Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ СТОИМОСТИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ИНВЕСТИЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Е. С.

Представлен анализ текущих изменений в области дистанционного образования и, в частности, высшего образования среди отечественных и западных университетов. Отмечено дополнительное влияние возникшей пандемии COVID-19 на резкий рост популярности и использования онлайн-образования в различных сегментах образовательного процесса, начиная с дошкольного и заканчивая корпоративными программами компаний. Выявлены ключевые преимущества и недостатки онлайн-образования, а также возникающие риски для российских вузов и отечественной экономики при внедрении дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новикова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE GLOBAL ECONOMY DIGITALIZATION

The analysis of current changes in the field of distance education, and, in particular, higher education among domestic and western universities is presented. The additional impact of the COVID-19 pandemic on the sharp increase in the popularity and use of online education in various segments of the educational process, starting from preschool and ending with corporate programs of companies is noted. The key advantages and disadvantages of online education are identified, as well as emerging risks for Russian Universities and the domestic economy when introducing distance learning.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 339.91 JEL F01

Новикова Екатерина Сергеевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-2342-6939 e-mail: Novikova.ES@rea.ru

Б0110.26425/1816-4277-2021-7-67-73

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Представлен анализ текущих изменений в области дистанционного образования и, в частности, высшего образования среди отечественных и западных университетов. Отмечено дополнительное влияние возникшей пандемии COVID-19 на резкий рост популярности и использования онлайн-образования в различных сегментах образовательного процесса, начиная с дошкольного и заканчивая корпоративными программами компаний. Выявлены ключевые преимущества и недостатки онлайн-образования, а также возникающие риски для российских вузов и отечественной экономики при внедрении дистанционного обучения. Ключевые слова: конкурентоспособность, человеческий капитал, онлайн-образование, глобальные цепочки стоимости, цифровизация, инновационность, экономический рост, мировая экономика, международное разделение труда, инвестиции, высшее образование

Для цитирования: Новикова Е.С. Современные тенденции развития российского высшего образования в условиях цифровизации мировой экономики//Вестник университета. 2021. № 7. С. 67-73.

Ekaterina S. Novikova

Cand. Sci. (Econ.), Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-2342-6939 e-mail: Novikova.ES@rea.ru

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE GLOBAL ECONOMY DIGITALIZATION

Abstract. The analysis of current changes in the field of distance education, and, in particular, higher education among domestic and western universities is presented. The additional impact of the COVID-19 pandemic on the sharp increase in the popularity and use of online education in various segments of the educational process, starting from preschool and ending with corporate programs of companies is noted. The key advantages and disadvantages of online education are identified, as well as emerging risks for Russian Universities and the domestic economy when introducing distance learning.

Keywords: competitiveness, human capital, online education, global value chains, digitalization, innovativeness, economic growth, world economy, international division of labor, investments, higher education

For citation: Novikova E.S. (2021) Current trends in the development of Russian higher education in the context of the global economy digitalization. Vestnik universiteta, no. 7, pp. 67-73. DOI: 10.26425/18164277-2021-7-67-73

Введение

Последние события, связанные с распространением пандемии COVID-19, в очередной раз указали на уязвимость общественного мироустройства, включая задачу достижения устойчивого экономического развития отдельных стран. За небольшой отрезок времени, в течение двух-трех месяцев, границы большинства государств оказались закрытыми, процесс производства многих товаров был приостановлен или значительно замедлен по причине рассинхронизации всех цепочек создания стоимости готовой продукции, локализованной в разных уголках мира. Передвижение людей между странами оказалось парализованным. Это также серьезно повлияло на доходы стран, ориентированных в большей степени на туризм. Для компаний, ориентированных на индустрию туризма, включая гостиничный бизнес, авиакомпании, сферу общепита и ресторанного бизнеса, возникли серьезные проблемы, связанные с их финансовой устойчивостью, вызвав большое число банкротств, а также запросов к местному правительству по выделению дополнительных субсидий в качестве разовой поддержки.

© Новикова Е.С., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Novikova E.S., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

В сложившейся ситуации есть как отрицательные, так и положительные аспекты для дальнейшего развития бизнеса. Именно из-за пандемии COVID-19 область цифровизации и дальнейшей автоматизации производств стала получать всеобщее распространение абсолютно во всех сферах жизнедеятельности общества. Как следствие, большое количество компаний сектора информационных технологий (далее - ИТ) и промышленной автоматизации показали рекордные показатели выручки за прошедший 2020 г. Вместе с тем различного рода цифровые платформы продолжили свое развитие, привлекая дополнительное количество компаний и потребителей, с целью использования возможности взаимодействия друг с другом. Наибольшее внимание стоит уделить компаниям, предоставившим услуги по взаимодействию сотрудников, находящихся на удаленной работе, как внутри своей компании, так и со своими компаниями-партнерами, а также потенциальными заказчиками и клиентами. Сюда можно отнести такие компании, как: Microsoft, предоставившую программу Microsoft Teams, Zoom, Webinar, Signal и др.

По одной только компании Zoom (видеосервис) можно говорить о востребованности такого рода услуг за последний период времени. Чистая прибыль компании в четвертом квартале 2020 г. составила 260 млн долл. США, увеличившись более чем в 17 раз по сравнению с тем же периодом прошлого года. Годовая выручка сервиса Zoom за прошлый год составила 2,651 млрд долл. США, что в 4 раза выше выручки за предыдущий 2019 г. Более того, к концу 2020 г. у компании насчитывалось порядка 467 тыс. клиентов, что на 470 % больше предыдущего периода [5]. Таким образом, такого рода компании смогли за один год увеличить свою доходность в несколько раз.

Вместе с тем продукты и услуги ИТ-компаний стали пользоваться спросом не только среди различного рода государственных и частных предприятий с целью промышленного производства, но и в области услуг, направленных на социальную поддержку и развитие общества. В первую очередь здесь хотелось бы обратить особое внимание на образовательную деятельность, где посредством цифровых платформ стало возможным предоставление непрерывных образовательных услуг на уровне среднего и высшего образования [6]. В стороне остается вопрос качества оказания такого рода услуг. Не секрет, что уровень среднего и высшего образования в мире и в России с каждым годом снижается по причине все большего отождествления различных форм образования с услугой с целью получения конечной прибыли основными экономическими агентами рыночной экономики. Таким образом, государство все в меньшей степени остается вовлеченным в наиболее важный процесс формирования будущего человеческого капитала отечественной экономики, отдавая данную сферу на откуп частному бизнесу. То же самое происходит и в области медицины, культуры и других сфер социальной жизни общества, что стало следствием поиска бизнесом новых источников формирования дополнительного дохода (ключевым условием дальнейшего развития рыночной экономики, в которой нам приходится сосуществовать) [4].

Тем не менее, возникшая альтернатива взаимодействия преподавателей и учеников/студентов посредством применения различного рода онлайн-сервисов открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития, в первую очередь, высшего образования, которые и планируется рассмотреть и проанализировать в рамках данной статьи, принимая во внимание основные мировые тенденции на рынке образовательных услуг.

Литературный обзор

Вопросами дистанционного образования стали заниматься довольно давно, еще при появлении первых возможностей взаимодействия людей путем обмена писем. Именно в 1728 г. Калеб Филипс в США впервые написал в газету объявление о наборе студентов со всей страны для изучения стенографии посредством написания друг другу писем [7]. Это стало первой попыткой образовательного процесса на расстоянии, которая переросла в заочное обучение студентов с высылкой университетами материалов, заданий и контрольных работ по почте. В 1856 г. был основан первый институт заочной формы образования в Берлине [11].

С появлением новых технологий на протяжении всего XX в. ускорялся и сам процесс развития дистанционной формы обучения, сначала посредством радио, затем телевидения, и, наконец, с появлением компьютерных технологий и сети «Интернет» процесс цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека привел к ускоренному развитию и онлайн-образования.

Стоит отметить, что в 1963 г. премьер-министром Великобритании Г. Вильсоном была сделана первая попытка создания «эфирного» университета, который объединял бы в себе все учебные заведения, вовлеченные

в дистанционное образование. Через 6 лет в Великобритании был создан так называемый Открытый университет, в котором на текущий момент обучаются порядка 200 тыс. студентов со всех концов мира [12].

С появлением компьютера уже ИТ-компании - гиганты, как, например, IBM, стали заниматься разработкой соответствующих программ-платформ по дистанционному обучению и внедрять их в различных университетах мира.

В России первые дистанционные программы появились в 1997 г. в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 30 мая 1997 г. № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования», позволяющим заниматься разработками в области онлайн-образования [7].

А начиная с 2011 г., Стэнфордским университетом, а именно Себастьяном Траном и Питером Норвигом, были открыты первые онлайн-курсы. Это повлекло за собой создание специальных платформ, предлагающих целые учебные программы различных университетов, а также отдельные курсы, так называемые МООК (от англ. MOOC, massive open online courses - «массовые открытые онлайн-курсы»). Лидером среди таких платформ на сегодняшний день является проект Coursera, образованный также учеными Стэнфордского университета [2].

Таким образом, развитие дистанционных форм образовательного процесса постепенно ускоряется наравне с техническим прогрессом, и так или иначе влияет на дальнейшее развитие российских вузов в рамках глобального образования и все возрастающей конкуренции университетов (различных экономик мира) в борьбе за талантливых студентов (человеческий капитал).

Методология

Безусловно, рассматриваемый феномен, получивший довольно широкое распространение по всему миру в течение последних двух лет, станет неотъемлемой частью глобального образования, а значит будет влиять, в том числе, и на развитие российского высшего образования. Поэтому важно проанализировать ключевые преимущества и недостатки онлайн-образования, его влияния на ключевые аспекты дальнейшего экономического развития России, а также выделить те риски и определенного рода возможности, которыми можно было бы воспользоваться для будущего развития человеческого капитала отечественной экономики.

Проведем сравнительный анализ для определения мировых тенденций и отдельно России в сегменте он-лайн-образования. В дополнение к этому проведем категоризацию основных услуг в сегменте онлайн-обра-зования, в том числе по основным направлениям образовательной деятельности. В заключение оценим возможные риски для отечественного образовательного сегмента с учетом текущих и планируемых действий в данной области с точки зрения ведущих экономик (Китая и США).

Результаты

В последние годы мировой рынок онлайн-образования стал развиваться усиленными темпами. В 2020 г. в связи с возникновением пандемии COVID-19 он показал рекорд по вовлеченности различного рода компаний. Именно в прошлом году возникшая ситуация указала на серьезное отставание отечественной сферы услуг онлайн-образования как на уровне школ, университетов, так и российских корпораций от передовых стран, поступательно инвестирующих в создание образовательной продукции как для национального, так и международного рынка в области образовательной деятельности.

Если же проанализировать основные проекты, создаваемые в области онлайн-образования, то их можно отнести к следующим категориям:

- создание обучающих платформ (Coursera, Универсариум);

- создание программ с целью доставки содержимого и управления образовательной средой (Zoom, Webinar и т. д.);

- создание инструментов, применяемых в обучении (методы игры, системы визуализации, интеллектуальные системы и т. д.);

- разработка различного рода новых методик и образовательных технологий в обучении) [9; 10].

За прошлый год объем мирового рынка онлайн-образования составил 222 млрд долл. США, увеличившись на 17 млрд долл. США по сравнению с 2019 г. (рис. 1). По прогнозам ведущих участников, в области предоставления услуг онлайн-образования рост данного вида услуг в ближайшие 5 лет составит примерно 7-10 %, достигнув к 2025 г. порядка 350 млрд долл. США [3].

350 -,

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Год

Источник: [3]

Рис. 1. Объем мирового рынка онлайн-образования

На текущий момент времени объем мирового рынка онлайн-образования составляет всего 4 % от всего мирового сектора образовательных услуг (на конец 2019 г. эта цифра составляла 6,5 трлн долл. США). Тем не менее, быстрый рост услуг в области онлайн-образования увеличит и ее процентную долю в объеме всего мирового рынка образования [3].

Здесь также важно отметить, что несмотря на то, что США остается ведущим и крупнейшим образовательным рынком, их доля постепенно сокращается, составив 40 % от всего мирового рынка EdTech (услуг онлайн-образования) (на начало 2016 г. доля США составляла 55 % соответственно). Китай же, напротив, становится ведущим рынком в рассматриваемом сегменте рынка, достигнув 50 % мирового рынка на начало 2020 г. [3].

Если же говорить о ситуации на российском рынке, то в мировых масштабах деятельность отечественных компаний в данном сегменте рынка составляет всего-навсего 0,5 %, достигнув 36 млрд руб. на начало 2020 г. В масштабах мировой экономики сфера услуг онлайн-образования на российском рынке выглядит довольно скромно, тем не менее совокупный объем «официальных» инвестиций в данную область на конец 2019 г. составил 34,5 млн долл. США, при этом большее количество экспертных мнений сводится к тому, что общий объем инвестиций составил 80 млн руб., включая инициативы иностранных компаний [12].

Главные направления инвестиций в российском онлайн-образовании сейчас сосредоточены в области школьного образования (27 %), языкового обучения (20 %), дополнительного профессионального образования (20 %), корпоративного образования (11 %) и других прикладных областей (22 %) [8]. Отсюда можно сделать вывод, что услуги онлайн-образования в области высшего образования только начинают зарождаться и применяться в вузах, в том числе и по причине высокого уровня бюрократизации и неповоротливости отечественных университетов в общей своей массе.

Эту же тенденцию можно проследить на сравнении распределения стартапов EdTech в Москве и мире по различным образовательным сегментам. В соответствии с приведенными данными резко выделяется превалирование онлайн-услуг в области дополнительного профессионального образования на отечественном рынке, и абсолютная неразвитость дошкольного и высшего образования (0,5 % и 2 %, по сути, российского рынка против 9 % и 10 % мирового соответственно) (рис. 2) [4].

50

Дошкольное образование

Школьное Дополнительное Высшее

образование профессиональное образование образование

Прочее

■ В мире

Россия

Источник: [4]

Рис. 2. Распределение компаний в области онлайн-образования по различным образовательным сегментам в 2020 г.

Рассматривая сегмент высшего образования, стоит обратить внимание, что в общем и целом объем рынка высшего образования на начало 2020 г. составил 461 млрд руб., что является существенным подспорьем для совершенствования данного сегмента с точки зрения конкурентного преимущества на национальном и международном рынках [4].

Основными проектами в области онлайн-образования для сегмента высшего образования в России стали так называемые обучающие платформы (по сути, учебники) и программы по управлению образовательной средой (Zoom, Webinar и др). При этом платформы ни первой ни второй категории университетам не принадлежат: в большей степени используются сервисы зарубежных компаний, что значительно повышает риски зависимости отечественных университетов от западного рынка. Именно с такой же ситуацией Россия столкнулась за последние 20 лет в области промышленности и сельского хозяйства (высокая зависимость от продукции зарубежного производства в пищевой промышленности, фармацевтике, машиностроении, текстильной промышленности, автомобилестроении и т. д.), а теперь на очереди и сфера услуг (в первую очередь, стратегический сегмент образования, а в дальнейшем, может быть, и сфера медицинских услуг и т. д.).

Если говорить об использовании онлайн-курсов, то ежегодно вузы закупают доступ к такого рода курсам приблизительно на 20 млн руб. Учитывая количество студентов в каждом отдельно взятом вузе, данная цифра показывает довольно низкий спрос университетов на подобного рода услуги. Одной из основных причин такого отношения вузов к онлайн-сервисам - нехватка денежных средств на приобретение такого рода образовательных продуктов. Более того, большинство университетов с трудом поддаются внешним изменениям рыночной среды, не говоря уже об изменениях на международном рынке образовательных услуг [1].

В связи с этим возникает вопрос будущего развития российских университетов и их состоятельность по отношению к своим зарубежным партнерам с точки зрения программ обмена или двойного диплома, а также общей привлекательности отдельно взятых вузов для последующего набора студентов на свои программы.

На данном этапе зарубежные вузы в большей степени сосредоточены на использовании онлайн-серви-сов для административного блока управления университетом: управление учебным процессом, привлечение новых студентов в вузы и др. Тем не менее, использование различного рода платформ по освоению учебных курсов также используется так или иначе всеми зарубежными вузами в образовательном процессе студентов.

Заключение

Таким образом, сегмент онлайн-образования с каждым годом становится все более перспективным в мировом масштабе, завоевывая новые рынки, а также привлекая новых бизнес-игроков. В очередной раз отечественный рынок показывает скромные показатели (0,5 % мирового рынка) по сравнению с ведущими игроками данного рынка Китаем и США, планомерно вовлекающими в данный сегмент экономики все большее количество участников со всего мира. Именно этот факт является основным риском повышения зависимости отечественного рынка образовательных услуг от иностранных компаний, предоставляющих необходимые инструменты для осуществления задач в области образовательной деятельности.

В связи с этим так называемый феномен утечки мозгов, с которым столкнулась российская экономика за последние 30 лет, может приобрести гипертрофированные формы, учитывая возможность получения он-лайн-образования студентами других стран без физического присутствия в университетах США, Великобритании, Германии, Китая и других наиболее значимых экономик мира. И если до сих пор экспорт высшего образования ведущими вузами США достигался посредством физического приезда студентов в страну, то в ближайшем будущем возможность дистанционного обучения даст возможность ключевым мировым университетам набирать наиболее талантливых молодых людей на условиях дистанционного обучения.

Последствием такого рода ситуации может стать снижение количества университетов как в отдельно взятой стране, так и по миру в целом с одновременным увеличением количества учащихся в отдельно взятом вузе. Взаимодействие зарубежных вузов может стать более тесным по причине большей доступности учебного материала, проведения общих лекций и семинаров, в том числе при помощи гостевых преподавателей в онлайн-формате. Результатом такого масштабирования образовательных услуг станет, тем не менее, более четкая регионализация стран с ключевой страной-центром по продвижению образовательных услуг.

Такого рода изменения могут привести к еще более жесткой борьбе за человеческие ресурсы в пользу ведущих экономик мира. В связи с этим России важно серьезно проанализировать четко наметившиеся тенденции в области онлайн-образования, и использовать их для усовершенствования соответствующего сегмента в рамках национальной экономики.

Библиографический список

1. Беляев, Г. Ю. Потенциально негативные тенденции развития современного образования и их влияние на воспитание как общественное явление // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. Вологда, 29 ноября 2017 г. В 3 частях. Часть 3. - Вологда: Маркер, 2017. - С. 89-93.

2. Иванов, В. Г., Кайбияйнен, А. А., Мифтахутдинова, Л. Т. Инженерное образование в цифровом мире // Высшее образование в России. - 2017. - № 12 (218). - С. 136-143.

3. Кузнецов, Н. В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия // E-Management. - 2019. - Т. 2, № 1. - С. 19-25. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-1-19-25

4. Петькова, Ю. Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 3. - С. 199-204.

5. Акции Zoom подорожали на 10 % после публикации отчетности компании // Ведомости. - 2021. - 2 марта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/news/2021/03/02/859840-aktsii-zoom-podorozhali-na-10-posle-publikatsii-otchetnosti-kompanii (дата обращения: 10.05.2021).

6. Аптекман, А. и др., Цифровая Россия: новая реальность. - McKinsey & Company, 2017. - 133 c.

7. Исследование российского рынка онлайн-образования 2020 // Edmarket Research. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://research.edmarket.ru/ (дата обращения: 10.05.2021).

8. Черепанова, Ю. Между первой и второй: онлайн-образование на волне пандемии // Forbes Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://education.forbes.ru/authors/online-education-vs-covid (дата обращения: 10.05.2021).

9. Altbach, P. G., Reisberg, L., Rumbley, L. E. Trends in global higher education: Tracking an academic revolution. - Leiden, The Netherlands: Brill, 2019. - 270 p. https://doi.org/10.1163/9789004406155

10. Goodman, J., Melkers, J., Pallais, A. Can online delivery increase access to education? // Journal of Labor Economics. - 2019. -V. 37, No. 1. - Pp. 1-34. https://doi.org/10.1086/698895

11. Pant, A. Distance learning: history, problems and solutions // Advances in Computer Science and Information Technology. -2014. - V. 1, No. 2. - Pp. 65-70.

12. Parket, Q. Technology in education 2019: 5 trends to watch // Top Hat. - 2019. - January 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tophat.com/blog/technology-in-education-2019/ (дата обращения: 10.05.2021).

References

1. Belyaev G. Yu. Potentially negative trends in the development of modern education and their impact on education as a social phenomenon, Science Today: Problems and Prospects of Development: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference: in 3 parts, part 3, Vologda, November 29, 2017, pp. 89-93. (In Russian).

2. Ivanov V. G., Kaibiyainen А. А., Miftakhutdinova L. T. Engineering education in digital world, Higher Education in Russia, 2017, no. 12 (218), pp. 136-143. (In Russian).

3. Kuznetsov N. V. Online education: key trends and barriers, E-Management, 2019, vol. 2, no. 1, pp. 19-25. (In Russian). https://doi.org/10.26425/2658-3445-2019-1-19-25

4. Petkova Y. R. The history of the development of distance education. the positive and negative sides of the MOOC, Advances in Current Natural Sciences, 2015, no. 3, pp. 199-204. (In Russian).

5. Zoom shares rose by 10 % after the publication of the company's financial statements, Vedomosti, 2021, March 2. Available at: https://www.vedomosti.ru/business/news/2021/03/02/859840-aktsii-zoom-podorozhali-na-10-posle-publikatsii-otchetno-sti-kompanii (accessed 10.05.2021).

6. Aptekman А. et al. Digital Russia: a new reality, McKinsey & Company, 2017, 133 p. (In Russian).

7. Research of the Russian online education market 2020, Edmarket Research. Available at: http://research.edmarket.ru/iaccessed 10.05.2021).

8. Cherepanova Yu. Between the first and the second: online education in the wake of the pandemic, Forbes Education. Available at: https://education.forbes.ru/authors/online-education-vs-covid (accessed 10.05.2021).

9. Altbach P. G., Reisberg L., Rumbley L. E. Trends in global higher education: Tracking an academic revolution, Leiden, The Netherlands: Brill, 2019, 270 p. https://doi.org/10.1163/9789004406155

10. Goodman J., Melkers J., Pallais A. Can online delivery increase access to education?, Journal of Labor Economics, 2019, vol. 37, no. 1, pp. 1-34. https://doi.org/10.1086/698895

11. Pant A. Distance learning: history, problems and solutions, Advances in Computer Science and Information Technology, 2014, vol. 1, no. 2, pp. 65-70.

12. Parket Q. Technology in education 2019: 5 trends to watch, Top Hat, 2019, January 4. Available at: https://tophat.com/blog/ technology-in-education-2019/ (accessed 10.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.