Научная статья на тему 'Современные тенденции развития санаторно-курортного рынка Российской Федерации'

Современные тенденции развития санаторно-курортного рынка Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
873
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ / СТОИМОСТНЫЙ ОБЪЕМ РЫНКА / ЗАГРУЗКА КОЕЧНОГО ФОНДА / НАТУРАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ РЫНКА / MARKET / SANATORIA AND HEALTH RESORT SERVICES / COST CAPACITY OF MARKET / UTILIZATION OF BED STOCK / NATURAL VOLUME OF MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайдук Сергей Викторович, Гришина Н.К., Сердюковский С.М.

В статье представлены результаты изучения состояния и тенденций развития рынка санаторно-курортных услуг в России, представлены результаты анализа основных показателей деятельности крупного санаторно-курортного объединения ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» и определена доля его участия в общем рынке курортной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гайдук Сергей Викторович, Гришина Н.К., Сердюковский С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern tendencies of development of sanitaria and health resort market of the Russian Federation

The article presents the results of study of condition and tendencies of development of sanatoria and health resort market in the Russian Federation. The results of analysis of main indicators of activities of large sanatoria and health resort association «Russian Railways-Health» are presented. The percentage of involvement of «Russian RailwaysHealth» in total market of resort medicine is determined.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития санаторно-курортного рынка Российской Федерации»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (1)

DOI 10.1016/0869-866Х-2016-1-18-21

и 6,6% случаев соответственно. Послеоперационная летальность в 2012 г. составила 3,4%, в 2013 г. — 2,4%, в 2014 г. — 1,9%. Очевидна положительная динамика снижения показателя за изученный период и повышение востребованности реабилитационных мероприятий для пациентов в послеоперационном периоде. В то же время выявлены проблемы доступности в реализации этапа реабилитации пациентам в послеоперационном периоде после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, помощи.

Результаты анализа свидетельствуют, что 65,6% общего числа больных выписываются домой, 22,5% направляются на реабилитацию в другие медицинские организации, 11,9% из разряда работающих граждан направляются на санаторно-курортное лечение.

Заключение

Опыт организации системы отбора и направления пациентов с БСК для оказания им ВМП в Пермском крае показал свою эффективность. Выявленные про-

Реформы здравоохранения

блемы показывают целесообразность дальнейшей отработки механизмов преемственности в плане проведения реабилитации между ФЦССХ и другими учреждениями различных организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойцов С.А., Довгалевский П.Я., Гриднев В.И., Ощепкова Е.В., Дмитриев В .А. Сравнительный анализ данных российского и зарубежных регистров острого коронарного синдрома. Кардиологический вестник. 2010; 5 (1): 82—6.

2. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Электронный ресурс http://topmedicina.ru/ health/koncepciya.

Поступила 17.09.2015 Принята в печать 26.11.2015

REFERENCES

1. Boytsov S.A., Dovgalevskiy P.Ya., Gridnev V.I., Oshchepkova E.V., Dmitriev V.A. Comparative analysis of the data of Russian and foreign acute coronary syndrome registries. Kardiologicheskiy vestnik. 2010; 5 (1): 82—6. (in Russian)

2. Kontseptsiya razvitiya sistemy zdravookhraneniya v Rosssiyskoy Fe-deratsii do 2020 g. Elektronnyy resurs http://topmedicina.ru/health/ koncepciya.

© Коллектив авторов, 2016 УДК 614.2:615.368

Гайдук С.В.1, Гришина Н.К.2, Сердюковский С.М.2

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО РЫНКА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 Аппарат Управления ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», 129128, г. Москва, Россия; 2ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», 105064, г. Москва, Россия

В статье представлены результаты изучения состояния и тенденций развития рынка санаторно-курортных услуг в России, представлены результаты анализа основных показателей деятельности крупного санаторно-курортного объединения ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» и определена доля его участия в общем рынке курортной медицины.

Ключевые слова: рынок санаторно-курортных услуг; стоимостный объем рынка; загрузка коечного

фонда; натуральный объем рынка. Для цитирования: Гайдук С.В., Гришина Н.К., Сердюковский С.М. Современные тенденции развития санаторно-курортного рынка Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (1): 18—21. DOI 10.1016/0869-866X-2016-1-18-21

Для корреспонденции: Гайдук Сергей Викторович, начальник отдела медицинского развития Аппарата Управления ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», gayduk_sv@rzdz.ru

Gaiduk S.V.', Grishina N.K.2, Serdiukovskii S.M.2

THE MODERN TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF SANATORIA AND HEALTH RESORT MARKET

OF THE RUSSIAN FEDERATION 'The administrative apparatus of «Russian Railways-Health», 129128 Moscow, Russia; 2The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia The article presents the results of study of condition and tendencies of development of sanatoria and health resort market in the Russian Federation. The results of analysis of main indicators of activities of large sanatoria and health resort association «Russian Railways-Health» are presented. The percentage of involvement of «Russian Railways-Health» in total market of resort medicine is determined.

Keywords: market; sanatoria and health resort services; cost capacity of market; utilization of bed stock; natural volume of market

Citation: Gaiduk S.V., Grishina N.K., Serdiukovskii S.M. The modern tendencies of development of sanatoria and health resort market of the Russian Federation. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini (Problems of social hygiene, public health and history of medicine, Russian journal). 2016; 24 (1): 18—21. DOI: 10.1016/0869-866X-2016-1-18-21

For correspondence: Gaiduk S.V., head of department of medical development. e-mail: gayduk_sv@rzdz.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.

Received 23.09.2015 Accepted 26.11.2015

Созданная в СССР система санаторно-курорт- структуры эффективного оздоровления населения ного лечения и оздоровления не имела анало- и насчитывала более 14 тыс. здравниц на 2,5 млн гов в мировой практике, являлась частью общей койко-мест.

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (1) DOI 10.1016/0869-866X-2016-1-18-21

Health care reforms

Государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, который был рассчитан на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошо отработанной системой финансирования, которое осуществлялось за счет государственного бюджета и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников. Структура управления сложилась с учетом наличия общегосударственного рынка, планово-распределительного метода реализации оздоровительных услуг и функционирования отраслевой системы реализации санаторно-курортных путевок, которые обеспечивали оптимальную загрузку здравниц [1].

Модель преемственности в лечении пациентов, источники оплаты санаторных услуг и содержание здравниц были определены в рамках плановой экономики. Способ и режим работы предприятия был ориентирован на выполнение задачи по поддержанию здоровья трудящихся и никак не зависел от рыночных законов спроса и предложения. Все это привело к формированию особого рода взаимоотношений между потребителями услуг санатория и исполнителями государственного заказа. Сформировалась целевая аудитория, ориентированная на получение лечебно-оздоровительных услуг в неограниченном объеме за счет работодателя и государства с одной стороны, и санаторно-курортный комплекс, финансировавшийся по дотационной схеме, с другой [2].

Развитие санаторно-курортной отрасли и вопросы оздоровления трудящихся находились под жестким контролем государства. Более 30% врачей санаториев занимались научной деятельностью, были созданы несколько профильных научно-исследовательских институтов, занимавшихся разработкой специализированных лечебных программ и клинических исследований.

Развитие советской курортологии создало научную базу для успешного использования курортных ресурсов. В этот период окончательно сформировался санаторий как основной тип лечебного учреждения на курорте, где в лечебно-профилактических целях применяются природные лечебные факторы [3].

Рекомендованный правилами советской санаторно-курортной медицины срок пребывания на курорте должен был быть не менее 21 дня. Обязательной составляющей была акклиматизация и отдых после переезда, затем следовал основной курс лечения, после которого был предусмотрен не менее чем двухдневный отдых.

Направление на санаторно-курортное лечение являлось частью лечебного процесса, который определялся врачом по месту жительства с соблюдением принципов преемственности. Лечение в здравнице являлось лишь одним из этапов медицинской реабилитации и должно было согласовываться с предыдущими и последующими лечебными мероприятиями. Его эффективность в значительной мере определялась правильным отбором пациентов

Таблица 1

Динамика численности санаторно-курортных учреждений в Российской Федерации

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Санатории и пансионаты 1309 1273 1288 1261 1256

с лечением

Из них:

санатории для детей 570 550 577 566 553

с родителями и детские

взрослые санатории 739 723 711 695 703

Санатории-профилактории 809 672 670 644 626

Всего ... 2118 1945 1958 1905 1882

для направления в санатории, которые осуществляли органы здравоохранения по установленному Минздравом СССР порядку [4].

В последнее время уменьшилась роль государственного контроля в отрасли, отмечается значительное снижение уровня научной деятельности в данной сфере. Устарели и плохо применимы к современным реалиям законодательные нормы и нормативные акты, регулирующие вопросы оказания санаторно-курортной медицинской помощи. Реальные рыночные процессы при отсутствии должного ведомственного и государственного финансирования за последние два десятилетия привели к значительным изменениям в структуре рынка санаторно-курортных услуг.

Мировой опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности развитых стран подтверждают необходимость развития курортной медицины, которая создает существенные экономические преимущества и способствует решению многих социальных задач. Рынок санаторно-курортных услуг следует развивать и регулировать на контролируемой, комплексной и устойчивой основе, применяя принципы разумного и эффективного планирования. Активизация роли государства в решении задачи обеспечения устойчивого экономического роста должна сочетаться с процессами рыночного регулирования экономики, т. е. необходим синтез государственного регулирования и рыночных инструментов для реализации краткосрочных и долгосрочных целей экономического роста.

Перспективность развития предприятий, функционирующих в сфере оказания санаторно-курортных услуг в Российской Федерации, подтверждается не только сегодняшним состоянием данной отрасли в целом, но и наблюдающимся уровнем конкуренции в этой сфере со стороны западных партнеров.

Анализ современного рынка курортной медицины в России показал, что к концу 2013 г. насчиты-

Таблица 2

Численность потребителей санаторно-курортных услуг в Российской Федерации

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Численность жителей, включая граждан и иностранцев, млн человек Численность потребителей санаторно-курортных услуг, млн человек Удельный вес потребителей санаторно-курортных услуг в общей численности населения РФ, %

145,16 146,15 146,14 146,25 146,21

5,72

3,94

5,70

3,90

5,81

5,82

3,98

5,81

3,97

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (1)

БО! 10.1016/0869-866Х-2016-1-18-21

Реформы здравоохранения

Таблица

Стоимостный объем рынка санаторно-курортных услуг в Российской Федерации

3

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Стоимостный объем рынка 83,8 83,3 89,7 97,4 101,7

санаторно-курортных

услуг, млрд руб.

% к предыдущему году — 0,6 7,7 8,6 4,4

Таблица 4

Объем деятельности филиалов ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» в структуре

натурального объема рынка санаторно-курортных услуг Российской

Федерации

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Натуральный объем рынка санаторно- 60,0 59,1 курортных услуг, млн койко-дней

Количество койко-дней, проведенных 0,84 0,88 пациентами в филиалах ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», млн койко-дней

Доля в структуре натурального объема 1,40 1,49 рынка, %

валось 1882 санаторно-курортных учреждения, неоднородных по виду, численности персонала и количеству обслуживаемых клиентов (табл. 1).

Материалы табл. 1 свидетельствуют о том, что общая численность санаторно-курортных учреждений в 2013 г. по сравнению с 2009 г. существенно уменьшилась. Расчеты показали, что в процентном выражении это уменьшение составляет 11,1%. При этом численность санаториев и пансионатов уменьшилась на 4,1%, численность санаториев для детей с родителями и детских санаториев — на 3%, численность санаториев для взрослых — на 4,9%, а численность санаториев-профилакториев — на 22,6%.

Большинство санаторно-курортных учреждений в России составляют санатории и пансионаты с лечением. В 2013 г. доля санаториев и пансионатов с лечением среди всех санаторно-курортных учреждений составила 67%.

При изучении состояния санаторно-курортного рынка важно проанализировать показатель, характеризующий предоставленный объем и спрос в данной отрасли. В Российской Федерации численность потребителей санаторно-курортных услуг в 2013 г. составила 5,81 млн человек (табл. 2). Практически каждый житель России потенциально является клиентом санаторно-курортных учреждений, однако на практике услугами санаториев пользуется менее 4% населения страны.

Несмотря на снижение численности санаторно-курортных учреждений и стагнацию спроса со стороны потребителей, стоимостный объем рынка санаторно-курортных услуг в России имеет положительную динамику: с 2010 г. наблюдается его ежегодное увеличение, а в 2013 г. он составил 101,7 млрд руб., что по сравнению с 2009 г. соответствует увеличению на 21,4% (табл. 3).

Вопреки снижению натурального объема потребления, стоимостный объем рынка растет благодаря увеличению средней цены оказываемых услуг. Ос-

58,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,88

1,50

новным фактором роста стоимостного объема является повышение цен на гостиничные услуги.

Современный сектор санаторных учреждений России включает сети ведомственных санаториев, большое количество обособленных участников, являющихся оздоровительными центрами отдельных российских предприятий, а также самостоятельные организации, осуществляющие оказание услуг в рамках санаторно-курортной деятельности.

ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» в составе имеет 17 санаторно-курортных учреждений и относится к числу крупных объединений и ведомственных сетей системы санаторно-курортного обслуживания.

Здравницы Общества являются специализированными санаторно-курортными учреждениями, профилированными для лечения и оздоровления больных по всем основным классам заболеваний.

Важным индикатором рынка санаторно-курортных услуг является показатель суммарного количества дней пребывания в санаториях всех потребителей (число койко-дней).

В 2013 г. натуральный объем общероссийского рынка санаторно-курортных услуг составил 58,6 млн койко-дней (табл. 4) и по сравнению с 2011 г. (60 млн койко-дней) уменьшился на 2,33%.

В структуре натурального объема общего рынка на долю ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» в 2013 г. приходилось 1,5%. По сравнению с 2011 г. (1,4%), этот показатель увеличился на 7,14%. При этом число койко-дней, проведенных пациентами в филиалах ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», в 2013 г. по сравнению с 2011 г. увеличилось на 4,76%.

Вопреки общей тенденции рынка санаторно-курортных услуг, характеризующейся снижением натурального объема потребления, ОАО «РЖД-ЗДО-РОВЬЕ» за период 2011—2013 гг., демонстрирует ежегодное увеличение своей доли в структуре общего натурального объема с 1,4% в 2011 г. до 1,5% в 2013 г.

Динамику развития ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» относительно стагнирующего рынка санаторно-ку-

Таблица 5

Динамика показателей занятости коечного фонда в среднем по рынку санаторно-курортных услуг Российской Федерации и филиалов ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ»

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013/2011 гг.

Средняя загрузка по рынку, % 56,5 56,3 55,8 -1,2

Загрузка в филиалах 67,1 69,6 73,9 +10,1

ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», %

Таблица 6 Средняя длительность пребывания пациентов на санаторно-курортных койках

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Среднее значение по рынку, койко-дни 9,7 9,6 9,5 Значение по филиалам 12,8 11,7 12,7

ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», койко-дни

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2Q16; 24 (1) DOI 1Q.1Q16/Q869-866X-2Q16-1-21-27

Реформы здравоохранения

рортных услуг наглядно демонстрирует показатель загрузки коечного фонда. В течение рассматриваемого периода общая загрузка здравниц ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» имела позитивные тенденции и выросла с 67,1 до 73,9% (табл. 5).

Средние показатели загрузки коечного фонда филиалов ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» существенно отличаются от общих по рынку и имеют более позитивные значения по каждому изучаемому году. Так, в 2011 г. показатель загрузки коечного фонда филиалов Общества был на 10,6% больше, чем показатель средней загрузки по рынку. В 2012 г. эта разность составляла 13,3%, а в 2013 г. увеличилась до 18,1%.

На фоне установленного уменьшения показателя средней загрузки коечного фонда по рынку санаторно-курортных услуг за изучаемый период на 1,2% этот показатель в ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» увеличился на 10,1%.

В настоящее время наметилась тенденция к предоставлению более коротких, по сравнению с традиционными сроками, курсов санаторно-курортного лечения. Многие потребители, прежде всего по финансовым соображениям и с целью экономии времени, не могут позволить себе длительное санаторно-курортное лечение.

В отличие от общей ситуации на рынке санаторно-курортных услуг среднее количество дней, проведенных пациентом на койке в учреждениях ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», не только не снижается, но и превышает средние показатели по общероссийскому рынку более чем на 30% (табл. 6).

По каждому анализируемому году средняя длительность пребывания пациентов на койках филиалов ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» существенно превышала таковую общероссийского рынка санаторно-курортных услуг. В 2013 г. этот показатель по общему рынку составил 9,5 дня, тогда как по учреждениям ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» — 12,7 дня.

Выводы

1. На фоне современной тенденции уменьшения численности санаторно-курортных учреждений в России численность потребителей данных услуг ежегодно растет, а стоимостный объем рынка санаторно-курортных услуг интенсивно увеличивается.

2. ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» является крупным, эффективно управляемым санаторно-курортным объединением, в структуре натурального объема общероссийского рынка его доля ежегодно возрастает.

3. Загруженность коечного фонда ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» в отличие от установленных тенденций по общероссийскому рынку имеет устойчивую положительную динамику.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В .А. Научные основы курортного лечения в СССР. М.; 1950.

2. Быков А.Т. Актуальные проблемы курортологии. В кн.: Материалы научно-практической конференции военных санаториев. Сочи; 1994: 5—8.

3. Ветитнев А.М. Некоторые особенности маркетинга санаторно-курортных учреждений. Маркетинг. 1997; 6: 21—2.

4. Ветитнев А.М. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. СПб.; 1999.

Поступила 13.04.2015 Принята в печать 26.11.2015

REFERENCES

1. Aleksandrov V. A. Scientific Basis of Spa Treatment in the USSR. [Nauchnye osnovy kurortnogo lechenija v SSSR]. Moscow; 1950. (in Russian)

2. Bykov A.T. Actual problems of balneology. In: Materials of Scientific and Practical. [Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii voennykh sanatoriev]. Sochi; 1994: 5—8. (in Russian)

3. Vetitnev A.M. Some features of marketing of Spa facilities. Marketing. 1997; 6: 21—2. (in Russian)

4. Vetitnev A.M. Technology Marketing andManagement in the System ofManagement of the Resort Organizations. [Tekhnologii marketinga i menedzhmenta v sisteme upravleniya kurortnymi organizatsiyami]. St. Petersburg; 1999.

© Коллектив авторов, 2015

УДК 614.2:616.24-007.272-036.12-082

Акулин И.М., Куколь Л.В., Пупышев С.А.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ

ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет, 191025, г. Санкт-Петербург, Россия

В статье рассматриваются различные стратегии и технологии организации медицинской помощи пациентам с хронической обструктивной болезнью легких, которые могут быть использованы с целью совершенствования управления этим заболеванием на медицинском и личном уровне.

Ключевые слова: хроническая обструктивная болезнь легких; менеджмент заболевания.

Для цитирования: Акулин И.М., Куколь Л.В., Пупышев С.А. Особенности организации медицинской номощи нри

хронической обструктивной болезни легких. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.

2Q16; 24 (1): 21—27. DOI 1Q.1Q16/Q869-866X-2Q16-1-21-27

Для корреспонденции: Куколь Лидия Владимировна, lkukol@mail.ru

Akulin I.M., Kukol L.V., Pupishev S.A. THE CHARACTERISTICS OF ORGANIZATION OF MEDICAL CARE UNDER CHRONIC OBSTRUCTIVE DISEASE OF LUNGS The article considers various strategies and technologies of organization of medical care to patients with chronic obstructive disease of lungs. They can be implemented with purpose of developing management of this disease at medical and personal levels.

Keywords: chronic obstructive disease of lungs; management; disease.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.