Научная статья на тему 'Современные тенденции развития торговых центров в России и за рубежом'

Современные тенденции развития торговых центров в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2001
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ОСТРОВНАЯ ТОРГОВЛЯ / БЕСПЛАТНЫЕ СЕРВИСЫ / КОНЦЕПЦИЯ ТОРГОВОГО ПРОСТРАНСТВА / SHOPPING AND ENTERTAINMENT CENTERS / SHOPPING CENTERS / DEVELOPMENT TRENDS / ISLAND TRADE / FREE SERVICES / THE CONCEPT OF RETAIL SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левин А.А.

Проанализировав деятельность торговых центров в России обнаружены препятствия развития, среди них низкий уровень платежеспособности населения и снижение уровня спроса, повышенный уровень конкуренции на рынке товаров и услуг, рост востребованности интернет-магазинов, существенно более низкий уровень уникальных торговых предложений. Обнаружена и сформулирована современная политика развития торговых центров: рост числа предлагаемых бесплатных услуг; совершенствование общественных и рекреационных зон; рост спроса на аренду торговой площади островного типа; падение числа арендованных торговых площадей на одного арендатора. Делаются выводы о том, что трансформация культуры и объемов потребления обязательно влечет за собой образование большого количества мелких арендаторов, связанных общей идеей. Преобразование соотношения количества торговых и общественных территорий доказывает не только изменение структуры доходов-расходов населения, но и то как меняются приоритеты в потреблении. Основным фактором, влияющим на оптимизацию процессов в сфере развития торгово развлекательных центров, является экономия ресурсов. Это делает культурную составляющую торговых центров особенно важной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends in the development of shopping centers in Russia and abroad

Analyzing the activity of shopping centers in Russia discovered the obstacles to the development, among them the low level of solvency of the population and reducing the level of demand, the increased level of competition in the market of goods and services growth of demand for Internet-shops, a considerably lower level of unique trade offers. The modern policy of development of shopping centers is found out and formulated: growth of number of the offered free services; improvement of public and recreational zones; growth of demand for rent of a trade area of island type; decrease in the number of leased retail space per tenant. It is concluded that the transformation of culture and consumption necessarily entails the formation of a large number of small tenants associated with a common idea. The transformation of the ratio of the number of trade and public areas proves not only the change in the structure of income and expenditure of the population, but also how priorities in consumption change. The main factor affecting the optimization of processes in the development of shopping and entertainment centers is the saving of resources. This makes the cultural component of shopping centers especially important.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития торговых центров в России и за рубежом»

Современные тенденции развития торговых центров в России и за рубежом Modern trends in the development of shopping centers in Russia and abroad

Левин А.А.

Студент 2курса, ф-т экономики и финансов,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской

федерации, РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: levin. alexey. 28@gmail. com

Levin A.

2rd year student, faculty of economics and finance, Russia, Saint Petersburg e-mail: levin. alexey. 28@gmail.com

Аннотация.

Проанализировав деятельность торговых центров в России обнаружены препятствия развития, среди них низкий уровень платежеспособности населения и снижение уровня спроса, повышенный уровень конкуренции на рынке товаров и услуг, рост востребованности интернет-магазинов, существенно более низкий уровень уникальных торговых предложений. Обнаружена и сформулирована современная политика развития торговых центров: рост числа предлагаемых бесплатных услуг; совершенствование общественных и рекреационных зон; рост спроса на аренду торговой площади островного типа; падение числа арендованных торговых площадей на одного арендатора. Делаются выводы о том, что трансформация культуры и объемов потребления обязательно влечет за собой образование большого количества мелких арендаторов, связанных общей идеей. Преобразование соотношения количества торговых и общественных территорий доказывает не только изменение структуры доходов-расходов населения, но и то как меняются приоритеты в потреблении. Основным фактором, влияющим на оптимизацию процессов в сфере развития торгово - развлекательных центров, является экономия ресурсов. Это делает культурную составляющую торговых центров особенно важной.

Annotation.

Analyzing the activity of shopping centers in Russia discovered the obstacles to the development, among them the low level of solvency of the population and reducing the level of demand, the increased level of competition in the market of goods and services growth of demand for Internet-shops, a considerably lower level of unique trade offers. The modern policy of development of shopping centers is found out and formulated: growth of number of the offered free services; improvement of public and recreational zones; growth of demand for rent of a trade area of island type; decrease in the number of leased retail space per tenant. It is concluded that the transformation of culture and consumption necessarily entails the formation of a large number of small tenants associated with a common idea. The transformation of the ratio of the number of trade and public areas proves not only the change in the structure of income and expenditure of the population, but also how priorities in consumption change. The main factor affecting the optimization of processes in the development of shopping and entertainment centers is the saving of resources. This makes the cultural component of shopping centers especially important.

Ключевые слова: торгово-развлекательные центры, торговые центры, тенденции развития, островная торговля, бесплатные сервисы, концепция торгового пространства.

Key words: shopping and entertainment centers, shopping centers, development trends, island trade, free services, the concept of retail space.

Управление процессами развития торговых центров является одной из специфических проблем проектного менеджмента. Специфику в данном случае составляет непосредственное окружение проекта, которое составляют факторы (условия и объекты) прямого воздействия, к которым относятся следующие юридические или физические лица, контактные аудитории: поставщики продукции (работ и услуг), необходимой для успешной реализации проекта, потребители прямых или побочных результатов проекта, конкуренты, вступающие в соперничество с участниками проекта за большую долю прибыли, за рынки сбыта, за источники сырья, посредники способствующие продвижению, распространению и сбыту прямых или побочных результатов проекта, а также контактные аудитории [1, с. 32].

С 2000-х годов началось формирование торговых центров (далее - ТЦ). За этот период времени был проделан тяжелый путь. Из-за того, что в настоящее время экономика находится в кризисной ситуации, ТЦ сталкиваются с большим числом трудностей. За прошедший 2016 г. обороты продаж на основе различных оценок снизились от 18% до 25% [4, 10], следует отметить, что объем метров торговой площади на душу населения стал уже значительно больше финансовых возможностей потребителей. Наблюдается повышение интереса к интернет-магазинам который приводит к снижению интереса к традиционным магазинам. В среднем проходимость в магазинах к настоящему времени упала на 5-15% [10].

Но несмотря на это, новые этапы экономического развития страны дают новые возможности и вводят новые ограничения, период кризиса не является исключением. Раньше развитие происходило преимущественно благодаря количественному росту, но в настоящее время торговый менеджмент обязан сконцентрироваться на качественном росте и сохранении количества покупателей, что является реальным в условиях эффективной деятельности инструментов маркетинга. Изменение направления в сторону ориентирования на клиента привел к росту заинтересованности ТЦ в предоставлении уникальной комплексной услуги, повысив качество торговых площадок.

На примере компании «IKEA», несмотря на проблемы, связанные со строительством в России, решила вернуться к своим планам по расширению присутствия на российском рынке. Компания собирается укрепить свои позиции и открыть новые магазины. Одновременно приоритетным направлением является строительство отдельных зданий для мебельных гипермаркетов «ИКЕА» в Москве. Их для столицы требуется еще не менее трех, по расчетам руководства компании, причем инвестиции в каждый новый объект составят не менее 50 млн евро. В настоящее время рассматриваются несколько вариантов размещения будущих магазинов, однако «решения о конкретных площадках пока не принято», уточнили в пресс-службе «ИКЕА Россия». В долгосрочной перспективе - и возможность развития розничной сети шведского бренда в других регионах, в том числе в северной столице.

По прогнозам аналитиков, стоимость коммерческой недвижимости в России в 2020 году составит:

• рынок офисной недвижимости традиционно ориентирован на самые крупные города: Санкт-Петербург, Москву, областные и региональные центры. Больше всего вырастут цены на коммерческую недвижимость в крупных городах: в столицах увеличение может достичь 20%, в Сочи - 17%, во Владивостоке -на 15%.

• торговые центры в 2020 году будут возводиться в больших объемах, причем не только в столицах, но и на периферии. Эксперты отмечают, что в течение текущего года может быть построено рекордное количество торговых комплексов — их общая площадь может превысить отметку два миллиона квадратных метров. Стоимость торговых площадей в целом по стране существенно меняться не будет — если и вырастет, то на уровень инфляции, не более. Однако данный прогноз не касается торговой недвижимости в центре Москвы — здесь цена аренды и покупки площадей в ТЦ может вырасти куда существеннее — на 10-15%.

Специалисты считают, что главными трудностями развития ТЦ на сегодняшний день являются [2]:

1. Низкий уровень платежеспособности населения влечет за собой снижение уровня спроса;

2. Повышенный уровень конкуренции на рынке товаров и услуг;

3. Рост востребованности интернет-магазинов;

4. Низкая культура потребления;

5. Существенно более низкий уровень УТП (уникальных торговых предложений).

В столь трудных условиях менеджмент вынужден искать новые возможности для своего эффективного развития. Выявленные тенденции развития ТЦ в 2016-2018.

1. Рост количества бесплатных сервисов и рекреационных зон в ТЦ.

Основой создания торгового центра послужила идея объединения большого количества малых торговых предприятий на одной территории, которые способны за счет разнообразия предлагаемого ассортимента товаров увеличить поток потребителей. В торговых центрах из-за этого тогда преобладали площади под торговлю. В 2010-2011 гг. конкуренция на рынке продаж возрастала и торговый менеджмент направил усилия на расширение зон развлечений и отдыха, которые стали активно привлекать новых покупателей. Инфраструктура в это время существенно изменилась. Теперь, во многих новейших торговых центрах помимо огромного количества магазинов можно найти фитнес-центры, катки, кинотеатры, рестораны, салоны красоты и другое.

Центральный Детский Магазин (далее ЦДМ) в Москве преобразовался в интерактивный мир. В этот торговый центр приходят семьи с детьми для времяпрепровождения. ЦДМ организовал образовательный контент на основе мультипликационных мультфильмов и роликов, которые задают атмосферу торговому центру. С малых лет дети привыкают к использованию современных технологий. Площадь торгового центра составляет 20 000 квадратных метров, включающих в себя 11 интерактивных зон, 600 дисплеев, 20 интерактивных киосков и 18 видеостен.

В Американском Молле (Mall of America) штата Миннесота можно найти свадебный тематический парк и свадебную часовню в которой с момента открытия ТЦ поженилось более 5000 пар, а в Tokyo Midtown Mall -ТЦ города Токио потребители разных стран могут арендовать номер или пройти обследование в современной клинике. В Канаде расположен ТЦ стилизованный под маленький городок со своими улицами и маленьким озером.

Торговый центр Xanadu находящийся в Мадриде создал акцент на спортивном отдыхе и открыл на территории лыжный склон, байдарки и воздушные шары.

Новые торговые центры стали называть торгово-развлекательными центрами. Теперь посетители могут не только совершить покупки, но и получить услуги разных видов, а также просто отдохнуть.

Согласно данным в 2017-2018 гг. посещаемость ТЦ снизилась на 21%. При этом совершают покупки 68 покупателей из 100, остальные 32 приходят в ТЦ, для того, чтобы воспользоваться бесплатными сервисами.

2. Снижение объемов арендованных площадей на одного арендатора.

Согласно исследованиям, современные торговые центры переживают трудности с поиском арендаторов. Так как количество несданных в аренду площадей растет, это приводит к поиску новых идей использования пространства. Задача поиска арендаторов является довольно сложно решаемой, поскольку зависит от экономической конъюнктуры и других рыночных факторов. Тенденция снижения объемов арендованных площадей на одного арендатора найдет свое продолжение в ближайшие годы.

3. Увеличение спроса на торговые площади островного типа.

Наиболее востребованным видом арендуемых площадей стали островные площади. Острова - это небольшие открытые секции, занимающие маленькие площади в зонах коридоров, в т.ч. рядом с лестницами и эскалаторами. Их площадь островов традиционно составляет 5-10 м2. Значительно востребован островной формат, когда реализуются при продаже ювелирные изделия (60%), галантерея (15%), аксессуары для гаджетов (10%), парфюмерия и косметика (10%), кондитерские изделия (10%) [5].

Аренда островных площадей стала спасением для тех, кто только начинает развивать свой бизнес, а также для уже функционирующих арендаторов, которые имеют трудности с привлечением клиентов. Многие арендаторы имеют возможность позволить себе торговую площадь островного типа, что значительно повышает доходность. Арендодатель получает шанс работать с большим количеством арендаторов и заполнить как можно больше свободных площадей.

Существует большое количество примеров изменения концепции пространства торговых комплексов. Ginza Project и Immofinanz Россия открыли комплекс формата «покупка продуктов питания плюс обед». С 2014 по 2018 год он вырос почти в два раза - до 2 млн чел. в год. [7].

Большой популярностью размещения в ТЦ признан формат «Гастромаркет» - формат, подобный крытому рынку с торговлей на островках. Подобные рестораны обычно функционируют по принципу самообслуживания и из-за экономии на официантах снижают цены. Кроме того, заполняют пустые площади [7].

Таким образом, необходимо сделать выводы о том, что нынешние пути формирования системы реализации товаров и услуг предписывают новые условия не только для общепринятых форматов торговли (бутики, супермаркеты и гипермаркеты), но и для более сложных комплексов, таких как торговые центры. Старые форматы искореняются и потребителей уже не так привлекает наличие детской игровой площадки или кинотеатра, иногда посетители сами не знают, чего они хотели бы от ТЦ.

Новейшие направления развития ТЦ в 2016-2018 годах отражают:

- то, насколько изменилось сознание покупателей, а не только экономические явления современности;

- насколько эффективным является выбранный путь, настолько точно будет выверена маркетинговая политика в рамках концепции;

- создание концепции ТЦ должно идти по пути менеджмента, ориентированного на клиентов, и охватывать внешние и внутренние процессы, становясь главным кредо ТЦ;

- потребителя привлекает идея, а не столько само торговое предложение.

Клиенториентированный менеджмент ТЦ предусматривает разработку групп взаимосвязанных планов: основных направлений деятельности (на срок 10-15 лет), планов развития организации (на срок от 1 года до 5 лет), тактических планов, регламентирующих текущую деятельность организации, а также программ и планов-проектов, которые носят целевой характер [3, с. 203].

Трансформация культуры и объемов потребления обязательно влечет за собой образование большого количества мелких арендаторов, связанных общей идеей. Преобразование соотношения количества торговых и общественных территорий доказывает не только изменение структуры доходов-расходов населения, но и то как меняются приоритеты в потреблении. Основным фактором, влияющим на оптимизацию процессов в сфере развития торгово - развлекательных центров, является экономия ресурсов. По нашему мнению, это делает культурную составляющую ТЦ особенно важной в настоящее время.

Торговые центры продолжают развиваться, что дает возможность задуматься о том, как они будут выглядеть в будущем. Развитие начиналось с концепции торговых центров 1960-х годов, которые только начинали свою деятельность в городах и двигалось к большому количеству преобразований, которые сделали торговые центры не просто местом для совершения покупок, но и местом развлечения и отдыха. Торговые центры должны продолжать свою трансформацию, чтобы следовать в ногу со временем и отвечать запросам современного поколения.

Список используемой литературы:

1. Алесковский В.В., Козырев А.А., Слуцкая Ю.Г. Основы управления проектами : учебное пособие для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по специальности 080507 "Менеджмент организации" / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Западная академия государственной службы". Санкт-Петербург, 2011. Том Управление командой проекта. 287 с.

2. Артемов И. Маркетинг ТЦ: мировые тренды, позволяющие привлечь и удержать покупателя URL: https://new-

retail.ru/business/marketing tts mirovye trendy pozvolyayushchie privlech i uderzhat pokupatelya3225/?sphrase id =324723 (дата обращения: 27.05.2019)

3. Васецкий А.А., Козырев А.А., Тарасов Н.А., Яновский В.В. Основы менеджмента : учебное пособие по направлению "Менеджмент" / Северо-Западная академия государственной службы. Санкт-Петербург, 2011. 275 с.

4. Исследовательское агенство Nilsen. Пресс-релизы. [Электронный ресурс]: Доступ http://www.nielsen.com/ru/press-room.html?pageNum=1. (дата обращения: 28.09.2017).

5. Консалтинговое агентство торговой недвижимости IDEM. [Электронный ресурс]: http ://idem-nn. ru/. (дата обращения: 28.09.2017).

6. Красюк И.А. Современное состояние и проблемы развития розничной торговли в регионах // Практический маркетинг, 2015, № 6 (220) С. 8-18.

7. Медведева Ю. Ю., Пахоменков А. Е. Маркетинговые инновации как инструмент повышения конкурентоспособности в торговле // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 77-82.

8. Маслова А.Е., Тимяшева Е.Т., Никишин А.Ф. Разнообразие каналов продаж как перспективное направление развития розничной торговли // Инновационная наука. 2015. № 5. С. 12.

9. Николаева Т.И. Торговые центры: особенности развития и эффективность // Известия УрГЭУ. 2013. No6 (50). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/torgovye-tsentry-osobennosti-razvitiya-i-effektivnost.

10. Росстат. Данные развития розничной торговли. [Электронный ресурс]: Доступ http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения: 28.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.