Научная статья на тему 'Современные теории менеджмента. Стратегии лидерства и инноваций'

Современные теории менеджмента. Стратегии лидерства и инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2003
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ / СТРАТЕГИЯ ЛИДЕРСТВА / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адаменко Алина Андреевна, Тимофеева Валерия Игоревна

В статье обозначены основные современные теории и стратегии менеджмента. Приведены их основные характеристики и методы. Сделан вывод о том, что предстоит еще сделать, чтобы оптимизировать все составляющие современных концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные теории менеджмента. Стратегии лидерства и инноваций»

Еще одной весомой проблемой страхования банковских кредитов является экономическая неготовность страховых компаний к активному развитию этого направления деятельности. Обо всем расскажут цифры. Средний объем капитала большинства страховых компаний составляет пять миллиардов долларов, что даже не может сравниваться с годовым объемом собственного капитала банка - около тридцати миллиардов долларов. Банковский риск может стать пагубным для страховой компании.

1. Алексеев А. А. Проблемы правового регулирования банковского кредитования потребителей. // Предпринимательское право. - 2012. - № 3 - С.

2. Воронин А. С. Актуальность потребительского кредитования. // Валютные операции. - 2014. - № 3. - С. 14-16.

3. Костерина Т. М. Банковское дело: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011 - 360 с.

1Адаменко Алина Андреевна / Adamenko Alina Andreevna - студент;

2Тимофеева Валерия Игоревна / Timofeeva Valeria Igorevna - студент, кафедра международного бизнеса, факультет «Международный менеджмент», Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева,

г. Красноярск

Аннотация: в статье обозначены основные современные теории и стратегии менеджмента. Приведены их основные характеристики и методы. Сделан вывод о том, что предстоит еще сделать, чтобы оптимизировать все составляющие современных концепций.

Ключевые слова: менеджмент, современные концепции, стратегия лидерства, стратегия инноваций.

На сегодняшний момент существуют различные модели менеджмента. В основном выделяют американскую модель, которая впитала в себя основы классической школы, европейскую модель, строящуюся на «исследование операций», и азиатскую модель менеджмента, ориентированную на человеческий фактор. Все эти модели используются при создании управления в организациях. Все они основываются на определенных собственных подходах и парадигмах. Абсолютно каждая из них прошла период формирования и является полноценной концепцией, но в силу развития и появления новых инновационных технологий появилась потребность в дополнительных подходах к менеджменту. Стали необходимы методы, при помощи которых крупнейшие национальные и транснациональные компании смогли бы, с одной стороны, оптимизировать принимаемые ими решения, оптимально использовать все ресурсы компании, с другой - помогали бы сохранить сложные организационные отношения между всеми структурами подразделений.

С помощью формирования школы науки управления (с 1950 г. и по настоящее время), представителями которой являются Берталанфи, А. Рапопорт, Р. Акофф, А. Гольдбергер, В. Леонтьев и др., удалось более глубоко понять сложные управленческие процессы, именно благодаря разработке и применению

Литература

Современные теории менеджмента.

математических моделей. Становление школы приходится на возникновение кибернетики и моделирования бизнес-процессов. Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как единого целого без выделения отдельных частей. По своей сути исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

После выявления проблемы учеными была разработана особая модель, позволяющая моделировать и проектировать ситуации. Модель - это более упрощенная форма реальности, посредством которой легче вникнуть во внутренний процесс и понять его сущность. Модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, посредством сокращения числа переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества.

Основной из характеристик науки управления является замена словесных рассуждений на модели, символы и количественные значения. При помощи компьютерных технологий исследователи операций могут конструировать функции возрастающей сложности. Учёные строят модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте, а именно: распределение ресурсов, управление внутренними и внешними запасами организации, массовое обслуживание, выбор стратегии развития.

Меняется практика управления, следовательно, меняется и учение об управлении. В настоящее время все больше внимания уделяется новой концепции менеджмента, представители которой исследовали главные принципы - Дж. Нейман и О. Моргенштер, Э. Лоренц, Колмогоров и Пуанкаре. Интерпретация современной концепции находит сторонников как со стороны ученых-теоретиков, так и со стороны менеджеров-практиков [5, 279]. Рассмотрим ключевые постулаты новой теории менеджмента:

- необходимо брать во внимание трансакционные издержки и гарантии, которые дают сделке различные формы экономической организации;

- происходит трансформация рыночных отношений в административные и юридические или их смешанные формы;

- отказ от одного из основных положений менеджмента - принципа разделения труда и координации разделенного процесса в новое целое, обеспечивающее более высокую производительную силу труда и эффективность функционирования фирмы. Теперь элементарной единицей организации предстает целый бизнес-процесс, ориентированный на своего конечного потребителя как внутри компании, так и за ее пределами;

- большое значение играет институциональный подход к экономическим реалиям.

В эти принципиальные положения вложены основные изменения, происходящие в

теории организации, а именно, слияние теории менеджмента и теории организации. Посредством данного соединения формируются новые фундаментальные основы.

Если рассматривать происходящие изменения с практической точки зрения, то идет мобилизация новых особенных менеджерских ресурсов, использование которых позволит организации выйти на новый уровень своего развития.

С каждым годом деятельность российских компаний становится все более многогранной и способной конкурировать с европейскими и американскими организациями. Принимая опыт зарубежных партнеров, Россия убедилась в эффективности такой стратегии, как лидерство, которая позволяет регулировать деятельность сотрудников.

Лидерство - это один из самых эффективных способов воздействия на подчинённых, предполагающий всесторонний самоанализ, метод активизации и мотивации сотрудников. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы: что именно у меня хорошо получается? В чем мои основные качества? С какой позиции подойти к подчиненным, чтобы увеличить их трудоспособность? Каких качеств мне еще не хватает как лидеру?

Известно, что лидерами становятся ни сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации. Также следует отметить, что лидерство -это не просто определенный набор навыков и умений, а целый систематизированный комплекс знаний, качества характера и модель поведения. Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера. Ниже мы рассмотрим, как используется власть в рамках эффективного лидерства [3, 453].

Первое, что можно отметить, это экспертная власть. То есть, если последователи поверят в то, что лидер обладает более углубленными и специальными знаниями в определенном сегменте, чем они.

Второе, это харизма лидера - одна из причин признания и в дальнейшем обожания своими последователями. Для этого необходимо найти тех людей, которым симпатизирует данный человек.

Умение лидера правильно воспользоваться информацией, как правило, исходит из его личных способностей и знаний.

Принятие решения важно для лидера на заключительном этапе, как «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи.

Вознаграждение и принуждение как источник власти рассматривается в качестве возможности быть или не быть вместе с эффективным лидером.

Власть над ресурсами используется эффективным лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел.

Все большую роль играет власть связей, реализуемая путем создания сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер должен уметь сочетать в себе все возможности и имеющиеся у него основы и источники власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

Говоря о лидерстве, не стоит забывать, что понятия лидер и менеджер не являются синонимами, несмотря на то, что они являются взаимодополняющими [6, 288]. Компания под сильным руководством, но без лидера, потеряет мотивационные установки и перестанет развиваться, и, наоборот, компания с лидером, но без преуспевающего менеджера, в самом начале будет расти и держать довольно высокие показатели, но по итогу потерпит фиаско, так как без управления организация не сможет лидировать и быть конкурентоспособной. Принципиальное отличие менеджера от лидера - это наличие власти и официального статуса. Так, у лидера может быть только система неформальных отношений, а у менеджера наоборот -формальных.

Таким образом, менеджер и лидер обладают различными свойствами и функциями, что наглядно отображено в таблице 1.

Таблица 1. Основные отличия менеджера от лидера

Менеджер Лидер

1. Администратор 1. Инноватор

2. Поручает 2. Вдохновляет

3. Работает по целям других 3. Работает по своим целям

4. Работа по плану 4. Опора на перспективу

5. Полагается на систему 5. Полагается на людей

6. Использует доводы 6. Использует эмоции

7. Контролирует 7. Доверяет

8. Поддерживает движение 8. Дает импульс движению

9. Профессионализм 9. Энтузиазм

10. Принимает решения 10. Воплощает решения

11. Уважаем 11. Обожаем

Исходя из всего вышесказанного, следует, что менеджер и лидер - это абсолютно два разных понятия, поскольку в организации не может быть один и тот же человек, выполняющий формальные и неформальные функции.

Все известные международные и мировые компании, добившиеся лидерства на мировой арене, используют различные стратегии, которые отличаются друг от друга во всех отношениях. Однако стоит отметить, что хоть компании идут и своими путями, но фундаментальные принципы и основы, характер и эволюция всех компаний оказываются одинаковыми.

Компании добиваются конкурентных преимуществ посредством рациональных решений по отбору проектов и распределению ресурсов, которое, в конечном итоге, и превращается в инновационную деятельность. Они находят и осваивают новые методы и технологии, применяют разнообразные способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в расширенной линейке функций, усовершенствованной технологии производства, в новом подходе к маркетингу и набору новых квалифицированных работников. В своем проявлении инновации чаще всего оказываются простыми, представлены в незначительном улучшении уже имеющейся технологии, а не в одном крупном технологическом прорыве. Часто применяются уже доселе известные идеи и технологии, которые лежали на поверхности, но не применялись целенаправленно. При этом всегда происходит вложение капитала в развитие новых технологий и расширение знаний, в физические активы и повышение репетиции торгового бренда [4, 1.3].

Некоторые из инноваций создают конкурентные преимущества, создавая принципиально новые благоприятные условия на рынке, или же позволяют заполнить сегменты рынка, на которых малая вовлеченность.

Если на появление новых инноваций конкуренты реагируют медленно, то появляются конкурентные преимущества. Например, в таких отраслях, как роботостроение, японские компании добились большего успеха за счет использования передовых технологий и технического прогресса.

В процессе внедрения новшеств и улучшения уже имеющихся технологий большую роль играет информация - информация, которую либо не знают конкуренты и пытаются узнать, либо недоступная им по каким-либо причинам, связанным с технической и технологической отсталостью. Иногда инновации являются результатом вложений в развитие и исследование новых способов производства или усовершенствованных технологий, либо в развитие рынка. Чаще всего инновации рождаются без каких-либо целенаправленных действий, без использования уже имеющихся шаблонов.

После того как компания вводит нововведения, следует постоянно улучшать их, потому что конкуренты обязательно достигнут и обойдут компанию, которая прекратит обновление и улучшение уже внедренных технологий и инноваций. Иногда довольно простые преимущества, такие, как взаимосвязь с потребителем, ориентация на определенный сегмент рынка, экономия на масштабах производства в существующих технологиях позволяет сохранить лидирующие позиции на рынке в течение долгого времени.

Однако эти и все вышесказанные преимущества инноваций сопровождаются давлением со стороны конкуренции, давлением, направленным на выравнивание, и постоянно проводимым сравнением, существующим в концентрированных в географическом отношении кластерах.

Большое количество схожих фирм, наряду с огромным количеством конкурентов, заставляет их творчески подходить к вопросу о своем отличии. Отдельным фирмам в кластере достаточно сложно оставаться ведущими в течение длительного времени, но множество фирм развивается быстрее, чем это происходит в похожих фирмах, расположенных в других местах.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что предстоит еще долгая и скрупулёзная работа. На настоящий момент, во-первых, под влиянием новых теорий и концепций менеджмента появились основные ключевые парадигмы, на основании которых и сформировалась современная система взглядов; во-вторых, максимальная эффективность работы компании может быть достигнута только при условии, что «менеджер» и «лидер» являются одним и тем же лицом, что на практике встречается достаточно редко, поскольку эти два понятия различны даже по психологическим показателям личности-носителя качества. Именно по этой причине для выявления в коллективе возможных «лидеров» и «менеджеров» и последующему их развитию, руководству компаний необходимо обращать внимание не только на положение сотрудников в управленческой иерархии, но и на их личные качества; в-третьих, сложности и риски в торговле, связанные с инновациями, снижают ценности внутренних капиталовложений, при этом возникает необходимость поддержания существующей продукции и процессов во время развития новых.

Понятно, что рассматривать опыт мировой практики на примере России и тем более применять его не представляется возможным. В России собственный экономический климат, подверженный таким внутренним и внешним проблемам, как: проблема развития и внедрения технологий, модернизация не только добывающей промышленности, но и перерабатывающей, но и, конечно же, неблагоприятная законодательная база и социальная среда.

Литература

1. Анискин Ю. А. Инновационное развитие на основе организационного потенциала компании. // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 7. - С. 73-83.

2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2009. - 331 с.

3. Виханский О. С., Наумов. А. И. / Менеджмент: учебник — 4-е изд., перераб. и доп.

— М.: Экономистъ, 2006. — С. 453.

4. Гольдштейн Г. Я. Глобальный стратегический инновационный менеджмент: Рабочие материалы. - Таганрог: Изд-во ТРТУ - 2001. - п. 1.3.

5. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. / В. П. Пугачев, - М.: Аспект пресс, 2000. - 279 с.

6. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера. / С. Р. Филонович.

- М.: Инфра-М, 2000. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.