УДК 34 ББК 67
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТЕРРОРИЗМА В МИРЕ
МУСА УМАТГИРЕЕВИЧМЕДОВ,
генерал-майор полиции E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Рецензент: доктор юридических наук, профессор А.А. Магомедов
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрываются современные тенденции терроризма в мире. Обращается внимание на том, что терроризм на современном этапе характеризуется спецификой, выраженной в использовании террористами современных технологий и нетрадиционных средств нападения.
Ключевые слова: терроризм, исламское государство, идеология, террористические группы, террористические организации, исламский терроризм, психологическое воздействие, Интернет.
Annotation. In article current trends of terrorism in the world reveal. The author in the work pays attention that the terrorism at the present stage is characterized by the specifics expressed in use by terrorists of modern technologies and nonconventional means of attack.
Keywords: terrorism, Islamic state, ideology, terrorist groups, terrorist organizations, Islamic terrorism, psychological influence, Internet.
Терроризм стал частью современной жизни, бичом всех демократических правительств. Сейчас мир является свидетелем новых тенденций терроризма, которые ныне более фанатичны, более смертельны и более глобальны, чем в любое другое время. Терроризм сегодня более разнообразен с точки зрения своей мотивации, финансирования и разрушительных последствий его актов.
Наибольшую угрозу к началу ХХ! в. для стран Европы, Америки, России и других государств стал представлять исламистский, как мы его понимаем псевдорелигиозный терроризм. Проблема здесь заключается, прежде всего, в том, что, для Европы, это «доморощенный» терроризм. Так, по данным западных исследователей в Германии 2005 г. насчитывалось 105 террористов-исламистов, к январю 2011 г. — уже 130, к 2012 г. их число увеличилось еще на несколько десятков, причем 96 человек из них являются гражданами стран Европейского Союза1.
За последние годы Российская Федерация, как и все мировое сообщество, пережила масштабные атаки со стороны международного и внутреннего терроризма: захват школы в Беслане (погибло 330 человек), здания «Норд-Оста» в Москве (погибло 129 человек), вооруженное нападение на Нальчик (погибло 47 человек), взрывы домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске (погибло 294 человека) и многие другие. В связи в с этим, еще в 2002 г. Президент России В.В. Путин справедливо заметил, что: «Мы имеем дело не просто с отдельными акциями устрашения нас обособленными вылазками террористов. Мы имеем дело с прямой интервенцией международного террора против России с тотальной, жестокой и полномасштабной войной, которая вновь и вновь уносит жизни наших соотечественников»2. По данным ГИАЦ МВД России, за последние 7 лет (с 2008—2014 гг.) в стране зарегистрировано 4 924 преступлений террористического характера3 (см. табл.).
Таблица 1
Динамика зарегистрированных преступлений в Российской Федерации
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Всего 3209862 2994820 2628799 2404807 2302168 2206249 2166399
Зарегистрировано преступлений террористического характера 642 654 581 622 637 661 1127
Направлено в суд дел по преступлениям террористического характера 240 263 236 240 301 265 367
Расследовано дел террористического характера 550 530 410 428 478 454 579
Приостановлено дел террористического характера 87 87 118 117 117 106 339
Раскрываемость преступлений террористического характера, абс.знач. % 85,90 77,65 78,53 80,34 81,07 63,07
Выявлено лиц, причастных к деятельности террористического характера 530 521 402 377 373 370 513
Вместе с тем, американская поддержка исламистов в Сирии, Ираке, Ливии привела к неразберихе в этих государствах и способствовала созданию группировки «Исламского государства» (далее в тексте — ИГИЛ или ИГ). Соединенные Штаты вступили в XXI в. инициаторами хаоса на ближнем востоке и основателями группировки «ИГИЛ». А именно, террористы «Исламского государства», во власти которых уже находится часть Ирака и Сирии, постепенно захватывают под свой контроль и Ливию, пользуясь почти четырехлетней политической нестабильностью, конфликтом в государстве и слабостью центральной власти. Данная организация начала свою деятельность еще в 2006 г., как часть «Аль-Каиды», тогда же возникло название «Исламское государство Ирака и Леванта», давшее аббревиатуру ИГИЛ, которую используют до сих пор, хотя сейчас организация предпочетает называть себя просто «Исламским государством». В начале 2014 г. ее лидер Абдалла Ибрагим ас-Самараи (также известный как Абу Бакр аль-Багдади) заявил об отделении от детища Усамы бен Ладена, вероятно, почувствовав собственную силу и влиятельность,
хотя бойцы до сих пор хранят верность идеям бывшего террориста № 1. В конце 2014 г. появились слухи о гибели аль-Багдади, но позже они не подтвердились. В жестокости «ИГИЛ» не уступит средневековым крестоносцам и инквизиторам. Кроме публичных казней «неверных», они очень жестоко следят за «чистотой» своих рядов, убить могут даже за курение.
В июне 2014 г. боевики «ИГИЛ» захватили восток Ирака и север Сирии, объявив о создании «Исламского государства», которое должно объединить мусульман мира. С осени 2014 г. представители организации постепенно проникали на территорию Ливии, в декабре глава американского военного командования в Африке генерал Дэвид Родригес заявил о том, что на севере страны были обнаружены тренировочные лагеря «ИГИЛ», сообщало FT. Численность бойцов постепенно росла, и в феврале 2015 г. мир столкнулся с серьезной угрозой проникновения «ИГИЛ» в Европу, поскольку Ливия имеет выход к Средиземному морю4.
Смена власти в Ираке, Ливии и других государствах усилили антиамериканские настроения и
внутри, и за пределами исламских стран во всем мире. Хотя конечный исход этих процессов не вполне ясен, одна вещь совершенно очевидна и понятна: XXI в. не позволит никакой стране оставаться изолированной от международной ответственности за свои действия5.
Но именно ИГ за прошедший год удалось почти полностью приковать к себе мировое внимание, потеснив в новостной повестке и «Талибан», и «Аль-Каиду». «МК» побеседовал с экспертами о том, какие факторы позволили группировке выделиться из ряда подобных, добиться столь масштабного резонанса и стать прямой угрозой для других радикальных движений6.
Как видим, правительства большинства государств обеспокоены терроризмом и уделяют много внимания борьбе с ним. Это так, ибо: «Обострение борьбы за сферы влияния между различными социальными силами, политическими идеологиями, в том числе этнического и конфессионального характера, частое применение субъектами мировой политики терроризма в качестве эффективного средства политической борьбы стало одной из главных проблем, мешающих устойчивому развитию, как России, так и всего мирового сообщества»7.
Если на протяжении долгого времени считалось, что террористы представляют собой одного лидера и сеть небольших террористических групп, то на современном этапе мы видим, что терроризм может исходить и от одного радикально настроенного молодого человека. Многочисленные европейские исследования показывают, что ныне многие террористы действуют по принципу «думай на глобальном, а действуй на местном уровне». Примером могут служить Мохаммед Мерах в Тулузе (Франция), Брейвик в Норвегии и др.
Если посмотреть более детально на террористический акт, совершенный утром 19 марта 2012 г. в европейской школе «Сокровища Торы» в Тулузе (Франция), то мы видим, что Мохаммед Мерах был гражданином Франции алжирского происхождения, проживал в Тулузе, работал автослесарем. Знакомые с ним люди утверждали, что это тихий и вежливый молодой человек, который не производил впечатления религиозного фанатика и не спорил о политике. Когда дом, где он проживал, окружили
полицейские, пытавшиеся уговорить его сдаться, то в это время он излагал свои политические и религиозные взгляды, писал прокламации в Интернете, на известном исламистском сайте «Джунд аль-Халифа» («Солдаты халифата») и указывал на то, что он вовсе не желает умирать за ислам, предпочитая за него убивать: и если он останется в живых, то количество его жертв с помощью Аллаха увеличится8.
В январе 2015 г. Францию захлестнула волна терактов. В среду группировка террористов «Аль-Каиды» атаковала редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo, расположенного в центре Парижа, устроив там бойню. Были убиты 12 человек, в том числе главный редактор издания Стефан Шарбонье.
За этим последовали акции террористов в других городах страны и пригородах столицы респу-блики9.
Террористический акт от 2 марта 2011 г. в Германии, свидетельствует о том, что террористов-одиночек, причем граждан европейских государств, становится все больше. Так, молодой человек, вооружившись пистолетом и двумя ножами напал на территории аэропорта на двух летчиков. Напавший был этническим албанцем из Косово, набожным мусульманином. Хотя он и родился в Косово, его семья в течение 40 лет жила в Германии. Когда террорист был еще школьников, в 2005 г. он совместно с одноклассниками выиграл премию правительства и мечтал о создании школьного проекта по предотвращению насилия в обществе, подрабатывал в отделении почты в аэропорту. По данным немецкой прокуратуры, именно Интернет сыграл важную роль в радикализации подростка, когда на его страничке в Facebook была размещена ссылка на джихадский гимн битвы. Полицейским он признался, что действовал в одиночку и не принадлежит к террористической сети или конкретной группе10.
Ныне прямое использование средств массовой информации (СМИ) «реализуется, как правило, в глобальной сети Интернет, где в этом качестве выступают сайты террористических структур. Интернет является идеальной средой для деятельности террористов, поскольку доступ к ней крайне легок, потенциальная аудитория огромна, там легко обе-
спечить анонимность пользователей, она никем не управляется и не контролируется»11.
Таким образом, мы видим, что терроризм перестал существовать лишь только на «земле», он перешел в иное глобальное пространство — в кибер-пространство. На сегодняшний день деятельность террористов с использованием глобальной коммуникационной сети Интернет в науке в полной мере не изучена. Силовые структуры как России, так и других стран ведут постоянный мониторинг таких сайтов.
В эпоху информационного общества телекоммуникационные системы используются во всех сферах жизнедеятельности человека и государства через созданное киберпространство посредством глобальных компьютерных сетей. При этом безопасность тысяч их пользователей и целых государств может оказаться в зависимости от нескольких преступников12.
Некоторые западноевропейские ученые, такие как Габриэль Вайман, занимаются этой проблемой уже много лет. Им было выявлено, что в 1998 г. около половины из тридцати организаций, именуемых в качестве «иностранных террористических организаций» имели свои веб-сайты. К 2000 г. практически все террористические группы обозначили свое присутствие в сети Интернет. На данный момент имеются сотни сайтов, обслуживающих террористов и их сторонников13.
Терроризм в Интернете — очень динамичное явление. Веб-сайты могут внезапно появляться и так же внезапно исчезать, может изменяться их формат, но во многих случаях они исчезают путем изменения их онлайн-адреса, при этом сохраняется полное содержание сайта. Для того, чтобы найти эти сайты необходимо проводить многочисленное сканирование Интернета. Огромное разнообразие названий сайтов, терминов в поисковых системах, чатов, форумов сторонников и сочувствующих, видеоролики, ссылки на другие сайты, вот лишь то немногое с чем приходится бороться правоохранительным органам России и других стран каждый день. Можно себе представить какой это титанический труд14.
Как известно, одним из важных обязательных условий функционирования террористических структур и результативности их деятельности счи-
тается скрытность. «В настоящее время имеются достоверные данные, что террористы активно используют при подготовке и координации терактов передачу зашифрованных посланий и приказов посредством электронной почты, интернет-чатов и форумов. В ходе подготовки теракта 11 сентября 2001 г. ячейки «Аль-Каиды» использовали новые телефонные сервисы на базе Интернета для связи с другими террористическими группами за границей, а также специальное программное обеспечение для выхода в чат в Интернете для связи с угонщиками самолетов»15.
Анализ использования террористами сети Интернет показал, что их деятельность с его использованием варьируется от ведения психологической войны, сбора информации и средств, до вербовки, пропаганды, а так же планирования и координации террористических актов. По своей природе Интернет во многом является идеальной ареной для деятельности террористических организаций. В частности, он предполагает: ф легкий доступ;
ф отсутствие цензуры и других форм государственного контроля;
потенциально огромная аудитория по всему миру;
анонимность общения; быстрый поток информации; ф недорогая разработка и сопровождение веб-присутствия;
большая возможность разместить на сайте как текст, графику, так видео- и аудио- записи, чтобы пользователи могли скачать фильмы, песни, книги, плакаты и т.д.
В связи с изложенным представляет интерес мнение американского терролога Джеймса А. Льюиса считающего, большинство ранних разработок о «киберугрозе» посвящены хакерам, террористам, иностранным шпионам и преступным группировкам, «которые, вбив в компьютер несколько команд, могут получить контроль над важнейшими инфраструктурами или разрушить их, а также парализовать целые нации. Этот пугающий сценарий не подкрепляется никакими доказательствами.
Террористические группы подобные «ИГИЛ», действительно широко используют Интернет, но только как средство связи внутри группы, сбо-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ра средств и популяризации своей деятельности. Кибертеррорист может также использовать Интернет в своих целях, чтобы узнать номера кредитных карт или иные ценные данные, необходимые для обеспечения финансовой поддержки террористических операций. Кибертерроризм привлекает значительное внимание, но до настоящего времени он являлся не многим больше, чем пропаганда, некая совокупность сведений или цифровой эквивалент надписей на стенах, с группами, опирающимися на сайты друг друга. Никакие важнейшие инфраструктуры не пострадали от кибератак16.
Между тем, дальнейшее развитие новых информационных технологий, с простотой доступа к ним, относительно низкой их стоимостью, и представляемыми ими широкими возможностями, открывает для терроризма новые границы, переводя кибертерроризм в разряд серьезных опасных угрох для человечества, сравнимых, по оценкам специалистов, с ядерным, бактериологическим и химическим оружием. При этом степень опасности угрозы кибертерроризма — в силу своей новизны — не до конца еще осознана.
1 Все цифры взяты из: «Выступление Государственного бюро расследований, раздел VII — Борьба с терроризмом (CTWG)»,
Австрия, 14 апреля 2011 г.
2 Обращение Президента России В.В. Путина к российскому народу // Российская газета. 7 сентября. 2004 г.
3 Форма 494 ГИАЦ МВД России.
4 ИГИЛ вплотную подходит к Европе: Ливия может втянуть в войну полмира http://obozrevatel.com/abroad/58436-igil-vplotnuyu-podoshel-k-evrope-liviya-mozhet-vtyanut-v-vojnu-polmira.htm
5 Godson, Roy. International Terrorism. Vital Sheeches of the Day, vol. 61, no. 17, June 15, 1995.
6 «Секрет успеха» ИГИЛ: как группировка стала угрозой для конкурентов-исламистов http://www.mk.ru/politics/2015/08/20/ sekret-uspekha-igil-kak-gruppirovka-stala-ugrozoy-dlya-konkurentovislamistov.html
7 Мохаддам Ф.М. Терроризм с точки зрения террористов: что они переживают и думают и почему обращаются к насилию/ Пер. с англ. В.А. Соснин. М.: Форум, 2011. С. 72.
8 http://respublika-kz.info/news/politics/21497/
9 http://www.rg.ru/2015/01/09/khronika-site-anons.html
10 http://www.cbsnews.com/2100-202_162-20038801.html
11 Белоножкин В.Н., Остапенко Г.А. Информационные аспекты противодействия терроризму. М.: Горячая линия — Телеком, 2011. С. 12.
12 Иващенко В.В. Эволюция законодательной техники обеспечения противоправности терроризма. Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М.: РГБ, 2006. С. 11.
13 http://www.usip.org/publications/global-terrorism-after-iraq-war
14 Требин М. Терроризм — болезнь современного общества. http://www.journalist.kharkov. org/1999-11/terrorism.htm
15 Белоножкин В.Н., Остапенко Г.А. Указ. соч. С. 12.
16 Джеймс А. Льюис Оценка риска кибертерроризма, кибер-войны и других киберугроз // Терроризм в России и проблемы системного реагирования. М., 2004. С. 75—76.
т
Конституционное право зарубежных государств. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.И. Червонюк, К.К. Гасанов, Е.Н. Хазов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 463 с.
Рассмотрены проблемы конституционного права зарубежных государств, анализ которых в учебной литературе представлен самым общим образом. Выбор группы стран Европы, Средней Азии, Юго-Восточной и Центральной Азии, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна продиктован прежде всего потребностями учебного процесса: анализ основ конституционного права рассматриваемых стран способствует развитию конституционной теории, позволяет на основе сравнительно-правового и страноведческого анализа раскрыть новые грани и аспекты развивающейся практики конституционализма в современном мире.
Для курсантов (студентов), адъюнктов (аспирантов) и преподавателей юридических вузов, а также для всех интересующихся проблемами конституционного развития.