Научная статья на тему 'Современные тенденции стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области'

Современные тенденции стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / СУБНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГНОЗ / STRATEGY / THE CONCEPT / THE INNOVATIVE SCRIPT / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / REGION / SUBNATIONAL REGION / THE FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Алексей Викторович

Рассматриваются современные тенденции социально-экономического развития России и регионов, в соответствии с разрабатываемыми Правительством и администрациями регионов стратегическими документами. Изложены основные позиции проекта концепции долгосрочного социального развития России МЭРТ РФ и проекта стратегии социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочную перспективу. Выявлены недочеты в проекте региональной стратегии, даны рекомендации по ее доработке и приведению в соответствие с Концепцией МЭРТ РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern tendencies of strategic planning of social and economic development of Irkutsk region

Current trends in strategic planning of social-economic development of regions are discussed. Possible scenarios for a social-economic development strategy in Irkutsk Oblast are analyzed.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области»

A.B. САМАРУХА

A.B. САМАРУХА

кандидат экономических наук

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ*

В настоящее время в России формируется новая система государственного управления рыночной экономикой, базирующаяся на разделении функций (правоустанавливающих, контрольно-надзорных, по предоставлению услуг и управлению имуществом)1. Созданная в 2000-2006 гг. и начавшая функционировать вертикаль власти законодательно разграничила полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Государственное управление целенаправленно переходит к использованию современных методов и механизмов стратегического планирования, среднесрочного бюджетирования и долгосрочного программно-целевого прогнозирования.

В 2003-2007 гг. в России наблюдается стабильный экономический рост ВВП на уровне 6-7 % в год, что выше, чем в среднем в мире. В 2006 г. впервые за переходный период ВВП на 2% превысил аналогичный показатель 1991 г. При этом существенно изменилась структура экономики, в которой стали преобладать виды деятельности, ориентированные на рыночный спрос, в связи с чем объем промышленного производства и сельского хозяйства составил лишь 85 и 79% от уровня 1991 г. соответственно.

Объем ВВП (по паритету покупательной способности) превысил в 2006 г. 1,6 трлн дол. США. По этому показателю Россия заняла прочное положение в первой десятке ведущих стран мира2.

Социально-экономические успехи России в последние годы свидетельствуют об окончании периода перехода от плановой экономики к рыночной и о достижении ста-

туса мощной экономической и финансовой мировой державы, что, по мнению многих зарубежных и отечественных аналитиков, позволит ей оказаться на передовых конкурентных позициях в будущем. Для этого в предстоящий период — до 2020 г., России необходимо выдержать усиливающуюся глобальную конкуренцию на товарных, финансовых, технологических, образовательных и кадровых рынках. Также следует обеспечить существенный рост человеческого капитала и повышение его роли в социально-экономическом развитии. Соответственно, одной из основных задач, стоящих перед Россией и ее регионами, является переход от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному, что предполагает активизацию перерабатывающей промышленности, ориентированной на производство конечной продукции, совершенствование транспортной инфраструктуры, подготовку высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров, развитие фундаментальной науки и создание технической базы для разработки новых технологий и новых видов энергоносителей.

Основная стратегическая цель, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, проект которой был подготовлен Министерством экономического развития и торговли РФ в июле 2007 г., заключается в превращении России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выходе ее на уровень высокоиндустриальных стран. К 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству ВВП.

* Печатается при поддержке проекта ФБ-10: «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ» (РНП 2.1.3.1419), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006—2008 годы)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01.2.006 06902.

© А.В. Самаруха, 2007

A.B. ЛИТВИНЦЕВ

фективное использование для глобальной специализации на высокотехнологичных рынках;

- структурная диверсификация экономики в направлении повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «отраслей знаний»;

- развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности, создание социально-экономических условий для реализации творческого потенциала человека.

В Иркутской области имеются все необходимые ресурсы для успешного осуществления данных стратегий.

Только воплотив в повседневную жизнь общества формулу «демократия-человек-технологии», Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

Примечания

' Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / М-во экон. развития и торговли РФ.

2 Там же.

3 Там же.

A.B. ЛИТВИНЦЕВ

старший преподаватель Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КРУПНОГО ГОРОДА

Особенностью функционирования имущественного комплекса крупного города является наличие внутреннего противоречия: во-первых, муниципальное образование должно стремиться к самодостаточности, одно из условий достижения которой — экономическая эффективность использования муниципального имущества; во-вторых, использование муниципального имущества ограничено законодательно; в-третьих, муниципальное имущество — это имущество, основное назначение которого заключается в выполнении общественно полезных функций при решении задач местного самоуправления. Ключевой проблемой является постоянное повышение эффективности функционирования муниципалитета, однако количественное выражение эффекта непосредственно не связано с максимизацией прибыли (дохода) в силу принципиальной разнородности целевых приоритетов деятельности органов местного самоуправления. Отсутствие же адекватной системы оценки влечет за собой пробелы в поиске и разработке целевых ориентиров использования имущества и, соответственно, снижение эффективности всего процесса управления социально-экономическим развитием города. Современная практика муниципального управления,

отождествляя понятия эффекта и дохода, ориентируется, к сожалению, только на доходные частные показатели. Главным показателем в этом случае считается не столько качество жизни населения муниципального образования, сколько удельный вес доходов от использования имущества в доходах бюджета. Критерием эффективности выступает рост доходов с одновременным снижением расходов на поддержание функционирования и развитие имущественных объектов.

С целью анализа информации, поступающей от объекта управления (имущественного комплекса муниципального образования) по каналам обратной связи, необходимо сформировать четкую систему показателей, характеризующих состояние объекта. Главным требованием к данной системе должно стать наличие двух взаимосвязанных параметров: критериев оценки экономической эффективности и критериев удовлетворения социальных потребностей местного сообщества. Среди достаточно разработанных в настоящее время методик определения социальной и экономической эффективности государственных и местных институтов власти можно выделить появившуюся в США методику, основанную на применении сбалансированной системы показателей

© А.В. Литвинцев, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.