УДК 377.1
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
БОТАНОВА ГУЛЬШАТ ЗАГИПАРОВНА
Преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Высший строительно экономический колледж», Казахстан
БУКЫРЬ ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА
Преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Высший строительно -экономический колледж», Казахстан
СУЛЕЙМЕНОВА ГУЛЬМИРА ЕСМАГУЛОВНА
Магистр экономических наук, преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Высший строительно - экономический колледж», Казахстан
Аннотация. Новые экономические тренды способствуют появлению новых трендов и в образовании. В статье на основе изучения результатов различных исследований рассматриваются новые образовательные тренды, возникшие в современной ситуации экономического развития. В условиях цифровой экономики одним из трендов признается цифровизация и гуманизация образования, которые оказывают влияние и на развитие рынка образовательных услуг.
Ключевые слова: цифровизация образования, гуманизация образования, личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход, творчество, сотрудничество, проектное обучение
Актуальность данной темы заключается в то, что образование есть и будет одним из самых главных направлений развития любого государства и Казахстан стал не исключением. С началом социально-экономических преобразований перед казахстанской молодежью встали новые задачи, решение которых требует от каждого молодого человека личностного миропонимания и следование им в своей жизни. Тренд «Блестящее, качественное образование» - национальный проект казахстанского общества. Образование - высшая ценность, приоритет мировоззренческих установок молодого поколения, это и мотивационная и культурная составляющая социума, человеческий капитал, путь преодоления финансового и духовного кризиса. Образование - главная ценность, способ бытия современного молодого человека. Высокий динамизм общества, большой поток информации, сложные отношения между людьми предполагают компетенции, которыми должна овладеть современная молодежь: способность учиться всю жизнь: «непрерывная модель образования», «образование всю жизнь».
Цифровизация образования.
Цифровизация образования - это глобальный тренд, который кардинально меняет привычную систему обучения. Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс открывает перед нами новые возможности, но также ставит перед нами новые вызовы.
Почему цифровизация так важна? Доступность: Онлайн-курсы и платформы делают образование доступным для всех, независимо от географического положения и материальных возможностей. Персонализация: Цифровые инструменты позволяют адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого ученика.
Интерактивность: Виртуальная реальность, игровые элементы и другие интерактивные форматы делают обучение более интересным и эффективным.
Развитие навыков: Цифровое образование способствует развитию таких навыков, как критическое мышление, креативность, сотрудничество и умение работать с информацией. К ключевым направлениям цифровизации образования относят:
1. Онлайн-обучение: Расширение доступа к образовательным ресурсам через интернет, гибкие форматы обучения и возможность учиться в любое время и в любом месте.
2. Искусственный интеллект: Персонализация обучения, адаптивные платформы, автоматизация рутинных задач и создание новых инструментов для обучения.
3. Виртуальная и дополненная реальность: Новые способы представления информации, имитация реальных ситуаций и повышение вовлеченности в учебный процесс.
4. Мобильное обучение: Использование мобильных устройств для доступа к учебным материалам и взаимодействию с преподавателями и одногруппниками.
Преимущества цифровизации образования заключается в возможности учиться в удобное время и в удобном месте, обучение становится более интересным и увлекательным. Образование становится более доступным для всех слоев населения. [1, а 174-183.]
Гуманизация образования.
Гуманизация образования - это процесс, направленный на то, чтобы сделать образование более человекоцентричным. Вместо жестких рамок и стандартизированных подходов, гуманизация фокусируется на развитии личности ученика, его уникальных талантов и интересов.
Важность гуманизации образования подразумевает: Индивидуальный подход: Каждый человек уникален, и образование должно учитывать эти различия.
Развитие личности: Гуманизация помогает развивать не только знания, но и такие качества, как критическое мышление, креативность, эмпатия и социальные навыки. Мотивация: Когда обучение связано с личными интересами и целями, мотивация к учебе значительно повышается.
Смыслообразование: Гуманизация помогает ученикам понять, зачем им нужны те или иные знания и как они могут их применять в жизни.
Гуманизация образования строится на следующих принципах:
1. Ориентация на личность: Каждый ученик - это субъект образовательного процесса.
2. Сотрудничество: Взаимодействие между учителем и учеником строится на основе сотрудничества и диалога.
3. Творчество: Поощряется творческий подход к решению задач.
4. Свобода выбора: Ученики имеют возможность выбирать темы для изучения и методы работы.
5. Значимость: Знания должны быть связаны с реальной жизнью и иметь практическую ценность.
Гуманизация в образовании реализауется через, например: разработку индивидуальных образовательных траекторий для каждого ученика (персонализированное обучение); выполнение проектов, направленных на решение реальных проблем (проектная деятельность); создание условий для свободного обмена идеями и мнениями (дискуссии и дебаты); использование различных форм искусства и творчества в учебном процессе (творческие задания); развитие навыков сотрудничества, коммуникации и работы в команде (социальное обучение).
Гуманизация образования является перспективным направлением развития. Она позволяет подготовить новое поколение, способное адаптироваться к быстро меняющемуся миру и решать сложные социальные проблемы. [2, с. 119-123.]
Новые модели образования
Флексибилизация обучения: Это современный подход к образованию, который предполагает создание гибких и индивидуальных образовательных траекторий для каждого ученика. Вместо жесткого, единого для всех учебного плана, флексибилизация предлагает возможность адаптировать процесс обучения к индивидуальным потребностям, способностям и темпам каждого обучающегося.
Обучение на основе компетенций: Вместо оценки знаний по отдельным предметам, фокус смещается на оценку практических навыков и умений, необходимых для успешной работы в современном мире.
Обучение, ориентированное на решение проблем: Обучающиеся учатся решать реальные проблемы, применяя знания из разных областей. Это развивает критическое мышление, креативность и навыки сотрудничества.
Обучение, основанное на опыте: Практические занятия, стажировки, волонтерская деятельность - все это позволяет студентам получить реальный опыт и применить теоретические знания на практике.
Современные тренды в образовании направлены на создание более гибкой, эффективной и ориентированной на человека системы обучения. Несмотря на вызовы, которые возникают при внедрении новых подходов, их значение трудно переоценить. Инвестиции в образование - это инвестиции в будущее. [3, с. 174-178]
ЛИТЕРАТУРА
1. Красовский Ю.Д. Обратные связи образования с цифровизацией предприятий // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Проблемы и пути повышения эффективности и качества современного высшего образования в условиях цифровизации общества», 2019. - С. 174-183.
2. Сулейменова А.Х., Игисенова А.Р. Гуманизация образования и общественные дисциплины. вестник алматинского технологического университета. 2018;(4):119-123.
3. Шаймуханова С.Д., Кенжебаева З.С. Модернизация образования республики казахстан: Состояние и перспективы развития // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 5-1. - с. 174-178;