Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
онлайн-образование / тенденции / конкурентоспособность / эффективность / образовательные услуги / online education / trends / competitiveness / efficiency / educational services

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федяшкина А. В.

Рынок образовательных услуг сегодня – это сложная и динамичная среда, которая непрерывно трансформируется под воздействием различных обстоятельств. Развитие образовательной системы предусматривает индивидуализацию, интеграцию в мировое пространство и применение современных технологий. Новые формы обучения предоставляют возможность получить образование в удобных условиях для обучающегося. Многообразие доступных образовательных опций повышают конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN EDUCATION DEVELOPMENT BASED ON CONSUMER PREFERENCES

The educational services market today is a complex and dynamic environment that is continuously transformed under the influence of various circumstances. The development of the educational system involves individualization, integration into the global space and the use of modern technologies. New forms of education provide an opportunity to receive an education in conditions convenient for the student. The variety of available educational options increases the competitiveness of a specialist in the labor market.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

УДК 33.378.14

Федяшкина А.В.

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

(г. Саранск, Россия)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация: рынок образовательных услуг сегодня - это сложная и динамичная среда, которая непрерывно трансформируется под воздействием различных обстоятельств. Развитие образовательной системы предусматривает индивидуализацию, интеграцию в мировое пространство и применение современных технологий. Новые формы обучения предоставляют возможность получить образование в удобных условиях для обучающегося. Многообразие доступных образовательных опций повышают конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

Ключевые слова: онлайн-образование, тенденции, конкурентоспособность, эффективность, образовательные услуги.

В настоящее время, когда общество находится в мире постоянных изменений, затрагивающих все аспекты жизни человека, происходит глобальный пересмотр модели поведения человечества в социально-экономической, политической и информационной среде. Одна из актуальных задач сегодня - это пересмотр принципов работы в сфере образования, так как оно является отправной точкой роста национальной экономики и источником формирования кадрового потенциала государства, обеспечивает научно-технический и культурный фундамент общества.

О необходимости создания образовательной стратегии опережающего развития современности рассматривали Савельева А.А. и Гринвальд В.Ю. [5]. Проанализировали и выявили тенденции современного образования многие

авторы: Тлевцежева, М.А. [6], Надтачаев П. В. и Мельник С. В. [2], Осокин И.В. [3] и многие другие. Сейчас эта тема находится в центре активного изучения и анализа. Образование становится все более доступным и разнообразным, что позволяет выбирать наиболее подходящие формы и методы обучения.

Современные образовательные услуги - это набор предложений от образовательных учреждений и компаний, которые помогают освоить необходимые компетенции для достижения успеха в различных сферах деятельности.

С развитием технологий и интернета все больше людей предпочитают получать образование через онлайн-ресурсы. Такой вид обучения позволяет экономить время и деньги, а также выбирать курсы и программы, которые соответствуют интересам и потребностям. Современные технологии позволяют создавать индивидуальные программы обучения, учитывающие особенности каждого обучающегося. Отвечая запросам потребителей, современный рынок образовательных услуг постоянно изменяется, учитывая предпочтения и тенденции [4, с. 68]. Рассмотрим основные тенденции (таблица 1), которые отражают запросы общества в сфере образования.

Таблица 1. Основные тенденции современного образования.

Тенденция Характеристика

Онлайн-образование С развитием технологий и доступностью интернета, онлайн-образование становится более популярным. Онлайн-курсы, вебинары и другие цифровые платформы позволяют получать образование без отрыва от основной деятельности, а также учиться в собственном темпе.

Гибкость и индивидуализация Студенты все больше предпочитают образовательные программы, которые позволяют им выбирать учебные предметы, гибко планировать учебный график и настраивать уровень сложности материала под свои потребности.

Тенденция Характеристика

Практическая ориентация Образовательные программы, предлагающие практическую стажировку, проектную работу или сотрудничество с работодателями, пользуются повышенным спросом.

Новые технологии и инновации Современные технологии, такие как искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей и другие, меняют мир и влияют на многие отрасли, в том числе и образование.

Международная доступность Образовательные программы, предлагающие международные обмены, двойные дипломы или возможность обучения на иностранных языках.

Изменение целевой аудитории Социальные и экономические изменения в обществе приводят к возникновению новых групп потребителей образовательных услуг. Например, сотрудники стали все больше интересоваться дополнительным образованием и переквалификацией, а работодатели активно инвестируют в корпоративное обучение своих сотрудников.

Ключевая тенденция - это получение образования с помощью современных онлайн-технологий. Это связано с тем, что такой формат обучения позволяет экономить ресурсы. Кроме того, онлайн-образование позволяет получить доступ к лучшим преподавателям и программам обучения, которые могут быть недоступны в регионе проживания студента. Российский рынок онлайн-образования можно разделить на четыре основных направления (рисунок 1).

Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Детское образование

Языковое образование

Бизнес-образование

Рисунок 1. Основные сегменты онлайн-образования.

Исследования показывают, что сегмент дополнительного профессионального образования (ДПО) является лидером на российском рынке онлайн-образования, занимая около половины всего рынка. В 2022 году выручка компаний страны в этом сегменте увеличилась на 44% по сравнению с предыдущим годом [1].

Многие зарубежные исследования оценивают мировые тренды в развитии рынка онлайн-образования как потрясающие. Согласно статистическим данным, к 2025 году объем мирового рынка такого обучения может достигнуть 325 млрд. долларов. Например, уже сейчас 98% американских компаний включили онлайн-образование в свои корпоративные учебные программы. Прогнозировалось, что к 2024 году объем рынка онлайн-обучения в США должен был увеличиться на 12,81 млрд долларов, а мировой рынок - на 38,09 млрд. долларов. Лидерами на рынке онлайн-образования являются США и европейские страны - 70% рынка. Среди стран Евросоюза Германия демонстрирует самый высокий годовой прирост данного сектора -8,5% [1].

Статистика применения дистанционных образовательных технологий в российских вузах свидетельствует о недостаточной реализации их потенциала. Далеко не все вузы в полной мере используют эти технологии в учебном процессе. В большей степени это связано с низкой активностью большей части преподавателей в их применении. Причин этого много - это и простое сопротивление изменениям, и недостаточная компетентность для разработки и реализации онлайн-курсов, и низкая мотивация, и загруженность профессорско-преподавательского состава и т.д.

Развитие онлайн-образования неразрывно связано с растущим интересом к персональному обучению со стороны общества. Персонализацию в обучении чаще всего рассматривают как подход, позволяющий обучающимся осознанно выбирать свой образовательный маршрут с учетом своих индивидуальных потребностей и потенциала.

Персонализация и цифровизация образования инициируют трансформацию педагогической деятельности. Это требует постоянного обновления учебных планов образовательных программ, программ дисциплин и практик, внедрения новых курсов (в том числе, массовых открытых онлайн-курсов). Однако более важное значение имеет изменение мотивационно-ценностных ориентиров педагогов, дальнейшее развитие образовательных стратегий преподавателя, готовность к приобретению нового опыта и т.п.

Следующими тенденциями развития современного рынка образовательных услуг являются глобализация и использование новых технологий. Безусловно, ориентация образовательных организаций на данные направления позволяет их потребителям получать необходимое образование и повышать свою конкурентоспособность на рынке труда.

Вместе с тем, несмотря на стремление образовательных организаций развиваться исходя из трансформации потребительского поведения на рынке образовательных услуг, а также определенные позитивные тенденции, которые демонстрирует данный рынок, можно выделить еще ряд проблем (рисунок 2).

к в Я я ее

0 я 1

£

о = Я и § и о. ее

о и

м А £ и

а С

Качество образования

Социальное неравенство

Несоответствие методов обучения

Недостаточное финансирование системы образования

Некоторые преподаватели не всегда обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы обеспечить качественное преподавание. Нередко обучающиеся сталкиваются с устаревшими учебными программами, которые не отражают современные требования.

Многие семьи из малообеспеченных слоев населения не могут позволить себе оплатить образование высокого качества, что создает неравенство возможностей и ограничивает потенциал развития талантов и способностей у школьников и студентов.

В некоторых случаях, применяемые методы обучения не соответствуют современным педагогическим требованиям. Формат «заучивания» информации и уклон от развития творческого мышления и критического мышления.

Дефицит ресурсов, отсутствие современного оборудования и непривлекательные условия для преподавателей оказывают негативное влияние на качество образования и доступность программ.

Рисунок 2. Проблемы современного образования.

Обратить внимание на данные проблемы необходимо уже сегодня, чтобы обеспечить рост национальной экономики, а также научно-технического и культурного капитала общества. Эти проблемы требуют внимания и усилий со стороны властей и общества для совершенствования системы образования в России и повышения ее эффективности. Прежде всего, на государство ложится основная ответственность за проведение образовательной политики на национальном уровне.

Таким образом, современный рынок образовательных услуг продолжает развиваться в направлении цифровизации, персонализации и глобализации, использования новых технологий. Несмотря на усилия по развитию цифрового образования, Россия все еще отстает от передовых стран в некоторых областях. При этом важно не забывать высокую значимость академических традиций, студенческого самоуправления, совместных проектов, связи науки и

образования, чтобы отвечать вызовам настоящего времени и не растерять накопленный опыт, а с помощью современных технологий улучшить настоящее и прирастить интеллектуальную базу. Это позволит российском образовательным организациям в дальнейшем конкурировать с другими странами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Исследование рынка онлайн-образования за 2023 год [Электронный ресурс]. - URL: https://360-media.ru/blog/online-shkoly/issledovanie-rynka-onlajn-obrazovaniya-za-2023-god/ (дата обращения: 09.02.2024);

2. Надтачаев П. В. Дуализм цифровизации современного образования / П. В. Надтачаев, С. В. Мельник // Заметки ученого. - 2023. - № 7. - С. 188-191;

3. Осокин И.В. Непрерывное образование как важная составляющая современной системы образования / И. В. Осокин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». -2022. - № 2. - С. 213-217;

4. Подопригора М.Г. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг // КЭ. 2010. №7. - С. 67-71;

5. Савельева А.А. Проблемы современного образования / А. А. Савельева, В. Ю. Гринвальд // Ростовский научный вестник. - 2022. - № 3. - С. 48-50;

6. Тлевцежева М.А. Новые тренды современного образования / М. А. Тлевцежева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2022. - № 3. - С. 113-117

Fedyashkina A.V.

Mordovian State University named after N.P. Ogarev (Saransk, Russia)

MODERN TRENDS IN EDUCATION DEVELOPMENT BASED ON CONSUMER PREFERENCES

Abstract: the educational services market today is a complex and dynamic environment that is continuously transformed under the influence of various circumstances. The development of the educational system involves individualization, integration into the global space and the use of modern technologies. New forms of education provide an opportunity to receive an education in conditions convenient for the student. The variety of available educational options increases the competitiveness of a specialist in the labor market.

Keywords: online education, trends, competitiveness, efficiency, educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.