Научная статья на тему 'Современные тенденции в сфере обучения деловому английскому языку'

Современные тенденции в сфере обучения деловому английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ / SOCIOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING BUSINESS COMMUNICATION / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ АВТОНОМИЯ / LEARNER AUTONOMY / INDIVIDUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисуркин В.В.

В статье рассмотрена возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания делового английского языка. Проанализирована законодательная база использования дистанционных образовательных технологий, а также представлены статистические данные по внедрению дистанционных образовательных технологий за период 2000-2012 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the usage of modern information and communication technologies in teaching Business English. It also analyzes the usage of distance learning technologies within the legal framework and statistical information of the implementation of distance learning technologies for the period of 2000-2012.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в сфере обучения деловому английскому языку»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В.В. Кисуркин

Аннотация. В статье рассмотрена возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания делового английского языка Проанализирована законодательная база использования дистанционных образовательных технологий, а также представлены статистические данные по внедрению дистанционных образовательных технологий за период 2000-2012 гг.

Ключевые слова: социологические аспекты обучения деловому общению, дистанционное обучение, образовательные технологии, индивидуализация обучения, учеб ная автономия.

Summary. The article describes the usage of modern information and communication technologies in teaching Business English. It also analyzes the usage of distance learning technologies within the legal framework and statistical information of the implementation of distance learning technologies for the period of 2000-2012.

Keywords: sociological aspects of teaching business communication, distance learning, educational technologies, individual approach, learner autonomy.

В связи с переходом к информационному обществу быстро развиваются системы социальных коммуникаций. При этом актуальной проблемой является адаптация к среде другой культуры, а значит и организация поведения, адекватного решению жизненно важных задач и основанного на толерантном отношении к иной культуре.

Проблема обучения деловому иноязычному общению получила разностороннее освещение в научной литературе как в России, так и за рубежом. Были проанализированы 42 исследования по проблеме обучения деловому английскому

языку за период с 1983 по 2011 гг., затрагивающие разные виды речевой деятельности и показывающие разработанность лингвометодических основ системы обучения иноязычному деловому

185

Рис. 1. Количество запросов на обучение английскому языку (на апрель 2012 г)

ЕК

186

общению, проработанность модульной организация учебного процесса по развитию умений иноязычного профессионально-делового общения, наличие методической системы применения интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам.

Интерес к проблеме обучения деловому английскому языку подтверждает и официальная статистика поисковой машины Яндекс [1]. На апрель 2012 г. количество запросов в месяц «курсы английского языка» составляет 98950, количество запросов в месяц «деловой английский» - 18767, количество запросов в месяц «курсы английского онлайн» - 3016.

Результаты показывают, что курсы делового английского языка и курсы английского языка онлайн вызывают достаточный интерес. И создав методику преподавания делового английского онлайн, можно удовлетворить потребности 18% заинтересованных лиц, изучающих английский язык.

Следует также отметить, что количество запросов в месяц «деловой английский» на апрель 2012 г. составляет 18767, что на 9% больше, чем в ноябре 2011 г., а количество запросов в месяц «деловой английский онлайн» на апрель 2012 г. составляет 509, что на 11% больше, чем в ноябре 2011 г. (рис. 2), что показывает рост интереса и актуальность этого направления (количество запросов в месяц «деловой английский» на ноябрь 2011 г. составляет 17247, количество запросов в месяц «деловой английский онлайн» на ноябрь 2011 г. составляет 450).

Однако на графиках отчетливо видна большая разница между количе-

Рис. 2. Количество запросов в месяц на «деловой английский» и «деловой английский онлайн»

ством запросов в месяц «деловой английский» и «деловой английский онлайн» (разница составляет порядка 18000 запросов). Это наглядно показывает незнание потенциальными учащимися возможностей применения сервисов WEB 2.0 при обучении деловому английскому языку, а также возможную непроработанность программ по обучению деловому английскому онлайн.

Развитие информационных технологий привело к образованию новых способов использования Интернета. В настоящее время наблюдается последовательное и устойчивое движение к построению информационного общества. При этом интенсивное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий распространяется и на образовательный процесс. Необходимость развития дистанционного обучения для всех стран мира очевидна, ведь дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, затраты времени и расходы на организацию всей системы очного обучения.

В целом мировые тенденции перехода к новым дистанционным формам

Преподаватель XXI_

ВЕК

2 / 2013

образования прослеживаются в росте числа вузов, применяющих новые формы обучения (рис. 3) [2].

Безусловно, дистанционное обучение не может заменить очного, но является ему хорошим дополнением. По данным Cedar Group, стоимость услуги дистанционного обучения дешевле прочих форм образования на 32-45%, время обучения меньше на 35-45%, а скорость запоминания учебного материала выше на 15-25% [3].

Дистанционное обучение получает сегодня все более широкое распространение в государственных структурах, где оно незаменимо для организации и поддержки постоянно действующей системы непрерывного повышения квалификации госслужащих, а также в корпоративной сфере и сфере образования. Негосударственный сектор дистанционного обучения в 2000-е гг. непрерывно рос, избежав спада в период экономического кризиса 2008-2009 гг., и в настоящее время демонстрирует положительные тенденции [4].

В компаниях, на предприятиях и в госструктурах онлайновое обучение позволяет решить вопросы обучения и переобучения сотрудников, особенно при наличии у компании удаленных филиалов, когда организация традиционных тренингов на местах не только повышает стоимость обуче-

Рис. 3. Показатели мировой тенденции перехода к нетрадиционным формам образования

ния чуть ли не на порядок, но и технически оказывается более сложной -хотя бы из-за отсутствия на местах нужных специалистов. Кроме того, в целом ряде отраслей наблюдается высокая текучесть кадров, в результате чего в компаниях постоянно появляется множество новых сотрудников, которым необходимо пройти обучение, и дистанционное обучение является хорошим решением.

Степень популярности онлайнового обучения для всевозможных структур и в различных сферах очень разная. В корпоративном бизнесе явное предпочтение отдается онлайновым курсам. Что касается высшего образования, то для получения степени бакалавра большинство студентов предпочитают очную форму, а дистанционно заканчивают какие-либо дополнительные курсы. При дальнейшем обучении процент выбирающих онлайновое обучение возрастает, причем при освоении как основных, так и дополнительных дисциплин [5].

На данный момент дистанционное обучение наиболее востребовано в корпоративной сфере в качестве замены традиционных тренингов и в сфере образования при изучении отдельных курсов. Кроме того, данный вариант обучения завоевывает все более прочные позиции в финансовой и ИТ-сферах, при переобучении государственных служащих, в здравоохранении (рис. 4).

Переломным для развития дистанционного обучения в России может считаться 2002 г., когда появилась методика дистанционного образования в высших, средних и дополнительных профессиональных образовательных учреждениях [6]. В 2003 г. Минобразования установило норму численности

187

188

Рис. 4. Степень популярности e-learning в разных сферах (источник - Sloan Consortium, 2005)

дистанционно обучающихся [7] и потребовало лицензировать программы дистанционного образования [8].

6 мая 2005 г. Минобрнауки отменило Методику 2002 г. и утвердило Порядок использования дистанционных образовательных технологий, обязав при разработке учебно-методических комплексов следовать государственным образовательным стандартам. Дистанционное обучение по специальностям, не предусматривающим никакой иной формы обучения кроме очной, было разрешено только по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам [9]. В 2006 г. был утверждён, а с 1 июля 2008 г. вступил в действие ГОСТ Р 526552006, устанавливающий требования к интегрированным автоматизированным системам управления учреждениями высшего профессионального образования [10].

Однако дистанционное обучение развивается меньшими темпами, чем могло бы, и основным фактором, сдерживающим темпы развития рынка дистанционного обучения, по-прежнему остается недостаток хорошего электронного контента, потребность в котором очень высока. Помимо этого серьезными препятствиями для регионов являются недостаточно развитая инфраструктура и низкий уровень компьютерной грамотности населения.

Оценить общее число потребителей дистанционных курсов в России не позволяет отсутствие данных, но можно сказать, что целевой аудиторией дистанционных учебных программ считают людей в возрасте от 30 лет и старше, а также людей, принадлежащих отдельным социальным группам - абитуриентов, инвалидов, молодых матерей, военнослужащих, а также проживающих в отдалённых местностях.

Стоит также отметить, что число участников системы ДО растет довольно быстро. Например, в системе дистанционного бизнес-обучения для предпринимателей темпы роста в 2005 г. составили свыше 170%, а всего в ней было зарегистрировано на момент 1 августа 2011 г. почти 108 тысяч студентов (рис. 5).

Что же касается популярности дистанционного образования в центре и в регионах, то информация весьма противоречива. Например, по данным Академии «АйТи» за 2004 г., 64% (то есть большинство) дистанционно обучающихся в данной академии студентов представляли регионы, что вполне логично по причине независимости дистанционной формы обучения от места жительства.

По прогнозам Академии «АйТи», эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволит рынку дистанционного обучения занять не менее 30% от общего объема обучения, а в некоторых отраслях -даже до 75% [12]. По сведениям компании Ambient Insight, в 2009 г. объем мирового рынка дистанционного обучения составлял $27,1 млрд. Прогноз на 2014 г. - $49,6 млрд. Среднегодовой темп прироста объёма рынка в мире -12%, а в Восточной Европе, куда включается и СНГ, - 23% [13].

Наиболее перспективными в плане внедрения дистанционного обучения стоит считать:

• корпоративный сектор,

• государственные структуры,

• центры переподготовки кадров.

Образовательный сектор, объединяющий высшие учебные заведения, также довольно интересен, правда, не для получения базового образования (для этого предпочтительна очная форма обучения), а для реализа-

Рис. 5. Изменение числа пользователей в системе СДБО, в 2001-2005 гг. [11]

ции комбинированных вариантов обучения, когда студенты очных курсов будут изучать часть предметов дистанционно.

Следует отметить, что использование технологий дистанционного обучения иностранным языкам необходимо, так как подобные технологии [14]:

• предоставляют возможность студентам в выборе индивидуального вида обучения иностранному языку путем составления заданий и расширения диапазона знаний в специальности и в среде Интернет;

• предполагают освоение культурного наследия средствами английского языка англоязычных и других культурно-языковых сообществ, а также наследия человеческой цивилизации в целом;

• предполагают обучение эффективным способам кооперироваться и сотрудничать с представителями различных культур и субкультур при решении глобальных и других проблем в разных сферах человеческой деятельности (образовании, бизнесе, профессиональной деятельности, деятельности общественных организаций и т.д.);

• обеспечивают поликультурное билингвальное языковое образование средствами соизучаемых языков.

В заключении можно сказать, что согласно проведенному анализу развитие самообразовательных программ обучения деловому английскому языку с использованием инфор-ма ционно-коммуникационных технологий является действительно актуальным в настоящее время и развитие и внедрение подобных технологий в процесс обучения является крайне необходимым.

189

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. URL: http://wordstat.yandex.ru (дата обращения - 27.07.2011).

2. URL: http://cnit.ssau.ru/ito/index.htm (дата обращения - 01.08.2011).

3. Шляхтина С. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России. «КомпьютерПресс» № 1 (2006 год). -URL: http: //www. compress.ru/article. aspx? id=14659&iid=695 (дата обращения -27.07.2011).

4. Мельник О. Аренда видеоконференций: кому и для чего. Intelligent enterprice/ RE № 17—18 (209) (20 ноября 2009 года). - URL: http://www.iemag.ru/opinions/detail. php?ID= 19935&phrase_id= 116167 (дата обращения - 27.07.2011).

5. URL: http://compress.ru/article.aspx?id=146 59&iid=695 (дата обращения - 27.07. 2011).

6. Приказ Минобразования России от 18 декабря 2002 года № 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации». - URL: www.allpravo.ru/library/doc2220p0/instrum 2221/item2229.html

190 7. Распоряжение Минобразования России от 26 августа 2003 года № 985-24 «О расчёте предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий». - URL: lib. kalmsu.ru/metr/ndoc/rmo_985_24.html

8. Приказ Минобразования России от 26 августа 2003 года № 3387 «Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального об-

разования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объёме». - URL: www2.mati.ru/english/ index1.php?path=normbase/minobr/doc5

9. Порядок использования дистанционных образовательных технологий. НП «Открытый университет». - URL: http://www. openet.ru/University.nsf/Index.htm?Open &Menu=VPMain-Info-351-Orders-Prikaz 2005_137_Pril1&VPID=351 (дата обращения - 27.07.2011).

10. ГОСТ Р 52655-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования». - URL:http:// www.ohranatruda.ru/ot_biblio/gost/37.php (дата обращения - 27.07.2011).

11. URL: http://businesslearning.ru/ (дата обращения - 01.08.2011).

12. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России. - URL: http:// www. compress.ru/article.aspx?id=14659& iid=695) (дата обращения - 27.07.2011).

13. Рынок дистанционного обучения в СНГ растёт в два раза быстрее мирового рынка e-learning. Smart education (5 марта 2010 года). - URL: http://www.smart-edu.com/ index.php/20100305922/novosti-distantsion nogo-obucheniya/rynok-distantsionnogo-obucheniya-v-sng-rastet-v-dva-raza-bystree-mirovogo-rynka-e-learning.html (дата обращения - 27.07.2011).

14. Сафонова В.В. Интерент-ориентирован-ная методика обучения РКИ: Проблемы, тенденции и перспективы развития // XII конгресс международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русский язык и литература во времени и пространстве», 10-15 мая 2011, Шанхай, КНР. - НИЦ «Еврошкола», 2010. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.