Таким образом, для создания дизайн интерьера информационного, инновационного и
компьютерного центра возможно использование монохромной цветовой гаммы: черный, белый, серый. Также возможно использование ярких цветовых акцентов в декоре интерьера, коммуникационных направляющих,
осветительных приборах, навигации, покрытие стен. Чаще всего в помещениях с подобной функцией используют стекло, бетон, пластик, дерево и кирпич.
Список использованной литературы:
1.Андреев М. Реновация промышленных территорий и объектов.
[Электронный ресурс] http://arch-
grafika.ru/publ/bez_kategorij/bez_kategorij /renovacija_promy sЫennykh_temtorij_i_obektov/12-1-0-69/(Дата обращения: 06.12.2019).
УДК 747.023 ГРНТИ 67.07.31
2.Цитман Т.О., Богатырева А.В. Реновация промышленной территории в
структуре городской среды // Инженерно-строительный вестник Прикаспия: научно-технический журнал / Астраханский инженерно-строительный институт. Астрахань: ГАОУ АО ВПО «АИСИ», 2015. №4 (14). С.29-35./ (Дата обращения: 06.12.2019)
3.Дрожжин Р. А. Реновация промышленных территорий // Вестник
Сибирского государственного
индустриального университета. 2015. № 1 (11). С.84-86./ (Дата обращения: 04.12.2019)
4.«SK Сколково» Официальный сайт. [Электронный ресурс]
http://sk.ru/news/ (Дата обращения 14.12.2019)
5.Дизайн офиса IT-компании. «Duplex Apartment». [Электронный ресурс]
http://duplexapartment.ru/ru (Дата обращения 15.12.2019)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИЗАЙНЕ ЭКСПОЗИЦИЙ МУЗЕЕВ
Переходина А.В.
ст. гр. ДАС-1-15 Волков В.С.
Доцент Каф. ДиМДИ ВолгГТУ ИАИС, г. Волгоград, РФ
АННОТАЦИЯ
Рассмотрим роль экспозиции в жизни современного человека - она источник знаний, транслятор эстетических канонов, составляющая социальной коммуникации. В статье раскрывается роль современных дизайнерских приемов в экспозиции музеев, показан ряд факторов, который нужно учесть при экспонировании.
ABSTRACT
Let us consider the role of the exposition in the life of modern man - it is a source of knowledge, a translator of aesthetic canons, a component of social communication. The article reveals the role of modern design techniques in museum expositions and shows a number of factors to be taken into account when exhibiting.
Ключевые слова: экспозиция, современный дизайн, тенденции, приемы.
Keywords: exposition, modern design, trends, techniques.
Введение.
В последнее время искусство экспозиции, как основная часть музейной работы, выступает как самостоятельный вид деятельности. Современные выставочные проекты отличаются
многогранностью смыслов и вариаций, они очень креативны и включают зрителя в творческий процесс. Однако, новые опыты, открытия и эксперименты в проектровании современных экспозиций основаны на теории и проверенных временем принципах проектирования.
Экспозиция играет важную роль в жизни современного человека - она источник знаний и эстетических канонов, часть социальной коммуникации.
Актуальность.
Актуальность поиска новейших тенденций в дизайне экспозиции исходит из стремления музеев
занимать позиции современных и передовых культурных центров, идущих в ногу со временем.
Среди музеев стало популярным обращение к зарубежному опыту, отмечая динамизм экспозиции и растущий интерес со стороны зрительской аудитории. В этом случае изменяются и требования, предъявляемые к дизайну выставочного пространства. Исходя из музейных практик можно сделать вывод, что современный экспозиционный дизайн наделяется рядом свойств, которые придают ему актуальность.
Современные приемы и тенденции в экспозиционном дизайне.
Музейная экспозиция - это один из главных и самых важных средств коммуникации между посетителем и историей. Коммуникативность относится к основным свойствам современного дизайна музейной экспозиции.
В современном экспозиционном дизайне коммуникативный подход рассматривается как способ, с помощью которого налаживается диалог экспоната с посетителем. Важное условие такого общения - это умение посетителя понимать «язык вещей», другое - уникальная организация экспозиционного пространства.
Еще одно значимое свойство современной экспозиции - это ее интерактивность. Под интерактивностью подразумевается активное взаимодействие посетителя с экспозицией. Современный дизайн должен учитывать эту потребность в получении новых эмоций, опыта и знаний у музейного зрителя. В интерактивной экспозиции зритель совершает непосредственный контакт с экспозицией, например, трогает экспонаты, получает дополнительную
информацию.
Также в экспозиционном дизайне стало актуальным использование аудиовизуальных разработок. Новейшие технологии дают возможность осмысленной коммуникации в рамках выставки, способствуют более полному восприятию экспозиции, помогают
сориентироваться в экспозиционном пространстве.
Важным экспозиционного универсальность.
свойством современного дизайна является его Касаемо дизайна
универсальность подразумевается как возможность комфортного использования без дополнительной подготовки и адаптации. Создание универсального дизайна экспозиции направлено, главным образом, на то, что данный экспозиционный проект будет интересен, доступен и понятен различным группам населения, независимо от возраста, образования и т.д.
Дизайнерское решение экспозиции в большинстве случаев ориентируется на эспрессивность, эмоциональность. Поэтому экспрессивность также является одним из ключевых моментов экспозиционного дизайна [1].
Зарубежный и отечественный опыт.
Достаточно экспрессивны и выразительны экспозиции музейно-выставочного комплекса Яд ва-Шем (Израиль). Структура навигации здесь имеет четкую, линейную структуру и заданный маршрут, с которого посетитель музея не может свернуть - этот прием подчеркивает необратимость трагической судьбы еврейского народа в годы Второй Мировой Войны (рис. 1,2) [2].
Рис. 1 Экспозиция музейно-выставочного комплекса Яд ва-Шем
Рис. 2 Экспозиция музейно-выставочного комплекса Яд ва-Шем
Эскпозиционное пространство Музея холокоста в Вашингтоне (США) организовано аналогичным образом. Осмотр экспозиции начинается с шестого этажа, куда посетители доставляются на лифте, стилизованном под вагон, в котором перевозили узников лагерей.
Эти экспозиционные приемы создают глубокую погруженность, имеют мощное эмоциональное воздействие, которое невозможно получить ни в кино, ни в театре (рис.3) [3].
Рис. 3 Экспозиция Музея холокоста в Вашингтоне
Такие театральные приемы как театральный свет и спецэффекты, которые, безусловно, придают экспозиции зрелищность активно используются в дизайне музейной экспозиции. Сюжетность экспозиции создает полноценное художественное произведение.
Еврейский музей и центр толерантности в Москве использует мультимедиа технологии, чтобы погрузить посетителя в быт и традиции
еврейского народа. В экспозиции музея гармонично сочетаются аутентичные музейные предметы (подлинные документы, личные вещи и дневники) и мощные компьютерные технологии, которые помогают раскрывать и дополнять основные темы экспозиции. Использование современных технологий в дизайне экспозиции значительно повышают ее информативность и коммуникативные функции (рис. 4,5) [4].
Рис. 5 Экспозиция Еврейского музея и центра толерантности в Москве
Авторский проект.
В рамках дипломного проектирования было разработан дизайн интерьеров Музея музыки в Советском районе г. Волгограда. Особенностью этого музея стало его функциональное наполнение - помимо выставочной функции здесь сосредоточен ряд и других, таких как торговая, функция питания и концертная.
Основываясь на примерах выше, был использован ряд приемов дизайна экспозиции -
использование современных технологий, интерактивность и универсальность.
Главным элементом композиции музея является спиральный пандус, предназначенный для постепенного изучение музейных экспонатов, расположенных в нишах - инструментов, нот, портретов композиторов и т.д (рис. 6). Ниши не закрыты стеклом, что позволяет посетителю прикоснуться к инструменту, понять его пластику, получить новые эмоции, знания. Также возле каждого инструмента расположен динамик для
прослушивания его звучания. После изучения всех экспонатов посетитель попадает в концертный зал, расположенный на втором этаже музея, где может насладиться прослушиванием музыки той или иной эпохи.
Для более быстрого подъема на второй этаж предусмотрена спиральная лестница, а для маломобильных групп населения - лифт.
Рис. 6 Интерьер Музея музыки
Вывод.
Таким образом, можно сделать вывод: проектируя современную экспозицию, дизайнер отвечает на ряд вопросов: каким образом зритель будет вовлечён в экспозицию; будет ли экспозиция достаточно универсальная, чтобы донести единый смысл для людей различных социальных и культурных групп; предоставит ли экспозиция не только историческую и научную информацию посетителям, но и позволит им получить необходимые впечатления.
Библиографический список:
1.Ялова А.Л., Никонова А.А., Джигарханян М.Б. Современные тенденции в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов // Научный
корреспондент. 2017. [ Yalova A.L., Nikonova A.A., Djigarhanyan M.B. Contemporary trends in design of museums and exhibition halls // Science correspondent . 2017.]
https://nauchkor.ru/uploads/documents/5a6f88357966 e12684eea328.pdf
2.Яд Вашем Мемориальный комплекс истории холокоста / Посетителям. URL: https://www.yadvashem.org/ru/visiting.html
3.Музеи мира / Музеи США / Мемориальный музей памяти жертв Холокоста, Вашингтон, США. URL: https://urokiistorii.ru/article/1289
4.Strana.ru / Путеводитель / Еврейский музей и центр толерантности. URL:
http://strana.ru/places/23367823/info