработные» этот показатель составляет 11,27 %, а в группе «экономически неактивные» - 2,83 % [9].

Тренды в образовании

По результатам исследования компании «Фреймекс» и других обзоров можно выделить несколько трендов в системе образования как в нашей стране, так и за рубежом[2, 7,9, 13]:

1. Тренд на создание системы непрерывного образования взрослых, ориентированного на формирование сквозных компетенций, востребованных рынком труда. Результаты международных исследований свидетельствуют о том, что увеличение средней продолжительности образования взрослого населения всего лишь на один год в долгосрочной перспективе ведет к увеличению экономического роста экономики страны на 3,7%, а доходов на душу населения на 6%[9].

2. Тренд на увеличение роли «неформального образования».По результатам обследования населения в Российской Федерации по проблемам занятости, в 2014 году доля занятого населения в возрасте 25-64 года, прошедшего обучение на производстве, составляет более 60 % от общего числа указанных граждан, прошедших дополнительное обучение [9].

3. Тренд на формирование профессионально-общественных

механизмов, обеспечивающих стимулирование спроса со стороны взрослого населения на получение образования в течение всей жизни. Создающаяся в настоящее время российская система оценки квалификаций персонала на основе профессиональных стандартов ориентирована на постоянное повышение сотрудниками своего профессионализма. Без прохождения дополнительного и регулярного обучения невозможно будет пройти очередную независимую оценку квалификаций, а значит, подтвердить свое право на работу в определенной должности или профессии.

4. Тренд на индивидуализацию образования. Все более актуальной становится разработка индивидуальных образовательных маршрутов, касающихся как профессионального, так и личностного развития человека в течение всей жизни. Поэтому в перспективе будут востребованы

специалисты, способные разрабатывать такие траектории развития, учитывающие особенности и потребности конкретного человека.

5. Тренд на увеличение бесплатного образовательного контента в самых разных форматах: текстовый, аудио и видео-формат, геймификация и другие. Все это позволит обеспечить максимальных охват взрослой аудитории и удовлетворить потребность в обучении. В настоящее время эти потребности удовлетворены далеко не полностью. Так результаты изучения активности поиска гражданами информации в течение последних двенадцати месяцев о получении дополнительного образования в России показали, что искали и нашли необходимую информацию только 28,06 % от общего количества желающих пройти обучение[9].

6. Тренд на дистанционный (электронный, он-лайн) формат обучения. Особенно распространенным этот формат становится у молодого поколения, которое умеет находить образовательные программы в Интернете, хорошо знает иностранный язык, а потому может смотреть курсы не только на русском языке. Такая форма обучения также позволяет выбирать наиболее интересные программы и не отвлекаться на неактуальную информацию.

7. Тренд на минимизацию очных форм обучения. По сути, очный формат обучения останется только там, где без него невозможно обойтись. Например, при формировании так называемых softskills, особенно в коммуникационной сфере (переговоры, публичные выступления и т.д.). При этом наиболее эффективно их проведение именно после предварительного ознакомления обучающихся с теоретическими основами курса в дистанционном режиме.

8. Тренд на дополнительное образование взрослых по базовым курсам в рамках «неформального образования».Как уже отмечалось выше, современный выпускник образовательных организаций, в названии которых даже есть слово «университет», оставляет желать лучшего. Повышение темпов смены производственных технологий при низком уровне общего

образования молодого поколения приводит к тому, что в рамках «неформального образования» все чаще на предприятиях создаются курсы «ликбеза» по обучению сотрудников основам математической статистики, финансовой математики, основам экономики и управления.

9. Тренд на обучение микро-навыкам и fust-программы. Смена требований, предъявляемых к сотрудникам, из-за повышения скорости изменений в бизнес-среде приводит к тому, что появляется необходимость в быстром обучении небольшим навыкам. Например, компания планирует выйти со своей продукцией на китайский рынок, и поэтому сотрудников контактной зоны, работающих на Китай, необходимо научить особенностям коммуникаций с китайскими партнерами [14].

10. Тренд на ценностный подход в образовании связан с ростом значимости самообразования и оценкой эффективности инвестиций в образование. Усложнение работ, выполняемых сотрудниками, приводит к тому, что снижается доля простого или рутинного труда и растет доля сложной деятельности. Эти выводы подтверждаются данными исследования, которое было проведено Федеральным резервным банком Нью-Йорка совместно с Колумбийским университетом и университетом Нью-Йорка. В результате этого исследования был сделан вывод о том, что в США доля работ с нерутинными обязанностями возросла с 40% в 1975 году до 60% в

2014 году. Ученые, принимавшие участие в данном исследовании, построили прогноз изменения доли нерутинного труда. По их оценкам, она составит к

2015 году не мене 70% от общего объема работ, выполняемых сотрудниками [3]. Результат сложной деятельности требует от персонала самоконтроля, в том числе в области образования. Сотрудники, понимая имеющиеся у них «разрывы» в образовании, инвестируют собственные средства в повышение своей конкурентоспособности на основе оценки ценности и эффективности и этих вложений.

Существует, конечно, множество и других трендов в образовании как в нашей стране, так и за рубежом. Здесь мы описали только самые очевидные.

Рассмотрим далее, какие специалисты в области образования будут востребованы в будущем.

Технология Форсайтов как инструмент описания «образа будущего» в подготовке кадров

Для построения образа будущего часто используется технология форсайтов, относящаяся к группе технологий для создания «дорожный карт». В научных исследованиях под методологией «дорожных карт» принято понимать наглядное представление сценариев развития определённого объекта по принципу: «прошлое - настоящее - будущее». Сам процесс формирования «дорожных карт» называют дорожным картированием, а объект, эволюция которого представлена на карте, - объектом дорожного картирования. Наиболее распространенной технологией дорожного картирования является форсайт (от английского foresight - предвидение) -группа методов долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития объекта картирования, основанная на опросе экспертов. В результате применения технологии форсайта рассматриваются различные сценарии и формируются разнообразные прогнозы. Поскольку в нашей стране эта технология является сравнительно новой, то различные «дорожные карты» отличаются высокой степенью творчества [6].

Технологии форсайта как социальные технологии стали активно использоваться в процессе прогнозирования социально-экономических процессов более 30 лет назад. Великобритания, Франция, Германия и другие страны Европы, США, а также Япония, Южная Корея и Индия стали разрабатывать программы в области технологических форсайтов, опирающихся, как правило, на ранее сформулированные цели и ориентиры государственного развития. В 2000 годах эта технология уже получила широкое использование в большинстве развитых и развивающихся стран. В процессе применения технологии RapidForesight происходит работа с достаточно отдаленным будущим (от 10 до 20 и более лет)[4].

При всех различиях эти технологии, как правило, включают в себя три уровня деятельности: определение образа будущего (работа с перспективами, построение стратегий и др.), планирование (стратегический анализ, определение альтернатив и критериев их отбора и др.), нетворкинг (выстраивание коммуникаций и модерация взаимодействия участников форсайт-сессий).

На основе применения технологий форсайта для построения образа будущего в образовании в России уже несколько лет Агентством стратегических альтернатив разрабатывается «Атлас профессий», в котором отражаются экспертные мнения профессиональных сообществ о том, какие изменения в структуре и качестве кадров в той или иной отрасли произойдут в отдаленной перспективе (рассматривается горизонт прогнозирования до 2020 года). Во многом результаты этих исследований совпадают с общемировыми трендами.

В соответствии с последней опубликованной версией этого "Атласа профессий" в образовании все активнее будут использоваться IT-технологии для обучения - от он-лайн симуляторов до тренажеров и даже он-лайн миров. Другим трендом станет усиление индивидуализации в образовании, следствием чего станет появление такой профессии, как разработчик образовательных траекторий. Образование станет все более предметным и практико-ориентированным, особенно при обучении взрослых. Это приведет к смещению акцентов в образовании от изучения теории к разработке реальных проектов и реализации стартапов [13].

Реализация программ дуального образования позволит эффективно совмещать обучение и работу в реальном бизнесе. Для реализации этих планов к 2020 году понадобятся такие специалисты, как координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, организатор

проектного обучения, игромастер. Приобретут новые характеристики такие специалисты, как тьюторы и модераторы в образовательных проектах.

После 2020 года возможно появление таких специалистов, как тренер по майн-фитнесу (специалист, разрабатывающий программы развития индивидуальных когнитивных навыков с помощью специальных технологий и устройств с учетом психотипа и конкретных задач пользователя) и разработчик инструментов обучения состояниям сознания (создатель программ и оборудования для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания, например, высокой концентрации внимания или наоборот, расслаблению), а также уже упоминавшийся выше разработчик образовательных траекторий (специалист по разработке индивидуальных «маршрутов» обучения из программ, предлагаемых образовательными организациями, а также на основе он-лайн технологий с учетом психотипа и личных целей конкретного человека).

Влияние потребительского спроса и изменения требований к компетенциям сотрудников

Экономика впечатлений основана на появлении все новых продуктов и услуг, которые удовлетворяют потребности клиентов в новых ощущениях, впечатлениях, новых реалиях.

Рассмотрим два проекта в сфере услуг, направленных на удовлетворение потребностей клиентов в новых впечатлениях.

Первый проект можно назвать «Лживые экскурсии». Идею разработки пешеходных экскурсий, посвященных не происходившим историческим событиям и несуществующим личностям, придумала бывшая журналистка Associated Press Саманта Гросс. Для разработки экскурсий она привлекла бруклинского писателя и преподавателя Лукаса Лоердо, а также актера Эллисон-Глэдстоуна. Не смотря на то, что заканчивается всего лишь первый год существования данного проекта, уже сформировался устойчивый спрос среди основного контингента - ньюйоркцев в возрасте до 35 лет. Вот некоторые из отзывов тех, кто уже воспользовался такой услугой: «В Нью-

Йорке есть множество экскурсий, раскрывающих различные аспекты жизни и истории мегаполиса, но эта дает эмоции», «Я чувствую себя маленькой девочкой, которой рассказывают сказку», «Весело, когда врут напропалую». Сами же клиенты дают советы автору проекта по его совершенствованию, например, одевать Эллисон-Глэдстоуна в костюмы, соответствующие эпохе, которой посвящена экскурсия [12].

Другой проект, тоже из Нью-Йорка, ориентирован на любителей компьютерных игр. В рамках стартапа FanDuel ежедневно проводятся фэнтазийные соревнования по американскому футболу и баскетболу. Фэнтези-спорт - это относительно новое направление для любителей делать ставки на спорт, появившееся на Западе в конце 20 века и набирающее популярность в интернете. Особенностью фэнтези-спорта является то, что он совмещает в себе несколько проектов: компьютерную игру (симулятор работы менеджера спортивной команды), букмекерскую контору и покерную систему проведения турниров, т.е. это виртуальная онлайновая игра с возможностью выигрыша реальных денег. При этом участник игры может собрать команду своей мечты из тех игроков, которых хочет в ней видеть. После этого идет учет успехов этих игроков в реальной жизни. Каждый результативный пас или гол игрока в реальности дает дополнительное очко виртуальной команде. Сравнивая результаты игры с другими участниками, становится понятно, кто лучший футбольный менеджер [11].

В отличие от проекта с пешеходными эмоциями, онлайн проект очень прибыльный: исследовательский бутик EilersResearch, специализирующийся на интерактивных играх и технологиях, оценил в конце прошлого года количество пользователей FanDuel в 1,01 млн., при этом каждый из них в среднем тратит $147 в месяц[11].

Но объединяет эти два проекта то, что клиенты этих компаний получают новые эмоции, создавая виртуальные реальности, или знакомятся со вновь созданными и не вполне правдивыми.

В контексте данной статьи встает вопрос: какие специалисты, с каким образованием и компетенциями нужны для экономики впечатлений? В первом проекте, относящемся, по сути, к экскурсионному бизнесу, оказались востребованы специалисты совсем другого профиля: журналисты, писатели, актеры. Во втором проекте оказались востребованными не только компетенции в области программирования, но и в области игровых технологий, финансов, маркетинга.

Все это говорит о том, что экономика впечатлений ставит новые вызовы перед системой образования, формируя запрос на специалистов, осознающих необходимость постоянного (непрерывного) обучения и овладения техниками самообучения и саморазвития в течение всей жизни, готовых переучиваться в зависимости от требований работодателей, поскольку в перспективе востребованными станут меж- и трансдисциплинарные специалисты, так называемые «универсальные солдаты», способные быстро обучиться работе на новом месте или в новых условиях.

Готова ли система образования к этим вызовам, покажет время...

Литература

1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Век XXI: чему и как обучать?

http://www.trainings.ru/library/esse uchastnikov/?id=16302

3. Горелова Е. Дело в людях. Газета Ведомости. 21.11.2014

4. ГубачЯ. МетодологияRapid Foresight.

http://www.slideshare.net/yuliagudach/20-30949080

5. Джанджугазова Е.А. Альтернативная история о различиях и общности между современной Россией и Россией середины XIX века в контексте романа И.С.Тургенева «Дым». Журнал Российские регионы: взгляд в будущее. 2015, № 1, с. 70-84

6. Дорожные карты. Аналитический обзор.

http://lshml.ru/files/foresight/dorodgnyiye kartyi analitichyeskiy obzor (6-11-07).doc

7. Зайцева Н.А. Поколение «миллениум»: как их понять? Журнал «Пять звезд», № 3-4, 2015, с. 32-35

8. Интервью с А. Лазло газете «Ведомости» Главный вопрос образования: в каком мире вы хотите жить?. 10.10.2014 г. http://www.vedomosti.ru/opinion/video/61 4661/glavnyj-vopros-obrazovaniya-v-kakom-mire-vv-hotite-zhit

9. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года.http://iace-edu■Com/doc/4%20Концепция%20непрерывного%20образования%20взр ослых%20в%20РФ%20до%202025%20года Проект 2015 06 25.docx

10. Ларионова А.А. Проблемы подготовки бакалавров менеджмента. Журнал Российские регионы: взгляд в будущее. 2014, № 1, с. 70-84

11. Мур М. Стартаперы США научились зарабатывать сотни миллионов долларов на фэнтези-футболе. Газета Ведомости. № 3875 от 17.07.2015 г.

12. Паркер Л. Как в Нью-Йорке делают бизнес на вымышленных экскурсиях. Газета Ведомости. № 3814 от 17.04.2015 г.

13.SabirovI.T., PonkratovaL.A., GrachevaN.A., KiselevS.V., ZaitsevaN.A., FatikchovaL.E., ChudnovskiyA.D. The Didactic Construct of Design Technologies in the Educational Process of Modern University/ Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6, No 2 S3 (2015), April 2015 - Special Issue. P. 188-195, DOI 10.590/mjss2015.v6.n2s3p188

14.Kropinova E.G., Zaitseva N.A., Moroz M. Approaches to the Assessment of the Contribution of Tourism into the Regional Surplus Product. Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 6, No 3 S5 (2015), P. 275282. DOI 10.590/mjss2015.v6.n3s5p275

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.