Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
цифровизация образования / гуманизация образования / личностно-ориентированное обучение / индивидуальный подход / творчество / сотрудничество / проектное обучение

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Ботанова Гульшат Загипаровна, Букырь Юлия Викторовна, Сулейменова Гульмира Есмагуловна

Новые экономические тренды способствуют появлению новых трендов и в образовании. В статье на основе изучения результатов различных исследований рассматриваются новые образовательные тренды, возникшие в современной ситуации экономического развития. В условиях цифровой экономики одним из трендов признается цифровизация и гуманизация образования, которые оказывают влияние и на развитие рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 377.1

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ОБРАЗОВАНИЯ

БОТАНОВА ГУЛЬШАТ ЗАГИПАРОВНА

Преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Высший строительно экономический колледж», Казахстан

БУКЫРЬ ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА

Преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Высший строительно -экономический колледж», Казахстан

СУЛЕЙМЕНОВА ГУЛЬМИРА ЕСМАГУЛОВНА

Магистр экономических наук, преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Высший строительно - экономический колледж», Казахстан

Аннотация. Новые экономические тренды способствуют появлению новых трендов и в образовании. В статье на основе изучения результатов различных исследований рассматриваются новые образовательные тренды, возникшие в современной ситуации экономического развития. В условиях цифровой экономики одним из трендов признается цифровизация и гуманизация образования, которые оказывают влияние и на развитие рынка образовательных услуг.

Ключевые слова: цифровизация образования, гуманизация образования, личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход, творчество, сотрудничество, проектное обучение

Актуальность данной темы заключается в то, что образование есть и будет одним из самых главных направлений развития любого государства и Казахстан стал не исключением. С началом социально-экономических преобразований перед казахстанской молодежью встали новые задачи, решение которых требует от каждого молодого человека личностного миропонимания и следование им в своей жизни. Тренд «Блестящее, качественное образование» - национальный проект казахстанского общества. Образование - высшая ценность, приоритет мировоззренческих установок молодого поколения, это и мотивационная и культурная составляющая социума, человеческий капитал, путь преодоления финансового и духовного кризиса. Образование - главная ценность, способ бытия современного молодого человека. Высокий динамизм общества, большой поток информации, сложные отношения между людьми предполагают компетенции, которыми должна овладеть современная молодежь: способность учиться всю жизнь: «непрерывная модель образования», «образование всю жизнь».

Цифровизация образования.

Цифровизация образования - это глобальный тренд, который кардинально меняет привычную систему обучения. Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс открывает перед нами новые возможности, но также ставит перед нами новые вызовы.

Почему цифровизация так важна? Доступность: Онлайн-курсы и платформы делают образование доступным для всех, независимо от географического положения и материальных возможностей. Персонализация: Цифровые инструменты позволяют адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого ученика.

Интерактивность: Виртуальная реальность, игровые элементы и другие интерактивные форматы делают обучение более интересным и эффективным.

Развитие навыков: Цифровое образование способствует развитию таких навыков, как критическое мышление, креативность, сотрудничество и умение работать с информацией. К ключевым направлениям цифровизации образования относят:

1. Онлайн-обучение: Расширение доступа к образовательным ресурсам через интернет, гибкие форматы обучения и возможность учиться в любое время и в любом месте.

2. Искусственный интеллект: Персонализация обучения, адаптивные платформы, автоматизация рутинных задач и создание новых инструментов для обучения.

3. Виртуальная и дополненная реальность: Новые способы представления информации, имитация реальных ситуаций и повышение вовлеченности в учебный процесс.

4. Мобильное обучение: Использование мобильных устройств для доступа к учебным материалам и взаимодействию с преподавателями и одногруппниками.

Преимущества цифровизации образования заключается в возможности учиться в удобное время и в удобном месте, обучение становится более интересным и увлекательным. Образование становится более доступным для всех слоев населения. [1, а 174-183.]

Гуманизация образования.

Гуманизация образования - это процесс, направленный на то, чтобы сделать образование более человекоцентричным. Вместо жестких рамок и стандартизированных подходов, гуманизация фокусируется на развитии личности ученика, его уникальных талантов и интересов.

Важность гуманизации образования подразумевает: Индивидуальный подход: Каждый человек уникален, и образование должно учитывать эти различия.

Развитие личности: Гуманизация помогает развивать не только знания, но и такие качества, как критическое мышление, креативность, эмпатия и социальные навыки. Мотивация: Когда обучение связано с личными интересами и целями, мотивация к учебе значительно повышается.

Смыслообразование: Гуманизация помогает ученикам понять, зачем им нужны те или иные знания и как они могут их применять в жизни.

Гуманизация образования строится на следующих принципах:

1. Ориентация на личность: Каждый ученик - это субъект образовательного процесса.

2. Сотрудничество: Взаимодействие между учителем и учеником строится на основе сотрудничества и диалога.

3. Творчество: Поощряется творческий подход к решению задач.

4. Свобода выбора: Ученики имеют возможность выбирать темы для изучения и методы работы.

5. Значимость: Знания должны быть связаны с реальной жизнью и иметь практическую ценность.

Гуманизация в образовании реализауется через, например: разработку индивидуальных образовательных траекторий для каждого ученика (персонализированное обучение); выполнение проектов, направленных на решение реальных проблем (проектная деятельность); создание условий для свободного обмена идеями и мнениями (дискуссии и дебаты); использование различных форм искусства и творчества в учебном процессе (творческие задания); развитие навыков сотрудничества, коммуникации и работы в команде (социальное обучение).

Гуманизация образования является перспективным направлением развития. Она позволяет подготовить новое поколение, способное адаптироваться к быстро меняющемуся миру и решать сложные социальные проблемы. [2, с. 119-123.]

Новые модели образования

Флексибилизация обучения: Это современный подход к образованию, который предполагает создание гибких и индивидуальных образовательных траекторий для каждого ученика. Вместо жесткого, единого для всех учебного плана, флексибилизация предлагает возможность адаптировать процесс обучения к индивидуальным потребностям, способностям и темпам каждого обучающегося.

Обучение на основе компетенций: Вместо оценки знаний по отдельным предметам, фокус смещается на оценку практических навыков и умений, необходимых для успешной работы в современном мире.

Обучение, ориентированное на решение проблем: Обучающиеся учатся решать реальные проблемы, применяя знания из разных областей. Это развивает критическое мышление, креативность и навыки сотрудничества.

Обучение, основанное на опыте: Практические занятия, стажировки, волонтерская деятельность - все это позволяет студентам получить реальный опыт и применить теоретические знания на практике.

Современные тренды в образовании направлены на создание более гибкой, эффективной и ориентированной на человека системы обучения. Несмотря на вызовы, которые возникают при внедрении новых подходов, их значение трудно переоценить. Инвестиции в образование - это инвестиции в будущее. [3, с. 174-178]

ЛИТЕРАТУРА

1. Красовский Ю.Д. Обратные связи образования с цифровизацией предприятий // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Проблемы и пути повышения эффективности и качества современного высшего образования в условиях цифровизации общества», 2019. - С. 174-183.

2. Сулейменова А.Х., Игисенова А.Р. Гуманизация образования и общественные дисциплины. вестник алматинского технологического университета. 2018;(4):119-123.

3. Шаймуханова С.Д., Кенжебаева З.С. Модернизация образования республики казахстан: Состояние и перспективы развития // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 5-1. - с. 174-178;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.