Научная статья на тему 'Современные теории международной торговли в концепции стратегии формирования ассортимента машиностроительного предприятия'

Современные теории международной торговли в концепции стратегии формирования ассортимента машиностроительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
957
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ENGINEERING / ASSORTMENT FORMING / INTERNATIONAL TRADE / FOREIGN TRADE POTENTIAL / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базирова Маргарита Руслановна

В работе анализируются концептуальные основы современных направлений исследования теории международной торговли с целью выявления целевых установок формирования стратегии ассортимента российского машиностроительного предприятия. В частности, в статье показывается, что в настоящее время российский рынок машиностроительной отрасли имеет существенный потенциал роста за счет развития добывающей и обрабатывающей промышленности, который необходимо использовать в качестве экспортного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN THEORIES OF INTERNATIONAL TRADE IN THE FORMATION OF THE CONCEPT OF STRATEGY assortment OF ENGINEERING COMPANIES

The paper analyses the conceptual foundations of modern research direction of international trade theory to identify the target systems strategy formation range of Russian machine-building enterprise. In particular, the paper shows that at the present time, the Russian machine-building industry wounds has considerable potential for growth through the development of mining and manufacturing industries, which should be used as an export potential.

Текст научной работы на тему «Современные теории международной торговли в концепции стратегии формирования ассортимента машиностроительного предприятия»

12. 16. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Базирова Маргарита Руслановна, менеджер по работе с партнерами, ООО "Филипс", Московский авиационный институт (Государственный технический университет), инженерно-экономический институт, кафедра производственного менеджмента и маркетинга, аспирантка

Контакты автора: kara-z@mail.ru

Аннотация. В работе анализируются концептуальные основы современных направлений исследования теории международной торговли с целью выявления целевых установок формирования стратегии ассортимента российского машиностроительного предприятия. В частности, в статье показывается, что в настоящее время российский рынок машиностроительной отрасли имеет существенный потенциал роста за счет развития добывающей и обрабатывающей промышленности, который необходимо использовать в качестве экспортного потенциала.

Ключевые слова: машиностроение, формирование ассортимента, международная торговля, внешнеторговый потенциал, конкурентное преимущество

MODERN THEORIES OF INTERNATIONAL TRADE IN THE FORMATION OF THE CONCEPT OF STRATEGY ASSORTMENT OF ENGINEERING COMPANIES

Bazirova Margarita Ruslanovna, value Added Reseller Account Manager, Philips Ltd, postgraduate of Moscow Aviation Institute (State University of Aerospace Technologies), The Institute of Business Engineering, Industrial management and marketing cair Annotation: The paper analyses the conceptual

foundations of modern research direction of international trade theory to identify the target systems strategy formation range of Russian machine-building enterprise. In particular, the paper shows that at the present time, the Russian machine-building industry wounds has considerable potential for growth through the development of mining and manufacturing industries, which should be used as an export potential.

Keywords: engineering, assortment forming,

international trade, foreign trade potential, competitive advantage

Машиностроение является базовой отраслью экономики, определяющей уровень развития перерабатывающих и сырьевых производств. Современные машиностроительные предприятия России обладают конкурентными преимуществами, позволяющими участвовать во внешнеторговой деятельности за счет та-

ких ресурсов, как относительно низкий уровень стоимости высококвалифицированного труда и уровень развития технологий. Поэтому проблемы формирования предложения для иностранных потребителей является весьма значимой темой исследования.

С целью формирования концепции стратегии ассортимента продукции для выхода на международные рынки возможно применение методов стратегического управления, в частности, в области анализа рынков и возможностей компании соответствовать условиям осуществления деятельности на международном рынке. Однако применение данных инструментов отвечает на вопросы о том, каким образом необходимо осуществлять планирование ассортимента для увеличения продаж и получения прибыли как в операционном, так и стратегическом периоде.

Однако для определения стратегических установок, получения ответа на вопрос о том, как именно необходимо распределять ресурсы компании, необходимо проведение экономического анализа с позиции теорий международной торговли.

К классическим теориям международной торговли относят теорию сравнительных и относительных преимуществ и теорию Хекшера-Олина, объясняющих причины уклада и структуры международной торговли. В частности, доказывается, что страна имеет сравнительное преимущество в производстве продуктов, для выпуска которых интенсивно используются те ресурсы (факторы производства), которыми национальная экономики располагает в избытке. При этом до настоящего времени эмпирическое подтверждение данной теории не нашло подтверждение.

Современные исследования в области теории международной торговли основаны на изучении роли отдельных компаний в осуществлении внешнеторгового обмена. Так, в основе современных теорий международной торговли лежат следующие постулаты:

1) повышение роли многонациональных корпораций в послевоенной международной экономике;

2) классические теории международной торговли не могут предсказать существование и развитие внутриотраслевой торговли между разными странами;

3) ограниченные возможности эмпирического подтверждения теории Хекшера-Олина.

В процессе анализа торговых потоков в соответствии с современными теориями международной торговли (в отличие от классических теорий) учитываются такие факторы, как качество товаров, технология их производства, узнаваемость торговой марки и лояльность потребителей, что в большей степени позволяет определить концепцию стратегического управления ассортиментной политикой при выходе на международные рынки.

Наиболее значимая теория международной торговли основывается на предложенных шведским экономистом С. Лидманом идеей о том, что международная торговля промышленными товарами происходит в результате сходства между предпочтениями потребителей из разных стран, находящихся на одном и том же уровне экономического развития. Так, по мнению Лид-мана, сначала компании производят товары для того, чтобы удовлетворить спрос на отечественном рынке, при этом в процессе поиска новых возможностей для сбыта этих товаров обнаруживается, что наиболее перспективные зарубежные рынки находятся в тех странах, в которых предпочтения потребителей аналогичны нуждам и запросам отечественных потребителей. Согласно теории подобия стран, торговля про-

Базирова М.Р. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И МАШИНОСТРОЕНИЕ

мышленными товарами должна происходить главным образом между странами со сравнимым уровнем душевого дохода.

Теория подобия стран особенно значима для изучения процесса торговли дифференцированными товарами, такими как автомобили и оборудование. В процессе принятия потребителями решений о приобретении товаров этой категории большую роль играет узнаваемость бренда и репутация продукта на рынке.

До экономического кризиса 2008-2009 года машиностроение России в отдельных областях показывала значительные темпы роста. В частности, увеличивалось производство пассажирских и магистральных вагонов, электровозов, различных видов оборудования для нефтяной и газовой промышленности. Диаграмма темпа роста производства в 2008 году по сравнению с 2007 представлена на рис. 1.

Рис. 1

Прирост производства отдельных видов машиностроительной продукции (2008 г. по сравнению с 2007 г.)

Очевидно, что развитие данных видов производств следует из потребности соответствующих отраслей -энергетики, железнодорожных перевозок, и других. Таким образом, при развитии производства и формирования ассортимента продукции необходимо учитывать возможность продажи машиностроительной продукции в страны с равным уровнем развития обрабатывающих или добывающих производств, например, ближневосточные страны - при продаже оборудования для добычи нефти и газа и страны СНГ для продажи железнодорожного оборудования, железнодорожного транспорта и, соответственно, учитывать потребности данных рынков, включая условия эксплуатации оборудования.

Также значимой для развития ассортиментной политики является теория жизненного цикла продукта, которая была разработана в сфере маркетинга для описания эволюции стратегий продвижения продукта по мере прохождения продуктом различных стадий жизненного цикла. В дальнейшем она были развита в 60-е гг. Р.Верноном. Согласно данной концепции, можно определить роль инноваций при выходе на международные рынки и оценить не только сравнительное преимущество производства продукта, но и также стратегические действия конкурентов в процессе принятия решений относительно международного производства, международной торговли и международных инвестиций.

Согласно теории Вернона, международный жизненный цикл продукта состоит из трех стадий: стадии освоения нового продукта, стадии зрелости и стадии стандартизации продукта. На первой стадии жизненного цикла продукта, или стадии освоения нового про-

дукта, в компании происходит разработка и внедрение нового изделия в ответ на возникновение потребности в этом продукте на отечественном рынке. Так как продукт является инновационным, не очевидно, возможно ли возникновение рынка, на котором может существовать платежеспособный спрос на данную продукцию. Так, изучение потребностей позволит изучить реакцию потребителей на появление нового продукта и определить, соответствует ли этот существующим или потенциальным возможностям клиентов. В настоящее время в российском машиностроении развиваются инновационные субрынки в таких областях как судостроение, энергомашиностроение, производство отдельных видов сельскохозяйственной техники, медицинское и авиационное оборудование, железнодорожное машиностроение. Очевидно, что на первоначальном этапе производство продукта целесообразно размещать в стране, в которой были выполнены научно-исследовательские и опытноконструкторские работы по разработке данного изделия. Данная практика была подтверждена вертикально интегрированными субъектами промышленно развитых стран, так, первый этап апробации технологий на внутреннем рынке проводят все продукты машиностроения.

На следующем этапе жизненного цикла из-за ограниченного размера внутреннего рынка и стремления к максимизации инвестиций, поскольку размер рынка по-прежнему остается неопределенным, компания стремится минимизировать свои инвестиции в производственные мощности по выпуску продукта. Практически вся продукция, выпущенная на этом этапе, продается на отечественном рынке, а объем экспортных продаж ограничен.

Согласно статистике, в структуре инвестиций в основные фонды в 2009 году значительную долю составляла вложения в машины и оборудование (рис. 2), следовательно, изменение емкости платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию можно определить на основе изучения динамики инвестиций в основные фонды по отраслям промышленности (рис.

3).

Рис. 2

Доля инвестиций в машины и оборудование по отраслям промышленности (Росстат, 2009 год)

Как видно из графика, темп проста инвестиций не равномерен и существенно зависит от вида отрасли и общей экономической ситуации. Так, кризисная ситуация в экономике 2008-2009 года стала причиной существенного сокращения расходов на переоборудование основных фондов.

Таким образом, можно сказать, что значительная доля машиностроительных компаний, осуществляю-

щих в настоящее время разработку продукта и создания субрынков для отечественных потребителей, могут находиться на первом или втором этапе жизненного цикла товара.

-сельское хозяйство -рыболовство

-добыча полезных ископаемых —обрабатывающие про-ва

-производство электроэнергии, газа и воды транспорт и связь

Рис. 3

Динамика инвестиций в основные фонды (в разрезе отраслей промышленности, Росстат)

На третьей стадии жизненного цикла продукта, стадии стандартизации, происходит стабилизация рынка сбыта этого продукта и с целью минимизации затрат на его производство появляется необходимость максимально возможного снижения уровня издержек, основным способом из которых является перенос производства на предприятия, расположенные в странах с более низким уровнем оплаты труда. В результате начинается процесс импорта продукта на отечественный рынок компании, которая на первоначальном этапе занималась его внедрением. В некоторых случаях такой процесс может привести в результате к полному прекращению производства продукта на отечественных предприятиях.

Примером третьей стадии жизненного цикла российского машиностроения является запущенный в серийное производство в 1947 году автомат Калашникова серии АК-47, к середине 70-х ставший самым распространенным в своем сегменте оружия. Для поддержания высоких темпов продаж технология на производство этого вида оружия была передана Турции, Мьянме, Болгарии, Индии, Франции, Китаю и другим странам. В настоящее время 90% всех выпускаемых в мире автоматов системы Калашникова - китайского производства.

Таким образом, концепцией формирования стратегии ассортимента является апробация на внутреннем рынке инновационных товаров перед выходом на международные рынки.

В 80-е гг. исследователи П. Кругман и К. Ланкастер разработали новые теоретические принципы описания закономерностей международной торговли. Согласно этой теории, компании стремятся к получению устойчивых конкурентных преимуществ, которые впоследствии могут быть использованы для обеспечения выхода на международный рынок. В частности, согласно исследованиям Кругмана, в распоряжении компаний, принимающих участие в конкурентной борьбе на международном рынке, есть ряд наиболее значимых способов для получения устойчивых конкурентных преимуществ с помощью таких методов, как:

наличие у компании прав на интеллектуальную собственность;

инвестиции в научно-исследовательские опытно-конструкторские работы;

получение экономии от масштаба или от диверсификации деятельности;

использование возможностей, обеспечиваемых кривой опыта.

Компания, которая имеет права на интеллектуальную собственность (обладает правами на торговую марку и фирменное название, а также имеет патенты и авторские права на различные изобретения), во многих случаях получает существенные преимущества перед своими конкурентами. При этом НИОКР - это основной компонент общего объема затрат на производство высокотехнологичных продуктов. Из-за высоких начальных издержек другие компании могут быть конкурентоспособны по сравнению с признанными лидерами в этих отраслях.

Согласно теории глобальной стратегической конкуренции, торговые потоки на международном рынке формируются в зависимости от того, какие компании вкладывают необходимые средства в НИОКР. Компании, осуществляющие сбыт своей продукции на больших сегментах внутреннего рынка, имеют возможность изучить потребности местных потребителей, поэтому такие участники рынка обладают преимуществами перед своими иностранными конкурентами на рынках товаров, производство которых основано на использовании высоких технологий. Обратная связь с потребителями позволяет таким компаниям вносить необходимые коррективы в конструкцию изделий еще на стадии НИОКР, что позволяет им лучше удовлетворять нужды отечественных потребителей. Впоследствии этот опыт может быть использован для удовлетворения нужд иностранных потребителей. Российское машиностроение обладает существенным НИОКР в области оборонных технологий, полученных в результаты исследований ВПК 60-90хх годов, актуальный и в настоящее время, что позволяет реализовывать продукцию на внешних рынках. Однако в настоящее время создание новых видов продукции существенно ограничено возможностями осуществления инвестиций, поэтому такая ситуация возможна только в областях стратегически значимых производств, при условии законодательного ограничения инвестиций.

Экономия от расширения масштабов производства или экономия от диверсификации производства предоставляет компаниям возможность достижения устойчивых конкурентных преимуществ на международном рынке. Экономия от масштаба имеет место в случае, когда средний объем издержек на производство продукта снижается по мере увеличения количества единиц продукции, выпущенных одной компанией. Экономия от диверсификации деятельности имеет место в случае, когда средний объем издержек на производство продукта снижается по мере увеличения количества различных продуктов, выпускаемых в рамках одной компании. Экономия от масштаба или от диверсификации деятельности позволяет компаниям обеспечить достаточно низкие средние издержки на производство одной единицы продукции, что дает им преимущества перед конкурентами, действующими на мировом рынке.

Достижение преимуществ за счет данного фактора весьма ограничено, так как товары российского машиностроения пользуются спросом только в штучном или серийном производстве.

Таким образом, согласно теории стратегического конкурентного преимущества П. Кругмана и К. Ланка-

Базирова М.Р. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И МАШИНОСТРОЕНИЕ

стера, при формировании стратегии ассортимента при выходе на международный рынок, необходимо использовать потенциал патентного права на НИОКР.

Список литературы:

1 Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика: учеб. для студентов вузов по экон. спец. -М.: Экон. фак. МГУ; ЮНИТИ, 1997. - 769 с.

2. Carbaugh R.J. International economics / 14th edition. -South-Western College Publishing, 2008. - 568 p.

3. Dunn R.M., Mutti J.H. Jr., Dunn R.M. International Economics / Fifth Edition. - Routledge, 2004.

4. Frieden J. International Political Economy: Perspectives on Global Power and Wealth. - Routledge, 1999. - 485 p.

Рецензируемая работа соответствует требованиям предъявляемым ВАК РФ к научным работам.

Общий вывод: статья рекомендована к публикации.

Институт прикладных экономических исследований Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, старший научный сотрудник к.э.н. О.О. Смирнова

References:

1. Krugman P.R., Obstfeld M. The International Economics. The theory and a policy: For the students in economics. - Мoscow: Economics dep. of Moscow State University; UNITY, 1997. - 769 p.

2. Carbaugh R.J. International economics / 14th edition. -South-Western College Publishing, 2008. - 568 p.

3. Dunn R.M., Mutti J.H. Jr., Dunn R.M. International Economics / Fifth Edition. - Routledge, 2004.

4. Frieden J. International Political Economy: Perspectives on Global Power and Wealth. - Routledge, 1999. - 485 p.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью на тему «Современные теории международной торговли в концепции стратегии формирования ассортимента машиностроительного предприятия»

Развитие машиностроения в условиях слабой дифференциации реального сектора национальной экономики является весьма значимой проблемой промышленной политики Российской Федерации.

Мировая практика развития различных отраслей говорит о том, что основным приоритетом должно являться развитие и продвижение на мировые рынки тех товаров, производство которых в наибольшей степени обеспечено различного вида ресурсами. Однако современные теории международных экономических отношений вносят коррективы в представления о выборе приоритетов развития ассортимента продукции для выхода на международные рынки, в частности, в части оценки значимости различных видов ресурсов. Поэтому изучение проблемы влияния современных теоретических представлений в сфере международной торговли на концепцию формирования ассортимента является актуальной предметной областью исследования.

Научная значимость работы заключается в теоретическом анализе наиболее значимых теорий международной торговли с точки зрения формирования стратегии ассортимента, что позволило выявить концепции, которые могут быть основой методологии в исследуемой предметной области.

Практическая значимость работы заключается в выявлении возможностей развития в стратегической перспективе наиболее значимых производств с учетом специфики машиностроительной отрасли.

Статья написана в научном стиле, основана на исследовании современных теоретических представлений в сфере международной торговли, содержит элементы научной новизны и представляет практическую значимость в рамках стратегии формирования ассортимента экспортно-ориентированными машиностроительными предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.