Дашкова Е. С.
Современные тенденции в подходах к системам мотивации персонала
В настоящее время социальная направленность систем мотивации персонала стала весьма актуальной, так как усилилось внимание к проблеме социальной ответственности бизнеса, возросла роль социальной политики предприятий, ориентированной на персонал, то есть при формировании и реализации социальной политики в организации работник как человек должен выступать высшей ценностью. Социальная ориентация организации позволит, с одной стороны, создать привлекательный образ в обществе, а с другой стороны, повысить мотивацию и, следовательно, производительность и отдачу персонала, что в свою очередь при прочих равных условиях даст существенное преимущество в конкурентной борьбе на рынке.
Реализация социальной политики организации, ориентированной на персонал, осуществляется в рамках кадровой политики посредством разработки и внедрения социально направленной системы мотивации персонала. Такая система мотивации нацелена на создание благоприятных условий труда, системы социальной защиты, позволяет достичь стратегических целей организации. Система мотивации должна предполагать предоставление персоналу всех обязательных социальных услуг, которые организацией должны оказываться в соответствии с законодательством.
Руководство государственного учреждения здравоохранения «Воронежский областной клинический консультативно-диагностический центр» (ВОККДЦ), ощущая в последние годы рост конкуренции на рынке оказания медицинских услуг, поставило задачу осуществить переход к рыночным принципам организации работы центра и создать эффективную систему управления персоналом для того, чтобы организация была привлекательна не только для пациентов, партнеров, но и для самих работников. Такая система управления персоналом базируется на экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника с интересами организации в повышении производительности труда, обеспечении высокого качества обслуживания и получении наилучших экономических результатов деятельности организации и отрасли в целом. Приоритетными направлениями стали: создание системы мотивации персонала, направленной на разработку механизмов социальной защиты своих работников и повышение их социального статуса; улучшение условий труда, охраны здоровья на основе изменения заключенного Коллективного договора между администрацией и профсоюзной организацией центра.
Система материального стимулирования центра включат широкий набор методов, которые отражены в «Положении о бригадной форме организации и оплаты труда» и «Положении о премировании». Для поощрения работников центра, руководителей отделов и служб используются надбавка к должностному окладу наиболее квалифицированным работникам за высокое качество работы и достижения в труде, доплата за ученую степень, доплата сотрудникам, получившим звание «Ведущий специалист», надбавка наставникам, предоставление ученических отпусков с сохранением среднего заработка сотрудникам центра, обучающимся в высших учебных заведениях. В результате в ВОККДЦ поддерживается один из самых высоких уровней оплаты труда среди медицинских учреждений области.
В диагностическом центре большое внимание уделяется социальной поддержке работников. Коллективным договором оговорены условия социальных выплат сотрудникам центра. Средства из фонда «Средства на материальное поощрение и социальные выплаты», предназначенные на социальные выплаты, формируются из прибыли от коммерческой деятельности центра. Эти средства направляются на: (1)
материальную помощь работникам центра, оказываемую работнику для обучения его детей, в связи с рождением ребенка, в случае смерти родителей, детей, супруга, в случае тяжелого заболевания, несчастного случая работника, при выходе на пенсию в зависимости от стажа работы в центре. Всем работникам предоставляются оплачиваемые дни при заключении брака (2дня), при смерти близких родственников (2 дня), в День знаний 1 сентября матерям, либо другим лицам - близким родственникам детей-первоклассников; (2) частичную оплату санаторно-курортного лечения; (3) оплату путевок в детские оздоровительные лагеря детям работников и др.
В общей работе по охране здоровья сотрудников центра приоритетным направлением является создание безопасных условий труда на каждом рабочем месте. С целью предупреждения возможных профессиональных заболеваний введена должность «цехового» врача-терапевта, который обслуживает только сотрудников центра, ежегодно проводятся регулярные медицинские осмотры, при приеме на работу каждый проходит углубленный медосмотр.
В качестве моральной мотивации также был предусмотрен целый ряд мероприятий таких, как награждение нагрудными знаками «Заслуженный работник диагностического центра» и «За заслуги перед ВОККДЦ»; помещение портретов на Доску Почета; вручение переходящих вымпелов «Лучший врач года», «Лучшая медсестра года», «Лучшая санитарка года», «Лучший сотрудник года»; вручение благодарственного письма; награждение Почетной грамотой; присвоение звания «Лучший по профессии»; поздравление с днём рождения, свадьбой, рождением ребёнка.
В результате проведенного социологического исследования по определению отношения работников к различным сторонам своей трудовой деятельности и выявлению трудовых мотивов были сделаны следующие выводы и рекомендации.
В целом работники удовлетворены оплатой, условиями труда и считают их комфортными, они чувствуют себя защищенными в данной организации, удовлетворены содержанием работы и возможностью обучения. Но, при выявлении предложений по улучшению со стороны работников центра чаще всего упоминались следующие: увеличить процент от платных услуг, улучшить условия труда, а именно обеспечить рабочие места более новым и усовершенствованным оборудованием; увеличить количество и спектр предоставляемых льгот и т.д.
Учитывая большую значимость для персонала таких мотивов как удовлетворение от занятия любимым делом, развитие способностей и получение профессиональных навыков и престижность предприятия, становится ясным важность укрепления и развития корпоративной культуры. Предложено проводить работу по созданию климата взаимного доверия и уважения и чувства единства и гордости за организацию, т. е. развитию корпоративной культуры с помощью совершенствования внутриорганизационной культуры поведения и общения, обеспечения единой формой одежды, «символики» (логотип, гимн, флаг) и проведения бесед с работниками по разъяснению всех проводимых в организации нововведений и важности их положительного восприятия для достижения стратегических целей организации. Это позволит не только усилить престижность центра, но и сплотить коллектив, повысить мотивацию сотрудников благодаря осознанию себя частью данной организации. Отметим, что все действия в области развития корпоративной культуры и создания программы мотивации должны согласовываться с миссией, стратегией и кадровой политикой организации.
Обследование показало, что 41% врачей, из числа ответивших предложили увеличить процент от платных услуг, поэтому считаем целесообразным внедрить ежемесячную систему оценки деятельности врачей и медицинских сестер, результаты которой позволят определять получателя и величину премии по платным услугам.
Именно за счет уменьшения количества сотрудников получающих эту премию можно увеличить ее величину и создать условия для здоровой конкуренции между сотрудниками каждой категории. Оценка персонала по итогам работы за месяц позволит справедливо вознаграждать работников и вносить ясность за что именно поощряет организация своих сотрудников с учетом их категорий. Для формирования кадрового резерва и карьерного роста сотрудников центра, для совершенствования системы мотивации персонала, определение трудового потенциала важно также применять процедуру оценки, но за более длительный период (полгода, год). На основе оценки тех личных и деловых качеств, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности в рамках корпоративной культуры организации, принимать решения о мотивации персонала.
Также нами было предложено расширить доступность и спектр оказываемых социальных льгот. Возможна также разработка социального пакета в зависимости от вклада в организацию и преданности ей. Считаем важным улучшить условия труда в процессе притока дополнительных финансовых ресурсов. Хорошие условия труда способствуют не только большей удовлетворенности работников, но и росту престижа центра.
Таким образом, на данный момент можно констатировать, что постоянная работа диагностического центра в направлении создания «социальной» системы мотивации и реализации в той или иной степени предложенных нами мероприятий позволяет сохранять лидирующие позиции на рынке, обеспечивая высокое качество предоставляемых услуг клиентам, что, безусловно, стало возможным благодаря тому, что в центре обеспечиваются условия для привлечения и удержания одних из лучших специалистов области.