УДК 33
Экономические науки
Кривоногое Михаил Александрович, студент экономического факультета Санкт-Петербургский государственный университет Молдован Артем Анатольевич, доцент экономического факультета Санкт-Петербургский государственный университет
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ КИТАЯ
И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Аннотация: Данная статья рассматривает развитие торговых отношений между Китаем и странами Латинской Америки после пандемии COVID-19, Выявляя уже сложившиеся и только намечающиеся тенденции данных отношений и определяя интересы и потребности сторон, анализируется влияние торговли на экономические и политические связи КНР со странами латиноамериканского региона в целом.
Ключевые слова: Китай, Латинская Америка, торговые отношения, экономическое сотрудничество, соглашение о свободной торговле.
Abstract: This article examines the development of trade relations between China and the countries of Latin America after the COVID-19 pandemic. By identifying the already established and emerging trends in these relations and determining the interests and needs of the parties, the impact of trade on the economic and political relations of the PRC with the countries of the Latin American region as a whole is analyzed.
Keywords: China, Latin America, trade relations, economic cooperation, free trade agreement.
Пандемия COVID-19 нанесла значительный удар как по экономике Китая, избравшего с самого начала распространения вируса, стратегию строгих
ограничений, направленную на его сдерживание и минимизацию заболеваемости населения, так и по экономике стран Латинской Америки, большинство из которых в силу недостаточных государственных ресурсов и сильного экономического и социального расслоения населения особо явно ощутили на себе негативные последствия распространения вируса. В данном контексте как никогда ранее пристального внимания заслуживает развитие экономических связей КНР с регионом в целом и их торговый аспект в частности.
Исторически основными торговыми партнерами стран Латинской Америки были европейские страны и США. Такая экономическая ориентация была во многом обусловлена историей региона и, в случае экономических связей с США, географической близостью. Однако, еще до пандемии происходило стремительное расширение торговли КНР с регионом, увеличив объем товарооборота с момента вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) в более чем 30 раз, за этот же период товарооборот Латинской Америки с США и Европой увеличился в два раза. Результатом столь бурного развития стал выход Китая на второе место (после США) и как экспортного, и как импортного партнера Латинской Америки. Справедливо было бы утверждать, что непрекращающийся быстрый рост значимости Китая как торгового партнера латиноамериканского региона [1]. Однако, за ростом товарооборота скрываются и другие тенденции, и изменения, требующие более детального рассмотрения торговых отношений КНР и Латинской Америки.
В 2022 году экспорт из Латинской Америки в Китай достиг рекордного значения в $184 миллиарда, импорт товаров из Китая также поднялся до рекордного уровня и составил $265 миллиардов. Дефицит в торговле с Китаем, также побивший предыдущие рекорды, соответственно составил $81 миллиард. Стоит отметить, что предыдущие рекорды по всем трем категориям и по товарообороту в целом были установлены в 2021 году, когда объем торговли составил $428 миллиарда - в 2022 году данный показатель поднялся уже до $450 миллиардов (+5,1%). Однако, в относительном выражении (в сравнении с
ВВП региона) доля торговли с Китаем сократилась в сравнении с 2021 годом с 3,6% до 3,2% для экспорта и с 4,8% до 4,6% для импорта [2]. Данное падение обусловлено продолжающимся восстановлением и ростом латиноамериканской экономики после пандемии COVID-19: в 2022 году ВВП региона показал положительную динамику в 3,9%, превысив средний по миру показатель в 3,4%. Примечательно, что торговый дефицит показал рекордное значение и в абсолютном выражении -- 1,4% (против 1,2% в 2021). В данном случае наблюдаемая тенденция к росту дефицита Латинской Америки в торговле с КНР наметилась уже после пандемии. До 2021 года данный показатель не поднимался выше 1% от ВВП, а в первый год пандемии (2020) находился на уровне 0,6%. Данная тенденция обусловлена в первую очередь продолжающимся бурным ростом и развитием китайской промышленности, производящей не только большое разнообразие категорий товаров, но и также способной на данный момент занимать разные ценовые ниши в данных категориях. Расширение предложения китайскими производителями своих товаров при сохраняющемся преимуществе в цене перед европейскими и американскими аналогами позволяет росту китайского экспорта в Латинскую Америку обгонять импорт товаров из нее [3].
Однако, не стоит воспринимать торговые отношения Китая и Латинской Америки как несбалансированные лишь на основе роста товарного дефицита региона в целом. Необходимо учитывать значительные различия в торговых отношениях Китая с отдельными странами Латинской Америки. Так, в 2022 году профицит Чили в торговле с КНР достиг рекордной отметки, превысив 5% от ВВП, в то время как торговый дефицит Мексики c КНР также достиг наиболее высокого значение за всю историю торговли двух стран, превысив $76 миллиардов (5,4% от ВВП). Причина такого расхождения заключается в различающейся товарной структуре экспорта двух стран в Китай. Чили, наряду с Перу и Бразилией, являются важнейшими для Китая поставщиками сырья и сельскохозяйственной продукции. Чили и Перу снабжают большую часть импортируемой в Китай меди (в форме руды, а также в переработанном виде).
Чили также является крупнейшим экспортером лития как для Китая, так и для мира в целом [4]. В свою очередь Бразилия снабжает большую часть импортируемых в КНР соевых бобов и имеет 68%-ю долю в общем экспорте пищевой продукции Латинской Америки в Китай. Также, говоря о торговле Бразилии и Китая, нельзя не упомянуть об экспорте нефти из крупнейшей латиноамериканской страны. Китай имеет высокодиверсифецированную структуру экспорта нефти, Бразилия занимает в ней 6,85%, а Латинская Америка в целом чуть меньше 9% [5].
Наконец, затронем вопрос соглашений о свободной торговле. На данный момент лишь три страны в регионе имеют подобные соглашения с Китаем: Чили, Перу и Коста-Рика и Эквадор. Хотя данный список и короток, он включает двух важных поставщиков руд и металлов. Подтверждением сохраняющейся динамичности в расширении свободной торговли Китая с регионом является подписание 11 мая 2022 года соглашения о свободной торговле с Эквадором [6]. На сегодняшний день, при учете продолжающихся переговоров, можно говорить о потенциальном пополнении данного списка: его могут пополнить Колумбия, Парагвай, и Панама [7].
В прописываемых в подобного рода условиях часто можно увидеть желание латиноамериканских стран осуществить некую диверсификацию торговли с Китаем, а также стремление сделать цепочку создания ценности более локальной, экспортирую больше обработанной продукции. Безусловно, в центре внимания таких соглашений все равно остается сырье, но уделяется внимание и открытию Китайского рынка для экспорта не традиционных для Латинской Америки категорий товаров. Китай, в свою очередь, в подобных соглашениях готов принять даже более значительное открытие своего рынка, чем это делает другая сторона, это происходит по двум причинам: во-первых, важность сохранения стабильного источника сырья и сельхоз продукции, а во-вторых, гораздо более сильные позиции и большие преимущества китайских производителей перед латиноамериканскими, благодаря чему, открытие китайского рынка для последних не способно изменить существующую
конкурентную ситуацию и структуру рынка каких-либо товаров в Китае. Несмотря на это, подобные соглашения по своей сути служат для закрепления существующей структуры торговых отношений и сохранения для обеих сторон выгодной для них позиции [8].
Подводя итог всего вышесказанного, необходимо отметить расширение товарооборота и вместе с этим и товарного дефицита как основные тенденции торговых отношений Китая и Латинской Америки. При рассмотрении сугубо торговой стороны экономических связей КНР с регионом можно сделать вывод о том, что основным интересом в Латинской Америки для второй экономики является ее богатейшая ресурсная база, в особенности в сфере различных руд и металлов. При этом, несмотря на стремление некоторых стран региона к диверсификации, можно ожидать лишь усиления фокуса на экспорте сырье не только из-за интересов КНР, но и из-за общей ориентации экономик самих латиноамериканских стран.
Библиографический список:
1. Каткова Е.Ю., Еремин А.А. Отношения КНР с регионом Латинской Америки и Карибского бассейна на современном этапе // Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. № 2. С. 164-188.
2. China-Latin America and the Caribbean Economic Bulletin, 2023 Edition, 2023 / Р. Рэй, Олбрайт З., Лиу Н. // Boston University: [сайт]. -20.04.2022. - URL: https://www.bu.edu/gdp/files/2023/04/Ga-CH-LAC-Bulletin_2023-FIN.pdf (дата обращения: 07.05.2023).
3. China-Latin America and the Caribbean Economic Bulletin, 2022 Edition, 2022 / Р. Рэй, Олбрайт З., Лиу Н. // Boston University: [сайт]. -24.03.2022. - URL: https://www.bu.edu/gdp/files/2022/03/Ga-CH-LAC-Bulletin_2022_FIN.pdf (дата обращения: 07.05.2023).
4. UN Comtrade Database // UN Comtrade URL: https://comtradeplus.un.org/ (дата обращения: 07.05.2023).
5. Trade aspects of China's presence in Latin America and the Caribbean,
2023 / В. Раза, Х. Грохс // Think Tank European Parliament: [сайт]. - 08.12.2022. -URL: https: //www.europarl .europa.eu/thinktank/en/document/EXPO_BRI
(2022)702572 (дата обращения: 07.05.2023).
6. China, Ecuador sign free trade agreement // CGTN URL: https://news.cgtn.com/news/2023-05-11/China-Ecuador-sign-bilateral-free-trade-agreement-1jIkZ5yWZO0/index.html (дата обращения: 11.05.2023).
7. Хогенбум, Б. China's Economic and Political Role in Latin America / Хогенбум, Б., Бод, М., Гонсалес-Висенте, Р., Штайнхёфель, Д. - Амстердам: CEDLA-UvA, 2022.
8. Вайз К. Playing both sides of the Pacific: Latin America's free trade agreements with China //Pacific Affairs. - 2016. - Т. 89. - №. 1. - С. 75-100.