Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет вещей / искусственный интеллект / маркетинг инноваций / маркетинговое управление / стратегия / планирование / Internet of things / artificial intelligence / innovation marketing / marketing management / strategy / planning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красюк Ирина Анатольевна, Пашоликов Максим Александрович

В статье описаны современные тренды маркетинговой деятельности в промышленности, в том числе такие, как использование интернета вещей, технологий искусственного интеллекта и виртуальной реальности, проанализирована сущность данных трендов. Дана характеристика н перспективных направлений маркетинга в промышленности. Рассмотрены особенности функционирования каждого из перечисленных направлений маркетинга, обоснована роль маркетингового управления в развитии промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS AND DIRECTIONS OF MARKETING ACTIVITIES IN INDUSTRY

The article describes modern trends in marketing activities in industry, including such as the use of the Internet of Things, artificial intelligence technologies and virtual reality, analyzes the essence of these trends. The characteristics of the most promising areas of marketing in industry are given. The features of the functioning of each of the listed areas of marketing are considered, the role of marketing management in the development of industry is substantiated.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №6 (72), 2023 65 УДК 339.138

DOI 10.47581/2023/IE-06/Krasuk-Pasholikov-01 Красюк Ирина Анатольевна, д.э.н., профессор

(e-mail: iri-krasjuk@yandex.ru)

Пашоликов Максим Александрович, к.э.н., доцент (e-mail: vicerector.dm@spbstu.ru)

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г.Санкт-Петербург, Россия

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье описаны современные тренды маркетинговой деятельности в промышленности, в том числе такие, как использование интернета вещей, технологий искусственного интеллекта и виртуальной реальности, проанализирована сущность данных трендов. Дана характеристика н перспективных направлений маркетинга в промышленности. Рассмотрены особенности функционирования каждого из перечисленных направлений маркетинга, обоснована роль маркетингового управления в развитии промышленности.

Ключевые слова: интернет вещей, искусственный интеллект, маркетинг инноваций, маркетинговое управление, стратегия, планирование.

В современных рыночных условиях важным фактором успешного функционирования промышленных компаний является наличие маркетинговой стратегии. Большое значение на развитие маркетинга и стратегии оказывают процессы цифровизации экономических отношений. Значительным изменениям подвергается и потребительское поведение. Клиенты становятся более требовательными к предложениям компаний, что принципиально изменяет существующие рыночные парадигмы [1]. Сложившаяся концепция маркетинга обуславливает высокую актуальность использования цифровых инструментов [2].

В данной работе будут рассмотрены современные тренды и направления маркетинговой деятельности в промышленности. Под трендами в обозначенном контексте, согласно точке зрения авторов, понимаются наиболее перспективные инструменты и сферы применения маркетинга в промышленности с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры. Современные направления маркетинговой деятельности в промышленности можно представить как стратегические пути развития маркетинговой деятельности, обладающие наибольшим потенциалом. Рассмотрим современные тренды маркетинговой деятельности в промышленности на рисунке 1.

Рисунок 1 - Современные тренды маркетинговой деятельности в промышленности [Составлено авторами]

Использование интернета вещей является одним из современных трендов маркетинговой деятельности в промышленности, его применение создает условия «для повышения уровня промышленной автоматизации на современных заводах» [3]. Применение интернета вещей в деятельности промышленных компаний заключается в формировании и обеспечении функционирования связанной системы межмашинной коммуникации для достижения непрерывного выполнения ключевых бизнес-процессов. Формирование экосистемы позволяет получать актуальные данные о промышленной компании в режиме реального времени.

Использование интернета вещей в маркетинговой деятельности промышленных компаний позволяет упростить анализ и систематизацию данных относительно выборки целевой аудитории за счет единовременной обработки большого количества данных о показателях продаж, потребительском поведении и т. п.

Применение инструментария виртуальной реальности дает возможность получать информацию о функционировании определенного промышленного объекта при заданных параметрах. Подобная аналитика способствует уменьшению производственных ошибок. В маркетинговой деятельности промышленные компании имеют возможность сделать презентации 3-ё моделей своей продукции, а также использовать виртуальные стенды и витрины для повышения заинтересованности потенциальных потребителей и наглядной презентации производимых и реализуемых продуктов [4]. Важным инструментом, повышающим доступность реализуемых продук-

Интернет вещей (1оТ)

Использование виртуальной реальности

Применение технологий искусственного интелекта

тов, являются каналы сбыта, функционирование которых в условиях циф-ровизации направлено на повышение скорости операций распределения, выстраивание отношений внутри экосистемы на принципах справедливости и этичности ведения бизнеса [5].

Еще один современный тренд маркетинговой деятельности в промышленности - применение технологий искусственного интеллекта. «Искусственный интеллект - это математическая структура, имитирующая определенные аспекты работы человеческого мозга» [6]. В основе маркетинга лежит понимание потребительских предпочтений, способность формировать предложения, удовлетворяющие запросы клиентов. Использование инструментария искусственного интеллекта в маркетинговой деятельности позволяет промышленным компаниям принимать решения в условиях турбулентной внешней среды, с учетом изменения рыночных тенденций, определяющих наиболее перспективные направления развития.

Далее, на рисунке 2 представим современные направления маркетинговой деятельности в промышленности.

Л Г

Экологический маркетинг

- Акцент на вклад в сохранение окружающей среды при продвижении продукции;

- Использование биоразлагаемых упаковок;

- Применение производственных технологий, не наносящих ущерб окружающей среде.

Л г

Маркетинг взаимоотношений

- Долгосрочные и взаимовыгодные отношения с клиентами и бизнес-партнерами;

- Персонализированные коммуникации;

- Высокая степень лояльности клиентов;

- Формирование бренда.

Маркетинг инноваций

- Реализация инновационных продуктов;

- Преодоление барьеров ввода продукции на рынок;

- Внедрение изменений в производственную деятельность.

Рисунок 2 - Современные направления маркетинговой деятельности в промышленности [Составлено авторами]

Экологический маркетинг в промышленности представляет собой совокупность мероприятий, направленных на продвижение инновационных продуктов на промышленном рынке в соответствии с концепцией «зеленой экономики», что подразумевает разумное (ответственное) потребление [7].

В рамках экологического маркетинга промышленным компаниям необходимо акцентировать внимание на вкладе компании в сохранение окружающей среды при продвижении продукции. Руководство промышленных компаний проводит проблем в области сохранения окружающей среды с разработки и корректировки стратегии развития компании. Соответствие принципам «зеленой экономики» предполагает также использование био-разлагаемых упаковок при транспортировке продукции. Биоразлагаемые упаковки отличаются более коротким сроком переработки в окружающей среде. Промышленные компании, функционирующие в контексте экологического маркетинга, в процессе реализации производственной деятельности используют технологии, реализуют зеленую повестку и минимизируют ущерб, наносимый окружающей среде в результате своей деятельности.

Следующее современное направление маркетинговой деятельности в промышленности - построение маркетинга взаимоотношений. Ключевая цель маркетинга взаимоотношений - формирование долгосрочных и взаимовыгодных отношений с клиентами и бизнес-партнерами. Подобного типа взаимодействие с потребителями и бизнес-партнерами предполагает использование персональных коммуникаций. При построении коммуникаций, ориентированных на конкретного клиента или бизнес-партнера, промышленные компании применяют инструменты анализа и систематизации данных в результате создается персональная бизнес-коммуникация. В рамках маркетинга взаимоотношений промышленные компании ставят перед собой задачи:

- по формированию потребительской лояльности, что обеспечивается посредством персонализации клиентского обслуживания;

- по построению долгосрочных взаимовыгодных отношений, которые могут созданы в результате разработки уникального коммерческого предложения.

Маркетинг инноваций является перспективным направлением маркетинговой деятельности в промышленности. Маркетинг инноваций - «деятельность по управлению цепочкой создания ценности, направленная на создание и представление на рынке коммерчески успешного инновационного предложения» [8]. В рамках маркетинга инноваций промышленные компании фокусируют свои усилия на реализации и продвижении товаров, обладающих принципиально новыми техническими характеристиками на рынке. Стоит отметить, что взаимодействие с потребителями и бизнес-партнерами в данной концепции осуществляется на рынке инноваций, отличающемся характерными особенностями функционирования. На данном рынке потребители имеют определенные барьеры восприятия новых товаров, что обусловлено отсутствием высокого уровня доверия к инновациям. Внедрение инноваций требует изменения производственной деятельности компаний, что подразумевает оптимизацию процесса производства за счет использования современного оборудования, новых способов его организации и т. п.

Реализация основных направлений маркетинговой деятельности промышленности, соответствующим трендам развития требует построения маркетингового конструкта управления [9], что обуславливает необходимость применения гибких технологий управления на инновационного бизнес-моделирования. Сложная экономическая ситуация, реализация политики импортозамещения определяют необходимость маркетингового управления промышленностью, что позволяет в режиме реального времени принимать и реализовывать управленческие решения [10].

Маркетинговое управление компаниями в условиях цифровизации является одним из условий устойчивого развития, позиционирования на промышленном рынке. Повышение конкурентоспособности промышленных компаний актуализировало вопросы, связанные с созданием системы длительных и взаимовыгодных отношений, построением сетевого взаимодействия и совместным созданием ценности. Применение экосистемного подхода в организации производственных отношений, определяет технологические возможности, обеспечивает эффективное использование ресурсов, становится фактором устойчивого развития.

Маркетинговая политика промышленных компаний направлена на разработку, реализацию и контроль маркетинговых решений. Стратегические изменения маркетинговой деятельности определяются конъюнктурой рынка, изменениями спроса и предложением инновационной промышленной продукции. Достижение маркетинговых целей, коммерческий успех показывают, насколько выбранная модель маркетингового управления соответствует его потенциалу, трендам и направления маркетинговой деятельности.

В современных условиях необходимо быстрое реагирование на изменения различных факторов внешней среды. Маркетинговое планирование отличается гибкостью и динамичностью, что позволяет осуществлять совершенствование производственной деятельностью, инновационное обновление производственного ландшафта, формировать маркетинговое мышление (способность к изменениям). Маркетинговое планирование -это комплекс последовательных действий, способствующих выбору стратегических маркетинговых решений, обеспечивающих достижение планируемого объема прибыли и рентабельности с учетом прогнозируемых изменений. Сохранение целостности различных систем управления становится средством адаптации к происходящим изменениям внешней среды. Трудоемкость маркетингового планирования зависит от степени владения маркетинговыми компетенциями сотрудников и увеличивается по мере возрастания маркетинговых изменений. Маркетинговые изменения оказывают влияние на формирование трендов и направлений развития маркетинговой деятельности. Маркетинговое управление стратегическими изменениями промышленной деятельности создает условия для устойчивого развития в долгосрочной перспективе, которое достигается в результате реализации целей стратегического и оперативного планирования.

Стратегия маркетинга формируется исходя из экзогенных и эндогенных факторов маркетинговой среды. Усиление конкурентных позиций, определение стратегического предвидения направлений развития промышленной компании, организация процессов стратегического маркетингового прогнозирования определяют содержание процессов бизнес-процессов, выбор миссии и стратегии позиционирования.

Маркетинговое управление промышленными компаниями направлено на решение маркетинговых проблем, определение современных трендов и направлений развития маркетинговой деятельности, выбор модели управления. Рыночное пространство ориентировано на долгосрочное сотрудничество, обеспеченное высокой адаптационной способностью маркетингового управления, что создает условия для повышения результативности маркетинговой деятельности и стратегической неуязвимости.

Функционирование промышленных компаний в условиях сетевой экономики, построения экосистем актуализировало вопросы маркетингового управления, что обусловлено процессами создания совместной ценности на основе современных трендов развития и направлений маркетинговой деятельности. Построение производственного ландшафта, разработка совместных стандартов, выработка условий этичности промышленного бизнеса и общих корпоративных правил требуют новых подходов к функционированию промышленных компаний в условиях цифровизации. Экоси-стемность цифровой экономики синхронизирует гибкие технологии и маркетинговые концепции управления, что обуславливает построение и применение маркетингового конструкта корпоративного управления, результатом становится построение инновационной бизнес-модели и создание новой ценности. Промышенные компании, осуществляющие свою деятельность в условиях экосистем, опираются на теоретико-методологическую основы маркетингового управления, в основе которых методы, инструменты и концепции маркетинга. Маркетинговая парадигма управления определяет тренды развития и стратегические императивы развития промышленности, формирует перспективные направления маркетинговой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современными трендами маркетинговой деятельности в промышленности являются использование интернета вещей, виртуальной реальности и технологий искусственного интеллекта. Данные тренды обусловлены стремительным развитием цифровых технологий и их интеграцией в маркетинговую деятельность промышленных компаний. Современные направления маркетинговой деятельности в промышленности - экологический маркетинг, маркетинг взаимоотношений и маркетинг инноваций. Каждое из этих направлений соответствует текущему этапу развития общества, отражает состояние научно-технического прогресса и решает задачи, направленные на достижения технологического суверенитета. Маркетинговое управление промышленными компаниями интегрирует стратегические задачи посредством

применения технологий, методов и инструментов маркетинга определяет современные тренды промышленного развития и направления маркетинговой деятельности. Сетевое взаимодействие и экосистемность определяет условия формирования результативной системы маркетингового управления.

Список литературы

1. Интернет Вещей на промышленных предприятиях / В. П. Куприя-новский, Д. Е. Намиот, В. И. Дрожжинов [и др.] // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - Т. 4, № 12. - С. 69-78.

2. Шевченко, Д. А. Комплекс цифрового маркетинга-микс: поиск и обоснование оптимальной теоретической конструкции / Д. А. Шевченко // Экономические системы. - 2022. - Т. 15, № 4. - С. 37-52. -

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-37-52.

3. Черепанов, Н. В. Промышленный «Интернет вещей» на предприятии / Н. В. Черепанов // Инновации и инвестиции. - 2019. - № 10. - С. 151-154.

4. Дудаков, Г. С. Роль маркетингового сопровождения в цифровизации каналов распределения / Г. С. Дудаков, Н. Н. Молчанов // Практический маркетинг. - 2021. - № 3(289). - С. 35-40. - DOI 10.24412/2071-3762-20213289-35-40.

5. Дудаков, Г. С. Трансформация роли маркетинговых каналов в условиях цифровизации / Г. С. Дудаков, Н. Н. Молчанов // Экономические науки. - 2021. - № 204. - С. 79-84. - DOI 10.14451/1.204.79.

6. Калиновская, И. Н. Интеграция искусственного интеллекта в маркетинг / И. Н. Калиновская, О. М. Шерстнева // Социально-экономическое развитие организаций и регионов Беларуси: эффективность и инновации: Сборник научных статей. - Витебск: Витебский государственный технологический университет, 2018. - С. 79-82.

7. Смирнова, Е. В. Экологический маркетинг / Е. В. Смирнова // Практический маркетинг. - 2010. - № 4(158). - С. 9-14.

8. Жукова, Т. Н. Маркетинг инноваций / Т. Н. Жукова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. - 64 с. - ISBN 978-5-7310-4693-0.

9. Пашоликов, М. А. Маркетинговый конструкт корпоративного управления: проблемы и перспективы развития / М. А. Пашоликов // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 4(141). - С. 849-856. - DOI 10.34925/EIP.2022.141.4.153.

10. Пашоликов, М. А. Концептуальные основы маркетингового управления экономическими интересами промышленных компаний / М. А. Пашо-ликов // Экономические науки. - 2022. - № 209. - С. 167-172. - DOI 10.14451/1.209.167.

Krasyuk Irina Anatolievna, Doctor of Economics, Professor (e-mail: krasyuk_ia@spbstu.ru)

Pasholikov Maxim Alexandrovich, Candidate of Economics,

Associate Professor

(e-mail: vicerector.dm@spbstu.ru)

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,

St. Petersburg, Russia

MODERN TRENDS AND DIRECTIONS OF MARKETING ACTIVITIES IN INDUSTRY

Abstract. The article describes modern trends in marketing activities in industry, including such as the use of the Internet of Things, artificial intelligence technologies and virtual reality, analyzes the essence of these trends. The characteristics of the most promising areas of marketing in industry are given. The features of the functioning of each of the listed areas of marketing are considered, the role of marketing management in the development of industry is substantiated.

Key words: Internet of things, artificial intelligence, innovation marketing, marketing management, strategy, planning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.