Научная статья на тему 'Современные требования и новые подходы к профессиональной подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка»'

Современные требования и новые подходы к профессиональной подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROFESSIONAL TRAINING / STATE EDUCATIONAL STANDARDS / CONTENT OF MUSICAL EDUCATION / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна

Рассматривается вопрос профессиональной подготовки студентов направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка» с учетом стандартов второго поколения основной школы образовательной области«Искусство». В статье проводится анализ программ и учебников стандартов второго поколения основной школы по учебным предметам «Музыка» и «Искусство», на основе которого выделяются новые подходы к обучению студентов соответствующего профиля в высшей школе, среди которых включение в учебный план новых предметов, разработка учебных пособий, использование метода проектов как эффективного способа расширения содержания профессионального образования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REQUIREMENTS AND NEW APPROACHES TO TRAINING STUDENTS OF A DIRECTION “PEDAGOGICAL EDUCATION” PROFILE “MUSIC”1

The problem of professional training of students of a direction “Pedagogical education” profile “Music” with respect to the standards of the second generation of basic school education “Art”. The article analyses the programs and textbooks of standards of the second generation of the primary school on academic subjects “Music” and “Art”, on the basis of which are new approaches to the training of students of the corresponding profile higher schools, among them the inclusion of new subjects in the curriculum, development of teaching materials, the use of the project as an effective way to expand the content of vocational education students.

Текст научной работы на тему «Современные требования и новые подходы к профессиональной подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка»»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 78.01:378.14

О. А. Овсянникова

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЯ «МУЗЫКА»

Рассматривается вопрос профессиональной подготовки студентов направления «Педагогическое образование» профиля «Музыка» с учетом стандартов второго поколения основной школы образовательной области «Искусство». В статье проводится анализ программ и учебников стандартов второго поколения основной школы по учебным предметам «Музыка» и «Искусство», на основе которого выделяются новые подходы к обучению студентов соответствующего профиля в высшей школе, среди которых включение в учебный план новых предметов, разработка учебных пособий, использование метода проектов как эффективного способа расширения содержания профессионального образования студентов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, государственные образовательные стандарты, содержание музыкального образования, метод проектов.

Современное общество выдвигает новые образовательные требования на всех уровнях, начиная от дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями. В связи с этим появляется необходимость выявить некоторые несоответствия в требованиях, предъявляемых в стандартах второго поколения основной школы по предметам «Музыка» и «Искусство» (образовательная область «Искусство») и профессиональной подготовкой будущих педагогов-музы-кантов по ФГОС ВПО, направлению «Педагогическое образование», профилю «Музыка» (бакалавриат).

Образовательная область «Искусство» в стандартах второго поколения построена по модульному принципу с учетом возможностей школы и потребностей региона. За школьные годы с первого по выпускной класс учащиеся должны познакомиться со всеми видами искусства, составляющими базис современной культуры и культурного общения, а также с основными видами технологий творческой деятельности, включая современное их понимание. Проанализируем новые примерные программы (2011) по учебным предметам «Музыка» и «Искусство». В новых вариантах примерных программ по музыке снято поурочное планирование (есть тематическое планирование на базовом и углубленном уровнях), смягчены некоторые идеологические постулаты, что связано с изменившимися условиями жизни нашего общества; обновлен музыкальный материал, введены примерные требования к уровню музыкального развития уча-

щихся школы. Основное содержание музыкального образования представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». В новых программах представлены как традиционные (слушание музыки, пение), так и относительно новые либо редко применяемые виды учебной деятельности школьников: инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений, музыкально-творческая практика

с применением информационно-коммуникационных технологий. В связи с новыми видами деятельности школьников изменилась и характеристика их деятельности. Приведем некоторые примеры. Так, учащиеся должны уметь выполнять инструментовку мелодий на электронных инструментах с помощью простейших приемов аранжировки музыки; музицировать на электронных и различных элементарных детских музыкальных инструментах; участвовать в сочинении фрагментов элементарных инструментальных музыкальных композиций; подбирать необходимый материал для выполнения творческих проектов, презентаций; рассказывать о музыкальной культуре своего региона; участвовать в премьере музыкального спектакля и т. д. [1]. Исходя из обновления музыкального образования школьников, необходимо внести коррективы и в профессиональное образование будущих педагогов-музыкантов. Так, важно ввести в процесс обучения студентов курс «Музыкально-

компьютерные технологии», который давал бы возможность не только самим овладеть искусством музыкальной аранжировки и сочинения музыки с помощью компьютерных технологий, но и научиться доступно объяснять детям основы этого искусства, т. е. овладеть методикой преподавания музыкально-компьютерных технологий. В связи с новыми образовательными требованиями будущий педагог-музыкант должен владеть игрой не только на фортепиано, но и на электронных клавишных инструментах, а также уметь организовать оркестр из детских музыкальных инструментов. Кроме того, для проведения детских музыкальных спектаклей в школе студентам необходимо преподавать не только режиссерско-сценарные технологии, но и методику организации детского музыкального театра.

«Искусство» - предмет по выбору, который изучается в основной школе, в 8-9-х классах. Он базируется на принципах общей эстетики, полихудожественности, интегративности. «Искусство» -интегрированный курс: музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство - рассматриваются в нем как потенциал для интеллектуальнотворческого, духовного развития школьников в многообразных видах деятельности. В новых примерных программах представлены два уровня изучения предмета: базовый и специализированный (профильный уровень). Часы учебного предмета «Искусство» в 9-м классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Основное содержание образования по данному предмету в новых программах представлено следующими содержательными линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве». Содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об искусстве и обобщение разнообразных знаний, умений и способов деятельности, полученных учащимися в ходе изучения курсов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе. Построение программы допускает различные варианты для изложения содержания учебников, распределения учебного материала и времени его изучения. Основные виды учебной деятельности школьников представлены достаточно разнообразно: художественное восприятие, художественное познание, художественное творчество. В каждом занятии должен проявляться синтез искусств, сравнение с различными видами искусств [1].

В результате анализа учебника «Искусство» для 8-9-х классов Г. П. Сергеевой и соавт. были выде-

лены и обобщены виды домашней работы и художественно-творческих заданий для школьников. Среди наиболее интересных видов домашней работы можно отметить заполнение творческой тетради по разделам: «Словарь терминов и понятий», «Моя библиотека», «Моя фонотека и видеотека», сбор фонотеки, сбор сведений в Интернете. Виды художественно-творческих заданий предполагают комплекс знаний и умений учащихся из различных творческих областей. Среди них: подготовка компьютерных презентаций (основанная на синтезе искусств); озвучивание литературных произведений под подобранную музыку; написание этюдов (литературных или живописных) на различные эмоциональные состояния; подготовка альбома, газеты, альманаха на какое-либо художественное событие; создание эскизов костюмов, декораций, подбор к ним музыкального фона, исполнение фрагмента литературного произведения (романа) в сценическом варианте; написание комментариев к телепередаче, радиоспектаклю, подбор к ним зрительного и литературного материала; написание реферата об одном из культурных объектов города, области; проведение интервью с воображаемым участником исполнительского конкурса; создание афиши конкурса; разработка музыкально-литературного сценария; создание эскиза плаката или рекламной листовки на социально значимую тему; создание фотомонтажа на определенную тему; создание плана-схемы средневекового города или эскиза-проекта ландшафтного дизайна; выполнение фрагмента макета журнала; придумывание сюжета небольшого фильма, выполнение раскадровки; снятие короткого фильма на видеокамеру, подбор к нему музыкального сопровождения и другое [2].

Все указанные выше виды творческой деятельности школьников говорят о том, что учитель, который будет преподавать данный предмет, должен обладать знаниями и умениями из различных областей: музыкальной, театральной, искусствоведческой, художественной, дизайнерской, знать основы фото- и видеосъемки, журналистики, печатного дела и т. д. Специалист из какой области может преподавать данный предмет и готовят ли на современном этапе таких преподавателей?

Известно, что подготовка кадров художественного профиля может осуществляться соответствующими подразделениями институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования, институтов усовершенствования учителей, которые характеризуются способностью к мобильному отклику на запросы педагогической практики. Важно отметить, что модернизация общего образования, в частности введение профильного обучения в старшей школе и предпрофильной

подготовки девятиклассников, создает благоприятные условия для оптимизации профессиональнообразовательной работы ИПК с учителями художественных дисциплин. Процесс курсовой подготовки по данной проблеме дает возможность выявить уровень их профессиональных возможностей и компетентности, укрепить методологическую и методическую базу их профессиональной деятельности, поможет им осознать повышение квалификации как органическую часть непрерывного художественного образования. С другой стороны, предмет «Искусство», как отмечают некоторые авторы, может вести либо учитель музыки, либо учитель изобразительного искусства, хотя этот предмет предполагает достаточно широкий круг знаний: культурологических, искусствоведческих, музыковедческих, наличие технических умений (в работе с компьютерными программами), исполнительских умений и т. д. [5]. Но учитель той или иной специализации может вести этот предмет относительно своей личности, своих умений, также возможно бинарное ведение урока (учителем музыки и изобразительного искусства, хотя бы 2 раза в четверть). Кроме того, может проводиться совместная исследовательская деятельность с учениками. Существует множество видео-, аудиопособий, которыми можно воспользоваться при изучении материала.

По мнению авторов, учитель музыки при определенном расширении содержания профессионального образования, а также при использовании эффективных и современных методов преподавания может успешно и творчески вести предмет «Искусство». Данное мнение подтверждает тезис Л. А. Рапацкой о важности преодоления узкого понимания профессионализма педагога искусства и рассмотрении его функционала в контексте общей художественной культуры общества.

Если говорить об эффективных методах преподавания предмета «Искусство», то наиболее целесообразным методом является метод проектов, обучение которому в вузовской практике должно уделяться большое внимание на всех дисциплинах.

В музыкальном (художественном) образовании использование учителем метода проектов особенно актуально в наше время. Школьникам нужно предоставлять возможность знакомиться с музыкой, изобразительным искусством самостоятельно. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления. В новых стандартах предусмотрены индивидуальные проекты (рассчитанные на 1-2 года), обязательные для выполнения всеми учащимися [3]. Учащиеся сами выбирают исследовательскую область. В рамках предмета «Искусство» также предусмотрено осуществление проектной деятельности: индивидуальной, группо-

вой и коллективной. В процессе учебного года школьники должны защитить два исследовательских проекта. Помочь в этой работе должны учителя музыки и изобразительного искусства. К сожалению, не всегда профессиональная подготовка будущих педагогов искусства учитывает потребности современных школьных стандартов. Если посмотреть ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование», квалификация (степень) «бакалавр», то задачи профессиональной деятельности будущих бакалавров, в том числе и искусства, формулируются достаточно широко, а область творческой или творческо-исполнительской деятельности вообще не обозначается. Следует отметить задачи профессиональной деятельности бакалавров в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся и отражающих специфику предметной области;

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области культурно-просветительской деятельности:

- изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

- организация культурного пространства;

- разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

- популяризация художественных знаний в широких слоях общества [4].

На обложке примерных программ по учебным предметам «Музыка» (5-7-е классы), «Искусство» (8-9-е классы) написано: «Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе» [1]. По мнению авторов, этот тезис относится не только к учителям общеобразовательных школ, но и к преподавате-

лям вузов, которые именно в соответствии со стандартами начальной, основной и старшей школ должны разрабатывать новые учебные курсы, создавать методические пособия и корректировать

учебные планы. Будущим педагогам-музыкантам необходимо быть профессионально ориентированными на новые стандарты общеобразовательной школы.

4.

Список литературы

Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 176 с. (Стандарты второго поколения).

Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. М.: Просвещение, 2011. 191 с.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 46).

Овчаренко Н. А. Профессиональная подготовка будущих учителей музыкального искусства Украины: проблемы, перспективы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та, 2013. Вып. 13. С. 21-25.

Овсянникова О. А., кандидат педагогических наук, доцент. Тюменский государственный университет.

Проезд 9 Мая, 5, Тюмень, Россия, 625007.

E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 21.Q5.2Q13.

4.

O. A. Ovsyannikova

MODERN REQUIREMENTS AND NEW APPROACHES TO TRAINING STUDENTS OF A DIRECTION “PEDAGOGICAL

EDUCATION” PROFILE “MUSIC”

The problem of professional training of students of a direction “Pedagogical education” profile “Music” with respect to the standards of the second generation of basic school education “Art”. The article analyses the programs and textbooks of standards of the second generation of the primary school on academic subjects “Music” and “Art”, on the basis of which are new approaches to the training of students of the corresponding profile higher schools, among them the inclusion of new subjects in the curriculum, development of teaching materials, the use of the project as an effective way to expand the content of vocational education students.

Key words: professional training, state educational standards, content of musical education, project method.

References

Sample programs for school subjects. Fine art, 5-7 classes. Music, 5-7 classes. Art. 8-9 classes: the project. 2-e Izd. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 176 p. (second generation Standards) (in Russian).

Art. 8-9 classes: textbook for General Institutions. G. P. Sergeeva, I. E. Каshекоvа, E. D. Kritskaya. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 191 p. (in Russian).

Approximate the main educational program of the educational institution. Basic school. EDS. E. S. Savinov. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 342 p. (second generation Standards) (in Russian).

Federal state educational standard of higher professional education for the training 050100 Pedagogical education (qualification degree “bachelor1’) (appr. order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated January 17, 2011, № 46 (in Russian). Ovcharenko N. A. Professional training of future teachers of music art in Ukraine: problems and prospects. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 13, pp. 21-25 (in Russian).

Tyumen State University.

Travel May 9, 5, Tyumen, Russia, 625007. E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.