УДК 338.48
DOI: 10.31249/espr/2023/04.05
М.М. Романова, И.П. Кульгачев*
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМА В РЕАЛИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ
Аннотация. Статья посвящена анализу текущего состояния туризма в России. В ходе проведенного исследования с использованием данных официальной статистической информации и экспертных оценок выявлены основные тенденции, присущие современной ситуации в отечественной туристской индустрии. Согласно полученным результатам, наблюдается резкое снижение объемов въездных и выездных туристических потоков, а также рост внутреннего туризма, сопряженный с его значительным удорожанием. Выявлена новая разновидность выездного туризма в России - «карточный туризм», основной целью которого является получение «банковской карты» в других странах мира.
Ключевые слова: Россия, внутренний туризм, тенденции развития туризма, туристические потоки, карточный туризм, геополитическая обстановка.
Для цитирования: Романова М.М., Кульгачев И.П. Современные тенденции развития отечественного туризма в реалиях геополитической обстановки // Экономические и социальные проблемы России. - 2023. - № 4. - С. 66-80.
* Романова Марианна Михайловна, канд. экон. наук, доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Romanova Marianna, PhD (Econ. Sci.), Associate Professor of the Department of Hotel and Tourism Management Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
Кульгачев Иван Петрович, канд. филос. наук, доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Kulgachev Ivan, PhD (Philos. Sci.), Associate Professor of the Department of Hotel and Tourism Management Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
© Романова М.М., Кульгачев И.П., 2023
66
M.M. Romanova, I.P. Kulgachev Modern trends in the development of the national tourism in the realities of the geopolitical situation
Abstract. The article is devoted to the analysis of the current state of the tourism sector in Russia. In the course of the study, using official statistical data and expert assessments, the main trends inherent in the current state of development of the tourism industry in Russia were identified. According to the results obtained, there is a sharp decrease in the volume of movement of inbound and outbound tourist flows and an increase in domestic tourism, associated with its significant rise in price. A new type of tourism was identified «card tourism», the main purpose of which is to obtain a bank card.
Keywords: Russia, domestic tourism, tourism development trends, tourist flows, card tourism, geopolitical situation.
For citation: Romanova M.M., Kulgachev I.P. Modern trends in the development of the national tourism in the realities of the geopolitical situation // Economic and Social Problems of Russia. - 2023. - N 4. - P. 66-80.
Введение
Сфера туризма находится под влиянием сложившейся геополитической обстановки. Санкции в отношении России со стороны западного мира как фактор, сдерживающий ее развитие, не прекращаются с 2014 года. Свою «лепту» в ухудшение состояния отечественной индустрии туризма внесла и пандемия СОУГО-19 не только в силу введенных запретов на перемещения туристов в мировые туристические дестина-ции, но и в связи с непризнанием российских антикоронавирусных вакцин, что привело к ограничениям въезда россиян в западные страны. Хотя принятые органами власти меры, прежде всего по активизации внутреннего туризма, позволили сохранить рабочие места и создать условия для восстановления рынка туристических услуг в стране [Делия, Кульгачев, Романова, 2021, с. 109].
Сложная геополитическая ситуация и последствия СОУГО-19 привели к сокращению экономической активности субъектов хозяйственной деятельности, снижению доходов населения, падению курса рубля. Как следствие, существенно снизились выездные туристические потоки граждан России. В результате многими россиянами был сделан выбор в пользу проведения отдыха в отечественных дестинациях.
Таким образом, геополитическая обстановка неоднозначно воздействует на состояние национального туризма, что предопределяет необходимость более внимательно изучить это влияние. Цель настоящей статьи состоит в выявлении тенденций развития индустрии туризма в России, складывающихся в результате действия геополитических факторов.
67
Анализ состояния отечественной сферы туризма
По статистическим показателям и экспертным оценкам, 2013 и 2019 гг. следует считать пиковыми годами туристической активности в стране. Особенно это справедливо по отношению к выездному туризму. В данный период в туры по зарубежным странам российскими организаторами туризма было отправлено 9 882 996 (2013) и 11 825 815 (2019) человек [Число отправленных в туры ... , 2023]. В пиковом для туризма 2019 г. россияне приобрели в туристических фирмах 5 336 503 турпакетов, из которых более 95% приходилось на выездной туризм [Число тур-пакетов . , 2023].
Таблица 1
Внутренние, въездные и выездные туристические потоки России
(млн посетителей)*
Год / страна 2013 2019 2020 2021 2022 2023
Внутренние туристические потоки
Россия 31,7 60,0-62,0 40-42 56 61 настоящее время
Въездные туристические потоки
Россия 2,665 (30,791 -численность лиц, въехавших в РФ) 24,419 6,359 7,08 8,24 (1,41 -январь -март) 2,64 (январь -март)
Выездные туристические потоки
Россия 18,292 (54,064 -численность российских граждан, выехавших за рубеж) 45,330 (48,072 -численность российских граждан, выехавших за рубеж) 12,361 19,199 22,487 (3,383 -январь -март) 4,497 (январь -март)
* Источники: [Общая информация ... , 2022; Туризм; Число выездных ... , 2023].
68
Согласно официальной статистической информации, число выездных посетителей было выше в 2013 г., чем в 2019 г. В то же время численность туристов в 2019 г. по официальной статистике оказалась выше, чем в 2013 г. (табл. 1). Разница объясняется принятой Росстатом в 2014 г. новой методологией подсчета въездных и выездных туристических потоков, соответствующей Международным рекомендациям по статистике туризма [Приказ Росстата ... , 2014]. До 2015 года Росстат использовал данные Федеральной пограничной службы ФСБ России, а с 2014 г. стал производить расчет по новой методологии1. Если по данным Федеральной пограничной службы в 2014 г. было 17,612 млн выездных посетителей и 2,593 млн въездных посетителей [Общая информация ... , 2022], то по новой методологии Росстата их насчитывалось соответственно 42,921 млн выездных посетителей и 25,438 млн въездных посетителей [Туризм]. Таким образом, численность выездных и особенно въездных посетителей увеличилась в разы.
Следует отметить, что в 2022 г. в российской статистической методологии появился еще один показатель, характеризующий численность туристов - «туристский поток». Согласно данному показателю, за 2022 г. в России совершили путешествия 153 912 388 человек. В 2023 г. в стране наметилась положительная динамика туристского потока - рост на 13,6% по сравнению с 2022 г. (41 226 865 посетителей за январь - апрель 2023 г. и 36 278 070 посетителей за январь - апрель 2022 г.).
Вместе с тем пандемия СОУГО-19 и новая геополитическая обстановка привели к снижению доходов от въездного туризма в Российской Федерации, т.е. от экспорта услуг по статье «поездки» (табл. 2).
Одновременно, в связи с уменьшением импорта туристических услуг (т.е. масштабов выездного туризма) сократились потери страны от дисбаланса между въездным и выездным туризмом (т.е. величина отрицательного сальдо) - табл. 2.
1 Для оценки числа въездных и выездных туристских поездок используются административные данные Пограничной службы Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной миграционной службы, а также формируемая Министерством образования и науки РФ официальная статистическая информация о численности студентов иностранных государств, обучающихся в российских образовательных организациях, и публикации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о численности студентов, обучающихся в образовательных организациях за рубежом.
Расчеты по настоящей методологии производятся на федеральном уровне в целом по РФ в разрезе стран гражданства / назначения с квартальной периодичностью. Отчетными периодами являются I квартал, I полугодие, 9 месяцев и год. Если один и тот же иностранный / российский гражданин неоднократно в течение отчетного периода выезжал за пределы своей страны, то в данных пограничной службы он учитывается столько раз, сколько раз он пересекал государственную границу в одном направлении. Поэтому туристские потоки измеряются не количеством туристов, а количеством поездок [Приказ Росстата ... , 2014].
69
Таблица 2
Доходы от международного туризма*
Параметры 2013 2019 2020 2021 2022
Доходы от международного туризма (в мировом масштабе), млрд долл. 1 197 1 323 - - 1 012
Доходы России от международного туризма: - экспорт услуг по статье «Поездки», млрд долл. 11,988 10,961 2,854 4,0 5,5
- импорт услуг по статье «Поездки», млрд долл. 53,453 36,152 8,645 11,4 20,3
- сальдо услуг по статье «Поездки», млрд долл. - 41,464 - 25,191 - 6,286 - 7,4 - 14,8
* Источники: [Statistics of tourism ... , 2022; Экспорт и импорт услуг ... , 2022; Внешняя торговля Российской Федерации ... , 2022].
«Карточный туризм»
В 2022 г. появился и активно развивался новый вид туризма - «карточный туризм», - пик которого пришелся на июнь 2022 г. «Карточный тур» - это туристический тур с целью открытия банковских счетов, используемых для вывода финансовых средств из России и оформления платежных карт банков других стран для осуществления платежей при путешествиях в зарубежные страны. Граждане России на два-три дня уезжали с туристической поездкой в Казахстан, Армению, реже - в Узбекистан1, -и оформляли банковские карты, которые имеют доступ к мировым платежным системам. Последующий перевод денег со счетов в России на эти карты открывал им возможность пользоваться своими финансовыми средствами в безналичной форме не только в дружественных странах, но и в других странах мира.
Рассмотрим данную тенденцию на примере Республики Казахстан. По экспертной оценке авторов, количество россиян, получивших индивидуальный идентификационный номер (ИИН) в Республике Казахстан, который, в частности, требуется для открытия банковского счета, выросло в 2022 г. в 12 раз по сравнению с 2021 г. (рис. 1).
1 Так как были жалобы, что не все банковские карты Узбекистана функционируют в других странах.
70
179 489
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021г. 2022 г.
Рис. 1. Численность граждан России, получивших ИИН в Республике Казахстан, человек Экспертная оценка авторов на основе данных: [Число россиян ... , 2022].
Подтверждает тенденцию увеличения поездок граждан России в упомянутые выше страны и данные Росстата. Анализ показывает, что в 2019 г. число поездок россиян в Армению и Узбекистан было значительно ниже, чем в 2022 г., когда сфера туризма еще не достигла восстановления общих объемов оказанных услуг допандемийного периода (табл. 3).
Таблица 3
Динамика туристических поездок россиян (тыс. посетителей)*
Страны / годы 2014 2019 2020 2021 2022 2023 Январь -март
Всего по странам мира 42 921,3 45 330,4 12 360,7 19 999,0 22 486,5 4 497,1
Армения 315,7 544,0 145,6 432,4 789,1 215,9
Казахстан 3 330,1 3 163,4 616,0 494,1 2 443,7 495,1
Узбекистан 96,7 195,7 38,6 152,978 357,6 81,2
* Источник: [Число выездных туристских поездок ... , 2022].
71
Внутренний туризм
В целом по стране в настоящее время наблюдается рост внутренних туристических потоков. В сложившейся геополитической ситуации этому способствовали следующие обстоятельства: сложность получения виз, проблемы с расчетами за границей и транспортной логистикой, рост цен на зарубежные туры, снижение доходов населения, небезопасность поездок. Всё вышеперечисленное повлияло на выбор мест отдыха гражданами России.
Туристов и экскурсантов в месте пребывания волнует обеспечение их личной безопасности. Поэтому, на наш взгляд, выбор страны для путешествий определяется в том числе и фактором безопасности, повышение значимости которого в последнее время привело к увеличению внутреннего туристического потока [Кульгачёв, Романова, 2018]. В то же время следует обратить внимание на ряд других тенденций в сфере российского туризма.
Во-первых, значительную часть внутреннего туристического потока составляют так называемые «невыездные граждане» (сотрудники силовых структур и граждане, имеющие соответствующие формы допуска к «государственной тайне») и члены их семей. По оценкам экспертов, данная группа населения составляет примерно 17,5 млн человек [The place of ... , 2022, р. 144]. Они имеют достаточные финансовые возможности для путешествий, но их выбор ограничен внутренними направлениями. Поэтому как они отдыхали в 2021 г. в отечественных туристических дестинациях, так эта тенденция сохранилась и в 2022 г.
Во-вторых, внутренний туризм имеет огромный потенциал роста за счет многомиллионных самостоятельных туристов, которые совершают путешествия, но не учитываются в официальной статистике. К этой группе можно теоретически отнести более 50 млн владельцев легковых автомобилей, 3 тыс. собственников автокараванов и 2,3 млн владельцев мотоциклов. На наш взгляд, статистическая отчетность не отражает в полной мере реальные масштабы внутренних туристических потоков в России. Таким образом, при рассмотрении вопросов развития внутреннего туризма нужно опираться на источники оперативной информации и экспертную оценку профессионалов туристского бизнеса, а также представителей центральных и региональных органов исполнительной власти, занимающихся развитием туризма (табл. 4).
Анализ табл. 4 показывает, что объем внутренних туристских потоков корреспондируется с численностью россиян, пользующихся КСР: соответствующие показатели в 2013 г. составляли 31,7 млн человек и 32,56 млн человек; в 2019 г. - 60-62 млн человек и 65,186 млн человек [Туризм].
72
Таблица 4
Статистические показатели развития внутреннего туризма в России,
млн человек*
Субъект 2013 2019 2020 2021 2022 2023
Российской Январь -
Федерации март
Количество внутренних туристов
Российская 31,7 60-62 40-42 56 61
Федерация + 54 (экскурсионные туры)
Численность размещенных граждан России в коллективных средствах размещения (КСР)
Российская 32,56 65,186 45,223 63, 644 70,327 14,724
Федерация
г. Москва 3,547 10,388 6,233 9, 180 8,216 2,226
Краснодар- 2,463 8,070 6,222 9, 886 9,612 1,427
ский край
Московская 2,581 4,586 2,907 4, 355 3,210 1,037
область
г. Санкт- 1,804 3,836 2,277 4, 217 4,825 0,889
Петербург
Республика - 2,309 1,916 2, 575 1,816 0,314
Крым
Количество туристов в отдельных регионах России
г. Москва 8,0 (+ 5,6 - иностранцы) 25,1 13,6 16,9 17,9
Краснодар- 11,8 17 11,5 17,0 17,4 1,5
ский край
Московская 8,0 22 11,5 14,0 15,3 4,4
область
г. Санкт- 6,2 10,4 2,9 6,0 8,0 4,0
Петербург (0,25 - иностранцы) (0,34 - иностранцы) (за 6 мес.)
Республика Крым - 7,43 6,3 9,5 5,534 -
*Источник: [Туризм].
Безусловным лидером в сфере внутреннего туризма является Краснодарский край [Меняйлов, Дмитриева, 2020, с. 33]. Среднее количество ночевок во время отдыха туристов здесь составляет от 10-11 суток, тогда как в г. Москве только 3-4 суток. В 2022 г. по отношению к 2021 г. наблюдалось резкое снижение количества ночевок в КСР Республики Крым (табл. 5). Это связано с тем, что граждане России опасаются нестабильности в регионе из-за влияния санкций и ухудшения его транспортной доступности в условиях специальной военной операции (СВО).
73
Таблица 5
Число ночевок в коллективных средствах размещения (млн ночевок)*
Год / Россия Краснодарский г. Москва Московская г. Санкт- Республика
регион край область Петербург Крым
2013 172,630 23,761 14,947 11,333 8,846 -
2019 283,191 48,540 41,893 17,191 16,041 14,649
2020 191,175 36,090 27,845 15,779 8,887 13,501
2021 275,603 47,418 42,396 20,506 14,478 18,139
2022 318,530 60,706 47,093 22,903 17,382 13,310
2022
(январь - 44,976 6,550 9,133 3,476 2,613 1,171
март)
2023
(январь - 55,045 7,367 9,798 4,409 2,856 1,819
март)
*Источник: [Число ночевок ... , 2022].
В связи с ростом внутреннего туризма растет и объем платных услуг, оказанных населению страны в данной сфере (табл. 6).
Таблица 6
Объем платных услуг, оказанных населению, в России и некоторых российских регионах (млн руб.1)*
№ п/п Регион России / Год 2019 2020 2021 2022
1 2 3 4 5 6
Объем платных туристских услуг (с 2017 г. - «услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги»), оказанных населению
Российская Федерация 179 826,421 91 884,154 149 751,115 207 451,802
1 г. Москва 21 716,87 16 809,074 28 515,325 48 702,9126
2 Краснодарский край 7 687,2502 6 744,619 8 612,677 9 665,0036
3 г. Санкт-Петербург 8 309,846 2 953,199 6 868,784 9 116,1523
Ставропольский край 1 765,7538 840,224 1 395,595 1 598,3685
Объем платных санаторно-оздоровительных услуг (с 2017 г. -«услуги санаторно-курортных организаций»)
Российская Федерация 127 185,843 85 527,328 150 677,883 170 800,872
1 Краснодарский край 23 455,658 24 108,517 44 218,710 42 693,0688
2 Ставропольский край 21 973,407 13 756,920 23 138,301 29 107,8759
1 Статистические данные приводятся в номинальных ценах (без учета инфляции).
74
Продолжение табл. 6
1 1 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (с 2017 г. - «услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья»* и «услуги специализированных КСР»**)
Российская Федерация* 247 278,831 181 577,048 284 288,164 303 502,967
Российская Федерация** 163 824,293 114 754,739 205 630,534 235 056,105
1 Краснодарский край* 59 394,268 65 282,927 81 423,488 83 967,0308
Краснодарский край** 33 818,086 35 306,521 58 718,688 58 679,9963
2 г. Москва* 53 546,335 27 146,437 47 406,464 47 061,1557
г. Москва** 2 423,507 2 245,663 5 820,462 6 534,7226
3 Ставропольский край* 1 610,3825 1 095,034 1 666,743 2 004,5596
Ставропольский край** 23 381,001 15 389,566 25 729,477 32 489,3776
4 Московская область* 9 570, 876 8 804,197 15 747,846 17 416,4902
Московская область** 13 642,904 9 608,386 14 946,748 15 675,3683
* Источник: [Туризм].
Как видно из табл. 6, с 2019 г. по 2022 г. наблюдался уверенный рост объема платных туристских услуг, санаторно-оздоровительных услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения.
В целом можно выделить топ-10 регионов России, наиболее посещаемых туристами - согласно Национальному туристическому рейтингу [Национальный туристический рейтинг ... , 2023].
Таблица 7
Топ-10 регионов России в Национальном туристическом рейтинге*
Регионы России Место в рейтинге по годам
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Город Москва 3 1 2 1 1 2 3 3
Город Санкт-Петербург 2 2 5 4 2 3 5 4
Московская область 5 5 3 3 3 1 2 2
Краснодарский край 1 3 1 2 4 4 1 1
Республика Крым 4 4 4 5 5 5 4 5
Алтайский край 10 7 7 6 6 6 7 8
Приморский край 14 10 9 8 7 7 6 7
Республика Татарстан 13 8 14 12 8 8 8 9
Республика Башкортостан 20 12 11 10 9 9 12 11
Свердловская область 24 17 10 7 10 10 16 17
*Источник: [Национальный туристический рейтинг ... , 2023].
75
Кроме традиционных направлений туристических поездок в табл. 7 отмечены и другие регионы России, к которым в последние годы возрос интерес россиян как к туристским дестинациям, в частности Свердловская область, республики Татарстан и Башкортостан, Приморский край.
Стоит отметить неравномерность развития рынка отечественного туризма в связи с перенасыщенностью традиционных курортных регионов. Однако в последние годы растет интерес туристов и к другим туристическим направлениями, которые раньше были не очень популярны и востребованы. Данная тенденция также связана с последствиями пандемии и желанием туристов поправить здоровье, снизить количество контактов во время отдыха, например останавливаясь в кемпингах и глэмпингах1. За последние пять лет количество глэмпингов в России выросло в 40 раз, если в 2018 г. их было около 10, то на начало 2023 г. число увеличилось до 400 [В России стремительно растет ... , 2023]. Больше всего глэмпингов появилось в Московской и Ленинградской областях, в Краснодарском крае, на Алтае, в Крыму, а также в Свердловской области и Карелии.
До 2020 г. кемпинги не были популярны в России, и только в 2019 г. был введен ГОСТ с основными требованиями к кемпингам [Самохвалова, Мельникова, 2020, с. 234]. По данным на март 2023 г. число организаций с видом деятельности «кемпинг» в России за год выросло на 13%, до 1,03 тыс. Для сравнения, число компаний по развитию гостиниц за год выросло на 4%, до 35,7 тыс., а санаторных организаций - сократилось на 1%, до 1,8 тыс. [Инвесторы ставят ... , 2023].
Развитию глэмпингов и кемпингов способствует сравнительно низкая стоимость их услуг и поддержка со стороны государства. В настоящее время гранты на развитие глэмпингов можно получить в рамках Федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры», реализуемого под эгидой Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [Национальный проект ... , 2022]. Так, в рамках проекта в 2022 г. 19 регионов России получили из бюджета 4 млрд руб. на строительство кемпингов, глэмпингов и модульных отелей. В 2023 г. объем поддержки запланировано увеличить в 2 раза [В России стремительно растет ... , 2023].
Однако в России нет закона, регулирующего услуги в глэмпингах и кемпингах, и установленных стандартов обслуживания. Важно, чтобы туристы понимали, на какой уровень услуг они могут рассчитывать в таких средствах размещения. На данный момент подготовлены поправки к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ, согласно которым: • вводится понятие «модульный отель»;
1 Глэмпинг (glamping образовано сочетанием двух английских слов - camping (лагерь) и glamourous (гламурный)) - буквально обозначает «гламурный лагерь» и представляет собой более комфортабельную и дорогую разновидность кемпинга, объединяющую в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе. - Прим. ред.
76
• у бизнеса появляются возможности долгосрочной аренды территории;
• устанавливается порядок ведения деятельности на землях сельхозназначения и лесного фонда, на особо охраняемых природных территориях;
• предлагается добровольная классификация модульных отелей, которая впоследствии станет обязательной1.
Потенциальные путешественники проводят много времени в Интернете в поисках нужной информации, в том числе и о месте назначения. Уход ряда зарубежных туристических компаний с российского рынка привел к тому, что профессиональные участники отрасли актуализировали свои сайты, а потребители во многом переориентировались на отечественных агрегаторов («Яндекс. Пушествия», «Островок» и т.д.). Размещение на профильных сайтах актуальной информации о туристических маршрутах по регионам России, включая данные по ценам, номерному фонду и т.д., имеет большое значение с точки зрения их популяризации.
Возросло также внимание россиян к вопросам экологии, поэтому большая часть представителей сферы туризма участвует в мероприятиях по устойчивому развитию с целью уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Разрабатываются и реализуются «экомаршруты», оборудуются туристические стоянки для самодеятельных туристов, реконструируются и оснащаются очистными сооружениями средства размещения. Местные органы власти усиливают контроль за соблюдением экологического законодательства как туристами, так и действующими хозяйствующими субъектами. В целях продвижения устойчивого туризма следует создавать креативные рекламные продукты, обращенные к туристам, которые бы демонстрировали ключевые ценности охраны окружающей среды в контексте туризма.
В современных условиях также необходимо количественно расширять подготовку кадров туристической сферы, поскольку к 2030 г. в сфере туризма планируется увеличить число рабочих мест до 5 млн (сейчас их число оценивается в 2,2 млн) [Кружалин, 2022].
Тенденции развития сферы туризма в России
Россия имеет множество уникальных достопримечательностей и культурных ценностей, которые могут быть интересны для туристов. Развитию внутреннего туризма будут способствовать повышение качества
1 Правила классификации, форму свидетельства о присвоении определенной категории, порядок приостановления выданного свидетельства, требования об информировании потребителей будет утверждать Минэкономразвития. Ведомство будет вести единые перечни классифицированных модульных отелей и аккредитованных организаций, которые занимаются такой классификацией [Глэмпингам и кемпингам ... , 2023].
77
инфраструктуры туризма, формирование компетенций персонала, использование цифровых технологий и брендирование туристических дестина-ций. Всё это должно быть подкреплено эффективным государственным управлением и поддержкой на федеральном и региональном уровнях.
Все больше туристов предпочитают отдых, который принесет пользу и месту назначения, в которое они направляются. Распространенный ранее пассивный отдых по принципу «трех S» («See - Sun - Sand», т.е. «море -солнце - песок») постепенно сменяется отдыхом по формуле «трех L» («Lore - Landscape - Leisure», т.е. «традиции - пейзаж - досуг»). «Осознанному» потреблению туристических услуг и уменьшению негативного воздействия на окружающую среду содействует поддержка и интегрирование в сферу туризма ESG-принципов (environment + social + governance), способствующих устойчивому развитию и этическому потреблению.
Пандемия заставила многих путешественников выбирать регионы с меньшим скоплением людей, посещать кемпинги и устраивать походы на свежем воздухе [Рысаева, Кабиров, 2020, с. 22]. Было осознано, что можно посещать места или регионы, находящиеся недалеко от дома, а некоторые открыли для себя автомобильный туризм. Спонтанные поездки стали вытеснять практики раннего бронирования туристских продуктов. Туроператорам следует учитывать, что большое количество туров приобретается непосредственно перед путешествием. Растет тенденция сокращения промежутка времени между запросом на поездку и бронированием.
Быстрое получение информации и услуг за счет использования Интернета, актуальность сайтов профессиональных участников рынка особенно важны для развития внутреннего туризма. Очевидна необходимость цифровизации туристического бизнеса в России и использования современных технологий. В частности, ускоренное внедрение современных технологий в виде предоставления бесконтактных услуг потребителям (например, доставка еды или самостоятельное бронирование поездок) является ярко выраженной тенденцией в организации деятельности средств размещения.
Заключение
Традиционный способ организации туристического бизнеса, связанный с ранним бронированием, практиками планирования отпуска и / или краткосрочного отдыха людей, а также свободой передвижения, кардинально изменился. Соответственно, необходимо развивать новые подходы к формированию предложений на туристическом рынке России с учетом современных тенденций туриндустрии.
В настоящих условиях появился и активно развивается новый вид выездного туризма в России - «карточный туризм», целью которого являются не посещение туристских и рекреационных объектов, а получение банковской карты на территории другого государства и возможность использовать финансовые средства в других, в том числе туристических, дестинациях.
78
В области внутреннего туризма наблюдается перенасыщение туристами ряда регионов страны, при этом другие направления не пользуются популярностью из-за отсутствия рекламы, инфраструктуры и транспортной недоступности. В связи с ростом запроса на внутренние перемещения и путешествия увеличилась деловая активность профессиональных участников отечественной сферы туризма. Можно отметить активное внедрение современных информационных технологий и персонализированного подхода к клиентам, расширение географии туристических посещений внутри России. Растет спрос на туры для небольших групп в малонаселенных российских регионах. Одновременно обнажились проблемы, связанные с нехваткой квалифицированных кадров и инфраструктуры.
Меры, предпринятые центральными органами исполнительной власти, позволили активизировать деятельность предприятий туристической индустрии в России. В том числе активно стимулируется распространение в стране кемпингов. Хотя для их развития требуется время. Необходимо также разработать и утвердить законодательные акты по предоставлению услуг в кемпингах, ввести их классификацию, чтобы потребитель по «звездам / классу» представлял, какой уровень услуг может быть предоставлен в том или ином кемпинге и по какой цене.
Несмотря на существующие объективные сложности значительный потенциал внутреннего туризма в России становится все более используемым.
Список литературы
1. Внешняя торговля Российской Федерации услугами (по методологии платежного баланса) // ЕМИСС. - 2022. - URL: https://www.fedstat.ru (дата обращения 12.06.2023).
2. В России стремительно растет число глэмпингов // РИА Новости. - 2023. - 12.05. -URL: https://ria.ru/20230512/lemping-1871330454.html (дата обращения 21.09.2023).
3. Глэмпингам и кемпингам предлагают присваивать звезды // Парламентская газета. -2023. - 17.07. - URL: https://www.pnp.ru/economics/glempingam-i-kempingam-predlagayut-prisvaivat-zvezdy.html (дата обращения 02.08.2023).
4. Делия В.П., Кульгачев И.П., Романова М.М. Фактор «COVID-19» и его влияние на туристскую индустрию России: статистический анализ // Вестник Академии права и управления. - 2021. -№ 2(63). - С. 105-110.
5. Инвесторы ставят на палатки // Коммерсантъ. - 2023. - 15.04. - URL: https://www. kommersant.ru/doc/5938525 (дата обращения 12.07.2023).
6. Кульгачёв И.П., Романова М.М. Алгоритмы развития внутреннего туризма в России и его статистическое измерение // Российский экономический интернет-журнал. - 2018. -№ 4. - С. 64.
7. Кружалин В. Перспективы развития туристической отрасли в России : интервью // Официальный сайт Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. -2022. - 30.04. - URL: https://www.msu.ru/science/news/o-situatsii-v-turisticheskoy-otrasli.html (дата обращения 21.09.2023).
79
8. Меняйлов А.А., Дмитриева Л.С. Внутренний туризм на Кавказских минеральных водах в период COVID-19 // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2020. - Т. 6, № 2. - С. 32-40.
9. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» // Правительство России. - 2022. - URL: http://government.ru/rugovclassifier/900 (дата обращения 22.07.2023).
10. Национальный туристический рейтинг - 2022 // Национальный рейтинг. - 2023. - URL: https:russia-rating.ru (дата обращения 22.06.2023).
11. Общая информация: Пограничная служба ФСБ России // Федеральная пограничная служба ФСБ России. - 2022. - URL: https://www.ps.fsb.ru/ (дата обращения 30.06.2023).
12. Приказ Росстата от 12.08.2014 № 510 «Об утверждении Официальной статистической методологии оценки числа въездных и выездных туристских поездок» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - 2014. - URL: https://www. legalacts.ru (дата обращения 20.06.2023).
13. Рысаева М.А., Кабиров И.С. Перезапуск российского туризма - коллапс по имени COVID-19 // Вестник Национальной академии туризма. - 2020. - № 3(55). - С. 20-23.
14. Самохвалова О.В., Мельникова О.В. Анализ современного состояния кемпинг-туризма в России и за рубежом // Омские социально-гуманитарные чтения : материалы XIII Международной научно-практической конференции. Омск, 17-19 марта 2020 г. - Омск : Изд-во Омского гос. техн. ун-та, 2020. - С. 232-240.
15. Туризм / Росстат. - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения 02.06.2021).
16. Экспорт и импорт услуг по статье «Поездки» в 2021 году // Банк России. - 2022. - URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/export_import_trip/ (дата обращения 02.06.2023).
17. Число выездных туристских поездок граждан Российской Федерации за рубеж // ЕМИСС. - 2022. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59467 (дата обращения 06.06.2023).
18. Число ночевок в коллективных средствах размещения (оперативные данные) // Росстат. - 2022. - URL: https://www.fedstat.ru/indicator/62301 (дата обращения 02.07.2023).
19. Число отправленных в туры российских туристов // Росстат. - 2023. - URL: https:// www.fedstat.ru/indicator/31591 (дата обращения 05.07.2023).
20. Число россиян, получивших ИИН в Казахстане, в 2022 году выросло в 10 раз // Интерфакс. - 2022. - URL: https://www.interfax.ru (дата обращения 01.06.2023).
21. Число турпакетов, реализованных населению // Росстат. - 2023. - URL: https://www. fedstat.ru/indicator/31605 (дата обращения 06.07.2023).
22. The place of automobile tourism and caravanning in the development of domestic tourism: an ecological aspect / Kulgachev I.P., Savinkina L.A., Sysoeva E. Yu., Dracheva E.L., Gazgire-eva L.K. // The Bulletin of the Far Eastern Federal University. Economics and Management. -2022. - № 2(102). - С. 134-147.
23. Statistics of tourism // UNWTO. - 2022. - URL: https://www.unwto.org/statistics (дата обращения 03.06.2023).
Статья получена: 14.07.2023 Одобрена к публикации: 18.09.2023
80