Научная статья на тему 'Современные требования к компетенциям специалистов в области учета на рынке профессиональных услуг'

Современные требования к компетенциям специалистов в области учета на рынке профессиональных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗНАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕТ / ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / LABOR MARKET / KNOWLEDGE / COMPETENCE / ACCOUNTING / FINANCE / ECONOMICS / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шароватова Е. А., Ноздрачёва Е. В.

В статье поставлена проблема систематизации основных требований к знаниям специалистов в области учета, финансов и экономики с учетом влияния на эти требования современных информационно-коммуникационных технологий. В качестве основополагающих выводов для обобщения требований к знаниям специалистов привлечены материалы самого крупного в России сайта по поиску работы и сотрудников в мире HeadHunter.ru. На примере данных рынка труда по Ростовской области приведено распределение вакансий по субъектам ЮФО и в целом по России на примере вакансий профессиональных бухгалтеров. Сделан вывод о предъявлении к работникам учета знаний в области финансов и экономики. На основе анализа требований работодателей к знаниям бухгалтеров на примере Ростовской области выделены ключевые из них. В результате анализа рынка вакансий выявлены альтернативные требования к специалистам в сфере экономики: вакансии, ориентированные чисто на операционные трудовые функции и вакансии, ориентированные на комплексные знания в области бухгалтерского учета, финансов и экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REQUIREMENTS TO COMPETENCE OF SPECIALISTS IN FIELD OF ACCOUNTING IN MARKET OF PROFESSIONAL SERVICES

Article raises the problem of systematizing the basic requirements for knowledge of specialists in field of accounting, finance and economics, taking into account the impact of modern information and communication technologies on these requirements. Fundamental conclusions to summarize the requirements for knowledge professionals attracted by materials of Russia's largest website for job search and employees in world HeadHunter.ru. Data of labour market in Rostov region shows the distribution of vacancies in subjects of Southern Federal district and in Russia as a whole, for example, vacancies for professional accountants. Conclusion about the presentation of accounting knowledge to employees in field of finance and economics. Based on the analysis of requirements of employers to knowledge of accountants on example of Rostov region identified the key ones. As result of analysis of job market, alternative requirements for specialists in field of Economics are revealed: vacancies focused purely on operational labor functions and vacancies focused on comprehensive knowledge in field of accounting, finance and economics.

Текст научной работы на тему «Современные требования к компетенциям специалистов в области учета на рынке профессиональных услуг»

Е. А. Шароватова, Е. В. Ноздрачёва

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УЧЕТА НА РЫНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация

В статье поставлена проблема систематизации основных требований к знаниям специалистов в области учета, финансов и экономики с учетом влияния на эти требования современных информационно-коммуникационных технологий. В качестве основополагающих выводов для обобщения требований к знаниям специалистов привлечены материалы самого крупного в России сайта по поиску работы и сотрудников в мире — HeadHunter.ru.

На примере данных рынка труда по Ростовской области приведено распределение вакансий по субъектам ЮФО и в целом по России на примере вакансий профессиональных бухгалтеров. Сделан вывод о предъявлении к работникам учета знаний в области финансов и экономики. На основе анализа требований работодателей к знаниям бухгалтеров на примере Ростовской области выделены ключевые из них. В результате анализа рынка вакансий выявлены альтернативные требования к специалистам в сфере экономики: вакансии, ориентированные чисто на операционные трудовые функции и вакансии, ориентированные на комплексные знания в области бухгалтерского учета, финансов и экономики.

Ключевые слова

Рынок труда, знания, компетенции, учет, финансы, экономика, предпринимательство.

E. A. Sharovatova, E. V. Nozdrachiova

MODERN REQUIREMENTS TO COMPETENCE OF SPECIALISTS IN FIELD OF ACCOUNTING IN MARKET OF PROFESSIONAL SERVICES

Annotation

Article raises the problem of systematizing the basic requirements for knowledge of specialists in field of accounting, finance and economics, taking into account the impact of modern information and communication technologies on these requirements. Fundamental conclusions to summarize the requirements for knowledge professionals attracted by materials of Russia's largest website for job search and employees in world — HeadHunter.ru.

Data of labour market in Rostov region shows the distribution of vacancies in subjects of Southern Federal district and in Russia as a whole, for example, vacancies for professional accountants. Conclusion about the presentation of accounting knowledge to employees in field of finance and economics. Based on the analysis of requirements of employers to knowledge of accountants on example of Rostov region identified the key ones. As result of analysis of job market, alternative requirements for specialists in field of Economics are revealed: vacancies focused purely on operational labor functions and vacancies focused on comprehensive knowledge in field of accounting, finance and economics.

Keywords

Labor market, knowledge, competence, accounting, finance, economics, entrepre-neurship.

Введение

В настоящее время спрос на экономические специальности характеризуется своими особенностями, которые стали следствием продвижения на государственном уровне развития информационно-коммуникационных технологий на долгосрочный период [1]. Такая поддержка нацелена на повышение качества учетно-экономической информации «путем построения новой модели организации информационного пространства, обладающего свойствами управления неопределенностью и саморазвития» [2, с. 83]. Не последняя роль в этом направлении отводится автоматизации функций управления, в т. ч. учетных, финансовых и экономических. Это приводит к тому, что, с одной стороны, автоматизация постоянно повторяющихся функций по учету и формированию разного рода системной экономической информации привела к увеличению потребностей в операционной работе по сортировке первичной документации, а также выборке необходимой документальной базы для проведения регламентных расчетно-экономических операций. К таким операциям относятся регламентные работы по начислению амортизации, начислению заработной платы, страховых взносов, распределению косвенных расходов, операций по расчету себестоимости по заранее заданному алгоритму, формированию различных налогов и пр. При этом существенная часть операций в программных продуктах по формированию бухгалтерской и управленческой отчетности формируется в типовых учетных модулях, настройка которых осуществляется в момент приобретения таких продуктов. Зачастую сами разработчики учетных платформ несут ответственность за настройку «меню» в программных продуктах и ее актуализацию в связи с изменением действующих стандартов и законодательных норм.

С другой стороны, присутствует доля операций, не являющихся систем-

ными и сопровождающиеся неопределенностью при выборе экономической информации для принятия решений в отношении таких операций. К таким операциям относятся выбор базы для распределения косвенных расходов, выбор информационных сегментов в отношении доходов и расходов для принятия разнообразных управленческих решений, выбор формата управленческих отчетов, распределение финансовой ответственности за результаты управления коммерческими сегментами, выбор оценочных показателей для организации системы мотивации персонала, построение алгоритма расчета полуфабрикатной себестоимости и пр. Выбор информационного обеспечения для решения таких задач в автоматизированных технологиях предусмотрен только в ручном режиме и зависим от индивидуальных знаний руководителей. Несмотря на минимальный объем таких операций в составе типично повторяющихся операций, именно от их результата зависит эффективность коммерческого менеджмента, рентабельность бизнеса и гарантия получения добавленной стоимости на вложенный капитал. Такая особенность в развития информационно-коммуникационных технологий подтверждает устойчивый спрос на высококвалифицированных представителей учетно-экономических специальностей на современном рынке труда. Массовость пополнения рынка труда новыми кадрами, которые сегодня поставляют высшие учебные заведения в области экономики, сопровождается особыми требованиями со стороны работодателей к таким кадрам.

Материалы и методы

В статье использован аналитический метод, позволяющий систематизировать основные требования к знаниям специалистов в области учета, финансов и экономики с учетом влияния на эти требования современных информационно-коммуникационных технологий. В качестве основополагающих выводов для обобщения требований к знаниям специ-

алистов привлечены материалы самого крупного в России сайта по поиску работы и сотрудников в мире — Head Hunter.ru. На примере данных рынка труда по Ростовской области приведено распределение вакансий по субъектам ЮФО и в целом по России на примере вакансий профессиональных бухгалтеров.

Результаты

По результатам анализа кадрового потенциала в области учета на примере Ростовской области можно составить «профессиональный портрет» современного соискателя в указанной сфере, что обобщено на рисунке 1.

Возраст

Опыт работы

Образование

20-25 26-35 36-45 46-55 55-60 > бО лет

Пол

0% 0% До года

■ 6% 1-3

■ 6%

[ 141% т с

49%

34%

■ 32% 6-9

14% 9-12

■ 9%

|4% | 3% 12-15

| 1% >15 лет

j 1%

■ Женщины

■ Мужчины

Среднее специальное Незаконченное высшее Высшее

Женщины Мужчины

Рисунок 1 — Портрет соискателя в сфере бухгалтерского учета

в Ростовской области

Как видно из данных рисунка 7, большую часть соискателей, а именно, 88 %, составляют женщины. Что касается возрастной категории, то более всего в данной сфере ищут работу специалисты в возрасте от 26 до 35 лет (41 % женщин и 49 % мужчин). В возрасте от 20-25 лет таких всего 6 % (как женщин, так и мужчин). Обобщения в части опыта работы выявили, что большую часть рынка соискателей в данной сфере представляют люди с опытом работы от 3 до 6 лет (22 % женщин и 23 % мужчин), а также люди с опытом работы свыше 15 лет (18 % женщин и 19 % мужчин). С опытом работы до года предлагают свои услуги в сфере учета и финансов всего 3 % женщин и 5 % мужчин. Наконец, обобщения в части образования соискателей выявили, что у 88 % претендентов имеется высшее об-

разование, у 9 % — среднее специальное и у 3 % — незаконченное высшее. В целом же профессия бухгалтера оправданно расценивается как сложная работа, требующая многогранных знаний в области учета, финансов и экономики.

Исследование

Особым статусом на рынке труда выделяются требования к претендентам на замещение вакантных должностей главных специалистов: главного бухгалтера, финансового директора, главного экономиста. Причиной тому в последние годы является обновление их трудовых функций и расширение спектра задач профессиональной деятельности. Современному бухгалтеру, экономисту, финансисту необходимо специализироваться в области финансового, управленческого, налогового, бюджетного и банковского учета, а также ауди-

торской, педагогической и научно-исследовательской деятельности.

Одной из задач профессионалов в области экономики является участие в формировании и реализации корпоративных стандартов организации (учетной политики, регламентов по бюджетированию, мотивации, системе внутреннего контроля и др.), которые позволяли бы выделить именную ответственность за результаты коммерческой деятельности и мотивировать персонал на положительную динамику прибылеоб-разующих показателей. Чем масштабнее бизнес, тем большие требования предъявляются к знаниям специалистов в области экономики. Особый статус многопрофильных знаний подтверждает проведенное исследование вакансий специалистов в области экономики на примере Ростовской области и Южного Федерального округа на базе данных самого крупного сайта по поиску работы и сотрудников в мире — HeadHunter.ru. На данном сайте можно найти свыше 500 тысяч актуальных предложений по работе и более 25 млн резюме соискателей. Сегодня напря-

женность на рынке труда в России составляет 50 резюме на одну вакансию. Каждому соискателю предлагается возможность воспользоваться очень удобной поисковой системой, узнать о новостях на рынке труда, познакомиться с обновляемым каталогом зарплат, получить помощь специалиста в режиме онлайн, создать профессиональное резюме, а также узнать о всевозможных курсах обучения и повышения квалификации и посетить раздел исследований. Для поиска лучшей вакансии предоставлены различные фильтры: регион, место расположения предприятия, заработная плата, профессиональная область, отрасль компании, опыт работы, тип занятости и график работы. Помимо прочего, данный сайт очень полезен и для работодателей, которые могут сделать вывод о предъявляемых к соискателям требований и навыков со стороны иных работодателей.

В целом распределение вакансий и требований к соискателям по субъектам ЮФО на примере вакансий профессиональных бухгалтеров представлено на рисунке 2.

Астраханская

область

Республика Калмыкия

Волгоградская область

Република Адыгея 1%

Ростовская область

Республика Крым 13%

0%

Рисунок 2 — Рынок вакансий в сфере бухгалтерского учета в ЮФО

Как видно из рисунка 2, 1-е место в составе Южного федерального округа по предложенным вакансиям занимает Краснодарский край, на которые приходится 38 % всех вакансий в сфере бухгалтерского учета. Ростовская область занимает 2-е место (32 %) среди всех субъектов ЮФО. Третье место по уровню вакансий, после Ростовской области, занимает Республика Крым, четвертое место — Волгоградская область. На каждый из этих субъектов приходится около 13 % объема вакансий в сфере учета финансов для коммерческого сектора экономики. Менее 1 % вакансий приходится на республику Калмыкии. Сосредоточенность бизнеса по субъектам округа напрямую связана с объемом вакансий: чем больше коммерческая активность субъекта, тем больше рынок вакансий. Это же подтверждает рынок вакансий ведущих регионов России в сфере профессиональных бухгалтеров (рис. 3).

Ведущими регионами России по предлагаемым вакансиям в сфере учета и финансов является Москва, на которую приходится около 51% рынка вакансий и Санкт-Петербург — 18%. Третье место занимает Московская область — 9 %, четвертое — Республика Татарстан — 6 %, далее идут Краснодарский край и Нижегородская область. На Ростовскую область приходится около 5 % вакансий среди всех субъектов РФ в указанной сфере.

При этом в Ростовской области меньшая потребность в экономистах объясняется наличием нескольких крупных профильных вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области экономики по двухступенчатой системе подготовки кадров: бакалавриат и магистратура. Вакансии в сфере бухгалтерского учета имеют возможность более быстрыми темпами закрывать имеющиеся вакансии.

Рисунок 3 — Распределение вакансий в сфере бухгалтерского учета

в ведущих регионах России

Уровень заработной платы играет немаловажную роль в процессе выбора профессии и стремлении позиционировать себя в этой области. На рисунке 4

систематизирована заработная плата по ее уровню на примере вакансий бухгалтеров в разрезе субъектов ЮФО

(в руб).

600 547

от 20000 ■ от ЗОООО □ от 45000 ■ от 55000 от 65000

1 а з 4- а

Рисунок 4 — Уровень заработной платы бухгалтеров в разрезе субъектов ЮФО

В данной профессиональной области наблюдается наибольшее предложение вакансий для бухгалтера с заработной платой от 20 до 25 тыс. рублей во всех регионах Южного Федерального округа, что объясняется большей потребностью в менее квалифицированных бухгалтеров, исполняющих функции по обработке первичных документов или иные счетоводческие функции. При этом чем выше уровень предлагаемой заработной платы, тем меньше количество предлагаемых вакансий в сфере учета и финансов. Такую тенденцию можно связать с тем, что в ЮФО большое количество малого и среднего бизнеса, где востребованы сотрудники с относительно небольшим уровнем оплаты труда. Тенденция имеет положительную динамику по мере приближения к крупным городам, что характерно для любого региона страны.

Вакансии на рынке бухгалтерских услуг отличаются требованием к наличию различных знаний у претендентов на должность бухгалтера. Стоит отметить, что особенности работодателей стали предметно выражать альтернативные требования к объемности знаний, ориентированные на узкоспециализированную и широко специализированные функции. Еще несколько лет назад вакансии были в основном ориен-

тированы на профессию бухгалтер без такой детализации, хотя такие потребности имеют место быть и сейчас. На рисунке 4 представлено распределение требований к знаниям бухгалтеров на примере Ростовской области.

Как видно из данных рисунка 5, к бухгалтерам предъявляются требования знаний приемов планирования и бюджетирования (7 %), приемов финансового анализа, финансового контроля и финансового менеджмента (9 %), экономиста (7 %), аудита (19 %). Это подтверждает повышение статуса бухгалтера, который обладая своими непосредственно профессиональными компетенциями по учету и формированию отчетности, способен выстраивать технологию учета в сфере управления, финансового и управленческого анализа, бюджетирования и контроля. Часть работодателей удовлетворились бы знаниями в конкретных областях: кассира-инкассатора (7 %), учета счетов на оплату и платежей (7 %), калькулирования и расчета себестоимости (15 %), ведения первичной документации (10 %), учета заработной платы (2 %), учета МПЗ (4%), учета основных средств (2 %). Также востребованы бухгалтеры со знанием всех участков бухгалтерского учета (19 %).

Рисунок 5 — Специализация рынка бухгалтерских услуг РО

Специалисты в области бухгалтерского учета востребованы в любой сфере предпринимательства. Подтвержде-

ние востребованности бухгалтеров по всем сферам предпринимательства обобщено на рисунке 6.

1 Розничная торговля

2 ■ Продукты питания

3 ■ Строительство 4ИУслуги для бизнеса

5 Финансовый сектор

6 ■Товары народного потребления (непищевые)

7а Информационные технологии, системная интеграция, интернет

8 ■ Промышленность

9 ■ Сельское хозяйство 10" Перевозки, логистика

11 ■ Автомобильный бизнес

12 ■ Гостиницы, рестораны

13 ■ Электроника, приборостроение, бытовая техника,

компьютеры и оргтехника

14 ■ СМИ, маркетинг, реклама, ВН., РК, дизайн,

п род юс и рован и е

15 Нефть и газ

16 ■ Металлургия, металлообработка

17 Образовательное учреждения

18 ■ Медицина, фармацевтика, аптеки

19 Химическое производство,удобрения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 ■ Энергетика 21 ■ Тяжелое машиностроение 22ИТелекоммуникации, связь

23 Ж К*

Рисунок 6 — Рынок бухгалтерских услуг в Ростовской области в разрезе отраслевого предпринимательства

Теоретические знания учетных различий в связи с отраслевой спецификой производства расширяются и совершенствуются уже в прикладной деятельности специалистов. Так, наибольшее количество вакансий в сфере бухгалтерских услуг в Ростовской области требуется в розничной торговле — 26 %, производстве продуктов питания — 14 %, строительстве — 8 %. Наименьшую долю рынка бухгалтерских услуг в разрезе отраслевых сегментов занимает хими-

ческое производство, энергетика, тяжелое машиностроение, телекоммуникации, ЖКХ (около 1 %).

Многие работодатели при выборе претендента на рабочее место принимают во внимание не только его профессиональные качества, но и опыт работы. На рисунке 7 на примере Ростовской области структурированы требования работодателей к опыту работы претендентов в области бухгалтерского учета.

Рисунок 7 — Требования работодателей Ростовской области к опыту работы претендентов в сфере бухгалтерского учета

Как показали результаты анализа потребностей в сфере учета и финансов (рис. 6), на первом месте по востребованности находятся специалисты с опытом работы от 1 до 3 лет — 46 %, с опытом работы от 3 до 6 лет — 33 %, более 6 лет — 9 %, без опыта работы — 12 %.

Выводы

Профессионалы в области учета является довольно востребованной профессией для предпринимательства, которое выставляет достаточно большое количество вакансий с различными к ним требованиями. На современном рынке вакансий наблюдается два отличных друг от друга набора требова-

ний к компетенциям бухгалтера. С одной стороны, это подтверждает готовность работодателей использовать труд бухгалтера для исполнения одной-двух узконаправленных функций, игнорируя его остальные профессиональные знания. Это в большей степени позиционирует бухгалтера как технического работника по вводу первичной документации или операционного работника по конкретному участку. Такие требования работодателя изначально ориентируют бухгалтера на счетоводческие особенности его будущей работы, минимизируя надежду соискателя на профессиональный труд бухгалтера в организации.

С другой стороны, немалая часть работодателей в поиске бухгалтера предъявляет требования к знаниям не только его непосредственно профессиональной деятельности как бухгалтера, но и к знаниям в области менеджмента, финансового и управленческого анализа, в области планирования или бюджетирования. Например, на рынке бухгалтерских услуг ЮФО практически каждая пятая вакансия отмечена необходимостью в знаниях всех участков управления экономикой организации. Также наблюдается четкое расслоение вакансий по отраслевым рынкам, что четко ориентирует бухгалтера на необходимость познаний в том или ином бизнесе. Это обязывает бухгалтера систематически повышать свои познания и расширять круг профессионально-отраслевых компетенций. На этом фоне уровень оплаты труда профессионалов в области учета зависит от многих факторов, таких как профессиональные знания и компетенции, опыт работы, образование (среднее специальное, незаконченное высшее, профильное высшее), уровень владения компьютерными программами, а также от масштабов самой предпринимательской деятельности и региона ее реализации.

Библиографический список

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. : [Распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 (ред. от 28.09.2018)].

2. Сидорова, М. И. Современные технологии, как неотъемлемый элемент современной модели бухгалтерского учета // Учет. Анализ. Аудит. — 2015. — С. 82-92.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www. gks.ru.

4. Работа, вакансии, база резюме, поиск работы на HeadHunter (hh.ru) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://hh.ru.

5. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.grandars.ru.

Bibliographic list

1. About Concept of long-term social and economic development of Russian Federation for period till 2020 : [Order of Government of Russian Federation № 1662-p from 17.11.2008 (ed. from 28.09.2018)].

2. Sidorova, M. I. Modern technologies as integral element of modern model of accounting. // Accounting. Analysis. Audit. — 2015. — P. 82-92.

3. Federal service of state statistics [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.gks.ru.

4. Jobs, vacancies, resume database, job search on HeadHunter (hh.ru) [Electronic resource]. — Mode of access : https://hh.ru.

5. Encyclopedia of economist [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.grandars.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.