Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные финансы / корпоративные финансы / финансовая политика / субсидии / инвестиционный процесс / капитальные вложения / бюджетные средства / public finance / corporate finance / financial policy / subsidies / investment process / capital investments / budget funds

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко Анна Сергеевна, Реброва Анастасия Евгеньевна

Возможности формирования и накопления средств для реализации проектов инфраструктурного типа в первую очередь относят к государственным финансам. Свобода предпринимательства в свою очередь позволяет накапливать средства юридическим лицам и транснациональным компаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE INTERACTION BETWEEN PUBLIC AND CORPORATE FINANCE

The possibilities of generating and accumulating funds for the implementation of infrastructure projects are primarily attributed to public finance. The freedom of enterprise, in turn, allows legal entities and transnational companies to accumulate funds.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ»

бизнеса является хорошим инструментом для повышения качества предоставляемых товаров и услуг, а значит и благосостояния граждан РФ.

Список литературы

1.Официальный сайт финансово-экономического журнала «Forbes» [Электронный ресурс]: Режим доступа:

https://www.forbes.ru/biznes/480801-ozon-stal-samoj-popularnoj-fransizoj-v-rossii (дата обращения 11.04.2023)

2. Официальный сайт интернет-издания о бизнесе «VC.RU» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://vc.ru/offline/538705-fix-price-dodo-picca-helix-forbes-opublikoval-reyting-samyh-vygodnyh-franshiz-v-rossii-za-2022

3.Финансы: Учебное пособие / В.А.Семидоцкий, Б.О.Хашир, Е.Э.Удовик, Н.Ю.Сухина, Т.А.Литвинюк, А.С.Петренко, Э.М.Баданин, А.А.Якименко - Издательство: Кубанский государственный технологический университет, г.Краснодар, 2018. - 337 с.

УДК 336.6

Петренко Анна Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: garbuzanna@yandex.ru) Реброва Анастасия Евгеньевна, студент (e-mail: nastya.rebrova.03@bk.ru)

Кубанский государственный технологический университет

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХИКОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ

Аннотация. Возможности формирования и накопления средств для реализации проектов инфраструктурного типа в первую очередь относят к государственным финансам. Свобода предпринимательства в свою очередь позволяет накапливать средства юридическим лицам и транснациональным компаниям.

Ключевые слова: государственные финансы, корпоративные финансы, финансовая политика, субсидии, инвестиционный процесс, капитальные вложения, бюджетные средства

Наметившаяся в последние годы тенденция финансовой политики государства предполагает тесное взаимодействие между различными экономическими категориями и их составляющими, что приводит к обогащению их содержания, синергетическому эффекту совместного использования и минимизации финансовых рисков функционирования.

Одним из ярких примеров такого направления современной государственной финансовой политики в Российской Федерации является взаимо-

действие государственных и корпоративных финансов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), которое используется, прежде всего, для реализации инфраструктурных и инновационных проектов. Российской Федерации. государственной важности и призванных вывести страну из экономического кризиса.

Государственные финансы, как и другие категории финансов, обладают всеми функциями финансов, в том числе:

- распределение;

- регулирование;

- контроль.

Структура и содержание государственных финансов определяются формой правления. В Российской Федерации к государственным финансам относятся денежные фонды, созданные на федеральном уровне и в субъектах федерации. Муниципальные финансы, обладающие определенной степенью самостоятельности, тесно связаны с государственными финансами.

Термин «государственные финансы» включает в себя:

1. федеральный бюджет;

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации;

3. Государственные внебюджетные фонды федерального и субфедерального уровня;

4. Государственные резервы.

Что же касается категории «корпоративные финансы», то она сравнительно недавно появляется в научном обороте российских экономистов вместе с термином «корпоративные финансы», поскольку термины «финансирование предприятия», «финансирование коммерческих организаций» использовались до начала 90-е.

Несмотря на большое количество исследований, до сих пор до конца не выяснен вопрос применения моделей государственно-частного партнерства с точки зрения их эффективности в конкретных социально-экономических условиях страны. Выбор модели государственно-частного партнерства является чрезвычайно важным шагом на пути к эффективной реализации механизма ГЧП в стране (регионе). Для правильного решения необходимо учитывать не только эффективность апробации тех или иных моделей в других странах, но и национальные особенности, такие как: правовая база; социально-экономическое развитие страны; уровень благосостояния населения, в том числе его платежеспособность; уровень коррупции; приемлемый уровень риска как для государственных, так и для частных партнеров и тому подобное. В целом выбор модели ГЧП является чрезвычайно сложной задачей, так как наш анализ показал, что универсальной модели не существует. Кроме того, при выборе модели крайне важно учитывать специфику отрасли экономики, в которой она будет реализована.

Основное преимущество контрактов на управление заключается в том, что они позволяют повысить эффективность за счет привлечения частного

сектора без продажи активов частному сектору. Контракт на управление также довольно прост и поэтому легко разрабатывается. Контракт на управление предусматривает передачу существующей компании в управление частной компании с целью повышения эффективности работы и улучшения качества предоставляемых услуг. Контракты на управление часто используются для гостиниц и портовых властей.

В современном российском законодательстве субсидия - это средство дополнительного финансирования (софинансирования), выделяемое из федерального, регионального или местного бюджета. Законодательство о субсидиях в последние годы стремительно развивается, расширяется сфера их применения, появляются новые направления общественно полезной деятельности, софинансируемой с помощью субсидий. Термин «субсидия» - это прежде всего категория бюджетного законодательства, где под субсидией понимаются «бюджетные средства, предоставляемые в бюджет другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования». целевых расходов» [2]. Несмотря на то, что понятие субсидии имеет четко сформулированное законодательное закрепление, в профессиональной литературе предлагаются отдельные авторские определения, дающие собственное толкование.

Начало 2020-х стало особенно тяжелым для малого и среднего бизнеса в России. Сначала по предпринимателям ударила пандемия — в 2020 году пострадали многие отрасли, закрылись рестораны, торговые и развлекательные центры, кинотеатры, предприятия культуры и общественного питания. Уже тогда государство оперативно разработало первые меры поддержки: например, налоговые послабления, временные приостановки проверок МСП.

Компании постепенно начали приходить в себя, но после 24 февраля 2022 года начался новый виток кризиса. Беспрецедентные санкции, ограничения импорта, падение доходов населения — все это не могло не повлиять негативно на бизнес и увеличить долю убыточных предприятий.

В конце 2022 года Президент России решил продлить программу «Льготная ипотека» еще на полтора года, до 1 июля 2024 года, лишь немного увеличив процент по кредиту. С 1 января 2023 года заемщик может получить льготную ипотеку по ставке до 8% годовых на покупку жилья в новостройках, строительство частного дома или приобретение земельного участка для его строительства. Ранее ставка была в районе 7%.

Продление льготной ипотечной программы от государства положительно скажется на финансовых результатах всех российских девелоперов -на Мосбирже торгуются три крупные строительные компании: ПИК, «Самолет» и ЛСР - лидеры рынка по объему ввода в эксплуатацию нового жилья. Кроме этого, еще есть небольшая, но перспективная группа «Эталон».

В 2021 году на финансирование региональных программ развития промышленности был выделен 1 млрд рублей. Субсидии получили 25 регио-

нов. В 2022 году на эти цели направлено свыше 3,7 млрд рублей, которые будут доведены до 54 регионов.

Для компаний и ИП отменили плановые и внеплановые проверки до 2024 года: постановление Правительства от 10.03.2022 № 336. Речь о неналоговых проверках, например, трудовых и пожарных. Но есть исключения. Например, для объектов высокого риска внеплановые проверки могут проводиться при угрозе жизни и здоровью граждан, обороне и безопасности страны, возникновении чрезвычайных ситуаций.

С 2023 года будут расширены параметры федерального финансирования, выделяемого на поддержку региональных программ развития промышленности.

Речь идёт о субсидиях, предоставляемых регионам на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленности. С помощью федеральной поддержки субъекты в том числе частично компенсируют расходы предприятий на обновление мощностей.

Согласно новому постановлению, начиная с 2023 года, объём возмещения затрат предприятий на приобретение нового оборудования увеличится с 20 до 50%, а сумма субсидирования вырастет в два раза - с 10 до 20 млн рублей на каждого заявителя.

Также увеличатся объёмы компенсации расходов на оплату услуг ресур-соснабжающих организаций по подключению к коммунальной инфраструктуре и на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования. Эти показатели вырастут с 50 до 80%, а лимиты господдержки - с 10 до 20 млн рублей.

В 2023 году внушительные объемы господдержки получили следующие российские отрасли: транспортная, лесопромышленная, строительная, ИТ и АПК. Государство за счет дополнительных вливаний хочет обеспечить ускоренный рост этих секторов и помочь некоторым из них выйти из кризиса.

На софинансирование локальных госпрограмм развития промышленности в 2023 году Правительство России направит 3,3 млрд рублей в 59 регионов. Краснодарский край получит поддержку второй раз.

Единая региональная субсидия позволяет возместить часть затрат промышленных предприятий на техническое присоединение, выплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга, приобретение нового оборудования, а также докапитализировать региональные фонды развития промышленности. Это помогает реализовать проекты, которые способствуют развитию промышленного потенциала регионов.

В Краснодарском крае при софинансировании из федерального бюджета реализуют одно направление - компенсируют промышленным предприятиям затраты на уплату аванса по договорам лизинга на покупку оборудования, необходимого для производства. В 2023 году на реализацию данной меры поддержки из федерального бюджета планируют выделить 38 млн рублей, еще 11 млн рублей - из краевого бюджета.

Кубанские промышленники также могут подать заявку на субсидию и в этом году. Документы необходимо предоставить в департамент промышленной политики края до 15 ноября. В рамках предоставления меры поддержки производитель может возместить 50% затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договоров лизинга в сумме, не превышающей 10 млн рублей на заявителя.

Таким образом, данное решение позволит увеличить темпы обновления производственных мощностей в регионах, простимулирует инвестиционную активность и повысит конкурентоспособность российских предприятий

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2015, "Российская газета", N 156, 17.07.2015, "Собрание законодательства РФ", 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4350.

2. Башимов Д.А. Формы государственно-частного партнерства в топливно-энергетической сфере // Проблемы современной экономики. 2019. № 1 (69). С. 241- 242.

3. Зубарева В.В., Рожманов Н.В., Федосеев Д.А., Хитров А.Д. Государственно-частное партнерство как инструмент активизации инвестиционной деятельности// Вектор экономики. 2019. № 9 (39). С. 21.

4. Офин В.П. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в проекты государственно-частного партнерства // Вестник гражданских инженеров. 2019. № 3 (74). С. 228-233.

5. Финансы: Учебное пособие / В.А.Семидоцкий, Б.О.Хашир, Е.Э.Удовик, Н.Ю.Сухина, Т.А.Литвинюк, А.С.Петренко, Э.М.Баданин, А.А.Якименко - Издательство: Кубанский государственный технологический университет, г.Краснодар, 2018. - 337 с.

Petrenko Anna Sergeevna, Ph.D., Associate Professor (e-mail: garbuzanna@yandex.ru) Rebrova Anastasia Evgenievna, student (e-mail: nastya.rebrova.03@bk.ru) Kuban State Technological University

MODERN TRENDS IN THE INTERACTION BETWEEN PUBLIC AND CORPORATE FINANCE

Annotation. The possibilities of generating and accumulating funds for the implementation of infrastructure projects are primarily attributed to public finance. The freedom of enterprise, in turn, allows legal entities and transnational companies to accumulate funds.

Keywords: public finance, corporate finance, financial policy, subsidies, invest-mentprocess, capital investments, budget funds

УДК 336.6

Поспелова Полина Вячеславовна, магистрант

(e-mail: polina.posp@yandex.ru)

Файзрахманова Екатерина Владимировна, к.э.н., доцент (e-mail: e.faiz@yandex.ru)

Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Россия

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДЕЛОВЫЕЛИНИИ»

Статья посвящена актуальной проблеме смешанных грузоперевозок. Современная транспортная логистика весьма разнообразна и позволяет доставлять грузы максимально выгодным способом. В данной статье рассмотрены особенности мультимодальных перевозок грузов, а также преимущества такой транспортировки грузов. Данная модель транспортировки - одна из самых эффективно развивающихся в мировой транспортной логистике. Преимущества использования мультимодальных перевозок грузов рассмотрены на примере транспортной компании ООО «Деловые линии». Выявлены основные проблемы мультимодально-логистических грузоперевозок. Обозначены пути совершенствования данного вида перевозок для исследуемого предприятия.

Ключевые слова: транспорт, логистика, мультимодальные перевозки, грузовые перевозки, транспортно-логистическая сеть.

С учетом географического местоположения, сроков транспортировки и расходов, доставка грузов не всегда возможна посредством одного вида транспорта, отсюда следует огромная важность мультимодальных перевозок. На сегодняшний день, а также в перспективе мультимодальные перевозки стали приоритетом глобальной транспортной политики.

Актуальность мультимодальных перевозок зависит от ряда преимуществ, среди которых: снижение издержек на урегулирование технических и документарных вопросов, возможность доставки в любую страну мира посредством сочетаний различных видов транспорта, оптимизация маршрута с учетом требований заказчиков, сокращение сроков доставки и сравнительно низкая стоимость перевозки.

Мультимодальные перевозки грузов имеют огромную значимость для всей международной торговли и логистики. Этот термин подразумевает процесс поэтапной доставки запасов (товаров) с использованием двух (или более) видов транспорта. При этом, одно юридическое лицо отвечает за

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.