СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
М.А. Меньшикова, Е.Н. Крюкова
Аннотация. Рассмотрены основные тенденции государственного регулирования сферы оплаты труда в России: установление заниженного минимального размера оплаты труда, отсутствие ограничений заработной платы. Выявлены особенности организации заработной платы как на общероссийском уровне, так и в пределах отдельных предприятий, профессий. Уделено внимание зарубежному опыту регулирования сферы оплаты труда.
Ключевые слова: заработная плата, организация заработной платы, минимальный размер оплаты труда, минимальная заработная плата, государственное регулирование сферы оплаты труда.
В России за годы рыночных реформ произошел переход от государственной регулируемой плановой модели экономики к экономике, в которой управленческие решения принимаются преимущественно собственниками средств производства при весьма ограниченном вмешательстве государства. В связи с этим существенно изменились тенденции в сфере организации заработной платы работников российских предприятий.
В настоящее время коммерческие предприятия самостоятельно выбирают системы и формы оплаты труда, порядок премирования. Элементы централизованных тарифных ставок сохранились лишь в бюджетных организациях, однако и там достаточно широко применяется возможность влияния на заработную плату работников за счет внебюджетных источников финансирования.
Основным средством государственного регулирования сферы оплаты труда в условиях современной российской рыночной экономики является установление минимального размера оплаты труда (МРОТ). Минимальная заработная плата основывается на величине оплаты неквалифицированного труда и выступает точкой отсчета при определении стоимости квалифицированного труда.
В нашей стране размер МРОТ нормативно задается государством и периодически корректируется. С 1 января 2009 г. он достиг 4330 руб., что переместило Россию в группу стран, минимальная заработная плата которых находится в пределах 100-499 долл. (Польша, Словакия, Венгрия, страны Балтии, Португалия, Турция, Алжир, Тунис, Аргентина, Чили, Перу, Колумбия, Венесуэла) [1.-С. 23].
Общероссийский уровень МРОТ, ниже которого не может быть заработная плата во всех регионах страны, на данный момент фактически ниже прожиточного минимума. И это при том, что состав потребительской корзины, на основе которой устанавливается прожиточный минимум, крайне заужен и не отвечает потребностям современного работника. В связи с этим можно уверенно заявить, что МРОТ практически не выполняет своей функции.
Кроме того, прожиточный минимум не включает в себя налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13 %, которым, по действующему налоговому законодательству, облагаются трудовые доходы. Таким образом, при установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума фактические доходы работника ниже прожиточного минимума на величину НДФЛ. Такое несоответствие приводит к снижению реальных доходов. Например, если прожиточный минимум принять на уровне 4330 руб. и работнику будет начислена заработная плата в размере МРОТ 4330 руб., то НДФЛ составит примерно 563 руб., т.е. реальный доход будет равен 3767 руб.
Экономический эффект от МРОТ получим лишь в том случае, если он будет равен сумме справедливо пересчитанного прожиточного минимума и НДФЛ с него, либо необходимо установить МРОТ на уровне прожиточного минимума и вообще не облагать его НДФЛ.
В 2007 году новой редакцией Трудового кодекса установлено правило, согласно которому минимальная заработная плата была оторвана от единой тарифной сетки оплаты труда и в МРОТ были включены все виды надбавок и компенсаций, которые ранее начислялись за различные вредные, опасные, климатические и другие условия труда. Эта норма является спорной и до сих пор вызывает много критики. По сути, теперь можно выплачивать работнику заработную плату на уровне МРОТ, даже если условия труда отклонялись от нормальных. Этой нормой, нарушающей права работника, в настоящее время злоупотребляют многие российские предприятия.
Необоснованно низкий уровень МРОТ в России, одинаковый для всех категорий работников, тормозит рост заработных плат, предоставляя предприятиям возможность устанавливать оплату труда как неквалифицированного, так и квалифицированного персонала в размере, не обеспечивающем даже воспроизводства рабочей силы.
Особенностью установления МРОТ является возможность его увеличения региональными властями субъектов РФ. Например, в Курской области подписано Соглашение между администрацией области, Федерацией профсоюзных организаций области и Курским областным союзом промышленников и предпринимателей о минимальной заработной плате в регионе. Данным документом закреплен размер минимальной заработной платы в Курской области с 1 января 2011 г. в размере прожиточного минимума в регионе (5548 руб.) для всех организаций внебюджетной сферы и индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд. При этом минимальная заработная плата в бюджетных учреждениях осталась на общероссийском уровне МРОТ (4330 руб.) [2]. Данная политика, на наш взгляд, является дискриминацией по отношению к работникам бюджетных организаций по признаку источников финансирования деятельности.
Еще одной особенностью государственного регулирования сферы оплаты труда является отсутствие в настоящее время каких-либо ограничений максимальной оплаты труда и разрыва в заработных платах работников предприятия. Это зачастую приводит к занижению оплаты труда основной части работников предприятия и существенному завышению доходов высшего звена управления, причем это касается и бюджетного, и внебюджетного секторов экономики. Нередки случаи, когда доходы руководителей организаций увеличиваются при снижении прибыли и других показателей эффективности деятельности.
Исследования показали, что в последние годы наблюдается значительная разница в оплате труда работников одной профессии и одинаковой квалификации в зависимости от региона страны, причем разрыв зачастую составляет несколько раз. Главными причинами данного явления являются неравномерность развития территорий и отсутствие государственного регулирования. При этом самый высокий уровень заработных плат наблюдается в г. Москве (в среднем в 2-3 раза выше, чем в стране в целом) (таблица 1).
На основе данных, представленных в таблице 1 [3.-С. 174], можно сделать вывод, что выявленная тенденция наблюдается на протяжении всех последних лет и является устойчивой. Что касается Курской области, то уровень заработных плат в регионе постоянно был гораздо ниже, чем в среднем по России и Центральному федеральному округу, и составлял примерно 64-67 % от уровня РФ.
Заметная разница в оплате одинаковой работы одной квалификации наблюдается и в пределах регионов и отдельных предприятий, что связано с разным финансовым положением предприятий и просто несбалансированной политикой заработной платы. Показательна
повсеместно распространенная на территории страны практика, когда при приеме на работу в коммерческие организации заработная плата оговаривается только на собеседовании. Отсутствие ставок позволяет устанавливать не обоснованную с экономической точки зрения заработную плату, не зависящую ни от каких факторов, кроме желаний работодателя. Это приводит как к занижению оплаты труда работников относительно рыночного уровня и дохода коллег по предприятию, выполняющих такую же работу, так и к необоснованному значительному завышению оплаты труда для некоторых связанных с руководством предприятия сотрудников.
Значительна дифференциация оплаты труда в зависимости от профессии как в целом по стране, так и в конкретных организациях. Причем разница в оплате труда порой составляет сотни раз. При этом ярко выражена и обратная тенденция, когда неквалифицированный труд зачастую оплачивается одинаково с высококвалифицированным либо выше. Классическим примером является оплата труда педагогов, медицинских работников, научных сотрудников. Их труд зачастую оплачивается ниже, чем труд, например, дворников.
На основе статистических данных (таблица 2) установлено, что уровень заработной платы в России, и Курской области в частности, значительно разнится в зависимости от отрасли, в которой функционирует предприятие [4.-С. 77]. Это касается всей территории страны.
Самыми низкооплачиваемыми видами экономической деятельности являются сельское хозяйство, образование, здравоохранение. Наибольший доход приходится на занятых в финансовой деятельности. Такая ситуация наблюдается на протяжении длительного времени в России в целом и в Курской области в частности. Данное положение дел является недопустимым, т. к. приводит к деградации основных сфер жизнедеятельности государства, вымыванию профессиональных кадров из наименее оплачиваемых видов деятельности. На этом фоне показателен опыт некоторых развитых стран по регулированию заработной платы. Например, в Японии было законодательно установлено, что оплата труда учителя школы должна в 1,8 раза превышать средний показатель в промышленности. Такая мера способствовала развитию образования, повышению уровня общей образованности нации, без чего невозможно обеспечить использование высоких технологий, являющихся стержнем японской экономики. Сходные модели государственной политики реализуются в США, Германии, Южной Корее, Малайзии, Тайване, Сингапуре и Китае [5.-С. 26].
Таким образом, переход к рыночной экономике сделал отношения по поводу заработной платы более
Т аблица 1 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2005-2009 гг.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
руб. % к уровню РФ руб. % к уровню РФ руб. % к уровню РФ руб. % к уровню РФ руб. % к уровню РФ
Российская Федерация в целом 8554,9 100 10633,9 100 13593,4 100 17290,1 100 18637,5 100
Центральный федеральный округ 9621,8 112 12117,4 114 15876,7 117 20665,7 120 22404,6 120
г. Москва 24957,5 292 29802,6 280 35489,7 261 34207,4 198 41890,8 225
Курская область 5475,9 64 6924,9 65 8856,8 65 11437,4 66 12487,7 67
Таблица 2 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в 2009 г.
Сфера занятости Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в 2009 г.
Россия в целом Курская область
руб. % к уровню всей экономики руб. % к уровню всей экономики
Вся экономика 18637,5 100 12487,7 100
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 9619,2 52 9526,9 73
Обрабатывающие производства 16583,1 89 11507,0 92
Строительство 18122,2 97 14099,8 113
Транспорт и связь 22400,5 120 13675,1 110
Финансовая деятельность 42372,9 227 24795,8 199
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 23960,0 129 17978,6 144
Образование 13293,6 71 8638,5 69
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 14819,5 80 9120,6 73
гибкими, но при этом привел к ряду негативных тенденций в сфере организации оплаты труда как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В настоящее время ослаблено государственное регулирование данной сферы. Нарушены основные функции заработной платы - воспроизводственная, стимулирующая, регулирующая, социальная. Происходит отток квалифицированных специалистов, причем преимущественно из таких жизненно важных для страны сфер, как наука, образование, здравоохранение, сельское хозяйство.
Список использованных источников
1 Роик, В. Минимальная заработная плата - основной инструмент регулирования доходов россиян / В. Роик // Человек и труд. - 2009. - № 6. - С. 22-28.
2 Официальный сайт администрации Курской области. Режим доступа: http://adm.rkursk.ru/.
3 Российский статистический ежегодник. 2010 / Росстат. - М., 2010. - 813 с.
4 Сводный статежегодник Курской области. 2010 / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2010. - 452 с.
5 Колин, К. Оплата труда и национальная безопасность / К. Колин // Человек и труд. - 2009. - № 1. - С. 24-28.
Информация об авторах
Меньшикова Мария Алексеевна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга и управления персоналом ГОУ ВПО «Курский государственный университет», тел. (4712) 51-08-83, E-mail: [email protected].
Крюкова Екатерина Николаевна, магистрант ГОУ ВПО «Курский государственный университет», тел. (4712) 51-08-83.