УДК 338.48
DOI 10.23672/q7788-1786-7209-u
Ivan S. Danskikh
Postgraduate Student, Grodno State University named after Yankee Kupala ivan_danskikh@tut.by
Донских Иван Сергеевич
аспирант,
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы ivan_danskikh@tut.by
Современные тенденции
развития туристической индустрии
Modern trends
in the development of the tourism industry
Аннотация. Туризм - это динамичный сектор, на который влияют внутренние и внешние социально-экономические факторы, которые происходят как последствия основных глобальных трансформаций и потрясений Четвертая промышленная революция, вступление во взрослую жизнь (нового) поколения Z, усиление социальной нестабильности, изменение климата и последствия глобальной пандемии COVID-19 оказывают серьезное влияние на мировой туризм. Все это вызывает изменения в туристическом спросе, которые требуют новой реакции со стороны туристического предложения. Однако. любые изменения и кризисы не всегда ведут только к негативным последствиям, но и открывают перспективы для дальнейших исследований. Цель статьи - проанализировать основные изменения, происходящие сегодня в туристической индустрии.
Ключевые слова: туризм, туристическая индустрия, регион, тенденции развития, изменение климата, информационные технологи, поколение Z, COVID-19.
Annotation. Tourism is a dynamic sector influenced by internal and external socio-economic factors that occur as consequences of major global transformations and shocks The fourth industrial revolution, the entry into adulthood of the (new) generation Z, increased social instability, climate change and the consequences of the global pandemic COVID-19 is having a major impact on global tourism. All of this is causing changes in tourism demand, which require a new response from the tourism supply. But. any changes and crises do not always lead only to negative consequences, but also open up prospects for further research. The purpose of the article is to analyze the main changes taking place in the tourism industry today.
Keywords: tourism, tourism industry, region, development trends, climate change, information technology, generation Z, COVID-19.
Благодаря своему экономическому, социальному, культурному, экологическому вкладу, туризм может быть ключевым сектором в устойчивом территориальном развитии, влияя на экономическое развитие и качество жизни населения на этой территории. Туристическая отрасль позволяет усилить культурную и территориальную идентичность региона, отображая его имидж за рубежом. Из литературы по экономике туризма многочисленные эмпирические работы подтвердили наличие положительной взаимосвязи между туризмом и экономическим ростом, в основном в случае малых экономик [7]. Со своей стороны, литература пыталась оправдать эту взаимосвязь [3]. Общим выводом этих исследований является тот факт, что рост экономики, специализирующейся на туризме, может показаться «импортированным» из более развитых экономик [2].
Туризм - это вид деятельности, который в настоящее время признан двигателем развития на некоторых территориях, что побуждает различные правительства и частные организации уделять ему больше внимания, продвигая различные программы и мероприятия по его продвижению.
Региональное развитие и комплексное планирование туризма должны состоять из общих руководящих принципов, основанных на выявленных потребностях территории, с конкретными руководящими принципами, направленными на экономическое развитие. Это непрерывный и динамичный процесс с большой взаимозависимостью составляющих его элементов, предназначенный для установления общих целей развития, а также использования, оценки и ранжирования туристических ресурсов.
Однако следует отметить, что ни возможности для развития туризма, ни его влияние не являются однородными во всех регионах. В этом смысле этот сектор может составлять более 20 % ВВП на некоторых территориях, являясь движущей силой его экономики. Но это также может вызвать негативные аспекты, которые напрямую повлияют на местное население (высокая зависимость от туристической активности, рост цен, деградация пространства и загрязнение ...), которые при правильном планировании можно смягчить или избежать. Растущий спрос на альтернативные направления и впечатления привел к тому,
что все регионы стали потенциально туристическими из-за их специфики и туризм должен быть признан как часть создания новых пространств роста в региональном и местном масштабе, в преобразовании обществ и территорий.
Помимо пандемии коронавируса и усиливающегося воздействия санитарно-эпидемиологических факторов на туризм, исследователи указывают и на другие не менее важные тенденции в туристической индустрии. В этом смысле с начала 2000-х годов туризм претерпел значительные изменения и столкнулся с новыми проблемами. Можно выделить по крайней мере два изменений: новые формы туризма, характеризующиеся тенденцией отхода от массового туризма; и распространение информационных и коммуникационных технологий с общим влиянием на создание, производство и потребление туристического продукта. Индустрия туризма переживает значительную реструктуризацию. Комбинация массового и традиционного туризма до сих пор составляла большую часть организованного туристического бизнеса, а немассовый альтернативный туризм все еще составляет небольшую часть. Туризм - это динамичный сектор с изменениями спроса и предложения, которые подчеркивают тенденции и изменения в туристических предпочтениях потенциального туриста. То, что большинство туристов рассматривало как альтернативный туризм, постепенно развивалось по множеству направлений, связанных с различными интересами туристов, - экотуризм, сельский туризм, кинотуризм, гастрономический туризм и другие. Свидетельства того, что альтернативный или тематический туризм набирает обороты, исходит из обширного международного опыта.
Информационные технологии (ИТ) глубоко изменили возможности туристического сектора. От разработки компьютерных систем бронирования (СПБ) в 1960-х годах до глобальных систем распределения (ООБ) в 1980-х и появления Интернета в начале 1990-х. Индустрия туризма всегда сталкивалась с новыми технологическими разработками, которые открывали возможности и проблемы для данной отрасли. По мере того, как Интернет продолжает развиваться, он все больше влияет на то, как туристы получают доступ к туристической информации и используют ее. Во-первых, Интернет предлагает огромное количество информации, которая, по сути, представляет собой «внешнюю память» для многих людей, и в результате они все больше зависят от нее в повседневной жизни [9]. Следовательно, такие инструменты, как поисковые системы, стали доминирующей силой, влияющей на доступ путешественников к туристическим продуктам. Во-вторых, рост социальных сетей изменил динамику он-лайн-коммуникаций [12].
В-третьих, недавние разработки в области мобильных вычислений, особенно с использованием смартфонов и их приложений для путешествий, создают новые возможности для поиска и использования информации, в результате чего контекстуально определенные потребности путешественников в движении становятся все более важными для принятия решений о поездках [11].
С другой стороны, политическая нестабильность может спровоцировать конфликты и другие социальные волнения [8], что окажет значительное негативное влияние на туризм. Например, в странах Ближнего Востока и Северной Африки беспорядки были широко распространены во всем регионе в 2011 году, запятнав туристический имидж этих направлений. Еще одним примером негативного влияния политической нестабильности на туризм может быть Беларусь, где с 09 августа 2020 года, даты начала протестов, наблюдается снижение спроса на туристические услуги на 70 % (Республиканский союз туристических организаций).
Еще один фактор изменений, оказывающих важное влияние на сектор, который следует выделить, - это влияние характеристик и образа жизни так называемого «поколения Ъ». В ближайшие десятилетия он станет одной из доминирующих демографических групп в индустрии туризма. Поколение Ъ, родившееся между 1995 и 2010 годами, уже активно путешествует и входит в целевую аудиторию туристических компаний [4]. В туризме и путешествиях он считается важной когортой. Это обусловлено несколькими факторами: его сильным влиянием на семейный отдых, поскольку их родители предпочитают консультироваться с ними перед тем, как бронировать поездки; их предпочтение к получению собственного опыта, что увеличивает их склонность путешествовать в поисках «забавных впечатлений» с новыми направлениями и занятиями. Следовательно, можно ожидать, что они будут искать удаленные места и участвовать в многочисленных поездках/мероприятиях. Представители поколения Ъ экономят на бюджете и обычно начинают свое путешествие, не задумываясь о пункте назначения. Поколение Ъ выросло в результате изменений, вызванных Интернетом, смартфонами, ноутбуками, сетями открытого доступа и цифровыми медиа [10].
Это поколение глубоко обеспокоено и недоверчиво. Это можно объяснить тем, что поколение развивает свою личность и жизненные навыки в социально-экономической среде, отмеченной хаосом, неопределенностью, нестабильностью и сложностью. Они достигли совершеннолетия в эпоху экономического спада, растущего неравенства, отсутствия гарантий занятости и присутствия в социальных сетях. Важность этого поколения и молодежного рынка в целом заключается в том, что оно представляет собой рынок будущего.
Также в последнее время наблюдается рост числа путешественников среди людей с ограниченными возможностями. Исследования по туризму людей с инвалидностью не новы, но их совместный анализ кажется мало проработанной областью, которая в последние годы привлекла интерес ученых, учитывая неизбежное старение населения мира, особенно в развитых странах, жители которых имеют экономические возможности и свободное время, заявляют о своем праве заниматься туризмом независимо от того, есть ли у них инвалидность [5].
В настоящее время туризм считается одним из секторов экономики, наименее подготовленных к рискам и возможностям, связанным с изменением климата. Осознание того, что изменение климата в будущем неизбежно и что текущие планы сокращения выбросов недостаточны для предотвращения опасного изменения климата, повысило понимание климатических рисков среди компаний, сообществ и отдельных секторов экономики, включая индустрию туризма.
Повышение температуры, уровня моря, штормы и исчезновение снежного покрова могут иметь значительные экономические последствия для прибрежных и горных курортов. Горнолыжный спорт, как отрасль, зависящая от снега, привлекает значительное внимание из-за своей
Литература:
1. Alvaro Moreno. A climate change vulnerability assessment methodology for coastal tourism / Alvaro Moreno & Susanne Becken // Journal of Sustainable Tourism, 17:4. 2009. P. 473-488.
2. Brida J.G. El turismo como fuente de crecimiento económico: Impacto de las preferencias intertemporales de los agentes. Investigacion Economica / J.G. Brida, S. London, M.Rojas. 2014. 73(289). P. 59-77.
3. Carmen Álvarez-Albelo. Explaining High Economic Growth in Small Tourism Countries with a Dynamic General Equilibrium Mode / Carmen Álvarez-Albelo & Raúl Hernández-Martín. 2007.
4. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069: Howe, Neil, Strauss, William: 9780688119126: Amazon.com: Books. (1991). Retrieved December 01, 2020.
5. Ibarra Coronel, José Jonathan, & Panosso Netto, Alexandre. Artículos científicos sobre turismo para personas con discapacidad, Revista de Turismo y Patrimonio Cultural, 2016. № 14(1). P. 41-58.
6. Kaarina Tervo-Kankare. Tourism and climate change. Impacts, adaptation and mitigation by Daniel Scott, C. Michael Hall and Stefan Gossling, Journal of Sustainable Tourism, 22:7. 2014.
7. Schubert Stefan Franz. The impacts of international tourism demand on economic growth of small economies dependent on tourism» Tourism Management, Elsevier / Schubert Stefan Franz & Brida, Juan Gabriel & Risso, Wiston Adrián. 2011. Vol. 32(2). P. 377-385.
8. Sonmez S. Tourism, Terrorism and Political Instability. Annals of Tourism Research. 1998. № 25(2): 416.
9 Sparrow Liu J. Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips. Science / Liu J. Sparrow & D.M. Wegner. 2011. 333;
10. Tulgan B. (2013). Meet Generation Z: The second generation within the giant «Millennial» cohort. Vera Rebollo, F., López Palomeque, F., Marchena
уязвимости к изменению климата [6], что будет иметь далеко идущие последствия для многих сообществ, зависящих от горнолыжного туризма, поскольку экономические альтернативы ограничены, особенно в сельских горных районах. Значительные риски изменения климата существуют в основном для туристических дестинаций, расположенных в прибрежных районах. Игнорирование вопросов изменения климата индустрией туризма или ее исследователями нанесет значительный ущерб туризму [1].
Таким образом, в условиях вынужденного перезапуска туристической индустрии, когда вся отрасль находилась «на паузе», очень важно осознать понимать происходящие изменения в туризме.
Literature:
1. Alvaro Moreno. A climate change vulnerability assessment methodology for coastal tourism / Alvaro Moreno & Susanne Becken // Journal of Sustainable Tourism, 17:4. 2009. P. 473-488.
2. Brida J.G. El turismo como fuente de crecimiento económico: Impacto de las preferencias intertemporales de los agentes. Investigacion Economica / J.G. Brida, S. London, M.Rojas. 2014. 73(289). P. 59-77.
3. Carmen Álvarez-Albelo. Explaining High Economic Growth in Small Tourism Countries with a Dynamic General Equilibrium Mode / Carmen Álvarez-Albelo & Raúl Hernández-Martín. 2007.
4. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069: Howe, Neil, Strauss, William: 9780688119126: Amazon.com: Books. (1991). Retrieved December 01, 2020.
5. Ibarra Coronel, José Jonathan, & Panosso Netto, Alexandre. Artículos científicos sobre turismo para personas con discapacidad, Revista de Turismo y Patrimonio Cultural, 2016. № 14(1). P. 41-58.
6. Kaarina Tervo-Kankare. Tourism and climate change. Impacts, adaptation and mitigation by Daniel Scott, C. Michael Hall and Stefan Gossling, Journal of Sustainable Tourism, 22:7. 2014.
7. Schubert Stefan Franz. The impacts of international tourism demand on economic growth of small economies dependent on tourism» Tourism Management, Elsevier / Schubert Stefan Franz & Brida, Juan Gabriel & Risso, Wiston Adrián. 2011. Vol. 32(2). P. 377-385.
8. Sonmez S. Tourism, Terrorism and Political Instability. Annals of Tourism Research. 1998. № 25(2): 416.
9 Sparrow Liu J. Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips. Science / Liu J. Sparrow & D.M. Wegner. 2011. 333;
10. Tulgan B. (2013). Meet Generation Z: The second generation within the giant «Millennial» cohort. Vera Rebollo, F., López Palomeque, F., Marchena
Gómez, M., Antón, S., & de Vilà Valentí. Barcelona, prólogo J., 1997.
11. Wang D. The Role of Smartphones in Mediating the Touristic Experience. Journal of Travel Research / D. Wang, S. Park, & D.R. Fesenmaier. 2012. № 51(4). P. 371-387.
12. Xiang Z. Role of social media in online travel information search. Tourism Management / Z. Xiang & U. Gretzel. 2010. 31(2). P. 179-188.
Gómez, M., Antón, S., & de Vilà Valentí. Barcelona, prólogo J., 1997.
11. Wang D. The Role of Smartphones in Mediating the Touristic Experience. Journal of Travel Research / D. Wang, S. Park, & D.R. Fesenmaier. 2012. № 51(4). P. 371-387.
12. Xiang Z. Role of social media in online travel information search. Tourism Management / Z. Xiang & U. Gretzel. 2010. 31(2). P. 179-188.