обеспеченными регионами в 2014 году с 6,7 до 2,8 раз. В 2014 году уровень расчетной бюджетной обеспеченности по 10 наименее обеспеченным регионам составил 56,7% от среднего по России, или 28,3 тыс. рублей на 1 человека в год, что на 13,2% выше уровня 2012 года. Данные по среднему уровню фактической бюджетной обеспеченности по 10 наименее обеспеченным регионам составили 66,5% от среднего по России (27,6 тыс. рублей), что на 8,7% выше уровня 2012 года.
Снижение фактического уровня бюджетной обеспеченности по 10 наименее обеспеченным регионам в 2014 году обусловлено ухудшением макроэкономической ситуации, что привело к снижению темпов роста собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации по сравнению с ожидаемыми. При этом можно отметить сокращение различий по уровню фактической бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными регионами в 2014 году с 2,8 (расчетное значение) до 2,4 (фактическое значение).
Таким образом, основным противоречием системы бюджетного регулирования в Российской Федерации по-прежнему остается несоответствие конечных целей регулирования и методов их достижения. Достаточно сложно стимулировать развитие регионов и муниципалитетов в условиях ограниченных возможностей в формировании необходимого бюджетно-налогового потенциала территорий.
Список литературы
1. Бишенов А.А., Бозиева М.М. Межбюджетное регулирование на территориальном уровне // Финансы. - 2014. -№ 10. - С. 9-14.
2. Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования // Финансы.- 2012. - №2 - С.11-13.
3. Силуанов А.Г. Пути совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2013. — № 2. - С. 43-50.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА
Гуреева Марина Алексеевна
кандидат техн. наук, доцент, Российский экономический университет, г. Москва
CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX
Gureeva Marina Alekseevna, candidate technology, Associate Professor Russian economic University, Moscow АННОТАЦИЯ
Цель исследования заключалась в изучении современных тенденций развития мирового топливно-энергетического комплекса. В статье систематизированы методологические подходы к периодизации этапов развития мирового ТЭК, а также выявлены направления его дальнейшего перехода на новый технологический уклад в условиях глобализации экономики. ABSTRACT
The purpose of the study was to examine the current trends of development of the global energy mix. Article systematized methodological approaches to PE riodizacii stages of development of world ENERGY, and identified further directions of its transition to a new technological way in a globalized economy.
Ключевые слова и словосочетания: мировой топливно-энергетический комплекс, энергоресурсы, энергопотребление, постиндустриальное общество, технологический прорыв.
Key words and word-combinations: global fuel and energy complex, energy, chemical energy, were strial'noe society, a technological breakthrough.
Современное состояние мировой экономики позволяет говорить о том, что топливно-энергетические ресурсы до сих пор являются одним из необходимых ресурсов как для производственной, так и для социальной сферы национальных систем.
Длительное развитие торговых отношений между странами - производителями и странами - потребителями энергоресурсов привели к формированию достаточно развитой системы производственных и рыночных отношений в сфере возмездного обмена всеми видами энергоресурсов. Следует отметить, что высокая зависимость экономических и социальных систем от энергоресурсов характерна для большинства развитых стран, в то время как обладают этими ресурсами далеко не все. В сложившихся условиях сохранение и развитие природно-ресурсного потенциала государств является одним из обязательных элементов государственной политики практически всех стран мира.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) представляет собой систему добычи природных энергетических ресурсов, их обогащения, преобразование в мобильные виды энергии и энергоносителей, передачи и распределения, потребления и использования во всех отраслях национального хозяйства. Объединение таких разнородных частей в единый национально-хозяйственный комплекс объясняется их технологическим единством, организационным- взаимосвязями и экономической взаимозависимостью [1].
Организационно топливно-энергетический комплекс (ТЭК) разделяется на отрасли, подотрасли, объединения и предприятия:
- добывающие: угледобыча, нефтедобыча, газодобыча, добыча торфа и сланцев, добыча урана и других ядерных материалов;
- преобразующие (перерабатывающие): углеперера-ботка, нефтепереработка, газопереработка, переработка торфа и сланцев, электроэнергетика, атомная энергетика, котельные, получение местных энергоносителей - сжатого воздуха и газов, холода и т. п.;
- передающие и распределяющие: перевозка угля, торфа и сланцев, нефтепроводы и другие способы транспорта нефти и нефтепродуктов, газопроводы, транспорт газовых баллонов, электрические сети, включая высоковольтные линии электропередачи (ЛЭП) и низковольтные распределительные электросети, паро- и теплопроводы, трубопроводы местных энергоносителей, газобаллонное хозяйство.
Различные отрасли и составные части ТЭК экономически объединяются на мировом энергетическом рынке по различным формам будучи хозяйственно самостоятельными субъектами рынка. В то же время технологическое единство ТЭК делает субъектов энергетического рынка взаимозависимыми.
Ключевыми факторами постоянно возрастающего интереса к данной области являются обостряющаяся проблема ресурсозависимости стран-экспортеров и стран-импортеров топливно-энергетических ресурсов, возрастающая конкурентная борьба между ключевыми странами-экс- портерами, высокая волатильность цен на мировом рынке энергоресурсов, неопределенность ценовых тенденций и усиление влияния геополитического фактора.
В течение последних 100-130 лет рост энергетических потребностей человечества имел явно выраженный экспоненциальный характер и вдвое опережал экспоненту роста народонаселения.
Академики В.Е. Фортов и А.А. Макаров выделяют в росте энергетических потребностей человечества два 50-летних цикла [5]. Первый начался в 1880-х гг. (с появлением возможности оценки энергопотребления на базе достаточно разрозненной, но регулярной статистики) и закончился примерно десятилетней стабилизацией мирового потребления энергии в 1930-е гг. из-за Великой депрессии и мировой войны. Второй цикл начался послевоенным восстановлением в конце 1940-х гг. Он дал еще более бурный взлет энергопотребления и завершился в конце 1980-х - начале 1990-х гг.
Изменения динамики энергопотребления сопровождаются серьезными трансформациями всей производственной структуры ТЭК. На основе анализа изменений доли каждого вида первичной энергии в общем энергопотреблении можно выявить следующую динамику развития ТЭК.
Уголь становится доминирующим энергоресурсом (т. е. занимает наибольшую долю в производстве и потреблении первичной энергии) в США с 1885 г., а в России - с 1932 г. И в 1910, и в 1955 гг. соответственно его доля достигает максимума - 74 и 62% [2].
Потеря лидирующих позиций угля не была связана с ограниченностью его ресурсов. Определяющей стала свойственная пришедшим ему на смену нефти и затем газу высокая концентрация потока их добычи, обеспечившая необходимые темпы дальнейшего роста энергопотребления. Эра нефти дала толчок интенсивному развитию экономики, что потребовало увеличения производства и потребления ископаемого топлива.
Нефть стала доминирующим ресурсом мировой энергетики на втором этапе ее развития (1930-1970 гг.), вытесняя уголь, при этом если ее цены вплоть до кризиса 1970-х гг. менялись в диапазоне 10-20 долларов за баррель, то на следующем этапе (1970-1986 гт.) верхняя граница цен поднялась пятикратно, а усредненное значение - втрое, до 50 долларов за баррель [3].
Вместе с тем более чем столетний процесс освоения новых энергоресурсов без полного вытеснения старых и переход к постиндустриальному обществу закономерно привели в конце XX - начале XXI в. к новой тенденции - диверсификации производства и потребления энергии. Прежнее доминирование одного-двух ресурсов сменилось более равномерным использованием всех освоенных видов топлива и энергии.
Смена технологического уклада, как правило, происходит в период кризиса мировой экономики. В исторической ретроспективе энергетические преобразования неразрывно следовали за общим экономическим развитием и научно-техническим прогрессом (НТП). Неравномерность развития экономики, связанная с НТП, может рассматриваться с точки зрения смены технологических укладов (ТУ), представляющих совокупность технологических процессов, развивающихся синхронно и сохраняющих свою целостность. На основе теории ТУ были выявлены закономерности долгосрочных изменений, происходящих в мировой энергетике.
При переходе к следующему укладу удельное потребление энергии увеличивалось примерно вдвое, при этом росла и цена на первичную энергию. Этапы роста нового ТУ сопровождаются некоторым повышением энергоемкости ВВП, а после замены старого ТУ новым - быстрым ее снижением. Эти обобщения подтверждаются современными тенденциями развития мировой экономики и энергетики.
Таким образом, экономический кризис является своеобразным «спусковым крючком», который запускает процесс обновления экономики. В такие периоды и происходят крутые развороты в структуре производства и потребления первичных энергоносителей. Так, пик потребления угля приходился на 1940-е гг. (четвертый технологический уклад - двигатель внутреннего сгорания), пик потребления нефти - на 1980-е гг. (пятый ТУ - микроэлектроника). На начальном этапе (с 2010 г.) перехода на шестой ТУ (нанотехнологии, ядер- ная и гелиоэнергетика) возрастает роль газа, который дает возможность выиграть время для «перегруппировки» сил.
В этой связи интерес представляет также подход профессора Ю. А. Пла- киткина, исследовавшего инновационное развитие мировой экономики и его влияние на вектор развития мировой энергетики на основе анализа статистики мировых технологических патентов за 130 лет. На основе данного анализа были выявлены ступени технологического роста.
Первая ступень - это примерно 1929-1930 гг. и до начала 1940-х гг., вторая ступень - 1970-1990 гг. Начало третьей технологической ступени, согласно данному подходу, фактически было положено в 2008 г., явившемуся своеобразной точкой «невозврата», когда мировая экономика приняла новый трек технологического развития и начала формировать новый технологический облик. В
этот период уже не объемы привлекаемых ресурсов, а эффективное управление ими становится главной доминантой мирового экономического развития.
Анализ показывает, что каждая технологическая ступень начиналась с кризиса: первая ступень - с Великой депрессии 1930-х гг., окончание ступени (1939-1940 гг.) -с переделом границ мира; вторая ступень - с энергетического кризиса 1970-х гг. и опять же передела границ социалистического лагеря в 1990-х гг. Начавшийся в 2008 г. мировой финансово-экономический кризис снова поменял направленность топливно-энергетического рынка: рынок предложения изменяется на рынок спроса. Соответственно, ценовые параметры в этот период имеют тенденцию к понижению.
Еще одним важным фактором, влияющим на развитие мирового ТЭК, являются энергетические прорывы. Именно новые энергоносители и энергетические технологии составили основу всех прошедших индустриальных революций. А роль энергетических инноваций является определяющей в развитии не только мировой энергетики, но и в значительной степени всей цивилизации.
В данной связи в истории развития энергетических технологий следует разделять понятия «технологическая революция» и «технологический прорыв».
Технологическая революция представляет собой комплекс новых технологий, который позволяет осваивать новый, обычно более концентрированный вид первичной энергии с кратным расширением ресурсной базы энергетики. Она выдает конечную энергию гораздо более высокой ценности, радикально улучшая производство и быт с резким повышением эффективности труда, а также порождает новые энергетические и сопряженные с ними рынки.
В отличие от революций технологические прорывы способствуют значительному расширению экономически привлекательной ресурсной базы или повышению КПД используемых технологий, что в результате приводит к кардинальным изменениям конъюнктуры рынков уже существующих энергоносителей. Но они обеспечивают неполный набор названных компонент и, как правило, имеют намного меньшие общественные последствия [4].
Первый важный этап здесь - рубеж Х1Х-ХХ вв. и до конца 1950-х гг., когда были созданы две революционные технологии, по сей день составляющие основу энергетики: двигатели внутреннего сгорания (ДВС) и электроэнергетика. ДВС обозначил закат века угля и пара, дал могучий импульс наступлению эры нефти и тысячекратному росту децентрализованной (в том числе индивидуальной) мобильной энергетики. А крупномасштабное производство электроэнергии тепловыми и гидроэлектростанциями, дальние электропередачи и электрификация всех сфер жизнедеятельности заложили энергетическую базу не только индустриального, но и постиндустриального общества.
На втором этапе, с 1960-х гг. и до XXI в., шло в основном совершенствование энергетических технологий, сопровождавшееся рядом технологических прорывов. Двигатели внутреннего сгорания дополнились газовыми турбинами, реактивными и ракетными двигателями. Газовые турбины дали новый импульс развитию авиации и
сформировали спрос на авиационный керосин. Во многом благодаря газовым турбинам была создана современная газотранспортная система и газовая промышленность в целом. Разработка газовых турбин большой мощности и их применение в стационарной энергетике также позволили перейти с парового цикла на более эффективный парогазовый цикл.
С 1970-х гг. ждали очередной революции в освоении атомной энергии, ставшей «побочным продуктом» реализации оборонных ядерных проектов. Энергоемкость ядерного топлива на три порядка выше, чем любого органического, однако используется оно пока чрезвычайно неэффективно. Кроме того, технические сложности с гарантированным обеспечением ядерной безопасности, нерешенные проблемы с утилизацией радиоактивных отходов и незавершенность ядерного топливного цикла не позволили атомной генерации занять доминирующее положение в энергетике, и соответственно, выполнить второй критерий технологической революции АЭС не удалось.
В начале XXI в. реальностью стали коммерческая добыча сланцевого газа и нефти, жидкое биотопливо третьего поколения, электромобили, микротурбины. Ведутся разработки по исследованию газогидратных залежей, созданию биогазовых установок.
В предстоящие 30 лет в энергетике не ожидается новой технической революции (например, освоения дешевого термоядерного синтеза или гравитации), но реальны крупные технологические прорывы. Они уже проявляются при разработке нетрадиционных ресурсов нефти и газа и появлении новых видов моторного топлива, что способно при сохранении растущего спроса существенно замедлить удорожание углеводородов. Такое расширение ресурсной базы и повышение эффективности добычи нефти и газа ведут к кардинальным изменениям конъюнктуры топливных рынков.
На основе проведенного анализа различных подходов к периодизации мирового ТЭК была составлена сводная таблица (табл. 1) этапов.
Таким образом, на изломе XX в. в эпоху бурных перемен и ускорения научно-технического прогресса индустриальная экономика подошла к пределу возможностей действующих энергетических технологий (энергетическому порогу). Данный фактор наряду с нарастанием социально-экономических, военно-политических и экологических проблем, усилением рисков природного, техногенного и комбинированного характера, истощением легкодоступных запасов ископаемого топлива предопределил сдвиг парадигмы развития глобальной экономики в сторону низкоуглеродного спектра. На современном этапе развития мировой экономики в условиях глобализации, углубления структурного кризиса и начавшегося перехода наиболее передовых стран мира на новый технологический уклад кардинально меняется парадигма развития энергетического хозяйства в направлении расширения использования новых видов энергоносителей, повышения энергоэффективности использования первичной энергии, а также снижения негативного влияния на окружающую среду.
Таблица 1
Этапы развития мирового топливно-энергетического комплекса
Период Тенденции энер- Доминирующий Технологические Технологический Социальный и
гопотребления энергоноситель прорывы уклад исторический тип общества
1860- Удвоение душе- Быстрое Паровой Третий ТУ
1930-е вого энергопо- Вытеснение углем двигатель, который (использова ние в
требления каж- дров и мускульной затем сменяется ДВС про мышленном
дые 40 лет силы животных и электро энергетикой, появление электродвигателей и паровых турбин масштабе электроэнергии, господство монополий, начало концентрации финансового
капитала) Индустриальное общество
1940-е-конец Бурный взлет энергопо треб- Вытеснение нефтью и газом Коммерческая добыча нефти и газа, Четвертый ТУ (широкое использова-
1980-х ления, бум угля, становление нефтехимия, ние нефти и неф
энерго емкой эры нефти появление газовых тепродуктов,
про мышленно- турбин, реактивных газа, средств
сти, разработка и ракетных двигате- связи, эра
мирного атома лей, формирование газотранспортной системы, освоение атомной энергии массового и серийного производства, ТНК и ПИИ)
1990 - Стабилиза Стабилиза 3D и 4Э геосканиро- Пятый ТУ
2010-е ция средне ция доли нефти, вание, (электронная
душевого энер- возрастание глубоководное и промышлен
гопо требления в роли газа сверхглубоко ность, вычисли-
промышленно (в том числе водное бурение, тельная техника,
развитых стра- из нетрадицион- компьютеризирован- про граммное
нах, энергосбе- ных источников) ная разведка, и до- обеспечение,
режение, энер и ВИЭ быча углеводородов, информаци
гоэффектив роботизированные онные технологии
ность, диверси- комплексы с и телекоммуника-
фикация дистанционным ции)
производства управлением для Пост индустриальное общество
и потребле ния энергии подземной до бычи угля
2010 - Трансформа Эра газа, Коммерческая Шестой ТУ
2050-е ция рынка нетрадиционные добыча сланцевого (нанотехноло
предложения источники газа и нефти, жидкое гии, ядерная и
в рынок спроса, нефти и газа, биотопливо третьего гелиоэнерге
расширение де- увеличение доли поколения, электро- тика)
централизо ван- ВИЭ (по тенци- мобили, микротур-
ных источников ально: атомная бины; перспективное
энергии, резкое энергетика, освоение газо-
снижение термоядерный гидратных залежей,
энергоемкости и синтез) создание биогазовых
материалоемко- установок
сти производ-
ства
Литература 3.
1. Ковнир В. Н., Мухаметшин Э. А. Нефть как ведущий природноэкономический фактор развития современной экономики // Вестник Российского эконо- 4. мического университета имени Г. В. Плеханова. -
2012. - № 8 (50).
2. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года / ИНЭИ РАН, АЦ. - С. 63. - и^: http://mrgr.org/upload/iblock/la3/prognoz-2040.pdf 5.
Матвеев И.Е. Современный потенциал и перспективы развития западноевропейской энергетики: дисс.... канд. экон. наук. - М., 2013. - С. 64-65. Плакиткии Ю. А. Новый технологический трек мировой экономики и его влияние на вектор развития мировой энергетики // Тенденции и перспективы развития: ежегодник. - Вып. 6. - Ч. 1. - М.: ИНИОН РАН, 2011. - С. 714-716.
Фортов В. Е., Макаров А. А. Тенденции развития мировой энергетики и энергетическая стратегия России // Энергорынок. - 2004. - № 7.