ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Основой топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и его важнейшей частью является нефтегазовый комплекс (НГК). До перестройки нефть и газ были опорой советского руководства. Дешевые энергоносители обеспечивали «оттяжку» структурной перестройки энергоемкой промышленности СССР. Эта нефть и этот газ привязывали страны восточного блока. Валютные доходы от экспорта газа и нефти позволяли обеспечивать потребительский рынок импортными товарами.
С тех пор радикально перестроилась внутренняя структура государства. Развернут процесс реорганизации российского административного пространства. В то же время нефть и газ по-прежнему остаются важнейшими источниками дохода для государства.
Сегодня нефтегазовый комплекс обеспечивает около 82% добычи первичных топливно-энергетических ресурсов и 2/3 их внутреннего потребления. На сегодняшний день НГК является одним из наиболее благополучных субъектов хозяйствования в экономике России. НГК как отрасль удовлетворяет спрос на топливно-энергетические ресурсы, обеспечивая около 29% объема ВВП и около 49% налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
Нефтегазовый комплекс представлен в газовой промышленности РАО Газпром, а в нефтяной — такими нефтяными корпорациями, как ОАО НК «Роснефть», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», НК «ТНК-ВР Холдинг», и другими системообразующими компаниями нефтегазового комплекса.
Целью НГК страны является создание условий для реализации ее первоочередной задачи — обеспечения экономики страны надежным и в достаточном количестве для внутреннего и внешнего потребления углеводородным сырьем.
На основе анализа литературы автор выделил три группы внешнеэкономических факторов, влияющих на развитие НГК России: финансово-экономические (стремление привлечь инвестиции и увеличить их эффективность), производственно-технологические (развитие новых и высокоэффективных технологий) и геополитические (глобализация экономики, борьба за рынки сбыта, требующая в первую очередь снижения цен на энергоносители).
Исследование показало, что в развитии НГК можно выделить четыре основных этапа.
1. 1987—1990 гг. Развитие хозрасчета и самофинансирования на предприятиях нефтегазового комплекса. Расширение хозяйственной самостоятельности
М.В. САУДАХАНОВ
кандидат юридических наук
предприятий, их непосредственный выход на мировые рынки в качестве экспортеров энергоносителей.
2. 1991—1994 гг. Объединение предприятий в вертикально интегрированные структуры, их акционирование. Начало приватизации холдинговых нефтяных компаний. Создание инфраструктуры фондового рынка, зарождение финансово-промышленных групп и консорциумов для участия в международных проектах.
3. 1995—2000 гг. Концентрация экономической власти внутри вертикально-интегрированных компаний. Превращение компаний из контролируемых государством в частные посредством механизма залоговых и денежных аукционов. Реорганизация капитала компаний и переход к единой акции.
4. 2000 г. — по настоящее время. Усиление влияния государства и возвращение компаний под контроль государства.
В настоящее время НГК развивается по направлениям, определенным утвержденной Правительством Российской Федерации Энергетической стратегии России на период до 2020 г. (ЭС-2020).
ЭС-2020, принятая в 2003 г., является главным стратегическим документом, определяющим вектор развития российского НГК.
Анализ данной стратегии и других руководящих документов1 по развитию НГК показал, что они концентрируют свое внимание не на определении параметров процесса развития, а на установлении условий, при которых развитие НГК осуществлялось бы в заданном направлении. В этой связи количественные оценки, приводимые в документах, носят чисто прогнозный характер.
Сравнение динамики основных объемных показателей добычи и производства первичных топливно-энергетических ресурсов существенно превышает прогнозные, а потребления ТЭР — немного ниже, чем по ЭС-2020, что является следствием опережающего снижения удельной энергоемкости ВВП.
В то же время, в связи с благоприятной до недавнего времени конъюнктурой мировых рынков углеводородов, экспорт энергоносителей существенно превзошел прогнозные оценки ЭС-2020, ориентированные на более низкие цены нефти. Однако, несмотря на рост цен на нефть в мире в последние годы, а затем их резкое падение в конце 2008 г., увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов носило затухающий характер. В целом в 2007 г. суммарный экспорт увеличился по сравнению с 2000 г. на 47,0% против 43,5% по прогнозу ЭС-2020.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
........................................................... .............................................................
Современное состояние НГКРоссии характеризуется снижением текущих разведанных запасов нефти и газа и низкими темпами их воспроизводства. Объемы геологоразведочных работ не обеспечивают воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности, что в перспективе, особенно в условиях роста добычи нефти, может стать серьез-
В целом производство первичных топливно-энергетических ресурсов в России, по оперативным данным Минпромэнерго России, составляет 1790,1 млн т (по состоянию на 2007 г.)2.
Лидерами по объемам добычи нефти с газовым конденсатом являются: ОАО НК «Роснефть», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», НК «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром нефть». Доля этих ком-
ной угрозой энергетической и экономической безопасности страны.
Как показало исследование (рис. 1), отечественная нефтегазовая промышленность в период 1995—2007 гг. демонстрирует незначительные темпы роста объемов добычи углеводородов, которые по показателям практически не превышают уровень 1995 г.
паний в общей добыче нефти по стране составляет 75%.
По данным ФТС России и оперативным данным Минпромэнерго России (по состоянию на 2007 г.) Россия экспортировала 258,96 млн т российской нефти (104,2% к 2006 г.). При этом в страны дальнего зарубежья и Балтии экспортировано (с учетом вывоза с терминалов НПЗ) 222,56 млн т нефти (105,4% к
1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007
□ Добыча нефти и газового конденсата, млн т
□ Добыча газа, млрд куб. м.
□ Объем переработки нефти, млн т
□ Производство автомобильного бензина, млн т
□ Производство дизельного топлива, млн т
■ Производство топочного мазута, млн т
■ Глубина переработки нефти, %
Рис. 1. Динамика основных показателей НГК России (млн т)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ^ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
......................... ..........................
2006 г.), в страны СНГ - 36,4 млн т (97,7%). Вместе с тем появилась тенденция снижения поставок нефти в Белоруссию и Украину. Однако возросли поставки нефти в Казахстан.
Объем первичной переработки нефтяного сырья (по состоянию на 2007 г.) составляет 228,51 млн т (103,8% к уровню 2006 г.). При этом перерабатывается 46,6% добытых в Российской Федерации нефти и газового конденсата (в 2006 г. 45,8%).
По состоянию на 2007 г. основной прирост переработки обеспечивается двумя нефтяными компаниями - ОАО НК «Роснефть» (107,5% к 2006 г.) и ОАО НК «ЛУКОЙЛ» (107,7%).
В 2007 г. выпуск автомобильного бензина составил 35,1 млн т (102,1% к 2006 г.), дизельного топлива — 66,37 млн т (103,4%), топочного мазута — 62,42 млн т (105,2%). Глубина переработки нефти снизилась до 71,4% (против 71,7% в 2006 г.), что обусловлено ростом спроса на топочный мазут.
Необходимо отметить, что продолжается модернизация нефтеперерабатывающей промышленности: в настоящее время введены в эксплуатацию установки изомеризации в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградне-фтепереработка» (мощностью 380 тыс. т в год), ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» (440 тыс. т) и ОАО «Ачинский НПЗ ВНК» (250 тыс. т), установка висбре-кинга (мощностью 870 тыс. т в год) в ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка».
По сведениям периодической печати, в настоящее время в Нижнекамске продолжается реализация проекта «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов» с привлечением средств Инвестиционного фонда.
В структуре автомобильных бензинов по НПЗ нефтяных компаний увеличилась доля высокооктановых бензинов до 74,7% (69,5% в 2006 г.). Объем производства автомобильных бензинов класса ЕВРО составляет около 7% от общего объема производства бензина.
Производство дизельного топлива с содержанием серы до 0,2% (по состоянию на 2007 г.) снизилось по НПЗ НК — 94,76% (2006 г. — 94,5%). Доля дизельного топлива с содержанием серы 0,035—0,001% ^N-590) возросла с 16,6 до 19,2%. Малосернистое дизельное топливо выпускают предприятия ОАО «Роснефть», ОАО «МНК-Московский НПЗ», группа Башкирских НПЗ, ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НГК «Славнефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг».
Добыча газа за 2007 г. составила 650,76 млрд куб. м (99,2% к 2006 г.), в том числе ОАО «Газпром» добыто 549,6 млрд куб. м (99,9%). Доля ОАО «Газпром» в общем объеме добычи газа в 2007 г. увеличилась до 84,5% против 83,9% в 2006 г.
Для внутреннего потребления из собственных ресурсов ОАО «Газпром» по ЕСГ поставлено (по предварительным данным ФГУП ЦДУ ТЭК) 402,9 млрд
куб. м газа (101,1% к 2006 г.), в том числе для ЕЭС России — 162,1 млрд куб. м (103%).
По данным ФТС России и оперативным данным Минпромэнерго России, экспорт газа (по состоянию на 2007 г.) составил 191 млрд куб. м (94,2% к 2006 г.). При этом в страны дальнего зарубежья и Балтии экспортировано 153,67 млрд куб. м (95% к 2006 г.), в страны СНГ — 37,32 млрд куб. м (97,7%).
Необходимо отметить, что обеспечение нефтепродуктами основных потребителей Российской Федерации осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
Поставка нефтяными компаниями нефтепродуктов для ОАО «РЖД» составляет: дизтоплива — 2198,4 тыс. т (73% к объему поставок за 2006 г.), мазута — 516,3 тыс. т (72%).
Поставка нефтяными компаниями топочного мазута АО-энерго и АО-электростанциям РАО «ЕЭС России» составляет 3150 тыс. т (48,2% к объему поставок за 2006 г.).
Поставка нефтяными компаниями автобензина и дизтоплива сельхозтоваропроизводителям составляет: автобензина — 306,1 тыс. т (54% к объему поставок за 2006 г.) и дизтоплива — 883,6 тыс. т (57%).
В 2007 г. нефтяными компаниями в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, по данным ЦДУ ТЭК, было отгружено 56,4 тыс. т автобензина (81,3% к 2006 г.), 636,6 тыс. т дизельного топлива (95,2%), 132,4 тыс. т авиакеросина (86,4%).
Необходимо отметить, что развитие темпов экономического роста НГК и всего народнохозяйственного комплекса страны связано с ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты, а также контрактных экспортных цен на газ. Так, фактические средние мировые цены на нефть «Юралс» в 2008 г. составили выше 75 долл. США за баррель против 61,1 в 2006 г. и вместо прогнозировавшихся Минэкономразвития России (и предусмотренных в ЭС-2020) 23,5 долл. США за баррель.
Мировой фондовый кризис, зародившийся в США и переросший потом в финансово-экономический, вызвал снижение инвестиций и замедлил активность ведущих экономик, в том числе российской. Это может отразиться на объемах производства данного сектора экономики.
Необходимо отметить, что НГК за последние десять лет значительно упрочил свои позиции в экономике страны. НГК возник и окреп, как и другие структурные подразделения в народном хозяйстве страны. После его развала нефтегазовый комплекс получил вполне самостоятельное значение. Что касается общего положения нефтегазового комплекса в российской экономике, то отрасль в гораздо меньшей степени затронул спад производства. Более того, за годы реформ сырьевые отрасли выдвинулись на ведущие позиции в народном хозяйстве страны.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Действительно, отрасли ТЭК дают не менее 50% валютных поступлений в Россию, позволяют поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от акцизов на нефть и нефтепродукты.
Необходимо отметить также, что большинство отраслей перерабатывающей промышленности оказались убыточными вследствие избыточной энергоемкости, в несколько раз превышающей мировые стандарты, сформировавшиеся под влиянием топливно-энергетического кризиса 70-80-х годов прошлого века. В этой ситуации упадка производства, неплатежей, социальной напряженности и безработицы относительно стабильный и экспортно-ориентированный нефтегазовый комплекс становится поистине жизненно важным элементом в структуре экономики нашей страны, той отраслью, которая способна стать опорой более высокотехнологичных и наукоемких современных производств. Однако до сих пор перерабатывающие отрасли страны находятся в глубоком кризисе.
Велика роль нефтегазового сектора и в политике. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.
Также автор констатирует, что Россия обладает наибольшим по площади и, наверное, самым богатым углеводородами шельфом, освоение которого является лишь темой публичных выступлений политиков и обсуждения в прессе. Никаких позитивных шагов не сделано с начала 1990-х годов.
Тем не менее еще в 1980-е годы была разработана и принята программа по освоению шельфа, реализация которой и позволила открыть основные морские месторождения, в том числе Штокмановское. Было построено порядка 400 специализированных морских судов, включая буровые суда, буровые платформы. И сразу же был сделан огромный шаг — по запасам на шельфе Россия тогда догнала и даже перегнала Норвегию. Но с тех пор практически ничего не сделано, кроме открытия месторождений на Каспии и в Балтике. К 2015 г. необходимость в новых источниках нефти будет стоять остро, и не факт, что к этому времени будут созданы альтернативные источники энергии, а надежды на Восточную Сибирь могут и не оправдаться: при той изученности бурением, которое там достигнуто, шансы на открытие крупных месторождений незначительны. В связи с этим автор считает: в освоении шельфа в настоящее время у государства отсутствует внятная государственная политика. Совершенно верно утверждение, что его освоение в условиях Арктики крайне капиталоемкое занятие, однако же затраты при их рациональном вложении смогут кроме самой нефти принести и другой эффект: государство будет вынуждено сначала, возможно, покупать, а потом и создавать новые технологии подводной добычи и бурения, это позволит дать импульс высокотехнологичной части нашей промышленности в районах Крайнего Севера. Новейшие разработки должны создать технико-тех-
И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
нологическую базу для последующего освоения более глубоководных районов шельфа — континентального склона и его подножия, которые исходя из опыта Мексиканского залива, шельфа Бразилии и Африки имеют значительный углеводородный потенциал, а также освоения гигантских запасов газогидратов, которые в случае разработки соответствующих технологий станут главным источником газа в мире. Кроме того, необходимо учесть, что такие технологии имеют двойное назначение. В настоящее время вся государственная политика в области освоения ресурсов шельфа формируется в наших государственных компаниях — в основном в Газпроме и Роснефти. По мнению автора, они не в состоянии смотреть на проблему так широко, как это надо для государства. Вызывает сомнение эффективность их работы в плане реализации именно государственных интересов. Прослеживается их стремление взять на себя как можно больше месторождений и перспективных участков, но для того чтобы ввести их в разработку, средств не хватает. Таким образом, страна не использует потенциал более мелких компаний, которые могут себе позволить даже в условиях арктического шельфа заниматься изучением и освоением его ресурсов.
Хорошо известны факты того, что разведанность ресурсов шельфа не превышает 7%, пробурено всего около 200 скважин (для примера: в Норвегии столько бурят примерно за год), а система геологического изучения за счет средств недропользователей нарушена принятым в 2005 г. Порядком рассмотрения заявок, система лицензирования — поправками в Закон о недрах, не предусматривающими сквозную лицензию. В этом есть специфика государственной политики. А ведь эти вопросы поднимались уже не раз, в том числе и в 2005 и в 2007 гг., на заседаниях Правительства.
На шельфе Российской Федерации сосредоточено около 12% начальных суммарных ресурсов нефти и 32% газа от общероссийского их количества. Освоение углеводородного потенциала шельфов Арктических, Дальневосточных и внутренних морей России определено в качестве приоритетной задачи в Энергетической стратегии России на период до 2020 г.
Автор убежден, что шельф Россия должна осваивать в первую очередь, особенно сейчас, когда высокие цены на углеводороды в прошлом, а более доступные месторождения суши, возможно, целесообразно оставить в государственном резерве. По мнению автора, не надо бояться участия иностранных компаний в освоении российского шельфа — у государства достаточно плохо изученных районов в труднодоступных частях шельфа, которые потенциально перспективны, но для выявления этого потребуется потратить не одну сотню миллионов долларов со значительным риском. Надо просто сформулировать понятные правила игры. В связи с этим автор предлагает создать самостоятельное Федеральное агентство по изуче-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
нию и освоению ресурсов континентального шельфа, Мирового океана, Арктики и Антарктики.
Анализируя особенности развития нефтегазового сектора России, можно выделить основные направления эффективного использования потенциала нефтегазового сектора в развитии экономики страны. При этом общими направлениями развития являются:
Ф внедрение инновационных технологий развития;
Ф диверсификация экономики, направленная на снижение как абсолютной, так и относительной роли минерально-сырьевого сектора в производстве ВВП страны;
Ф внедрение ресурсосберегающих технологий и повышение энергоэффективности;
Ф повышение производительности обрабатывающей промышленности;
Ф снижение уровня износа основных фондов в отраслях экономики, не входящих в нефтегазовый комплекс;
Ф решение проблем по повышению технического и технологического уровня предприятий;
Ф повышение уровня интеграции как межотраслевой, так и межрегиональной;
Ф снижение негативных воздействий топливно-энергетического комплекса на состояние окружающей среды;
# стимулирование инвестиций в обрабатывающие сектора экономики.
Установлено, что эффективность и структура энергопотребления России характеризуются показателями динамических изменений, которые имеют заметные отклонения от общемирового уровня. В России относительные показатели энергоемкости имеют прогнозную тенденцию к снижению, но абсолютные объемы потребления энергоносителей при этом продолжают свой рост, достигая больших размеров.
Нефтегазовый комплекс в современных условиях хозяйствования должен опираться на продуманную систему стратегических критериев развития.
Используя многофакторный и системный подходы, мы считаем необходимым выделить стратегические критерии развития нефтегазового комплекса: цельное развитие национального нефтегазового комплекса; соблюдение объективных экономических законов рыночного хозяйствовании, что находит свое выраже-
И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ние в ряде рыночных принципов; устойчивое развитие на основе инноваций; привлечение инвестиций; развитие интеграционных процессов в нефтегазовом комплексе и его эффективное взаимодействие с мировым хозяйством; обеспечение потребностей страны в доступных и эффективных ресурсах с целью прогрессивного развития национальной экономики; стимулирование рационального использования нефтегазового сырья и развитие энергосберегающих технологий; учет экологических требований.
На основании авторского анализа можно выделить следующие рекомендации, которые могут способствовать развитию нефтегазового сектора России:
Ф необходимо развивать системы нефтепроводов для расширения выхода на мировой рынок и организацию собственной переработки нефти рациональным образом;
Ф диверсифицировать страны-импортеры нефтегазовых ресурсов за счет экспорта значительных объемов нефти в государства Центральной Азии и Китай;
# усилить взаимную координацию действий стран СНГ в области энергетики, в частности в нефтяном комплексе, и рассмотреть возможность создания с нефтедобывающими странами Содружества соответствующих механизмов взаимодействия.
Таким образом, нефтегазовая отрасль — это богатство России. Энергодобывающая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть и газ достаточно стабилен, хотя и подвержен кризисам и снижениям цен, что в российских налоговых условиях даже может поставить экспортные операции на грань ликвидности. Поэтому залог поступательного развития государства мы видим в успешном развитии нашей нефтегазодобывающей промышленности.
1 См.: «Энергетическая стратегия России», одобренная Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1006; «Основные направления энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года», утвержденные Указом Президента РФ от 7 мая 1995 г. № 472.
2 См.: ТЭК-2007: добыча, переработка, рынок // www: snk. by/news-1571.html