воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, за проведение «трогательных» экскурсий для слепых детей, и значительный вклад в развитие социокультурной реабилитации слепоглухих людей. Объединение усилий молодых ученых и школьников, желающих ближе познакомиться с современной ботаникой, проходит в рамках проекта Малая Академия Наук в форме выполнения совместных научных проектов, участия в познавательных семинарах. Также, молодые ученые Ботанического сада УрО РАН проводят перед широкой публикой лекции на популярные естественно-научные темы в библиотеках, образовательных центрах, школах города. Опыт экспертов ботанического сада, разноплановые научные достижения, образовательная и популяризаторская деятельность как форма работы с коллекциями, нашли отражение в многочисленных интервью СМИ (более 70 сюжетов за 2017 год), сопровождены информационными ресурсами (наличие групп в социальных сетях и собственного сайта). Таким образом, идеи гармоничного взаимодействия природы и общества тиражируется для широких слоев населения благодаря просветительской деятельности в области экологии, ботаники и охраны природы.
Современный темп развития Ботанического сада УрО РАН и высокая результативность обеспечивается за счет эффективных организационных механизмов, имеет социальную поддержку и базируется на прочной ресурсной базе, представленной 18 коллекциями, а также кадровом потенциале организации, который представлен коллективом высокопрофессиональных, инициативных, творческих людей. Ботанический сад УрО РАН в настоящее время перестал быть исключительно центром ботанических исследований, он превратился в объект пристального внимания для СМИ, стал одним из мест приятного и полезного семейного отдыха, стал образовательной площадкой с мощным просветительским и научным потенциалом. Несмотря на наличие множества хозяйственных трудностей, сложностей, обусловленных природно-климатическими факторами, несовершенством инженерных решений, разноплановости задач и ограниченного объема кадровых и материальных ресурсов, Ботанический сад УрО РАН справляется с вызовами новой стратегии научно-технологического развития России, предлагая возможности эффективного развития российского общества в области взаимодействия человека и природы.
При поддержке ФНИ государственных академий наук «Теоретические и методологические аспекты изучения и оценки адаптации интродуцированных растений природной и культурной флоры» № АААА-А17-117072810010-4.
УДК 712-1
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА
Максименко А.Е., Малаховская А.И.
Академия строительства и архитектуры - структурное подразделение федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», e-mail: maksimenko_alexs@mail.ru, alina_malakhovskaya@mail.ru
Ландшафтная архитектура включает в себя создание и оптимальную организацию окружающего пространства, помогающую гармонично оформить сады и
парки. Главными материалами для работы в ландшафтной архитектуре являются растительность и окружающий ландшафт.
Опыт создания и деятельности городских парков и садов дает нам возможность выделить ряд новых тенденций, связанных с пониманием важной экологической роли озелененных пространств для отдыха. В настоящее время открываются новые разновидности объектов садово-паркового искусства, которые удовлетворяют растущие культурные запросы различных социальных групп людей. И сегодня идет активный поиск средств оригинальной выразительности объектов ландшафтной архитектуры, главенствующее место в котором занимает экологический подход.
В основе экологического подхода в садово-парковом искусстве лежат следующие принципы:
• бережное отношение человека к окружающей среде, сохранение биоразнообразия;
• исключение и предупреждение негативного воздействия на природные экосистемы;
• использование эндемиков;
• многофункциональность, интеграция;
• использование натуральных материалов;
• энергосбережение;
• сокращение трудозатрат по уходу за посадками;
• уничтожение и переработка отходов.
Целью применения экологического подхода в садово-парковом искусстве является формирование комфортной среды для жизнедеятельности и отдыха человека при условии обеспечения экологического равновесия.
Рассматривая развитие современного садово-паркового искусства, можно выделить в нем ряд основных тенденций:
- экологизация садово-паркового искусства (концепция сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, имеющих урбанизированную среду, появляются уголки настоящей, живой природы;
- размещение мини-парков в крупных архитектурных комплексах, что демонстрирует целостность человеческой культуры и природы;
- строительство транспортных и инженерных коммуникаций в природной и городской среде. Включение многочисленных развязок дорог, мостов, каналов в среду;
- разработка озелененных территорий специального назначения. Так, например, создаются выставочные, спортивные, мемориальные комплексы, аквапарки, появляются однофункциональные, тематические сады и парки;
- внедрение в практику садово-паркового искусства специальных пространств, размещаемых на крышах сооружений, в интерьерах. Сюда можно отнести устройство садов на крышах в условиях дефицита земель под озеленение в городах и под крышами вследствие климатических особенностей;
- дополнение искусственного ландшафта природными элементами.
Здесь можно вспомнить парки, которые разбиваются на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах и других подобных объектах), а также введение искусственных элементов формирования рельефа, например, геопластика;
- максимальное освобождение ландшафта от застройки, так называемый «эстетизм» ландшафта, например, при размещении сооружения под землей или покрытие большей части помещения газонами, цветами. Для проникновения солнечного света открытыми могут оставаться специальные заглубления или световые дворики, незаметные посетителям;
- увеличение многообразия стилевых направлений, когда проводятся активные поиски архитектурно-художественной выразительности вновь создаваемых парковых ландшафтов;
- смешение и использование восточных, европейских и американских методов и стилей. В последние десятилетия в европейских странах вошло в моду устройство садово-парковых объектов, принципы организации которых разработаны в Японии, и предназначены они для медитации и созерцания. А также даосская практика организации пространства фэншуй и сады, устроенные по этому принципу. В то же время в восточных странах стало популярным применение европейских и американских композиционных приемов при создании садово-парковых объектов;
- использование свойств традиционных и новых материалов: бетона, металла, цветного стекла, текстиля и пр. В садово-парковые объекты вводятся новые композиционные и художественные решения, предусматривающие использование в своей основе современных материалов;
- возникновение новых категорий объектов садово-паркового искусства, такие как «бизнес»-парки вокруг ведомственных учреждений и промышленных предприятий. Концепция «бизнес»-парка состоит в желании преобразования территории объекта в естественный ландшафт, со здоровой эстетически и функционально полноценной средой. При создании единого целого зеленое строительстве охватывает все: участки между зданиями, крыши, стены, беседки, дороги, инженерные коммуникации;
- использование в садово-парковом искусстве традиций прошлого: создание уютных благоустроенных зеленых внутренних двориков - патио, зеленой кровли, применение топиариа, когда путем художественной стрижки формируются различные фигуры, формы из деревьев и кустарников. К этому ряду относятся и садовые эфемериды, элементы, усиливающие эмоциональное восприятие сада, повышающие его эстетическую ценность;
- создание арт-ландшафтов. Развитие теории «аттракциона» в садово-парковом искусстве, использование приемов «сочетание несочетаемого», «самое-самое», эффектов рамки, отражения и пр.
Исследования современных городских ландшафтов и анализ практического опыта современных ландшафтных архитекторов, проведенный в рамках нашей работы, позволили выявить основные направления и тенденции развития садово-паркового искусства, в основе которых лежит новая эстетика восприятия природной среды, экологический подход к проектированию, направленный на стабилизацию экологической ситуации, сохранение биоразнообразия растительного и животного мира в городе, повышение устойчивости создаваемых ландшафтов, технологичность при строительстве и обслуживании, и снижение трудозатрат по уходу за реализованными проектами.
УДК 712.01
ВЛАСТЬ МОТИВА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА
Нащокина М.В.
НИИ теории, истории архитектуры и градостроительства, e-mail: n_maria53@mail.ru
В последние десятилетия существенно возросло значение произведений ландшафтной архитектуры и садового дизайна, все чаще составляющих неотъемлемую