Научная статья на тему 'Современные требования технического регламента тр ЕАЭС 040/2016 к перевозкам и государственный контроль (надзор) рыбной продукции'

Современные требования технического регламента тр ЕАЭС 040/2016 к перевозкам и государственный контроль (надзор) рыбной продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды ВНИРО
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
TECHNICAL REGULATION (TR) / EURASIAN ECONOMIC UNION (EAEU) / FISH PRODUCTS / CONTROL REQUIREMENTS / TRANSPORTATION / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ (ТР) / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / РЫБНАЯ ПРОДУКЦИЯ / КОНТРОЛЬ ТРЕБОВАНИЙ / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПЕРЕВОЗКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игонина Ирина Николаевна, Кутина Ольга Иосифовна, Беломытцева Екатерина Сергеевна

Рассмотрены требования действующего Технического регламента Евразийского экономического союза 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции» к транспортировке и государственному контролю (надзору) рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории ЕАЭС, являющиеся обязательными для применения и исполнения. Даны рекомендации участникам оборота пищевой рыбной продукции в соответствии с этими требованиями. Также рассмотрены требования регламента проведения государственного контроля (надзора) за рыбной продукцией. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2017 № 846 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» органами государственного контроля (надзора) являются Роспотребнадзор (в области защиты прав потребителей) и Россельхознадзор (контроль за не переработанной продукцией). Подробно рассмотрены требования, предъявляемые к процессу перевозки продукции. Дана оценка способам перевозки. Обозначены проблемы, «узкие места», важнейшими из которых являются нарушение температурного режима при транспортировке и дефицит востребованных рефрижераторных вагонов, обеспечивающих соблюдение надлежащих требований.The requirements of the current technical regulation (TR) of the Eurasian Economic Union (EAEU) 040/2016 «Safety of fish and fish products» to the transportation and state control (supervision) of fish products produced at the territory of the EAEU, which are mandatory for application and execution, are considered. The recommendations to the participants of the food fish products market in accordance with these requirements are given. Also, the requirements of the rules of state control (supervision) over fish products are considered. In accordance with the Decree of the Government of the Russian Federation of 19.07.2017 No. 846 «On authorized bodies of the Russian Federation for state control (supervision) over compliance with the requirements of the TR EAEU «Safety of fish and fish products» the state control (supervision) bodies are Rospotrebnadzor (in the case of consumer rights protection) and Rosselkhoznadzor (for processed products). The requirements for the process of products transportation are considered in detail. The estimation of transportation methods is given. The problems and «bottlenecks» are described, the most important of which are the violation of the temperature regime during transportation and the shortage of refrigerator rail vans.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игонина Ирина Николаевна, Кутина Ольга Иосифовна, Беломытцева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные требования технического регламента тр ЕАЭС 040/2016 к перевозкам и государственный контроль (надзор) рыбной продукции»

Труды ВНИРО 2019 Г. Том 176

Технология переработки водных биоресурсов

УДК 336.711.65

Современные требования технического регламента ТР ЕАЭС 040/2016 к перевозкам и государственный контроль (надзор) рыбной продукции

И.Н. Игонина, О.И. Кутина, Е.С. Беломытцева

Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ФГБНУ «ВНИРО»), г. Москва E-mail: standards@vniro.ru

Рассмотрены требования действующего Технического регламента Евразийского экономического союза 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции» к транспортировке и государственному контролю (надзору) рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории ЕАЭС, являющиеся обязательными для применения и исполнения. Даны рекомендации участникам оборота пищевой рыбной продукции в соответствии с этими требованиями. Также рассмотрены требования регламента проведения государственного контроля (надзора) за рыбной продукцией. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2017 № 846 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» органами государственного контроля (надзора) являются Роспотреб-надзор (в области защиты прав потребителей) и Россельхознадзор (контроль за не переработанной продукцией). Подробно рассмотрены требования, предъявляемые к процессу перевозки продукции. Дана оценка способам перевозки. Обозначены проблемы, «узкие места», важнейшими из которых являются нарушение температурного режима при транспортировке и дефицит востребованных рефрижераторных вагонов, обеспечивающих соблюдение надлежащих требований.

Ключевые слова: технический регламент (ТР), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), рыбная продукция, контроль требований, контролирующие организации, перевозка.

ВВЕДЕНИЕ Вступивший в силу с 1 сентября 2017 г. технический регламент Евразийского экономического союза 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (далее — ТР ЕАЭС 040/2016) устанавливает обязательные для применения и исполнения требования

безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза, и связанные с ними требования к производству, хранению, перевозке, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения её свободного перемещения

[Технический регламент 040/2016, 2016]. За выполнением требований технического регламента установлен государственный контроль (надзор), согласно разделу 13 ТР ЕАЭС 040/2016, который заключается в контроле соответствия рыбной продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации требованиям технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции». Государственный контроль — это проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Проверку выполнения требований имеют право проводить уполномоченные Правительством Российской Федерации контрольно-надзорные органы. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2017 № 846 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» таковыми являются Роспотреб-надзор и Россельхознадзор.

организация государственного контроля за соблюдением требований Тр ЕАЭс 040/2016

Роспотребнадзор и другие уполномоченные на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции уполномочены осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ЕАЭС 040/2016 в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. В частности, за Роспотребнадзором закреплён государственный контроль (надзор) за переработанной продукцией.

Россельхознадзор и другие уполномоченные на проведение федерального государственного ветеринарного надзора федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными на проведение регионального ветеринарного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции уполномочены осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ЕАЭС 040/2016 в рамках федерального государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора, соответственно. За Россельхознадзором закреплён государственный контроль (надзор) за не переработанной продукцией.

Данное Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу с 1 сентября 2017 г., действует вместе с положениями технического регламента ЕАЭС «О безопасности рыбы и рыбной продукции» на переходный период до 1 сентября 2019 г., установленный в Решении Коллегии ЕЭК от 24.04.2017 № 40.

Оценка соответствия рыбной продукции

Документы об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право ЕАЭС, или законодательством государства — члена Союза (далее — государство-член), выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента ЕАЭС «О безопасности рыбы и рыбной продукции», до дня вступления в силу технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 сентября 2019 г.

До 1 марта 2019 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке).

До 1 сентября 2019 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, при наличии документов об оценке соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданным или принятым до дня вступления в силу технического регламента. Продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства-члена. Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке Союза не допускается. Обращение ранее упомянутой продукции допускается в течение срока её годности.

Во второй части определения государственного контроля мы видим, что проверка выполнения требований проводится по конкретному объекту или процессу в отдельности. Рассмотрим, так какие же требования предъявляются к одному из важнейших процессов в жизненном цикле продукции — процессу перевозки пищевой рыбной продукции.

Требования к перевозке (транспортированию) пищевой рыбной продукции

Требования к перевозке (транспортированию) пищевой рыбной продукции отражены в статье 17 ТР ТС 021/2011 [Технический регламент 021, 2011] и в разделе 8 ТР ЕАЭС 040/2016 [Технический регламент 040, 2016] и их можно разделить на несколько разделов:

— требования к материалу, особенностям конструкции средств транспортирования (контейнерам, грузовым отделениям транспортных средств);

— требования к оснащению средств транспортирования оборудованием, позволяющим соблюдать и регистрировать установленный режим и условия транспортирования или хранения при транспортировании пищевой рыбной продукции;

— требования к санитарной обработке средств транспортирования, а также к допуску сотрудников к работам, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с продукцией;

— специальные требования к перевозке пищевой рыбной продукции.

Требования к особенностям конструкции средств транспортирования (контейнерам, грузовым отделениям транспортных средств) отражены в пункте 63 ТР ЕАЭС 040/2016: «Транспортные средства или контейнеры для перевозки должны быть специально предназначены для перевозки скоропортящейся продукции и должны быть специально оборудованы», а также в пункте 3 ТР ТС 021/2011: «Конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечить защиту пищевой продукции от загрязнений, проникновения животных, в том числе грызунов и насекомых». Требования к материалам содержатся в пункте 5 ТР ТС 021/2011: «Внутренняя поверхность грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна быть выполнена из моющихся и нетоксичных материалов», а также в пункте 66 ТР ЕАЭС 040/2016: «Внутренние поверхности транспортного средства должны быть гладкими, легко поддающимися мойке и дезинфекции».

Конструкции грузовых отделений транспортных средств и контейнеров, разрешённых для перевозок пищевой рыбной продукции, а также вопросы подтверждения соответствия таких конструкций находятся в ведении соответствующих технических регламентов, например, технического регламента ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного состава» [Технический регламент 001, 2011].

Требования к оснащению средств транспортирования оборудованием, позволяющим соблюдать и регистрировать установленный режим и условия транспортирования или хранения при транспортировании пищевой рыбной продукции в первую очередь содержатся в пункте 63 ТР ЕАЭС 040/2016: «Транспортные средства и контейнеры, предназначенные для перевозки пищевой рыбной продукции, оборудуются средствами, позволяющими соблюдать и регистрировать установленные режимы и условия транспортирования или хранения при транспортировании пищевой рыбной продукции».

К оборудованию, «позволяющему соблюдать» температурный режим, относятся транспортные средства, конструкция которых за

счёт использования соответствующих конструктивных элементов (изотермический кузов, ледник, холодильное оборудование и пр.) позволяет поддерживать температуру, установленную техническим регламентом.

Под средствами, «позволяющими регистрировать» установленный температурный режим, подразумеваются регистраторы температуры, внесённые в реестр средств измерения согласно Федеральному закону от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»1, которые позволяют регистрировать температуру с заданной точностью. Конструктивных ограничений не установлено.

Требования к санитарной обработке средств транспортирования регламентированы в пункте 6 статьи 17 ТР ТС 021/2011 и пункте 65 ТР ЕАЭС 040/2016 следующей информацией: «Грузовые отделения транспортных средств и контейнеры должны подвергаться регулярной очистке, мойке, дезинфекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения продукции. Вода, используемая для мойки внутренних поверхностей грузовых отделений транспортных средств и контейнеров, должна соответствовать требованиям к питьевой воде, установленным законодательством государства-члена Таможенного Союза».

Перечень разрешённых для контакта с пищевой продукцией моющих средств и инструкция по проведению мойки грузовых отделений транспортных средств содержится в нормативных документах Роспотребнадзора, например, в санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте»2.

Требования к допуску сотрудников к работам, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с продук-

1 Опубликован в Российской газете 2 июля 2008 г.

2 Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 04.04.2003 № 32 «О введении в действие Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5. 1250—03» (Зарегистрировано в Минюсте России 11 апреля 2003, регистрационный № 4412)

цией, регламентированы статьёй 17 п. 10 ТР ТС 021/2011: «Работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой, транспортированием и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьём и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза» и пунктом 11: «Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, не допускаются к работе, связанной с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией продукции».

Специальные требования к перевозке пищевой рыбной продукции освещены в статье 17 ТР ТС 021/2011 п. 2: «При использовании транспортных средств и (или) контейнеров для перевозки (транспортирования) одновременно различной пищевой продукции либо пищевой продукции и иных грузов, необходимо обеспечить условия, исключающие их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептиче-ских свойств пищевой продукции» и п. 8: «Не допускается хранение пищевой продукции совместно с продукцией иного вида и не пищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению пищевой продукции».

Строго регламентировано, что в процессе перевозки пищевой рыбной продукции не допускается размораживание замороженной пищевой рыбной продукции (п. 56 ТР ЕАЭС 040/2016). Нарушение холодильной цепи является главной причиной ухудшения качества перевозимой продукции, и именно нарушение температурного режима стоит в лидерах несоответствий, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора) при перевозке (транспортировании) пищевой рыбной продукции.

Например, за 1 квартал 2017 г. специалистами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю приостановлен оборот более 895 тонн продукции животного происхожде-

ния, не соответствующей ветеринарно-сани-тарным требованиям, в том числе 693,8 тонн рыбы, поступившей на территорию края с нарушением температурного режима при транспортировке. А это более 80% от числа всех выявленных нарушений. Был выявлен случай нарушения температурного режима во время выборочного контроля партии из 660 тонн мороженой горбуши, камбалы, сельди, терпуга. Температура в толще упаковки -10 — -12 °С. Рыбу заставили доморозить до необходимых минус 18 °С [Коллегия ..., 2017].

Контрольно-надзорные органы имеют право не только проверять организации, но и применять к нарушителям требований ТР ЕАЭС 040/2016 соответствующие меры. Нарушение хозяйствующими субъектами требований вышеуказанных технических регламентов влечёт за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 14.43—14.46 Федерального закона от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ)3.

Право должностных лиц органов государственного ветеринарного надзора на составление административных протоколов по ст. 14.43 определено п. 21 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ: «Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 0.6, 10.8, 14.44, 14.46 КоАП РФ, влечёт наложение штрафа:

— для граждан — от 1000 до 2000 рублей;

— для должностных лиц — от 5000 до 20000 рублей;

— для индивидуальных предпринимателей — от 20000 до 40000 рублей;

3 Опубликован в Российской газете, 31.12.2001. Trudy VNIRO. Vol. 176. P. 145-151

Рис. 1. Производство рыбной продукции в Российской Федерации в 2017 г.

— для юридических лиц — от 100000 до 300000 рублей.

Конечно, соблюдение требования п. 63 ТР ЕАЭС 040/2016 будет способствовать возможности контроля требований к перевозке пищевой рыбной продукции. Но проблема стоит гораздо шире.

В Российской Федерации более 70% рыбной продукции выпускается в мороженом виде (рис. 1). Основные поставки такой продукции идут с Дальнего Востока. До основного потребителя (центральной части России) продукции необходимо преодолеть более 8000 км. В настоящее время это занимает от 16 до 21 суток.

Так в 2016 году с Дальнего Востока в центр страны рефрижераторными вагонами перевезено 668700 тонн рыбы. Это половина дальневосточного улова, остальное перевозили либо автомобильным транспортом, либо вагонами-термосами, либо воздушным транспортом и чаще всего рефрижераторными контейнерами (рис. 2).

Сейчас в сети всего около 1600 рефрижераторных вагонов. По оценке президента Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Виталия Момота: «их недостаточно. Они постоянно списываются, а новые не производятся. Действующий завод «Тонар» в Московской обл. производит автомобильные рефрижераторы и готов их модернизировать для железной дороги. Но его мощностей недостаточно для всей страны» [Плетнев, 2017].

Вагоны-термосы не создают самостоятельно температуру, они лишь могут её сохранить.

Рис. 2. Способы транспортирования рыбной продукции

Использование вагонов-термосов разрешено к использованию только в холодное время года, когда они могут сохранять при транспортировании температуру мороженой рыбы (минус 18 °С). Если температура окружающего воздуха за бортом вагона-термоса составляет около нуля, то внутри вагона-термоса она повышается примерно на полградуса в сутки. Например, по прибытии в Москву из Владивостока температура внутри вагона-термоса уже будет составлять минус 13 — минус 15 °С. Эта температура не допустима, т. к. колебание температуры рыбы не должно превышать 2 °С согласно ТР ЕАЭС 040/2016.

Незначительный процент перевозок осуществляется воздушным транспортом, в основном перевозка икры.

Перевозка в рефрижераторных контейнерах является пилотным проектом и на сегодняшний день занимает незначительный объём перевозок. Обеспечение перевозчиков отечественной техникой, в частности, рефрижераторными контейнерами позволит решить часть проблемы.

заключение

Существующее положение дел при транспортировании в настоящее время не позволяет в полном объёме выполнить требования ТР ЕАЭС 040/2016 на рыбную продукцию. Однако проблемы нужно решать, и решать комплексно.

Литература

ТР ЕАЭС 040/2016. Технический регламент Евразийского экономического союза 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции». Утверждён Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. № 162. 138 с. Доступно через: www.eaeunion.org 20.03.2017.

ТР ТС 021/2011 Технический регламент таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Утверждён Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880. 242 с. Доступно через: www.tsouz.ru 29.12.2011

ТР ТС 001/2011 Технический регламент таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Утверждён Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710. 66 с. www.tsouz.ru, по состоянию 12.12.2011.

Коллегия. Итоговый доклад «О результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарно-му надзору за 2017 год». Доступно через: www. fsvps.ш/fsvps-docs/ru/puЫic/itogCoПegшm2017.pdf.

01.03.2017.

Плетнев С. 2017. Повезёт, не повезёт... // Русская рыба. № 2. С. 27-29.

Поступила в редакцию 06.04.2019 г.

Принята после рецензии 05.06.2019 г.

Modern requirements of the technical regulation TR EAEU040/2016 for transportation and state control

Trudy VNIRO 2019. Vol. 176

Aquatic bioresources processing technologies

Modern requirements of the technical regulation TR EAEU040/2016 for transportation and state control (supervision) of fish products

I.N. Igonina, O.I. Kutina, E.S. Belomytceva

Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography (FSBSI «VNIRO»), Moscow

The requirements of the current technical regulation (TR) of the Eurasian Economic Union (EAEU) 040/2016 «Safety of fish and fish products» to the transportation and state control (supervision) of fish products produced at the territory of the EAEU, which are mandatory for application and execution, are considered. The recommendations to the participants of the food fish products market in accordance with these requirements are given. Also, the requirements of the rules of state control (supervision) over fish products are considered. In accordance with the Decree of the Government of the Russian Federation of 19.07.2017 No. 846 «On authorized bodies of the Russian Federation for state control (supervision) over compliance with the requirements of the TR EAEU «Safety of fish and fish products» the state control (supervision) bodies are Rospotrebnadzor (in the case of consumer rights protection) and Rosselkhoznadzor (for processed products). The requirements for the process of products transportation are considered in detail. The estimation of transportation methods is given. The problems and «bottlenecks» are described, the most important of which are the violation of the temperature regime during transportation and the shortage of refrigerator rail vans.

Keywords: technical regulation (TR), Eurasian economic Union (EAEU), fish products, control requirements, transportation.

References

TR EAEU 040/2016. Tekhnicheskij reglament Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza TR EAEC040/2016 «O bezopasnosti ryby i rybnoy produktsii» [Safety of fish and fish products] Utverzhden Resheniyem Soveta Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii. № 162. 18.10.2016. 138 s. Accessible via: www.eaeunion.org 20.03.2017.

TR TS021/2011 Tekhnicheskiy reglament tamozhennogo soyuza TR TS021/2011 «O bezopasnosti pishchevoy produktsii» [On food safety] /Utverzhden Resheniyem komissii Tamozhennogo soyuza № 880.—09.12.2011. 242 s. Accessible via: www.tsouz.ru 29.12.2011.

TR TS001/2011 Tekhnicheskiy reglament tamozhennogo soyuza TR TS001/2011 «O bezopasnosti zhelezno-

dorozhnogo podvizhnogo sostava» [TR TS001/2011. Safety of railway rolling stock] /Utverzhden Resheniyem Komissii Tamozhennogo soyuza ot

15.07.2011 g. № 710. // — 66 s.

Kollegiya. Itogovyy doklad «O rezultatakh i osnovnykh napravleniyakh deyatelnosti Federalnoy sluzhby po veterinarnomu i fitosanitarnomu nadzoru za 2017 god» [«On the results and main activities of the Federal service for veterinary and phytosanitary surveillance for 2017»] Accessible via: www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/ public/itogCollegium2017.pdf. Pletnev S. 2017. Povezet.ne povezet.. [Lucky, not lucky...] // Russkaya ryba, № 2. S. 27-29.

Figure captions

Fig. 1. Production of fish products in Russia in 2017 Fig. 2. Methods of transportation of fish products

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.