Научная статья на тему 'Современные теории адаптации к профессиональной деятельности'

Современные теории адаптации к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3545
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВИДЫ АДАПТАЦИИ / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анисенков Дмитрий Александрович

В работе рассматривается феномен адаптации и различные теории адаптации к профессиональной деятельности; приводятся определения понятия адаптации, предложенные различными учеными. Исследуются факторы, влияющие на успешность адаптации к профессиональной деятельности, её виды, функции и этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анисенков Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные теории адаптации к профессиональной деятельности»

Анисенков Д. А., аспирант Белгородский государственный институт культуры и искусств

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

d.anisenkov@gmail.com

В работе рассматривается феномен адаптации и различные теории адаптации к профессиональной деятельности; приводятся определения понятия адаптации, предложенные различными учеными. Исследуются факторы, влияющие на успешность адаптации к профессиональной деятельности, её виды, функции и этапы.

Ключевые слова: адаптация, профессиональная адаптация, виды адаптации, этапы профессиональной адаптации._

В самой общей форме явления адаптации в живой природе воспринимаются как выражение целесообразности в устройстве и функционировании организмов. В качестве обязательной предпосылки существования понятия, адаптация включает в себя взаимодействие организма со средой. Различные формы адаптаций (индивидуальные, видовые и др.) имеют свою конкретную форму выражения, то есть способ взаимосвязи живой системы с окружающей средой.

В Большой Советской энциклопедии адаптация определяется как процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям окружающей среды.

Термин «адаптация» был впервые введен в научную лексику немецким физиологом Аубер-том в 1865 году для характеристики явления «приспособления» чувствительных органов (зрения, слуха) к воздействию соответствующих раздражителей. В настоящее время термин употребляется в биологии, медицине, социологии, психологии и педагогике.

Ч. Дарвин и его последователи рассматривали адаптацию как совокупность полезных для организма изменений, представляющих собой более или менее верное отражение окружающей среды. Данная идея получила развитие в работах французского физиолога К. Бернара, выдвинувшего гипотезу о постоянстве внутренней среды любого живого организма: организм существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды. Идея Бернара о постоянстве внутренней среды организма была поддержана и развита американским физиологом У. Кенноном, который назвал это свойство гомеоста-зом, традиционно определяемым как «подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам» [3, с. 439].

Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова показали, что в основе биологической адаптации

лежит одно из самых существенных свойств живой материи - стремление к равновесию.

С позиций биологии и физиологии приняты два контекста понятия адаптации: как механизма эволюции биологического вида, сообщества и как механизма приспособления отдельных индивидов к воздействию внешней среды.

Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой как гомеостатическое уравновешивание, то есть применил понятие адаптации к личности. В созданной Пиаже теории когнитивного развития (20-е годы ХХ в.) субъективным фактором адаптации человека к внешней среде автор считал его интеллект.

Значительный вклад в понимание сущности адаптации человека внесли разработанные на фундаментальных положениях Л.С. Выготского об активности личности в деятельности и общении концепции:

- психологии деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.);

- психологии общения (Б.Ф. Ломов, А.А. Бо-далев и др.).

Рассматривая в целом взаимоотношения личности с внешней средой, Выготский отмечал, что «среда определяет развитие ребёнка через переживание среды... силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребёнка»[1, с. 27]. Подобной позиции придерживался и Рубинштейн, понимавший деятельность как «. активность субъекта, направленную на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры» [8, с. 181]. В этом определении акцентировано внимание на субъектных свойствах человека, его способности не только приспосабливаться к миру, но и изменять его в соответствии со своим замыслом, целями. В рамках концепции психологии деятельности обосновано понятие «адаптивность» как тенденция функционирования целеустремленной

системы, определяющаяся соответствием между ее целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами (В.А. Петровский) [10].

С позиции социальных наук адаптация рассматривается как приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Адаптация компенсирует недостатки привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности для оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке.

А.Г. Фролов, С.А. Хомочкина, Г.У. Мату-шанский в статье «Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе» указывают на то, что в зарубежной литературе адаптация рассматривается как: форма защитного приспособления человека к социальным требованиям; усвоение социальных ролей; преодоление напряжения; выход из стрессовой ситуации; совокупность приспособительных реакций, в основе которых лежит активное освоение среды, ее изменение и создание необходимых условий для успешной деятельности.

Феномен адаптации изучался многими авторами с различных позиций. Количество видов адаптации у разных исследователей существенно отличается: Г.П.Медведев выделяет два вида адаптации специалиста: социальную и профессиональную; Л.Г.Егорова - три вида: социальную, профессиональную, социально-психологическую; Д.В.Ольшанский - уже четыре: социальную, психологическую, биологическую и физиологическую; П.С.Кузнецов - экономическую, бытовую, регулятивную, сексуальную, коммуникативную, когнитивную; А.Г.Мороз для молодого учителя рассматривает восемь видов адаптации: профессиональную, социально-психологическую, социальную, правовую, общественно-политическую, психофизиологическую, бытовую, климатогео-графическую; В.Т.Ащепков у начинающего преподавателя вуза предполагает наличие психологической, социальной, дидактической, методической, научной, специфичной, воспитательной, биологической, физиологической, экономической, бытовой, политической, правовой, этнической, климатогеографической видов адаптации [11].

Панченко Л. Л. Указывает на следующие виды процесса производственной адаптации сотрудника: профессиональную, психофизиологическую, социально-психологическую, организационную, экономическую и санитарно-гигиеническую [5].

Ученые психологи отмечают, что у женщин преобладает ориентация на социальную адапта-

цию, а у мужчин - ориентация на адаптацию к содержанию профессиональной деятельности.

Профессиональная адаптация по мнению В.А. Сластенина и В.П.Каширина - это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействия его с профессиональной средой. Своеобразие профессиональной адаптации специалиста обусловлено обстоятельствами внешнего и внутреннего характера и осуществляется в следующих основных предметных областях его профессионального взаимодействия со средой: про-фессионально-деятельностной: адаптация к профессиональной деятельности: её содержанию, целям, средствам, технологии осуществления, режиму и интенсивности деятельности; организационно-нормативной: адаптация к требованиям производственной, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам; социально-профессиональной: адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям, социально-профессиональному статусу (воспитатель детского сада, учитель, менеджер туризма и пр.); социально-психологической: адаптация к социально-психологическим ролевым функциям, неписаным, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям и т.п. в трудовом коллективе; социальной в широком смысле слова: адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста.

Каждая из этих предметных областей профессиональной адаптации специалиста предполагает наличие определённого уровня его подготовленности, адаптационного потенциала. Успешность или не успешность адаптации молодого специалиста в этих сферах носит относительно автономный характер. Вместе с тем, эти процессы взаимосвязаны, особенно в таких сферах, как профессионально-деятельностная и социально-психологическая. Особенности социально-психологической адаптации специалиста существенно влияют на успешность профессионально-деятельностной и в целом профессиональной адаптации. Однако ведущую роль играет успешность профессионально-деятельностной адаптации.

Профессиональная адаптация молодого специалиста - это перманентно идущий процесс, имеющий свою динамику, содержательные и другие особенности. Её успешность зависит от многих обстоятельств [9]. Ведущую роль играет система ценностей личности специалиста, определяющая его ориентации и отношения к себе самому, к сотрудникам и руководителям, избранной профессии, к своим служебным обязанностям. Эти отношения могут оказаться как позитивными, так и негативными.

Ряд исследователей связывает понятие профессиональной адаптации с овладением знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности. Так, С.Г. Верш-ловский отмечает, что в процессе профессиональной адаптации происходит интеграция профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность. С точки зрения О.А. Ши-ян профессиональная адаптация представляет собой «процесс интеграции в профессию, овладения мастерством, приложения профессиональных знаний, умений и навыков к конкретным ситуациям».

Говоря о профессиональной адаптации начинающего педагога, П.А. Шептенко определяет ее как процесс совершенствования им полученных в вузе знаний, умений и навыков, педагогического мастерства, как умение в процессе деятельности осуществлять оптимальный выбор методических приемов в зависимости от конкретной ситуации учебно-воспитательного процесса, предвидеть результаты педагогического воздействия коллектива и отдельной личности, приспособление к конкретным условиям организации работы.

А.Г Мороз считает, что профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза представляет собой сложный динамичный процесс полного освоения профессии и овладения педагогическим мастерством на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, навыков, в результате чего происходит активное взаимодействие как учителя, так и педагогического коллектива с целью эффективного профессионального функционирования.

С точки зрения других авторов, такая трактовка несколько сужает содержание данного процесса, поскольку профессиональная адаптация имеет свой психологический аспект, который, как отмечает Н.А.Ершова, является внутренней стороной профессиональной адаптации и проявляется в «развитии устойчивого положительного отношения к избранной профессии, в появлении субъективного чувства удовлетворенности данным видом деятельности». А по мнению Б.З.Вульфова, психологическая сторона профессиональной адаптации заключается в достижении «морально-психологической подготовленности к профессиональной деятельности».

С еще более широких позиций подходят к рассмотрению профессиональной адаптации С.Л. Арефьев, Г.П. Баранова, В.В. Синявский, Г.М. Федосимов, Т.М. Чурекова и др. Авторы включают в понятие «профессиональная адаптация» и социальный компонент, отражающий процесс вхождения молодого специалиста в новую социальную среду, в систему межличностных от-

ношений определенного коллектива, во время которого происходит выработка эталонов мышления и поведения в соответствии с системой ценностей и групповых норм данного коллектива. Подобной точки зрения придерживаются Н.З. Касаткина, Г.И. Насырова, которые при определении профессиональной адаптации указывают на достижение соответствия профессиональной подготовленности не только требованиям конкретного вида профессиональной деятельности, но и требованиям, нормам, установкам определенного трудового коллектива.

Профессиональная адаптация представляет собой длительный последовательный процесс, включающий начальный или подготовительный период, который завершается выбором профессии и подготовкой к будущей профессиональной деятельности, и непосредственный период адаптации на рабочем месте. Подготовительный период играет ключевую роль в успешности профессиональной адаптации и предоставляет эффективные средства управления данным процессом [11]. По утверждению Л.Е. Егоровой профессиональная адаптация представляет собой более продолжительный процесс, являющийся результатом целенаправленной деятельности средней школы, вуза и производственных коллективов, в котором работают молодые специалисты по окончании института [2].

И.И. Булыгина, в свою очередь, выделяет три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа профессиональной адаптации:

- довузовский - связан с профессиональной ориентацией. На этом этапе происходит знакомство с миром профессий, определение сферы будущей профессиональной деятельности, выявление мотивации, склонностей, личностных качеств, предпосылок к избираемой профессии;

- вузовский - этап профессиональной подготовки. Осуществляется формирование и корректировка профессиональной ориентации, развитие профессиональных умений и навыков, качеств личности, востребованных профессией, становление и развитие профессионального самосознания и др.;

- послевузовский - этап трудовой деятельности. На этом этапе молодой специалист приспосабливается к условиям деятельности, коллективу, новому социальному статусу, т.е. происходит профессиональное и личностное «вхождение» в трудовую деятельность, реализация личностного и профессионального потенциала специалиста.

Жизнь на всех ступенях ее развития И.М. Сеченов определял как приспособление к условиям существования.

Приспосабливаемость, подчеркивал

Н.Е. Введенский, составляет свойство проникаю-

щее, так сказать, во все явления, совершающиеся в живом организме.

Свойство приспособления создает условия для наиболее благоприятного существования организма. По определению, данном в современном энциклопедическом словаре, физиологическая адаптация - это реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации. Если же возникает необходимость какого-то изменения или перестройки форм реагирования, то заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функций. При этом возникает состояние, обозначаемое как напряженная адаптация.

А.Я. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток обращают свое внимание на тот факт, что если в результате такого напряжения совершается желаемая перестройка, формируется вновь состояние физиологической адаптации нового качества. Если же адаптационные возможности организма превышаются, то функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах. Эта форма патологической адаптации. При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает реакция называемая стрессом. В зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в этой реакции, различают болевой, психический или эмоциональный стрессы.

Чтобы процесс адаптации не был стихийным, по утверждению ученых, его необходимо тщательно планировать и управлять им. Управление адаптацией требует структурного закрепления функций, определенной технологии и информационного обеспечения.

Из этого следует необходимость в формировании в учебном процессе психолого-педагогических условий, влияющих на успешную адаптацию студентов к профессиональной деятельности.

Ю.Г. Одегов и П.В. Журавлев [4] утверждают, что продолжительность периода адаптации находится в прямой зависимости от квалификации: от недели (у рабочих средней квалификации) до 1,5-3 лет (у управленческих работников). Полная адаптация характеризуется сочетанием высокого уровня овладения специальностью, полного освоения порученной работы с устойчивым положительным отношением к специальности и достаточно высокой степенью удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в коллективе. «Полная адаптация нового работника в коллективе продолжается в среднем 2 года» [4, с. 346]. А вот В.А. Поляков считает, что 30 дней вполне достаточно, чтобы продемонстрировать свои способности и даже наметить заметный прогресс. Такого срока не слишком много для того, чтобы отчаяться достичь желаемого результата. Преимуществом 30-дневного периода является то,

что его можно разбить на четыре недельных срока. Очень удобно в течение первого месяца на новой работе планировать на каждую неделю определенный этап в отношениях с коллегами и освоении новой работы [6].

Профессиональная адаптация, являясь одной из наиболее значимых составляющих социальной адаптации, представляет собой процесс вхождения личности в профессию, процесс привыкания к профессиональным условиям и требованиям, к структуре и содержанию профессиональной деятельности, к определенной профессиональной группе. Причем успешной профессиональную адаптацию можно считать лишь в том случае, если человек не только усвоил определенные профессиональные нормы, но и получил возможности для самореализации, для творчества и саморазвития. Профессиональная ориентация и адаптация выступают важным составным элементом системы подготовки кадров, являются регулятором связи между системой образования и практической деятельностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Выготский Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. Собр. соч. Т. IV. - М., 1984.

2. Егорова Л.Г. Методические указания по социальной и профессиональной адаптации студентов в техническом вузе / Л.Г. Егорова - Казань: КХТИ, 1983.

3. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2001.

4. Одегов, Ю. Г. Управление персоналом / Ю. Г. Одегов, П. В.Журавлев. Учеб. для вузов. -М. : Финстатинформ, 1997. - 878 с.

5. Панченко Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности / Л. Л. Панченко. Учеб. пособие. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. - 35 с.

6. Поляков В. А. Технология карьеры / В. А. Поляков - М. : Дело Лтд, 1995. - 128 с.

7. Поляков В. А. Как получить хорошую работу в новой России / В. А. Поляков. Практ. руководство для тех, кто остался без работы или хочет ее сменить. - М. : ИНФРА-М, 1995. - 169 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 1999.

9. Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин - М., 2001.

10. Трухманова Е. Н. Проблема личностной дезадаптации в психологических исследованиях / Е. Н. Трухманова // Перспектива 3. Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых ученых АГПИ и АФ НГТУ. - Изд-во Арзамас: АГПИ, 2003. С. 185-188.

11. Фролов, А.Г. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе / А.Г. Фролов, С.А. Хомочкина, Г.У. Матушанский. Образовательные технологии и общество. - 2006. - Т. 9, № 2. - С. 265-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.