Научная статья на тему 'Современные тенденции развития мировой упаковочной индустрии'

Современные тенденции развития мировой упаковочной индустрии Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
709
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИГРАФИЯ / УПАКОВКА / РЕКЛАМА / ИНДУСТРИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Скиба Татьяна Валерьевна

В статье проводится анализ современных тенденций развития мировой упаковочной индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития мировой упаковочной индустрии»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ УПАКОВОЧНОЙ ИНДУСТРИИ Скиба Т.В.

Скиба Татьяна Валерьевна - студент, кафедра информационно-полиграфических технологий, Таврическая академия Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Аннотация: в статье проводится анализ современных тенденций развития мировой упаковочной индустрии.

Ключевые слова: полиграфия, упаковка, реклама, индустрия, информационно-полиграфические технологии.

УДК 655

Гибкая упаковка представляет собой пластичный материал, из которого формируется тара любой формы или размера, адаптирующаяся к воздействию внешних факторов за счет сжатия или расширения без потери своих функций по сохранности продукта. Тара, изготовленная из такого пластичного материала, также называется гибкой упаковкой.

Гибкая упаковка является самым экономичным методом упаковывания, транспортирования, хранения и распределения пищевых продуктов, напитков, различных потребительских товаров, фармацевтических препаратов и других продуктов, которые необходимо хранить длительный период времени. Она может создаваться с барьерными свойствами с учетом особенностей фасуемого продукта и его конечного использования. Сегодня можно изготовить гибкую упаковку самой разной оригинальной формы, размера и внешнего вида, с различными дополнительными деталями и функциями вскрытия и повторного закрытия.

Упаковочная отрасль является одним из стимулов роста и развития глобальной экономики. Так, по данным аналитической компании Smithers Pira, представленным в докладе «The Future of Global Packagingto 2020», мировой рынок упаковки ежегодно будет демонстрировать прирост в 3,5%, и в 2020 году его оборот достигнет $998 миллиардов»

Согласно данным Smithers Pira, в 2015 году совокупные объемы глобального сбыта упаковок превысили 4000 млрд, и по данным компании Euromonitor, в 2018 году совокупные объемы глобального сбыта превысили 4,3 трлн упаковок.

При этом самой популярной из них является полимерная упаковка, так как около 50% всех видов упаковки сегодня производятся из полимеров. А самую большую долю, равную 60 %, составляет гибкая упаковка, и этот показатель продолжает расти.

Именно в гибких упаковках разных видов сегодня предлагается все больше и больше товаров, при этом основную долю спроса занимает продовольственная отрасль. Ключевую роль в этом играет стремление к удобству, так как упаковка должна быть легкой, просто открываться и закрываться, а также обеспечивать удобство порционного отбора продукта.

Вертикальная упаковка с жестким дном отличается самым динамичным ростом в сфере гибкой упаковки. Благодаря своему малому весу эта упаковка, с одной стороны, позволяет экономить сырьевые ресурсы, а с другой - минимизировать транспортные расходы.

Благодаря широкому разнообразию материалов и многослойных пластиков, гибкая упаковка имеет исключительные барьерные свойства и может эффективно защитить продукты от проникновения влаги, кислорода и света. Сочетание материалов, таких

как алюминиевая фольга, с полимерной пленкой, глянцевой или матовой, может значительно улучшить внешний вид упаковки. Это в сочетании с высокохудожественной печатью упаковки дает производителям и предприятиям розничной торговли максимальные возможности для выделения их продукта из общей массы.

Второе место с долей около 40% занимает упаковка из жесткого пластика. Одной из самых крупных отраслей - потребителей данного вида полимерной упаковки -является индустрия напитков: на протяжении многих лет ведущие позиции занимают PET-упаковки для напитков. Увеличение глобального спроса на безалкогольные напитки, особенно на воду, несомненно, приведет к росту спроса на PET-упаковку в ближайшие годы. А основным стимулом роста служит набирающая популярность тенденция к замене стеклянной тары на стабильную пластиковую упаковку.

Сегодня PET-бутылки широко используются для упаковки пищевых продуктов и товаров бытовой химии. Обладая целым рядом преимуществ, они отличаются небольшим весом, оптимально пригодны к утилизации, прозрачные и не бьются. Прекрасно выполняя барьерные функции, данный вид упаковки обеспечивает защиту от ультрафиолетового излучения. PET-бутылки со специальным внутренним защитным слоем являются идеальной упаковкой для таких «чувствительных» продуктов, как пиво, вино и соки. При этом защитный слой на РЕТ-бутылках продлевает срок хранения самого продукта, сохраняя в течение длительного времени неизменными качество, вкус и содержание витаминов в продукте.

Для упаковки многих жидких товаров широко используются не только РЕТ-бутылки, но и алюминиевые банки. Относительно недавно для этих целей стали применять комбинированные банки РЕТ-металл. Корпус комбинированной банки может быть выполнен из прозрачного или цветного полимера, а крышка - из алюминия. Такая банка в два раза дешевле, чем алюминиевая. Поэтому РЕТ-металл может быть выгодной упаковкой даже для малых производств. При этом могут широко использоваться самоклеящиеся и термоусадочные этикетки.

Кроме того, между гибкой и жесткой полимерной упаковкой в настоящее время усиливается конкуренция, поскольку оба вида упаковки могут использоваться для фасовки продуктов питания и розлива напитков.

В свою очередь, жесткую конкуренцию демонстрирует глобальный рынок картонной упаковки. В 2018году совокупные объемы сбыта упаковки из бумаги/картона превысили 650 млн. единиц. А в 2020 году, по прогнозам Euromonitor International, спрос на картонную упаковку увеличится на 6%, чему также способствует непрерывный рост онлайн-торговли, где самой популярной является именно картонная упаковка.

Третьим по величине сегментом стала металлическая упаковка, объемы сбыта которой в 2018 году достигли 460 млн. штук. Основной сферой упаковки из металла стали напитки, прежде всего пиво, кофе, энергетические напитки.

Стеклянная упаковка отличается инертностью и герметичностью, хорошо защищает продукт и находит применение в индустрии напитков для упаковки пива, алкогольной продукции и вина. При этом в 2020 году объемы сбыта стеклянной упаковки возрастут на 7% и достигнут 350 млн. штук.

Трендом современного рынка стала «умная» упаковка. Именно она создана для того, чтобы контролировать и отражать воздействие факторов окружающей среды на продукт. Например, упаковка, оснащенная индикаторами времени и температуры, способна точно показывать степень свежести продукта - даже по истечении срока его годности. Данная технология, помимо прочего, позволяет получать достоверную информацию о допущенных перебоях в цепочке охлаждения, а также о пригодности продукта к употреблению.

«Умная» упаковка имеет возможность измерять или регистрировать свойства продукта, внутренней среды упаковки, а также условий хранения или

101

транспортировки. Такая информация о продукте, целостности упаковки и истории производства может затем передаваться пользователю (иногда посредством других устройств, таких как смартфоны или микроволновые печи со специальными функциями), предоставляя возможность аутентификации для борьбы с подделками или для инициации других функций упаковки.

«Активная» упаковка» призвана защищать продукты питания от внешних воздействий, распространения микробиологических заражений, повреждений вследствие механических воздействий, проникновения пыли или влаги, однако раньше данная защита была исключительно пассивной. Но производители современных упаковочных материалов пошли дальше - теперь в физико-биолого-химических процессах активно участвуют сами материалы. Они способны регулировать уровень влажности в упаковке, абсорбируя кислород, углекислый газ и этилен, благодаря чему продлевается срок годности, и улучшаются качественные характеристики продуктов питания. В первую очередь, они отличаются биохимической активностью, подавляя распространение микроорганизмов. Согласно исследованию компании Smithers Pira, в 2018 году совокупная рыночная стоимость активной и умной упаковки достигла 5,68 млрд долларов, при этом рынок активной упаковки оценивается в 4,62 млрд, рынок умной упаковки - в 1,06 миллиарда долларов. По прогнозам компании, совокупный рынок будет расти со среднегодовым темпом 5,9%, достигнув к 2023 году объема 7,56 миллиарда долларов.

Учитывая все аспекты экологичности, производители фирменных товаров делают ставку, прежде всего, на использование полимерной упаковки, произведенной на основе возобновляемых ресурсов - например, полимеров на базе кукурузного крахмала и сахарного тростника. Примером может служить гибкая полимерная упаковка из прозрачной многослойной пленки с барьерными свойствами из молочного белка, используемая вместо барьерных материалов из полимеров, производимых на базе нефтехимических продуктов. С одной стороны, пленки на основе молочных протеинов являются биоразлагаемыми, а с другой - природные вещества, содержащиеся в молоке, способны естественным способом продлить срок годности самих продуктов. Сегодня активно работают над применением поверхностных материалов на основе молочных протеинов для изготовления термоформованных емкостей.

Список литературы

1. Глобальный рынок упаковки: перспективы роста и развития. По материалам исследований Smithers Pira и Euromonitor. 19 апреля 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://machouse.ua/press-center/s3/publications/hlobalnyj-rynok-upakovki-percpektivy-rocta-i-razvitija.html/ (дата обращения: 29.06.2020).

2. Дубина Н. Цифровая упаковка сегодня // Компью Арт, 2017. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://compuart.ru/article/25306/ (дата обращения: 29.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.