Научная статья на тему 'Современные тенденции развития СМИ Великобритании в постковидный период'

Современные тенденции развития СМИ Великобритании в постковидный период Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ Великобритании / концентрация капитала / монополизация / медиарынок / корпорации

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартыненко Елена Викторовна, Матвиенко Валентин Викторович, Малаховский Алексей Кимович

В статье рассмотрены основные тенденции развития СМИ Великобритании в 2022–2023 гг. На основе данных британских государственных и общественных источников проанализировано состояние медиарынка страны по сегментам и выявлены особенности в области концентрации капитала, соотношения между новыми и традиционными СМИ на цифровых медиаплатформах. Авторы также оценили степень доверия аудитории британским средствам массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мартыненко Елена Викторовна, Матвиенко Валентин Викторович, Малаховский Алексей Кимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития СМИ Великобритании в постковидный период»

Современные тенденции развития СМИ Великобритании в постковидный период

Елена Мартыненко Валентин Матвиенко Алексей Малаховский

В статье рассмотрены основные тенденции развития СМИ Великобритании в 2022-2023 гг. На основе данных британских государственных и общественных источников проанализировано состояние медиарынка страны по сегментам и выявлены особенности в области концентрации капитала, соотношения между новыми и традиционными СМИ на цифровых медиаплатформах. Авторы также оценили степень доверия аудитории британским средствам массовой информации.

Ключевые слова: СМИ Великобритании, концентрация капитала, монополизация, медиарынок, корпорации.

УДК 070(410)«312»

Р01: 10.30547/тес11аа1тапа1г5.2023.7079 ЕРИ: YWBXZ0

© Мартыненко Елена Викторовна

доктор политических наук, профессор, заведующая

кафедрой теории и истории журналистики

филологического факультета

РУДН имени Патриса Лумумбы

(г. Москва, Россия), martynenko-ev@rudn.ru

© Матвиенко Валентин Викторович кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН имени Патриса Лумумбы (г. Москва, Россия), matvienko-vv@rudn.ru

© Малаховский Алексей Кимович

кандидат исторических наук, доцент кафедры

теории и истории журналистики

РУДН имени Патриса Лумумбы

(г. Москва, Россия), malakhovskiy_ak@pfur.ru

Теоретическая база исследования

СМИ Великобритании традиционно находятся в центре внимания российских исследователей. В трудах С.И. Беглова (2002), В.С. Соколова и С.М. Виноградовой (2000), А.Г. Рихтера (1991, 2002), Е.Л. Вартановой (2003, 2019 (ред.)), Е.Б. Киселевой (2015, 2022), Ю.М. Власова (1976), В.А. Матвеева (1986, 1986 (ред.)), Я.Н. Засурского (2011), Б.И. Любимова (2006, 2007) рассматриваются идеологические и пропагандистские аспекты функционирования британских СМИ, особенности теле- и радиовещания, прессы. Медиаландшафт Великобритании изучается в научных статьях С.С. Бод-руновой (2013 (а, б)), А.В. Пустовалова (2013), А.А. Погнаевой (2006), М.В. Захаровой, А.А. Гладковой, Е.Б. Киселевой (2018), И.А. Кумылгановой, Н.К. Куцепа-ловой (2021), Г.С. Филаткиной, П.А. Кире-евой (2022). Указанные труды посвящены специальным аспектам деятельности британских СМИ, в них применяются методы научного наблюдения, обобщения, линг-вострановедческий подход к изучению британских СМИ, конкретно-исторический метод, которые используют и авторы данной статьи. Кроме того, мы также опирались на труды следующих англоязычных авторов: К. Сеймур-Юр (Seymour-Ure, 1991), Э. Марр ^гг, 2004) М. Конбой (^г^у, 2011),

А. Расбрингер (Rusbringer, 2018), M. Вулфф (Wolff, 2023).

Эмпирическую часть исследования составили материалы британских и американских СМИ (The Guardian, Mail Online, Variety), а также статистические данные государственного регулятора СМИ Ofcom, общественных организаций Media Reform Coalition, Broadcasters Audience Research Board (BARB), Public Interest Foundation, The European Association of Daily Newspapers in Minority and Regional Languages (MIDAS).

Результаты исследования

Традиционные СМИ против высокотехнологичных холдингов. Гиганты Alphabet (Google и YouTube) и Meta1 (Facebook2, Instagram3 и WhatsApp) доминируют на британском ме-диарынке. Эти глобальные корпорации практически монополизировали онлайн-рек-ламу, базы данных пользователей Интернета, дистрибуцию медиаконтента и агрегацию новостей в Великобритании.

Современные цифровые технологии и онлайн-платформы значительно трансформировали британскую медиасреду и аудиторию: свыше 57 млн британцев являются активными пользователями социальных сетей4. Доля аудитории таких вне-эфирных форматов, как аудио- и видео-стриминговые сервисы, возросла с 29% в 2017 г. до 40% в 2022 г.5, 64% британской аудитории пользуются онлайн-сервисами для того, чтобы ознакомиться с новостями6. Десять из 15 веб-сайтов, приложений и платформ контролируется корпорациями Meta, Alphabet и XCorp, 72% аудитории обращаются к сервисам корпорации Meta и 71% -Alphabet7 (см. табл. 1).

На рисунке приведены данные по кросс-платформенному охвату новостных эфирных, печатных и онлайн-СМИ. В этой категории массмедиа два общественных вещателя - ВВС и ITN - занимают лидирующее положение, при этом Sky News, входящая в холдинг Comcast, группы DMG Media и News

Corp занимают значительную долю в данной категории.

Facebook, Instagram и WhatsApp (Meta), а также Google (Alphabet) и X/Twitterиспользуются британцами в качестве источников новостей намного чаще чем традиционные национальные теле- и радиовещатели, пресса. Управление по конкуренции и рынкам (СМА) в 2019 г. установило, что около 2/5 трафика традиционных печатных СМИ Великобритании шло через Google и Facebook. Более половины пользователей получают новостной контент в поисковых системах, среди которых доминирует Google, 3/4 британской интернет-аудитории - в Facebook, WhatsApp и YouTube8.

Скандал 2012 г. (закрытие газеты News of the World) до настоящего времени сказывается на корпорации Р. Мэрдока News Corp: не прекращаются суды с британскими политиками, знаменитостями и рядовыми гражданами по обвинениям во взломе персональных телефонов, харассменте, вторжении в личную жизнь9. Корпорация Reach и относительно новые вещатели GB News и TalkTV вынуждены участвовать в разбирательствах с регулятором Ofcom в связи с антивакцинными кампаниями времен пандемии COVID-19 и прочими нарушениями10. При этом ни Meta, ни Alphabet, несмотря на постоянную критику за злоу потребление своим монопольным положением, не вовлечены в многолетние суды.

Британская пресса: падение тиражей. Несмотря на то, что в период пандемии ряду газет удалось приостановить сокращение тиражей и даже увеличить их (Киселева, 2022), долгосрочная тенденция снижения тиражей продолжилась. В 2020-2022 гг. общий тираж национальных ежедневных газет упал на 4,6%, а начиная с 2017 г. - почти на 40% (с 675 887 экз. до 412 821 экз.). Как видно из данных, приведенных в таблице 2, газета Metro (корпорация DMG) вошла в тройку лидеров наряду с Daily Mail

Таблица 1. Топ-15 онлайн-источников новостей (2022 г.)

Источник новостей Компания % от населения Великобритании

Facebook Meta 33,4

BBC (сайт и приложение) BBC 28,3

YouTube Alphabet 21,3

Google (поисковик) Alphabet 20,4

Twitter X Corp 19,5

Instagram Meta 14,9

WhatsApp Meta 14,7

Daily Mail (сайт и приложение) DMG Media 11,0

Guardian и Observer (сайт и приложение) Guardian Media Group 10,9

Google News Alphabet 10,7

Sky News (сайт и приложение) Comcast 10,4

Apple News (приложение) Apple 8,9

Tik Tok ByteDance 8,0

Сайты и приложения местных газет - 7,6

Snapchat Snapchat 6,0

Источник: Who Owns the UK Media? Media Reform Coalition 2023 Report.

(DMG) и с The Sun (News UK). Еще существеннее снизились тиражи общенациональных воскресных газет (см. табл. 3).

Согласно данным за июль 2023 г., корпорации DMG Media, Reach и News UK занимают 2/3 рынка онлайн-аудитории. Несмотря на то, что сайт ВВС находится на первом месте (аудитория 37, 9 млн чел.), опережая The Sun (24,3 млн чел.), Mail Online (23,9 млн чел.) и Mirror (22,7 млн чел.), три последних сайта вместе занимают значительную долю рынка - 41% (см. табл. 4). Корпорации традиционных газетных СМИ News Corp UK, DMG Media и Reach составляют тройку лидеров по годовым доходам11.

Коммерческие каналы против общественного вещания. Разрыв доходов цифровых компаний, предоставлявших услуги «видео по запросу» и традиционных телекомпаний в 2022 г. только увеличился

(см. табл. 5). Так, Netflix заработала в четыре раза больше, чем ВВС, доходность этого стримингового сервиса с 2020 г. возросла на 29%, в то время как прибыль Amazon по сравнению с 2020 г. увеличилась на 36%, Apple - на 35%, Alphabet - на 59%12.

В таблице 6 приведены данные об услугах «видео по запросу» за 2023 г., отражающие доминирующее положение Netflix. Согласно данным комиссии по изучению вещательной аудитории (BARB), за июль 2023 г. доля аудитории ВВС составляет 31,5%, на втором месте ITV с 21,4%. Несмотря на то, что компания Sky в три раза прибыльнее ВВС, она привлекает лишь 1/3 от количества зрителей компании. Однако, когда в отчете BARB речь идет о доходах от подписки на видеоуслуги, доля аудитории ВВС снижается до 19,7%. Компания Netflix привлекла большую аудиторию по сравнению

72

73%

Рисунок. Кроссплатформенные провайдеры новостей (2023 г.)

Источник: Who Owns the UK Media? Media Reform Coalition 2023 Report.

Таблица 2. Динамика тиражей общенациональных британских газет (2Q2Q-2Q23 гг.)

Газета Тираж

Доля 2022 г. (%) 2022 г. (кол-во экз.) Изменения 2022/2023 (%) 2020 г. (кол-во экз.) Изменения 2020/2021 (%)

The Sun 23,31 1 058 350 -5,87 1 102 263 -3,98

Metro 22,50 1 021 687 13,08 754 922 35,34

Daily Mail 18,83 855 229 -9,21 1 028 879 -16,88

The Times 7,24 328 700 -2,72 323 817 1,51

Daily Mirror 6,82 309 663 -12,62 397 379 -22,07

Daily Telegraph 5,14 233 255 -8,97 264 520 -11,82

Daily Express 4,39 199 232 -14,70 258 665 -22,98

Daily Star 3,98 180 595 -15,30 243 474 -25,83

The Independent 3,10 140 646 -1,90 163 417 -13,93

Financial Times 2,53 114 924 2,00 108 809 5,62

Guardian 2,17 98 755 -7,93 115 626 -14,59

Всего 100 4 541 034 -3,96 4 761 770 -4,64

Источник: Who Owns the UK Media? Media Reform Coalition 2Q23 Report.

со Sky/NBC Universal, Channel 4 и Channel 5, в то время как видеохостинги по количеству просмотров превзошли все другие категории компаний13.

В сфере радиовещания количество коммерческих аналоговых и цифровых радиостанций значительно превышает ВВС (см. табл. 7): из 318 местных аналоговых радиостанций BBC имеет пять

общенациональных радиостанций, три общенациональные коммерческие радиостанции принадлежат компаниям Bauer (Absolute Radio), Global Radio (Classic FM) и Wireless Group, входящая в состав News UK (Talk Sport). BBC владеет 46 местными радиостанциями, коммерческим компаниям принадлежит 270 местных радиостанций, испытывающих давление монополий14.

73

Таблица 3. Динамика тиражей британских воскресных газет (2020-2022 гг.)

Газета Тираж

Доля 2022 г. (%) 2022 г. (кол-во экз.) Изменения 2021/2022 (%) 2020 г. (кол-во экз.) Изменения 2020/2022 (%)

Mail on Sunday 26,20 728 164 -11,81 894 207 -18,57

Sun on Sunday 24,51 681 067 -15,58 917 018 -25,73

Sunday Times 17,60 489 023 -12,74 600 811 -18,61

Sunday Mirror 8,52 236 740 -17,25 327 251 -27,66

Sunday Express 6,24 173 520 -15,68 229 148 -24,28

Sunday Telegraph 5,82 161 749 -17,88 223 763 -27,71

Observer 4,37 121327 -11,86 149 004 -16,90

Daily Star Sunday 3,66 101769 -19,33 148 933 -31,73

Sunday People 3,08 85 606 -21,71 127728 -32,98

Всего: 100 4541034 -3,96 4761770 -4,64

Источник: Who Owns the UK Media? Media Reform Coalition 2023 Report.

Таблица 4. Ведущие новостные бренды Великобритании (2023 г.)

№ Новостной бренд Аудитория (млн) Изменение аудитории по сравнению с 2022 г. (%) Доля аудитории (%)

1 BBC 37,7 -3 75

2 Mail Online 23,9 -2 48

3 The Sun 22,8 -19 46

4 The Guardian 21,7 -8 43

5 Mirror 21,6 -11 43

6 The Independent 20,6 -11 41

7 Sky News 18 -5 36

8 ITV 14,8 5 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Metro 14,6 -26 29

10 The Telegraph 13,5 -27 27

11 Money Saving Expert 13,2 -2 26

Источник: Majid A. (2023) Top 50 UK News Websites: ITV and Mail Online See Double-Digit Growth in October.

PressGazette, 26 November.

74

Таблица 5. Компании-поставщики контента (2022 г.)

Платформа Материнская компания Резидентство владельца Доход (млн ф. ст.)

Производители контента (общественное вещание и платные каналы по подписке)

British Telecom British Telecom Group Великобритания 20,669

Sky (включая Now TV) Comcast США 14,051

BBC BBC Group Великобритания 5,752

ITV ITC Plc Великобритания 3,728

Channel 4 Channel Four Television Великобритания 1,142

Channel 5 Paramount Global США 309

Телекоммуникационные компании

Virgin Media O2 Liberty Global & Telefonica США и Испания 10,381

Vodafone Vodafone Group Plc Великобритания 5,687

Three CK Hutchinson Holdings Гонконг 2,520

Vodafone u Three предполагается слияние Великобритания и Гонконг 8,207

Talk Talk Tosca IOM Ltd Великобритания 1,455

Видео по запросу

Prime Video Amazon Inc США 402,429

Apple TV Apple Inc США 303,427

YouTube Alphabet Inc США 221,450

Disney+ Disney США 66,094

Netflix Netflix Inc США 24,753

Источник: Who Owns the UK Media? Media Reform Coalition 2023 Report.

Таблица 6. Количество подписчиков «видео по запросу» в Великобритании (II квартал 2023 г.)

Платформа Домохозяйства (млн) % от домохозяйств с любой подпиской Доля(%)

Netflix 16,1 87,2 37,6

Amazon Prime Video 12,1 65,6 28,3

Disney Plus 6,7 36,4 15,7

Now TV 1,8 9,8 4,2

Apple TV+ 1,6 8,5 3,7

Paramount+ 1,5 8,0 3,5

Xbox Live 1,4 7,5 3,3

Discovery 1,2 6,3 2,7

BritBox 0,3 1,5 0,6

HayU 0,2 1,0 0,4

Итого (одна подписка) 18,5 млн

Итого (несколько подписок) 42,8 млн

Источник: Monthly Viewing by Channel/Service. October 2023.

75

Таблица 7. ВВС и коммерческое радиовещание: общенациональное и местное (август 2023 г.)

Система радиовещания ВВС Коммерческие радиостанции

Общенациональные аналоговые радиостанции 5 3

Местные аналоговые радиостанции 46 270

Общенациональные цифровые радиостанции 11 44

Местные цифровые радиостанции 50 606

Источник: Monthly Viewing Summary. October 2023.

По данным отчета MIDAS/RAJAR, в Великобритании 12,8 млн чел. слушают подкасты (на 2,6 млн чел. больше, чем в 2020 г.15), 40% из них предпочитают ВВС Sounds16.

Проблема доверия СМИ. Отставка главы ВВС Р. Шарпа, покрывавшего Б. Джонсона, отстранение популярного ведущего спортивных программ Г. Линекера после его критики политики правительства не способствовали укреплению доверия аудитории к СМИ. Согласно данным отчета Института Рейтер, доверие британской аудитории к СМИ в течение последних восьми лет постоянно снижается (с 51% в 2015 г. до 33% в 2023 г.). Наибольшим доверием пользуются новости ВВС (61%), Channel 4 (59%), ITV (58%), Financial Times (57%), Guardian и Sky (51%)17. Традиционные СМИ, в отличие от таблоидов и социальных сетей, воспринимаются аудиторией как более надежный источник информации.

Выводы

Для медиарынка Великобритании постковидного периода (2022-2023 гг.) характерно продолжение тенденций, наметившихся в последние годы:дальнейшая концентрация капитала и поглощения СМИ как общенационального, так и регионального уровня, снижение тиражей

общенациональных и местных печатных периодических изданий.

Корпорация ВВС остается на лидирующих позициях на телевизионном рынке, однако уступает коммерческому телевидению и стриминговым платформам (Netflix) по уровню доходности, а на рынке радиовещания уже проигрывает коммерческим радиостанциям вследствие непродуманной стратегии в эпоху цифровизации.

Игнорируя правила Ofcom, медиакорпо-рации Alphabet, Meta, X/Twitter доминируют в сфере потребления и распределения как развлекательного, так и новостного контента на британском рынке. Судебные тяжбы медиакорпораций News UK и Associate Newspapers, политическая нестабильность правительства консерваторов, неопределенность в общественных настроениях на фоне пропагандистских кампаний усугубляет сложившееся в последние несколько лет недоверие британской аудитории к массмедиа, причем традиционные СМИ сохраняют большую степень доверия аудитории. Несмотря на продолжающиеся призывы части журналистской общественности страны к перезагрузке системы британских СМИ, именно существующие тенденции определят развитие медиаин-дустрии в ближайшем будущем.

Исследование выполнено в рамках инициативной НИР кафедры теории и истории журналистики РУДН № 050737-2-000 «Исследование медиасистем и медиаиндустрии России и мира: научно-образовательная компонента».

76

Примечания

1 Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

2 Принадлежит компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

3 Принадлежит компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

4 Media Nations UK 2023. Ofcom, 03 August. С. 65, 69. Режим доступа: https://www.

ofcom.org.uk/_data/assets/pdf_file/0029/265376/media-nations-report-2023.pdf

(дата обращения: 04.08.2023).

5 Media Nations 2018 Interactive Report. Ofcom, 18 July. С. 21. Режим доступа: https:// www.ofcom.org.uk/research-and-data/tv-radio-and-on-demand/media-nations-reports/media-nations-2018 (дата обращения: 04.08.2023); Media Nations UK 2023. Ofcom, 03 August. С. 7. Режим доступа: https://www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_ file/0029/265376/media-nations-report-2023.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

6 Ofcom Media Plurality Quantitave Report. October 2022. P. 10. Режим доступа: https://

www.ofcom.org.uk/_data/assets/pdf_file/0028/247546/annex-7-quant-research.

pdf (дата обращения: 04.08.2023).

7 Media Plurality and Online News (2022). Ofcom, 16 November. Режим доступа: https:// www.ofcom.org.uk/research-and-data/multi-sector-research/media-plurality (дата обращения: 04.08.2023).

8 Online Platforms and Digital Advertising Market Study (2020). Competition and Markets Authority, 01 July. Режим доступа: https://www.gov.uk/cma-cases/online-platforms-and-digital-advertising-market-study (дата обращения: 04.08.2023).

9 Waterson J. (2022) The Sun Faces Fresh Claims of Phone Hacking During Rebekah Brooks Era. The Guardian, 11 October. Режим доступа: https://www.theguardian.com/ media/2022/oct/11/the-sun-faces-fresh-claims-of-phone-hacking-during-rebekah-brooks-era (дата обращения: 04.08.2023); Waterson J. (2023) Piers Morgan Knew of Phone Hacking When at the Mirror, High Court Hears. The Guardian, 10 May. Режим доступа: https://www.theguardian.com/uk-news/2023/may/10/piers-morgan-knew-of-phone-hacking-when-at-the-mirror-high-court-hears-prince-harry (дата обращения: 04.08.2023).

10 Cм., напр.: Ofcom Finds GB News in Breach of Due Impartiality Rules. (2023) Ofcom, 18 September. Режим доступа: https://www.ofcom.org.uk/news-centre/2023/ofcom-finds-gb-news-in-breach-of-due-impartiality-rules (дата обращения: 04.08.2023).

11 Who Owns the UKMedia? Media Reform Coalition 2023 Report. Режим доступа: https:// www.mediareform.org.uk/wp-content/uploads/2023/10/Who-Owns-the-UK-Media-2023. pdf (дата обращения: 04.08.2023).

12 Who Owns the UKMedia? Media Reform Coalition 2023 Report. Режим доступа: https:// www.mediareform.org.uk/wp-content/uploads/2023/10/Who-Owns-the-UK-Media-2023. pdf (дата обращения: 04.08.2023).

13 Monthly Viewing by Channel/Service. October 2023. Режим доступа: https://www.barb. co.uk/monthly-viewing/(дата обращения: 10.08.2023).

14 Hall R. (2023) BBC Confirms It Will Cut 48 Jobs in Local Radio Overhaul. The Guardian, 31 October. Режим доступа: https://www.theguardian.com/media/2022/oct/31/bbc-confirms-it-will-cut-jobs-local-radio-overhaul (дата обращения: 09.08.2023).

77

15 Measurement of Internet Delivered Audio Services (MIDAS). Spring 2023. C. 7. Режим доступа: https://www.rajar.co.uk/docs/news/MIDAS_Spring_2023.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

16 Ofcom UK Podcast Survey 2023. Режим доступа: https://www.adambowie.com/ blog/2023/04/ofcom-podcast-survey-2023/ (дата обращения: 02.08.2023).

17 Reuters Institute Digital News Report 2023. C. 59. Режим доступа: https://reutersinstitute. politics.ox.ac.uk/sites/default/files/2023-06/Digital_News_Report_2023.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

Библиография

Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

Бодрунова С.С. (а) Британские таблоиды в электоральном процессе: пример ме-диакратии или «слабая сила»? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 4. С. 55-74.

Бодрунова С.С. (б) Британский рынок прессы и политический процесс: символический и медиакратический смысл «Таблоидных поворотов» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9. 2013. № 1. С. 188-206.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.

Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей (Информационные материалы прессы на службе буржуазной пропаганды). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

Зарубежная печать (средства массовой информации Великобритании, Франции, ФРГ, Италии): учеб. пособие / под. ред. В.А. Матвеева. М.: МГИМО, 1986.

Засурский Я.Н. Колонка редактора: английская пресса модернизируется // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 2. С. 3-7.

Захарова М.В., Гладкова А.А., Киселева Е.Б. Влияние дигитализации на ежедневную прессу Франции, Нидерландов и Великобритании: основные тенденции // Меди@льма-нах. 2018. № 4. С. 82-94. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2018.82-94

Качественная пресса в медийных структурах / под ред. Я.Н. Засурского. М: Фак. журн. МГУ, 2015.

Киселева Е.Б. Газета «Таймс»: смена владельцев и трансформация содержания // Качественная пресса в медийных структурах: кол. моногр. / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Фак. журн. МГУ, 2015. С. 22-60.

Киселева Е.Б. Особенности развития британских национальных новостных брендов в сфере печати в 2020-2021 гг. // Меди@льманах. 2022. № 5 (112). С. 86-94. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.8694

Кумылганова И.А., Куцепалова Н.К. Brexit в контексте основных британских ценностей // Меди@льманах. 2021. № 2. С. 103-111. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.103111

Любимов Б.И. Общественное вещание: британская модель. М.: ВК, 2006.

Любимов Б.И. СМИ Великобритании в 2006 г. // Медиаскоп. 2007. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/сми-великобритании-в-2006-г (дата обращения: 22.08.2023).

Матвеев В.М. Великобритания: итоги политики консерваторов. М.: Знание, 1986.

Погнаева А.А. Современные тенденции развития СМИ Великобритании // Лингвострановедение, методы анализа, технология обучения: сб. ст. М: МГИМО-Университет, 2006. С. 128-133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

78

Пустовалов А.В. Пресса Великобритании: между «бумажным» прошлым и цифровым будущим // Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 3 (23). С. 191-204.

Рихтер А.Г. Забастовка в отражении английской консервативной и коммунистической печати: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1991.

Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика». М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

Соколов В.С., Виноградова С.М. Периодическая печать Великобритании. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

Филаткина Г.С., Киреева П.А. Особенности бизнес-моделей и динамика финансового положения британских качественных изданий в 2016-2020 гг. // Медиаскоп. 2022. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2771 (дата обращения: 23.07.2023).

Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2019.

^nboy M. (2011) Journalism in Britain: A Historical Introduction. London: Sage.

Marr A. (2004) My Trade: A Short History of British Journalism. London: Macmillan.

Rusbringer A. (2018) Breaking News: The Remaking of Journalism and Why It Matters Now. London: Canongate Books.

Seymour-Ure C. (1991) The British Press and Broadcasting Since 1945. Oxford; Cambridge: Basil Blackwell.

Wolff M. (2023) The Fall: The End of the Murdoch Empire. London: Bridge Street Press.

Дата поступления в редакцию: 19.09.2023 Дата публикации: 20.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.