Научная статья на тему 'Современные тенденции рейтинга Doing Business и позиция России в этом рейтинге'

Современные тенденции рейтинга Doing Business и позиция России в этом рейтинге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / РЕЙТИНГ DOING BUSINESS / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / BUSINESS ACTIVITY / FOREIGN TRADE / DOING BUSINESS RANKING / CUSTOMS ACTIVITY / CUSTOMS SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворона А.А.

В статье проведен анализ современных тенденций благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности по данным Всемирного банка: определены основные мировые тенденции и приведен опыт России по улучшению позиции РФ в рейтинге Doing Business

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECENT TRENDS OF THE SCORE IN "DOING BUSINESS" AND RUSSIA’S POSITION IN IT

The current trends of favorable conditions for doing business according to the World Bank are analyzed in the article. The main global trends are identified and the experience of Russia in improving Russia’s position in the Doing Business ranking is presented

Текст научной работы на тему «Современные тенденции рейтинга Doing Business и позиция России в этом рейтинге»

УДК 339

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕЙТИНГА DOING BUSINESS И ПОЗИЦИЯ РОССИИ В ЭТОМ РЕЙТИНГЕ

Ворона Анастасия Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры управления, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

В статье проведен анализ современных тенденций благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности по данным Всемирного банка: определены основные мировые тенденции и приведен опыт России по улучшению позиции РФ в рейтинге Doing Business

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; внешняя торговля; рейтинг Doing Business; таможенная деятельность; таможенные услуги

RECENT TRENDS OF THE SCORE IN «DOING BUSINESS» AND RUSSIA'S POSITION IN IT

Vorona Anastasiya A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Management, Senior Fellow of Research Department, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

The current trends of favorable conditions for doing business according to the World Bank are analyzed in the article. The main global trends are identified and the experience of Russia in improving Russia's position in the Doing Business ranking is presented

Keywords: business activity; foreign trade; the Doing Business ranking; customs activity; customs services

Для цитирования: Ворона А.А. Современные тенденции рейтинга Doing Business и позиция России в этом рейтинге // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 51-55.

В настоящее время насущной потребностью для развития экономики России стало улучшение условий ведения бизнеса. За последнее десятилетие эффективность деятельности в этом направлении приобрела особую значимость на фоне обостряющейся ситуации на мировых и сырьевых рынках и глобальной конкуренции производителей различных товаров.

Общепринятым инструментом, позволяющим оценить действующие законодательные нормы, качество функционирования государственных институтов и эффективность регулирования малого и среднего бизнеса, является ежегодное исследование благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности - «Ведение бизнеса» (Doing business).

«Ведение бизнеса» регулирует 11 областей жизни бизнеса. В 2018 г. десять из этих областей были включены в совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса. В их число входят: «Создание предприятий», «Получение разрешений на строительство», «Подключение к системе электроснабжения», «Регистрация собственности», «Получение кредитов», «Защита миноритарных инвесторов», «Налогообложение», «Международная торговля», «Обеспечение исполнения контрактов» и «Разрешение неплатежеспособности». «Ведение бизнеса» также измеряет «Регулирование рынка труда» - показатель, который в текущем, 2018 г., не входит в рейтинг.

Данные в рейтинге Doing Business-2019 подготовлены по состоянию на 1 мая 2018 г. Эти индикаторы используются для анализа экономических

результатов и выявления успешных реформ в сфере регулирования бизнеса, а также для определения, где и почему они были эффективны.

В последние годы в рейтинг Doing Business были введены усовершенствования для наборов индикаторов. В Doing Business-2015 «Решение о несостоятельности» ввело новые меры качества, в то время как «Получение кредита и защита инвесторов из числа меньшинств» расширило существующие меры.

В Doing Business-2016 индикаторы регулирования - «Разрешение на строительство», «Получение электричества», «Регистрация собственности и выполнение контрактов» также ввели новые меры качества, а «Торговля через границы» ввела новый сценарий для повышения экономической значимости.

В Doing Business-2017 «Налоговые платежи» ввели новые меры по процессам постфиксации и индикатор «Запуск бизнеса», а «Регистрация прав собственности и исполнение контрактов» добавили гендерные компоненты.

Каждое расширение методологии было пересчитано на один год, чтобы обеспечить сопоставимые значения показателей и баллы за предыдущий год. Рейтинги рассчитаны только для Doing Business-2019. Стоит отметить, что ежегодные изменения в количестве экономик, количестве показателей и методологии влияют на сопоставимость предыдущих лет.

Согласно методике Doing Business, суммируется количество баллов, которое набирает каждая страна по различным индикаторам по шкале от 0 до 100, где 0 - это худший результат. Оценка России по простоте

>

к

н

а

Л сг

н Ы

Ь1

П

Ъ

о

е

м

п о

Cd

е

М

м

н

н о

э

Э

н

н

о

М S к S

Таблица

Рейтинг стран Doing Business-2019

EQDB EODB Icoie EODE EODB ii.it ri EODB EODB ïturo

Hank Economy score change Rank Economy score change Rank Economy score change

1 New Zealand $659 o.oo 65 CoSunibia 692* +0,20 129 ¡tarbadiH 56.78 0.00

2 Singapore 85.24 <02? 66 Luitem bourg 69.01 0.00 130 St. Vmcem and the frenadles 56.35 +0.01

3 Demr-aik 84.64 +059 67 taita Rica 68.89 047 131 Cabowde 55.95 +0.02

Л Hong Jiong S Afir t hina 8422 +0,04 SB Penj ШЗ +0.55 132 Kiuiagua 5564 +0.37

ь Korea, Rep Si. 14 4.0 f Vietnam m s fí.5Í 133 Palau 55 59 +0.01

6 Geoiqia 83.28 +0.48 70 Republic 6S.33 +2,57 134 Guyana 5557 -1.21

7 PJmway 82.95 +025 71 UL'a nc ÍÍJS +0.94 135 Moîambque Si 53 +1.78

£ United SiaiK 82.75 4.01 72 Greece ÍS.CS ■0.12 136 PflklVdri ÍSJS +2.53

S United Kingdom 8265 +033 73 Indonesia 67.96 + 142 1ST logo 55.20 +6.32

10 Macedonia. FYR 81 55 +032 74 Mongolia 67.74 +027 133 Cambodu 54.80 t0.41

11 United Arab imitate! 81 28 +2.37 75 Jamaica 67.47 +0.55 139 Maldives 54.43 +0.10

12 Sweden 81 27 0.00 76 Uibekuian 67,40 + 1.08 140 St. tilts *id Nevit 54.36 +0.01

1Ï Taiwan. China SO 90 +0.24 77 India 6723 +6,53 141 Sénégal 54.15 +0.37

14 tiifcuano 80.S3 +0.29 7B Oman 67.19 -0.02 142 Lefcanon S4.Û4 +0.0?

IS Malapia 80.60 +2.57 79 Panama 66.12 +0.41 143 Higti 53.72 +J .24

16 Estflrtji SOW +0,01 90 Tunisia 6611 + 1,51 144 lar^anii 5363 +0.34

17 Finland 80 35 +0,05 81 Bhutan 66 08 +0,20 14S Mali 53.50 +0.23

18 Auitofia 80 13 ■001 B2 South Africa 6603 + 13? 146 Fiijeïia 52.89 +1.3?

19 Latvia 7959 +033 SI Qatar 65.S9 +0.54 147 ûrenadi 52.77 +0.07

20 Mauritius 79 58 + 129 B4 Msita 65.43 +0.28 146 Maurilania 5199 +0.92

21 ■»land 7935 +0,05 95 Ei y-ilt.' 6541 +0,21 149 Gamba, The 5172 +0.23

22 Canada 7926 ,038 86 Botswana 65.40 +0.46 150 Uariha« ls:ands il .62 +0.01

23 IrtlMKi 78.91 451 BÏ Zambia 65.0В + 1.4S 1ST Burina Fa» 51.57 +0.12

24 Germanr 7»$ 0 000 SB San Marino 64.74 +227 152 Gumea SI-SI +202

25 Aiirbsijan 7864 +7,10 94 Ваш a and Heiiegwma 63,S2 +0,27 1SÎ Bénin 51.42 +0.13

26 Auslra 7857 +0.01 90 Samoa 61.77 +0.01 154 LaoPDK 5U6 +0.11

27 Tha'and 78.45 + 1.06 91 Tonga 63.59 +0.03 155 2imbJb-,T.e 50.44 tI .92

28 KitaWiitan 7789 +073 92 SauéiAfíbia 63.50 + 1,62 156 ScliïU 50-32 +0.15

29 Rwanda 77,M +4.15 93 St Lucu 63.02 +0.06 157 «geriâ 4$.65 +2.06

зо Spam 7 7.68 40.07 94 Vantnbi 62.8? -0.21 153 Kiribati 49.07 +0.33

31 Sultan Fedirjlion 77.37 +0.61 95 Uiuguay 62.60 +034 159 Etfwpia 49.06 ,0.91

32 RSKC 77.29 +099 96 SepWIes 62.41 '0.01 160 Micionesia.fed. Sts, 48.99 000

3Ï ft la rid 7695 436 97 ttlMil 6220 +075 161 Madagascar 48.S9 +0.71

34 fbrtugal 76.55 -0.07 93 Cuawna'a 62.17 + 101 162 Sudan 4S.84 +3.75

35 Czech Rcjutfii 76.10 +0.05 99 Djibouti 62.02 ,887 163 Sleria uone 48.74 f0.15

36 hetiwrlands 76M +001 100 Sri Unka 6122 + 1.30 164 Cemoïc* 48.66 +0-14

37 Betona 75 77 +0,72 101 Fiji 61,15 +0.04 1« Suriname 48.05 ■0.05

38 SwiueHand 75.69 +0.0 J 102 Dom:nican fieputíic 61,12 +0.55 166 CameroDti 47 73 +0.83

39 lapan 7565 +005 103 Danmea 61.0? +0.04 167 Afghanistan 47.77 110.64

4Í1 Slovenia 7561 +0-02 1M loi dan S0.9S + 42 163 Burundi 47.41 +0-73

41 Armenia 7S.37 +2.06 105 Trinidad ani Tobago 60SI ■0.12 169 Gabon 45 58 ■0.23

42 Slovak Republic 75.17 +029 106 Leiotho 6060 1019 170 Sào Tomé and Principe 45.14 +0.30

43 Tuikey 74.33 +434 107 Namibia 60.53 +0.24 171 Iraq 44.72 +0.04

44 Kosovo 74.15 +0.44 10B Papua Нел Gianea 60.12 + 1.19 171 Myanmar 44.72 +0.51

«5 Selgium 73.95 +224 109 Biaza 6001 +2.№ 173 Angola 43.36 +2.16

46 China 73.64 +8,64 110 Nepal 5963 -0.32 174 Liberia 43.51 ■0.04

47 Molcaua 73.54 +0.38 111 Matavts 59.59 +0.84 175 Guinea-Bissau 42.85 +0.27

48 № 73.49 +0.17 112 Antigua and Barbuda 59.48 +0.06 176 Bangladesh 41.97 +0.91

49 bad 7323 +0,64 11Î Рэгайиау S 940 +0,41 177 EquatOiial (iuiiea 4194 +0.28

начала ведения бизнеса составляет 97,57, что на сегодня является 26 результатом из 190 стран (где 1 -лучший результат, а 190 - худший).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сформулируем основные достижения, полученные в ходе анализа рейтинга Doing Business:

1. Doing Business зафиксировал рекордные 314 нормативных реформ за период со 2 июня 2017 г. по 1 мая 2018 г. Во всем мире 128 стран внесли существенные улучшения в нормативные акты, что упростило бизнес во всех областях, измеряемых Doing Business.

2. К странам с наиболее заметным улучшением в Doing Business-2019 относятся: Афганистан, Джибути, Китай, Азербайджан, Индия, Того, Кения, Кот-д'Ивуар, Турция и Руанда.

3. Треть всех реформ регулирования бизнеса, зарегистрированных Doing Business-2019, отмечены

в странах Африки, к югу от Сахары. В общей сложности в этом регионе в 2018 г. вновь отмечено рекордное число нормативных реформ - 107.

4. Страны БРИК - Бразилия, Российская Федерация, Индия и Китай - представили в общей сложности 21 реформу, улучшив такое направление, как электроснабжение. Десять ведущих экономик в простоте ведения бизнеса имеют общие характеристики эффективности и качества регулирования, включая обязательные проверки в период строительства, автоматизированные инструменты, используемые распределительными утилитами для восстановления обслуживания во время отключения электроэнергии, надежные гарантии, доступные кредиторам в процессе несостоятельности и автоматизированные специализированные коммерческие суда.

5. Возможности обучения для поставщиков услуг и пользователей положительно связаны с легкостью ведения бизнес-оценки. Аналогичным образом расширение связей между государственным и частным сектором в отношении законодательных изменений и процессов, затрагивающих субъекты малого предпринимательства (МСП), связано с большим количеством реформ и более высокой эффективностью показателей «Ведение бизнеса» [1].

В современной глобализированной и сильно оцифрованной торговой среде способность профессионалов торговли пользоваться электронными системами во многом зависит от обучения и общения. В последние годы для улучшения показателей «Ведение бизнеса» проведены реформы, в которых подчеркивается основополагающая роль образования, профессиональной подготовки и коммуникаций в области упрощения процедур торговли.

Сотрудники таможенного оформления и таможенные брокеры - это две из наиболее важных сторон, участвующих в типовой международной торговой сделке. Они имеют разные, но взаимосвязанные роли в отношении образования, обучения и общения, поскольку являются поставщиками и пользователями таможенных услуг соответственно. В то время как сотрудник таможенного оформления является сотрудником таможенной администрации, действующим в качестве сотрудника правоохранительных органов, таможенный брокер является сторонним, частным лицом, которое напрямую связано с должностными лицами таможенных органов от имени экспортера или импортера. Учитывая эти роли, общение и обучение новым торговым процессам, а также развитие информационных технологий имеют решающее значение.

Данные Doing Business показывают, что образование и подготовка, а также общение с должностными лицами по таможенному оформлению и с таможенными брокерами играет важную роль в успешной реализации реформ, связанных с торговлей. Кроме того, хорошо подготовленная и образованная рабочая сила обладает знаниями для выполнения своих повседневных обязанностей, а также для повышения эффективности общего торгового процесса.

Основные итоги Doing Business-2019 в области упрощения процедур торговли следующие:

1. Из стран, которые осуществляли торговые реформы, зафиксированные в Doing Business-2019, 85 % регулярно проводят обучение должностных лиц по таможенному оформлению.

2. Обучение и должностных лиц по таможенному оформлению, и таможенных брокеров продуктивно связано с более быстрым сроком прохождения границ и оформления документов.

3. Данные Doing Business показывают, что среднее время, необходимое для очистки таможни (как для экспорта, так и для импорта), на 34 % ниже в странах, где сотрудники по вопросам контроля регулярно проходят обучение, по сравнению с теми, где не проводится регулярная подготовка.

4. Во всем мире проводятся организующие семинары, они являются наиболее часто используемым каналом связи для передачи изменений между таможенными чиновниками и таможенными брокерами.

5. Большинство экономик не требуют формальной университетской подготовки для работы в качестве таможенных брокеров. Однако любой брокер должен получить лицензию в 75 % экономик, измеряемых Doing Business.

Данные доклада Doing Business-2019 (данные получены в мае 2018 г., но составляется рейтинг, предусматривая перспективу, поскольку является ориентиром для инвесторов) представлены в таблице [2].

Лидерами рейтинга, как и годом ранее, стали Новая Зеландия, Сингапур и Дания, которые второй год подряд занимают соответственно первое, второе и третье места. Помимо этих стран в десятку наиболее привлекательных, с точки зрения бизнеса, вошли специальный административный район Китая Гонконг, Республика Корея, Грузия, Норвегия, США, Великобритания и Македония.

В регионе Европа и Центральная Азия, к которому относится Россия, было проведено в общей сложности 54 реформы. Наибольшее, рекордное количество реформ - восемь - провел Азербайджан, что позволило ему подняться на 25-е место в рейтинге. Турция, которая впервые вошла в число десяти стран мира, добившихся наиболее заметных результатов по числу проведенных реформ, провела семь реформ и поднялась на 43-е место в мировом рейтинге.

Страны БРИКС провели 21 реформу. Россия лидирует по месту в рейтинге среди партнеров по этому объединению: Китай занял 46-е место, Индия -77, ЮАР - 82, а Бразилия - 109-е место. При этом среди партнеров по ЕАЭС в этом году Россия заняла второе место - ее обогнал Казахстан, поднявшийся на 28-ю строчку рейтинга. Белоруссия заняла 37-е место, Армения - 41, Киргизия - 70-е.

Россия заняла 31-е место, набрав 77,37 балла из 100 и уступив лидеру - Новой Зеландии - 9,22 балла. Несмотря на сохраняющуюся положительную динамику (в прошлом году РФ занимала 35-е место, двумя годами ранее - 40).

Однако эксперты не очень высоко оценивают достижения России: в 2018 г. Россия должна была попасть в первую двадцатку рейтинга. В 2012 г. в майском Указе Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» была поставлена задача подняться в рейтинге со 120-й позиции, на которой наша страна оказалась в 2011 г., до 20-го места [2].

Лучшие результаты страна продемонстрировала в категориях «Подключение к электросетям» и «Регистрация собственности» (12-е места), а самый стремительный прогресс - по получению разрешений на строительство (48-е место против 115-го годом ранее). Впрочем, задача вхождения в первую

Рейтинги по категориям «Ведение бизнеса» - Российская Федерация

двадцатку рейтинга, поставленная в 2012 г. Президентом России, осталась нерешенной.

Среди наиболее важных реформ эксперты Всемирного банка выделяют упрощение процедуры получения разрешений на строительство. Кроме того, был оптимизирован контроль качества строительства за счет введения риск-ориентированных проверок.

Помогло России подняться в рейтинге и ускорение процедуры подключения к системе электроснабжения. Процесс подключения также стал менее затратным.

Менее затратной стала и процедура налогообложения. Этого удалось достичь за счет повышения нормы амортизационных отчислений по основным фондам. Работа в сфере международной торговли упростилась, благодаря предпочтению, оказываемому электронной процедуре таможенной очистки и сокращению сроков автоматического завершения процедур. Рейтинги по категориям «Ведение бизнеса» - Российская Федерация [3], представлены на рисунке.

По последним данным в России становится немного легче начинать новый бизнес, чем в других сопоставимых странах и регионах. Россия занимает 31-е место по этому показателю, набрав 93,04 балла, и опережает Китай (73,64), Мексику (74,09) и Бразилию (60.01). Это стало возможным, поскольку отказались от требования банковской карточки с образцами подписей перед открытием банковского счета (2014 г.), устранили требование вносить уставный капитал до регистрации компании и требование уведомлять налоговые органы об открытии банковского счета (2015 г.), а также сократили количество дней, необходимых для открытия корпоративного счета (2016 г.).

Россия заняла 48-е место в мире по доступности получения разрешения на строительство, поднявшись сразу на 67 позиций - так говорится в ежегодном докладе Всемирного банка Doing Business-2019. В 2017 г. по выдаче разрешений на строительство страна занимала 115-е место. По подсчетам Всемирного банка, для получения разрешения

на строительство эталонного склада в России придется пройти 15,1 административных процедур (год назад - 14,4), что займет 193,8 дня (в прошлом году - 239,4) и обойдется инвестору в 1,2 % общей стоимости строительства (годом ранее - 1,3 %). Россия сделала сам процесс получения разрешений на строительство проще, устраняя ряд требований для утверждения проектов государственных органов и сокращая время, необходимое для регистрации нового здания. Несмотря на сокращение времени и числа процедур, необходимых для получения разрешения, сами разрешения стали более дорогими. Для продвижения России в рейтинге с 2014 по 2017 гг. Минстрой России проводил реформы, которые позволили значительно упростить процедуру получения разрешения на строительство. В частности, законодательно сокращен срок выдачи разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию, градостроительного плана земельного участка, внедрен риск-ориентированный подход при проведении проверок строительных объектов, созданы условия для обеспечения предоставления услуг в сфере строительства в электронном виде.

По доступу к кредитным ресурсам у России более высокий балл, поскольку улучшились юридические права заемщиков и кредиторов (22-е место). Принят новый закон об обеспеченных сделках, который установил централизованный реестр залога и который позволяет предоставлять описание объединенных активов в качестве залога. Принятые меры должны увеличить доступ предпринимателей к кредитам.

Система налогообложения в России выглядит достаточно эффективно. Налоги помогают Правительству РФ платить за государственную инфраструктуру, поддерживать общественные услуги и другие аспекты работы. Россия по общему количеству баллов заняла 53-е место, в стране упрощена процедура возврата НДС, исключено движимое имущество из налоговой базы корпоративной компании, при этом верхний предел заработной платы, который используется при расчете социальных взносов, был поднят.

Торговля в глобализованном мире приобретает все большее значение для бизнеса. Усложнение процессов, лишние документы, неэффективная координация, а также отсутствие надлежащей инфраструктуры приводит к дополнительным затратам и задержкам для экспортеров и импортеров, подавляя торговый потенциал. Россия упростила международную торговлю за счет сокращения количества документов, необходимых для каждой экспортной или импортной операции, снизила соответствующие расходы, внедрила электронную систему предоставления экспортных и импортных документов, сократила количество проверок. Благодаря этому, Российская Федерация занимает 99-ю строку в рейтинге Doing Business.

Однако по обеспечению исполнения контрактов Россия снизилась в рейтинге с 12 до 18 места, в силу того что процедура занимает 337 дней и составляет 16,5 % от цены контракта. Если же сравнивать Россию с Бразилией, Мексикой, Европой и Центральной Азией, то данные процессы занимают меньше времени и стоят дешевле. Введенная электронная система сделала подачу иска проще, но в целом в России исполнение контракта стало еще более затрудненным, поскольку удлинился начальный этап судебного разбирательства.

По рейтингу, в категории решений о неплатежеспособности, Россия занимает 55-е место. Аналитики рейтинга описывают процесс решения о неплатежеспособности так: «...быстрый и дешевый процесс определения и решения о процессах неплатежеспособности приводит к быстрому возвращению предприятий к нормальной эксплуатации и возврату средств кредиторам» [4]. Средний промежуток времени процедуры неплатежеспособности в России составляет два года, средняя скорость

восстановления предприятия/компании - 38,6 центов на доллар. Ряд законодательных мер, направленных на улучшение прав кредиторов и повышение эффективности системы несостоятельности, были введены в России еще в 2009 г.

Наша страна имеет хороший показатель по регистрации собственности - 12 место, а защита миноритарных акционеров стоит на 57-ой строке.

Таким образом, Россия облегчает условия для появления новых предприятий, для регистрации собственности и исполнения контрактов; идет дальнейшая работа по упрощению получения доступа к электросетям, кредитным ресурсам; совершенствуется налоговая политика. Более низкие темпы развития наблюдаются в области разрешений на строительство и во внешней торговле. Усиление мер в данных направлениях может придать значительный импульс развитию экономики.

Библиографический список:

1. Официальный сайт Всемирного банка. Итоговый отчет за 2019 год. URL: http://www.doingbusiness.org/en/ reports/global-reports/doing-business-2019 (дата обращения: 23.11.2018).

2. Официальный сайт Всемирного банка. Отчет по России. URL: http://www.doingbusiness.org/en/data/ exploreeconomies/russia (дата обращения: 23.11.2018).

3. Doing Business: почему Россия провалилась. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/10/31/12041677. shtml (дата обращения: 23.11.2018).

4. Результаты рейтинга Doing Business: позиция России//https://wtcmoscow.ru/services/ international-partnership/analitycs/doing-business-pozitsiya-rossii-v-reytinge-legkosti-vedeniya-biznesa/ (дата обращения: 23.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.