АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. |[[[[р ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: 711.4
DOI: 10.52409/20731523_2023_2_101 EDN:XQBZOK
Современные тенденции в области художественного синтеза в архитектуре и дизайне города
Т.А. Евстратова1, Л.М. Кулеева1, В.Н. Куприянов1, С.А. Малахов2, С.М. Михайлов1
1Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация; 2Самарский государственный технический университет, г. Самара, Российская Федерация
Аннотация: Постановка задачи. Актуальным вопросом в архитектурно-дизайнерской теории и практике стало развитие художественного синтеза в современной архитектуре и дизайне города, которое привело к появлению таких новых форм, как арт-объекты и инсталляции, анаморфозные и кинетические медиа-фасады, «виртуальные» фальш-фасады, видео-мэппинга и видео-арта, голографии и кинематографа, оп-арта и пр. Целью исследования стало выявление особенностей, новых форм и современных тенденции в области художественного синтеза в архитектуре и дизайне города. Задачами исследования являются: выявление факторов, повлиявших на развитие художественного синтеза; изучение современных тенденций в области художественного синтеза; систематизация форм проявления художественного синтеза (тенденций) в архитектуре и дизайне города. Результаты. Исследование показало, что с развитием дизайна традиционные формы синтеза изобразительных и пластических искусств с архитектурой значительно расширяют свои объектные границы: от отдельных архитектурных и предметных форм к пространственному художественному синтезу в дизайне архитектурных ансамблей и созданию комплексных многоаспектных программ художественного преобразования города в целом. И сегодня правомерным становится говорить о многоуровневом художественном синтезе архитектуры, изобразительных и пластических искусств с дизайном.
Выводы. Полученные результаты способствуют созданию принципов использования новых форм художественного синтеза, формулировке дальнейших задач архитектурно-дизайнерской теории и практики.
Ключевые слова: синтез, дизайн, архитектура, искусство, суперграфика, стрит-арт, опарт, интерактивность, LED-технологии, медиа-фасады, видео-мэппинг
Для цитирования: Евстратова Т.А., Кулеева Л.М., Куприянов В.Н., Малахов С.А., Михайлов С.М. Современные тенденции в области художественного синтеза в архитектуре и дизайне города // Известия КГАСУ 2023 № 2 (64), с. 101-112, DOI: 10.52409/20731523_2023_2_101, EDN: XQBZOK
Modern trends in the field of artistic synthesis in architecture and design of the city
T.A. Evstratova1, L.M. Kuleeva1, V.N. Kupriyanov1, S.A. Malakhov2, S.M. Mikhailov1
1Kazan State University of Architecture and Engineering;
Kazan, Russian Federation 2Samara Polytech University, Samara, Russian Federation
Abstract: Problem statement. The development of artistic synthesis in modern architecture and city design has become a topical issue in architectural design theory and practice, which has led to the emergence of such new forms as art objects and installations, anamorphic and kinetic media facades, "virtual" false facades, video mapping and video art, holography and cinematography, op art, etc. The aim of the study was to identify features, new forms and modern trends in the field of artistic synthesis in the architecture and design of the city. The objectives of the study are to identify the factors that influenced the development of artistic synthesis, as well as to systematize the modern forms of its manifestation (trends) in the architecture and design of the city. Results. The study showed that with the development of design, traditional forms of synthesis of fine and plastic arts with architecture significantly expand their object boundaries: from individual architectural and object forms to spatial artistic synthesis in the design of architectural ensembles and the creation of complex multi-aspect programmes for the artistic transformation of the city as a whole. And today it becomes appropriate to talk about a multi-level artistic synthesis of architecture, fine and plastic arts with design. Conclusions. The results obtained contribute to the creation of principles for the use of new forms of artistic synthesis, the formulation of further tasks of architectural design theory and practice.
Keywords: synthesis, design, architecture, art, supergraphics, street art, op art, interactivity, LED technology, media facades, video mapping
For citation: Evstratova T.A., Kuleeva L.M., Kupriyanov V.N., Malakhov S.A., Mikhailov S.M. Modern trends in the field of artistic synthesis in architecture and design of the city // News KSUAE 2023 № 2 (64), p.101-112, DOI: 10.52409/20731523_2023_2_101, EDN: XQBZOK
1. Введение
В теории архитектуры и искусствоведении вопросы синтеза изобразительных и пластических искусств с архитектурой до сих не потеряли своей актуальности [1-3]. Принято считать, что синтез искусств возникает в истории с дифференциацией искусств по видам, «выявляя своё взаимодополняющее своеобразие, возникает и обратное стремление — к их синтезу» [4-6].
Исследователи начинают рассматривать историю синтеза искусств с культур Древнего Востока, делая определенный акцент на гармоничном взаимодействии архитектуры и изобразительных и пластических искусств Античности [7-9], новых формах синтеза Возрождения, синтезе искусств на основе архитектуры в стиле «Модерн» на рубеже XIX-XX вв., на мемориальных объектах и монументальном искусстве ХХ в.
В современных условиях, с масштабным развитием дизайна и новейших технологий информационного общества, архитектурно-художественный синтез значительно расширил свои традиционные границы, включив такие новые области как суперграфика и стрит-арт, ленд-арт и ландшафтный дизайн, лучевые технологии и световой дизайн, видео-мэппинг и медиа-арт, кинетическое искусство и кинематограф [10]. Это отмечают в своих исследованиях искусствоведы, теоретики архитектуры и дизайна А.Е. Грищенко и Е.Б. Коробий, рассуждая о суперграфике как о «новом виде художественного взаимодействия архитектурного контекста и графического дизайна, пришедшему на смену традиционным формам синтеза монументально-декоративного искусства и
архитектуры» [11]. О формах архитектурно-художественного синтеза на основе светового дизайна (лайт-арта) пишет В.Е. Карпенко, «проецирование на фасадные плоскости городских объектов кино-, видео-, и мульт-образов, подчеркивают или разрушают тектонику здания, делая средовые объекты открытыми для интерпретации» [12]. Н.Н. Александров, изучая тему кинетического искусства делает вывод, что «пределов для синтеза нет», а «приемы кинетизма повсеместно использовались в разнообразных шоу, от выставок и дискотек до выборов президентов. Газосветная реклама, неон, экраны, трехмерные рекламы и прочее, сопровождаемые всем потенциалом кинетизма, породили облик современных городов» [13]. Р.И. Алиева и А.В. Ефимов отмечают, что «изменение жизни человека и общества в эпоху технологических революций требует создания качественно новой городской среды, а мировая эволюция пластических искусств демонстрирует переход от живописи к объему (скульптура, инсталляция, малая архитектурная форма) и к пространству (городская среда)» [14].
В известной статье Рихарда Вагнера 1849 г. «Искусство и революция» им была изложена концепция «искусства будущего», в которой затрагивались общие проблемы синтеза искусств [15]. Уильям Моррис и Готфрид Земпер, в своих исследованиях, развили теорию синтеза искусств на основе архитектуры и изобразительных искусств [16]. В ХХ в. синтез искусств и архитектуры перерастает в тотальную систему, призванную решать проблемы связанные не только с видоизменениями предметно-пространственной среды, но и социальными запросами общества.
Интенсивное развитие коммуникационных и когнитивных технологий современного постиндустриального общества ведет к созданию т.н. «умных вещей», «умного дома» и «умного города» (Smart City). С последним исследователи все чаще связывают такое понятие, как «умное» арт-пространство, наполняющее город новой, постинформационной эстетикой [17], отмечая, что информационные технологии станут тем фундаментом, на котором будет строиться эстетика будущего. Плазменные экраны и дисплеи, проецирующие исторические фрагменты и фильмы, становятся репрезентаторами специфического культурного кода [18].
В условиях постиндустриального общества на смену «экономическому человеку» индустриальной эпохи идет многомерный (творческий) человек с целостной картиной мировосприятия и более высокими духовными и функциональными запросами, видя предназначение окружающей его предметно-пространственной среды уже не только и не столько лишь в утилитарной функциональности. И форма объекта, вопреки ранее установленным правилам, перестает следовать строго за его функцией. Художественный синтез в архитектуре XXI в. все меньше подчиняется законам архитектоники, становится менее зависимым от архитектурного контекста и пространственных ситуаций города. Особое значение здесь начинает приобретать «человеческий фактор», ориентирующий архитектурную среду на более тесный и разнообразный контакт с человеком, который хочет видеть в ней яркие краски, зрелищность, эмоциональную насыщенность, философский посыл [19].
Объектом исследования стал художественный синтез в различных формах его проявления в архитектуре и дизайне города, с выявлением его особенностей в условиях современного постиндустриального общества. Целью исследования стало выявление особенностей, новых форм и современных тенденции в области художественного синтеза в архитектуре и дизайне города. Задачами исследования являются: выявление факторов, повлиявших на развитие художественного синтеза; изучение современных тенденций в области художественного синтеза; систематизация форм проявления художественного синтеза (тенденций) в архитектуре и дизайне города.
2. Материалы и методы
В качестве основополагающего в процессе работы использовался системный подход, ставший определяющим для выявления и раскрытия понятия «художественный синтез» в архитектуре и дизайне города, анализе форм его проявлении и современных тенденциях развития.
Методология исследования также включила следующие методы:
- историко-генетический метод, позволивший проследить в историческом аспекте эволюцию проявления различных форм художественного синтеза в городской среде XX-XXI вв.;
- метод сравнительного анализа - для дифференцирования и качественной оценки исследуемых феноменов и их проявлений в архитектуре и дизайне города;
- обобщения исторического и современного отечественного и зарубежного опыта в области художественного синтеза в архитектуре и дизайне города.
3. Результаты и обсуждение
В современном мире человек испытывает потребность в интеллектуальности и интерактивности окружающей его предметно-пространственной среды, вступающей с ним в контакт, реагирующей на его действия, эмоции и чувства. При этом художественное осмысление архитектурного пространства и его предметного наполнения все больше опирается на цифровые информационные технологии. Художественный синтез в такой интеллектуальной и интерактивной среде, базируясь на традиционном взаимодействии с изобразительными и пластическими искусствами, значительно расширяет свои границы и дополняется формами, основанными на новейших аудиовизуальных технических средствах (Рис. 1).
Л КОМПЬЮТЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД и информационные технологии постиндустриального общества
МНОГОМЕРНЫИ( ТВОРЧЕСКИИ) ЧЕЛОВЕК, пришедший на смену 2 «экономическому человеку» индустриальной эпохи. Смена ценностных ориентиров
О ГУМАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА, человеческий фактор в центре внимания в постиндстриальном обществе
Л СМЕНА ДОКТРИНЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ в архитектуре и дизайне современного города
С КАЧЕСТВЕННО НОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ в условиях постиндустриальной архитектуры и дизайна
5.1 Ориентация на экологичность и ландшафтную морфологию в формо- и стилеобразованию
5.2 Повышенный уровень комфортности м эмоциональной выразительности городской среды
5.3 Интерактивность и интеллектуальность предметно-пространственной среды города
5.4 Кинетизм (включая «пространственный кинетизм») и высокая динамичность среды города
5.5 Активное развитие светодизайна, включая проекционные и LED-технологии в городской среде
Рис. 1. Факторы, повлиявшие на развитие художественного синтеза в архитектуре и дизайне города (иллюстрация авторов) Fig. 1. Factors that influenced the development of artistic synthesis in the architecture and design
of the city (authors illustration)
В этом случае, художественные составляющие, выраженные посредством электронных технологий организации пространства, приобретают новые эстетические свойства при создании современного архитектурного образа [20].
В процессе исследования был выявлен ряд тенденций в области художественного синтеза в архитектуре и дизайне города, отражающих особенности его развития на современном этапе.
Эволюционирование синтеза изобразительных и пластических искусств в архитектуре города
Изобразительные формы в архитектуре города. Определенным этапом в развитии изобразительных форм в архитектуре города стала появившаяся во вт. пол. ХХ в. архитектурная суперграфика (рис. 2., п.1.), которая в процессе своего развития под влиянием новых технологий и материалов значительно расширила свои предметные и объектные границы, превратившись из средства активного цвето-графического преобразования на визуальном уровне отдельных архитектурных объемов в универсальный проектно-художественный метод в архитектуре и дизайне города [21].
Изначально целью суперграфики был художественный синтез, основанный на визуальной трансформации архитектурных объемов, создании определенных зрительных иллюзий и эффектов цвето-графическими средствами. Современные технологии позволяют создавать цвето- и свето-графические изображения, уже лишь условно зависимые от архитектурной и предметной формы (рис. 2., п.1.), и даже полностью автономные и практически не связанные с ней [22]. Примером здесь могут быть получившие развитие в начале XXI в. голографические проекции (рис. 2., п.3., 3.6), способные создавать объемные изображения - точные копии существующих (и не только) объектов. Здесь можно говорить о художественном синтезе визуальных искусств и городской среды («вне архитектуры», в традиционном понимании) [23].
Другим продуктом развития технологий, и в первую очередь светодиодных, стали анаморфные медиа-фасады со зрительными иллюзиями. Особенностью таких фасадов стало использование 3D видео-изображений высокого качества на двух или более плоскостях архитектурной формы (рис. 2., п.2.). Современные мэппинг-технологии позволяют проецировать изображения или видеоряд практически на любые поверхности -здания и сооружения, инженерные конструкции, деревья, тротуары и даже «подвешивать» их в воздухе. Новыми направлениями видео-мэппинга стали: медиа-арт, слайд-мэппинг (рис. 2., п.3.). Причем такие суперграфические изображения и оптические иллюзии, основанные на технологиях видео-мэппинга и видео-арта, голографии и кинематографа, все чаще носят динамический характер, превращая пространственные формы художественного синтеза в пространственно-временные [24].
В к. ХХ в. возникла новая форма архитектурной суперграфики - стрит-арт (рис. 2., п.2.). Ее главной задачей остается «интеграция» различных форм искусства в уличное пространство, основанная на эффектах оптических иллюзий, как традиционных, так и с применением цифровых технологий [25]. Смешение перспектив и художественных искажений приводит к тому, что видимые границы между зданием и рисунком, накладываемым на фасад, оказываются если не стерты, то очень размыты [26]. Ставшие доступными новые технологии — смартфоны, уличные видеопроекторы, а вместе с ними дополненная реальность — теперь позволяют художникам «ломать» привычные границы городской среды. Использование в стрит-арте новых технологий привело к появлению такого направления, как «гиффити». Художники создают граффити в несколько слоёв, фотографируя поочередно каждый слой, а затем превращают снимки в анимированный GIF-файл (рис. 2., п.3.). Получает все большее распространение «мультимедийный стрит-арт» или «граффити-мэппинг», совмещающий технологии видео-мэппинга и стрит-арта. Так в проекте Ф. Пантоне при помощи синхронизации с видеопроектором и камерой абстрактные граффити художника буквально оживают на улицах Монреаля (2016). Оптическое искусство стрит-арта используется и в архитектуре фасада, как постоянный элемент (рис. 2., п.2., 2.4) или временный (рис. 2., п.2., 2.5). Распространение получают и такие новые формы, как «переработанный стрит-арт» с использованием мусора и различных отходов (рис. 2., п.1., 1.4). Новые формы стрит-арта в многоуровневой системе современного художественного синтеза возникают на основе традиционных культур граффити и стрит-арта, в синтезе с архитектурной или дизайнерской формой, видео-артом, оптическим искусством.
1. Вторая половина XX в. - Атектоничные цвето-графические изображения (архитектурная суперграфика)
1.1 Мурализм 1.2 Психоделическй стрит-арт (кислотный) 1.3 «Поп-арт» Отрит-арт
Университетский городок УНАМ, Х.Сикейрос, Мехико Beatles Apple buildind 1967, Лондон «Счастливый дом», Браушвейг
1.4 «Переработанный» стрит-арт (треш-арт) 1.5 «Деструктивный» стрит-арт 1.6 «Люминисцентный» стрит-арт
Cтрит-арт A.Бордало, Лиссабон «Уличный портрет» VHILS, Сейшал Cтрит-арт М.Лопес, X. де Риба, Будапешт
2. Конец XX в. - анаморфические трехмерные изображения
2.1 Тромплей 2.2 Анаморфные изображения зеркала 2.3 Мульти-плоскостное 3D граффити 2.4 «ОП-стрит-арт» в структуре фасада 2.5 Временный «оптический» стрит-арт
«Лувр в каменном карьере»,JR,
Фестиваль «Императорские сады России»
Трехмерное граффити от SCAF, Париж
Здание-портрет У.Барака, Мельбурн
Медиа-куб Кэтчер. «HighLights», Москва
3. Начало XXI в. - динамические цвет- и светографические композиции
3.1 Граффити 3.2 Граффити-мэппинг 3.3 Анаморфный медиа-фасад
Граффити от INSA, Рио-де-Жанейто
«Граффити-мэппинг» Ф.Пантоне, Монреаль
Медиа-куб Кэтчер. «HighLights», Москва
3.4 Медиа-арт
3.5 Cлайд-мэппинг
З.б Голографические проекции
Медиа-арт на концертном зале Дисней Р.Амадол, Лос-Анджелес
«Городское сафари» Ж.Ноннон, Париж
Голография Б.Хайруллаев, Лондон (2019)
Рис. 2. Эволюционирование синтеза изобразительных искусств в архитектуре города (иллюстрация авторов) Fig.2. The evolution of the synthesis of fine arts in the architecture of the city
(authors illustration)
Пластические формы в архитектуре города. Дизайн пешеходных улиц во вт. пол. ХХ в., вместе с суперграфикой и системами визуальных коммуникаций, принес и новые формы художественного синтеза пластических искусств в архитектуре города. Возникли
новые формы городской скульптуры, как реалистичной жанрового характера, так и в виде абстрагированных декоративных объемных и объемно-пространственных композиций (рис. 3., п.1.). Дальнейшее развитие этих направлений привело к появлению в к. ХХ в. в городских пространствах уникальных объектов с ярко выраженной художественно-эстетической направленностью, которые становились композиционными и образно-смысловыми акцентами и доминантами в этих пространствах. Эти новые объекты художественного синтеза, обладающие высокой декоративностью и художественной ценностью, созданные на грани скульптуры и кинетического искусства, живописи, оп- и видео-арта, саунд-дизайна и городского паблик-арта, получили название «арт-объекты». Сегодня они имеют достаточно большой типологический ряд, который постоянно расширяется (рис. 3., п.2.).
Особое место в системе арт-объектов в архитектуре города занимают их временные формы - «художественно-декоративные инсталляции». Быстровозводимые и рассчитанные на короткий период своего существования, такие объекты временного искусства созвучны современной динамике жизни города, эстетическим запросам потребителя [27]. Они позволяют проследить формы взаимодействия человека с окружающим пространством, определить, какое место он в нем занимает и какому влиянию с его стороны подвергается [28]. Инсталляция как особая форма художественного синтеза используется при организации временных выставок, фестивалей, ярмарок, спортивных праздников, различных шоу и других общественно значимых событий, иногда - просто для разнообразия городской среды созданием «мимолетной красоты» [29] (рис. 3., п.2., 2.4)._
1. Вторая половина XX в. - новые формы городской скульптуры
1.1 Скульптура жанрового характера
1.2 Абстрагированные декоративные формы
«Памятник Металлургу демидовских времен» Г.Плахов, Магнитогорск «La Grande Vitesse» А.Колдер, Мичиган «Лежащая фигура 1975», Ч.Мур, Колумбус «Maman» Л.Буржуа, Бильбао
2. Конец XX в.- начало XXI в. - Арт-объекты
2.1 Объемно-простр. арт-объекты 2.2 Кинетические и интерактивные арт-объекты 2.3 Объемно- простр. светограф. арт-объекты 2.4 Временные арт-объекты 2.5 Компактные ландшафтные формы
«Желтый «Интерактивный «Аффинити» «Книжка- «Лабиринт»
кролик» Ф. куб» В.Поляков, Amigo and amigo, раскраска» И.Хайн, Нью-
Хоффман, Москва Ливерпуль Д.Куис, Беверли- Йорк
Эребру Хиллз
Рис. 3. Эволюционирование синтеза пластических искусств в архитектуре города
(иллюстрация авторов) Fig.3. The évolution of the synthesis of plastic arts in the architecture of the city
(authors illustration) Новые формы художественного синтеза в архитектуре города Программы фирменных стилей. Один из ведущих методов дизайна - «метод фирменных стилей» -, нашел свое применение и в архитектуре города во вт. пол ХХ в. при создании ансамблей пешеходных улиц. Здесь перед архитекторами и дизайнерами ставилась задача не только формирования художественного и стилистически целостного пространственного ансамбля на основе единого колористического решения, принципов
формо- и стилеобразования уличной мебели и оборудования, единства графического языка визуальных коммуникаций, но и повышения статуса ансамбля пешеходной улицы, как общественного центра города. В первую очередь для достижения этой цели создавалась качественно новая, с художественной точки зрения, среда. И, здесь, становится возможным говорить о «пространственном художественном синтезе», создаваемом в пространственных границах ансамбля. Классическими примерами стали дом Хундертвассера в Вене (1984) и исторический квартал Николайфиртель в Берлине (1987) [30] (рис. 4., п.1.). В рамках этих проектов, художественный синтез закладывался в виде принципов формо- и стилеобразования предметно-пространственной среды ансамбля, которые становились программами художественного преобразования городского ансамбля с использованием широкого арсенала средств изобразительных и пластических искусств, ландшафтного и графического дизайна [31-33].
Генеральные схемы монументально-декоративного оформления города как особая форма художественного синтеза. В рамках средового подхода в 1970 - 1980-х гг., в нашей стране начали создаваться масштабные программы долгосрочного характера, направленные на художественное осмысление и комплексную организацию предметно-пространственной среды города, с использованием широкого арсенала художественных средств. К пионерным проектам, получившим распространение в 1970-е гг. в СССР, можно отнести «Схемы комплексного художественно-декоративного оформления и монументальной пропаганды городов». Их авторы в своих проектных программах ставили вопросы, направленные на «повышение идейного, архитектурно-художественного, а также функционально-утилитарного содержания пространственной среды»1.
1. ЛОКАЛЬНЫЕ АРХИТЕКТУРНО К УДОЖЕСТВ Е H H Ы Е СТИЛ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ АНСАМБЛЕЙ
2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ АРХИТЕКТУРНО К УДОЖЕ С ТВ Е H H ОГО ОФОРМЛЕНИЯ
/ '"*•'>. ч Tv Ji
' *
г ■= *
J-^àK'.-:
Дом Хундертвассера в Вене, 1984г.
Квартал Николайфиртель в Берлине, 1987г.
комплексного
Проект
архитектурно-художественного оформления г. Орск, 1993г.
Рис. 4. Новые формы художественного синтеза в архитектуре города
(пространственные формы) (иллюстрация авторов) Fig.4. New forms of artistic synthesis in urban architecture (spatial forms)
(authors illustration)
Вслед за схемами монументально-декоративного оформления появились «проекты комплексного архитектурно-художественного оформления городов», которые отличались большей широтой охвата вопросов художественно-декоративного оформления, организации архитектурного контекста, благоустройства и городского дизайна, а также более развернутым аппаратом предпроектных исследований, включающим, наряду с
'Определенную известность получили «Генеральная схема художественного оформления и монументальной пропаганды Ленинграда», «Комплексный план политического и архитектурно-художественного оформления Львова» (Худфонд СХ УССР), «Схема монументально-декоративного оформления города Набережных Челнов» (ЦНИИЭП жилища) и др.
ретроспективным анализом и выявлением экспозиционного потенциала города, архитектурно-ландшафтный анализ, исследования структуры объектов торгового и бытового обслуживания, основных транспортно-пешеходных связей города и др. [34]. В этих проектах задачи художественного и монументально-декоративного оформления рассматривались вместе с вопросами архитектуры, городского дизайна и благоустройства 2 [35] (рис. 4, п.2).
4. Заключение
1. Таким образом, были выявлены основные факторы, повлиявших на развитие художественного синтеза: компьютерно-технологический уклад и информационные технологии постиндустриального общества; многомерный (творческий) человек, пришедший на смену «экономическому человеку» индустриальной эпохи; гуманизация предметного мира, человеческий фактор в центре внимания в постиндустриальном обществе; смена доктрины формообразования в архитектуре и дизайне современного города; качественно новые параметры городской среды в условиях постиндустриальной архитектуры и дизайна (ориентация на экологичность и ландшафтную морфологию в формо- и стилеобразовании; повышенный уровень комфортности и эмоциональной выразительности городской среды; интерактивность и интеллектуальность предметно-пространственной среды города; кинетизм (включая «пространственный кинетизм») и высокая динамичность городской среды; активное развитие светодизайна, включая проекционные и LED-технологии в городской среде).
2.Изучены современные тенденций в области художественного синтеза: эволюционирование синтеза изобразительных и пластических искусств в архитектуре города; и пространственные формы художественного синтеза в архитектуре города
3. Выполнена систематизация новых форм художественного синтеза в архитектуре и дизайне города: архитектурная суперграфика, анаморфические трехмерные изображения, динамические цвето- и светографические композиции, новые формы городской скульптуры, арт-объекты, программы фирменных стилей и генеральные схемы монументально-декоративного оформления города как особая форма художественного синтеза.
Список литературы / References
1. Потаев Г.А. // Синтез искусств в городской среде. URL: http://bsa.by/news/BUA/sintez-iskusstv-v-gorodskoy-srede?ysclid=lfkzt7nltu17802219 (дата обращения: 26.03.2023). [Potayev G.A. // Synthesis of Arts in Urban Environment. URL: http://bsa.by/news/BUA/sintez-iskusstv-v-gorodskoy-srede?ysclid=lfkzt7nltu17802219 (reference date: 26.03.2023).]
2. Гулая М.С. Вопросы архитектурно-художественного синтеза // Инновационная наука. 2016. № 11-3. С. 140-142. [Gulaya M.S. Issues of architectural and artistic synthesis // Innovative science. 2016. No. 11-3. P. 140-142]
3. Дуцев М.В. Город как пространство архитектурно-художественного синтеза // Academia. Архитектура и строительство. 2012. № 1. С. 28-37. [Dutsev M.V. The city as a space of architectural and artistic synthesis // Academia. Architecture and Construction. 2012. № 1. P. 28-37.]
4. Стеклова И.А., Рагужина О.И. Генезис парков скульптуры в эволюции синтеза ландшафтного и монументально-декоративного искусств // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2019. Т. 9. № 4. С. 698-716. [Steklova I.A., Raguzhina O.I. Genesis of sculpture parks in the evolution of synthesis of landscape and monumental and decorative arts // Bulletin of St. Petersburg University. Art History. 2019. Vol. 9. № 4. P. 698-716.]
5. Котломанов А.О. Паблик-арт: страницы истории поиски архитектурно-художественного синтеза в британском искусстве второй половины XX // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2013. № 4. С. 60-73. [Kotlomanov A.O.
2Это серия проектов оформления городов Углича, Альметьевска, Сарапула, Мамадыша, разработанных в 1980-е гг. в КГАСУ (рук. проф. Михайлов С.М.).
Public Art: pages of history in search of architectural and artistic synthesis in British art of the second half of XX // Bulletin of St. Petersburg University. Art History. 2013. № 4. P. 60-73.]
6. Макаров К.А. // Синтез искусств. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/102/435.htm (дата обращения: 26.03.2023). [Makarov K.A. // Synthesis of Arts. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/102/435.htm (reference date: 26.03.2023).]
7. Алпатов М.В. // Проблема синтеза в художественном наследстве. URL: https://tehne.com/event/arhivsyachina/m-v-alpatov-problema-sinteza-v-hudozhestvennom-nasledstve?ysclid=lfkxgxqt7k181662380(дата обращения: 27.03.2023). [Alpatov M.V. // The Problem of Synthesis in Artistic Inheritance. URL: https://tehne.com/event/arhivsyachina/m-v-alpatov-problema-sinteza-v-hudozhestvennom-nasledstve?ysclid=lfkxgxqt7k181662380 (reference date: 27.03.2023).]
8. Мурина Е.Б. Об искусстве и искусствознании. СПб.: Издательство им. Новикова, 2020. 520 с. [Murina E.B. On Art and Art Studies. St. Petersburg: Novikov Publishing House. Novikov, 2020. 520 p.]
9. Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств. Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978. С. 5-20. [Zis A.Y. Theoretical prerequisites for the synthesis of arts. Interaction and Synthesis of Arts. L., 1978. P. 5-20.]
10. Hecker S. 'Servant of Two Masters': Lucio Fontana's Sculptures in Milan's Cinema Arlecchino (1948) // Oxford Art Journal 35(3):337-361. D0I:10.2307/23322189.
11. Грищенко А.Е., Коробий Е.Б. Суперграфика как средство средового формообразования // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2018. Т. 3. С. 48-54. [Grishchenko A.E., Korobij E.B. Supergraphics as a means of environmental shaping // New Ideas of the New Century: Proceedings of the International Scientific Conference of FAD TOGU. 2018. Vol. 3. P. 48-54.]
12. Карпенко В.Е. Световой элемент в современном визуальном искусстве и пространстве города. Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Световой дизайн - 2015», Санкт-Петербург, 2015. С. 75. [Karpenko V.E. Light element in contemporary visual art and urban space. Theses of reports of international scientific-practical conference "Light Design - 2015", St. Petersburg, 2015. P. 75.]
13. Александров Н.Н. // О кинетическом искусстве. URL: http://alexnn.trinitas.pro/files/2012/08/0-kineticheskom-iskusstve 1 ^Ддата обращения: 27.03.2023). [Aleksandrov N.N. // On Kinetic Art. URL: http://alexnn.trinitas.pro/files/2012/08/0-kineticheskom-iskusstve 1 .pdf (reference date: 27.03.2023)]
14. Алиева Р.И., Ефимов А.В. Зарождение и развитие средовой художественной пластики // Архитектура и современные информационные технологии. 2020. № 2 (51). С. 316-339. [Alieva R.I., Efimov A.V. Origin and development of environmental art plastics // Architecture and modern information technologies. 2020. № 2 (51). P. 316-339.]
15. Рихард Вагнер. Искусство и революция (перевод И. Каценэленбогена, 1918). URL: http://wagner.su/book/export/html/348 (дата обращения: 01.04.2023). [Richard Wagner. Art and Revolution (translated by I. Katzenelenbogen, 1918). URL: http://wagner.su/book/export/html/348 (reference date 01.04.2023).]
16. Теория синтеза искусств У. Морриса. URL: http://www.newreferat.com/ref-13085-2.html (дата обращения: 01.04.2023). [The Theory of Art Synthesis by W. Morris. URL: http://www.newreferat.com/ref-13085-2.html (reference date 01.04.2023).]
17. Самойлова Е.О., Шаев Ю.М. Арт-пространство умного города: перспективы развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-4 (86). С. 150-153. [Samoilova E.O., Shaev Y.M. Art-space of smart city: prospects of development // Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art criticism. Issues of theory and practice. 2017. № 12-4 (86). P. 150-153.]
18. Соловьев А. В. Новая эстетика информационной эпохи: искусство как база данных // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». 2009. № 8 (63). С. 50-55. [Solovjev A. V. New aesthetics
of information epoch: art as a database // Bulletin of Belgorod State University. Philosophy. Sociology. Law. 2009. № 8 (63). P. 50-55.]
19. Slifkin R. Is Contemporary Art History? // Oxford Art Journal 35(1): 111-114. DOI:10.2307/41415647.
20. Прохоров С.А., Шадурин А.В., Прохоров Н.С. Художественная составляющая интерактивного дизайна в синтезе искусств архитектурного пространства // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 30. С. 148-155. [Prokhorov S.A., Shadurin A.V., Prokhorov N.S. Artistic component of interactive design in synthesis of arts of architectural space // Bulletin of Tomsk State University. Culturology and art criticism. 2018. № 30. P. 148-155.]
21. Supergraphics as a project and artistic method in design of a modern city / S. Mikhailov, R. Khafizov, A. Mikhailova [et al.] // IOP conference series : Materials Science and Engineering, Kazan, 29 апреля - 15 2020 года. Vol. 890. - Kazan, Russia: IOP Science, 2020. - P. 012003. - DOI 10.1088/1757-899X/890/1/012003. - EDN EYRMPS.
22. Stewart J. The City on Display // Oxford Art Journal 27(2):254-257. DOI:10.1093/oaj/27.2.254.
23. Rafikov, I. Synthesis of the technique of academic architectural drawing and architectural fantasy in composite openings as an invariant of professional training of future architects / I. Rafikov // E3S Web of Conferences Volume 274 (2021) : 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering (STCCE - 2021), Kazan, 21-28 апреля 2021 года. Vol. 274 - France: EDP Sciences, 2021 - P. 1038 - DOI 10.1051/e3sconf/202127401038. - EDN MVTSRB.
24. Хамидуллина К.Р., Бурова Т.Ю. Тенденции развития медиафасадов: влияние на современные города // Поведенческие теории и практика российской науки: сб. ст. международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург. 2021. С. 8-11. [Khamidullina K.R., Burova T.Yu. Media facade development trends: impact on modern cities // Behavioral theories and practice of the Russian science: collection of articles of the international scientific-practical conference. St. Petersburg State University of Economics. St. Petersburg. 2021. P. 8-11].
25. Johnson C. Complicities with the Camera: The Performance and Installation Art of Carlos Leppe // Oxford Art Journal 45(1): 105-126. DOI:10.1093/oxartj/kcab037.
26. Михайлов С.М., Хафизов Р.Р. Стрит-арт как вид суперграфики в дизайне современного города // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 5 (166). С. 106-111. [Mikhailov S.M., Khafizov R.R. Street Art as a Type of Supergraphics in Design of Modern City // Bulletin of Orenburg State University. 2014. № 5 (166). P. 106111.]
27. Эсманович Э.Ю., Камейко К.С., Потаев Г.А. // Синтез искусств в городах 21 века. URL: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/85609/93-103.pdf?sequence=1&isAllowed=y(дата обращения: 05.04.2023). [Esmanovich E.Y., Kameiko K.S., Potayev G.A. // Synthesis of arts in cities of 21st century. URL: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/85609/93-103.pdf?sequence=1&isAllowed=y(reference date: 05.04.2023).]
28. Веселова М.Н. Художественная инсталляция как форма выражения проблемы взаимодействия человека и современного города // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 206. С. 254-262. [Veselova M.N. Art installation as a form of expression of the problem of interaction between man and modern city // Proceedings of St. Petersburg State Institute of Culture. 2015. Vol. 206. P. 254-262.]
29. Obrist H.U. Installation Are The Answer, What Is The Question? // Oxford Art Journal 24(2):93-101. DOI:10.1093/oxartj/24.2.93.
30. Local artistic style formation in urban environment design / S. Mikhailov, A. Mikhailova, N. Nadyrshin [et al.] // E3S Web of Conferences Volume 274 (2021) : 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering (STCCE - 2021), Kazan, 21-28 апреля 2021 года. Vol. 274. - France: EDP Sciences, 2021. -P. 1002. - DOI 10.1051/e3sconf/202127401002. - EDN UMZOMB.
31. Magagnoli P. Critical Nostalgia in the Art of Joachim Koester // Oxford Art Journal 34(1):97-121. D01:10.2307/41315365.
32. Anderson F. Preserving and Politicising the Alternative Space // Oxford Art Journal 38(3):kcv026. DOI:10.1093/oxartj/kcv026.
33. Kalyva E. Reconfiguring Private and Public Space in Contemporary Art Practices // Oxford Art Journal 36(2):306-309. DOI:10.1093/oxartj/kct010.
34. Temporary identification style of urban areas / D. Koshkin, E. Kudryasheva, R. Khafizov [et al.] // E3S Web of Conferences Volume 274 (2021) : 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering (STCCE - 2021), Kazan, 21-28 апреля 2021 года. Vol. 274 - France: EDP Sciences, 2021 - P. 1010 - DOI 10.1051/e3sconf/202127401010. - EDN JTCFWL.
35. Михайлов С.М., Михайлова А.С., Городской дизайн - дизайн города (Эволюция методов организации предметно-пространственной среды)//Архитектура и строительство России, №4 2018. [Mikhailov S.M., Mikhailova A.S., Urban Design - City Design (Evolution of methods of organization of the object-spatial environment)//Architecture and Construction of Russia, No.4 2018.]
Информация об авторах Евстратова Татьяна Андреевна, аспирант кафедры дизайна, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация
Email : [email protected]
Кулеева Ляйля Муратовна, кандидат архитектуры, профессор кафедры дизайна, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация Email :[email protected]
Куприянов Валерий Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры архитектуры, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация Email : [email protected]
Малахов Сергей Алексеевич, доктор архитектуры, заведующий кафедрой инновационного проектирования, Самарский государственный технический университет, г. Самара, Российская Федерация Email : [email protected]
Михайлов Сергей Михайлович, доктор искусствоведения, профессор кафедры дизайна, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация Email : [email protected]
Information about the authors Tatiana A. Evstratova, post-graduate student of the Department of Design, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation Email: [email protected]
Layla M. Kuleeva, Candidate of Architecture, Professor of the Department of Design, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation Email: [email protected]
Valery N. Kupriyanov, Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Architecture, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation
Email: [email protected]
Sergey Al. Malakhov, Doctor of Architecture, Head of the Department of Innovative Design, Samara Polytech University, Samara, Russian Federation Email: [email protected]
Sergey M. Mikhailov, Doctor of Art History, Professor of the Department of Design, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation Email: [email protected]