Научная статья на тему 'Современные требования и тенденции рынка полуфабрикатов'

Современные требования и тенденции рынка полуфабрикатов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛУФАБРИКАТЫ / КАЧЕСТВО / ВКУС / ЦЕНА / БАЛАНС / АЛЬТЕРНАТИВЫ / ТЕНДЕНЦИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРАУДСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липатова Людмила Павловна

Существующая практика выявила ряд требований, который потребитель предъявляет к полуфабрикатам. Это традиционность вкуса, вида, удобство использования, быстрота приготовления, доступная цена. В последующие годы появятся новые тенденции. Будет наблюдаться рост здоровых версий полуфабрикатов с низким содержанием жира, соли, сахара, с использованием цельнозерновых продуктов, без добавления красителей, ароматизаторов, консервантов. Интерес к сбалансированной и функциональной пище будет продолжать расти. Следует ожидать появление более широкого спектра полуфабрикатов национальных кухонь России. В продаже могут также появиться полные национальные спектры полуфабрикатов национальных продуктов питания. Потребители будут ожидать появление полуфабрикатов, содержащих больше натуральных естественных ингредиентов. Возможно, появится тенденция привлечения известных шеф-поваров для производства серии полуфабрикатов по их личным рецептам. Интерактивные упаковки для пищевых продуктов будут играть все большую роль. QR-коды на упаковке и этикетке станут связующим звеном между упаковкой и компьютерными технологиями. С их помощью потребитель сможет получить полную информацию о производителе, составе, способе приготовления блюда. Производители будут разрабатывать стратегии, направленные на расшифровку новых пожеланий рынка и стремиться к правильному «смешению» желательных преимуществ. Будет шире использоваться краудсорсинг, т. е. практика получения необходимых идей по разработке новых видов продукции и контакта с потребителями, особенно с онлайновым сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Липатова Людмила Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Requirements and Market Trends Semis

Existing practice revealed a number of requirements which the consumer imposes to semi-finished products. It is traditional character of taste, a look, convenience of use, speed of the preparation, reasonable price.In the next years there will be new tendencies. Growth of healthy versions of semi-finished products with the low content of fat, salt, sugar, with use of wholegrain products, without addition of dyes, fragrances, preservatives will be observed. Interest to the balanced and functional food will continue to grow.It is necessary to expect emergence of wider range of semi-finished products of national cuisines of Russia. On sale there can be also full national ranges of semi-finished products of national food. Consumers will expect emergence of the semi-finished products containing more natural ingredients.Probably, there will be a tendency of involvement of known chefs for production of a series of semi-finished products according to their personal recipes. Interactive packings for foodstuff, will play the increasing role. QR codes on packing and a label will be a link between packing and computer technologies.With their help the consumer will be able to receive full information on the producer, structure, a way of preparation of a dish. Producers will develop the strategy directed on interpretation of new wishes of the market and to seek for correct «mixture» of desirable advantages.Crowdsourcing, i.e. practice of receiving necessary ideas on development of new types of production and contact with consumers, especially – with on-line community will be used more widely.

Текст научной работы на тему «Современные требования и тенденции рынка полуфабрикатов»

СЫРЬЕ И ДОБАВКИ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ

ТЕМА НОМЕРА

УДК641.5

Современные требования

и тенденции рынка полуфабрикатов

Л.Л. Липатова, канд. техн. наук, доцент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

По данным Федеральной службы государственной статистики [1], оборот розничной торговли продовольственными товарами с января по сентябрь 2012 г. достиг 9,96 млрд руб., в 2011 г. - 9,1 млрд руб., что на 1,1 млрд руб. больше, чем в 2010 г.

Индекс физического объема оборота розничной торговли продовольственными товарами в 2012 г. составил 109,4 % к предыдущему году, в 2010 и 2011 гг. - 112,8 и 113,7 % соответственно.

Современные тенденции развития больших городов показывают увеличение временной нагрузки работающего человека, связанной с его трудовой деятельностью и личной жизнью. При этом в последние годы произошли сильные изменения в социальной сфере, которые в свою очередь меняют отношение к потреблению продуктов.

Сюда относят такие факторы, как снижение количества людей в одной семье, повышение количества одиноких людей, дисбаланс времени в сторону рабочего дня, увеличивающаяся мобильность рабочей силы, отсутствие кулинарных навыков и желания их приобретать.

Поэтому современные потребители ищут решения, которые позволяли бы максимизировать свободное время и проводить больше времени с семьей или делать то, что они ценят.

По оценкам потребителей, которые уже сейчас пользуются в ежедневной жизни полуфабрикатами, более половины граждан считают, что на подготовку и прием пищи в домашних условиях должно быть затрачено не более 0,5 ч.

При этом уже существующая практика выявила ряд требований, которые потребитель предъявляет к полуфабрикатам.

Первое - традиционность вкуса и вида. Домашняя еда - основная традиция домашних устоев. Она привычна с детства, и именно в семье традиционная еда формирует вкусовые ощущения и предпочтения человека к продуктам. Традиционность

вкуса и вида помогает национальной идентификации и дает ощущение связи с семьей. Поэтому постоянным спросом пользуются полуфабрикаты пельменей, вареников, салатов (крабовый, оливье, с солеными огурцами, грибами), щи, борщи, суп из курицы, котлеты и т. д.

Второе - удобство использования и быстрота приготовления. Потребитель выбирает полуфабрикаты в удобной и качественной упаковке, которая позволит без проблем доставить продукт домой (хорошо защищает продукт, не теряет форму, имеет минимальную массу), обеспечит время хранения, легко утилизируется.

Для приготовления блюд из полуфабрикатов чаще используют варку, жарку или разогрев. Современная бытовая техника в стоимостном выражении доступна практически всем, микроволновые печи, например, прекрасно выполняют функцию подготовки и приготовления пищи.

Экономность - потребители, безусловно, относят полуфабрикаты к продуктам с доступной ценовой категорией, постоянно сравнивают цены и считают расходы. Для молодых потребителей в современных мультимедийных устройствах создаются программы, которые могут сравнивать предлагаемую цену с аналогичными продуктами, существующими на рынке. Кроме того, новые приложения мультимедиа проверяют, пересчитывают пищевую ценность продукта.

Современный рынок полуфабрикатов уже сложился и приобрел определенные черты, которые показывают, что потребитель стал выбирать более технологичные продукты - замороженные продукты со сложной начинкой, натуральные продукты высокой степени готовности, готовые блюда. Именно поэтому рост рынка (примерно на 10 % ежегодно) объясняется не только увеличением его емкости, но и появлением новых концепций, ниш и сегментов.

Эксперты отмечают, что потребление замороженных полуфабрикатов продолжает расти и это связано,

прежде всего, с ростом доходов населения и повышением уровня жизни. За последние годы доход на душу населения России рос примерно на 14-15 % [1].

В ближайшие годы спрос на замороженные полуфабрикаты в целом будет только увеличиваться. Ожидается, что в 2014-2015 гг. рынок вырастет на 12 %. При этом больше всего будет расти спрос на товары более высокого уровня, класса премиум, прежде всего в сегменте готовых блюд. Сейчас на долю замороженных готовых блюд приходится около 30 % от общего объема полуфабрикатов [2].

Производство полуфабрикатов из птицы остается одним из наиболее успешных направлений. Потребление продукции из мяса птицы растет в два раза быстрее, чем продуктов из говядины и свинины. Сейчас в рационе питания жителя России на долю мяса птицы приходится около трети от всего объема мяса, потребляемого в стране. В некоторых регионах, по данным мониторинга рынков, потребление мяса птицы может достичь 50 % от общего объема мяса [3].

Какие новые тенденции будут возникать в производстве полуфабрикатов на последующие годы?

Здоровые альтернативы: будет наблюдаться рост «здоровых версий» существующих полуфабрикатов и большего количества предложений с низким содержанием жира, соли, сахара, с использованием цельно-зерновых продуктов, без добавления красителей, ароматизаторов, консервантов. В центре внимания, скорее всего, окажутся более «здоровые версии» популярных продуктов, а не конкретные диетические продукты, позволяя потребителям съесть то, что они хотят, в то же время соблюдая сбалансированную диету.

Природный баланс: интерес к более сбалансированной и функциональной пище будет продолжать расти. Будут востребованы салаты, закуски и коктейли, которые содержат полезные орехи, семена, масла, белки и сложные углеводы. Будет расти популярность щелочных продуктов питания из зерновых культур, таких как просо, амарант, гречиха и проросшие зерна, которые при смешивании со сбалансированными натуральными ингредиентами будут способствовать улучшению питательной ценности и повышению чувства насыщения.

Новые вкусовые тенденции: статистика мобильности рабочей силы показывает, что уровень мобильности рабочей силы в России в настоящее время постоянно растет. В круп-

RAW MATERIALS AND ADDITIVES FOR HIGH-QUALITY PRODUCTS

ные города приезжает население из различных регионов, привозят с собой местные пищевые привычки и традиции. На сегодняшний день уже присутствуют в виде полуфабрикатов блюда национальной кухни -манты, чебуреки, беляши, самса и т. д. Следует ожидать появление более широкого спектра такой продукции. В продаже могут также появиться полные национальные спектры полуфабрикатов национальных продуктов питания.

Изысканность и удобство: потребители будут ожидать появление удобных полуфабрикатов с точки зрения сбалансированности состава, содержащих больше «естественных» ингредиентов. Для создания высокого качества пищи в домашних условиях выбор полуфабриката потребителем будет обусловливаться наличием свежих компонентов и возможностью использования быстрых кулинарные методов подготовки блюда.

Кроме того, возможно, появится тенденция привлечения известных шеф-поваров для производства серии полуфабрикатов по разработанным рецептам, что может в дальнейшем приблизить качество продуктов к ресторанным блюдам.

У потребителей не ослабнет спрос на новые форматы, связанные с технологией и новыми пищевыми впечатлениями.

Интерактивные упаковки для пищевых продуктов будут играть все большую роль. Если до последнего времени особенно активно используются полимерные пленки для сохранения качества полуфабрикатов, то сейчас разрабатываются кулинарные мешки, в которых полуфабрикаты могут храниться, а затем и готовиться.

ОК-коды в упаковке и этикетке станут связующим звеном между упаковкой и компьютерными технологиями. Считав такой код с помощью смартфона, потребитель может не только более подробно узнать о товаре, но и о его использовании. Любой полуфабрикат может предложить рецепты блюд с его применением, в которых будут указаны прочие необходимые для приготовления ингредиенты.

Многофункциональность: будут развиваться все более сложные потребительские требования и ожидания, заключающиеся в многогранном подходе к выбору полуфабриката. Поэтому ключом к ус-

пеху производителя станут стратегии, направленные на расшифровку новых пожеланий рынка и способности к правильному «смешению» желательных преимуществ, а не только одной причины - продать.

Будет шире использоваться крауд-сорсинг, т. е. практика получения необходимых идей по разработке новых видов продукции или контента с потребителями, обращенных к большим группам людей, особенно к онлайновому сообществу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Сайт компании. Режим доступа: http://www.gks.ru

2. Кузмичева, М.Б. Тенденции развития российского рынка мясных по-луфабрикатов/М.Б. Кузмичева// Мясная индустрия. - 2013. - № 9. -С. 28-31.

3. Молчанова, Е.Н. Особенности регионального рынка мясных полу-фабрикатов/Е.Н. Молчанова, Л.П. Удалова, В.Е. Понамарева//Пище-вая промышленность. - 2013. -№ 11. - С. 72-74.

Современные требования и тенденции рынка полуфабрикатов

Ключевые слова

полуфабрикаты; качество; вкус; цена; баланс; альтернативы; тенденции; компьютерные технологии; краудсорсинг.

Реферат

Существующая практика выявила ряд требований, который потребитель предъявляет к полуфабрикатам. Это традиционность вкуса, вида, удобство использования, быстрота приготовления, доступная цена. В последующие годы появятся новые тенденции. Будет наблюдаться рост здоровых версий полуфабрикатов с низким содержанием жира, соли, сахара, с использованием цельнозерновых продуктов, без добавления красителей, ароматизаторов, консервантов. Интерес к сбалансированной и функциональной пище будет продолжать расти. Следует ожидать появление более широкого спектра полуфабрикатов национальных кухонь России. В продаже могут также появиться полные национальные спектры полуфабрикатов национальных продуктов питания. Потребители будут ожидать появление полуфабрикатов, содержащих больше натуральных естественных ингредиентов. Возможно, появится тенденция привлечения известных шеф-поваров для производства серии полуфабрикатов по их личным рецептам. Интерактивные упаковки для пищевых продуктов будут играть все большую роль. ОК-коды на упаковке и этикетке станут связующим звеном между упаковкой и компьютерными технологиями. С их помощью потребитель сможет получить полную информацию о производителе, составе, способе приготовления блюда. Производители будут разрабатывать стратегии, направленные на расшифровку новых пожеланий рынка и стремиться к правильному «смешению» желательных преимуществ. Будет шире использоваться краудсорсинг, т. е. практика получения необходимых идей по разработке новых видов продукции и контакта с потребителями, особенно с онлайновым сообществом.

Авторы

Липатова Людмила Павловна, канд. техн. наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, rector@rea.ru

Modern Requirements and Market Trends Semis

Key words

semi-finished products; quality; taste; price; balance; alternatives; tendencies; computer technologies; crowdsourcing.

Abstracts

Existing practice revealed a number of requirements which the consumer imposes to semi-finished products. It is traditional character of taste, a look, convenience of use, speed of the preparation, reasonable price.In the next years there will be new tendencies. Growth of healthy versions of semi-finished products with the low content of fat, salt, sugar, with use of wholegrain products, without addition of dyes, fragrances, preservatives will be observed. Interest to the balanced and functional food will continue to grow.It is necessary to expect emergence of wider range of semifinished products of national cuisines of Russia. On sale there can be also full national ranges of semi-finished products of national food. Consumers will expect emergence of the semi-finished products containing more natural ingredients.Probably, there will be a tendency of involvement of known chefs for production of a series of semi-finished products according to their personal recipes. Interactive packings for foodstuff, will play the increasing role. QR codes on packing and a label will be a link between packing and computer technologies.With their help the consumer will be able to receive full information on the producer, structure, a way of preparation of a dish. Producers will develop the strategy directed on interpretation of new wishes of the market and to seek for correct «mixture» of desirable advantages.Crowdsourcing, i.e. practice of receiving necessary ideas on development of new types of production and contact with consumers, especially - with on-line community will be used more widely.

Authors

Lipatova Lyudmila Pavlovna, Candidate of Technical Science, Docent, Plekhanov Russian University of Economics, 36, Stremyanniy Pereulok, Moscow, 117997, rector@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.