Научная статья на тему 'Современные тенденции рынка туристских услуг в условиях кризиса'

Современные тенденции рынка туристских услуг в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
641
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИЗМА / MARKET OF TOURIST SERVICES / MACROECONOMIC DEVELOPMENTS / LEGAL SUPPORT FOR TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хоферихтер Наталья Александровна

Анализируются правовые основы формирования рынка туристских услуг. Определяется место туризма и роль туризма в современных условиях хозяйствования. Представляются данные по динамике въездного и выездного туризма. Выявляются особенности развития отечественного рынка туристских услуг в изменяющихся геоэкономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends in the market of tourist services in times of crisis

Analyzes the legal basis for the formation of the market of tourist services, the place of tourism and the role of tourism in the current economic conditions. Submitted data on the dynamics of inbound and outbound tourism. The peculiarities of development of the domestic tourism market in the changing geo-economic conditions.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции рынка туристских услуг в условиях кризиса»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

135

Наталья Александровна ХОФЕРИХТЕР — помощник заведующего кафедрой мировой экономики и менеджмента Международного банковского института, г. Санкт-Петербург.

В 2011 г. окончила Балтийскую академию туризма и предпринимательства.

Автор 4 научных публикаций.

Сфера научных интересов - социальный туризм.

^ ^ ^

Хоферихтер Н.А.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Аннотация. Анализируются правовые основы формирования рынка туристских услуг. Определяется место туризма и роль туризма в современных условиях хозяйствования. Представляются данные по динамике въездного и выездного туризма. Выявляются особенности развития отечественного рынка туристских услуг в изменяющихся геоэкономических условиях.

Ключевые слова. Рынок туристских услуг, макроэкономические изменения, правовое обеспечение туризма.

Hoferihter N.A.

MODERN TRENDS IN THE MARKET OF TOURIST SERVICES IN TIMES OF CRISIS

Abstract. Analyzes the legal basis for the formation of the market of tourist services, the place of tourism and the role of tourism in the current economic conditions. Submitted data on the dynamics of inbound and outbound tourism. The peculiarities of development of the domestic tourism market in the changing geoeconomic conditions.

Keywords. Market of tourist services, macroeconomic developments, legal support for tourism.

^ ^ ^

ГРНТИ 06.71.57 © Хоферихтер Н.А., 2015

Контактные данные для связи с автором: 190023, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 60 (Russia, St. Petersburg, Nevskiy av., 60). Тел. (812) 570-55-05. E-mail: depmaster@ibispb.ru.

Публикуется по рекомендации д-ра социолог. наук, проф. Сигова В.И.

Статья поступила в редакцию 31.12.2014 г.

Для ссылок: Хоферихтер Н.А. Современные тенденции рынка туристских услуг в условиях кризиса // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 135-137.

136

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Изменение геополитической ситуации, безусловно, оказало влияние на рынок туристских услуг. Изменения коснулись не только перераспределения туристских потоков, но и самого процесса оказания услуг в сфере туризма. Следует учитывать, что сфера туризма представляет собой открытую систему и ее развитие невозможно без развития транспортной инфраструктуры.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [5] целью государственной политики в сфере развития транспорта было определено создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения. Достижение данной цели становится возможным при развитии транспортной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям рынка, что позволит обеспечить: ускорение товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны; повышении доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения; повышении конкурентоспособности транспортной системы России и реализации транзитного потенциала страны; повышении комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы; снижении вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Все перечисленные положения являются неотъемлемыми условиями развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей требуемый уровень развития рынка туристских услуг. Транспортная необеспеченность напрямую влияет на изменения туристских потоков. Кроме того, повышение цены на транспорт (тарифов) также негативно сказывается на укрепление тех туристских направлений, которые уже получили должный стимул для развития.

Отметим, что в условиях падения курса рубля выездной туризм стал недоступным для многих российских граждан. При этом, более привлекательным стал въездной туризм. Так, на сайте Центра гуманитарных технологий [7] представлен аналитический обзор «Российские города в международных туристических рейтингах 2014», основанный на данных 22 международных рейтингов, в которых Санкт-Петербург представлен в 17, а Москва — в 14 рейтингах. При этом, Санкт-Петербург лидирует среди российских территорий в рейтингах конгресс-городов, бюджетных и пешеходных направлений Европы и мира, лучших туристических направлений России, Европы и мира, лучших достопримечательностей, лучших и наиболее посещаемых музеев.

Москва лидирует среди российских регионов в пяти рейтингах: по посещаемости городов, по дороговизне гостиничных номеров, в двух рейтингах самых дорогих городов для туристов, а также в рейтинге лучших гостиниц России. По ежегодному потоку туристов Москва занимает 27 место с 4,17 млн человек. Санкт-Петербург занимает 45 место в рейтинге с ежегодным потоком туристов 2,9 млн человек.

По доступности условного туристического пакета среди бюджетных туристических направлений Москва заняла 28 место, что на 6 позиций выше результатов рейтинга прошлого года. Санкт-Петербург — 7 место. При этом, в Москве стоимость товаров и услуг за последний год увеличилась более чем на 10%. Рост цен в российской столице можно назвать одним из самых значимых изменений, произошедших в рейтинге за текущий год. Сейчас Москва занимает 5 строчку рейтинга, что на 8 позиций выше результатов прошлого года. Санкт-Петербург поднялся за год с 51 на 32 место в рейтинге.

В пятерке самых дорогих лыжных курортов мира, где пятое место занимает Куршевель, лидирует Сочи, который вместе с Самарой и Нижним Новгородом вышли из десятки российских туристических направлений по итогам 2013 года. В 2014 году в данную десятку вошли по убыванию: Санкт-Петербург, Москва, Казань, Калининград, Екатеринбург, Ярославль, Новосибирск, Иркутск, Краснодар, Суздаль.

Отметим, что многие из правовых положений в области развития рынка туристских услуг в России требуют пересмотра в связи с теми изменениями, которые произошли на мировом рынке и невозможностью реализации многих из стратегических ориентиров. Так, например, ещё в середине апреля 2014 года была признана утратившей силу Программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [4], где повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма выступали основой развития туризма. Задачи данной Программы были схожими с теми положениями, которые регламентировались в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [3]. Так, согласно документу, реализуемые меры по развитию транспортного комплекса до 2030 года существенно позволят повысить качество функционирования транспортного комплекса. При этом, выработанная система показателей и индикаторов будет способ-

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

137

ствовать достижению поставленных целей, таких как: обеспеченность доступности транспортных услуг; рост качества транспортных услуг.

Отметим, что основной упор в документе [3] делался на то, что получить такого рода услугу смогут все слои населения. Данное положение становится возможным при использовании соответствующих социальных стандартов, предоставляющих возможность населению передвигаться по всей территории страны. Выделенная сеть скоростных железнодорожных линий и высокоскоростных железнодорожных магистралей также будет способствовать достижению указанной цели.

Среди основных векторов развития в документе была определена и необходимость санаторнокурортного лечения, в том числе детей. Отметим, что основным документом, на котором базируется Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года в части осуществления государственной политики в сфере здравоохранения на период до 2030 года, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, выступает основной целью политики, проводимой государством, в области здравоохранения на период до 2020 года. При этом, следует отметить, что акцент делается не только на удовлетворение потребностей населения в получении медицинских услуг, но и на следовании передовым достижениям медицинской науки [5].

Анализ показывает, что, в целом, можно выделить следующие особенности формирования рынка туристских услуг:

• отсутствие четкой стратегии и тактики формирования рынка туристских услуг;

• отсутствие в основных правовых стратегических документах страны положения о развитии рынка туристских услуг;

• необходимость развития транспортной инфраструктуры, медицины и санаторно-курортного комплекса как неотъемлемых составляющих рынка туристских услуг;

• зависимость динамики въездного и выездного туризма от конъюнктуры рынка и устойчивости денежной (валютной) системы;

• низкий уровень конкурентоспособности отечественной инфраструктуры туристского рынка;

• невозможность удовлетворения всех потребностей граждан страны в туристских услугах при перемещении спроса на внутренний рынок;

• несоответствие правовой базы рынка туристских услуг изменившимся условиям хозяйствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпова Г.А., Сигова М.В., Шевченко Е.П. Брендинг региона как инструмент повышения привлекательности туристской дестинации // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 1 (29). С. 72-75.

2. Карпова Г.А., Хорева Л.В., Попова Т.Н. Рынок конгрессно-выставочных услуг: масштабы, тенденции, регулирование // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6. С. 76-84.

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения 22.11.2014 г.).

4. Программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70291902 (дата обращения 22.11.2014 г.).

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/194365 (дата обращения 22.11.2014 г.).

6. Сигов В.И., Смирнов Н.Н. Общехозяйственное планирование в условиях смешанной экономики // Вестник Российской академии естественных наук. 2014. № 4. С. 7-10.

7. Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2014/ 05/23/6783 (дата обращения 22.11.2014 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.