УДК 712
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ГОРОДСКИХ ПАРКОВЫХ ЛАНДШАФТОВ АМЕРИКИ А. С. Пушкарева
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
[email protected] Рассматривается актуальная проблема развития новой сферы деятельности — ландшафтной архитектуры городских парков. Ландшафтное искусство — это совокупность композиционных средств и творческих приемов, которые отражают художественное содержание и целостность идеи. Формирование эстетического окружения осуществляется с помощью современных технологий, различных архитектурных форм, при этом важной составляющей является сохранение естественности в парковых зонах. Принципы классического стиля в ландшафтной архитектуре развивались не только во времени, но и в традициях различных городов и стран.
Ключевые слова: ландшафтная архитектура, композиция, выразительность, приемы планировки, городской ландшафт, удобство и практичность, эстетическая ценность.
UDC 712
MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF AMERICAN URBAN PARK LANDSCAPES A. S. Pushkareva
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
The article considers the topical issue of the development of a new sphere of activity -landscape architecture of city parks. Landscape art - is a combination of compositional means, creative techniques, which reflects the integrity of the idea and artistic content. Formation of aesthetic environment is carried out with the help of modern technologies, various small architectural forms, while maintaining the naturalness in the park areas. The principles of classical styles in landscape architecture have been developed not only in time, but also in the traditions of different cities/countries.
Keywords: landscape architecture, composition, expressiveness, planning techniques, urban landscape, convenience and practicality, aesthetic value.
Введение. Формирование новых тенденций в развитии городских парковых ландшафтов на Западе связано с осознанием экологической роли озеленения пространства для отдыха, а также с появлением новых технических средств развития парковых ландшафтов. В настоящее время стремительно меняется внешнее и внутреннее окружение парков, их взаимодействие с городским окружением, появляются современные объекты садово-паркового искусства, отвечающие запросам культурной структуры города [1].
Целью исследования городских парков Америки является освещение главных тенденций строительства и их применение в различных объектах ландшафтного искусства. Объектом исследования является ландшафтное строение парков Запада.
Основная часть. Городские парки могут быть как востребованы, так и не востребованы населением города. Как правило, городские парки становятся местом встреч, прогулок и отдыха. Искусственные и естественные озера и водоемы, фонтаны, извилистые тропинки — это все можно найти среди «каменных джунглей» Америки. Парки могут стать украшением районов, обладать культурной ценностью для городских жителей, однако это бывает крайне редко. На одно из любимых мест горожан, например, «Бостон-Коммон» в Бостоне, «Вашингтон-сквер» в Нью-Йорке, «Гриффит-парк» в Лос-Анджелесе, «Бальбоа-парк» в Сан-Диего и парк «Золотые ворота» в Сан-
Франциско, приходятся десятки скучных, мало используемых, нелюбимых местных пустот, называемых городскими парками. Однако, даже самые нелюбимые городские парки развиваются в соответствии с современными тенденциями, характерными для своего времени, диктуемые населением и профессиональным сообществом [2]. Современные парки должны соответствовать самым различным требованиям и разнообразным предпочтениям горожан. Данные требования способствуют созданию не только многофункциональных городских парков с определенным зонированием территории, но и продуманному режиму посещения.
Исторически создание городских парков в США можно отнести к началу ХХ в. Парки этого периода стали не только памятниками паркового искусства, но и местами отдыха, которые горожане активно используют и в настоящее время. Например, Центральный парк в Нью-Йорке. Именно Центральный городской парк является более известным и значимым для населения, несмотря на то, что он не является самым большим в городе. Данный парк построен полностью руками человека с использованием современных технологий. В городском парке есть несколько искусственно созданных озер и водоемов, которые выглядят довольно естественно [3].
В связи с ростом городов развивается парковый отдых вне городской черты. К числу загородных парков относится комплекс «Disney World» во Флориде. «DW.» стал любимым местом жителей и туристов со всего мира. Частный парк рассчитан на огромное количество посетителей. Парк располагается на естественной озерной местности и содержит различные зоны отдыха, а также заповедные территории. Центром загородного парка является «Волшебное королевство» — это детский городок, который оборудован на самом современном техническом уровне. Основной функцией данного парка является отдых развлекательного характера, тематические и спортивные мероприятия [4].
Помимо парков, которые создаются на большой территории, развивается направление «мини-парков», как правило, они занимают малую площадь. Благодаря современной технике создаются крытые сады, «городки развлечений» для детей, а также сады на эксплуатируемой кровле. Большая часть парков создается искусственным путем, и, как правило, на землях, вышедших из-под промышленного пользования (отвалах, карьерах, пустынной и неиспользуемой местности). В техническом отношении для парковых объектов Америки характерен высокий уровень освоения территории. Городские и загородные парки с радостью посещают как местные жители, так и туристы со всего мира.
Примером современного городского парка служит Миллениум-парк (Чикаго). Парк притягивает своей уникальной композицией и ландшафтом в целом. В результате масштабных земляных работ были созданы небольшие холмы, образующие лабиринт из прудов и малых озер [5].
Отличным примером внедрения новейших тенденций в развитие городских парков является парк Хай-Лайн в Манхэттене. Ландшафтные дизайнеры и архитекторы решили оставить рельсы, чтобы они напоминали жителям города о прошлом, а также полностью сохранили окружающую растительность. Современный парк Хай-Лайн называют самой длинной крышей мира, которая превратилась в зеленый сад в центре города. При облагораживании парка использовали современные технологии озеленения кровель, в частности, системы накопления и оттока дождевой воды. «Зеленые крыши» служат украшением городской среды и являются практически автономными, то есть совершенно незатратными в эксплуатации.
Инновационные тенденции в развитии городских парков — это не очередное новшество, а лишь преобразованное название. Современный подход наблюдается в отказе от четких стандартов, внедрении новых технологий [6]. На практике это способствовало переосмыслению существующих подходов в проектировании парков на местности.
Заключение. Результаты научного исследования показали, что в развитии городских парковых ландшафтов Америки происходит переход к оригинальным решениям, внедрению новых технологий при проектировании парковых комплексов, а также освоению ранее неиспользуемых или нарушенных территорий. Появляются искусственные строения, которые сохраняют эффект естественности. Развивается строительство парковых зон отдыха вне городской черты. Происходит переход к более четкому пониманию необходимости формирования «зеленого пространства» в разнообразных градостроительных условиях, а также полное переосмысление подходов к проектированию городских парков.
Библиографический список.
1. Сотникова, В. О. Ландшафтная архитектура / В. О. Сотникова. — Ульяновск : УлГТУ, 2010. — 145 с.
2. Вергунов, А. П. Ландшафтное проектирование / А. П. Вергунов, М. Ф. Денисов, С. С. Ожегов. — Москва : Высшая школа, 1991. — 237 с.
3. Сычева, А. В. Ландшафтная архитектура / А. В. Сычева. — Москва : Оникс, 2007. — 87 с.
4. Саймондс, Дж. О. Ландшафт и архитектура / Дж. О. Саймондс — Москва : Издательство литературы по строительству, 1965. — 193 с.
5. Сокольская, О. Б. История садово-паркового искусства / Сокольская О. Б. — Москва : Инфра-М, 2004. — 350 с.
6. Нефедов, В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / Нефедов В. А. — Санкт-Петербург : Полиграфист, 2002. — 295 с.